- 1. Лекция 2. Эргономика дизайна Эргономика – (от греческого ergon- работа, nomos- закон), научнаядисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека втрудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условийвысокоэффективной деятельности. Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельностичеловека, при одновременном сохранении здоровья человека и созданияпредпосылок для развития его личности. Машина в эргономике это любое техническое устройство, предназначенноедля целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Задачей эргономики – является проектирование и совершенствованиепроцессов выполнения деятельности, а также характеристика средств и условий,которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности ипсихофизиологическое состояние человека. Составные части эргономики. 1. Антропометрия. Антропометрия – (от греческого antrbpos –человек и ….метрия) –составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека),является системой измерения человеческого тела и его частей, морфологических ифункциональных признаков тела. Различают: 1. Классические антропометрические признаки (используют приизучении пропорций тела, возростной морфологии, для сравненияморфологических характеристик различных групп населения). 2. Эргономические антропометрические признаки(используются при проектировании изделий и организации труда).
- 2. 1) статические признаки – они определяются при неизменномположении человека, (они включают размеры отдельных частей тела и габаритные,т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека). Эти размерыиспользуются при проектировании изделий, определении минимальногопространства, необходимого человеку (например, походов) и т.п. 2) динамические антропометрические признаки – это размеры,измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуютсяугловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворотаголовы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону ит.п.). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток,педалей, определение зоны видимости и т.п. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных,половых, этнических, территориальных факторов, т.к. существенно от них зависят(например, антропометрические признаки среднестатистического европейцаотличаются от антропометрических признаков среднестатистического японца). Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют ввиде таблиц в антропометрических атласах. Значения приводятся в перцентилях (от5 до 95). Вообще перцентилей 100, самый низкий человек приравнивается к 1перцентилю, самый высокий к 100. В антропометрических атласах сведений осамых низких и высоких людях не приводится по причине их исключительности,отклонения от нормы. Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуютсяантропометрическими данными, сгруппированными по ростовым группам. Антропометрические точки
- 3. 1) верхушечная; 2) подбородочная; 3) верхнегрудинная; 4) среднегрудочная; 5) плечевая; 6) пупковая; 7) лобковая; 8) лучевая; 9) вертельная; 10) шиловидная; 11) фаланговая; 12) пальцевая; 13) верхнеберцовая внутренняя; 14) нижнеберцовая; 15) пяточная; 16)конечная. Рис.1. Антропометрические точки. 2.Инженерная психология. Инженерная психология – это отрасль психологии труда изучающаявзаимосвязь человека и техники. Основной задачей является исследование процессов приема, переработки ихранения информации, которые осуществляются при проектировании техническихустройств и управления ими. Кроме того, инженерная психология решает следующие задачи: − распределение функций между человеком и машиной; − проектирование систем информации, выбор канала; − конструирование средств управления; − проектирование рабочего места; − обеспечение удобства технического использования машины; − подбор кадров и их профессиональная подготовка.
- 4. 3.Психология восприятия. Психология восприятия – это наука, исследующая особенности изакономерности визуального, аудиального и тактильного восприятия окружающегопредметного мира. Эргономические требования Эргономические требования – это требования, которыепредъявляются к системе «человек – машина - среда», с целью оптимизациидеятельности человека. Эргономические требования являются основой приформировании конструкции предмета, дизайнерской разработки пространственно –композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Факторы, определяющие эргономические требования. Эргономический подход к решению задачи оптимизациижизнедеятельности человека определяется комплексом факторов, главные из них,обусловлены индивидуальными особенностями человека. 1)социально – психологические факторы. Предполагаютсоответствие конструкции предмета и организации рабочего места характеру истепени группового взаимодействия, а также устанавливают межличностныеотношения при совместной деятельности, управлению объектом. 2) антропометрические факторы. Обуславливают соответствиеструктуры, формы, размеров предмета, оснащения размерам и формечеловеческого тела. Соответствие характера форм изделий анатомической пластикечеловеческого тела. 3) психологические факторы. Предполагают соответствие объекта,технологических процессов и среды возможностям и особенностям человеческоговосприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновьформируемым навыкам человека.
- 5. 4) психофизиологические факторы. Обуславливают соответствиеобъекта зрительным, слуховым и другим возможностям человека. Условиямвизуального комфорта и ориентирования в предметной среде. 5) физиологические факторы. Они призваны обеспечиватьсоответствие объекта физиологическим особенностям человека, его скоростным,биомеханическим и энергетическим возможностям. 6) гигиенические факторы. Предопределяют требования поосвещенности, газовому составу, воздушной среде, влажности и т.п. В том числе посоставу материала, из которого изготовлен объект. Рис. 2. Зоны определяющие гигиенические факторы.
- 6. Методы эргономических исследований Для правильного проектирования любого объекта особое значение имеетэргономический анализ деятельности (манипулирования) этим объектом. Делаетсяэто в основном двумя способами. 1. Составляется профессиограмма содержащая в себе те требования,которые предъявляет деятельность к техническим средствам ипсихофизиологическим свойствам человека. В эргономике, в результате практики, сложились два метода полученияисходной информации, необходимой для составления профессиограммы:описательное и инструментальное профессиографирование. Описательное профессиографирование включает: 1) анализ технической и эксплуатационной документации; 2) эргономическое и инженерно-психологическое обследованиеоборудования; 3) наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека; 4) беседу с человеком; 5) самоотчет человека в процессе деятельности; 6) анкетирование и экспертная оценка; Инструментальное профессиографирование включает: 1) измерение показателей факторов среды; 2) регистрацию и последующий анализ ошибок; 3) объективную регистрацию энергетических затрат и функциональногосостояния организма работающего человека (частота пульса, давление, дыхание идр.); 4) объективную регистрацию и измерение трудноразличимых (вобычных условиях) составляющих рабочего процесса, таких как направление ипереключение внимания, оперирование органами управления и др. (Например, припомощи видеосъемки).
- 7. 5) Объективную регистрацию и измерение показателейфизиологических и функциональных систем, обеспечивающих процессыобнаружения сигналов, выделения информативных признаков, а так жеисполнительные действия. Перечисленные методы профессиографического исследованияиспользуются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности итребуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно использоватьметод описательного профессиографирования. 2. Соматографические и экспериментальные(макетные) методы. Эти методы решения эргономических задач используются для выбораоптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой,размерами машины (предмета), ее элементов. 1)Соматография (от греческого somatos – тело и …графия)- методсхематического изображения человеческого тела в технической или инойдокументации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциямичеловеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графикеиспользуются все нормы и приемы технического черчения и начертательнойгеометрии. Большая трудоемкость затрудняет использование классическойсамотографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов(шаблонов моделей),тела с шарнирными сочленениями. С помощью схематического изображения (шаблона)можно проверить: 1) соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формерабочего места; 2) досягаемость и удобство их размещения органов размещения; 3) оптимальные и максимальные границы зоны досягаемостиконечностей;
- 8. 4) обзор рабочего места и условия зрительного восприятия, например, прислежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.; 5) удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования,сидения, пульта и т.д.; 6) удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, оптимальныеразмеры подходов, коммуникаций. 2) Экспериментальные (макетные) методы. Основаны на применении макетирования проектируемого оборудования вразличном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используютсяобъемные антопоманекены; один из видов таких манекенов получил название«мультмены». Методы с использованием манекенов позволяютрешать ряд задач: 1) увязать сложно структурные конструкции оборудования между собой; 2) достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; 3) испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы сним; 4) отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряддругих задач, связанных с учетом антропометрических особенностейпользователей проектируемого оборудования. Параллельно с использованием манекенов обычно проводят ряд расчетныхпроцедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных сзакономерностями учета антропометрических данных. Описанные методы непосредственно переплетаются с дизайн -проектированием. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем всеболее опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом втрехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец в действенном натуральномвоспроизведении.
Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности современный научно-практический арсенал эргономики. Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании строительных объектов и техники оказывается недостаточным.
Определенной вехой на пути решения проблемы: "эргономика – это наука или технология", явился созванный в 1976 г. по инициативе НАТО Международный симпозиум по разработке университетских учебных программ в области эргономики. Участники симпозиума договорились о рабочем определении, процитированном в учебнике В. М. Мунипова и В. П. Зинченко : "Эргономика может быть определена как изучение многообразных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его работой, оборудованием и окружающей средой – с другой, и как применение полученных знаний к решению проблем, возникающих из этого отношения. Это двуединое определение включает и науку, и технологию. Изучение человека в его отношениях с производственной и жизненной средой – наука. Практическое применение этих научных знаний – технология. Философия и цель эргономики – изучение и понимание человека в работе и на отдыхе, для того чтобы улучшить в целом положение человека. Как следствие, это может зачастую иметь результатом также улучшение методов работы, ее результатов и повышение производительности. Практическая цель эргономики, следовательно, – эффективность и безопасность систем “человек – машина” и “человек – окружающая среда” и одновременно безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью в этих системах".
