Почему Бог не слышит мои молитвы? Почему господь не слышит наши молитвы

М ир Вам, дорогие наши посетители!

П орой человек чувствует себя оставленным Богом. Почему возникает такое чувство? Бывает, молишься-молишься, а на душе все равно плохо… Почему Бог не помогает, почему не слышит? И если нет терпения, то как его обрести?

На данный вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«В чем чувствуется оставленность Богом? Господь является Полнотой Жизни, Полнотой Любви; Он никогда никого не оставляет. Мы своими грехами отдаляемся от Него и сами оставляем Господа. Душа чувствует, что мы вдали от Него; мы же думаем, что это Он нас оставил. Поэтому и страдает душа, мучается, и впадает в уныние, в тоску и отчаяние.

— Я много молюсь, но плохо себя чувствую, Бог мне плохо помогает…

— Значит, плохо, неправильно живем. Господь слышит каждое наше слово, каждый вздох. Если человек чувствует, что Господь нас не слышит, значит прервана у него связь с Богом, значит есть грехи. Например, любим осуждать, раздражаться, клеветать, сплетничать… Из-за этого и прерывается связь, потому и тяжело на душе. Нужно покаяться во всех тайных и явных грехах.

— Я устала от жизни: все так плохо. Почему Бог меня не слышит?

— Господь нас любит, и Он постоянно ждет от нас молитвы, обращения к Своему Отцу. Как-то пришел к священнику человек и говорит: «Батюшка, на душе так неспокойно, так тяжело… » – «А ты попробуй хоть одну минутку за 24 часа уделить Богу». – «Как это?» – «Встань перед иконами или у окна, или на улице и скажи: «Господи, как прекрасен мир, так велик, что умом человеческим его не постичь. А каков же Ты, Господи? И как Ты все разумно устроил! Сколько людей, – все разных лиц и характеров, и все неповторимы. Даже отпечатки пальцев у всех разные! Сколько животных, птиц, насекомых, цветов, растений… И все это неповторимо… Ничего постоянного нет, все меняется, растет, изнашивается, стареет, умирает, рождается… Как велика Твоя премудрость, Господи! Ты дал нам не только плоть, дал и душу! Сколько чувств у нас: и разум, и свободная воля, и любовь, и страх, у многих – и вера. Вот я стою пред Тобой и не признаю Тебя за Творца. Ты – все для меня, а я – все для себя. Господи, прости же меня, ибо я хуже всякого скота неблагодарного. Любое животное исполняет заповедь, данную ему Богом. Собаке никто ничего не говорит, а она знает свою работу: сидит у будки, дом сторожит, даже гуси дают знак, когда чужие на двор идут… Все служат своему хозяину… А человек-разумное существо – не признает своего Творца, одичал, ушел, заблудился… Господи! Дай мне веру крепкую, разумную, дай мне покаяние, зрение грехов своих, даруй мудрость, если Тебе угодно, чтобы я прославлял Имя Твое Святое во все дни жизни моей».

— Нет терпения, как его обрести?

— Терпению надо учиться. Вот, ушибли мы ногу до крови – надо спокойно подняться, перекрестить больное место, сказав: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь…Так тебе и надо по грехам твоим. Пусть эта боль тебе напомнит об адских муках». Забивали молотком гвоздь, да по пальцу ударили – не надо молоток бросать, на кого-то злиться. Спокойно положите молоток, палец перекрестите, подуйте на него и скажите: «Ничего, успокойся. Это тебе полезно для терпения твоего. Пройдет, все перемелется».

А то как бывает: водитель машину заводит, а она не заводится, он вытаскивает рукоятку и давай ею машину бить-колотить, да матами посыпать. Тут, конечно, бесы помогут – машина заведется, когда водитель уже весь выйдет из себя. А надо запастись терпением. Стоим на остановке, ждем трамвай, а его все нет; и машины никакой, и автобуса… А у нас билет в кармане на поезд. Не надо волноваться, будьте покойны и ровны. Даже если у нас нет денег на второй билет. А что сделаешь? Слава Богу, значит, так надо. И в это время надо хранить душевный мир, не волноваться, терпеть…

Если кто-то нас ругает, чистит, надо внутренне возрадоваться: идет очищение нашей души. Всегда осуждайте себя, так приобретете терпение. Утром не хочется вставать – надо мигом вскочить. Не хочется? Вставай, быстро! Так надо вскочить, чтобы лень под одеялом осталась. Работать не хочется? Значит, бес на тебе верхом сидит, ножки свесил. Здоровья у тебя нет? Молодая, а здоровья нет? Значит, надо потрудиться как следует.

Тут как-то одна послушница восемнадцати лет у нас в монастыре говорит: «Батюшка, я болею». – «Что у тебя болит?» – «Голова, руки, ноги, живот, – все болит…» Посмотрел за обедом – а она так много ест! За десятерых. Понятна причина, почему все болит. Вызвал ее, говорю: «Давай-ка, дорогая, делай по 100 поклонов». – «Ой, батюшка, тяжело». – «Ничего. Поедешь на скит, будешь работать, там у тебя вся «болезнь» мигом выйдет». Она потрудилась месяц, приехала: «Как хорошо! И ем с аппетитом, и себя прекрасно чувствую». Тело силой налилось, и ничего не болит».

Обсуждение: 45 комментариев

    Уважаемый архимандрит, в 90-х я все время слышал от разных представителей православной церкви что русскому народу необходимо покаяться за гибель царской семьи м что жили мы 70 лет при социализме. Царя и его семью, по-человечески конечно жаль, тем более что убили его, судя по именам, отчествам и фамилиям исполнителей — лица одной известной национальности. Почему кается должен русский народ – непонятно, тем более ныне живущие люди.
    Но, не без греха ли и сама церковь православная? Не следует ли и ей признать свою вину, уже перед русским народом? Я считаю, что на церкви лежит два позорных пятна.
    Первое: преступная поддержка крепостного права. Вместо того, чтобы призывать людей к борьбе и свободе, церковь на протяжении веков внушала народу покорность, смирение, навязывала психологию рабов. Нужно было отчаянно, яростно бороться с крепостным правом, бороться с теми, кто попирал права человеческие, эксплуатировал свой собственный народ, как рабов. Церковь могла использовать в этой борьбе свой непререкаемый авторитет. Но вместо этого она использовала его на подавление самоуважения, на внушение людям ложных посылов. Сколько пыток, унижения, страданий выпало на долю крепостных! Сколько загубленных жизней и сломанных судеб, особенно женских, когда отдавали замуж не спрашивая. Работала уродливая преступная система домостроя. И церковь это не просто допускала. Поощряла и поддерживала! По сути, церковь наряду с дворянством стала таким же эксплуататором.
    Не за это ли Господь послал в 1917 году расплату всем?
    И второе: снова 90-е годы. Почему церковь не выступила жестко и решительно против капитализма? Почему не проклинает во всеуслышание олигархов и не придает их анафеме? Почему не прокляла ельцинский режим и самого этого выродка? Где была церковь, когда рушили основы нравственности, морали, чести и справедливости, что были заложены в советских людей?
    Церковь увлеклась сломом всего советского и не заметила, как сломался народ.
    И сейчас я не слышу от церкви ничего против существующей несправедливости.
    Когда Православная Церковь, наконец будет со своим народом?

    Сразу оговорюсь, я не коммунист, и ни в какой партии не состою. Просто человек, который хочет справедливости, а не рабской покорности.

    Ответить

    1. Александр, здравствуйте!

      Если рассуждать с точки зрения мирского человека, живущего земной жизнью, и хотящего устроиться здесь получше и поудобнее, — Вы полностью правы. Вам сказать нечего.

      Если же мы будем рассуждать с точки зрения веры, то сразу все встанет на свои места.
      Господь наш Иисус Христос, основоположник веры христианской, вел жизнь похлеще крепоснической. У Него не было даже крова над головой. Фактически, Он был бездомный. Ежедневно проповедовал до изнеможения. Трудился, как последний раб, часто оставаясь голодным целый день.
      Апостолы также ходили по всей земле, проповедуя Евангелие. Их били, избивали, и убивали.
      Мученики исповедовали себя рабами Божьими, и за это были убиты.
      Преподобные, поработив себя воле Божией, стали настоящими рабами, ежеденно и еженощно молясь за мир. Кушали меньше, чем крепостные, спали на камнях и голых досках, и тем самым достигли Царства Небесного.
      Как видите, святые стремились к Богу, и земную жизнь использовали для того, чтобы достигнуть Царства Небесного. И достигли!

