Державин не так уж я благополучен. Где стол был яств…

В связи с внезапной смертью (1779) князя А. И. Мещерского – петербургского богача, хлебосола, хорошего знакомого поэта. С. В. Перфильев (1734-1793) – друг А. И. Мещерского, генерал-майор, один из воспитателей великого князя, будущего императора Павла I . На нашем сайте вы можете также прочитать краткое содержание и анализ этого стихотворения .

Оды Г. Р. Державина "На смерть князя Мещерского" и "Фелица". Лектор - А. Машевский

Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет – и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.

Ничто от роковых кохтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник – снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.

Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.

Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.

Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский! ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам ты мертвых удалился;
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? – Он там.- Где там? – Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
«О, горе нам, рожденным в свет!»

Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики ,
И бледна смерть на всех глядит.

Глядит на всех – и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.

Смерть, трепет естества и страх!
Мы – гордость, с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.

Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.

Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.

Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно,
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.

Всем привет и прошу прощения за долгое молчание. Нет, никто не умер, просто сейчас не до ремонта магнитол, наконец-то наступили так долго откладываемые критические дни, а именно ремонт в квартире. Ремонт не плановый, а вынужденный. Самое обидное, что сам оказался причастен к трагическим событиям, случившимся на старый Новый год, закончившийся заливкой квартиры горячей водой (паЛЛиативный тролль, можешь попрыгать от злорадства). Была надежда на чудо, которое конечно же не случилось и таки пришлось делать ремонт квартиры по полной. Не, ну я конечно малехо схитрил и в тех комнатах, в которых жизнь замерла после того, как дети выросли, вместо паркета постелил ламинат. Честно скажу, что сначала пригласил знакомого для этой процедуры, он все сделал за пол дня, после чего я задал себе вопрос, оттуда ли у меня растут руки, ну и вторую комнату постелил уже сам. Корона таки не слетела.
Но в основных комнатах решил восстановить паркетное покрытие, боже, как же долго длится этот процесс! Вот как выглядит сейчас моя комнаты, где хранились практически все магнитолы.

Часть магнитол перенес в соседнюю комнату, часть расположил на балконе и укрыл простынями и тряпками от солнечного света, все остальную околомагнитольную тематику распихивал куда мог, вплоть до того, что много чего запихнул под кровать.

Из магнитол в большой комнате оставил только одну, для того, чтобы паркетчику было веселее работать.

Ремонт - это не только физическое неудобство - это еще и состояние души. Ты в этот момент просто парализован. Но когда это состояние затягивается, организму хочется чего-то делать, ну и я не выдержал, достал вновь приобретенный аппарат и попытался как-то отремонтировать его на коленке, а фактически на бетоне стяжки.

Что я вам скажу - это просто какой-то кошмар. Ты не знаешь, где твои инструменты; куда я засунул свой паяльник, я так и не вспомнил, нашел второй огромный шестидесяти ваттный, кое-как им припаял конденсатор, в общем мука, а не ремонт.

Но надеюсь, что этот ад когда-то все же закончится и жизнь войдет в нормальную колею.

Вся эта строительная лирика по идее должна быть малоинтересна истым любителям магнитол, потому в качестве награды дочитавшим до сих строк расскажу полторы технические хитрости, непосредственно связанных с ремонтом старой техники.

Попался мне намедни хороший аппарат, все в нем было прекрасно: и лицо и тело и душа и мысли, да вот трансформатор силовой в силу каких-то причин в нем заменили на другой. Транс этот был вовсе неплох, большой, мощный, да вот только жужжал, как рассерженный рой пчел. И гул сей был весьма слышен, особенно, когда аппарат был включен в сеть, но не работал.

Я пытался подкладывать мягкие прокладки между трансом и корпусом, шум ощутимо снижался, но изгнать его полностью не удавалось. Был бы трансформатор поменьше, его можно было бы прокипятить в парафине, эта процедура дает отличный результат. Но для данного транса у меня не было ни подходящей емкости, ни нужного количества парафина. Я когда-то купил несколько свечек, но их все равно бы не хватило, тут менее десятка все равно было бы мало.

