Монтаж мультизональных VRF и VRV систем. Стоимость работ по монтажу систем кондиционирования VRV&VRF, Super Multi, Multi Split, Split и дополнительного оборудования Vrf установка

Монтаж VRV систем

Монтаж VRF систем это трудоемкий процесс который требует соответствующих навыков и умений от выполняющих работы по монтажу мультизональной системы монтажников, другими словами занятые на производстве работ по монтажу VRV систем работники должны обладать соответствующей квалификацией.

Работы по монтажу VRV или VRF систем можно условно разбить на несколько этапов. Первый этап, который позволит избежать ошибок в процессе производства работ по монтажу мультизональной системы кондиционирования состоит в изучении проектной документации. Подход к вопросу изучения проекта системы VRV носит фундаментальный характер, от которого зависит конечный результат работы системы. В связи с общим снижением уровня знаний, подготовки и квалификации инженеров занятых в работах по проектированию инженерных систем, и отсутствием должной аттестации выполняющих данные работы, что к сожалению стало общероссийской тенденцией во всем строительном бизнесе, зачастую при выполнении проектирования VRV систем допускаются ошибки.

Из наиболее распространенных ошибок встреченных на практике, это неправильный подбор оборудования, который условно можно разделить на две группы: это использование несовместимого оборудования и несоблюдение технологических регламентов производителя при проектировании систем. Для защиты от «дурака» компания Daikin выпустила специальные программы для подбора VRV систем, однако в процессе выполнения работ по проектированию VRV систем, зачастую в систему добавляются новые блоки, как говориться «на лету», изменяются места прокладки, длины и диаметры труб прохождения хладагента. Как следствие монтажная организация не обратив внимание на эти моменты до выполнения работ получает, и к сожалению это случается достаточно часто, неработающую или неправильно работающую систему, которая становится головной болью как монтажников так и заказчика.

Далее необходимо проверить соответствие проекта так сказать жизни, для этого необходимо обследовать объект на котором планируется выполнять работы по монтажу VRV систем. Зачастую встречаются ситуации, когда невозможно разместить оборудование в местах предусмотренных проектом, например расположение наружных блоков на кровле на которой невозможно или крайне затруднено выполнение опорных конструкций для расположения наружных блоков VRV систем. Не редко отсутствует возможность проложить межблочные коммуникации, трассы прохождения хладагента, дренажа или отсутствует возможность установить внутренние блоки, в местах указанных в проекте. Все эти вопросы лучше разрешить до выполнения работ по монтажу. Инженер курирующий выполнение работ на объекте заказчика должен уметь вовремя выявлять и устранять ошибки на подготовительном этапе, эти умения зачастую позволяют сэкономить как средства, так и время отведенные на производство работ по устройству инженерных сетей.

Вторым не менее важным этапом при проведении работ по монтажу VRV систем, это непосредственно сами монтажные работы. На этом этапе производства работ по монтажу VRV систем необходимо четко соблюдать технологические регламенты производителя оборудования. Кроме этого компании проводящей работы необходимо уделять должное внимание мероприятиям по охране труда, и противопожарным мерам. Не для кого не секрет, что монтаж трасс прохождения хладагента выполняется методом пайки при помощи горелок с открытым пламенем, а подключение электропроводки связано с электричеством. Не проводя четкого контроля за данным видом работ не редки случаи травматизма работников, как впрочем не исключено и возникновение внештатных ситуаций связанных с использованием открытого огня. При производстве данного вида работ обязательно оформление наряда-допуска на производство работ повышенной опасности и ведение журналов инструктажа по технике безопасности и журнала проведения работ.

