Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма). План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему: Конспект логопедического занятия по развитию

Методическая разработка логопедического занятия.

Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

Группа: Нарушение чтения и письма,обусловленное фонематическим недоразвитием речи

Класс:2 класс

(логопедическое коррекционно-развивающее групповое занятие).

Занятие №1

Тип занятия :

"Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Цели: Определить

1. - Определить слогообразующую роль гласных в слове.

Учить детей делить на слоги слова, выделяя гласные.

2. - Понять важность последовательности слогов при чтении и письме.

3. - Уметь определять порядок слогов в слове;

Задачи:

1. Образовательные :

* знания (сформировать понятие о слогообразующей роли гласных в слове)

* умения (научить детей правильно делить на слоги слова, выделяя гласные; учить определять порядок слогов в слове); научить составлять графические схемы слоговой структуры слов

* общеучебные: владение основными видами ответов;

* умение делать сравнения, доказательства, определять цель работы;

* владеть способами контроля и взаимоконтроля, само-и взаимооценки;

* уметь коллективно работать.

. Воспитательная задача.

Воспитывать:

* усидчивость;

* сдержанность;

* дисциплинированность;

* организованность;

* уважение к коллективу.

3. Развивающая задача:

* развитие речи, мышления, зрительного восприятия и зрительной памяти;

* развивать орфографическую зоркость и фонематический слух;

* закреплять навыки умственных действий (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы);

* развивать мелкую моторику рук;

* формировать умение составлять развернутое учебное высказывание.

Оборудование к занятию:

* нетбуки по количеству детей

* рабочие тетради

* карточки на печатной основе

* компьютерная игра "Собери слово из слогов"

* дидактическая игра "Касса слогов на магнитах"

План занятия

Этап занятия

Методы и приемы

Время (мин)

Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия.

г) Эмоциональные.

д) Познавательные.

е) Волевые.

ж) Социальные.

а) Беседа

б) Экспериментальная задача

Наблюдение

в) Практические упражнения

Компьютерная игра

г) Поощрения

Создание ситуации успеха

д) Создание проблемной ситуации

е) Предъявление учащимся требований

Информация об обязательных результатах обучения

ж) Создание ситуации взаимопомощи

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

Физминутка.

Работа по карточкам

a) Письменные

б) Самоконтроль

в) Устные

г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

а) Индивидуальный опрос

Фронтальный вопрос

«Тихий опрос»

б) Самостоятельная работа

в) Самоконтроль по образцу

Форма организации занятия -разновозрастная

Развитие графических навыков.

Закрепление пойденного материала

Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I . Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Цель: правильно разделить слова на слоги.

Задача: определить тему занятия. Актуализировать информациюо том, из чего состоит наша речь, предложение, слово и слог.

Сядет тот, чье имя состоит из двух слогов, трех, четырех.

“Дети, что мы с вами только что делали? Как вы думаете, какая будет тема у нашего сегодняшнего занятия? Правильно, мы сегодня поговорим о слогах, делении слов на слоги.

Логопед предлагает вспомнить, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, а слоги - из звуков”.

II . Формирование понятий о слоговом составе слова.

Задание 1. Игра "Телеграф".

Цель: объяснить, какие есть способы деления слов на слоги. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: фoрмировать навыки слогового анализа.

Логопед предлагает детям назвать картинки и разделить эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные – из односложных слов, из двусложных, из трехсложных. Отхлопать количество слогов. Ответить на вопрос: “Ребята, какими способами можно поделить слово на слоги?” (можно приставить руку к подбородку и посчитать количество толчков или проскандировать и хлопать в ладоши, но самый надежный способ - сосчитать количество гласных в слове).

Логопед вместе с учениками делает вывод: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Перечень картинок : мох, сом, суп, шляпа, вата, усы, малина.

Задание 2. Графическое изображение слогов.

Цель: объяснить принцип составления графической схемы слоговой структуры слов. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: научить составлять графические схемы слоговой структуры слов.

Логопед: «Ребята, поставьте вопрос к слову лев. (Кто это? – лев). Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем его одной чертой. (Логопед показывает на доске, учащиеся – в тетрадях). Сколько гласных в слове? (Одна), значит в слове один слог: ___, какая гласная в слове? (е), значит графическая схема слова лев: е ».

Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части, если три гласных – три слога.

Логопед предлагает изобразить слова графически, надписать над каждым слогом соответствующую гласную. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные – в тетрадях).

Перечень слов : муха - у а, рубашка - у а а, пузыри - у ы и, торт - о,

музыка - у ы а, карп - а, попугай - о у а, муравей - у а е.

Цель: составить слова из слогов.

Задача: научиться правильно определять последовательность слогов с слове.

На доске записаны слоги. Ученики работают каждый за своим нетбуком. Логопед предлагает учащимся из слогов составить слова.

III . Физминутка.

1. Упражнения на перекрестную ориентировку:

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

Правую руку – на голову, а левую – за голову;

Левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо.

2. Гимнастика для глаз.

Закрыли глаза, открыли, посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Чтение за указкой.

Выразительно читаем.

3. Игра с мячом.

Перекидывая мяч друг другу, учащимся необходимо превратить односложные слова в двусложные, двусложные – в трехсложные. Например: шар – шары – шарики.

Перечень слов : дом, год, кот, слон, нос, сад, лось, сом, тигр, мышь, еж.

VI . Работа по карточкам. (каждый ученик получает карточку)

Задача: списать текст без ошибок.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

    Развитие графических навыков.

Цель: развивать зрительный гнозис, ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Задача: нарисовать по клеточкам фигуру зайчика, следуя инструкции логопеда.

VI . Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра "Что на картинке?"

Цель : закрепить умение определять правильный порядок слогов в слове.

Задача : вытянуть карточку с картинкой, определить, что на ней изображено и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, игрок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место. Затем второй участник составляет слово к новой картинке. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек с картинками.

VII . Подведение итогов занятия.

Чему вы сегодня научились? Что узнали нового? Какие задания, предложенные на занятии, вызвали трудности?

Учебники и дополнительная литература

    З.Е. Агранович “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2001.

    С.Е. Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, ТЦ"Сфера", Москва, 2007.

    В.Т. Голубь “Графические диктанты”, Москва, “Вако”, 2010.

    Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва “ВЛАДОС”, 2003.

    Л.Н. Ефименкова, И.Н.Садовникова "Исправление и предупреждение дисграфии у детей”, Москва, “Просвещение” 1972.

    Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Москва, “ВЛАДОС”, 2001.

Конспект индивидуального логопедического занятия

по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование умения составлять простое распространенное предложение;
  • Расширение, уточнение и активизация словаря;
  • Отвечать на вопросы одним словом;
  • Закрепление умения договаривать предложение;
  • Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», и звуковых рядов со звуком «М».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.
  • Формирование плавного длительного выдоха.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование положительной установки на занятие.

Оборудование : Мягкая игрушка «Кошка - Мурка», картинки с персонажами сказки «Репка»; коробочка с фасолью; бабочки из бумаги; мешочек с картинками: «Мишка», «Самолет», «Дом», «Шар», «Мяч», «Лук», «Кот», дорожка со следами кошки.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие? Это кошка – Мурка. Поздоровайся с Муркой.

Ребенок здоровается.

Логопед : Мурка нам что-то принесла.

Коробочка с фасолью, а в ней спрятаны картинки с героями сказки «Репка».

Логопед : Посмотри, какие картинки спрятались в фасоли?

Ребенок достает из коробочки с фасолью картинки и выкладывает их на столе (дед, бабка, внучка-Маша, Жучка, кошка, мышка, репка).

Логопед : Кто это?

Ребенок: Дед, баба и т.д.

Логопед: Из какой сказки все персонажи? Какая это сказка?

Ребенок : Репка.

II. Основная часть.

Логопед: Мурка очень любит эту сказку и просит помочь ее рассказать. Поможешь?

Ребенок : Да!

Логопед: Посадил дед…Что?

Ребенок : Репку.

Логопед: Выросла репка какая?

Ребенок : Большая пребольшая (показывает).