Решение пришло такое. Я прогревал трансформатор промышленным феном и обкладывал его при этом кусками парафина. Парафин таял, превращаясь в жидкость, и заливал все щели в трансформаторе. После остывания трансформатор молчал как правильный партизан.

Вторая история связана с восстановлением старой резины. Во время переписки с одним читателем выяснилось, что он занимается восстановлением оргтехники. Далее мне проще привести нашу переписку целиком.

О, так у вас должна быть жидкость, так называемый "Восстановитель резины", ролики на оргтехнике оживлять. Наслышан о ее чудодейственности, прямо таки живая вода. Или это дает только временный эффект?

Александр Данченко:

Да, эффект к сожалению временный, и даже очень временный.
Я ещё лет 10 назад проводил сам эксперименты с разными жидкостями и даже профессиональных химиков грузил этой темой.
Были в руках и современные импортные средства. Эффект однозначно временный на 1-2 месяца максимум.
К тонким пасикам это вообще не должно применяться - не работает.
"Оживление" скорее всего относится к фрикционам... повысить сцепление. И это достигается путём восстановления мягкости поверхностного слоя резины. Глубоко проникнуть ничто не может. Полностью резина не восстановима.
Поскольку таблицу Менделеева ещё никто не расширял, используются всё те-же компоненты в разных вариациях (Ну как в медицине...)
Элементарный дедовский способ который работает:
Касторовое масло. В него погружается ролик или резина на время от 2-х часов до нескольких суток.
Масло можно подогреть для усиления скорости обработки.
Эффект в чём? Масло проникает в микропористую поверхность резины на какую-то-там глубину и возвращает какой-то процент эластичности.
Никаких отработанных метод нет. Всё строго индивидуально и достигается экспериментальным путём.
После обработки поверхность моется моющим составом (всё равно что использовать, да хоть мылом).
Всё, Телемаркет.

Ну чуда не случилось, так я и полагал. Эликсира жизни и средство Макропулоса еще не придумали.

А на счет касторового масла - это интересно, специально в Википедии о нем почитал.

Информация о касторке секретная или я могу ее обнародовать? Мало ли, вдруг это ваше ноу хау, которое вас кормит.)))

Александр Данченко:

Да можно, сколько угодно! Я человек открытый для общения.
Я не держу секретов и всегда готов делится своими познаниями и идеями.
И не это "меня кормит".... Каждый человек - индивидуальность и годами наработанный личный опыт.
Сколько не смотри на картины мастера - да Винчи ты не станешь.
Мед. институты выпускают тысячи "специалистов", а врачей в городе можно посчитать на пальцах одной руки.
Нужна идея или возможное решение - спрашивайте. У меня тоже, порой, возникают вопросы на которые не нахожу решения.
Только так идёт процесс развития.

[Немного лирики]
Помню как в начале 80-х мне на стол в первые попалась очень простенькая японская авто-магнитола. Проблемы были в механике.
Сняв внешний кожух я был крайне озадачен. Мне было не понять как оно разбирается дальше... спросить не у кого, интернета
тогда не было в природе. Выяснилось
- Вся механика ввода и вывода кассеты фиксировалось одним винтом!!!
Я был в шоке, я неделю ходил под впечатлением от этого инженерного решения. Я восхищался этим решением.
Я хотел стать человеком, который придумал это!
Все мы привыкли к выкручиванию не менее десятка полтора винтиков в отечественной технике.
А здесь конструкция состояла из конструктивных рамок, пазов и зацепов. Были ещё и пружинки, естественно.
Всё разбиралось в определённой последовательности и собиралось в обратном порядке.
- Автомат Калашникова! Далее только один винт и всё!!

По поводу резины
Новая резина есть новая. Я давно в своей работе по копирам ролики ничем не мажу. Я их просто меняю на новые.
С открытием границ в нашем государстве все стало намного доступнее. Всё можно купить или заказать. И всё пришлют.
И только действительно мастер может сделать работу проще, порой намного дешевле и быстрее. Иногда даже надёжнее, чем в оригинальной конструкции, зная материалы и возможную их совместимость.
- Вот это и есть эффект да Винчи. Вот это и кормит.