      Крепостные крестьяне, живущие тяжелой жизнью, во множестве своем не дожили до старости. Умерли. И тоже достигли Царства Небесного! И сейчас находятся у престола Божьего, наслаждаясь неземным блаженством!
      Если же крепостных крестьян освободили от крепостничества, дали вольную жизнь, свободу, они прожили бы земную жизнь в суете, доступных для того время удовольствиях, высокомерии, и т. д.

      Что мы с Вами и можем видеть своими собственными глазами. А именно. Когда пришла советская власть, она весь крестьянский народ повела к свободе от Бога. В итоге, народ отверг веру дедов, отверг Бога, отверг Царство Небесное. Думается, что в большинстве своем люди, жившие в свободном 20 веке, не вошли в Рай… К сожалению…

      Так что Церковь Православная — без греха, и называется Святой. Нам с Вами, простым людям, не понять воли Божией, Который хочет спасения людей. Ибо земная жизнь, это лишь подготовка к Вечной жизни. Либо прожигание шанса и времени на спасение.

      Выбирать Вам.

      Ответить

    Сегодня смотрел фигурное катание. Очень переживал за наших девушек. Мария Сотскова была третьей. Я мысленно попросил бога помочь этой девочке но буквально через пару секунд она упала. Получила низкую оценку. Пусть я и грешник, знаю, но не за себя просил. А теперь от бога, как плевок в душу. А что у Марии в душе, вообще представить страшно.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Александр!
      Отрадно, что Вы переживаете и болеете за наших спортсменов и за всю нашу страну. Но что уготовал Господь каждому из нас, мы не можем знать и предугадать. Господь все делает только наилучшим образом для души каждого человека. Попускает только то, что будет полезно для человеческой души, а возможно, и для окружающих. Молиться друг за дружку надо, но молитва должна быть смиренной. Эта девушка наверняка много трудилась, но не всегда получается все сделать отлично. Иногда для человеческой души полезнее проиграть, чтобы не возгордиться. К тому же проиграть достойно, со смирением и без ропота, не опуская в дальнейшем руки, а с ещё большим смирением и упорством трудиться дальше, намного сложнее.
      С Богом!

      Ответить

      1. Спасибо за ответ. Но я не согласен. Я возмущен и даже зол. Почему бог уготовил? А как же моя воля? Почему Он решает что мне нужно или не нужно. Я сам знаю. Сам решу. В чем смысл помощи от бога вообще, если он за нас заранее все решает? Есть ли смысл о помощи, тогда просить?
        Слепое смирение и безмолвная покорность не по мне. Что если все труды мои напрасны? Не дурак ли я, тратить силы и жизнь на что-то, когда Он все решил по-своему и не так, как я хотел, и будет не тот результат, к которому я стремился.

        С уважением, Александр

        Ответить

        1. Здравствуйте, Александр!
          Господь полноправный Создатель всего мира, и только Он Хозяин, мы же Его творения. Только гордый человек пытается убрать из жизни Бога. Мир сотворен Богом и в нем Божии законы. Если человек, почувствовав полную свободу, прыгает с крыши, он ломает ногу. Можно ли винить Бога здесь, если человек сам этого захотел?
          Самое важное для нас, что Господь хочет, чтобы каждый человек спасся. При этом Господь никогда не нарушит свободу человека. Поэтому, если человек не хочет спасаться и упрямо стоит на своем, это его выбор жить во грехе. Свобода человека всегда остается за человеком. Выбирать ему: добро или зло.
          Действия Божии по отношению к нам, всегда зависимы от нашей человеческой свободы. Господь заботиться о нас, чтобы нам дать наилучшие условия для того, чтобы мы могли сами, по своей свободной воле, выбрать добро или зло.
          Теперь самое главное: жизнь наша вся пронизана Божией энергией. Человек, выбравший жизнь без Бога – человек не живущий по Божьей благодати, он один как лист, оторвавшийся от дерева, летит, куда ветер подует, и он себя чувствует в полной свободе.
          А наши молитвы, направленные к Богу, это просьба нарушить нашу свободу и положить всю нашу жизнь в руку Божью. И жизнь в Церкви – это жизнь по воле Божьей и это может быть только по выбору, по воле человека.
          И верующий человек всегда молиться и должен молиться, просить Бога войти в его жизнь, потому что он понимает, что без Бога ничего он не может, только мечтать, и пребывать в иллюзии свободы. И для того, чтобы наши молитвы, наши просьбы были исполнены, нам надо уже жить по законам Божьим, по Его заповедям.
          С Богом!

          Ответить

Читая историю Анны в 1-й книге Царств, мы видим, что Бог отвечает на молитвы.

“Возрадовалось сердце моё в Господе;
Вознесся рог мой в Боге моём;
Широко разверзлись уста мои на врагов моих,
Ибо я радуюсь о спасении Твоём.”
1 Царств 2:1.

Эти слова были молитвой Анны в тот день, когда она привела маленького Самуила в храм, чтобы оставить его у священника Илия. Анна просила у Бога сына и обещала посвятить его на служение Богу, если Бог услышит её молитвы. Мы знаем продолжение этой истории – её молитвы были услышаны. Анна радовалась в тот великий день, когда она привела своего сына, чтобы посвятить его Богу, несмотря на то, что ей нелегко было оставить его там. (1 Царств 1:28)

Бог отвечает на молитвы по-Своему.

Я часто размышляю над историей Анны и Самуила. Мне тоже приходилось переживать нужду в своей жизни, и иногда мне чего-то очень сильно хотелось. И выглядело так, что иногда Бог слышал мои молитвы, а иногда нет. И тогда я вспоминала об истории Анны и задумывалась над тем, почему Бог отвечает на одни молитвы и не слышит другие?

В Исаии 55:8-9 написано: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших.”

У Бога есть совершенный план для нашей жизни. Он видит всё – с начала и до самого конца. И Он хочет многому научить нас. Мы можем думать, что мы знаем, что является самым лучшим для нас. Например, мне бы хотелось получить эту работу, выйти замуж за этого человека и т.д. Мы можем планировать свою жизнь и думать, что у нас всё под контролем. Однако, как мы видим из написанного в Исаии 55:8-9, мысли Божьи сильно отличаются от наших мыслей. Будучи людьми, мы стремимся к поиску земной выгоды, нашего собственного комфорта. Божьи мысли заключаются в том, чтобы посредством различных жизненных ситуаций преобразовать нас в Божеское естество.

Божий план для моей жизни.

Если нам кажется, что Бог не отвечает на наши молитвы так, как нам хотелось, тогда мы можем использовать эту возможность, чтобы войти в покой. Это подразумевает под собой активную борьбу, потому что тогда я должна отказаться от своей собственной воли и согласиться с планом Божьим для моей жизни. Я могу бороться с такими мыслями, которые говорят мне, что Бог не любит меня, потому что я не получила того, что хотела и о чём просила. Я могу выбрать поверить в написанное в Пс. 138:17-18: “Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…”

Когда я познаю волю Божью, тогда Его мысли становятся моими мыслями, и Его пути становятся моими путями. Я учусь молиться согласно Его воли для моей жизни.

Утешайся Господом.

Я помню, как услышала слова, написанные в Пс. 36:4: “Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.” В то время я чувствовала, что в моей жизни чего-то не хватало, и я просила Бога восполнить эту нужду. Однако написанные тут слова побуждают нас научиться находить утешение в Господе. Для этого мы должны отказаться от своей собственной воли и передать всё в руки Божьи. Когда я услышала об этом, я приняла сознательный выбор. Я решила, что независимо от того, как сильно бы мне не хотелось чего-то, я хочу отложить все свои желания и направить всё своё внимание на то, чтобы “утешаться Господом.” Я решила каждый день находить те дела, которые Бог приготовил для меня и бодрствовать, чтобы использовать все эти возможности к тому, чтобы познавать Его. (Пс. 138:16) Я должна работать над тем, чтобы войти в покой в простых повседневных ситуациях жизни, чтобы благословлять других, вместо того, чтобы стремиться к исполнению собственной воли.

Прошло много лет с того времени, когда я приняла это решение. Были времена, когда я ощущала влечение к земным вещам в своём сердце. И в такие времена я обращалась к Богу в своих молитвах. И я ощущала, как меня наполняла радость, даже если у Бога были другие планы для моей жизни. Я уверена в том, что Он слышит меня. И ещё больше я уверена в том, что Он любит меня и внимательно наблюдает за мной. Моё сердце переполняет та радость, которая не зависит от земных благословений. Эта та радость, которую ты получаешь, когда исполняешь волю Божью. Когда я учусь смирять саму себя и позволять Богу руководить собой, тогда я переживаю, что Он даёт мне всё необходимое для того, чтобы быть счастливой, несмотря на обстоятельства. Эту радость я могу пронести с собой на протяжении всего своего жизненного пути.

