Мишень для офисной травли. Как пережить травлю и ее последствия

Хейзинг многим знаком по американским фильмам, где проходит своеобразный обряд инициации - вступление, например, в студенческое братство. Опасность хейзинга заключается именно в его унизительной составляющей, главная цель организаторов подобных ритуалов аналогична цели моббинга - оскорбить человека, почувствовать собственное превосходство, убедиться в беззащитности и преданности. В ход идут не только извращенные задания, но и оскорбления, и насмешки, и шантаж, и провокации. О вреде хейзинга говорить трудно - подобные разовые акции принято замалчивать, поэтому непонятно, перерастают ли они во что-то более серьезное.

К хейзингу относят и некоторые формы неуставных отношений - например, дедовщину.

Аутинг

Если понятие каминг-аута знают почти все, то о принудительном раскрытии тайн задумываются редко. Аутинг - это публичное разглашение компрометирующей жертву информации, которая в итоге может стать поводом для травли. Но даже в случае нормального принятия обществом полученной информации человек все равно оказывается в некомфортной обстановке, зачастую вынуждающей его оправдываться или объяснять ситуацию.

Кто может столкнуться с травлей

По словам психологов, буллинг - понятие социальное, с проблемой травли можно столкнуться практически в любом обществе, сформированном по случайному принципу (коллектив на работе, в школе или институте, где у людей зачастую нет общих интересов).

Есть обобщенный список критериев, определяющих людей, попадающих в группы риска: религиозные и расовые особенности, сексуальные предпочтения и половая самоидентификация, экономический уровень, наличие стигматизированных в обществе болезней (ВИЧ, ментальные особенности), политическая позиция, особенности внешности (вроде родимых пятен). Но главный критерий для травли - повышенная чувствительность жертвы, эмоциональная слабость, которая стимулирует агрессоров бить по одному и тому же слабому месту.

Отдельная группа риска, которая вообще не связана с личными характеристиками человека, - новенькие люди в любой сформировавшейся группе. Стресс от прихода в устоявшийся коллектив испытывают практически все, будь то школьники, знакомящиеся с классом, или уже взрослые люди после долгих лет, проведенных на одном месте, решившие сменить место работы. Любое отклонение от принятых в этом небольшом обществе норм может практически сразу вызвать единодушную волну негодования.

Предугадать ту причину, которая может стать поводом травли, невозможно. В этом случае буллинг детей и взрослых ничем не отличается - действуют примерно одинаковые механизмы травли, которые не делят людей по возрасту и полу. Впрочем, механизмы эти отличаются спонтанностью, поэтому отследить их невозможно. Есть предубеждение, что девочки в школах больше распускают сплетни, в то время как мальчикам свойственно рукоприкладство, но официальных подтверждений теории нет. Достоверной и точной статистики, которая позволила бы предугадать потенциальных агрессоров и их жертв, нет.

Ирина Пудовинникова

координатор проекта «Травли.net», специалист по вопросам предотвращения буллинга в школах

В группу риска попадает практически любой человек, который отличается от большинства, и неважно, чем конкретно он отличается, отличительная черта не обязательно будет негативной. Дальше ситуации развиваются по индивидуальному сценарию, пол или возраст тут не имеют особого значения.

Травля может возникнуть из-за потребности возраста, давления закрытой системы, личных особенностей детей, недостатка опыта у педагогов, фоновой агрессии в обществе. Все это очень важно и интересно и, безусловно, стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю «обычным делом». Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети, - не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

Общие принципы борьбы с травлей

По словам психологов, травля в любом обществе протекает по примерно похожим схемам и задействует одинаковые механизмы.

Важно понимать, что агрессор обычно ждет реакции от своей жертвы, поэтому в любом случае требуется сохранять нейтралитет и ни в коем случае не демонстрировать свою слабость. Тогда есть вероятность, что агрессор просто потеряет интерес к ситуации.

В самых критичных случаях решением проблемы может стать смена места, но прибегать к ней нужно, только когда другие варианты уже не помогли. Это подходит в том случае, когда руководство коллектива (учителя или начальник на работе) не поощряет, а то и вовсе препятствует борьбе с буллингом. В этом случае энергозатраты могут быть слишком высокими.

Закон против травли

Не нужно пренебрегать официальными способами защиты - в случае непрекращающейся травли и невозможности договориться со стороной агрессора его можно привлечь к ответственности перед законом по целому ряду статей: возбуждение ненависти или вражды (282 УК РФ), клевета (128.1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (легкого - 115 УК РФ, среднего - 112 УК РФ, тяжелого -111 УК РФ), истязание (117 УК РФ), доведение до самоубийства (110 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества (167 УК РФ). И хотя конкретных законов против буллинга или хотя бы его определения в Конституции или в любом кодексе нет, ориентироваться можно на конкретные противоправные действия, совершенные против жертвы.

