С чего начинается Родина? Конспект первого урока на тему: "С чего начинается Родина?"

С чего начинается Родина?

У каждого человека своя родина. Для меня родина - это место, где я родился. Место, где живет моя семья, мои друзья, где я учусь. Для меня родина начинается с моего уютного дома. С детской площадки под окнами. Родина - это детский сад, куда я ходил. И школа, где я учусь. Родина - это мои родители и друзья. Это мама, которая является самым дорогим человеком на свете. Ее заботливые руки, добрая улыбка, ее любовь.

Именно в детстве у человека зарождается любовь к родине. Родина у человека одна. Каждому из нас дорог тот уголок на земле, где он рос. С любви к своей малой родине начинается любовь к большой родине.

С чего начинается Родина?

Родина - это место, где ты родился и вырос. Если человек находится далеко, то он вспоминает о родине и скучает по ней. Для меня родина начинается с добрых глаз мамы и с радостной улыбки папы, когда мы гуляли в парке и нам было очень весело.

Нам будет дорого то место, где мы провели детство. О чем люди думают, говоря "Моя родина?" Наверное, не только о месте и впечатлениях из детства, но и о семье. Родина - это необъятные просторы: леса, поля, озера и реки.

Но только у каждого человека свой ответ на вопрос: "С чего начинается Родина?"

Родина

Россия - это наша с вами родина. По этому она для нас важнее и дороже всех остальных стран. Её судьба, её достижения и беды отражаются на каждом из нас. Человек не перестаёт любить родину даже если ему что - то не нравится. Она готов отдать родине самое дорогое, что у него есть - свою жизнь.

А с чего начинается родина? Родина начинается с родителей и с того, что окружает нас с рождения. Для кого - то родина начинается с деревенского домика или городской квартиры. С любимых домашних животных, с родителей.

Для меня родина начинается с уютного дворика, в котором я привыкла гулять с мамой и папой.

Примечание

Уважаемые ученики, сочинения на тему "С чего начинается Родина" приводятся без исправления ошибок. Эти тексты придумали дети 4 класса. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут две аналогичных работы. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по литературе на данную тему.

Цель:

Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: Родина, малая родина - родной дом, родная школа, родной посёлок;

Способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желания поддерживать традиции и приумножать их;

Учить быть внимательными и заботливыми к близким.

Задачи:

содействовать формированию:

1. способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, воспитанию любви к Родине.

2. учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы.

3. развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в парах, коллективно, индивидуально.

Оборудование: фотографии достопримечательностей Крыма, фотографии родного посёлка, пейзажей, карточки с заданиями (для работы в парах)у уч-ся: альбом, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Если Вы были внимательны и любознательны, то уже ознакомились с фотографиями, представленными на доске.

Теперь Вам будет не трудно назвать тему, которой будет посвящён наш урок.

А чтобы Вы окончательно утвердились в своих рассуждениях, послушайте стихотворение:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой растём, Солнце в небе голубом.

И берёзки, вдоль которых И душистый, золотистый

Рядом с мамой мы идём. Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

4. Определение темы урока.

Конечно, вы догадались, о чём пойдёт речь.

Да, правильно, о самом дорогом, что есть у человека - Родине.

Многие люди пытаются объяснить, что же такое Родина?

Давай послушаем, как об этом понятии рассуждают Ваши ровесники.

(чтение отрывков из детских сочинений на тему: «Моя Родина»)

«Когда я слышу слово «Родина», то представляю ребёнка, который играет возле своей мамы, а показывая на старый дом произносит «это наша Родина». Иногда вспоминаю моменты из своей жизни: то свою старую квартиру на ул. Мира, то подружек играющих куклами во дворе.

Поэтому и слово «Родина» понимаю так:

Родина - это там, где ты родился.

Моя Родина - Украина, огромная и красивая, у неё есть и жаркое лето и холодная зима, прекрасная весна и золотая осень.

Я люблю свою Родину и не хочу никуда уезжать. (Бобошко Мария уч-ся 2-го кл.)

Моя Родина начинается с красавицы яблони под окном на даче, с куста смородины, листочки которой вкусно пахнут. Родина- это поле с огромным небом над ним, где мы пускали воздушного змея и любовались радугой. И лес, где так сильно пахнет земляникой и хвоей. А в разлитый как молоко туман,можно спрятаться. (Батюхнов Никита уч-ся 2-го кл.)

Сейчас и Вам предстоит ответить на вопрос:

С чего начинается Родина?

А поможет в этом песня « С чего начинается Родина?»

музыка В. Баснера, слова М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса.

5. Прослушивание песни « С чего начинается Родина..»

6. Беседа после прослушивания песни.

Слушая песню, какие ассоциации возникли у вас при слове Родина?

(ВЫСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ)

а) родной дом, семья, самый близкий и любимый человек на земле - это мама;

б) родная школа, одноклассники, друзья;

в) родной край, маленький уголок, где мы родились.

Всё это - есть наша маленькая родина.

А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша

общая, великая Родина!

(На доске строится схема:)

Родина Украина

малая родина

родной дом, родная школа, родной край,

семья одноклассники, где мы родились

7. Работа с фотографиями на доске (фотографии посёлка).

Докажите, что любовь к Родине начинается

с любви к родному дому, семьи;

с любви к школе, одноклассникам,

с любви к своему родному посёлку.

(Дети рассказывают о своих семьях, рассказывают о семейных традициях)

Родной дом, семья, самый близкий и любимый человек, мама- это исток, начала начал. У каждого он свой. Первую любовь мы получаем в семье.

(Дети рассказывают о своих друзьях, о школе, делятся своими впечатлениями, что им нравится в школе.)

Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома - родной школы, чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы.

Наверное уже из вас кто-то мечтал, кем он будет, когда вырастет? Расскажите, кем вы хотите быть и почему? (рассказы детей) физкультминутка

(Дети читают стих-ние о посёлке « Родной край»

Чтение сопровождается показом фотографий)
Родной край

По Вольному гордо мы шагаем:

Кругом берёзки, клёны, тополя.

Мы ничего прекраснее не знаем,

Чем наша крымская земля.

Идут года, а Вольное наше

Растёт и хорошеет с каждым днём.

Где мы работаем и где живём.

Пусть солнечнее станет настроенье!

Пусть будет ещё больше красоты!

Посадим на всех улицах деревья,

На всех газонах вырастим цветы.

В поход пойдём мы по родному краю.

Вокруг лесов - раздольные поля.

И дружно воронцами расцветает

Под мирным небом Родина моя.

Рассказ учителя о посёлке Вольное.

Вольное - поселок городского типа Джанкойского района АР Крым.

Население - 2231 человек.
В 20-е гг. ХХ в. на территории поселка немцы-колонисты основали село Фрайлебен (нем. - "свободная жизнь" ), жители которого занимались земледелием. Позднее здесь был организован колхоз "Фрайлебен".
Ныне в поселке действуют общеобразовательная школа, лечебная амбулатория, аптека, библиотека, пожарная часть, Дом культуры, клуб, несколько магазинов.

В поселке сооружен памятник воинам-авиаторам и установлены бюсты летчикам полка - Героям Советского Союза, памятный знак - советский реактивный истребитель.

Давайте внимательнее посмотрим на фотографии, так ли мы делаем как говорим, бережём ли свою Родину.

Что нужно делать для того чтобы беречь свою Родину? Чем лично Вы можете помочь?

(Ответы детей:

Не сорить,

Посадить деревья цветы и ухаживать за ними и т. д.)

8.Обобщающая беседа.
- Сейчас вы все рассказали, как любите свою малую родину, а значит и всю нашу Родину.

А что значит любить?
(Беречь, заботится, охранять, украшать, защищать, гордиться, никогда не предавать, а если потребуется и жизнь отдать)

9. Работа с пословицами о Родине.

У Вас на парте есть карточки с заданиями, посмотрите, пословицы нельзя прочитать потому что у них есть начало, а концовка не подходить по смыслу давайте восстановим пословицы - прочитаем их, а также объясним их значение.

Родина - мать, чужая мачеха.

Родная сторона мать, и зайцу дорог.

Родной куст умей за неё постоять.

10. Сообщение учителя.

Родина, родной край—это все, что нас окружает, это то, что с первых дней

нашей жизни становится для нас очень дорогим, как воздух, вода, еда, как улыбка близких людей. Это место, где живёт твой род, где мы растём, учимся, трудимся.

Родина-это то, что есть сегодня: наши города и сёла, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но и то, что было раньше: наша история и культура, памятники и традиции.