Александр Данченко:

Добрый день Владимир!
- Обнаружил в своих закромах бутылочку (Xerox Formula A Cleaner 43p48) очиститель-восстановитель резины.
подробности:
http://www.xerox.com/ downloads/usa/en/d/d0401.pdf
Используется для чистки (восстановления) роликов, пасиков, и других резиновых фрикционов в орг. технике.
- Хочу переслать Вам для экспериментов и исследований. Возможно появится тема для написания
следующей, более оптимистичной статьи. ;-)
Это будет подарок, мне ничего не требуется в замен. Мне более важно ваше мнение и ваша экспертная оценка.

Я:

В принципе любопытно было бы поэкспериментировать, хотя я априори уже настроен на негативный результат. Резина, как всякая органика, стареет, увы. Я подразжился роликами на некоторое время и сейчас эта проблема уже не так актуальна, а пасики вряд ли стоит подвергать сей процедуре. Но все равно интересно.

Правда, не обещаю, что это будет завтра, сейчас занят ремонтом в хате.))

В общем, все основано на силах природы с разрешением месткома и основано на учении индийских йогов, угнетаемых английским империализмом.

Секретный состав.

Бутылочка с зельем у меня, будем ждать подходящий случай, впрочем, не раскатывая заранее губки. Чудес не бывает, палиатив он и есть палиатив, да, мой паЛЛиативный тролльчонок. Как ты не подтягивай Веру Алентову, получается чудовище, время берет свое.

У гроба Бокюза в соборе Святого Иоанна в Лионе стояли 2000 поваров. Еще многие тысячи, а может, и сотни тысяч, оплакивали его в разных странах, от Индии до Перу, от США до Японии. Великие и могущественные, как Янник Аллено, говорили о своем отныне сиротстве. Легендарные, почти уже олимпийцы, как Мишель Герар, заявляли о бессмертии товарища по половнику. Все называли его старшим другом, учителем, патриархом.

Почему повара считают Бокюза отцом и учителем? Чем они ему обязаны? Разобраться в этом стоит тому, кто хочет понимать логику развития современной кухни – мировой, не только французской. Мысль о том, что Бокюз готовил хорошо, до совершенства, верна, но ничего не объясняет. До него тоже готовили, в общем-то, не хуже. Фернан Пуан, в частности, в ресторане которого Pyramide он учился вместе с Гераром. Или «мамаша» Бразье, первая женщина, получившая три мишленовские звезды. У нее Бокюз тоже перенимал мастерство и сам дух лионской кухни. Крестьянка, ещё девочкой готовившая молочный суп, чтобы взять его с собой на выпас, Бразье «поднялась» в город, работала в буржуазных домах, а затем открыла свое собственное бистро, лионский бушон, постепенно превратившийся в ресторан. Вот она-то точно достигла в лионской кухне совершенства, после нее придумать и усовершенствовать там, кажется, было уже нечего.

Да Бокюз и не претендовал на выдумки. Он, наоборот, гордился тем, что не изобрел ни одного рецепта, и постоянно заявлял — что задача повара не в этом. Это, кстати, не совсем верно, кое-что он все же изобрел. А многие крупные повара до и после него изобрели больше. Однако именно свою задачу он видел не в этом, не в бесконечном развитии кухни.

Новая или старая, кухня бывает одна – хорошая

Еще одно объяснение обожествлению Бокюза находят в движении под названием «новая кухня». Дескать, это он был его основоположником. И это уже вовсе хронологическая и даже смысловая ошибка.

Бокюз, конечно же, был современником взрыва, произошедшего во французской кухне в 1970-е годы. Причем речь идет, заметим, об эпохе, когда никакой другой кухни как свода четких правил, записанных, обоснованных, проверенных и примеряемых, в мире не было, кроме совсем уже экзотической тогда китайской. И именно Бокюз то яростно, то насмешливо ругал гастрономических критиков и журналистов Анри Го и Кристиана Мийо, объединивших вокруг себя поваров в желании раскрепостить кухню, освободить ее от тяжелых соусов, приблизить к современной жизни.

