Спрос на рынке труда влияние кризиса. Состояние рынка труда россии в условиях кризиса. — То есть кризис назревал и был бы в любом случае

— Татьяна Михайловна, что сейчас происходит на российском рынке труда? К чему готовиться?

— Дело в том, что кризис начался раньше. Уже в 2013 году появились признаки нездоровья на рынке труда на фоне высоких показателей активности и занятости. Ведь к кризису мы подошли на исторических оптимумах. Предкризисный уровень экономической активности был лучше некуда, уровень безработицы — ниже не бывает. Но у нас, с одной стороны, росла потребность в рабочей силе. С другой — начали расти показатели маргинальной занятости (неполное рабочее время, административные отпуска, простои по вине работодателя) — формы адаптации рынка труда к экономическому неблагополучию.

— То есть кризис назревал и был бы в любом случае?

— Кризис на рынке труда был бы в любом случае. А именно процессы на рынке труда предопределяют все остальные социальные процессы и параметры.

Но это было не всем заметно. Первая и пока единственная социальная система, которая почувствовала демографические изменения, — это пенсии. Здесь проблема четкая: мало работников, много пенсионеров. Для рынка труда последствия демографической деформации будут даже хуже, но там нет такого агента, как Пенсионный фонд, который мог бы говорить сразу за весь рынок.

— Пока проблемы с нехваткой рабочих рук?

— Работодатели давно жалуются: у них проблемы с рабочими кадрами.

В 2010 году с рынка постепенно начало уходить трудоспособное и многочисленное поколение 1950 года рождения, а на смену ему приходит трагически, рекордно, невероятно низкое по численности поколение 1990-х. Один этот факт ставил Россию под угрозу кризиса.

— Значит ли это, что тем, кого сейчас уволят, будет просто найти работу?

— Нет. Сейчас спрос будет решительно не на те рабочие места, которые готовы предложить работодатели. О нехватке кадров говорили «Норильский никель», Череповецкий металлургический комбинат — представители промышленного производства. Просто рабочих нет и некого поставить к станку: люди стареют и им на смену никто не приходит. С другой стороны, мы имеем перепроизводство юристов, экономистов, маркетологов.

— Довольно естественный ход вещей: мне желание не вставать к станку вполне понятно, как, верно, и вам. Но ведь в Европе и США тоже не очень многие работают руками. Почему у них это не создает кадровый кризис?

— Потому что они не становятся изгоями в мировом сообществе. Они интегрируются в него, а мы из него выходим.

Кроме того, у них есть хотя бы бренды. Понимаете, да, чтобы купить что-то, нужно хоть что-то продать. Они на рынок приносят этот товар, и получается экспортно-импортный обмен.

У нас один бренд — нефть. Мы даже не научились делать мебель. Польша, к примеру, крупный поставщик мебели, а мы — нет. Хотя, казалось бы, древесины у нас больше. И вот теперь, когда наш бренд подвел, позитивных перспектив я не вижу.

— Повышение пенсионного возраста подается как одна из антикризисных мер. Как вы к этому относитесь?

— Шансы поднять пенсионный возраст в России были неоднократно. Но все они были упущены. В 2008 году были политические причины. А в 2002 году просто по дури пропустили момент. Тогда можно было пойти на социальный обмен: повысить возраст, но дать другие материальные блага. Сейчас, как ни странно, я считаю, что это является необходимой мерой. Иначе к 2030 году мы дойдем до социального нонсенса: количество работающих сравняется с количеством пенсионеров.

Речь ведь не идет о пересмотре социальных обязательств. Для тех, кому осталось работать десять лет до пенсии, пересмотр правил игры уже невозможен. Вариантов обсуждается два — либо повышать порог выхода на пенсию тем, кто только идет работать, при этом повышать на несколько месяцев в год. То есть тот, кто придет в самом начале повышения, выйдет на пенсию в 60,5; тот, кто придет позже, — в 70 лет. Второй вариант — отступить на десять лет. То есть повысить возраст для тех, кому осталось до пенсии более десяти лет.

— Как это поддержит экономику?

— Сейчас — никак. Если сейчас человеку, которому 20 лет и который только пришел на рынок труда, вы скажете, что он выйдет на пенсию не в 60 лет, а в 60,5, вы ничего не экономите.