Родина—это наше БУДУЩЕЕ, то, что будет…

Родина—это всё то, без чего человек не может жить.

Мы живём в Украине на крымской земле, а в чём уникальность Крыма?

Что Вы знаете про Крым?

(ответы уч-ся)

Рассказ учителя о необыкновенных достопримечательностях Крыма, с опорой на фотографии.

Мраморная пещера

Мраморная пещера среди других пещер Крыма выделяется особо. Она стоит на первом месте по своей площади, протяженности и объему внутреннего пространства. Длина экскурсионных маршрутов в пещере доходит до полутора километров. В течение этого пути можно увидеть самые впечатляющие галереи пещеры. Если сложить все ее ходы, получится более двух километров. Это общая протяженность пещеры. Каждый год порядка ста тысяч туристов приезжают сюда на экскурсию.

Три основные части входят в пещеру: Главная галерея (достаточно прямая, ее длина - семьсот двадцать пять метров), Нижняя галерея (витиеватая, длина - девятьсот шестьдесят метров), Тигровый ход (боковое ответвление пещеры, длина - триста девяносто метров).

Клуб спелеологов в Симферополе охраняет пещеру. Сначала устроили Галерею сказок, это был первый этап оборудования пещеры. Обусловлено это тем, что Галерея сказок находится близко к входу в пещеру. Далее приступили к устройству Тигрового Хода. Был создан специальный туннель, горизонтальный и комфортный. По нему проложили обустроенные экскурсионные дорожки.

Воронцовский дворец

Воронцовский дворец строился 18лет. Дворец был построен по проекту английского архитектора.Архитектор в Алупку так не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Парадный двор, парадный кабинет, Ситцевая комната,Малая гостиная, или Китайский кабинет, вестибюль, Голубая гостиная, Переходом из Голубой гостиной в парадную столовую служит Зимний сад, в котором среди зелени размещено множество декоративных мраморных скульптур.

Парадная столовая — самый большой зал во дворце.

Алупкинский дворец окружен великолепным парком, занимающим площадь до 40 гектаров. Парк заложен 140 лет назад под наблюдением опытного немецкого садовода Карла Кебаха.

Ласточкино гнездо

"Ласточкино гнездо" построено на отвесной скале Ай-Тодорского мыса. Нынешнее здание напоминает средневековый рыцарский замок..

Первое деревянное строение на этом месте было возведено после русско-турецкой войны 1877—1878. ".

Свой нынешний вид "Ласточкино гнездо" преобрело благодаря нефтяному барону Штейнгелю. Он занимался нефтью, а отдыхать ему нравилось в Крыму. Он приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Рядом со зданием был разбит сад, который в результате землетрясения обрушился в море.

Грязевой вулкан

На Керченском полуострове, недалеко от села Вулкановка, в десятке километров к югу от поселка Ленинское, рядом с дорогой Керчь - Феодосия можно увидеть Джау-Тепе - единственный в своем роде грязевой вулкан. Джау-Тепе с крымскотатарского наречия переводится как «вражья гора» (или "опасная своими грязевыми потоками"). Другой вариант толкования названия предлагает Н.Н.Клепинин - «истекающая грязью». Грязь, многократно выливавшаяся с его вершины, застилает склоны холма. К югу от вулкана можно наблюдать сероводородный источник со значительным притоком воды.

Крупный холм появился в 17 веке, после очередного извержения. Раскинувшееся на склоне холма поселение было полностью разрушено грязевым потоком, идущим с вершины. В 19 столетии Джау-Тепе «спал». Бурная активность началась в первых десятилетиях 20 века, прошел ряд сильных извержений. Так, в феврале 1909 года на вершине вулкана образовалась крупная трещина. А через месяц произошло извержение. Согласно описанию, "сначала вздулась вершина вверх на сажень, потом она пошла вниз на несколько саженей ниже своего обычного положения, в результате возникли трещины, а затем прорвался внешний вал, и грязевой поток, медленно пополз по склону. На следующий день появилась жидкая грязевая масса с запахом сероводорода, возник поток. В течение третьего дня текла неспешно густая грязевая масса, но скоро она остановилась. ".

Джау-Тепе всю вторую половину 20 века был недействующим вулканом. Грязь из сопки постепенно стала выветриваться, буреть, в ней образовались трещины. Содержание этой грязи богато песчаниками, известняками и кристаллами кальцита.В недрах полуострова Керчь залегают майкопские глины. Нефтегазоносность этих глин стала причиной многочисленных извержений Джау-Тепе.

Музей шоколада

Этот музей находится в Симферополе, в Украине он единственный. Представляет он оригинальную, своеобразную экспозицию «История шоколада из шоколада». История шоколада обошлась местным мастерам-кондитерам в полторы тысячи килограмм этого сладкого вещества. Именно столько потребовалось, чтобы воссоздать в шоколаде всю долгую историю этого лакомства. Все предметы в музее - ручной работы, второго такого экземпляра не существует.

Начало истории шоколада идет от дерево какао, оно представлено в экспозиции. Здесь же рядом фигурки, изображающие индейцев, именно они впервые попробовали этот сладкий продукт. Выдающихся людей истории, которые предпочитали шоколад другим продуктам, также можно увидеть в музее. Разумеется, что все фигурки - шоколадные.

Из шоколада сделаны все предметы в музее: пейзажи, портреты, натюрморты. Мастера мечтают о создании в будущем шоколадницы высотой в человеческий рост. На сегодняшний день предметом гордости музея стала Эйфелева башня из шоколада. Потребовалась даже помощь ученого-математика, чтобы воссоздать в шоколаде эту сложную конструкцию.В музее можно прогуляться по экспозиции, все посмотреть, а вот дотрагиваться или съесть кусочек категорически запрещено. Срок жизни шоколадных экспонатов, по мнению кондитеров, порядка пяти лет. За это время не испортится их внешний вид, не потеряется качество продукта. Чтобы изделия из шоколада хранились долгое время, необходимо каждый день убирать пыль и поддерживать в помещении строго определенную температуру - эти условия обязательны. Посетить выставку можно в любой день с десяти до двадцати часов.

Долина приведений

Недалеко от Алушты, возле Южного склона у горы Демерджи находится скопление необычных каменных изваяний. Это - Долина Привидений. Самое большое скопление камней называется «голова Екатерины». Чтобы осмотреть это достопримечательное место, потребуется не один час.

Свое необычное название Долина Привидений получила благодаря такой особенности: камни, разбросанные у подножия горы, при закате солнца отбрасывают причудливые тени, похожие на привидения, которые быстро перемещаются. Удивительно в это время выглядит и сама гора - из-за изменения освещения на закате солнца она постоянно меняет свой цвет. Такие загадочные явления привлекают сюда туристов.

Также большое впечатление производят и сами горы: повсюду разбросаны скалистые сооружения разнообразных форм, которые напоминают лица и фигуры людей, животных, сказочных существ. В каждой скале можно увидеть что-то необычное.

Существует у местных жителей такая легенда: в древние времена эти места захватил колдун Чернобородый со своей свитой. Всех мужчин из округи они собрали на вершине горы в созданной ими кузнице. Пламя, которое раздувалось в кузнице, иссушило всю землю и озера, погубило вокруг всю природу. В деревне начался голод. И тогда молодая девушка, которую звали Екатерина, пошла к колдуну, чтобы попросить его оставить эти края. Но злой колдун не стал ничего слушать и убил ее. Тогда Бог покарал всех: с вершины горы вырвалось пламя, а по ее склонам прокатились огромные валуны, которые уничтожили все вокруг. Если верить легенде, то изваяния у вершины горы - это застывшие в камне воины, которые пытались убежать от Божьей кары.

11. Игра «Мои ассоциации»

Давайте поиграем, я буду называть слово, а каждый из Вас то с чем ассоциируется это слово.

нарисуйте свою Родину.

(после окончания работы над рисунками - выставка работ)

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Формировать у детей представление о России как о родной стране;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Закрепить названия народных промыслов;

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Сведения об участнике:

Ф.И.О.: Демченко Елена Николаевна

Место работы: МБДОУ детский сад 38

Образование: юридическое (Хабаровский государственный технический университет, юрист)

Должность: воспитатель

Педагогический стаж работы: 4 года

Ход мероприятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню (Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель. А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

Как они назывались – порты.

На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение:

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.

Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

Конспект занятия по освоению общечеловеческих ценностей

На тему: «С чего начинается Родина?»

Работу выполнила

Воспитатель 6 класса:

Патрунина Ольга Алексеевна

Светлополянск, 2014г

АННОТАЦИЯ

В современном мире все чаще наблюдается тенденция снижения бережного отношения к родному краю. Детей необходимо знакомить со своим родным краем, с его историей, традициями, культурой, бытом, прививать детям любовь к своей малой родине. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - со всем этим я стараюсь знакомить детей. Моя цель – воспитание у детей нравственных и патриотических чувств.

Одна из задач нравственного воспитания - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет: родной город, поселок. Эти места дороги ребенку потому, что здесь живут его близкие, здесь находится его детский сад, школа. Когда взрослый человек вспоминает свое детство, он представляет себе именно ту деревню, город, где он вырос, именно ту речку, поля и те озера, которые окружали его. Память о них он хранит всю жизнь. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты там люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Нравственное воспитание начинается с уважения к самому себе. На занятиях мы учимся познавать самих себя, любить ближайшее окружение: родителей, братьев и сестер, родных и близких, соседей, одноклассников; посёлок, речку, родной дом. Мы знакомимся с родным районом, областным центром, Россией. Мы изучаем культуру и традиции своей Родины.

Данная разработка поможет воспитанникам задуматься о своём о тношении к родному краю , научить их видеть ценности через деятельность на благо семьи, школы и родного края .

Разработка может быть использована воспитателями школ-интернатов, классными руководителями начальной школы, педагогами досуговых центров, воспитателями СРЦ и ОВП КЦСОН.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствуют общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. А ребенок – это маленький гений своей малой Родины – он творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в этом приоритетная задача школы. Мир ребенка – это всё то, что его окружает. Задача педагога – помочь ребенку научиться видеть и понимать, поддерживать и множить красоту родного края. Для того чтобы ребенок ощущал духовную жизнь своего народа, творчески утверждал себя в ней, принимал историю и культуру родного края необходимо вводить региональный компонент в каждую школьную программу. Это позволит расширять и углублять знания детей о родном городе, поселке формировать понятия об историческом прошлом народов, проживающих на данной территории, вызывать и поддерживать интерес к народному творчеству, фольклору, особенностям декоративного творчества, кулинарии, костюма.

Для методической разработки подбирались игровые методы и приёмы, наглядность для заинтересованности детей изучать данную тему. Данное занятие проводилось в классе, где находится интерактивная доска. Участники сидели полукругом. В начале занятия была включена песня, где дети должны определить тему занятия. Раскрыть такие понятия как: родина, патриотизм, отчизна. Читают стихи о Родине. Занятие было условно разделено на 3 блока: семья, школа, родной край «Где родился, там и пригодился», где дети находят ценности, которые воспитываются в семье, в школе и в родном крае. Ищут ответ на вопрос, с чего начинается Родина, в конце занятия был проведен гимн, стимулирующий любить, ценить и уважать свою семью, малую родину.

Тема занятия: «С чего начинается Родина?»

Дидактическая цель: Обобщить и систематизировать материал по теме: «С чего начинается Родина?»

Задачи:

    Учить видеть ценность и принимать ценность через деятельность в школе, семье и на малой родине, учить оценивать деятельность, инициировать ее и поддерживать ее с нравственной позиции.

    Содействовать духовно- нравственному развитию и приобретению детьми социально – нравственного опыта посредством включения каждого воспитанника в размышления о самих себе с точки зрения патриотизма.

    Стимулирование перенесения ценности с мероприятия в жизнь (последующее включение каждого воспитанника в практическую деятельность на благо малой родины).

    Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи.

Возраст воспитанников: 12-14 лет.

Оборудование: Тема на доске, задачи на доске, опорные карточки, презентация о семье, школе и о населенных пунктах, музыка «С чего начинается Родина?», гимн Р.Ф.

Тип занятия: обобщающее.

Форма: размышления о патриотизме

Ведущие методы, приёмы : повторение; психологическая поддержка, личный пример, похвала, одобрение, ситуация успеха, убеждение; диалог, доверие, сотрудничество; стимулирование; выводы, рефлексия.

Ресурсное обеспечение :

Дидактическое: название темы на доске, карточки (зрительные опоры), презентации, музыка, тексты стихов, пословиц, текст гимна РФ.

Иллюстративное: музыка «С чего начинается Родина?», презентации, стихи, музыка, карты географические.

Техническое: ноутбук, интерактивный комплекс.

Ход занятия.

    Организационный момент (Дети входят друг за другом, садятся полукругом на стулья).

Ребята, давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и по очереди, пожмем друг другу руки. Улыбнемся друг другу.

Можем ли мы сказать, что класс – это наша малая родина? А почему? (ответы детей)

Ребята, сегодня у нас гости, вижу, что вы их узнали. Подарим им свои улыбки и поприветствуем их. Молодцы, теперь можете садиться на места.

Воспитатель: Сегодняшнее занятие мы посвятим самой главной человеческой ценности, которая стоит на первом месте у каждого народа в каждой стране. Попробуйте определить тему занятия, послушав, песню и презентацию сл. М. Матусовского муз. В. Баснера в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина? »

Воспитатель: Вслушайтесь в слова песни, определите, какие слова повторяются часто. Затем ответьте на вопрос, который часто звучит в этой песне. - Звучит песня

Слушая песню, какие чувства возникли у вас при слове Родина? Что хотел сказать автор этой песни? Что такое Родина? (высказывания детей )

Какая наша сегодняшняя тема занятия? (ответ детей)

Ответы учащихся (родной дом, семья, родные, самый близкий и любимый человек на земле – мама; родная школа, друзья; родной край, город, поселок, где мы родились и живем)

Сегодня на занятии мы постараемся ответить на этот вопрос « С чего начинается Родина?»

Воспитатель: Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы. Задачи: (написаны на доске)

Что такое любовь к Родине?

С чего начинается Родина?

Воспитатель: Мы выясним, что такое любовь к Родине и ответим на вопрос «Нужны ли патриоты семье, школе, малой родине и Отечеству». Я желаю вам, друзья, чтобы каждый из вас хорошо поработал сердцем, душой и головой.

Воспитатель: Я предлагаю начать размышления с этих теплых, знакомых каждому слов.

На экране появляются слова: РОДИЛСЯ, РОЖДЕНИЕ, РОДНОЙ, РОДСТВЕННИК, РОДНЯ, РОД, РОДИНА.

Воспитатель : О чем подумал Иван?

О ком подумала Вика?

Что представил Костя?

Воспитатель: Я тоже, ребята, о многом подумала. Можно и я поразмышляю?

Я родилась в п. Светлополянск. День моего рождения 27 марта. Место моего рождения п. Светлополянск, это моя малая родина. Самые родные мне люди – это моя семья.

Кроме моей семьи у меня есть еще много родственников, это моя родня. Я часто думаю о том, откуда пошел наш род. Хорошо бы больше узнать о своем роде.

У моих древних родственников была, конечно, другая родина, ведь Светлополянска тогда еще не было. Где же они жили, мои древние родственники, мои предки? Может быть, здесь, а может быть, там?

/Показываю на карте России/

В одном я уверена: они жили на территории нашей огромной страны России, нашей большой Родины, Родины с большой буквы.

Кто еще хочет поразмышлять?

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. Так с чего же начинается Родина? (ответы детей )

2 . Основная часть :

Воспитатель: Продолжаем размышления на тему. Я спрашиваю себя: «С чего начинается Родина?» и отвечаю: «Родина начинается с семьи». Кто со мной согласен, поднимите руки. Спасибо, я вижу, что семья для вас многое значит. Любить родину, ребята, значит любить свою семью. Давайте поразмышляем о том, что значит любить свою семью.

Воспитатель предоставляет детям зрительные опоры:

    Хорошо относиться к родным

    Уважать старших, заботиться о младших

    Брать на себя обязанности по дому

    Не огорчать родных людей

    Работать над собой

    Уметь прощать

    Не допускать ссор

    Радовать успехами в труде

    Радовать успехами в учебе

    Уметь делать приятное

    Трудиться по дому.

Воспитатель: давайте поразмышляем вот о чем: Что нам нравится в наших семьях?

Воспитанники высказывают свои мысли.

Воспитатель: Сейчас, ребята, у нас с вами есть возможность познакомить всех с нашими семьями.

Презентация + фото на большом сердце

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. С чего начинается Родина?

Воспитанники: Родина начинается с семьи.

Воспитатель: Мы все любим наши семьи и трудимся на благо наших семей. А это значит, что мы с вами уже немного патриоты.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

Воспитанник : читает стихотворение Савинская Виктория:

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей –

Частица великой

Отчизны моей.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – это то - место, где мы родились, где живем со своими родителями, родными, своими друзьями, где жили наши прадедушки и прабабушки. У каждого человека есть любимые родные места, куда он любит приезжать, где любит бывать.

А у вас есть родные места? Почему они родные? (ответы детей)

3. Воспитатель: Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома – родной школы , чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы.

Продолжаем размышления на тему «С чего начинается Родина?» Родина – это очень емкое понятие, оно вмещает в себя очень многое, например, школу, ведь недаром народная мудрость гласит: «Школа - наш 2-ой дом». Давайте поразмышляем о школе как о нашем 2-м доме.

Продолжим мысль: Школа – наш 2-ой дом, потому, что…

Зрительные опоры:

Школа дает образование. Школа по-настоящему готовит нас к жизни. Школа помогает справиться с недостатками. В школе работают только достойные люди. В школе нас любят. В школе мы развиваем свои способности. Школа учит труду и добру. Школа помогает определиться с профессией .

Воспитатель: У каждого из нас, друзья, есть сейчас возможность сказать школе спасибо. Видеоролик

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. Меня очень порадовали ваши высказывания. А согласитесь ли вы с таким утверждением «Любить школу значит любить Родину»? Можем ли мы назвать себя хоть немного патриотами? (ответы детей )

Школа – это тоже наша семья. Здесь мы живем, учимся, общаемся, и с каждым днем мы создаем историю и традиции нашей школы.

4. Верхнекамский район. Где родился, там и пригодился.

Воспитатель . Продолжаем размышления на тему «С чего начинается Родина?» Согласны ли вы с тем, что любовь к России, нашей большой Родине, начинается с любви к нашей малой родине?

Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна, малая родина. Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». За что мы любим нашу малую родину? (ответы детей)

Воспитатель : Что значит любить нашу малую родину?

разрушений.

Воспитатель: А достаточно ли мы трудимся на благо нашей малой родины?

Воспитатель: Предлагаю всем познакомиться с малой родиной каждого 6-классника. А 6-классники постараются узнать свою малую родину. Презентация родных мест Верхнекамья

Воспитатель : Вижу, что всем понравилось путешествие по родным местам. А ведь малая родина – это частичка нашей большой Родины.

Воспитатель: Все мы учимся в школе и приехали из разных населенных пунктов Верхнекамского района: п. Созим, п. Лесной, п. Пещёра, п. Светлополянск и г. Кирс - Вот из таких маленьких родных уголков и состоит наша общая и великая Родина.

Воспитатель: А теперь я предлагаю увидеть малую родину каждого из нас на карте нашей большой Родины России. (карта Кировской области )

Каждый прикрепляет название малой родины на карту России.

В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Вашему вниманию представлены пословицы о родине, прочтите их, и выберите наиболее понравившуюся пословицу, и объясните ее смысл.

Работа с пословицами:

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Всякому мила своя сторона.

    Москва – царство, а наша деревня – рай.

    С родной земли умри – не сходи.

    Чужая сторона – дремучий бор.

    Кто Родине изменяет, того народ презирает.

    Кто за Родину горой – тот истинный герой.

    Береги Родину, как зеницу ока.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Жить – Родине служить

Воспитатель : Мы узнали, что в нашем районе есть много достопримечательностей, красивых мест. Есть свои известные люди, которыми мы гордимся, любим.

Подводим итог.

Сейчас нам прочитает стихотворение Олеся Вишневская «Что родиной моей зовется?»

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Воспитатель: Занятие пора заканчивать. Возвращаясь к началу нашего занятия, обратимся к задачам, давайте, подведем итог и ответим на поставленные вопросы.

Что такое любовь к Родине?

Нужны ли патриоты семье, школе, малой родине и Отечеству?

С чего начинается Родина?

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что такое патриотизм, выяснили, нужны ли малой родине патриоты. Конечно же, гимн поется в начале всех мероприятий, но мы выяснили все вопросы, хотелось бы закончить занятие гимном. ( Звучит гимн РФ)

Занятие закончено, благодарю за работу.

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

  • обобщить понятия "родина", "малая родина";
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы;
  • воспитание интереса и желание больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Улыбнулись. Бодрость духа и хорошее настроение мы должны сохранить на протяжении всего занятия.

2. Сообщение темы занятия.

Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно выполнить следующее задание.

Упражнение на классификацию “Что лишнее”

На партах у вас лежат конверты, достаньте карточки, на них написаны пословицы. Одна из этих пословиц лишняя, она нам и подскажет тему нашего занятия.

Пословицы

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • За дружбу дружбой платят.
  • Дружба как стекло: разобьёшь, не сложишь.
  • Хочешь дружбы, будь другом.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.

Дана индивидуальная работа (выкладывать слова РОДИНА, МОСКВА, раскрашивать флаг).

Прочитайте пословицы. О чем каждая из них? Какая пословица лишняя? О Чем она?

Правильно, ребята тема нашего занятия “С чего начинается Родина”.

3. Основная часть.

Скажите, как называется наша страна, в которой мы родились и живем?

Посмотрите и найдите на карте? Какой город является столицей нашей Родины?

В какой области мы живем? Какой город является областным?

В каком районе? Как называется главный город нашего района?

А знаете ли вы города нашей страны?

Воспитатель. Итак, с чего начинается Родина.

Звучит песня “С чего начинается родина”.

Ребята, вы задумывались когда-нибудь, что означает слово “Родина”?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множество таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина… страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина – это вся наша необъятная страна с ее лесами и полями, морями и реками, городами и селами

А почему наша страна необъятная?

Воспитатель. Родина необъятная, потому что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства ее зеленый наряд - леса.

Родина так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают 3 часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.

Родина – это территория, географическое пространство, где родился человек, где жили его деды и отцы, где его отчий дом.

Условно различают большую и малую Родину. Большая – это страна, где человек вырос, живет и которой стала для него родной и близкой. Малая – это место его рождения.

Ребята, а знаете ли вы где ваша малая Родина, где вы живете?

Воспитатель. Родина не вокруг тебя, она внутри тебя, в твоем сердце, в твоих мыслях, душе и памяти. Она - часть тебя, а ты-часть ее. Это твоя любовь к стране, в которой ты живешь, к месту, в котором ты родился, к твоей первой игрушке, к тропинкам в лесу, по которым ты гулял, к играм, в которые играл со своими друзьями, к рассвету, который ты видел ранним утром, к людям, которые тебя окружают; это - ветка, с которой ты упал и набил себе шишек, это – твои обиды, радости, горести, счастье, смех и слезы, это все твои чувства и переживания и это, конечно же, твоя мама. Это все, что внутри тебя, в твоей душе.

Воспитатель. Большая наша страна. Огромная. Конца-края не видно. Много людей живет в нашей стране, много народов.

Ребята, как вы думаете, какая численность России?

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 141 млн. человек.

А как всех их можно назвать, одним словом?Все люди, живущие на территории России – россияне. Мы - Россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие.

О родине сложено много стихов и песен, ее прославляют поэты и музыканты.

Стихотворение про Родину

Если скажут слово “родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Ребята, какие государственные символы России вы знаете?

А какие негосударственные символы России вы знаете?

Воспитатель. Правильно. А мы поговорим о березке милой, родной, которую издавна, считали символом России.

Белая береза

Есенин Сергей Александрович

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель. Осознанная любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Но одно несомненно – с первыми глотками материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит подобно тому, как растение тянется к солнцу, так и ребенок – к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает величественную истину – что он принадлежит Матери-Отчизне, отвечает за нее.

Ребята, какие картины возникают в вашем воображении, если скажут малая Родина?

Родина - это земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи. Это мать и отец, поэтому Родину называют еще Отчизной, отечеством, отчим домом.

Когда произносишь слово “Родина”, то чаще всего вспоминаешь что-то из детства. Мы все родом из детства. У каждого есть родня - это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия! Они знали, что отстоять ее можно только тогда, когда “Один за всех и все за одного”. Беспредельная любовь к родине, к народу, к человеку – вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. Они любили Россию, поэтому победили врагов страны. Они завещали нам беречь и защищать Родину. Мы всегда будем гордиться такими людьми, и помнить о них.

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что нового узнали? Какая бывает родина?

О каком новом негосударственном символе вы узнали?

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Мы коснулись с вами только настоящее нашей Родины, а на следующих занятиях узнаем прошлое.