Жизнь 1970-х сильно отличалась от 1960-х и, тем более, от предшествующих десятилетий. Понятно, что кухня оставаться на месте не могла. Однако не новая кухня приняла в себя Бокюза, а Бокюз принял в себя новую кухню. Отфильтровал все ненужное, как речная плотина на его любимой Соне. В кухне – как в политике. Если не получилось сопровождать неминуемый процесс изменений, то история тебя все равно отшвырнет. Бокюз не только сумел сопроводить, он еще и возглавил. Оппортунизмом это тоже не было, потому что он объединил «новую» кухню со «старой». «Есть только одна кухня – хорошая», заявлял Бокюз в ответ на надоевшие вопросы о том, примыкает он или нет. При этом продолжал обзывать справочник «Го и Мийо» непереводимым ругательным словом, переиначивая фамилию одного из создателей. Насмешки по поводу разрезания горошины надвое в пустой тарелке – это тоже Бокюз.

Телевизор, друзья и глобализация

Ничего не изобрел и ничего не основал – тогда в чем все же дело? За что так благодарны повара? «Он первым открыл нам повсюду двери. Он первым поехал за границу рассказывать о французской кухне и о французских продуктах. Он первым поехал в Японию, первым в США» – так объясняет Кристоф Марген, председатель объединения лионских поваров «Лионские белые колпаки». Это и есть самое главное. Бокюз вышел на телевизионный экран, дал поварам право слова, превратил их из обслуживающего персонала в художников и шоуменов. Помог, конечно, острый язык, доставшийся ему явно от лионского Петрушки – Гиньоля, и способность превращать самого себя в Оскара: Бокюз даже фотографироваться любил в позе этой золотой статуэтки. Ален Дюкас сформулировал точнее всех: “Бокюз стал писать слово “Кухня” с большой буквы.

В день похорон французские радиостанции пускали песню Жоржа Брассенса «Les copains d’abord», «В первую очередь – друзья». Брассенс и Бокюз – люди одного поколения, это песня о дружбе тех времен. О той дружбе, «когда мы работали за ничто, были никем и понятия не имели о том, что нас ждет» вспоминал на похоронах и Мишель Герар, обладатель всемирно известного ресторана, почти такой же патриарх, как и Бокюз. Кстати, если кто и был основателем «новой кухни», то это он, но «патриархом» и «отцом» при этом называют не его. Были среди старых друзей Бокюза и Поль Эберлен, и Пьер Труагро, все, как один, великие и прославленные.

Все они вспоминали на похоронах, как бывали в их поварской жизни трудовые и веселые деньки, много проектов, развлечений, много вкусной еды, вина и любовных историй. Рыбалки, застолья, вина и продукты, выигранные конкурсы, медали, президентские визиты, телевизионные интервью, жены и дети, любовницы и скандалы, и – главная любовь – кухня. Высокая и простая, с ее ароматами и шипением сковородок, с ее творческим полетом и строгими правилами.

Современные повара с растатуированными предплечьями узнали бы себя в этих воспоминаниях, в самых разных странах света. Иностранные шефы, пожалуй, обязаны Бокюзу больше, чем даже французские. Французская кухня почиталась в мире и до него. А он своими программными заявлениями, своей миссионерской и просветительской деятельностью как бы заявил: «нет ни эллина, ни иудея». Объединяйтесь, братья мои, вокруг французской кухни, становитесь французскими поварами.