Поэтому на самом деле ничего антикризисного в этом нет. Экономический эффект будет лет через пятнадцать-двадцать.

Но это надо сделать сейчас. Во-первых, в свете кадрового кризиса: повышением пенсионного возраста мы пытаемся задержать последнее рабочее поколение. Чем старше поколение, тем выше доля рабочих профессий.

Во-вторых, то, что нельзя сделать в относительно спокойные периоды, нужно делать во время кризиса.

— Кстати, россияне действительно против или нет? Почему власти считают повышение пенсионного возраста синонимом социальных протестов?

— Дуют на воду. На мой взгляд, общество к этому уже готово, оно само ответило на наши вопросы: оно работает. Но надо иметь в виду, что не очень долго, от двух до пяти лет.

Соответственно, так и надо повышать. Мужчинам — до 62-63 лет, женщинам — до 60 лет. Или же сравнять на 63 годах, потому что гендерный разрыв у нас очень большой. И повышать постепенно.

Не понимаю, почему низкий пенсионный возраст надо рассматривать как социальное завоевание. Если человек уже способен работать дольше.

— Для этого надо, чтоб продолжительность жизни тоже росла.

— А она и растет. Чего ждем?

Кроме того, когда вводилась наша пенсионная система? В 1930-х годах. Тогда вход на рынок труда в среднем был в 14 лет, то есть рабочий период длился 46 лет. Сейчас мы дармоеды и бездельники. Мы начинаем работать лет на десять позже. При этом оснований для досрочного выхода на пенсию стало намного больше и фактический возраст выхода на пенсию для мужчин — 54 года. Итого примерно 30 лет стажа. Раз вы теперь учитесь полжизни, то вы должны и работать больше.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева

— Не получится ли так, что из-за постепенности перехода большую часть именно рабочих специалистов мы все-таки для рынка труда потеряем?

— Получится. Чем моложе поколение, тем ниже доля людей, владеющих рабочими профессиями. Но надо сделать хотя бы это. И поэтому второй вариант — повышение пенсионного возраста для всех, кроме тех, кому осталось десять лет до пенсии, — предпочтительнее. Так мы продлим присутствие на рынке труда 45-летних мужчин, которые еще умеют не только компьютерной мышкой водить, а многое делать руками.

— Но ведь у них с возрастом производительность труда понижается, особенно если речь идет о физическом труде.

— Да, особенно если речь идет о тяжелых производствах, из которых люди быстрее выбывают. Таких тяжелых и вредных форм производства быть не должно. Как в мире и происходит. Там работают и до 65 лет, и до 67 лет. И тоже труд на производстве, но они не мешки таскают, а как минимум на тележке их возят.

— Не угрожает ли повышение пенсионного возраста ростом безработицы среди молодежи? Ведь рабочие места окажутся дольше заняты старшим поколением.

— У нас сейчас тот уникальный случай, когда претензии на рабочие места со стороны крайне малочисленного приходящего поколения будут небольшие. Поэтому сейчас это можно сделать совершенно безболезненно.

К тому же никогда на реальном рынке труда не конкурируют самое старшее и самое молодое поколение. Это происходит плавно: молодежь конкурирует с теми, кто чуть постарше. Единственное место, за которое реально конкурируют эти две группы, — место гардеробщика в высших учебных заведениях.

— А что будет с нашими бабушками? Не придется ли молодым мамам дольше оставаться вне рынка труда, если бабушки будут работать? Как это скажется на демографии?

— Мы живем представлениями ХХ века. Сейчас эту функцию — сидеть с детьми — бабушки не выполняют. У нас есть обследование «Сколько стоит российская бабушка». Оно показало, что российская женщина сильно изменилась. Она выходит на пенсию не для внуков, а для себя. Она может помогать, оказывать разовые услуги, но сиднем сидеть с ребенком она уже не хочет. Выяснилось, что при наличии бабушки вероятность того, что ребенок будет ходить в детский сад, выше. Если бабушки нет, то некому водить ребенка в детский сад.

Если вы посмотрите сейчас график занятости матерей, то вы удивитесь, потому что она резко падает не когда ребенок совсем маленький, а в 6-7 и 11-12 лет. Дети идут в школу, а затем из младшей в среднюю, и матери предпочитают сами посидеть-позаниматься с ребенком, потому что бабушка английскому не научит.

— Отмена пенсий для высокооплачиваемых работающих пенсионеров — еще один антикризисный шаг. Что вы об этом думаете?

— Либо пенсия, либо зарплата — это принцип пенсионных систем во всем мире. Мы исключение. Само решение — выплачивать пенсии и зарплату в полном объеме — было принято, чтобы не допустить роста бедности среди пожилого населения. Даже низкая пенсия и зарплата в сумме дают возможность свести концы с концами. Но если работник получает высокую зарплату, оснований для выплаты пенсии нет. Трудоспособность не утрачена, доход вполне позволяет жить на достойном уровне. Экономия средств ПФР может служить источником повышения пенсий тем, у кого, кроме пенсий, никаких средств нет. Тем самым решение об отмене выплаты пенсий высокооплачиваемым работникам, скажем, с годовым доходом 1 млн руб. было бы экономически оправданно и социально справедливо.

— Производительность труда — еще один серьезный вызов российской экономике. Эксперты не устают говорить, что она низкая и это одно из структурных ограничений роста. Как так происходит, все вокруг ведь действительно работают, многие даже гораздо дольше, чем стандартные восемь часов в день?

— Если человек сидит на работе сутками — это диаметрально противоположно тому, что нам нужно, и никакого отношения к производительности не имеет.

Много работать не значит работать качественно. Более того, долго и качественно работать невозможно. Вы не можете эффективно проработать 24 часа подряд.

Во Всемирном банке в США я своими глазами видела, что люди боятся задержаться хотя бы на одну лишнюю минуту на рабочем месте — это будет означать, что они неэффективны и неконкурентоспособны.

Те, кто у нас сидит сутками, в Америке были бы уволены. Вы мне нарисовали российскую экономику — рассказали, как все много работают. И вот вам результат.

— Даст ли этот кризис толчок к серьезным изменениям в плане роста производительности труда?

— Чтобы это произошло, нужен целый ряд факторов. Производительность может быть повышена за счет структурного маневра — перестать делать неэффективную дешевую продукцию и начать выпускать высококачественную и относительно дорогую, например наукоемкую. Или за счет технологических изменений, но это может быть сделано, если есть инвестиции и заинтересованные предприниматели. В этом кризисе будут выигравшие, и, может быть, техническую эффективность будут повышать именно они.

— А качество услуг это тоже поможет повысить?

— Не думаю. Качество услуг может быть повышено только в условиях конкуренции. Но наш рынок особый. Он принимает то качество, которое есть. Тем более что их производители тоже должны обладать каким-то технологическим и информационным базисом, а сейчас все это будет разрушаться. Поэтому теоретически да, практически — нет.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2011, № 11, с. 3-17

ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МИРОВОЙ КРИЗИС И РЫНОК ТРУДА © 2011 г. Н. Иванов

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Основные черты современного мирового финансово-экономического кризиса обусловлены тем, что он имеет место в условиях глобализации, негативные особенности которой во многом определили глубину и масштабы кризисных явлений в мире.

В экономике процесс глобализации наиболее далеко продвинулся в финансовой сфере, что нашло выражение в формировании мирового финансового рынка. Предпосылкой этого стали три ключевых фактора: новые информационные технологии, связавшие основные финансовые центры и резко сократившие трансакционные издержки финансовых сделок и время, необходимое для их совершения; изменение условий функционирования финансовых институтов вследствие дерегулирования банковской деятельности; развитие нового инструментария финансового рынка -механизмов хеджирования и управления рисками.

Дерегулирование банковской деятельности, происшедшее в развитых странах в 80-90-е годы, явилось ответом на усиление конкуренции на рынке банковских услуг и падение рентабельности банковских операций, связанное с экспансией иностранного капитала на национальных финансовых рынках после краха Бреттон-Вуд-ской системы. Дерегулирование сопровождалось расширенной приватизацией и секьюритизацией активов, снижением налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, формированием сети офшорных банков, функционирующих в льготном режиме. В процессе дерегулирования были сняты ограничения на проведение банками и другими финансовыми учреждениями разносторонних финансовых операций: инвестиционные банки получили возможность заниматься коммерческим кредитованием, коммерческие банки - эмиссионно-учрежденческой деятель-

ИВАНОВ Николай Петрович, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН ([email protected]).

