Обо Всём. О существовании евреев в Египте; откуда у евреев было золото в пустыне? Из поколения в поколение

Где живут евреи? Страна – современная родина этого народа – носит название Израиль. Появление ее на политической карте мира произошло относительно недавно - 14 мая 1948 года. Создание нового еврейского государства на территории Ближнего Востока не понравилось мусульманского миру, так как нарушило баланс сил в регионе. Израиль с первых дней своего появления оказался втянутым в многочисленные арабо-израильские конфликты. Почти полвека кровопролитных боев и постоянных терактов пережило молодое государство, перед тем как наконец утвердиться на Ближнем Востоке. Где жили евреи до 1948 года? Почему место для нового государства было выбрано именно на Ближнем Востоке, по соседству с воинственными арабскими государствами? В статье мы постараемся разобраться в этом.

Теория происхождения

Где жили евреи в древности? Откуда они берут свое начало? Этот дискуссионный вопрос не дает покоя многим. Бесспорно, евреи – один из самых древнейших народов человечества, который сумел сохранить свою национальную самобытность до сегодняшнего дня, хотя это кажется парадоксальным: на протяжении всей своей истории они подвергались различным гонениям, высылкам, геноцидам. Были в подчинении и рабстве у египтян, вавилонцев, персов, римлян, греков и др.

Где жили евреи в древности? Источников, которые бы достоверно указывали на место их происхождения, нет. Некоторые исследователи полагают, что первые представители евреев появились на Индийском полуострове. Оттуда их вытеснили племена арийцев, и они обосновались на территории Мессопотамии. Одним из косвенных подтверждений тому является тот факт, что свою национальную идентичность они получают от матери-еврейки. Другими словами, еврейское общество не считало человека своим соплеменником, если евреем был только его отец.

Эта традиция прослеживалась и у некоторых кельтов, которые, предположительно, также берут свое начало с Индийского полуострова.


Становление еврейского народа

Начало истории народа связано с именем Авраама. Исторических источников, которые объективно бы отражали эту эпоху, не существует. Библия – единственный источник, по которому можно изучать первых представителей, поэтому начальный период их истории получил название «Библейская эпоха».

Считается, что еврейская нация сложились во 2-м тыс. до н. э. на территории Древнего Ханаана. Географически это место находилось на «оживленном перекрестке» Древнего мира, соединяющем развитые цивилизации Мессопотамии, Египта, Малой Азии, Аравии и Африки. Примерно тогда же появилась письменность и началась историческая эпоха истории человечества - до этого она считается доисторической.

Где жили евреи в древности? Потомки Авраама ушли из плодородной Мессопотамии и захватили ханаанские земли. По своей ли воли они это сделали? Ответа на этот вопрос нет. Возможно, произошла мирная интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев Ханаана.

Египетская история евреев

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, их национальная идентичность сформировалась после исхода из Египта. Но как они туда попали? Внук Авраама – Иаков – привел своих пастухов-кочевников в земли Древнего Египта. Местная цивилизация была развита настолько, что появление малочисленного нового племени пастухов не вызывало ни у кого тревоги. Возможно, евреи понимали благоприятную для себя ситуацию, так как одну из величайших цивилизаций Египта в этот период захватили такие же кочевники-пастухи – гиксосы. Эти два обстоятельства и привели к развитию кочевой отсталой нации. Правление «мерзопакостных гиксосов» - такое название прослеживается в египетских источниках более позднего периода – «черная страница» в истории высококультурного Египта. Кочевники проявляли откровенную дикость и варварство. Они уничтожали многовековые уклады жизни египетского общества, разрушали религию, культуру и др. Их верными союзниками стали евреи, которые полностью пробрались во все сферы общественной жизни Египта, получили лучшие земли. Для «богоизбранного народа» создавалась идеальная среда: богатая почва, развитая цивилизация, слияние с правящей верхушкой и др. Однако все закончилось тогда, когда из Фив началось освободительное движение, которое ниспровергло гиксосов (1550 г. до н. э.).

Это отражено и в Библии с историей Иосифа, который «дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли». Хочется отметить, что сам Иосиф достиг того, что фактически стал формальным фараоном Египта: выкупил земли обычных египтян, используя «семь тощих» лет, и обложил всех жителей 20% налогом на их же землю, чего не могли придумать за тысячелетнюю историю сами фараоны.