Теперь в особенности остановимся на технологии производства работ по монтажу VRV систем. Первым на что следует обратить внимание это квалификация монтажников выполняющих работы по монтажу VRV системы. Инженеру курирующему производство работ на объекте перед выполнением работ по монтажу VRV системы, необходимо проверять квалификацию монтажных бригад выполняющих работы, особенно привлеченных для выполнения ответственных этапов работ.
К выполнению работ, по монтажу VRV системы можно, и в целях сокращения издержек, нужно привлекать рабочих не обладающих высокой квалификацией, для выполнения общестроительных работ, к которым можно отнести такие работы как: пробивка отверстий с их последующей заделкой в местах где это необходимо для выполнения работ по монтажу VRV системы, установка крепежа и лотков для трасс прохождения хладагента, и электрических коммуникаций, установки внутренних и наружных блоков VRV систем.


Выполнение ответственных работ по монтажу VRV системы, среди них можно выделить три вида работ, это электромонтажные работы к которым кроме прокладки силовых питающих кабелей необходимо отнести и работы по прокладке сигнального или управляющего кабеля, работы по прокладке трассы прохождения хладагента а именно особенное внимание необходимо уделять таким видам работ как пайка трубопроводов и присоединение медных труб к внутренним и наружным блокам. Третий вид работ требующий соответствующих навыков и умений, это работы по устройству дренажной системы. Остановимся на значимых деталях при выполнении работ по монтажу VRV систем в отдельности.

Электромонтажные работы при монтаже VRV систем, должны выполняться персоналом имеющим соответствующие образование и допуск к выполнению данного вида работ. Из тонкостей при выполнении электромонтажных работ следует помнить, в идеале все внутренние блоки одной VRV системы должны включаться с одного автомата, а при невозможности выполнить это на практике, необходимо исключить возможность подачи питания с одного автомата на внутренние блоки разных (соседних) VRV систем. Это может создать проблемы в процессе наладки и эксплуатации. При прокладке управляющего кабеля VRV системы лучше всего работают системы где внутренние блоки подключены один за другим шлейфом. На практике к это не всегда возможно выполнить, в таком случае необходимо прокладывать сигнальный кабель VRV системы, следующим образом, прокладывается центральная линия на которой делаются ответвления на внутренние блоки. К сожалению автоматика VRV системы устроена таким образом что при выполнении прокладки сигнального кабеля нельзя делать ответвления после того как часть сигнальной линии уже соединена шлейфом.

Работы по прокладке трасс прохождения хладагента при монтаже VRV систем. К выполнению данного вида работ следует отнестись с особенным вниманием, допуск ошибок и недочетов при производстве работ, влечет большие затраты для их устранения и нередко приводит к фатальным последствиям для всей VRV системы. При монтаже медных труб и рефнетов необходимо уделять должное внимание как материалам используемым в работе, так и используемому при монтаже VRV системы инструменту. Нередки случаи использования тонкостенной медной трубы, некачественного припоя. Кроме этого довольно часто встречается, что труба в хлыстах приходит на объект без заглушек защищающих ее от попадания внутрь трубы пыли или посторонних предметов. Из наиболее распространенных ошибок монтажа необходимо отметить такие, как пайка медных труб без азота, это приводит к образованию окалины на спаиваемых поверхностях, заломы медных труб при их изгибе, плохая развальцовка при выполнении работ по соединению медных трубопроводов с внутренними блоками, несоблюдение предусмотренных проектом диаметров трубопроводов и их длин. Заключительным этапом проведения работ по устройству трубопроводов является проверка на герметичность трассы прохождения хладагента VRV системы путем опрессовки. Опрессовка медных трубопроводов VRV системы, производится азотом, под давлением 41 бар. Подробно данная процедура описана в руководстве по монтажу VRV системы.