Логопед: Стал дед репу…Что делать?

Ребенок: Тянуть (показывает).

Логопед : Тянет-потянет – тянет-потянет, а вытянуть ….Что?

Ребенок : Не может.

Логопед: Позвал дед кого?

Ребенок: Бабку (показывает).

Логопед : Кто посадил репку?

Ребенок: Дед.

Логопед : Кто помогал деду тянуть репку?

Ребенок : Бабка, Маша, собака-Жучка, кошка, мышка.

Логопед : Молодец, Мурке понравилось, как ты помогал рассказывать сказку.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»

Вырезанные из бумаги бабочки лежат на столе.

Логопед : Посмотри кто это? Сколько бабочек! Давай подуем на бабочек так, чтобы они полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Ребенок сдувает по очереди бабочек.

Логопед : Молодец, все бабочки разлетелись.

Физкультминутка «Волшебный мешочек»

Логопед : Мурка нам еще что-то принесла, волшебный мешочек с картинками. Смотри, что это?

Ребенок: Самолет.

Логопед : Самолет летит, самолет гудит. Как гудит самолет? Повтори и покажи.

Ребенок : «У-У-У» (показывает).

Логопед: Кто это?

Ребенок: Мишка.

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори и покажи.

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка громко поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка тихо поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Дидактическая игра «Слоговая дорожка».

Логопед : А теперь давай «походим» с Муркой пальчиками по волшебной дорожке (На столе лежит дорожка со следами кошки).

Логопед: Наступай на следы и произноси: «МА-МА-МА».

Ребенок : «МА-МА-МА (идет пальчиками по дорожке).
Так же идет со слогами «МО», «МУ», «МЫ».

Дидактическая игра «Посмотри и найди картинку»

Логопед : У Мурки в волшебном мешочке еще что-то лежит. Достань.

Ребенок достает и выкладывает на столе картинки: дом, шар, мяч, лук, кот. Логопед называет картинки. Затем предлагает показать где: дом, шар, мяч, лук, кот. Ребенок показывает.

Логопед : (показывает по очереди картинки) «Что это?».

Ребенок : дом, мяч…

III. Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Мурка.

Логопед : Какую сказку мы рассказали Мурку?

Ребенок : Репка.

Логопед: Мурке очень понравилась наша сказка. Какие картинки Мурка нам еще приносила (показ).

Ребенок : «Мишка», «Самолет».

Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался. Мурка дарит тебе картинки с изображением героев сказки «Репка». Дома обязательно расскажи эту сказку маме и папе.


по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Формирование умения составлять простое распространенное предложение;

    Расширение, уточнение и активизация словаря;

    Отвечать на вопросы одним словом;

    Закрепление умения договаривать предложение;

    Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», и звуковых рядов со звуком «М».

Коррекционно-развивающие задачи:

    Активизация речевой деятельности.

    Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.

    Формирование плавного длительного выдоха.

    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Формирование положительной установки на занятие.

Оборудование : Мягкая игрушка «Кошка - Мурка», картинки с персонажами сказки «Репка»; коробочка с фасолью; бабочки из бумаги; мешочек с картинками: «Мишка», «Самолет», «Дом», «Шар», «Мяч», «Лук», «Кот», дорожка со следами кошки.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие? Это кошка – Мурка. Поздоровайся с Муркой.

Ребенок здоровается.

Логопед : Мурка нам что-то принесла.

Коробочка с фасолью, а в ней спрятаны картинки с героями сказки «Репка».

Логопед : Посмотри, какие картинки спрятались в фасоли?

Ребенок достает из коробочки с фасолью картинки и выкладывает их на столе (дед, бабка, внучка-Маша, Жучка, кошка, мышка, репка).

Логопед : Кто это?

Ребенок: Дед, баба и т.д.

Логопед: Из какой сказки все персонажи? Какая это сказка?

Ребенок : Репка.

II . Основная часть.

Логопед: Мурка очень любит эту сказку и просит помочь ее рассказать. Поможешь?

Ребенок : Да!

Логопед: Посадил дед…Что?

Ребенок : Репку.

Логопед: Выросла репка какая?