Рабство и исход

Национально-освободительное движение сформировало новые черты египетской нации: воинствующий дух, подозрительность ко всем иноверцам, патологическая ненависть ко всему пастушечьему и др. Ситуацию усугубляло то, что благоприятные условия и отсутствие налогов для самих евреев значительно увеличивают их численность. Это начинает угрожать коренному населению: «Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Из привилегированного народа они начали превращаться в рабов. Хотя сама Библия дает понять, что их просто заставили физически трудиться, как и всех: «делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой». К этому они были не приучены, да и не желали привыкать спустя даже два века. Так продолжалось 210 лет, до того момента, пока они снова не сбежали на другую территорию. "Исход" из Египта произошел в 14-м веке до н. э. и связан с именем Моисея. По одной из версий, он был сыном Рамзеса Великого, по другой – его внуком, а еврейская традиция и вовсе приписывает его к «своим», которого чудом спасла придворная служанка и поселила во дворце.

Если проанализировать единственный источник, который есть, – Библию, и сопоставить факты, то можно сделать вывод, что исход, скорее, был бегством с награбленными богатствами. «Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберёте египтян». Возможно, поэтому власти и отправились в погоню за «несчастными» не с целью их вернуть, а забрать награбленные драгоценности, так как египтяне поздно сообразили, что массово были обмануты.

Странное скитание

После Египта Моисей водил по пустыне свой народ 40 лет. Почему так долго? Переход по Синаю занимает не более одного месяца. Многие исследователи и публицисты считают, что Моисей целенаправленно это делал: 40 лет – достаточный период для полной смены поколения. Пастырю было просто необходимо, чтобы его народ полностью забыл рабские корни. Параллельно прививался культ ростовщичества и денег. По Библии Моисей жестоко рассправился с теми, кто участвовал в сожжении золотого тельца, возведенного из награбленного египетского золота. Здесь непонятно и следующее: почему золото сгорело в пепел, а не расплавилось? Скорее всего, пастыри таким образом решили сами обобрать народ, который до этого обобрал египтян. Если это так, то это первый случай в истории присвоения богатств целой страны путем обмана небольшой группой из числа элиты. Возможно, на эти деньги и появляется «манна небесная» - скоропортящийся продукт, который «Бог забирал у жадных».

Где жили евреи после Египта?


Возможно, что и сам Моисей считал себя рабским родом, поэтому пал жертвой своей идеологии. Он умирает прямо перед стенами Ханаана – страны, простирающейся на запад и северо-запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иорадана до берега Средиземного моря. Власть передается Иисусу Навину. Здесь евреи снова завоевывают ханаанские княжества, как и ранее, до вступления в Египет их далеких предков. На этой земле образуется Израиль. Начинается эпоха царств. В эту эпоху и появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и др. Именно здесь, на территории Ближнего Востока, надолго оседают евреи.

Постоянная борьба

Земля обетованная постоянно оказывается под ударами. С VIII века до н. э. она оказывается под властью Ассирии, затем Вавилона (586-539 гг. до н. э.), который разрушает знаменитый храм Соломона, затем персидской державы Ахеменидов (539-331 гг. до н. э.), Македонии (332-312 гг. до н. э.). После распада империи Александра Македонского евреи входят в государства Птолемеев и Селевкидов. И все это время евреи постоянно пытались бороться с захватчиками. Например, в результате восстания Маккавеев некоторое время в Иудее правила еврейская династия Хасмонев.

Затем эта земля сталла вассалом Рима. Но с непокорными евреями римляне справиться не могли. Было принято решение полностью выгнать их из этой территории, а саму Иудею переименовать в Сирию Палестинскую, чтобы стереть всю память о них. Это произошло в 135 году.

Расселение евреев


Где живут евреи в мире? После того как римляне вновь отправили скитаться «богоизбранный народ», они расселились практически по всей территории мира. Не было ни одной страны, где бы они не жили. Их появление сопровождалось постоянными антисемитскими настроениями. Причина в том, что многие евреи начинали заниматься привычным делом – ростовщичеством. В погоне за прибылью некоторые из них применяли самые гнусные методы: спекуляцию на голоде, искусственное создание дефицита, инфляции, скупка краденого и др. В Речи Посполитой они и вовсе откупили все православные храмы с подачи католических властей и начали взимать плату за обряды. За гнусные деяния отдельных его представителей приходилось страдать ни в чем не повинным евреям.