Учитывая, что большая часть случаев буллинга происходит в школах (или даже детских садах), а агрессорами обычно выступают сами дети, важно понимать, что частичная уголовная ответственность наступает с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству.

С 14 лет же ребенок несет ответственность, например, по статьям 111 и 163 (вымогательство и шантаж) Уголовного кодекса, а также минимальное наказание может последовать за грабеж, разбой, вандализм и хулиганство. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность.

При необходимости обращения в суд надо собрать достаточную доказательную базу: в нее войдут заверенные нотариусом скриншоты переписок или оскорбительных постов, показания свидетелей, справки о побоях и других травмах, фотографии испорченных вещей, заключения о порче вещей и поломке техники, если такие возможно получить.

Отдельно можно записать и разговоры с оскорблениями и угрозами, но нужно помнить, что любое записывающее устройство должно быть куплено в России (китайские сайты не подойдут для этой цели), в противном случае запись будет считаться незаконной. Желательно даже сохранить чек после покупки техники. О незаконном обороте таких технических средств говорится в пункте 1 статьи 138 УК РФ. Если запись ведется на телефон, его приобретение в границах РФ также важно.

С помощью юриста можно подготовить информацию о тратах на лекарства и лечение (если в результате травли понадобилась помощь психолога), а также оценить моральный вред, чтобы, помимо наказания по статьям, получить еще и компенсацию от агрессора.

Как поддержать жертву

Конечно, особенно важно внимание к детям и их психологическому состоянию со стороны родителей и родственников. Чтобы предупредить ситуацию буллинга или суметь вовремя помочь в ее решении, нужно отслеживать настроение, отношение ребенка к детскому саду или школе, желание общаться со сверстниками. В случае травли уже взрослого человека желательно донести проблему до руководства, пойти на прямой контакт и обсудить недопонимание. Вполне возможно, что в процессе диалога удастся решить сложившийся конфликт.

Ну и конечно, нельзя забывать о позитивном мышлении: поиск вдохновляющих событий и вещей, общение с приятными людьми, любимое творчество или работа помогут пережить травлю и сконцентрироваться на более важных вещах, пока буллинг полностью не сойдет на нет.

Анна Скавитина

психолог и член IAAP (International Association of Analytical Psychology), эксперт журнала Psychologies

Даже учителя могут оказаться жертвами детского буллинга в отдельно взятых случаях. Здесь важна история системы, в которой может поддерживаться травля (бездействием или непризнанием проблемы), или же, напротив, система преследует обратную задачу, в которой все ее участники пытаются предотвратить буллинг.

Есть варианты поведения, которые ни в коем случае нельзя демонстрировать при общении с ребенком, да и вообще с любым человеком, перенесшим травлю. Во-первых, ни в коем случае нельзя обвинять жертву, даже косвенно. То есть говорить, что ребенка травят, потому что у него голубые глаза или лишний вес, оправдывать или пытаться объяснить этими факторами поведение агрессора запрещено. Такая логика изначально неправильная.

Во-вторых, нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Как только ребенок оказывается в ситуации насилия, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно обычно не бывает. В помощи взрослым жертвам буллинга действуют такие же принципы.

Но меня вообще очень радует, что об этой теме начали разговаривать и что к ней меняется отношение в обществе. Мы отходим от ситуации постоянного блейминга жертв.

Истории людей, столкнувшихся с буллингом

«Чем более публично все это происходило, тем лучше работало»

Наталья О’Шей, Хелависа

лидер музыкальной группы «Мельница», лингвист и писатель

«Мои дети учатся в частной международной школе в Вене. С одной стороны, это круто, а с другой - контингент очень неровный (дети дипломатов, другая этническая и расовая принадлежность).

Моя старшая дочка, Нина, очень худенькая и длинная, это генетика. В какой-то момент в их классе образовалась украинская банда под предводительством довольно-таки полной девочки Полины. Нина считала ее подругой, но в какой-то момент я заметила, что дочь расстроена, и стала ее расспрашивать. Нина рассказала, что Полина, Соня и Назар всем говорят, что она такая худая потому, что больная, что у нее глисты. Сплетня быстро распространилась.

В итоге я пошла напрямую сразу же к завучу, к школьному психологу и к папе Назара, поскольку мы соседи. Полина, увидев нас с ним, немедленно завела новую песню-сплетню: «У папы Назара роман с мамой Нины, вон они шептались в коридоре», - но с самим Назаром, к счастью, родители уже проводили воспитательные беседы.

Потому уже вмешалась наконец завуч, вызвала к себе на отдельные встречи всех родителей замешанных в истории детей, побеседовала с ними, а те, в свою очередь, уже поговорили в кругу семьи.

И весь последний год очень помогает психолог. Раньше Нина регулярно ходила к ней в кабинет просто тихо рисовать, когда ей было грустно, сейчас уже нет такой надобности. Кроме того, психолог постоянно наблюдает за детьми на переменах, „отслушивает“ разговоры, отслеживает, если дети сбиваются в агрессивные шайки, и пресекает это.

Сейчас у Нины все хорошо. Назар ухаживает за ней, а Полина заплетает ей косички. Дети действительно поняли, что делали ей больно и что с друзьями так не поступают.

Я думаю, что я правильно сделала, что сразу нанесла „массированный удар“ - и к завучу, и к психологу, и к родителю. Школа у нас не очень большая, но очень „модная“ (Amadeus Vienna), поэтому чем более публично все это происходило, тем лучше работало».

«Это просто была не наша школа»

Анонимная история

«Мы переехали в новое место, сменили школу. Предыдущая была небольшая и комфортная, новая оказалась очень мажорной, с детьми крутых родителей. Амбиции и апломб другого уровня. Сын оказался не готов к таким агрессивным отношениям - не мог пикироваться и подкалывать - стеснялся. Долго мне не говорил, а потом вдруг расплакался и вывалил. Я тогда первый раз пошла на родительское собрание, понаблюдала за родителями и, главное, за классной руководительницей. Стало понятно, что это поведение у детей - нормальная атмосфера для школы. Никакой борьбы, выяснения отношений я не приемлю, не вижу смысла, не учу этому сына - это просто была не наша школа. Ушли и забыли».

«Я попыталась прекратить поборы в школе, а родительский комитет на меня же и ополчился»

Арина Попова

мать второклассника, правозащитница и активистка

«Я попыталась прекратить поборы в школе, а родительский комитет на меня же и ополчился. Травить начали моего ребенка, чтобы проучить меня. Они сказали, что не возьмут с меня деньги на новогодний утренник и подарок для Марка к Новому году. Я разузнала, какого образца закупают подарки для нашего класса, купила точно такой же, принесла пирожные и фрукты - хотела, чтобы Марк не заметил этого конфликта. Но в чью-то светлую голову пришла гениальная мысль сделать каждую часть новогоднего торта персональной. Как вы уже поняли, кусочка с именем „Марк“ в торте не оказалось. Видно, что родителям было стыдно. Одна из мам быстро нашла ленточку, чтобы подарок перевязать, добавила его в нужный список, засуетилась. Марку я сказала, что его имя написано на центральной части. Ситуация разрешилась, но не весь конфликт. Сейчас, когда начинаются споры, я обычно их просто игнорирую и ухожу с родительского собрания. А сын очень стойкий, у него есть один лучший друг в классе, больше ему и не надо. Конфликт с родителями его не задел, поэтому сейчас он продолжает учебу в обычном режиме».

«Все мои ненавистники менее настойчивы, чем я»

Лена Климова

создательница и руководительница проекта «Дети 404»

«С самого начала существования сообщества „Дети-404“ были люди, которым не нравилось то, что мы делаем. Всегда среди них находились те, кто говорил это нам не в самой приятной форме. Поправка: и я бы не назвала то, что происходило и происходит, травлей или буллингом. Это ситуация неравенства, основанная на власти и других ресурсах агрессоров, которая возникает в пространстве, из которого жертва не может выйти. Я могу забанить любого человека, который пишет мне гадости, и забыть о нем.

Угрозы бывают редко, сейчас - не чаще раза в месяц. Все мои ненавистники менее настойчивы, чем я. Так что я спокойно работаю дальше, а они сразу или постепенно отваливаются.

У всех свои способы борьбы с потоками негатива. Мои просты. Номер один: забанить и забыть. Нет ничего проще и действеннее, если вам досаждают в соцсетях. Номер два: не принимать чужие слова близко к сердцу. Если человек бросил гадость, чтобы сделать тебе больно, а ты это раскусила, - это все равно что остановить перед собой летящую пулю, как Нео. Она уже не причинит вреда. Номер три: если понимаешь, что тебя накрывает с головой, - дать себе передышку. Не общаться с людьми, которые делают тебе больно. Закрыть личные сообщения с помощью настроек приватности в соцсетях. Позаботиться о себе. Погулять и подышать свежим воздухом. Принять ванну. Погладить кошку. Вкусно поесть. Почитать любимую книгу. Вспомнить добрые слова, которые ты слышала в свой адрес. Понять, что все наладится».

«Они меня привели к эмоциональному безразличию»

Анонимная история

«Травили меня, пожалуй, с самого детства, но только недавно я узнала, что все это называлось буллингом. Тогда просто было обидно и страшно в какие-то моменты, потом уже просто все равно. В садике и в школе я была очень тихим и застенчивым ребенком - такое уж воспитание. В итоге доставалось от более активных детей: часто просто прятали вещи, перекладывали их на другое место, вынуждая меня пересесть в классе, выкидывали обувь на улицу или уносили мои игрушки с собой домой, а на следующей день возвращали на место и смеялись. Потом в школе, когда были уже постарше, наступил этап сплетен: обо мне рассказывали много гадостей, и метались от версии с серой мышью до версии, где я выступала чуть ли не главной шлюхой города. К счастью, все сошло просто в игнор, я перестала обращать внимание на обидчиков, и травить, видимо, стало не интересно. К тому же я неплохо училась, какие-то плюсики за меня школа получала, поэтому учителя меня немного поддерживали. На выпускной я не пошла, с одноклассниками не общаюсь.