Ребенок : Большая пребольшая (показывает).

Логопед: Стал дед репу…Что делать?

Ребенок: Тянуть (показывает).

Логопед : Тянет-потянет – тянет-потянет, а вытянуть ….Что?

Ребенок : Не может.

Логопед: Позвал дед кого?

Ребенок: Бабку (показывает).

Логопед : Кто посадил репку?

Ребенок: Дед.

Логопед : Кто помогал деду тянуть репку?

Ребенок : Бабка, Маша, собака-Жучка, кошка, мышка.

Логопед : Молодец, Мурке понравилось, как ты помогал рассказывать сказку.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»

Вырезанные из бумаги бабочки лежат на столе.

Логопед : Посмотри кто это? Сколько бабочек! Давай подуем на бабочек так, чтобы они полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Ребенок сдувает по очереди бабочек.

Логопед : Молодец, все бабочки разлетелись.

Физкультминутка «Волшебный мешочек»

Логопед : Мурка нам еще что-то принесла, волшебный мешочек с картинками. Смотри, что это?

Ребенок: Самолет.

Логопед : Самолет летит, самолет гудит. Как гудит самолет? Повтори и покажи.

Ребенок : «У-У-У» (показывает).

Логопед: Кто это?

Ребенок: Мишка.

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори и покажи.

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка громко поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка тихо поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Дидактическая игра «Слоговая дорожка».

Логопед : А теперь давай «походим» с Муркой пальчиками по волшебной дорожке (На столе лежит дорожка со следами кошки).

Логопед: Наступай на следы и произноси: «МА-МА-МА».

Ребенок : «МА-МА-МА (идет пальчиками по дорожке).
Так же идет со слогами «МО», «МУ», «МЫ».

Дидактическая игра «Посмотри и найди картинку»

Логопед : У Мурки в волшебном мешочке еще что-то лежит. Достань.

Ребенок достает и выкладывает на столе картинки: дом, шар, мяч, лук, кот. Логопед называет картинки. Затем предлагает показать где: дом, шар, мяч, лук, кот. Ребенок показывает.

Логопед : (показывает по очереди картинки) «Что это?».

Ребенок : дом, мяч…

III . Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Мурка.

Логопед : Какую сказку мы рассказали Мурку?

Ребенок : Репка.

Логопед: Мурке очень понравилась наша сказка. Какие картинки Мурка нам еще приносила (показ).

Ребенок : «Мишка», «Самолет».

Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался. Мурка дарит тебе картинки с изображением героев сказки «Репка». Дома обязательно расскажи эту сказку маме и папе.

Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знание воспитанников о звуках, буквах и слогах.
  2. Развивать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове.
  3. Учить слоговому анализу и синтезу.
  4. Закрепить знание сказок К.И.Чуковского.

Коррекционные:

  1. Коррекция фонематического слуха.
  2. Развитие мелкой моторики кистей рук.
  3. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе анализа и синтеза слов., работы с наглядным материалом.
  4. Обогащение словарного запаса воспитанников.
  5. Коррекция мыслительных процессов, на основе игры “4-ый лишний”

Воспитательные:

  1. Закреплять умение работать в группе, в паре.
  2. Воспитывать любовь к чтению.
  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, доска, наборное полотно, досочки с гвоздиками и резинками.

Ход занятия

I. Организация занятия.

Встали все красиво, спинки выпрямите, улыбнитесь друг другу. Сядут те, у кого имя состоит из 2 слогов, из 3 слогов.

II. Сообщение темы и целей занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы вспомним что такое слово, слог, буква, звук.

III. Основная часть.

На доске вывешивается наборное полотно, на нем слоги: мон, ли, но, ки, хал, ва.

Прочитаем хором.

Что мы сейчас прочитали? (Дети: Слоги.)

Логопед читает стихотворение: (Приложение) Слайд 2.

Что за Ли? Что за Мон?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” –
Сразу станет кисло-кисло!

Что за Ки? Что за Но?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” –
Сразу станет интересно!

Что за Хал? Что за Ва? –
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” –
Сразу станет сладко-сладко!