Где жили евреи в России

Русское самодержавие строго контролировало еврейский народ. В «отсталой» России капитализм не наступал, поэтому их к нам не тянуло. Их появление произошло по воле случайности: в ходе раздела Речи Посполитой наша страна забрала себе не только польские земли, но и огромное количество представителей сынов израилевых. Самодержавие поощряло ассимиляцию евреев: давало им льготы, выдавало землю, однако основную их массу держали за чертой оседлости и не позволяли им распространиться по всей империи. Так было до революции 1917 года.

Сталин и евреи


Где живут евреи в России? Благодаря И. Сталину их отправили подальше от остальной России: на север Дальнего Востока, в пустынные земли. Сегодня это Еврейский автономный округ с центром в городе Биробиджане. Сталин боролся с партией Троцкого, в которой евреи прочно укрепили свои позиции. Выявлять их не было ни сил, ни желания, поэтому решено было всех отправить подальше от столицы.


Итоги

Итак, мы ответили на вопрос: где живут евреи, в какой стране сегодня находится их родина. Кратко осветили историю расселения этого народа. Надеемся, что статья окажется полезной.

5 , 19:18

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, государство.

Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.

Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.

Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.

Почему евреи есть, а других — нет

Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Как выглядят евреи

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением — медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения.

Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.

Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках
На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой.

В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты.

После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

10 неожиданных евреев

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти — тоже да, ты знал?

Как стать евреем

В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем — как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр — дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь — быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат — присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем.

Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» — так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.

Правда ли, что евреи презирают гоев

А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они — избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев.

Но быть любимцем еврейского Бога — занятие само-убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея — по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, — это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.

10 ошибочных представлений о евреях

Евреем может быть только тот, кто рожден еврейкой.
Нет, люди, прошедшие гиюр (смотри об этом в статье), считаются стопроцентными евреями вне зависимости от своей генетики. Теоретически евреем может стать даже марсианин, если у него найдется часть тела, подходящая для религиозного обрезания.

Больше всего евреев живет в Израиле.

Больше всего евреев — 6,5 миллиона — живет в США. В Израиле их чуть больше пяти миллионов.

Евреи распяли Христа.

Нет, согласно всем Евангелиям Христа распяли римляне, а евреи-фарисеи лишь донесли на него и потом не помешали казни.

У евреев самые большие носы в мире.

Согласно Книге рекордов Гиннесса, самый длинный нос в мире — 88 мм — принадлежит турку Мехмету Озюрку. Второй претендент на этот рекорд тоже житель Турции.

Евреи жадные.

Не более, чем прочие нации. Но евреям долгое время было позволено то, что запрещалось по религиозным соображениям христианам и мусульманам, — давать деньги в долг под проценты. Поэтому они стояли у истоков банковского бизнеса в большинстве регионов мира.

В России так много евреев, потому что их тут всегда хорошо принимали.
Нет, въезд иудеев в Россию был крайне затруднен и чаще всего невозможен еще со времен Ивана Грозного. Евреи оказывались здесь потому, что Россия завоевывала территории, на которых они традиционно жили, — прежде всего Кавказ и Польшу. Евреи, не отказавшиеся от своей религии, практически до самой революции были поражены в правах: им запрещалось свободно передвигаться, владеть некоторыми видами недвижимости, жить в большинстве городов и т. д.

Идиш — это еврейский язык.

Идиш — это всего лишь диалектная форма немецкого языка, на которой говорили евреи-ашкеназы. А еврейских языков два: арамейский и иврит. Они оба очень древние и очень похожи.

У евреек большая грудь.

Согласно исследованиям Wonderbra, проведенным в 2004 году, пальму первенства по потреблению лифчиков с чашечками D+ уверенно держат жительницы Великобритании. Израиль и рядом не стоял.

Все евреи картавят.