В институте все стало куда интереснее: небольшой вуз в области, далеко от Москвы, особо никем не контролируемый, соответственно, покупки экзаменов были обычным делом. Я из принципа отказалась принимать участие во всей этой махинации, жалко было денег, да и свою специальность знала неплохо, не видела смысла платить. В итоге на меня ополчились за отказ от коллективного решения - моя позиция, якобы, им вредила. Как уж вредило желание сдать все самой, не знаю. Были какие-то попытки и угрожать, и оскорблять, но теперь в позицию глухого игнора ушла уже я - и так доучилась до диплома. С университетом тоже порвала всякие связи.

Сейчас работаю по профессии, никаких ущемлений не чувствую, ощущаю себя грамотным специалистом. Не могу сказать, что все эти глупые попытки затравить как-то на меня повлияли, все-таки поддержка и от семьи, и от учителей-преподавателей, и от пары близких друзей была. Но они меня привели к эмоциональному безразличию. Я теперь в принципе нейтрально ко всему отношусь, без борьбы, без волнений. Когда научишься игнорировать мир, начинаешь игнорировать его почти всегда. Хотя причины травли мне до сих пор кажутся забавными - тихий характер, желание учиться».

«Не хочу нового преследования и обвинений в каких-то поблажках»

Анонимная история

«В университете я встречалась с молодым преподавателем, отношения вполне серьезные (какое-то время жили вместе), но на своем предмете никаких поблажек он мне не давал, спрашивал, в принципе, как со всех, я точно так же делала нужные работы, сдавала задания и отвечала на экзамене. Когда об этом узнали одногруппники (проболталась подруга, которой я сама рассказала), учиться с ними почти сразу стало тошно. Все мои достижения в учебе и оценки списали на эти отношения, даже у других преподавателей на кафедре. Сначала просто устроили молчаливый бойкот. Перестали звать на встречи, в диалогах отмалчивались, из группы и вовсе удалили, никаких новостей от той же старосты я не получала больше. Бойкота, видимо, не хватило. Стали отпускать колкие замечания прямо на парах, сначала при нем, потом и при других преподавателях. Вплоть до оскорблений. Слухи дошли и до деканата. К счастью, никакого громкого разбирательства не было, но пришлось перевестись на заочку, не хотелось больше выслушивать всю эту грязь за своей спиной. С тем преподавателем, кстати, расстались после трех лет отношений, но по другим причинам, сплетни о нас никак не повлияли. Сейчас уже работаю, университет окончила три года назад. Иронично, но в большой компании, в большом коллективе не нашла ничего лучше, как начать отношения с начальником - руководителем именно моего отдела. Он свободен, немного старше меня, на работе отношения не сказываются, никакого криминала. Но по опыту прошлого держу их в тайне, никто из коллектива даже не догадывается о нашей паре. При этом коллектив очень хороший, с ними приятно пообщаться, корпоративы веселые, но опасаюсь негативной стадной реакции. Думаю, когда дело подойдет к свадьбе, я и вовсе уйду из компании, не хочу нового преследования и обвинений в каких-то поблажках».

Важно понимать, что для ребенка, пережившего травлю, травмирующим может показаться практически любое событие: переезд, смена коллектива, внутрисемейные ссоры или конфликты на уровне школы. Подобного стоит избегать, чтобы создать максимально комфортную среду. Нервозность, агрессивная реакция на происходящие события, замкнутость - все это защитные механизмы, которые часто активируются именно в ситуации буллинга.

Если говорить о травле взрослого человека, то одна из главных опасностей - развитие депрессии на фоне постоянного давления со стороны. При этом вовсе не обязательно, чтобы травля была особенно агрессивная, достаточно уже и постоянных негативных замечаний на любую тему - о весе, семейном положении, взглядах. Если человек остро воспринимает проблему, которая еще и постоянно обсуждается в обществе с насмешками, то его эмоциональное состояние находится под угрозой. В случае с агрессивным буллингом проблем может возникнуть еще больше.

Что касается влияния травли в детстве на взрослую жизнь, ничего конкретного сказать нельзя: в случае качественной работы психолога с ребенком негативных последствий, сказывающихся на взрослой жизни, остаться не должно. Это лишний раз подтверждает необходимость решать проблему на профессиональном уровне и внимательно прислушиваться к жалобам ребенка».

Куда обратиться за помощью: русскоязычные антибуллинговые организации и сайты

В Европе и Америке действует большое количество антибуллинговых организаций. В России пока работают два проекта: «Травли.net » и «Вместе против травли ». В первую очередь они информируют детей и их родителей, а также обучают тьюторов для работы в школах. Организаторы проводят классные часы и общие ознакомительные беседы. Специалисты «Травли.net» еще и подготовили специальные опросники для детей разных возрастов, позволяющие определить общее настроение класса и предупредить травлю. Кроме того, психологи проводят отдельные встречи со взрослыми для изучения и популяризации знаний о проблеме и поддерживают творческие мероприятия вроде кинопоказов или других культурных проектов, также привлекающих внимание к проблеме.

Существует еще информационный проект «Будь смелым ». И хотя создали его в Эстонии, в России действует сайт, содержащий список основных рекомендаций для детей, родителей и учителей. Сайт представляет разные мотивирующие лозунги вроде «Если тебя пытаются унизить, значит, ты уже выше их». Также там приведен план действий на случай, если ребенок оказался не жертвой, а агрессором, ведь ему тоже может понадобиться помощь.

Facebook не остался в стороне и открыл для русскоязычных пользователей проект «

Р аньше это называлось «козёл отпущения», а сейчас психологи придумали красивое научное название: «моббинг», или эмоциональное насилие на рабочем месте..

Впервые этот феномен исследовал в начале 1980-х годов шведский психолог и учёный-медик, доктор Ханц Лейман. Именно он придумал название «моббинг» и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

Почему это происходит

Слово «моббинг» произошло от английского mob- толпа, сборище людей.

Всё начинается с обычного конфликта, которые перерастает в непримиримую вражду. Вместо проявления терпимости и понимания, начинается выяснение отношений «кто прав – кто виноват?». В споре выигрывает тот, у кого крепче нервы, если это вообще можно назвать выигрышем.

Руководство в подавляющем большинстве не вмешивается в подобные ситуации, если само в них не участвует, и жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами. Собственно, само по себе это явление в компаниях часто провоцируется руководством, имеющим неправильные представления об управленческих механизмах.

В случае с коллективной травлей срабатывает психология группы, но, несмотря на это, у жертв моббинга находятся заступники – люди добрые и милосердные, которые в скором времени сдают позиции, понимая, что завтра объектом издевательств могут стать сами. Кстати, первопричиной моббинга являются далеко не лучшие человеческие качества: злоба, зависть, жажда власти над другими людьми, комплексы, в конце концов.

Обычно жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами.


Ситуации, в которых становятся жертвами моббинга, известны:

1) если сотрудник чем-то отличается от остальных. Чем – неважно, это может быть даже необыкновенное хобби.

2) если в компании недавно произошли ощутимые кадровые перестановки. В этой ситуации жертвой может стать сотрудник, неожиданно получивший повышение, или наоборот – пониженный в должности.

3) моббинг по отношению к новеньким – очень распространённое явление, и по сути является «проверкой на вшивость». Особенной жестокостью этот вид не отличается и довольно быстро и бескровно заканчивается.

4) часто моббинг начинают люди, неуверенные в стабильности своего рабочего места и боящиеся его потерять. Таким образом они пытаются устранить конкурентов, коими считают удачливых сослуживцев, молодое руководство или напарников по обязанностям.

Классификация унижения
Психологи выделили следующие виды моббинга:
горизонтальный – травля исходит от сослуживцев;
вертикальный – начальство унижает подчинённого, либо наоборот – коллектив решил выжить руководителя;
сэндвич-моббинг – самый тяжёлый вид, когда нападки «по всем фронтам», участвуют и коллеги, и руководство.

Но что делать, если появились подозрения, что именно вас выбрали мишенью для травли? Главное, как говорил один персонаж, спокойствие и только спокойствие!

Первый совет: постарайтесь контролировать ситуацию, не делать резких движений и не прибегать к открытой ругани, ведь это только раззодорит мобберов.

Второе: заведите себе дневник и записывайте всё произошедшее в офисе за день. Такой дневник даст вам полную картину происходящего, возможность объективно оценить ситуацию, а главное, позволит определить «заводилу», что очень важно в ведении войны.

Третье: определившись с лидерами, займитесь выявлением сочувствующих вам коллег, а ещё лучше – найдите людей, питающих антипатию к мобберам и к лидеру лично, постарайтесь создать свою группировку. Таким образом, вы заручитесь поддержкой и защитой, что вполне может остановить травлю.

Четвёртое: если лидер вашей травли не социопат с медицинским заключением, то попытайтесь договориться с ним по-хорошему, пообщаться «по-душам», либо пойти на хитрость и попросить о помощи. О да, человек слаб и любит покровительствовать ещё более слабым, на чём вполне можно построить свою оборону.

Пятое: вам придётся стать не только великим стратегом в межличностных отношениях, но и подтянуться в профессиональном смысле, выполняя свою работу с блеском, дабы исключить придирки на этом фронте. Ведь главная цель вашего нахождения на рабочем месте – это всё-таки работа.

Есть золотое правило, которое нужно всегда помнить: моббинг в компании существует ровно столько, сколько ему позволяют существовать. И если вы не в силах изменить ситуацию, то самый лучший выход – сменить место работы, пока есть силы и вера в себя, ведь в этой войне нет побеждённых и победителей.

Последствия

Психологи признали, что моббинг – это эмоциональное насилие в чистом виде. Как и любое насилие, оно имеет последствия для физического здоровья и психики жертвы. Тяжесть этих последствий зависит от эмоциональной устойчивости человека, от степени жестокости и продолжительности преследований. Нервные срывы, нарушение сна, депрессии, инфаркты, систематические больничные, банальное нежелание ходить на работу, низкая производительность, сомнения в собственной компетенции – вот далеко не весь перечень. Более того, результаты моббинга можно наблюдать и вне офиса: люди, которые каждый рабочий день приходят на работу с ощущением, что никому не могут доверять, в конце концов становятся крайне подозрительными с близкими, проецируя на них свои неприятности на работе.

Текст: Толкачёва Ольга

Что такое травля , как и почему она возникает в школе ? Каковы ее признаки и характер ? Наконец , как справиться с травлей в детском коллективе ? Об этом и многом другом рассказывает Людмила Петрановская , заслуженный учитель России , психолог , лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования .

В 1983 году на советские экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноименному роману Владимира Железникова. Картина поставила проблему, которая существовала всегда, но о которой в Советском Союзе не принято было говорить. Фильм рассказывал о травле, о самоутверждении группы одноклассников за счет систематического унижения отдельного человека и о запоздалом раскаянии. Но если тридцать лет назад это явление многим показалось страшным, вопиющим и исключительным, редкой подростковой болезнью, то сегодня «буллинг» (как называют его психологии) становится насущной проблемой детских коллективов вплоть до младшей школы.

Согласно исследованиям, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. При этом одни предпочитали отмалчиваться и замыкаться, другие - обращались за помощью, но в большинстве случаев слышали от взрослых: «сам разбирайся, учись налаживать отношения». Ни первый, ни второй вариант нельзя назвать приемлемыми, поэтому рискнем разобраться в проблеме и поищем пути решения.

Как возникает травля ?

Прежде всего, травля - явление возрастное. В определенном возрасте (11-12 лет) у ребенка возникает необходимость осознать себя через противопоставление другим. Появляется желание принадлежать к чему-то большему и жизненно необходимо чувство групповой сплоченности. И если одних сплачивает общее дело и интерес - кружок экологов, археологов, журналистов (и потому в таких коллективах травля крайне редкое явление), то в школе или летнем лагере, где дети просто собраны вместе, травля возникает довольно часто. Здесь нет ни общей цели, ни идеи, потому рано или поздно случается открытие: оказывается, можно сплотиться против кого-то.

Помимо ощущения особого упоения, удали и веселья, которое вспоминают теперь уже взрослые люди, некогда бывшие участниками травли, они рассказывают о чувстве комфорта. Дело в том, что уверенность в себе - удел более зрелого возраста. Маленькие дети, как правило, не имеют сформированной самооценки. Потому чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от мнения окружающих, тем вероятнее, что он будет активно участвовать в травле.

Такие дети панически боятся, что кто-то «наведет резкость» на их недостатки. Они из кожи вон лезут, чтобы перенаправить внимание, в том числе агрессию, на кого-то другого.

Конечно же, не последнее место в ситуации травли занимает позиция взрослого, руководителя детского коллектива. До подросткового возраста дети ориентируются в первую очередь на авторитет взрослого. Если он не приемлет травли, ее не будет. К сожалению, сегодня учителя все чаще считают атмосферу в классе не своим делом. И даже если хотят как-то влиять на ситуацию, не могут сделать это грамотно. В педагогических вузах такому не учат.

Еще страшнее, когда педагог сам провоцирует травлю, например, невзлюбив какого-то ученика, или, что нередко бывает, считая эмоциональное насилие способом удержания детей в подчинении. Порой взрослые задают ситуацию травли невольно. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок - эстафета. Всем - весело, учителю - легко. А вот плохо оказывается неспортивным детям. Им достается за то, что они «подвели команду». Если учитель никак не отслеживает и не работает с ситуацией, а напротив, подогревает соревновательный азарт, то травля неизбежна.

Как только группа назначила «козла отпущения» и сложилась патологическая динамика, она становится устойчивой. Распробовав вкус насилия, детский коллектив не в силах остановиться. И если дети предоставлены сами себе, дело может зайти очень далеко. Высокий уровень разлитой в социуме агрессии лишь тому способствует.