(Э. Успенский)

Эдуард Успенский современный детский писатель. Слайд 3.

– Чем, ребята, слог отличается от слова? (Дети: У слов есть смысл.)

Сегодня на занятии мы вспомним произведения детского писателя К.И Чуковского. В 2012 году исполнится 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича.

Николай Васильевич Корнейчуков. Слайд 4.

У меня в руках корзина с разными предметами и картинками, ваша задача их отгадать и выполнить задания

Итак, приглашаю вас в страну под названием “Чукоккала”. Слайд 5.

1-е Задание. Рассыпалось слово, надо правильно расставить буквы и прочитать название предмета. Слайд 6.
Самовар. Слайд 7.

Звукобуквенный разбор слова. Выложить схему слова. Кому из героев произведений Чуковского принадлежит этот предмет? Мухе-Цокотухе. “Муха-Цокотуха” 1924 г.

Слайд 8.

(Ребята выкладывают схемы слов.)

2-е Задание – Что это за этот предмет? (БИНТ.) Слайд 9.

Найдите лишний слог в словах и узнаете, кому принадлежит бинт.

ДОБНА РЫЙ ДОКВУ ТОР АЙЗА БОЛИТ Слайд 10–12

– Как называется сказка? “ Айболит” 1929 г. Слайд 13.

3-е Задание.

На доску прикрепляются картинки животных. Слайд 14.

– Их какой сказки эти животные? “Телефон” 1926 г. Слайд 15.

Разделить слова на слоги и выделить ударный слог. Слайд 16.

Слон, мартышки, медведь, газели, зайчатки, бегемот.

Работа в тетради.

Запишите в тетрадь слова и выполните задание.

Проверьте

4-е Задание. Слайд 18.

Игра “Резиночки”.

На доску (50х50) набиты гвоздики. Натягивая, резиночки на гвоздики, изобразить:

Свечка, печка, подушка, пирог.

Из какой сказки предметы? “Мойдодыр” 1923 г. Слайд 19, 20.

5-е Задание.

Игра “4-ый лишний”. Слайд 21.

Велосипед, шарик, собака , трамвайчик

Почему лишнее?

Со бака. Слайд 22.

Разделить слово на слоги, найти ударный слог. Словарное слово.

Слово вывесить на доску.

Надо запомнить написание безударной гласной о.

Их какой сказки слова? “Тараканище” 1921 г. Слайд 23.

6-е Задание.

К.И. Чуковского.

Давайте сочиним сиквейн. Каким мы видим К.И. Чуковского сегодня?

(Кто?) Чуковский. Слайд24, 25.

(Какой?) Добрый, умный.

(Что делает?) Учит, увлекает, высмеивает, интригует.

(Значимые слова о нем.) Любит детей, богатая фантазия, пишет с юмором, вызывает интерес.

(Суть, итог.) Детский писатель

IV. Обобщение. Слайд 26.

– Как определить количество слогов в слове? (По количеству гласных букв.)

– Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Чем отличаются звук и буква? (Звук слышим, букву пишем.

– Как ставится ударение в слове? (Произнести слово целиком, вы делить голосом ударный звук.)

V. Итог занятия.

А вам понравилось в стране под названием “Чукоккала”?

Молодцы, ребята, выполнили все задания! Показали свои знания и умения.

Список литературы:

  1. Барсукова Л.А. и другие. Логопедия в школе: практический опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. Издательский центр “МарТ”, 2005.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
Пояснительная записка

Итоговое логопедическое занятие «Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Работа над звукослоговым составом занимает большое место в логопедической работе. Те дети, которые не справляются в классе, более подробно в других вариациях осваивают этот материал на коррекционных занятиях. Беря в основу методику болгарского педагога Г.Лозанова – строим занятие, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся, на сложность речевого нарушения, на имеющийся потенциал ребёнка. В основу построения занятий легли следующие приёмы коррекции:

Ненапряжённая концентрация внимания (цвет - оранжевая шапочка, оранжевые ключи, «огоньки», кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарных связей, активизируют запоминание, устойчивость внимания, улучшают внимание, правописание, ясное восприятие, речь, улучшают мыслительную деятельность, чтение).
- отсутствие усталости (частые физминутки, смена видов деятельности)
- использование резервных возможностей ученика, а именно 1) использование кинестетических ощущений - сложные слова не только можно увидеть и прочитать, но и взять их в руки (пособие «Ключи»), гласную - пощупать рукой и («огоньки»), а не просто посмотреть на неё. 2) видеть, как звучат согласные и гласные, чем отличается произнесение мягких согласных от твёрдых (наблюдение за артикуляцией в зеркале). 3)
- широкая вариация условий обучения (печатные тетради, письменные и устные работы, игровые моменты).
- ситуация свободного общения
- отсутствие оценок
- использование материала «бокового зрения» (оттенок общения, ритм урока фон, цветовая гамма)

Тема: «Звуко-слоговой слов различной слоговой структуры»

ЦЕЛИ: 1) Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные по артикуляционным и акустическим признакам.
2) Учить различать твёрдые и мягкие согласные и обозначать их на письме.
3) Учить определять количество гласных в слове в зависимости от количества слогов.
4) Учить правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
5) Развивать фонематический слух, восприятие,
6) Расширение зрительного кругозора?
7) Воспитывать аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к вещам.

ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой гномик Ляпа, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки «Огоньки», пособие «Буквы рассыпались», пособие «Ключи», дидактический материал на формирование звуко-слогового анализа и синтеза.
ХОД УРОКА: 1. Орг.момент.
Логопед: - Здравствуйте! Сегодня на занятии мы закрепим умение определять количество слогов и звуков в слове, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные и составлять из букв слова. Но проведём занятие в иной форме. Я предлагаю вам побыть в роли учителей, а вашим учеником будет маленький гномик Ляпа, который ещё не умеет правильно разговаривать и в своей речи допускает много ошибок.
2. Кинезиологическая разминка.
Логопед: - Но сначала мы наденем такую же шапочку, как у Ляпы, снимем, оденем,… (дети выполняют упражнение «Шапочка» - массаж ушных раковин, улучшает внимание, правописание, ясное восприятие, речь).).
- Теперь вы дадите ему первый урок – определение левой и правой стороны. Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. (упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует запоминание, устойчивость внимания).
- Молодцы, но больше всего Ляпе понравилось, как выполнял это задание …, поэтому гномик полежит у него на парте. А мы с вами откроем тетради и запишем число.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Друзья, давайте вспомним, как произносятся гласные и согласные звуки.
Дети: - Гласные произносятся свободно, с открытым ртом, а согласные встречают преграду: губы, язык, нёбо, …(работа с индивидуальными зеркалами).
Логопед: - А как произносятся твёрдый и мягкий согласный?
Дети: - Мягкий произносится с «улыбкой».
Логопед: - Хлопните, когда услышите мягкий согласный (игра «Хлопушки»):
ла, сту, рё, дю, кло, дя, трэ, се, вы, спи.
- Очень хорошо справился … , и Ляпа отправляется к нему в гости.
4. Работа со звуками в односложных словах.
Логопед: - Давайте вспомним, как произносятся согласные звуки? (встречается преграда). В следующем задании мы научим Ляпу выделять согласный звук из слов. Я буду читать слова, вы - записывайте в тетради только первый и последний согласный, а мы с вашим учеником будем смотреть, кто как работает.
волк, слон, лев, крот, тигр
- Дайте общее название этим словам (звери).
- Где живут эти звери?(в лесу).
- Сейчас я назову предметы, которые тоже можно найти или услышать в лесу, а вы запишите второй согласный, слушайте внимательно:
дрозд, клён, ствол, прут, свист, стук, гриб.
- Оба задания очень хорошо сделал … , и Ляпа идёт к нему в гости.
5. Деление на слоги двусложных слов.
Логопед: - Ребята, лес – это то место, где живёт наш гномик. Его дом стоит на лесной опушке. А кто мне скажет, из каких частей состоит дом?
Дети: - Крыша, труба, окна, стены, крыльцо, двери, …
Логопед: - Давайте научим Ляпу считать слоги в словах (логопед называет слово, дети хлопками определяют количество слогов).
- Вы заметили, в этих словах по два слога. Значит при записи должны быть две гласные. Гласные – это красные, в каждом слове загорится два красных огонька. Первое слово запишет на доске … и обозначит гласные «огоньком» (пособие «огоньки»).
- Нашему герою так понравилось это задание, что он тоже захотел составить слова, но растерял буквы. Придётся помочь ему.
6. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Чтобы увидеть потерявшиеся буквы, чтобы быть повнимательнее, выполним следующие упражнения:
- Кулачки вперёд, смотрим на меня, расставим пальчики и медленно раздвигаем руки. Когда не можем сосчитать пальчики, останавливаемся. Так 3-4 раза (упражнение «Кулачки», увеличивает зрительный объём, активизирует межполушарное взаимодействие).
- А теперь поищем буквы внизу. Опустите голову и медленно покачайте влево вправо (упражнение «Часики» улучшает мыслительную деятельность, чтение).
7. Составление из букв двусложных слов.
Логопед: - Рассыпанные буквы нашлись, а какие слова из них получатся? (пособие на листах «Буквы рассыпались»):
п, р, о, г, и
м, к, о, о, п, т
с, а, к, т, е, т, ь, р
- Запишите слова в тетради. Определите количество слогов. Самый догадливый оказался …, поэтому Ляпа отравляется к нему.
8. Составление словосочетаний из трёхсложных слов.
Логопед: - Вы заметили, какие слова придумал гномик? Наверное, он хочет пригласить нас в дом и угостить пирогом. Но зайти в дом нельзя без ключей. У нас с вами целая связка ключей со словами. Мы откроем замок, когда научим Ляпу составлять словосочетания. Подберите два таких, чтобы подходили по смыслу. Запишите словосочетания в тетрадь. Найдите слова, состоящие из трёх слогов, надпишите количество слогов над этим словом (пособие «Ключи», трёхсложные слова поделены на слоги, гласные выделены красным).
шторы на
о-кош-ки
оп-рят-ный
домик
пахнет
ка-пус-та
На окошке шторы, опрятный домик, пахнет капустой.
9. Словарная работа.
Логопед: - Кто знает из вас, что означает слово опрятный? Каким похожим словом можно заменить опрятный?
Дети: - Аккуратный, ухоженный, чистый.
Логопед: - Правильно. Составьте словосочетание с этим словом (опрятная комната, опрятная одежда, опрятный человек). Запишите словосочетание в тетрадь.
- А про кого из вас можно сказать, что он опрятный? Что вы делаете для этого?
Дети: - Убираем в комнате, ухаживаем за своими вещами, соблюдаем правила личной гигиены.
Логопед: - Гномику понравилось, как справился с этим заданием …, поэтому Ляпа посидит с ним.
Дети: - В опрятном домике пахнет капустой. Пирог, наверное с капустой. Давайте поделимся, как надо готовить капусту.
10. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, (постучали ребром ладони)
Мы капусту трём, (потёрли ладошки друг о друга)
Мы капусту солим, (посолили пальчиками)
Мы капусту жмём. (сжали-разжали кулачки)
11. Работа с дидактическим материалом.
Логопед: - Многому мы научили нашего друга. Покажем ещё, как мы работаем в печатной тетради. Там все те упражнения, которые мы выполняли на занятии, только в маленьком количестве. Выполняя задания, мы повторяем то, чему вы научили гномика. Пока вы делаете, мы с Ляпой учимся у вас.
12. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Поработали – отдохнём. Поиграем в «Ухо- нос» (левая рука за нос, правая за ухо. Хлопок – поменяли руки. Так-3-5 раз).
12. Итог.
- Так чему мы учили маленького ученика?
- Какие упражнения запомнились вам?
- Спасибо за хороший урок, до встречи!

Используемая литература:

1. И.С.Лопухина «Логопедия. Звуки, буквы, слова»
2. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии»
3. «Логопедия в школе», под ред. В.С.Кукушина.
4. С. А. Белолипецкий «Метод врождённой успеваемости»