Наладка VRV системы. По завершении монтажа и опрессовки VRV системы, необходимо вакуумировать систему, при этом необходимо помнить, что до выполнения данной процедуры нельзя подавать питание на внутренние блоки, так как электронные расширительные клапана, находящиеся во внутренних блоках при подаче питания автоматически закроются, и в этом случае при вакуумировании системы и подключении вакуумного насоса, только к одному порту, воздух и влага не будут удалены полностью из VRV системы. Далее необходимо подать питание, проверить с наружного блока количество внутренних блоков системы, осуществить дозаправку системы. Современные VRV системы позволяют производить автоматическую дозаправку системы, однако в целях контроля настоятельно рекомендуется проводить расчет необходимого для дозаправки количества хладагента и в случае возникновения расхождения расчетного и фактически заправленного хладагента, необходимо выяснить причины произошедшего и их устранить. Все работы связанные с запуском компрессора в том числе и заправку хладагента необходимо выполнять после того, как на наружный блок VRV системы подано питающее напряжение и он находится под питающим напряжением не менее 6 часов, это делается для исключения возможности скапливания хладагента в компрессоре в жидкой фазе, и случае несоблюдения данного правила возможно возникновение гидроудара в момент запуска VRV системы и как следствие это вызовет поломку компрессора. Заключительным этапом наладки является пробный запуск VRV системы. Если данная процедура не выполнена то при включении система VRV выдаст ошибку U3 и системой нельзя будет пользоваться.

В заключение несколько слов о процедуре передачи готовой VRV системы заказчику. После завершения монтажных и пусконаладочных работ необходимо провести комплексное опробование системы и передать смонтированное оборудование заказчику. При этом необходимо предать заказчику, акты выполненных работ, на скрытые коммуникации акты скрытых работ, и акты о проведении комплексного испытания системы. Кроме этого необходимо предать исполнительную схему на смонтированное оборудование, все эти документы составляются в двух а иногда в трех экземплярах, один из которых должен храниться у монтажной организации выполнившей работы. Составление данных документов значительно облегчит отстаивание позиции монтажной организации в случае возникновения спорных моментов.

Наиболее высокотехнологичными и энергоэффективными системами кондиционирования воздуха являются именно системы на основе оборудования VRV и VRF. Основным отличием мультизональных систем является то, что к одному наружному блоку можно подключить множество внутренних. Монтаж VRV и VRF систем достаточно трудоемок, ведь это полностью фреоновая система и помимо мягких медных труб, монтаж которых не слишком сложен, в зависимости от мощности в ней могут быть и большие диаметры, для соединения которых требуется пайка.

Особенности монтажа VRV и VRF систем кондиционирования воздуха

В отличие от водяных системчиллер-фанкойл геде используются пластиковые трубы и фасонина, при монтаже мультизональных VRV и VRF систем требуются специальные тройники – рефнеты, основной особенностью которых является равномерное и минимальное сопротивление между ответвлениями. Если в водяных системах тройник создает достаточно большое сопротивление и в сторону врезки, то рефнеты разделяют поток на две части равномерно. При этом сопротивление такого тройника также минимально за счет плавного развода трубопроводов в стороны. Еще одной особенностью монтажа ВРВ и ВРФ систем является применение пайки, для соединения трубопроводов, это обеспечивают более надежную герметизацию системы, ведь все фреоны крайне текучи и от качества пайки зависит долгая и надежная работа системы.

Этапы монтажа мультизональных VRV и VRF систем кондиционирования

Изучение проекта системы кондиционирования и привязка его к плану

На этом этапе проводится проверка соответствия проекта существующей на месте архитектуре, ведь в проекте не всегда учтены все возможные препятствия, различные балки и всевозможные другие изменения и несоответствия чертежам. Проводится привязка мест расположения внутренних и наружных блоков, а также уточняются места стояков системы.

Монтаж фреоновых магистралей и кабелей управления систем VRV и VRF

На этом этапе прокладываются все фреоновые магистрали, соединяются рефнеты и прокладываются сигнальные кабеля и кабеля питания. Фреоновая магистраль обязательно должна быть изолирована каучуковой теплоизоляцией. Основным моментов в монтаже ВРВ и ВРФ системы кондиционирования является защита медных трубопроводов от пыли и других загрязнителей стройки. Открытые концы трубопроводов обязательно закрываются заглушками или герметизируются монтажной лентой.

Монтаж системы дренаж от внутренних блоков VRV и VRF систем

Этот этап может проводится совместно с прокладкой фреоновых магистралей, к каждому внутреннему блоку подводится трубопроводы системы удаления конденсата, трубопровод может быть из обычной водопроводной пластиковой трубы, из металлопластиковой трубы или из канализационных труб. Дренаж должен подключаться при помощи сифонов.

Монтаж внутренних и наружных блоков VRV и VRF системы кондиционирования

Основной особенностью данного этапа является то что для него все оборудование должно быть на объекте. На этом этапе проходит монтаж внутренних и наружных блоков VRV и VRF системы и их интеграция в одну систему. Сначала блок закрепляется, после чего подключаются все коммуникации - фреоновая магистраль, дренаж и все кабеля. Устанавливаются и наружные блоки, и они также обвязываются всеми коммуникациями, после того как все элементы будут соединены можно приступать к последнему этапу.

Пусконаладочные работы VRV и VRF системы кондиционирования

Это последний этап монтажных работ связанных с VRV и VRF системами кондиционирования, на нем тестируется вся система, наружный блок индексирует все внутренние блоки и проверяет связь с ними. При необходимости блоки добавляются либо корректируются вручную, затем система заправляется фреоном и проходит финальный тест работы.

Это достаточно краткий и общий перечень работ, помимо перечисленных работ есть еще множество, начиная от нескольких проверок системы на герметичность, до проливки дренажной системы и проверки работоспособности дренажной системы. VRV и VRF системы кондиционирования являются наиболее сложными и высокотехнологичными системами с точки зрения проектирования. Поэтому специалисты нашей проектно строительной организации по климатическим системам настоятельно рекомендуют пользоваться услугами специалистов, не только на этапе монтажа и пусконаладки, но в первую очередь на этапе проектирования. Сложность проектирования заключается в том что у этих систем есть ряд ограничений по длине фреоновых магистралей, ограничиваются все и расстояние от наружного до самого дальнего внутреннего блока, ограничение есть по перепаду высоты, ограничивается общая длина магистралей, перепад по высоте между внутренними блоками, ограничение по длине от рефнета до внутреннего блока и ряд других ограничений. Именно в этом заключается вся сложность проектирования систем ВРВ и ВРФ, поэтому к выбору проектной организации необходимо отнестись максимально серьезно.

Стоимость монтажа VRV и VRF систем кондиционирования воздуха

Мультизональные системы крайне индивидуальны из-за своих ограничений, поэтому стоимость монтажа также индивидуальна, для просчета стоимости необходим проект системы. Исходя из полученных данных, рассчитывается стоимость монтажных работ, наши специалисты подготовят для вас коммерческое предложение, в котором будет указана вся информация.

Даже самый большой и мощный кондиционер не способен равномерно поставлять охлажденный воздух по комнатам. Мультизональная система представляет собой систему блоков одновременно подключенных к одному центральному. Это дает возможность равномерно охлаждать помещения с большой площадью и даже в несколько этажей. Такие системы устанавливают, как в административных, общественных, так и в жилых помещениях.

Особенности конструкции системы кондиционирования

На первый взгляд мультизональная система напоминает обычную мульти-сплит-систему, но это только на первый взгляд. Многозональная система кондиционирования имеет большую производительность, что обусловлено более сложной конструкцией. Модули VRF / VRV выстраиваются по типу блочной системы, то есть в каждой комнате устанавливается отдельный блок охлаждения. Блоки идут в одной фреоновой связке - магистрали, которая состоит из нескольких трубок. Там, где происходит разветвление, производится монтаж коллекторов или рефнетов. Двухтрубная система выдает поочередное охлаждение или нагревание, а магистраль, состоящая из трех труб, дает возможность одновременно и равномерно охлаждать или нагревать воздух сразу во всех помещениях связки.

Для бесперебойной работы модуля в случае поломки, допустимо устанавливать до трех единиц наружных блоков. То есть, если один блок неисправен, тогда второй берет его работу на себя.

Управлять мультизональной системой кондиционирования VRF / VRV можно несколькими вариантами:

  • при помощи специальных программ установленных на компьютере;
  • при помощи пульта дистанционного управления, причем для каждого внутреннего модуля отдельно;
  • при помощи панели управления расположенной централизованно.

При подборе мультизонального кондиционирования нужно учитывать все характеристики устройства:

Разновидности блоков

Мультизональные системы кондиционирования, так же как и системы сплит, имеют два вида модуля, наружный и внутренний. Для модулей расположенных снаружи зданий зачастую подбирают крышную модификацию. Это обусловлено тем, что процесс эксплуатации и ремонта не требует особых усилий, привлечения альпинистов и не портит внешний вид самого здания.

Модуль располагающийся внутри помещения идентичный модулям обычного кондиционера. Они могут быть:

  • кассетного типа;
  • настенного типа;
  • потолочно - настенного типа;
  • канального типа.

Каковы различия VRV от VRF?

Изучая прайс-листы компании по продаже систем кондиционирования, всегда можно увидеть в ассортименте оба названия. Если изучить истоки производства, сразу становится понятно, в чем их отличие.

Первооткрывателем данной технологии является японская компания Daikin Industries и запатентовавшая VRV, как торговую марку. В этом названии кроется аббревиатура уникальной системы и ее разработки, включающих в себя технологические колебания хладагента. Компании, которые стали выпускать чуть позже аналогичную продукцию, в названии просто сменили последнюю букву, тем самым получилось VRF.

Благодаря высокому качеству производства, не сложного монтажа и обслуживания, продукции VRV занимает лидирующие позиции на рынке систем кондиционирования. И при выборе мультизональной системы для большого помещения, предпочитают продукцию именно этой компании.

Как проектируется мультизональная система?

При планировании работы с этим оборудованием, специалисты продумывают все поэтапно:

  • составление и проектирование согласно техническим условиям и характеристике помещения. Помимо этого учитывается возможная нагрузка, климатические условия, и вероятность максимальной нагрузки;
  • подбор наиболее подходящего внутреннего блока;
  • расчет производительности в состоянии охлаждения и возможной нагрузки;
  • подбор модуля для установки снаружи здания из расчета его мощностей, что влияет на количество модулей внутри помещения. Также подбор производится из расчета температурного режима, как на улице, так и внутри самого помещения, то есть контраст перепадов.

Для наружного модуля производится расчет по производительности, как нагревания, так и охлаждения воздуха.

Благодаря таким расчетам, специалисты наиболее точно подбирают нужную модель и места для расположения наружных и внутренних модулей.

Отрицательные и положительные стороны мультимодульных систем

Мультимодульные системы VRV и VRF широко применяются для установок в офисных зданиях, зданиях администрации, торговых центрах, банковских учреждениях. К недостаткам таких систем относится их высокая цена и стоимость самой установки, но все же положительные стороны берут верх и дороговизна становится не столь ощутимой, это:

  • легкость в эксплуатационных моментах. Каждый внутренний модуль работает не зависимо от остальных, то есть можно включать все модули отдельно, по надобности. Каждый модуль регулируется отдельно и также не зависит от остальных;
  • компания позаботилась о разнообразии модификаций блоков для внутреннего монтажа. Они отличаются между собой, как по внешнему дизайну, так и по внутренней начинке. Модули разработаны для любого вида и типа использования помещений, даже для архивов;
  • при помощи специального электронного устройства внутри модуля, можно максимально точно подобрать комфортную температуру воздуха в помещении;
  • существует режим, в котором система кондиционирования сочетается с другими системами здания, что позволяет значительно сэкономить на потреблении электроэнергии владельцу;
  • небольшой вес внутренней установки, снижает затраты рабочей силы. Установочные работы по монтажу выполняются работниками в количестве пяти человек;
  • благодаря грамотному конструированию мультисистемного кондиционирования появляется возможность объединения ее с системой вентиляции. Из таких расчетов система работает в трех режимах, это режим автоматики, полный и независимый режим и рестарт.

Все характеристики указывают на то, что система мультикондиционирования великолепно выполняют свои функции, как в общественных, так и в жилых помещениях.