ностью, страхованием, торговлей фьючерсами, опционами и т.д. В результате возникли финансовые холдинги, или своего рода "универмаги", предлагающие клиенту полный набор услуг в области финансового посредничества. Именно эти финансовые холдинги в настоящее время доминируют на мировом финансовом рынке. Этому способствовали такие системные факторы, как формирование глобальных финансовых сетей, в центре которых находятся эти холдинги, эффект синергии в связи с объединением в одну систему всех видов финансовой деятельности и эффект масштаба, вызванный волной слияний крупных финансовых институтов.

Глобальное перемещение капитала на мировом рынке носит в основном стихийный характер, а масштабы передвижения таковы, что существующие управляющие структуры - частные или государственные - не способны его эффективно контролировать. Рост неопределенности на финансовом рынке, в частности в отношении валютных курсов и курсов ценных бумаг, стимулирует развитие механизмов хеджирования и управления рисками. Традиционные финансовые инструменты дополняются новыми видами ценных бумаг и обязательств - деривативами, являющимися производными от других ценных бумаг. Деривативы открывают возможности для игры на изменении курсов валют, акций, других видов финансовых активов1.

Особенность рынка деривативов состоит в том, что, позволяя перераспределять риски и снижать их степень для отдельных участников финансовой операции, его функционирование ведет к повышению общего уровня системного риска. Трансакции с деривативами оказались по существу вне системы правового регулирования и открыли возможности для широкомасштабных спекуляций, ускоряя процесс обособления валют-но-финансовой сферы от реальной экономики. Финансовый рынок стал играть независимую от

1 Согласно оценке В. Иноземцева, объем рынка деривативов увеличился со 100 трлн. долл. в 2002 г. до 680 трлн. долл. в 2008 г. См.: Босс. 2009. № 8-9. С. 22.

рынка товаров роль. По определению П. Дракера, деньги сами превратились в товар, а спекуляция на курсах валют - в наиболее выгодную рыночную операцию2.

Отрыв финансовой системы от реальной экономики не означает, что связь между ними исчезает. Наоборот, связь и зависимость расширяются, но приобретают негативный характер. Сфера финансовых операций начинает в растущих масштабах аккумулировать капитал, который вместо прямого инвестирования в производство идет в спекулятивные сделки. Развивается феномен "экономики мыльного пузыря". При этом, как отмечает профессор Р. Буайе, один из руководителей Национального центра научных исследований Франции, финансы стали преобладать над реальной экономикой. Это предопределило принципиально новый характер мирового финансово-экономического кризиса. Он не просто очередной циклический, он - структурный3.

Можно отметить некоторые основные черты этого структурного кризиса. Во-первых, он является следствием искусственного преувеличения роли финансового сектора (прежде всего - спекулятивной его части) в экономической системе развитых стран и в мировой экономике в целом. Во-вторых, в условиях глобального финансового рынка финансовые потоки и трансакции оказались в значительной мере вне контроля государства, а финансовые институты обслуживают в основном интересы своей верхушки вопреки общественным потребностям. В-третьих, кризис знаменует банкротство идеологии "общества потребления", в которой идея обогащения возведена в абсолют.

По мнению профессора Ж. Сапира, научного руководителя Высшей школы социальных наук (Франция), структурный характер современного кризиса связан с опасной тенденцией обогащения узкой группы финансовых игроков в ущерб покупательной способности основной массы населения. Стратегия неолиберализма, полагает ученый, терпит крах4. Его поддерживает профессор Р. Хикель (ФРГ), выступающий против "казино-капитализма", за регулируемый капитализм и возврат к кейнсианству5.

2 Cm.: Foreign Affairs. 1986. № 4. P. 786.

3 Cm.: BoyerR. La crise des subprimes en perspective historique // Revue de la regulation. 2009. № 5.

4 Cm.: Sapir J. Une décade prodigieuse. La crise financière entre temps court et temps long // Revue de la regulation. 2008.

5 Cm.: Hickel R. Plädoyer für einen regulierten Kapitalismus //

Aus Politik und Zeitgeschichte. 2009. № 20.

Характерная черта "казино-капитализма" -огромный рост кредитной задолженности в большинстве развитых стран. В США долги домохозяйств достигли 93% ВВП, в том числе ипотечные - 77%6. В Великобритании и Испании задолженность домохозяйств превысила 100% ВВП.

Наряду с этим, в США, Японии и большинстве стран ЕС к началу кризиса существовал очень значительный государственный долг. В США он равнялся 90.8% ВВП, в Японии - 192, в Италии -115, в Греции - 108, во Франции - 79.7, в Германии - 77.2, в Великобритании - 68.5, в Испании -59.5%. Эти цифры превосходят общемировой средний показатель государственного долга на 2009 г. - 53.6%. Для сравнения: в Южной Корее государственный долг был равен 28%, в Китае -18.2%7.

Относительно небольшая задолженность некоторых стран Юго-Восточной Азии связана с изменением их финансовой политики после кризиса 1997-1998 гг. - переходом от заимствований валюты на внешнем рынке к накоплению золотовалютных резервов. Это позволило существенно ослабить для этих стран удар современного кризиса, в эпицентре которого оказались развитые страны. Как видно из табл. 1, именно на их долю приходится наибольшее сокращение промышленного производства и валового внутреннего продукта.

Особенно пострадали страны, значительная доля промышленной продукции которых предназначена на экспорт. Так, в Японии из-за резкого сокращения спроса на автомашины и бытовую электронику общий объем производства с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. упал на 40%8.

В условиях глобализации, когда все страны мира взаимозависимы и в определенной степени взаимосвязаны в общем процессе социально-экономических преобразований, имеет место резкое обострение конкуренции на мировом рынке. Конкуренция товаров и услуг развивается как по линии инноваций - научно-технической новизны и качества, так и по линии дешевизны товаров и услуг. Стремление использовать более дешевую рабочую силу стимулировало ТНК к массовому переносу трудоемких производств из высокоразвитых стран в развивающиеся. Оно же обуслови-

6 См.: http://regulation.revues.org/4032.html

7 См.: http://www.economicshelp.org/blog/economics/list-of-national-debt-by-country

8 См.: Problems economique. 2010. № 2986. P. 19-23.

ло широкое развитие аутсорсинга как одной из основ современной глобальной экономики.

В свою очередь, развивающиеся страны, и прежде всего Китай, Индия, Бразилия, широко используют импорт передовых технологий и развитие собственной научно-технической базы для повышения конкурентоспособности своего производства, основанного на дешевой рабочей силе, и для массового экспорта товаров и услуг в развитые страны. Растущая конкуренция развивающихся стран в условиях, когда платежеспособный спрос на их внутренних рынках остается низким, - один из факторов углубления кризиса перепроизводства на мировом рынке, затрудняющий выход из него для развитых стран. Об этом свидетельствует, в частности, конфликт между США и Китаем по поводу искусственно заниженного курса юаня, стимулирующего завоевание американского рынка китайскими товарами.

В докладе, наряду с анализом статистики рынка труда в России, большое внимание уделяется мерам российского правительства по смягчению безработицы.

Ключевые слова: рынок труда , безработица, экономический кризис

Dilmurad Yusupov. Russian labour market in the world economic recession context

The report along with analysis of labour market statistics in Russia focuses on Russian government measures on unemployment mitigation under world economic recession.

Key words: labour market, unemployment, world economic recession

Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:

  • ухудшение структуры массового спроса и потребления
  • сокращение спроса на товары и услуги
  • свёртывание производства соответствующих товаров и услуг
  • сокращение персонала на предприятиях
  • повышения уровня безработицы

Как мировой экономический кризис повлиял на российский рынок труда? Каковы масштабы безработицы в России в условиях кризиса? Какие отрасли экономики России больше всего пострадали от кризиса? Какие антикризисные меры принимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения? Какие прогнозы занятости и безработицы в России на 2009 год?

Основная цель и задача настоящего доклада — ответить на все вышеперечисленные вопросы. Приступим…

§1. Занятость и безработица в РФ в I квартале 2009 года

Росстат подвёл итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля). По статистическим данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек , или 53% от общей численности населения страны (142 млн. человек).

В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Источник:

В феврале 2009 года численность экономические активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Данное сокрашение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных в начале 2009 года было выше на 1,8 млн. человек (на 1/3 выше), чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года, согласно методологии МОТ.

2008г.
в среднем 1)

По квартальным обследованиям
(без корректировки
сезонных колебаний)

Февраль 2009г.
прирост, снижение (-) по сравнению с

февраль 2008г.

ноябрь
2008г.

февраль 2009г.

февралем
2008г.

ноябрем
2008г.

Тыс. человек

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

безработные

В процентах

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

1) В среднем по четырем квартальным обследованиям (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября).

Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)

Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Южном федеральном округе.

§2. Последствия мирового экономического кризиса

На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности , что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы. Так, по прогнозу Минэкономразвития в 2009 году чистый отток капитала составит рекордную цифру — 90 млрд. долларов .

Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице .

Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости .

Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Oн стал барьером на пути иммигрантов — гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры. К примеру, единственным источником выживания большинства семей в Таджикистане являются денежные переводы от мигрантов, которые работают в России. В условиях кризиса Россия заявила о сокращении рабочих мест для иностранцев. Таким образом, и Таджикистан испытывает на себе последствия кризиса эпохи глобализации. По мнение некоторых политологов, если кризис затянется, в Таджикистан вернётся около половины находящихся в трудовой миграции в России граждан страны. Это грозит серьёзными социальными, экономическими и политическими проблемами для Таджикистана.

Вернёмся в Россию. В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие. Но не за горами то время, когда всю тяжесть кризисного развития почувствуют на себе и «синие воротнички» — многочисленный индустриальный пролетариат.

«Финансовая подушка» России (огромные финансовые накопления и резервы) смягчает некоторые отрицательные проявления кризиса, но резервы не бесконечны. Некоторые русские экономисты и политики до наступления кризиса отмечали, что Россия является своеобразным островком или «тихой гаванью» , и мировой кризис не затронет нашу страну. Россия является чем угодно, только не «тихой гаванью». Россия страна, куда в период экономического бума ринулись портфельные инвесторы и откуда они побежали с наступлением кризиса. Хвастаясь досрочным сокращением государственного долга, наши власти допустили громадное увеличение корпоративных заимствований за рубежом . В итоге, когда начался кризис, возник резкий дефицит ликвидности. Кризис — троекратное снижение цен на нефть. Россия под двойным ударом — ведь доходы от нефти и газа составляют 40% её бюджета. Массированные вливания денег в экономику — быстрое таяние накоплений. За какие-то несколько недель золотовалютные резервы уменьшились на 100 млрд. долларов.

В целом последствия кризиса таковы: увольнения, сокращения рабочей недели, задержки зарплаты, обесценение доходов и социальных выплат вследствие инфляции и ползучей девальвации рубля.

§3. Состояние рынка труда в условиях кризиса

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда .

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом — обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также — обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости . Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства . Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей , из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России» . Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов — дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время — 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временны е и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары , прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

Заключение

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в V квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.

Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего — роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:

· опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила

· переобучение работников и повышение квалификации

Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.

Библиография

Статьи:

1) Наталья Зубаревич Региональная проекция кризиса // Pro et Contra. 2008. T.12. №5-6. стр. 48-62

2) Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. 2008. №4. стр. 52-59

3) А. Кудрин Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. №1.

4) Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. 2009. №1. Стр. 2-13

5) С добрым утром — Вы уволены! // Русский репортёр (Эксперт Online) 2008. №39 (69).

12) Полития. Анализ. Хроники. Прогноз — 2009. №1. Стр. 44-77

13) Вестник аналитики — 2009. №1. стр. 5-10

http://premier.gov.ru/anticrisis/ — Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности, что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы.

Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице .

Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости .

Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Он стал барьером на пути иммигрантов - гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры.

В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие.

В целом последствия кризиса таковы: увольнения, сокращения рабочей недели, задержки зарплаты, обесценение доходов и социальных выплат вследствие инфляции и ползучей девальвации рубля. Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. - 2009. - №1. - С. 2-13

Состояние рынка труда в условиях кризиса

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.

Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс. - это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице.

Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико - для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина - сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.

Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.

Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.