В документе ГОСТ Р ИСО 6385–2007 "Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем" дается следующее определение эргономики: "эргономика (изучение влияния человеческого фактора: ergonomies study of human factors ) – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с производственной средой; сфера деятельности, вид трудовой деятельности, использующий теорию оптимизации, ее принципы, данные и методы для проектирования с целью обеспечения удобства и безопасности труда человека и повышения производительности производственной системы".
Термин "производственная система" в цитируемом стандарте используется для обозначения большого ряда производственных условий и структур, которые рассматриваются с целью их улучшения, проектирования или изменения. Производственная система включает в себя людей и оборудование в заданном рабочем пространстве и производственных условиях, взаимодействующих при функционировании данной системы на основе соответствующей организации рабочего процесса. При проектировании производственных систем человек должен рассматриваться как главный составной элемент и неотъемлемая часть разрабатываемой системы, включающей еще производственный процесс и рабочую среду. Производственный процесс – это организованное упорядоченное взаимодействие работников во времени и в пространстве, производственного оборудования, материалов, энергии и информации внутри производственной системы. Рабочая среда – физические, химические, биохимические, организационные, социальные и культурные факторы, оказывающие воздействие на работника. Производственная система должна быть спроектирована и должна поддерживаться таким образом, чтобы физические, химические, биологические и социальные условия не оказывали вредного воздействия на людей, а способствовали сохранению их здоровья, а также развитию их способностей и готовности выполнять стоящие перед ними задачи.
Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды. Именно такая направленность эргономики делает ее эффективной. Но до сегодняшнего времени комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в дополнительных эргономических исследованиях и разработках. Неслучайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности. Некоторые специалисты считают, что эргономика в отечественной строительной отрасли представляет собой практически неосвоенный потенциал повышения производительности труда.
В мире мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях – основные вредные и опасные факторы в строительстве.
Если перейти к архитектурному проектированию, то здесь придется столкнуться со следующими эргономическими проблемами:
- 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
- 2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
- 3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
- 4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
- 5) группы людей и виды деятельности, требующие специальных принадлежностей и их размещения, а также аспекты охраны труда и безопасности;
- 6) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
- 7) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
- 8) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.
Эргономические требования при проектировании жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы существенно отличаются. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности. При проектировании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса.
Эргономические методы и методики, которые могут применяться для разработки концепции, включают моделирование и методики анализа рабочих заданий, масштабированные модели и модели в натуральную величину, групповые обсуждения.
Комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в эргономических исследованиях и разработках . Однако пока они не получили должного развития. Не случайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.
В мире все еще мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях - основные вредные и опасные факторы в строительстве .
Лаборатория эргономических проблем в строительстве Швеции выполнила три крупных проекта.
Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - определить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совершенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лаборатории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.
Второй проект - "Монтаж конструкции из рифленого железа при кровельных работах". Сотрудники лаборатории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопасности. Кроме того, было разработано монтажное оборудование с учетом требований эргономики.
Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со строительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В результате были не только разработаны эргономические и технические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями .
Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в кабины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргономические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотрудники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.
Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:
1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;
6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;
7) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, которые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;
8) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.
Типовая эргономическая программа, предусматривающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-
ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятельности в них.
Содержательно различаются эргономические программы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.
Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная федерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономический исследовательский проект, основная цель которого - изучение театрального производства, особенно влияния результатов творческой деятельности на производственный процесс и технический персонал театра и наоборот.
Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-
стриализованной производственной системы, включающей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, технического, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, разные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный продукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с другой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопределенность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (расписание, позволяющее рационально планировать производство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).
Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типичным результатом этого процесса является компьютеризированное создание декораций без использования знаний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим негативным последствиям.
То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной системы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектированию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и творческой работы многочисленного производственного персонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.
Сложность технического оборудования современных больниц и проектирование помещений в зависимости от их назначения - для больных, посетителей, медицинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирования эргономичными по своей сути. Не менее существенно и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономика имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.
Шведской фирмой "Эргономическое проектирование" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Стокгольма. Методика исследования включала анализ психофизиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение информации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, определение маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудования в операционных на работу врачей. Целью исследований являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространственной среды в операционных и последующего их проектирования.
В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономистами фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в больницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими дополнительными приспособлениями, облегчающими деятельность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транспортировке по больнице (рис. 6-9).
Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов немецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процедурах, каждой отдельной манипуляции. В результате создана удобная, безопасная и красивая стоматологическая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", основательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, созданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).
Все чаще эргономистов привлекают к проектированию и совершенствованию существующих супермарке-
тов и магазинов. Изучались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермаркетов во Франции. Результаты выявили факторы, обусловливающие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, плохое освещение) и вынужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению условий труда: лучшая организация смен и перерывов для отдыха, стандартизация рабочих мест, схем их размещения и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассового аппарата) .
Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Японии. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию организации их рабочих мест и условий труда .
Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому триумвирату еще и эргономики . Кардинальное эргономическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было производство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильники, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зрительный комфорт важнее сверкающего эффекта светильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным термином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .
При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-планировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, оборудования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позвоночника, предотвращения повышенного потения брюшной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до рабочей поверхности стола.
Проводимые во многих странах эргономистами, врачами и антропологами совместно с учителями исследования позы школьников в положении сидя позволяют выявлять и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рассчитанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обучения школьников правильной осанке, их в течение четырехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, несмотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-
шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших классов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установлено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школьников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причинам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.
Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позволяет при его проектировании использовать эргономические подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учителей сегодня требуют серьезной эргономической и дизайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собираются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торцевых щитов.
Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материала однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргономистам создавать простые и недорогие мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от состава учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материалом", из которого и монтируют нужные предметы, отвечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с компьютеризацией высшей и средней школы, а также дошкольных учреждений.
Кухню лучше ориентировать на северо-восток или северо-запад. Она должна иметь связь с подвалом и садом. Желательно иметь визуальную связь с садовой калиткой, дверью дома, площадкой, где играют дети, и террасой.
Кухня должна иметь хорошую связь с прихожей, столовой и помещением для домашних работ. Кухня является рабочим местом квартиры, помещением, в котором проводят много времени. Часто кухня, одновременно являющаяся столовой - место встречи всей семьи.
При оборудовании кухни следует добиваться: коротких рабочих путей, последовательности рабочего процесса, достаточной свободы движений, удобного положения тела при готовке пищи и соответствия высоты оборудования размерам тела, избегая работы стоя.
Минимальная площадь кухни-ниши 5-6 м2, кухни - 8-10 м2, кухни-столовой - 12-14 м2. Для облегчения работы надо стремиться к целесообразному расположению оборудования. Слева направо это - стол, плита, рабочий стол для посуды, мойка, место для сушки. Для удобного пользования оборудованием и мебелью расстояние между ними должно быть 120 см. При глубине 60 см оборудования и кухонной мебели ширина кухни должна составлять 240 см.
Удобная кухня предполагает рациональную организацию рабочего места. При размещении оборудования следует обращать внимание на то, чтобы пути были минимальными, отвечали последовательности рабочего процесса и было бы достаточно места для движения. Небольшой угол с местами для сиденья является преимуществом. Мебель должна обеспечивать удобство позы при работе, соответствие высот рабочих плоскостей размерам тела (достигается разной высотой цоколя). Кухонное оборудование и мебель изготавливаются так, чтобы они хорошо подходили друг к другу и были взаимозаменяемы. В небольших по размеру кухнях рекомендуются полы из светлых плиток, светлая окраска стен и потолков, что помогает создать светлую спокойную атмосферу.
Большинство кухонь проектируются слишком маленькими. Минимальная площадь кухонного помещения должна составлять 8 м2. Небольшие помещения требуют тщательного планирования. Важна не столько площадь кухни, сколько полезная площадь для целесообразной расстановки мебели и оборудования. Стандартные размеры мебели и оборудования кратны 60 см. Идеальная длина фронта, занимаемого оборудованием и мебелью -7 м. Навесные шкафы до потолка дают дополнительное место для посуды и др. приспособлений. Минимальная ширина кухни - 240 см. При меньшей ширине рекомендуется размещение оборудования вдоль одной стенки или в форме буквы Г.
Оборудование и напольные шкафы имеют высоту 85-92 см. Подоконники должны иметь большую высоту, чтобы они не мешали размещению оборудования. Обратите внимание на правильную подводку воды и газа.
Столовые. 60 х 40 см - площадь стола, необходимая человеку при приеме пищи. Она обеспечивает необходимое пространство для еды без помех от соседей. Посередине стола необходимо предусмотреть место шириной 20 см для размещения посуды, поэтому идеальная ширина обеденного стола - 80-85 см. Круглые, шестиугольные и восьмиугольные столы диаметром 90-120 см идеальны для 4 человек.
Косметология, дизайн и стилистика
Символы и знаки: смысловое значение знака удобочитаемость соотношение площади вспомогательного символа к площади фона в пределах 1:1 или 1:3 зрительная воспринимаемость при умен. масштабе строго установленное положение знака Текстовая документация: оптимальное соотношение прямого и обратного контраста меду текстом и фоном.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
39425. | Перечень и структура производственных подразделений энергохозяйства | 1007 KB | |
1 Характеристика и назначение энергохозяйства на промышленном предприятии Энергохозяйство предприятия включает в себя главную понизительную подстанцию ГПП центральный распределительный пункт ЦРП распределительную кабельную сеть 10 кВ и цеховые трансформаторные подстанции ТП. От ГПП по двум КЛ питается ЦРП имеющий две секции шин которые могут соединяться при помощи секционного выключателя. Питание цеховых ТП Осуществляется КЛ 10 кВ от ЦРП через комплектные ячейки КРУ с выключателями и от соседних ТП.2 Длины КЛ км Линия Вариант 1... | |||
39426. | Разработать программное обеспечение для работы со структурными типами данных с реализацией премирования по факультетам | 371 KB | |
Функции. Она работает с определенной конкретной базой данных; в ней в основном используются сложные типы данных структуры и функции то есть структура программы не требует много ресурсов. Они создаются из базовых: Массивы объектов заданного типа; Функции с параметрами заданных типов возвращающие значение заданного типа; Указатели на объекты или функции заданного типа; Ссылки на объекты или функции заданного типа; Константы которые являются значениями заданного типа; Классы содержащие последовательности объектов... | |||
39427. | Разработка линии связи между ОП1 (Гомель) и ОП2 (Мозырь) через ПВ (Наровля) | 281 KB | |
В состав оборудования ИКМ120 входят: оборудование вторичного временного группообразования ВВГ конечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровой сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ HDB3 или MI поступает в оконечное оборудование линейного тракта которое осуществляет согласование выхода оборудование ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного... | |||
39429. | МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ (цифровые) | 1.6 MB | |
Таблица 2 Основные параметры системы передачи Параметр Значение параметра Число организуемых каналов Скорость передачи информации кбит с Тип линейного кода Амплитуда импульсов в линии В Расчетная частота кГц Номинальное затухание участка регенерации дБ Номинальное значение тока ДП мА Допустимые значения напряжения ДП В Максимальное расстояние ОРПОРП Максимальное число НРП между ОРП Максимальное число НРП в полу секции ДП 1. Для размещения НРП необходимо определить номинальную длину участка регенерации lном. Число НРП между... | |||
39430. | Цифровые системы передачи (ЦСП) | 322.5 KB | |
Целью данного курсового проекта является формирование у студентов твердых теоретических знаний в области современных систем телекоммуникаций а также приобретение ими практических навыков и умений по технической эксплуатации и техническому обслуживанию цифровых систем передачи работающих на сети связи Республики Беларусь. Задачи курсового проектирования: изучение основ теории цифровых систем передачи и принципов построения образованных на их базе каналов передачи для видов первичных электрических сигналов телефонных телеграфных звукового... | |||
39432. | ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ. Расчет напряжения дистанционного питания | 106.5 KB | |
Расчет вероятности ошибки. Расчет затухания участков регенерации Для проверки правильности предварительного размещения НРП необходимо определить вероятность ошибки которая зависит от величины защищенности.3 Расчет вероятности ошибки. Расчет допустимой вероятности ошибки Переходные помехи и собственные шумы корректирующих усилителей приводят к появлению ошибок в цифровом сигнале которые вызывают искажение передаваемой информации. | |||