Увы, но реакция на травлю, как правило, также бывает агрессивной. Сами взрослые советуют ребенку «дать сдачи», или пытаются напугать, а то и физически воздействовать на обидчиков. Это помогает, но только «здесь и сейчас». По сути, проблема остается нерешенной и порождает новые. Ведь часто ребенок, давший сдачи, сам оказывается виноват, а то и покалечен. Не говоря уже о том, что человек, начавший ожесточенно драться, неминуемо меняется внутренне.

Семь «не» , или Чего не следует делать

В большинстве случаев травлю можно прекратить. Главное, не усугублять ситуацию. Итак, чего не следует делать?

Во - первых , никогда нельзя ждать, что травля прекратится сама. Дело в том, что мозг ребенка - орган незрелый. У детей вообще плохо сформирована способность противостоять групповому давлению. Именно поэтому задавать моральные ориентиры детям обязаны взрослые.

скорее дают пищу для новых выходок и усугубляют ситуацию. Теперь любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду - «ботан». Помог кому-то - «подлиза». Сделал прекрасный рисунок - «художник-мазила-мочи-Левитана». В такой атмосфере не пробьются ростки ни интереса, ни уважения. Сначала надо прекратить насилие. Только тогда можно начинать воспитывать уважительное отношение к однокласснику.

Во - вторых , не надо оправдывать травлю, говоря, например, «он и правда не такой, как все», или « сейчас дети пошли очень жестокие». Травля, от которой страдает сегодня конкретный ребенок, должна быть прекращена. И всё. Это не предмет для научных рассуждений. Это вопрос морали и прав человека. Будь он хоть трижды «не такой» - травить нельзя.

Если у взрослого нет в этом твердого убеждения, если он вместо конкретных действий в упоении от собственной проницательности станет «анализировать истоки», травля продолжится.

В - третьих , нельзя путать травлю и непопулярность. Травля - это групповое, эмоциональное и/или физическое насилие. Именно с этим насилием с большой буквы следует бороться взрослым. Стоит иметь в виду и то, что, обращая внимание группы на достоинства «жертвы», пытаясь повысить ее рейтинг особыми поручениями, рассказами об успехах, такие педагоги

В - четвертых , нельзя считать, что травля - это проблема лишь того, кого травят. Преодолеть травлю «разговорами по душам» и «индивидуальной работой психолога» с жертвой ли, с агрессорами ли, невозможно. Ведь травля - болезнь группы, от которой страдают, в конечном счете, все члены этой группы. И жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности. И свидетели, которые стояли в стороне, делая вид, что ничего особенного не происходит. В это самое время они получали опыт бессилия перед властью толпы и стыда за собственное малодушие.

Наконец, страдают и преследователи. Чувство безнаказанности и иллюзия правоты приводят не только к огрублению чувств - они лишают возможности в будущем иметь тонкие и душевные отношения с кем-либо.

Травля - это проблема всей группы вместе взятой. Она - пожиратель энергии, лишающий коллектив сил на всё остальное, в том числе на учебу.

В - пятых , нельзя считать травлю проблемой личности. Увы, бытует мнение, что во всем виновата сама жертва, ведь она «такая» (в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, «индиго»). Это миф, что для роли жертвы нужно быть ненормальным.

«Козлом отпущения» может стать каждый. Не важно, что именно: очки, веснушки, вес, успеваемость, национальная или религиозная принадлежность, или финансовое положение семьи - все может быть поводом для травли. При этом один и тот же ребенок в одной группе будет своим, в другой - изгоем.

Но не следует сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Безусловно, инициаторами часто являются дети внутренне, духовно не самые благополучные. Однако практика показывает: даже отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой, например, в очереди в детской поликлинике, будут мирно общаться. Смена позиции взрослого способна прекратить травлю в один день, хотя понятно, что личные проблемы детей так быстро никуда не денутся.

Бесполезно давить на жалость. Это шестое «не», которое стоит усвоить взрослым. Попытки объяснить агрессорам, что жертве плохо, призыв проявить сочувствие лишь укрепляют последних в позиции сильного, который хочет - «казнит», а хочет - «милует». К тому же это еще более унижает жертву, демонстрируя ее беспомощность.

Наконец, последнее . Большая ошибка - принимать правила игры травителей, пытаться выбирать между виктимностью и агрессией: либо «меня бьют и будут бить всегда, потому что я слабый», либо «меня бить ни за что не будут, я сильный и бить буду сам». При, казалось бы, очевидной разнице обе позиции сходны. Они обе базируются на убеждении: «сильный бьет слабого». Когда взрослый предлагает ребенку: «подумай, в чем сам виноват» - это равно призыву к капитуляции. Когда предлагает «дать сдачи, чтобы неповадно было», то, как минимум, предлагает наплевать на собственную безопасность и озвереть. Бывает, что старшие призывают вообще отречься от собственных чувств (не обращай внимания!), научиться скрывать за маской равнодушия свои внутренние переживания. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае, взрослый, по сути, солидаризируется с травлей как с явлением и оставляет ребенка с ней один на один.

С травлей надо бороться. Но бороться не с конкретными глупыми детьми, а с травлей как насилием, болезнью группы. Нужно бороться с правилами игры, по которым «сильный имеет право бить слабого». Итак, что же можно сделать?

Назвать вещи своими именами

Дело в том, что дети зачастую не осознают, что именно делают. Для самих себя собственные действия они невинно обозначают так: «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». От взрослого, который взял на себя ответственность за разрешение ситуации (будь то учитель, школьный психолог, вожатый в лагере, тренер или завуч), дети должны узнать истинное название вещей.

А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, - это называется «травля». И это недопустимо. Бывает, что называния явления в категоричной форме достаточно, чтобы оно тут же сошло на нет.

Очень важно, чтобы взрослый при этом был однозначен в оценке. Разговор о том, что люди могут быть разными, могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод грызть друг друга, как пауки в банке. Но разговор этот не должен быть нотацией, ведь дети чувствуют искренность и плохо воспринимают нравоучения.

Травля как общая беда

Когда людей обвиняют в чем-либо, они инстинктивно защищаются. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное - оправдаться. Дети не исключение. В особенности это касается зачинщиков, ведь ими становятся те, кто сам абсолютно неспособен переносить стыд и вину (потому и травит).

Первое, что слышат взрослые в ответ на упрек в травле - «А чего он? А мы ничего... А это не я». Спорить о фактах, искать виноватого, разбираться, кто кому что и зачем сказал - бессмысленно. Нужно обозначить травлю как болезнь группы. Так и заявить: «Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если группа не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Это плохо, грустно и вредно нам всем. А раз мы в одной лодке, то и проблема у нас общая. Давайте-ка вместе лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс». Подобное заявление от взрослого не только позволит зачинщикам сохранить лицо, оно поможет снять напряжение и противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями.

Гадкий утенок против птичьего двора

Главная задача, которая стоит перед взрослым, - суметь вывести детей из «стайного» азарта, помочь им оценить происходящее с моральной точки зрения. Для этого существует простой психологический прием: предложите детям оценить их личный вклад в болезнь класса под названием «травля». Пусть один балл будет означать «я никогда в этом не участвую», два балла -«иногда присоединяюсь, но потом жалею», три балла- «травил, травлю и буду травить; это же здорово». Попросите всех одновременно показать на пальцах, сколько баллов они поставили бы сами себе. Скорее всего, «троек» не будет даже у самых отпетых агрессоров.

Не пытайтесь в ответ уличать детей, напротив, подыграйте им словами: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить - это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Такая моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, напротив, ее дают дети, и вскоре ситуация сама собой выправляется.

И даже если группа погрязла в удовольствии от насилия, а конфронтация еще более жестка, просто напомните детям сказку о «Гадком утенке». «Читая эту сказку, как правило, мы думаем о главном герое, об утенке, - с такими словами обратитесь к детям. - Нам жаль его. Мы с неподдельным интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем и переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о курах и утках с птичьего двора. С утенком-то всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злобными, неспособными ни сочувствовать, ни, увы, летать. Когда в классе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»

Как только выбор сделан, положение вещей следует закрепить. Полезно не просто объявить новые правила жизни группы, но и зафиксировать их на бумаге: «У нас не выясняют отношения с кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают...» - вот примерный список. Идеально, если каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Нарушителю всегда можно будет указать на его фамилию в списке.

Но не надо думать, что проблема тут же решится. Если за ситуацией не следить, она будет продолжать тлеть, и, как торфяное болото, способна в любой момент вызвать пожар.

Ответственный за прекращение травли взрослый должен регулярно интересоваться ситуацией, предлагать свою помощь и давать ценные указания. Нелишним будет ввести «счетчик травли» - какой-нибудь сосуд или доска, куда каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По числу кнопок легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего. Ставьте спектакли, делайте коллажи о «хронике выздоровления», ведите с детьми «график температуры». Группе важно чувствовать интерес авторитетного взрослого. Именно это помогает коллективу продолжать считать победу над травлей общим делом.

И только тогда, когда ситуацию удалось вывести в здоровое русло, педагогу стоит задуматься над вопросом популярности каждого отдельно взятого ученика. Чем дольше группе предстоит прожить в данном составе, тем важнее помочь каждому члену коллектива получить признание, обнаружить и предъявить свою способность и полезность для группы, например, лучше всех хохмить или забивать голы, рисовать или считать в уме... И чем разнообразнее и осмысленнее будет деятельность, тем здоровее будет группа. foma.ru

(Анастасия Мелихова, 15 лет )
Я не дам себя обижать (Исаак Лернер, педагог )
Психология насилия в школе: агрессоры и аутсайдеры (Евгений Гребенкин, кандидат психологических наук )
Психология насилия в школе (Психологи Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. )
Не бойся школы! (Андрей Кочергин )