Так и получилось. Предвидел ли Бокюз глобализацию, или это особый нюх на новые веяния и способность поймать течение, неважно. Главное, что кулинарная глобализация свершилась, и что Бокюз был ее пророком, а французская кухня – религией. Споры о том, отстает ли французская кухня от остальных, и какая кухня идет впереди, лишены всякого смысла. Самый главный американский повар Томас Келлер сидел на похоронах Бокюза в соборе Святого Иоанна на первой скамье. Он – его ученик. А именно Келлер тренировал американскую команду, победившую на последнем «Золотом Бокюзе». Практически все известные повара в мире, от Хестона Блюменталя до Рене Редзепи учились у Бокюза, Герара, Дюкаса или того же Келлера. Как когда-то во французскую кухню влились новые продукты, новые вкусы и способы приготовления соусов, так теперь в нее входят совсем уже экзотические продукты и техники. На строгих, заложенных Каремом и Эскофье базах, строятся национальные кухни – от испанской и перуанской до нордической. Повара спорят с этими основами, ниспровергают принципы, выстраивают новые. И все это начал «месье Поль». Вот почему гроб с его телом несли через шеренги людей в белых колпаках, вытянувшихся в почетном карауле. После отпевания все они под продиравшую до слез песню Пиаф «Я ни о чем не жалею» отправились в пригород Лиона, на поминки, в ресторан, в Коллонж-о-Мон-д’Ор конечно же, на берега Соны. Там, где только что стоял гроб, две тысячи детей Бокюза снова накрыли «стол яств».

В 80-е годы я работал корреспондентом заводской многотиражки. Работа хлопотная, а зарплата низкая. Приходилось искать халтуру, в смысле - дополнительную работу на стороне. Как вдруг повезло на родном заводе: из-за острой нехватки станочников завод принял большую партию иностранных рабочих - граждан братского Вьетнама. Но сначала их надо было обучить, в том числе начаткам русского языка, теории и практике работы на сложных станках, а также основным сведениям о Советском Союзе. Вот эту последнюю из названных тем поручили мне. Мой начальник, редактор газеты, не возражал, чтобы я в своё основное рабочее время читал такие лекции, лишь бы это не было в ущерб выполнению редакционых заданий.

И вот я согласно расписанию прихожу в красный уголок одного из цехов, где меня уже ждёт группа человек из сорока молодых вьетнамцев, и через их переводчика рассказываю об истории СССР, государственном устройстве, промышленности, сельском хозяйстве страны. Никаких затруднений не испытываю: слушают, кажется, внимательно, изредка задают вопросы (особенно их было много, когда мне пришлось рассказывать о коллективизации на селе), ведут себя дисциплинированно...

Одно лишь сразу же меня озадачило: как правило, предыдущее занятие почему-то оканчивалось гораздо раньше начала моей лекции, и, войдя в помещение, я заставал всех своих слушателей мирно спящими покатом на учебных столах! Каждый раз переводчику (который, по-видимому, выполнял функции и руководителя учебной группы) приходилось тратить несколько минут на приведение всей компании в сколько-нибудь пристойный вид...

Наконец, однажды мне пришла в голову мысль, каким способом избавиться от досадной помехи. Я начал очередное занятие с такого разъяснения:

Уважаемые вьетнамские товарищи!Я неоднократно через вашего переводчика просил вас не ложиться на столы и не встречать меня, вашего преподавателя, в таких неуместных позах. Вы, конечно, знаете, что в любой стране иностранец обязан соблюдать, насколько возможно, местные обычаи и этику.Хочу объяснить, почему русским, украинцам и белоруссам, да и другим народам в нашей стране, неприятно видеть на столах лежащих людей, пусть даже и спящих.

Дело в том, дорогие друзья, что в нашей стране на стол принято класть... покойников.

Умрёт человек - и чаще всего тело его, обрядив в костюм или платье, кладут именно на стол! У одного из знаменитых русских поэтов, Гавриила Державина, даже были в стихах такие строки:

"Где стол был яств - там гроб стоит,
И бледна смерть на всех глядит".

Теперь вы, наверное, лучше понимаете, какие мысли приходят мне в голову, когда я, войдя в помещение, вижу беспорядочно разбросанные на столах ваши тела!

По-видимому, переводчик достаточно адекватно передал смысл и содержание моего обращения, потому что раздался молодой и весёлый хохот, перевода не требующий.

С той поры ни разу ни один из вьетнамских ребят не пытался улечься на стол в ожидании преподавателя. Урок подействовал!

А мне, прееподавателю, было приятно лишний раз убедиться, что вьетнамские юноши обладают таким же чувством юмора, что и наша молодёжь!