Картавили некогда — и по той же причине, по которой картавило русское дворянство. У евреев родным был идиш — с гортанным «р». Русское дворянство болтало в детской на французском, тоже имеющем сложные отношения с этой буквой. Но если еврей (или дворянин) рос в русскоязычной среде с традиционным произношением, никаких проблем с «р» у него нет.

Евреи пьют кровь христианских младенцев и делают из нее мацу .

Кровь у иудеев, как и у мусульман, совершенно запретная для употребления в пищу субстанция, кому бы она ни принадлежала. Поэтому религиозный еврей навеки лишен счастья отобедать кровяной колбасой или мацой с кровью христианского младенца.

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1895

О существовании евреев в Египте; откуда у евреев было золото в пустыне?

Александр Ращупкин , Новосибирск, Россия
10/06/2005

Христос Воскресе, отец Олег.

В Ветхом Завете сказано, что евреи в Египте размножились и были там рабами. Потом они под руководством Моисея бежали из Египта. Пока Моисей на горе писал скрижали, они сделали из золота истуканы и молились ему.
Вопросы:
1) Если евреи были рабами, то почему они размножились? Ведь в России мы, русские, вроде не рабы, а вымираем более 1 миллиона в год.
2) Откуда у рабов было золото для изготовления истуканов?

Ответ отца Олега Моленко:

Александр, надо точно воспроизводить содержание Писания.

Моисей не писал скрижалей, а получил их написанными от Бога.

1) Вопрос поставлен не в той последовательности событий, которые указаны в Писании.

Сперва евреи не были рабами. Они пришли в Египет свободными пастухами и не только сохраняли этот статус, но и получили в удел землю Гесем и управление скотом фараона. В то время как египтяне страдали от продолжительного голода, евреи под попечительством Иосифа Прекрасного были обезпечены всем.

Быт.47:
" 4 И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.
5 И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;
6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих ; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.
...
11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес , как повелел фараон.
12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства ".

Таким образом, условия у евреев были много лучше, чем у простых египтян. Не удивительно, что евреи значительно размножились.

Почти все египтяне вынуждены были из-за сильного голода и нужды в пропитании отдать фараону все свои сбережения (серебро), продать свои земли и скот, затем самих себя и стать рабами фараону. Быт.47,21: "И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого". Сделал это святой Иосиф Прекрасный.

Евреи оставались свободными. Быт.47,27: "И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились " .

Иосиф, обезпечивший евреям 110 лет благополучной жизни, умер. Быт.50,22...26: "И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет ... И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте".

На смену пришел фараон, который не знал Иосифа. Он испугался того, что пришлые евреи весьма размножились, продолжают размножаться и имеют независимость от него. Он боялся, что при таком ходе дел евреи захватят власть в Египте. Смущала фараона и чуждая вера евреев. Для борьбы с этими "угрозами" фараон принял меры: заставил евреев быть в подчинении (трудовом и социальном рабстве, безправии и унижении) и приказал повивальным бабкам (женщинам, принимающим роды у евреев) убивать всех младенцев мужского пола. Бабки отказались это делать, тогда фараон повелел египтянам бросать новорожденных еврейских младенцев мужского пола в реку.

Исх.1:
" 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та .
8 И восстал в Египте новый царь , который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас ;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался ; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].
11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами . И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь].
12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых.
13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью
.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.
18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.
20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался .
21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.
22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых ".

Поскольку евреи терпели это за истинную веру и послушание Богу, приведшее их в Египет, то Бог выводит их из плена египетского, а египтян казнит 10-ю казнями и уничтожает (потопляет) все походное войско фараона.

К сожалению, качество большинства еврейского народа не соответствовало их званию народа Божьего. В сытой и привольной египетской жизни евреи духовно одичали, расслабились и лишь формально прилежали к вере отцов. Это их состояние сказалось в период сорокалетнего странствия по пустыне. Народ с такими дурными навыками, жестоковыйностью, златолюбием и склонностью к предательству своего Бога и веры не мог войти в обетованную Богом землю и был весь уничтожен в пустыне.

2) Это обезпечил евреям Господь Бог:

Исх.3:
" 21 И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками :
22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян ".

Исх.11:
" 1 И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда;
2 внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд] ".

Исх.12:
" 35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд .
36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян ".