Листы и корни рисунок
Басня Листы и корни читать текст
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами".
"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?" -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".
Мораль басни Листы и корни
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Листы и корни
Власть зависит от народа. Без него не было бы и власти.
Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл.
Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор. Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними. И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.
Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.
Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.
Басня рассказывает о листьях и корнях. О том как листья красуются, забывая, что без корней он не могли бы жить.
Герои басни (персонажи)
- Листы
- Корни
Слушать Басню Крылова Листы и корни
Послушать басню Ивана Андреевича Крылова
И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ «ЛИСТЫ И КОРНИ»
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели: познакомить с басней «Листы и Корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.
Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
- Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.
- Баснописец - тот, кто пишет басни
- Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
- Морал ь – нравоучительный вывод.
- Олицетворение - животные и
неодушевлённые предметы говорят,
думают, чувствуют.
■ Краткий рассказ, часто стихотворный
■ Диалог
■ Использование просторечной лексики
■ Лаконизм
■ Афористичность языка
■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
■ Олицетворения
■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
■ Аллегория (иносказание)
■ Сатирическое изображение
■ Герои – чаще животные
В. И. Майков
М. В. Ломоносов
А. П. Сумароков
И. А. Крылов
И. И. Хемницер
МИНИ -ВИКТОРИНА
- - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши.
- -Голубушка, как хороша!
Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки»
МИНИ -ВИКТОРИНА
1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:
- - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)
- -Голубушка, как хороша (Лисица)
- -Вот то-то мне и духу придает
Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)
Продолжи предложения:
1. А ларчик… .
2. А Васька слушает… .
3. А вы, друзья, как ни садитесь… .
4. У сильного всегда… .
5. Кукушка хвалит петуха за то… .
Продолжи предложения:
1. А ларчик… (просто открывался).
2. А Васька слушает… (да ест).
3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).
4. У сильного всегда… (бессильный виноват).
5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Художник А. М. Савченко
Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.
Художник Г. Куприянов
Кума (устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.
Взаимные похвалы не бывают искренними.
Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.
Художник Г. Куприянов
«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,
ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ»
В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства
Словарная работа:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать - говорить
Примолвить - сказать
Надменный - высокомерный
Коем- (в) котором
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ:
- Кто герои басни?
- Что говорят листья?
-А корни?
- Какие качества присущи листьям? Корням?
- Какой иносказательный смысл заключен в басне?
- Что высмеивает Крылов?
Словарная работа:
Самодовольный – полный любования самим собой
Эгоизм - себялюбие
листы и корни, власть и народ
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
-Какой характер у листьев?
-Кого Крылов имел ввиду, изображая листья?
-А какие корни?
-Кого он здесь подразумевал?
ВЫВОД:
-Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»?
Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)
В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному
чтению басни.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
«Урок Корень слова» - Выясни умело линию родства- Однокоренные подбери слова. Урок. Урок- исследование. Цель урока. Самостоятельная работа. Актуализация знаний. «Открытие». Исследование. Вода Водяной Проводка? Выделите корень. Поставьте карандашом оценку. Корень слова УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС. Проблема. Цель урока: -Проверьте свою работу.
«Видоизменение листьев» - Усик. С какой целью видоизменяются органы? в) Насекомоядные листья. б) Усики. ? Каковы функции листа? ? Горох. Венерина мухоловка является насекомоядным растением. Видоизменения листьев. Видоизменения листа: Непентес. Цереус. Барбарис. Мышиный горошек. Росянка круглолистная. Пузырчатка. Трихоцерус. а) Колючки.
«Деревья и листья» - Тополь. Деревья бывают хвойные и лиственные. Дуб. Самые распространённые лиственные деревья. Берёза. Липа. Мы встречаем деревья повсюду. Деревья и листья.
«Лист Мёбиуса» - Мёбиус является одним из осно-вателей современной топологии. Искусство и технология. Монумент у здания Президиума Национальной академии наук В Минске. Лист Мебиуса – символ математики, Что служит высшей мудрости венцом… Лист Мёбиуса и шар. Памятник ленте Мёбиуса в Москве. Директор Лейпцигской астрономической обсерва-тории, А.Мёбиус был разносторонним учёным.
«Лист Мёбиуса» - В итоге получилась интересная и познавательная презентация. Человечек - перевертыш. Лист Мёбиуса – удивительный феномен. Теперь второй вопрос. Точнее, две половинки листа. Запаситесь несколькими листами обычной белой бумаги, клеем и ножницами. Математический цветник Ю.А.Данилова. Две, как у любого другого?
«Ференц Лист» - В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия).