Создание святейшего синода привело. Учреждение синода. Литература о Святейшем синоде

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, академий или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Священного Синода составляют 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем). В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник — митрополит Крутицкий и Коломенский — созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя.

11. Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Члены Священного Синода рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Священный Синод работает на основании повестки дня, представляемой председателем и одобряемой Священным Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, председатель заблаговременно направляет членам Священного Синода. Члены Священного Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том председателя.

13. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх Московский и всея Руси по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Священном Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Священного Синода. Временный председатель Священного Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Священного Синода материалов и составление журналов заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.

18. Каждый из членов Священного Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением своих оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решение.

19. Предложенные в повестке дня дела председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь.

20. В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Священного Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Священного Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов Священного Синода.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.

24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений.

25. В обязанности Священного Синода входит:

а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

в) поддержание единства с другими Православными Церквами;

г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением;

е) регулирование богослужебных вопросов;

ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников;

з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами;

к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами;

м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви;

н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов;

п) принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений;

р) рассмотрение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов;

с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

т) установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви;

у) утверждение постановлений высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;

ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора.

26. Священный Синод:

а) избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой;

б) вызывает архиереев для присутствия в Священном Синоде;

в) в случае необходимости, по представлению Патриарха Московского и всея Руси, рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления;

г) инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным;

д) определяет содержание архиереев.

27. Священный Синод назначает:

а) руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей;

б) ректоров духовных академий и семинарий, игуменов (игумений) и наместников монастырей;

в) архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания в дальнем зарубежье;

г) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей синодальных или иных общецерковных учреждений, подразделений Московской Патриархии;

д) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Межсоборного Присутствия.

е) Священный Синод утверждает епархиальных архиереев в должности священноархимандритов особо значимых монастырей, по их представлению.

28. Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения:

а) о решении важных богословских проблем, относящихся к внутренней и внешней деятельности Церкви;

б) о хранении текста Священного Писания, о его переводах и издании;

в) о хранении текста богослужебных книг, о его исправлении, редактировании и публикации;

г) о канонизации святых;

д) о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной потребной литературы;

е) о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности духовных учебных заведений;

ж) о миссии, катехизации и религиозном образовании;

з) о состоянии духовного просвещения;

и) о делах монастырей и монашествующих;

к) о делах милосердия и благотворительности;

л) о должном состоянии церковного зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств;

м) о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Православной Церкви;

н) об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для поддержания богослужебной традиции, благолепия и благочиния в храмах;

о) о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников;

п) о решении экономических проблем.

29. Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод:

а) утверждает положения (уставы) об их деятельности;

б) утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты;

в) выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений;

г) в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений.

30. Священный Синод одобряет общецерковный план расходов, в случае необходимости рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также соответствующие финансовые отчеты.

31. В заботе о епархиях, монастырях и духовных учебных заведениях Священный Синод:

а) образует и упраздняет Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии и епархии, определяет (изменяет) их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором;

б) принимает типовые положения о епархиальных учреждениях;

в) одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью;

г) учреждает ставропигии;

д) по представлению Учебного комитета утверждает типовые уставы и типовые учебные планы духовных учебных заведений, а также типовые программы духовных семинарий;

е) следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям;

ж) в случае необходимости проводит ревизии.

32. Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава.

Удобная навигация по статье:

История учреждения синода при Петра I

Изначально в планы Петра Первого не входило изменение веками установленного церковного порядка. Но, чем дальше первый российский император продвигался в проведении своих преобразований, тем меньше у царя оставалось желания делить свою власть с другими лицами, даже с духовенством. Остальные мотивы церковной петровской реформы правителю были безразличны.

В 1700 году после кончины патриарха Адриана, Пётр Первый решает воспользоваться случаем и упразднить патриаршество, мотивируя своё желание отсутствием среди представителей духовенства достойного кандидата на пост Великого Патриарха.

Таким образом, патриарший трон оставался пустым, а всё управление бывшей епархией Патриарха было доверено Местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Но ему царь поручил в заведование лишь дела веры.

Двадцать четвёртого января 1701 года состоялось восстановление Монастырского приказа, которому во владение отошли патриаршие хозяйства, территории, а также архиерейские дома и патриарший дом. Во главе данного приказа был поставлен Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Местоблюститель обязан был советоваться во всех важных делах с епископами. Для этого он имел право вызывать последних в Москву. При этом, результаты каждого такого совещания Местоблюститель Патриаршеского престола обязан был представлять самому государю лично. Стоит отметить, что само совещание и собрание епископов разных епархий, как и прежде, носило название Освященного Собора. Однако, данный Собор и боярин Местоблюститель всё же ограничивали власть Мусина-Пушкина в управлении русской Церковью.

С 1711 года вместо старой Боярской думы формируется новый государственный орган – Правительствующий Сенат. С этого дня, как мирские, так и духовные управления были обязаны беспрекословно выполнять приказы Сената, приравнивающиеся к царским. В этот период Сенат сам начинает строить Церкви, приказывая архиереям выбирать самим священников. Также сам Сенат определяет в монастыри игумений и игуменов.

Так продолжается до двадцать пятого января 1721 года пока царь Пётр Первый не подписывает манифест об учреждении так называемой Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Синод. Спустя месяц, четырнадцатого февраля происходит торжественное открытие этого управляющего церковью органа.

Причины церковный преобразований Петра и создания святейшего синода


Полномочия святейшего синода

В ведение нового органы царь передаёт:

  • типографскую контору;
  • канцелярию раскольнических дел;
  • приказ церковных дел;
  • монастырский приказ;
  • патриаршие приказы (дворцовый, казённый и духовный).

При этом, в Петербурге появляется так называемая Тиунская Изба или же тиунская контора, а в Москве учреждается духовная дикастерия, канцелярия раскольнических дел, приказ инквизиторских дел, а также синодальная контора и канцелярия синодального правления.

Состав высшего церковного органа управления определялся по регламенту в «дюжину правительствующих лиц», три из которых, как минимум, должны были иметь сан архиерея. В Синоде, как и в любой гражданской коллегии того времени, был один президент, пять асессоров, четыре советника и два вице-президента.

Реформа святейшего синода

В 1726 году все вышеперечисленные названия, в силу того, что они совсем не вязались с духовными санами лиц, которые заседали в Священном Синоде, были заменены такими как:

  • присутствующие в Синоде;
  • члены Синода;
  • и первоприсутствующий член Синода.

Первоприсутствующему (ранее президенту) по регламенту принадлежал голос, равный остальным членам этой коллегии. Первым первоприсутствующим стал митрополит Стефан, а вице-президентом царь назначает, входившего в его круг, Феодосия, который являлся на тот момент архиереем Александро-Невского монастыря.

В целом, по своему устройству (делопроизводству и канцелярии) Синод был подобен Сенат с его коллегиями. В нём были все те же обычаи и чины. Пётр Первый позаботился и об осуществлении неустанного надзора за работой нового церковного органа. Так, одиннадцатого мая 1722 года царским указом в Синоде назначается присутствовать новому должностному лицу – обер-прокурору.

Обер-прокурор мог остановить решения Синода, а его действия зависели только от воли государя. При этом, сама должность планировалась скорее наблюдательной, нежели действующей. До 1901 года каждый новый член Святейшего Синода был обязан приносить особую присягу.

Итоги церковных преобразований Петра I и последствия создания святейшего синода

В результате петровских церковных преобразований Церковь лишилась своей независимости и перешла в управление государства и царя. Каждое постановление Синода до 1917 года издавалось под штемпелем «Согласно указу его Императорского Величества». Стоит отметить, что церковная власть в государственных бумагах именовалась, как и другие (финансовые, военные и судебные) – «Ведомством Православного Исповедания».

Схема: место святейшего синода в органах государственной власти при Петре I

В переводе с греческого языка дословно означает "собрание". Его ввел в 1701 году царь Петр, и он просуществовал в своем неизменном виде до революционного 1917 года. Первоначально создание Синода предполагало ввести в его состав 11 членов, а именно, он должен был включать президента, 2 вице-президентов, 4 советников и, кроме того, 4 ассессоров. Сюда также входили настоятели монастырей, архиереи и высшие лица духовенства. Президент Синода назывался первенствующим членом, а остальные лица считались просто присутствующими. До каждый член этой организации получал свое звание пожизненно.

Главенствующий Святейший Синод обладал в русской православной церкви всей властью, а также вел дела по вопросам, возникающим в заграничных православных церквях. Ему подчинялись остальные существующие в то время патриархаты. Известны и такие интересные сведения: члены Правительствующего Синода назначались самим императором, который имел своего представителя, занимающего должность Обер-прокурора. Как оценивают историки, учреждение Синода в Российской империи было важным политическим шагом, поскольку эта организация являлась высшим государственным органом в административной власти церкви.

Памятная дата в истории церковной жизни произошла 25 января 1721, ведь именно тогда был образован Святейший Синод. Как же развивались в то время события? После смерти патриарха Адриана царь Петр не дал своего монаршего разрешения, чтобы созвать, как это было принято ранее, Священный собор и избрать по правилам нового главу православной церкви. Петр сам решил управлять кадровыми, а также административными вопросами церкви. Псковскому епископу он дает важное поручение - составить новый устав, который получил название Духовный Регламент. Именно на этот документ опиралась в дальнейшем в своей работе вся православная церковь страны. Царем проводится откровенная политика полного подчинения церкви своим интересам, о чем свидетельствует история.

Самодержец всея Руси решил восстановить с 1701 г. Монастырский приказ и управление церковными землями передать светскому человеку и боярину И. А. Мусину-Пушкину. Именно он начал вести имущественные дела многочисленных церквей, а также монастырей, все сборы и прибыль от которых направлялась в царскую казну. Петром высказывается мысль о том, что ранее существовавшее патриаршество было вредно для государства, а коллективное управление церковными делами пойдет на пользу всем, при этом Святейший Синод должен полностью подчиниться его власти. Самостоятельно принять данное решение было невозможно, поэтому за признанием своих преобразований обращается в Константинополь и просит признать восточным патриархом Святейший Синод. В 1723 году это было одобрено особой грамотой, что очень четко соответствовало поставленным государем целям.

Создание Синода перестроило на новый лад существовавшую церковную систему, но не по библейской, а по государственной бюрократической иерархии. Церковь с помощью Петра становилась надежным орудием пропаганды и даже сыска. По личному указу царя с 1722 года священников обязали рассказывать тайну исповеди, которую они получили от прихожан, особенно, если это относилось к государственным злодеяниям. Учреждение Синода способствовало переименованию старых наименований приказов и появлению новых: типографской конторы, приказа церковных дел, приказа инквизиторских дел и канцелярии раскольнических дел.

В 20 веке в 1943 году в период Второй мировой войны был избран постоянный Священный Синод. Он находился в Чистом переулке, в доме номер дом 5. было выделено по личному распоряжению И.Сталина. С 2011 года после капитальной реконструкции Синодальная резиденция Патриарха Московского и Всея Руси находится в Свято-Даниловом монастыре.

Глава Пятая Устава Русской Православной Церкви гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре - митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности - председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

Постоянные члены Синода по кафедрам и ex officio

    • митрополит Киевский и всея Украины
    • митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область);
    • митрополит Минский и Слуцкий , Патриарший экзарх Белоруссии;
    • митрополит Кишиневский и всея Молдовы ;
    • председатель Отдела внешних церковных связей ;
    • управляющий делами Московской патриархии.

Постоянные Члены (персональный состав) Священного Синода в настоящее время

  1. Владимир (Сабодан) - митрополит Киевский и всея Украины
  2. Ювеналий (Поярков) - митрополит Крутицкий и Коломенский
  3. Владимир (Котляров) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
  4. Филарет (Вахромеев) - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси
  5. Владимир (Кантарян) - митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
  6. Варсонофий (Судаков) - архиепископ Саранский и Мордовский, и.о. управляющего делами Московской Патриархии
  7. Иларион (Алфеев) - архиепископ Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Комиссии и отделы

Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные отделы:

  • Издательский Совет;
  • Учебный комитет;
  • Отдел катехизации и религиозного образования;
  • Отдел благотворительности и социального служения;
  • Миссионерский отдел;
  • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
  • Отдел по делам молодежи;
  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Информационный отдел.

Также при Синоде существуют следующие учреждения:

  • Патриаршая Синодальная Библейская комиссия;
  • Синодальная Богословская комиссия;
  • Синодальная комиссия по канонизации святых;
  • Синодальная богослужебная комиссия;
  • Синодальная комиссия по делам монастырей;
  • Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам;
  • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

В синодальный период ( -)

В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором ; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода .

Учреждение и функции

В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до .

Обер-прокурор Синода

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

Состав

Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

Последние годы

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев , хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов , «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“» .

Основной задачей Синода стала подготовка Всероссийского Поместного cобора.

Примечания

Литература

  1. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого . Москва, 1886.
  2. Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению . - Богословский Вестник, 1904, № 1 и 2.
  3. Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении . СПб.,1898.
  4. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность . Ч. III, гл. 35: Бюрократия в Церкви .
  5. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву . СПб., 1914.
  6. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия . Париж, 1937.
  7. И. К. Смолич

Учреждение Святейшего Синода являлось существенным преобразованием церкви и означало решительный разрыв с предыдущей системой церковного правления.

Предпосылки учреждения Синода

Существует несколько версий первопричины устранения церковного патриаршества в России. Первую выдвинул историк С.М. Соловьев. Он полагал, что на рубеже XVII — XVIII веков, в непростой для страны и кризисный для церкви период, царь делал все возможное, чтобы выдернуть государство из «болота». и частые бунты, с которыми не в силах был справиться патриарх, подвигли Петра I взять управление в свои руки и учредить Святейший Синод, духовную коллегию.


Ученый А.П. Богданов выдвинул версию противоположную, детально изучив деятельность патриарха Адриана. Он указывает на то, что во время смутицы и борьбы за власть между Софьей и молодым Петром, казна страны заметно опустела, в то время как Церковь находилась в стабильном состоянии и постоянно имела доход.

Петр I после своего восшествия на трон активно искал средства на проведение реформ и увидел их именно в Церкви. Однако патриарх не собирался мириться с вмешательством в автономное управление и писал царю множество посланий, не желая вступать в открытую конфронтацию с властью. В 1700 году патриарх Адриан умер, а на его место был приглашен архимандрит Феофан Прокопович, в котором обрел поддержку.

Учреждение Святейшего Синода

В феврале 1720 года Феофаном Прокоповичем был составлен «Духовный регламент», в котором описывались:

  • система нового церковного правления;
  • круг полномочий;
  • должности.

Таким образом, «Регламент» провозглашал создание духовной коллегии вместо единоличного правления патриарха. Документ был отдан на рассмотрение в Сенат, а уже после этого его изучили члены Священного Собора. Подписи согласия они ставили под давлением светской власти. Также в течение следующего года было собрано 87 подписей, которых хватило для принятия документа.

Зимой 1721 года Петр I издал манифест об учреждении Синода. Президентом стал митрополит Стефан, но после его смерти эта должность была упразднена. Был назначен обер-прокурор Синода, которому надлежало быть «глазами и ушами» императора. Через 2 года Святейший Синод обрел признание константинопольского патриарха Иеремии III. С согласия государя осуществлял Синод законодательную, исполнительную и судебную власти в Церкви.

Значение Святейшего Синода

Совершенно новую эпоху в жизни Церкви открыло учреждение Синода.

  • Церковь утратила свою независимость от власти почти на 200 лет
  • Коллегия могла быстро и беспрепятственно решать все дела, имея больший авторитет, нежели патриарх
  • Коллегия не была опасна государю, в отличие от патриарха
  • Прирост Православной Церкви увеличился за 2 столетия почти в 15 раз за счет деятельности миссионеров и действия церковной реформы
  • Подъем духовного образования привел к учреждению 46 семинарий, 4 духовных академий. Начался взлет церковной науки
  • Обширная административная деятельность велась по всем направлениям. Открывались новые церкви, приходы, издавались богослужебные книги и пр.