Я думаю, Анна тоже понимала это. Она получила то, о чём просила, и она была готова отдать своего Сына назад Богу. Это очень важно. Когда Бог благословляет нас, мы должны быть готовы отдать эти дары назад Ему. Он хочет испытать, любим ли мы Его больше, чем что-либо ещё на этой земле. И Он очень заинтересован в том, чтобы благословить тех, чьё сердце вполне предано Ему.

“Предай Господу путь твой,
и уповай на Него,
И Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.”
Пс. 36:5-6.

Не так давно у меня состоялся разговор с одним солдатиком о вере в Бога. Говоря о своем неверии, он привел неожиданный, по крайней мере для меня, аргумент. Касался он молитвы.

Молодой человек утверждал, что если бы Бог был, то был бы и отклик на молитву, исполнение прошения. «Я пробовал молиться Ему в трудную минуту, но ничего не изменилось», – говорил он, и у меня в ту минуту было стойкое ощущение, что какими-либо аргументами, которые обычно убеждают людей, настроенных непредвзято, я не сумею поколебать его уверенность в небытии Бога. Конечно, я бы мог рассказать ему о том, что нужно было молиться дольше, и что сложившаяся трудная ситуация была дана ему для пользы, и что… – всё это было для него «твердой пищей», а ему нужно было «молоко». Мне неизвестны обстоятельства жизни того солдата и исход ситуации, о которой он рассказывал. Из его слов я понял, что он не получил от Бога того, чего ожидал, по крайней мере в том «формате», в каком ему было нужно. Но тогда этот бесхитростный молодой человек поставил, сам не понимая того, передо мной достаточно остро вопрос: почему Бог порой как будто не слышит наши молитвы? Нет, Он, разумеется, их слышит, но почему не спешит их услышать тогда, когда, как нам думается, самое время решать проблему, когда терпеть уже не представляется возможным? Ситуация, с которой сталкивается без преувеличения всякий верующий. Хорошо, что в случае с солдатом всё оказалось не столь драматично, но бывают ситуации намного сложнее и, увы, куда более тяжелые. У меня в памяти навсегда остался случай, о котором рассказала мне мама погибшей девушки. Та девушка попала в сложную жизненную ситуацию: ее оставил давний друг, и одновременно она лишилась любимой работы. Положение осложнялось еще тем, что на нее был оформлен кредит. И началась депрессия. Следуя маминому примеру, она стала усердно просить Господа о помощи, предпринимая при этом попытки куда-то устроиться. Я не знаю, сколько это продолжалось, но у них с мамой состоялся разговор, в котором девушка признавалась, что уже устала просить и начинает отчаиваться. «Мама, почему Он не слышит?» – вопрос, оставшийся для нее без внятного ответа: наверное, мама не смогла подобрать убедительных слов или сама не знала, что ответить… Вскоре девушка выпрыгнула из окна своей квартиры.
Похожих случаев, пусть и не со столь трагическим концом, достаточно много. В каждом из них, если он до конца и в верном направлении не осмыслен верующим сердцем, – некая недосказанность и неудовлетворенность, которые приводят неутвержденные сердца к ослаблению в вере и служат поводом к сомнению. Поэтому, я думаю, о проблеме «неуслышанной» молитвы надо говорить и ее надо обсуждать.
Сразу хочу заметить, что в описании подобных ситуаций не следует видеть попытку бросить тень на действия Промысла Божия или возложить вину за случившееся на Самого Господа. Конечно же, все ответы на вопросы нам надо искать в области нашей человеческой немощи, а если точнее – в области нашего неверного отношения к самим себе и окружающим нас обстоятельствам.
Проблема «неуслышанной» молитвы чаще всего сводится к недостатку трезвого взгляда на ситуацию и к неадекватной самооценке, вызывающей дефицит терпения. В ситуациях умножающихся скорбей и проблем мы все бываем похожи на апостола Петра, который, исполненный веры в только что узнанного Христа, пошел к Нему по волнующемуся озеру, но при усилении ветра и волн стал утопать. И причина тому – не усиление волнения на озере, а ослабление веры. Вот так и мы. Нам бы дойти до Христа по возможности при полном штиле. А если что-то и взволновалось, то чтобы это волнение поскорее утихло. Нам бы всё и сразу. Попросил? Тут же и получи, что просишь. Но такого не бывает, а если бы было, то и не требовало бы веры как таковой, а было бы чем-то вроде «сим-сим, открой дверь»! Не говорю, что такого не бывает в принципе, а не бывает как принципа в действиях Промысла Божия в человеческом роде. Обычно всегда есть период более-менее длительной молитвы, период осмысления и переосмысления человеком ситуации и период явления помощи Божией.

Урок первый: не ослабевать в молитве и не терять надежду


Господь, разумеется, слышит наши молитвы! Нам же, дабы обезопасить себя и своих ближних от духовного претыкания, хорошо бы уяснить некоторые мысли и взять их на вооружение в ситуациях, когда о чем-то важном просим Господа. И такие мысли подсказывает нам евангельское повествование об исцелении Господом дочери хананеянки (см.: Мф. 15: 22–28). Этот случай, описанный евангелистом Матфеем, – нечто новое и очень важное в отношениях Христа и тех, кто спешил к Нему за помощью. Вот как задается вопросом великий Златоуст: «Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит… Он не удостаивает даже и ответа». Это, пожалуй, единственный случай, описанный Евангелием, когда Господь уступает просьбе о помощи, как будто не желая помогать, а лишь благодаря настойчивости просящей. Хотя, разумеется, дело здесь не в нежелании Господа помочь, что невозможно и помыслить, а в особом духовном устроении хананеянки, которое позволило Господу преподать очень важные уроки и окружающим Его, и всем нам. Вот мы и поучимся у нее.
Первое, что обращает на себя внимание в повествовании, – видимая непреклонность Господа. Женщина, исстрадавшаяся (весь вид ее говорил об этом) по своей дочери, умоляет о помиловании. Апостолы, тронутые ее страданием, ходатайствуют за нее, подкрепляя ее просьбу своей. Но Господь отвечает нехарактерно для Себя, словами, исполненными формализма и равнодушия: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но разве различает Бог иудея и язычника в делах любви и милосердия? Разве не имеет Он других овец, которых Ему подобает привести? Конечно, дело не в безразличии Бога к язычникам и тем более не в формализме. По согласному толкованию святых отцов, Господь, зная дальнейшее развитие ситуации, желал обнаружить важнейшие качества хананеянки, которая, получив затем просимое, научит и нас добиваться этого. Когда она не добивается своего и когда не помогает даже ходатайство апостолов, она поступает так, что удивляется даже Златоуст: «Как же поступает жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет. Она еще более усилила свои моления». И здесь для нас первый очень важный урок. Как бы горестна и безотлагательна ни была наша ситуация, как бы ни казалось нам, что Бог равнодушен к нам, ибо и наша слезная молитва, и ходатайства наших помощников – святых остаются без ответа, мы не должны ослабевать в молитве и терять надежду. Бог медлит с ответом, предвидя в этом благо для нас самих – и никак не иначе! Время ожидания в молитве – плодотворное время. Здесь замечательная возможность научиться терпеть в надежде на милосердие Божие, научиться постоянно и с усердием молиться, и много чего еще. Чем быстрее поймем и лучше усвоим это, тем быстрее получим плод и от своей молитвы. И это первый урок нам от хананеянки.

Урок второй: проси в смирении

Второй урок – в поразительном смирении этой женщины. Евангелие повествует далее, как она решается подойти ко Христу и, кланяясь Ему в ноги, повторяет свою просьбу. Ответ Господа, казалось бы, должен был разбить последнюю ее надежду, ибо отказ звучал еще и оскорбительно для самой хананеянки. Псы не должны есть хлеб, испеченный детям! Поставим себя на ее место! Мы, оскорбленные и обиженные, отошли бы в озлоблении от Христа. Не так поступает она. Она из самого «оскорбления» извлекает для себя пользу, смиряется, признавая себя псом, и этим окончательно преклоняет Господа к милости. Поступает подобно мудрецу, который наклоняет главу перед набегающей высокой волной и этим сохраняет себя в целости. Это переломный момент повествования, из которого мы и извлечем второй урок. Общим местом в рассуждениях святых отцов о молитве является утверждение о том, что плодотворной может быть только молитва, исходящая из смиренного сердца. «Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца… сокрушенного и смиренного», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Смирись перед Господом, прежде чем просить чего-то. Осознай и исповедуй перед Ним свою греховность, осознай, что недостоин исполнения своего прошения, осознай себя вообще недостойным милостей Божиих – и тогда проси. Проси так, как последний из рабов просит о чем-то царя. Такой взгляд на себя и свою просьбу научит тебя терпеливой безропотной молитве, привлечет к тебе милость Божию, и ты непременно во благовремении узришь исполнение своего прошения.
Итак, ищущему в молитве разрешения своих скорбей следует «облачиться» в следующие «доспехи» воина Христова: 1) в молитве пребывай терпеливо, с надеждой на Господа ожидая исполнения прошения, а время исполнения предоставь Самому Господу. Помни о том, что кажущаяся нестерпимой ситуация на самом деле может быть очень полезной для твоей души; 2) проси Бога со смирением. Не ожидай и не считай, что Бог немедленно должен исполнить твою просьбу, а напротив, считай себя недостойным ее исполнения; 3) помни и о том, что просимое тобой может быть вообще Богу не угодно, а если угодно, то может быть исполнено не совсем так, как ты ожидаешь. Будь к этому готов. Приведу пример: одна верующая женщина просила Господа обратить к вере ее неверующую дочь. Просила слезно и постоянно. Господь услышал ее молитву и даровал дочери тяжелую болезнь, через которую она уверовала и уже на смертном одре часто исповедовалась и причащалась. Поэтому и образ исполнения наших прошений нам также следует возложить на Господа.
***
Многообразие жизненных скорбей, с которыми сталкивается человек, не позволяет ему прикоснуться к тайне, по какой причине именно со мной случилось то или это, – пути Господни неисповедимы. Да и так ли важно это знать? Что по-настоящему важно, так это сохранить свою духовную главу – веру – при обилии житейских невзгод. Лишь верный взгляд на себя и адекватная оценка обстоятельств, сопряженные с терпеливой молитвой, помогут нам выйти победителями из любой ситуации. В общем-то, об этом и говорит нам повествование об исцелении Господом дочери хананеянки.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

- Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

Господь да благословит всех вас, дорогие друзья, на все доброе! Сердечно всех вас, дорогих и любимых телезрителей, поздравляем с праздником - днем памяти святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францисского и Шанхайского, великого чудотворца, молитвенника XX века, которого даже называли апостолом Запада в XX веке. Великое, можно сказать, явление в духовной жизни в очень непростом XX веке - святитель Иоанн (Максимович). Его же молитвами да помилует нас всех Господь!

Мы продолжаем тему о самом необходимом, и сегодня наша передача о том, почему Господь не слышит наши молитвы.

Отец Димитрий, почему все-таки Господь не слышит наши молитвы?

Я бы немного подправил этот вопрос. Большинство современных людей, которые молятся и сразу не получают просимого, именно в такой форме и задают вопрос: почему Господь не слышит молитвы, не исполняет их? Но более точно можно было бы сформулировать вопрос так: почему нам кажется, что Господь не слышит наши молитвы?

Господь - это любящий Небесный Отец, Который, по словам святых отцов Церкви, ближе к нам, чем наша собственная душа; Он всегда видит, знает все наши просьбы. То, что для нас будущее, для Бога - настоящее. То, что для нас прошлое, для Бога известно и ничего не сокрыто. Господь всегда готов нам помочь. И все, кто нас сейчас смотрит, могут из своей жизни вспомнить примеры, когда просишь - и кажется, что Господь не слышит молитвы.

По нашей сегодняшней теме пришло несколько вопросов на электронную почту. Первый вопрос звучит следующим образом: «Если ум рассеян, озабочен и не может настроиться на молитву, что делать?»

В частности, преподобный Паисий Святогорец, зная ситуацию современных людей (потому что к нему приходило очень много людей, озабоченных разными проблемами, скорбями, заботами), прекрасно понимал, что человек, живущий в социуме, в круговороте проблем, действительно не может настроиться на молитву сразу и даже сравнительно малое молитвенное правило не может совершать с полным вниманием, самоотдачей, полным участием ума и сердца. Преподобный Паисий, в русле всех святых отцов, которые были до него, советует перед молитвенным правилом разогреть, как он выражался, свой духовный мотор, а именно: почитать хотя бы одну главу Евангелия или краткую выдержку из святоотеческих текстов. Лучше всего, как говорил преподобный Паисий Святогорец, из патериков. Например, «Лимонарь», «История боголюбцев», «Достопамятные сказания», «Отечник», «Алфавитный патерик». Там краткие, но емкие случаи из жизни святых отцов, живших в Фиваиде, Нитрии, Палестине; они согревают душу, внутренне помогают как бы отрешиться от круговорота земных проблем и настроиться на духовный лад. То есть духовное чтение, хотя бы краткое, перед молитвой очень помогает.

- Следующий вопрос от телезрителей: «Что мешает молиться? Как почувствовать необходимость молитвы?»

Молитве мешают наши страсти, в первую очередь - эгоизм, гордыня, самомнение, самопревозношение, самооправдание. Когда мы ставим себя в центр жизни и считаем, что все должны только вокруг нас крутиться. Не случайно же в Священном Писании сказано, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать . Поэтому эгоизм, или гордыня, как самая главная, центральная страсть, и мешает молитве.

Святые отцы Церкви говорят однозначно, что вообще борьба со страстями помогает молитве. И чтобы молитву возлюбить, надо почаще приводить себе на память те благодеяния Божии, которые были в нашей жизни. А ведь однозначно, дорогие друзья, в нашей с вами жизни очень много благодеяний Божиих, большинство из которых мы не замечаем или считаем, что это в порядке вещей, что так и должно быть. Не замечаем, сколько раз любящая десница Небесного Отца сохранила нас от явной гибели, от какого-то несчастья, неприятности, когда Господь нас покрыл Своею любовью, когда мы были виноваты и могли бы пострадать (или по нашей вине пострадали бы другие люди). Почаще приводите себе на память благодеяния Божии, чтобы внутри возгревалось чувство благодарности, а благодарность и любовь к Богу понуждают молиться.

Следующий вопрос: «Если человек просит Бога, но не получает просимого, нужно ли настойчиво продолжать это просить?»

Дело в том, что Господь наши нужды знает заранее, но, будучи любящим Небесным Отцом, Он дает то, что полезно. Особенно современные люди думают, что они самые грамотные, самые умные и знают, что им нужно. А Господь знает то, что нужно на самом деле. Приведу аналогию: в большой семье родители точно знают, что детям надо есть в первую очередь, а что потом. А детям хочется сладкое, конфеты и так далее, и если им предоставить полную свободу, они будут есть только сладкое и просить только одни конфеты. Но родители, зная, что это неполезно, предлагают им есть то, что действительно им полезно для гармоничного душевного и физического роста. То же самое и здесь: Господь знает то, что нам полезно. Мы можем что-то просить, но Господь это не дает не потому, что не хочет или не может, - Он знает, что это нам неполезно.

И еще есть очень важный нюанс: нам иногда хочется быстро получить просимое, а Господь, как говорит преподобный Макарий Великий в своих «Духовных беседах», знает, что самое высшее благо для человеческой души - это постоянное единение с Богом. И чтобы дать нам возможность постоянно пребывать в уединении с Ним в молитве, Господь не сразу исполняет наши просьбы, дает нам возможность проявить в молитве настойчивость, терпение и смирение. Естественно, люди малодушные, склонные все получать сразу, могут из-за этого огорчаться, даже впадать в уныние, приходить к ложному выводу, что Господь якобы не слышит их молитвы, не обращает на них внимания. На самом деле Господь именно в этот момент на тебя взирает, но даст тебе просимое (при условии, если оно полезно) тогда, когда это тебе действительно будет нужно.

- Может быть, человек неправильно молится или допускает какие-то ошибки в молитве?..

Безусловно. Если молитва эгоистичная, когда движущая сила молитвы - не смирение, не любовь к Богу. И одно из очень больших препятствий в молитве и причина, почему мы как раз не получаем просимое, - это отсутствие любви к ближнему. Отсутствие любви одно из самых сильных препятствий для получения просимого от Бога. Очень мудро преподобный Паисий Святогорец говорил, что отсутствие любви, эгоизм, самость - это как некий «изоляционный материал», который не дает благодати Божией действовать в наших сердцах.

Он приводил очень интересный пример из своей жизни. В 1953 году преподобный Паисий Святогорец (тогда его звали Арсений) пришел послушником в Афонский монастырь Эсфигмен и нес послушание в трапезной. Однажды один пожилой насельник обители, которому было уже за восемьдесят, попросил его, послушника Арсения, приносить ему в келью суп. Он послушался и после выполнения всех послушаний в трапезной приносил суп этому престарелому монаху. Это заметил один из старших братий, как-то подошел и, как принято, на правах старшего, по-отечески послушнику Арсению говорит: «Слушай, ты его не приучай таким образом. Знаешь, что у меня было? Я тоже однажды ему суп отнес, так он мне потом покоя не давал, чуть что - стучит в стену: принеси мне чаю, или согрей мне чаю, или положи мне кирпич (раньше в монастырях вместо грелок использовали нагретые кирпичи). В конце я уже вышел из себя, я совершенно не мог исполнять свое монашеское правило. Чуть что - он стучит в дверь: сотвори любовь - принеси мне кирпич, сотвори любовь - нагрей мне чаю. Чай, кирпич; чай, кирпич... Я вышел из себя и в конце концов сказал, что я даже правило свое не могу выполнить!»

Уже будучи старцем, герондой, наставником многих, преподобный Паисий вспоминал этот пример и говорил, что это какой-то бред. Просишь Господа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешного». И одновременно говоришь: «Оставь меня в покое, не приставай со своим чаем и кирпичом». Преподобный Паисий подчеркивает, что этот чай и кирпич более угодны Богу, чем твои четки, поклоны и твое правило, которое ты совершаешь со всяческим старанием, но не имея любви к ближним. То есть когда твое сердце закрыто для ближнего (причем для его реальной нужды, ведь речь идет о пожилом монахе, который сам уже не мог справляться), когда ты отказываешь ближнему в делах любви и думаешь, что Бог услышит твою молитву, - это, естественно, самообман. Потому что Бог есть любовь, и только через любовь и смирение мы приближаемся к Нему.

- То есть, чтобы была исправлена молитва, должен быть исправлен образ жизни.

Да. И в первую очередь - образ мысли, чтобы в нашем сердце находилось место для ближнего. Тоже интересный пример приводил один современный пастырь на тему, в чем состоит духовная жизнь. Ты стал читать молитвенное правило, а к тебе подошла супруга и говорит: «Дорогой, сходи сейчас в аптеку»; или: «Сходи в магазин». Вместо раздражения надо отложить молитвослов и сходить в аптеку, в магазин, то есть сначала сотворить любовь. Но это не значит, что молитвослов надо отложить и думать: раз я сходил в магазин, мне можно молитвенное правило вообще в этот вечер не совершать. Сначала сотвори дела любви, а потом уже соверши свое молитвенное правило. Даже преподобный Иоанн Лествичник, великий отец Церкви, живший на рубеже VI-VII веков, говорит, что молитва есть добродетель частная, а любовь - добродетель всеобъемлющая.

- Следующий вопрос от наших телезрителей: «Если долго молишься, а результата нет, в чем причина?»

Причин может быть сколько угодно, потому что наша жизнь многогранна, и просьбы наши могут быть, во-первых, неполезны, о чем я говорил ранее. А может быть, наша просьба полезна, но неуместна сейчас. Но одна из немаловажных причин, если мы просим и не получаем результата, - внутри нас, на нашей совести обида ближнего. То есть мы кого-то обидели, оскорбили и сознательно не хотим с ним примириться. Например, произошел обычный бытовой конфликт, каждая из сторон конфликта считает правой себя, и в таком состоянии люди становятся на молитву.

Банальный пример: в семье муж с женой поссорились и отдельно в разных комнатах читают вечерние молитвы, о чем-то просят. Но Господь, взирая на них и зная их прекрасно, ни его, ни ее молитву не исполняет. Господь слышит их молитвы, но не исполняет. Почему? Потому что они обидели друг друга; возможно, наговорили друг другу много оскорбительных слов, но примириться не пожелали. Тут речь не о том, когда ты объективно не можешь примириться (например, человек уехал - и ты не можешь с ним связаться), а именно о том, когда ты не хочешь примириться, хотя внутри совесть тебе подсказывает, что ты оскорбил ближнего несправедливо. Если в таком состоянии просить о чем-то Бога, естественно, Господь не будет исполнять твою молитву, пока ты не примиришься. Об этом в Евангелии совершенно однозначно сказано: «Если ты принесешь дар твой к алтарю, зная, что брат твой имеет нечто против тебя, пойди сначала примирись с братом твоим, потом принесешь твою жертву». Молитва - это наша жертва Богу, возношение ума и сердца к Богу. Как можно возносить ум и сердце к Богу, если ум наполнен помыслами злопамятства, а сердце окаменело от внутренней вражды? Такая жертва Богу не угодна.

- То есть любовь выше молитвы?

Любовь к Богу понуждает к молитве. А чтобы молитва была действенной, должна быть любовь к ближнему, потому что ближний - это образ Божий. Святой апостол Иоанн Богослов в своем послании отмечает: кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И далее говорит, что «не любящий брата пребывает в смерти». То есть если мы брата не любим, если наше сердце закрыто для ближнего, для его нужды, просьбы, то как мы хотим что-то получить от Бога?

Но может ли человек искренне любить своего ближнего, если он не молится, если не поддерживает эту связь с Богом?

Совершенно верно, тут взаимная связь. Потому что и подлинной любви к ближним не может быть без любви к Богу. Без любви к Богу может быть только внешняя вежливость к ближнему, очень поверхностное, порой неискреннее, лицемерное отношение. Подлинной любви к ближнему не может быть без любви к Богу. Кстати, хорошо, что Вы этот вопрос задали. Вспомним евангельское чтение прошлого воскресного дня (на Божественной литургии читалось Евангелие от Матфея, отрывок из восьмой главы), как к Спасителю подошел римский сотник и просил Господа, чтобы Он пришел исцелить его болящего слугу. Что значит слуга? В древнем мире к рабам, к слугам относились так, что порой даже за людей их не считали. А тут римский сотник, будучи язычником, казалось бы, живя в Иудее, испытывал чувство уважения к вере ветхозаветного Израиля. И, по свидетельству евангелиста Луки, за него даже ходатайствовали фарисеи перед Господом, говоря: «Он достоин, чтобы Ты сделал это для него, потому что он любит народ наш и построил нам синагогу». То есть у них было чувство уважения к религиозным традициям других народов (покоренных в данном случае; римляне покорили многие народы), уважение к их религиозности. И смотрите, какая любовь к своему слуге, что он просит Христа исцелить его!

У этого римского сотника, вероятнее всего, не было полного представления о том, Кто такой Господь Иисус Христос, что Он действительно Сын Божий. Но молва была, что это великий чудотворец, пророк, великий учитель, который исцеляет любую болезнь. И вот он посылает к Нему сначала людей, потом сам приходит и просит исцелить своего слугу. Понимаете, когда мы просим Бога за ближних - это проявление нашей любви, и Господь, естественно, сразу же откликается на молитву, когда мы больше переживаем и молимся за других.

Вопрос телезрителя из Московской области: «Почему обязательно исповедоваться перед причастием? Не превратится ли исповедь в формальность при таком подходе? И почему в других Церквах, например в Сербской, Греческой, нет такой традиции, а только у нас?»

Отличный вопрос Вы задали, благодарю. Такой вопрос достаточно часто приходится слышать. Действительно, традиция обязательной исповеди перед таинством Святого Причащения - традиция, которая сохранилась в Русской Православной Церкви, но эта традиция древняя, она была и в других Поместных Православных Церквах. Почему эта традиция была утеряна или забыта, например, как Вы сейчас упомянули, в Сербской Православной Церкви, в Элладской (Греческой)? Она есть, но, может быть, не в той мере, как у нас. То есть не перед каждым причащением там необходимо исповедоваться (это отдельный разговор). Но это древняя и наиболее правильная традиция.

Почему необходимо исповедоваться? Потому что с покаяния начинается духовная жизнь. Как говорят святые отцы Церкви, человек в таинстве Покаяния, исповедуясь, получает от Бога прощение своих грехов, получает благодатную силу двигаться дальше в духовной жизни, то есть бороться с греховными страстями, получает освобождение от бремени грехов и лишает дьявола прав над собой. Потому что когда мы грешим и не каемся, дьявол получает права над нами и своими правами пользуется. Поэтому, естественно, приступать к таинству Причащения без исповеди - это неправильно.

Я помню, когда мы учились в Московской духовной академии, у нас на курсе было четверо студентов из Сербской Православной Церкви. И они, как представители той традиции, где, к сожалению, утеряна практика обязательной исповеди перед причащением, с восхищением, благодарностью Богу и с удивлением смотрели, как огромные очереди стояли в лавре для того, чтобы исповедоваться; они это воспринимали как некое чудо и сами говорили: «Как жалко, что у нас этого нет». И от представителей Элладской Православной Церкви я слышал: «Как хорошо, что у вас в России сохранилась эта древняя традиция».

Опыт показывает, что если не будет обязательной исповеди перед причащением, то это таинство Исповеди для мирян полностью может быть утеряно. В той же самой Сербской Православной Церкви и в некоторых других миряне порой много лет, даже десятки лет, вообще не исповедуются, а никакой подлинной духовной жизни без покаяния быть не может. Поэтому традиция Русской Православной Церкви наиболее древняя, наиболее правильная и, скажу современным языком, наиболее эффективная, потому что лучше этой традиции нет, нам эту традицию ни в коем случае терять нельзя.

Следующий вопрос от наших телезрителей: «Если человек чувствует усталость и нет сил читать молитвенное правило, как понять - это нерадение или утомление? И как быть в этой ситуации?»

Жизнь наша многогранна, иной раз мы действительно устаем физически. Но тут вот какой нюанс. Как говорят святые отцы Церкви, нерадение - это как бы усталость душевная, духовная; как бы расслабление, уныние душевное. Бывает усталость физическая и душевная. Но, согласитесь, усталость будет и сегодня, и завтра, и послезавтра, и так можно уставать неделями и целыми годами. В конце концов можно вообще отказаться от молитвы, и тогда это перейдет уже в состояние нерадения о молитве, то есть в некое духовное расслабление, после которого мы дадим дьяволу права над нами - и он ввергнет нас в самые разные искушения. И порой даже искушение понуждает человека молиться, а навыка к молитве уже нет.

Знаете, как в народе говорят: как только скорбь - сразу мы к Богу обращаемся: «Господи, помоги!» И тут же хотим, чтобы Господь помог. А навыка к молитве нет, и даже это «Господи, помоги!», скорее, крик отчаяния - как ребенка к любящему отцу - о помощи. Ребенок обращается к маме или к отцу, зная, что отец и мать обязательно помогут. Это крик отчаяния, смешанного с чувством безысходности: «Господи помоги!» При этом такое смятение, что Господь, может, и не поможет.

Поэтому, в частности, преподобный Паисий Святогорец говорит, что если есть усталость и ты не можешь совершить вечернее молитвенное правило после трудового дня, то не ложись спать вообще без молитвы, исполни хотя бы краткое правило преподобного Серафима (три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и Символ веры), осени себя крестным знамением, приложись к иконам, помажь себя освященным елеем. То есть хоть краткое, но обращение к Богу. А если из-за усталости вообще отказаться от молитвы, то быстро впадешь в нерадение и станешь послушным орудием в руках врага.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «В Интернете часто можно встретить рекламу, предлагающую подавать записки в режиме онлайн. Но самое обидное, что эти записки не доходят до тех монастырей, в которые их пытаешься подать. И денег за это берут больше, чем в том же храме в реальной жизни. Как ко всему этому относиться?»

Это реальная проблема, которую Вы сейчас озвучили. Что я могу сказать? Интернет - это такое явление современной жизни, которое несет много удобств, в том числе в познании каких-то православных истин, через Интернет можно быстрее найти какую-то информацию, какое-то историческое свидетельство, допустим, из истории христианства, если мы говорим о духовных вопросах. Но там, где очень много удобств (все так легко и доступно - набрал и сразу получил информацию), там и очень много искушений. И вот одно из таких искушений то, которое Вы озвучили. И это не единственное искушение. В Интернете (и мы все это хорошо знаем) любую истину, любую цитату из Священного Писания, любой пример из житий святых, вообще любой назидательный пример можно легко превратить в фейк, в предмет насмешки множества людей. Любой серьезный диалог в соцсетях или в блогах тоже легко превратить в банальную ругань, когда человек может оскорблять других собеседников под каким-то ником, псевдонимом практически без всякой ответственности. Поэтому в Интернете достаточно много опасностей, если мы говорим о духовной жизни, о познании христианской веры. Одно из таковых - реклама: мол, подайте записки в какой-то отдаленный монастырь, куда вы не так часто сможете поехать. Причем интересный нюанс: за десять имен берется определенная сумма, и если даже копейку не доплатишь - ваша записка не принята. Отмечено многими людьми, которые попались на такую авантюру: записки реально не доходят в те монастыри, куда они якобы должны попасть. То есть авантюристы пользуются нашей доверчивостью.

Что можно посоветовать? Во-первых, надо самому молиться, потому что Господь на всяком месте. В ближайший храм подайте записку. Еще один очень важный нюанс: многие известные монастыри имеют свои совершенно официальные сайты, куда вы можете при желании подать записочку онлайн, и вы увидите, что пожертвование за записку значительно меньше, чем у этих «доброхотов», которые предлагают вам свои услуги. Что интересно, те, кто оправдывает такого рода авантюризм, говорят (я слышал такое оправдание), что якобы для того, чтобы вашу записку в виртуальном пространстве переправить от одной точки в другую, требуется труд огромного числа людей и этот труд должен быть оплачен, поэтому записка стоит в 25 раз дороже. Но это, конечно, просто фантастика.

Что я посоветую? В Интернете есть прекрасный ролик современного миссионера отца Георгия Максимова, известного священника, духовного писателя, как раз на тему о записках онлайн и о том, как «разводят» православных в Интернете и в различных соцсетях. Рекомендую всем, дорогие друзья, кто этой темой интересуется, чтобы не попадаться на такого рода соблазны, посмотреть эти ролики, где отец Георгий четко, ясно, аргументированно эту проблему раскрывает.

Сегодня уже шла речь об исповеди. Есть несколько вопросов от наших телезрителей об исповеди, причастии и покаянии. «В чем причина, если человек не чувствует необходимости в исповеди?»

Причин может быть очень много. Большой груз грехов, когда грехов становится так много, что душа под этим большим грузом грехов (если образно представить) просто изнемогает, к этой греховной грязи привыкает, считает, что это норма, и не видит в исповеди никакой необходимости. Преподобный Паисий Святогорец приводил такой наглядный пример (современным людям, может быть, этот пример не совсем понятен, но людям, жившим в деревнях, понятен и нагляден): животные в хлеву оправляются прямо под себя и постепенно привыкают к этому запаху, к этому зловонию. К тому же обилие навоза их греет, и они считают, что это нормально. Человек, который в первый раз войдет в такой хлев, сразу оттуда выскочит, потому что зловоние его оттолкнет. А для находящихся там животных это в порядке вещей.

Аналогия простая: человек, который привык валяться в греховной грязи, не видит в этом ничего плохого, поэтому не видит необходимости избавиться от этого состояния. Он считает: «А что я такого делаю? Сейчас все так живут. В чем мне, собственно, каяться? И зачем мне каяться?» Вот в этом причина - когда груз грехов подавляет голос совести.

- Что же делать в этой ситуации?

Все равно надо задуматься. Во-первых, прислушаться к голосу совести, потому что сколько бы груз грехов ни подавлял голос совести, совесть все равно звучит, и она напомнит, что ты живешь на земле один раз, что впереди вечность и с телесной смертью твоя жизнь не заканчивается. Что потом? Здесь ты поступил нехорошо, здесь ты кого-то обидел, здесь ты кого-то ранил, здесь поступил против голоса совести, и совесть гложет внутри (есть такое понятие «муки совести»). Нужно прислушаться к ней, совесть - это голос Божий, она подскажет, в чем ты был не прав, и подвигнет к покаянию.

Следующий вопрос: «Правильно ли, совершив какой-то тяжелый грех, исповедовать его не сразу, а осознать, обдумать какое-то время?»

А что тут осознавать? Наоборот, нужно исповедоваться как можно чаще, тем более в тяжелых грехах. Тут можно провести аналогию с боевыми действиями: если человек получил тяжелое ранение, нужно сразу обращаться в медсанчасть за медицинской помощью. Зачем ждать, пока истечешь кровью или рана затвердеет, запылится или даже покроется коркой? То же самое наши душевные раны от грехов: надо стараться по возможности сразу, как только почувствуем, что совесть обличает нас в каком-то грехе, не идти даже, а бежать на исповедь.

Что тут осмыслять, что тут обдумывать? Если ты согрешил против Бога и против ближнего, то надо в этом каяться и стараться эту ситуацию впредь по возможности не повторять. А просто сидеть обдумывать - тогда мы превратимся в представителей каких-то восточных религий, которые медитируют, над чем-то размышляют, но никакой пользы для души это не приносит.

Вопрос священника из Рязани: «Есть такая тенденция сейчас: многие люди не ходят в храмы, не причащаются и считают, что они находятся в истине, считают себя правыми. Не причащаются по разным причинам. Причем эти люди достаточно умные, хорошие, образованные. Как помочь этим людям? Как объяснить, что они не правы? Что нужно сделать для того, чтобы преодолеть это искушение?»

Благодарю Вас, дорогой батюшка. Ситуация очень болезненная и очень актуальная в последние годы. Действительно, и мне приходилось немало встречать людей, которые перестали ходить в храмы, считают, что в храмах Божией благодати больше нет, к таинствам Причащения, Покаяния не приступают и даже друг с другом перестают общаться. Известны такие случаи, когда две подруги много лет дружили, вместе ходили в храм, были единомышленны, единодушны во всем. И после известных событий вдруг одна женщина говорит: «Я больше в храмы ходить не буду и тебе не советую, потому что в храмах благодати больше нет. Молиться за такого-то епископа (или за такого-то священника) больше не надо...» И дальше объясняет свои аргументы. Казалось бы, две подруги много лет дружили, ничто их не разделяло. Женщина, которая настроена не ходить больше в храм, совершенно не слышит доводы, увещевания своей подруги, и даже ее попытки повернуть диалог в благоразумное, доброжелательное русло сталкиваются с откровенными оскорблениями. Мне одна женщина со слезами рассказывала: «Я свою подругу узнать не могу. Мы столько лет дружили, а теперь она меня оскорбляет, причем в том, в чем я не виновата».

Могу привести еще пример из жизни: к одному приходскому священнику подошла одна женщина, немножко возбужденная, и начала всячески оскорблять вообще все духовенство и его в частности. Это напоминало гейзер, когда из земли бьет горячая вода, или грязевые вулканы, - зрелище было не для слабонервных. Этот батюшка, видя, что женщина очень возбуждена, дал ей возможность высказаться, молча выслушал. Когда она немножечко выпустила пар, оскорбив его в чем только возможно, даже используя ненормативную лексику, священник ее мягким и спокойным голосом спрашивает: «Уважаемая, но Вы же меня не знаете! Вы же не слышали, что я произношу на проповеди или во время преподавания, что я читаю, как разговариваю с людьми. На основании чего Вы сейчас меня так оскорбляете? Мало того, что Вы оскорбляете меня как человека, но вы оскорбляете священный сан - на основании чего?» Она опять почти слово в слово перечислила все предыдущие оскорбления и в конце сказала ключевую фразу (это действительно ключевая фраза!): «Я всех вас, священников, насквозь вижу!» Батюшка ей говорит: «Тогда мне с Вами вообще приятно иметь дело, потому что я, например, не вижу людей насквозь. Но если Вы видите людей насквозь, тогда подправьте как-то свои духовные диоптрии, бинокль протрите и посмотрите внимательно. Вы обвиняете меня во встрече, в которой я не участвовал, в поездке, куда я не ездил, в документах, которые я не составлял, не подписывал, еще в каких-то делах, в которых я, слава Богу, не участвовал. Причем Вы обвиняете вообще всех священников на основании того, что видите их насквозь. Так, может быть, Вы немножко неправильно видите? Может, надо как-то подкорректировать духовное зрение?» Она не нашла, что на это возразить...

Хорошо, батюшка, что Вы этот вопрос задали. Как мне, грешному, кажется, эта проблема, эта болезненная рана нуждается во внимательном, чутком архипастырском и пастырском попечении. Этот вопрос современного раскола, к сожалению, не репрессивными или какими-то административными мерами можно решить, а именно архипастырской и пастырской любовью, заботой, чуткостью, рассуждением. Так мне кажется. Сколько я разговаривал со священниками, более опытными, чем я, они все сходятся в том, что эту проблему, эту рану надо излечить, уврачевать. Потому что Господь говорит в Священном Писании: «Кому много дано, с того много и взыщется». И, естественно, Господь спросит со всех нас. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что мы, христиане, живущие в нашу эпоху, несем ответственность за все, что сейчас происходит. То есть, даже напрямую не участвуя в чем-то, но живя одновременно с каким-то беззаконием и видя его, ты несешь за это ответственность. Поэтому всем надо, наоборот, молиться и с взаимной любовью, рассуждением стараться эту боль, эту рану раскола уврачевать.

Почему я говорю слово «раскол»? Те люди, которые перестали ходить в храмы, говоря, что там уже нет благодати, считают, что они в раскол не ушли, что они стоят в истине. Но как тогда назвать это явление? Ты перестал ходить в храм, в который ходил много лет, ты перестал исповедоваться и причащаться - если это не раскол, то что? Дорогой собеседник, дай наименование этому явлению, если ты считаешь, что это не раскол. Но однозначно, что это разделение. Допустим, два священника вместе учились, дружили, и вдруг один перестает с другим общаться на основании того, что один продолжает служить, а другой перестал служить и поминать, - если это не раскол, то что это? Или тот случай, который я выше упоминал: две женщины были подругами много лет, и теперь одна другую оскорбляет и говорит ей не ходить в храм, потому что там нет благодати. Если это не раскол, то что? Безусловно, это раскол. А любой раскол - на радость врагу. Поэтому в заключение могу сказать, что, конечно, эту рану надо с Божией помощью стараться уврачевать любовью, долготерпением, рассудительностью, архипастырской и пастырской чуткостью.

Вопрос телезрителя из Челябинска: «Я исповедался в своем грехе, священник разрешил грех, а этот грех все равно не дает покоя, беспокоит. Как быть дальше? Второй вопрос: совершил грех, например, в пятницу, и душа требует идти исповедаться и причаститься. Кто-то говорит, что можно пойти исповедаться, и если священник допустит, то и причаститься. Кто-то говорит, что ты не можешь причаститься, потому что перед этим три дня нужно попоститься, вычитать правило. Как в этой ситуации быть? Кто прав?»

Начну с первого вопроса. Если мы искренне, чистосердечно покаялись в каких-то грехах, то, как все святые отцы Церкви говорят однозначно, у нас должна быть вера и доверие Богу, что Господь простил эти грехи. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что после исповеди как бы открываются новые кредитные книги, ты получаешь внутреннюю свободу, буквально дышать становится легче и человек в лице изменяется. После искренней исповеди не может быть такого, чтобы грехи (или память о них) продолжали тяготить. После настоящей, искренней исповеди все прощается, человек как бы заново становится на новую финишную прямую, с новыми силами, ему открыт путь для дальнейшей духовной жизни. Безусловно, враг и дальше будет продолжать искушать, ставить подножки на духовном поприще - духовная брань продолжается и нести крест все еще надо, но после искренней исповеди тяготить ничего не должно.

Если же так бывает, что мы давно покаялись в каком-то грехе и его не повторяем уже в силу возраста (рады бы повторить, но уже не можем; человек, дожив до 70 лет, простите, блудить уже не может, даже если бы и очень хотел), но память об этом грехе тяготит, значит, еще живы страсти, и надо воспринимать это как некую духовную епитимью, то есть в самой этой страсти каяться. Тут есть еще такой нюанс: мы каемся в грехе, Господь нам этот грех прощает, но были люди -- соучастники этого греха, или люди, так или иначе соблазнившиеся нашим поступком. Я попросил у Бога прощения, и Господь меня простил. Но те люди, которые когда-то участвовали в этом грехе, видели его, соблазнились, и у них в памяти осталась эта рана, эта боль, это грязное пятно; они помнят, что когда-то вы вместе грешили. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, учитель Церкви, худший грех - это соблазн для ближнего. Одно дело, если ты тайно согрешил - безусловно, это грех перед Всевидящим Богом, но когда грех с целью соблазна многих людей, то тяжесть его намного больше. Вот об этом идет речь: бывает, что мы в грехе покаялись, но остался соблазн в душах других людей, поэтому проходят годы, а этот грех нас тяготит. Надо продолжать каяться. Каким образом? Не в этом же грехе, повторяя его заново, а, приходя на исповедь, в присутствии священника, сказать: «Господи, прости меня, что я за свою жизнь многих вольно или невольно соблазнил своими словами, поступками, недостойным поведением». Может, даже я не всех знаю, кого я соблазнил, смутил, сбил с праведного пути когда-то. Да, сейчас я вроде этого не повторяю, но это было, и эта рана осталась у ближнего. Это ответ на первый вопрос.

По поводу второго вопроса... Сейчас такая тенденция, не совсем правильная: пришел в храм, поисповедовался - и сразу причастись. Об этом речь не идет. Для духовной жизни необходимо чаще каяться, а насколько чаще причащаться Святых Христовых Таин, решает ваш духовный отец (естественно, вместе с вами) или священник, которому вы исповедуетесь. Например, человек вчера согрешил, сегодня пришел в храм, исповедался и спрашивает: «Батюшка, я хотел бы причаститься». Батюшка скажет: «Вы подготовьтесь, прочитайте правило и, допустим, к следующему празднику или воскресному дню причаститесь». То есть все это делается в нормальном русле, а не так, что согрешил, тут же исповедался и тут же причастился. Надо понимать, что к таинству Причащения душу свою надо готовить; делать это с наскока - это совершенно неправильная, ложная установка, и если у кого она есть, то с ней надо бороться.

Следующий вопрос: «Правильно ли, что человек на исповеди не чувствует боли, которую ощущал, когда совершал грех? Значит ли это, что у него нет подлинного покаяния?»

Видите ли, бывает так, что мы какие-то грехи совершили, уже прошло какое-то время - и первая боль или первое огорчение, первый стыд от совершенного греха как бы немножко, скажем так, притупились от наслоения других грехов и других обстоятельств жизни, ведь жизнь неудержимо течет все дальше и дальше. Это отнюдь не значит, что у человека нет покаяния. Если человек подходит на исповедь и осознает, что он согрешил перед Богом и ближними, и кается... Тут вообще надо быть очень осторожными со своими чувствами, потому что есть люди более равнодушные, а есть более чувствительные. Кто-то может муху раздавить и расплакаться, что сделал большое преступление. Преподобный Паисий приводил пример, наглядный и понятный для людей, живущих в Греции: один может случайно поднять упавшую виноградную гроздь с соседнего виноградника и потом себя корить, что взял чужое, а кто-то может корзинами воровать виноград и считать, что это в порядке вещей. То есть тут не надо уж слишком прислушиваться к чувствам, надо понять, какого ты темперамента: если ты очень чувствительный, то, наоборот, нужно больше уповать на милосердие Божие. Если кто-то очень равнодушный, тому опытный духовник будет напоминать о том, что мы несем ответственность за свои поступки.

К сожалению, совсем немного времени остается до конца передачи. Успею задать еще один вопрос, который касается психологии. «Американский психолог Нэнси Томас, изучая ситуации, когда у ребенка нет авторитетов и границ, называет это явление термином «расстройство привязанности ребенка». Как относиться к этой проблеме?»

Вообще чаще всего с такой проблемой сталкиваются многодетные родители. Возможно, среди наших зрителей есть многодетные родители, с большим почтением отношусь к таковым людям, это настоящие герои нашего времени. Однажды в журнале «Славянка» одна многодетная мама дала такую характеристику многодетных мам: «Многодетная мама - это человек, который встал на путь марафона длиною в жизнь». Это не просто пробежал сто метров и успокоился, дальше можешь отдохнуть; многодетность - это марафон без остановки, длиною в жизнь. Соглашаясь рожать столько детей, сколько пошлет Господь, вы соглашаетесь на жертвенность, на то, что будете себе во многом отказывать, что у вас не будет свободного времени практически никогда, что у вас не будет возможности следить за своим здоровьем практически никогда, не будет ни сна, ни отдыха. От каких-то привычных приятных дел, может быть, даже от многих хороших друзей придется отказаться, потому что вы встали на этот марафон длиною в жизнь. Всю жизнь многодетная мама и многодетный отец живут не для себя. Это очень трудный (не хочу говорить слово «тяжелый») путь, но путь очень спасительный.

Поэтому если нас сейчас слышат многодетные родители, хочется вам сказать в утешение только одно: ваш труд не останется без награды у Бога. Господь сторицей вознаградит многодетных родителей за то, что они согласились быть соработниками Бога в рождении детей. Но и в этой жизни, дорогие многодетные родители, вы получите великое утешение. Потому что, как показывает опыт пожилых людей, у которых уже есть внуки, даже правнуки, которые были многодетными родителями, на вопрос «Ты не жалеешь, что у тебя было много детей?» никто никогда не говорит: «Ой, какая я была глупая, зачем стольких родила?» Все благодарят Бога, хотя они прошли через непростую жизнь и многое им пришлось претерпеть.

Названная американка-психолог и много других подобных, которые дают инновационные советы по педагогике, - это чаще всего люди, у которых своих детей вообще нет (или, в лучшем случае, один; максимум два). Имея много свободного времени, они придумывают различные педагогические инновации. Если вам интересно, инновацией называется недирективная педагогика. Недавно мне пришлось видеть следующее: большая лужа после дождя, идут прохожие, стоит молодая мама с надувным шариком и набирает что-то в телефоне (или играет). Современная молодая мама - то есть джинсы разодраны на коленях, как будто она от своры диких собак убегала через терновник. Рядом по этой луже бегает ее маленький мальчик, подпрыгивает, обрызгивает проходящих людей; потом сел возле этой лужи, ножки в нее опустил. Мама иногда на него поглядывала, и по ее лицу было видно, что она буквально упивается тем, что она и ее ребенок в центре внимания. Вот пример недирективной педагогики: ребенок не знает никаких границ, не понимает, где лужа, где сухо, что он обрызгивает проходящих людей.

Если посмотреть на эту проблему глубже, ребенок свою жизнь может подвергать даже опасности: за что-то схватиться или оступиться, куда-то упасть. Мама не замечает. Простите меня, дорогие друзья, за некоторую иронию; казалось, что если бы у этой мамы было несколько шариков, которые ее подняли бы от земли, она даже не заметила бы, как ее унесло ввысь, не оторвалась бы от телефона. До ребенка ей совершенно нет дела. Вот пример недирективной педагогики. Поверьте, я не ради осуждения говорю, а просто ради констатации факта.

Подобные мамы в свое свободное время (а его действительно много, потому что если ребенок испачкал штанишки, она, придя домой, бросит их в стиральную машину, сама же стирать не будет, чтобы свои цветные большие ногти не замочить в воде) скорее всего будут читать каких-то психологов, может быть, придумывать свои какие-то педагогические, воспитательные инновации. Ни одна многодетная мама никогда не придумает разных нелепых инноваций. Потому что если ребенок действительно испытывает какие-то трудности, надо понимать, что это наш жизненный крест, но крест спасительный. И только молитвой к Богу и любовью к ближнему все трудности можно преодолеть.

- Спасибо большое, отец Димитрий. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Позвольте, в конце я хотел поздравить одного из наших зрителей, у которого сегодня день рождения, зовут его Владимир Евгеньевич. Он очень хороший, ревностный прихожанин и очень ревностный любитель порядка и чистоты и в своей душе, и в храме, и вокруг храма. Сегодня у него день рождения, сердечно его поздравляю. Дорогой Владимир Евгеньевич, если Вы сейчас нас смотрите, я Вас поздравляю от всего телеканала «Союз».

Всем вам, дорогие друзья, помощи Божией! Храни вас Господь на многая лета!

Ведущий Денис Береснев

Записала Нина Кирсанова

Здравствуйте!

В Библии, Слове Бога говорится, что молиться следует только Богу. В Псалме 64:3 пишется: «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть». Когда Иисус был на земле, он всегда молился своему Отцу, а не кому-то другому. Мы должны делать то же самое. Однако все свои молитвы следует произносить во имя Иисуса . Этим мы показываем, что уважаем положение Иисуса и верим в его искупительную жертву. В Иоанна 14:6 Иисус сказал: "… никто не приходит к Отцу иначе, как только через меня".

Молясь, мы должны говорить с Богом от сердца. Мы не должны произносить молитвы наизусть или зачитывать их из молитвенника. Иисус Христос сказал: «И когда молитесь, не повторяйте одно и то же, как люди из других народов, которые думают, что будут услышаны благодаря многословию. Не уподобляйтесь им, потому что Бог, ваш Отец, знает, в чем вы нуждаетесь, ещё до того, как вы попросите Его» (Матфея 6:7,8).

О чём можно молиться? Обо всём, что имеет отношение к дружбе с ним. В Библии, в Филиппийцам 4:6,7 пишется: «Ни о чём не беспокойтесь, но во всём в молитве и мольбе с благодарностью открывайте свои просьбы Богу, и мир Божий, который превосходит всякую мысль, сохранит ваши сердца и умы во Христе Иисусе». Из образцовой молитвы «Отче наш» видно о чём уместно молиться. Следует молиться об освящении имени Бога и о Его намерении. Так же можно попросить о необходимой материальной поддержке, о прощении грехов и о помощи, чтобы устоять в искушении (Матфея 6:9-13).

Согласно Библии, Бог слушает молитвы только праведных людей. Чтобы Бог слушал наши молитвы, мы должны стараться делать всё возможное, чтобы жить по Его законам. В Библии, в Притчах 15:29 говорится:«Бог далёк от нечестивых, а молитву праведных слышит», а в Притчах 28:9 пишется:«Если кто-то отклоняет ухо, чтобы не слышать закона, то даже его молитва - мерзость». Молясь, мы должны быть смиренными. И необходимо работать над тем, о чём мы просим Бога. Так мы подтвердим, что у нас есть вера и что мы действительно говорим то, что думаем. Только тогда Бог будет отвечать на наши молитвы. В Библии, в Евреям 11:6 сказано:«А без веры угодить Богу не возможно, потому что приближающийся к Богу должен верить, что Он есть и что Он вознаграждает тех кто настойчиво ищет Его».

Если у Вас появятся вопросы, обращайтесь в чат, с удовольствием помогу узнать на них ответы из Библии.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ " Здравствуйте! В Библии, Слове Бога говорится, что молиться следует только Богу. В Псалме 64:..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом