Как выбрать мотоблок недорогой и надежный? Профессиональные советы. Как выбрать недорогой и надежный мотоблок На что обратить внимание при покупке культиватора

В первую очередь, при покупке мотокультиватора, обратите внимание на мощность . Здесь не нужно руководствоваться правилом «чем мощнее, тем лучше», выбор стоит делать исходя из площади обрабатываемого участка. Примерный расчет мощности следующий:

  • Участок до 15 соток - 3,5 л.с.
  • 15-60 соток - 4 л.с.
  • от 60 соток до 1 гектара - 5 л.с.
  • 1-2 гектара - 6 л.с.
  • 1-5 гектаров - 9 л.с.

Конечно, можно купить технику с запасом мощности, но вы рискуете напрасно потратить деньги, если ресурс не будет использован в полной мере.

Второй очень важный фактор, влияющий на выбор мотоблока - ширина захвата , то есть какой участок земли машина может обработать за один захват. Этот параметр, также как и мощность, нужно выбирать в зависимости от площади обрабатываемой земли. При выборе можете руководствоваться вот этими примерными расчетами:

  • Участок до 20 соток - ширина захвата до 60 см
  • 20-60 соток - 80 см
  • от 60 соток до 1 гектара - 90 см
  • 1-4 гектара - 100см

Помните, что от этого параметра зависит производительность. В этом можно убедиться на одном простом примере. Если Вы, решив сэкономить, купите для обработки участка в 1 гектар самый легкий и дешевый мотоблок с шириной захвата 36 см (то есть, фактически 33 см, т.к. фреза работает с перекрытием в 3 см), Вам придется делать 303 прохода мотоблоком, а это 30,3 км. Согласитесь, не очень радужная перспектива - понадобится очень много времени. В общем, выбирая мотоблок, обязательно учитывайте площадь участка.

Типы мотоблков

Теперь отдельно рассмотрим существующие в продаже типы мотоблоков. Их условно можно разделить на сверхлегкие, легкие, средние и тяжелые.

1. Сверхлегкие мотоблоки . Имеют вес до 20 кг, их мощность - до 3 л.с. Они прекрасно подойдут для небольших дачных участков до 20 соток. Благодаря компактным размерам и небольшому весу ими легко управлять - можно без проблем маневрировать на участке. Транспортировка и хранение также не доставят хлопот.

Ширина захвата у этих агрегатов небольшая - от 25 до 30 см, это позволяет вспахивать даже узкие борозды и обрабатывать землю в труднодоступных местах. Глубина захвата составляет примерно 8 см, это значит, что мотоблоки этого типа предпочтительнее использовать для предварительной обработки.

Как правило, сверхлегкие мотоблоки оснащаются крючкообразной фрезой, которая позволяет эффективно выкапывать неукоренившиеся сорняки.

Эти агрегаты прекрасно подойдут для обработки клумб и грядок, они также могут использоваться для работ в теплице.

2.
Легкие мотоблоки . Их вес составляет до 40 кг, мощность варьируется от 2,5 до 4,5 л.с. Ширина захвата таких мотокультиваторов - 50-90 см, фреза проникает на глубину 15-18 см. Мотоблоки легкого класса оснащаются четырехтактным двигателем, благодаря чему достигается высокий КПД.

Легкие модели могут иметь разное количество оборотов фрезы и, соответственно, разные возможности. Мотоблоки с показателем 100-130 об/мин предпочтительно использовать для культивации на «штык лопаты». Модели с 150-180 об/мин применяются для вспашки почвы толщиной от 5 до 10 см. Для обработки почвы перед посевом лучше использовать мотоблоки 180-200 об/мин. Для борьбы с сорняками рекомендуются мотокультиваторы с 200-200 об/мин. Профессиональные модели имеют 320-350 об/мин.

Кроме того, легкие мотоблоки могут использоваться для окучивания почвы и нарезки борозд.

3.
Средние мотоблоки . Масса таких агрегатов - 60-100 кг. Благодаря большому весу значительно уменьшается вибрация при работе, а также обеспечивается возможность глубоко рыхлить почву.

Этот класс машин обладает мощностью до 7 л.с. Большинство моделей оснащены трансмиссией, как правило, с одной задней скоростью и двумя передними. Наличие этой функции обеспечивает удобство передвижения и повышает маневренность.

Мотоблоки средней тяжести обладают большей функциональностью - к ним можно подобрать различное навесное оборудование для выполнения различных видов работ (окучивание, боронование, выкапывание корнеплодов и т.д.).

4.
Тяжелые мотоблоки . Профессиональные машины, используемые фермерами и коммунальными службами. Их мощность достигает 16 л.с., а вес более 100 кг. Могут выполнять функции мини-трактора - уборка снега или сена. На них также можно перевозить грузы. «Тяжеловесы» имеют обширную комплектующую базу - навесное оборудование для них представлено в очень широком ассортименте.

Теперь рассмотрим навесное оборудование для мотоблока.

Основная его функция - поднятие залежавшегося слоя почвы. Плуг для мотоблока необходимо использовать в случае, если земля давно не обрабатывалась. Это приспособление поднимает слой земли, образуя большие комья, поэтому после обработки плугом необходимо культивировать почву. Обратите внимание, что во время работы плуг должен углубляться в землю, это важный показатель качества.

По сути, это V-образный плуг. Помимо окучивания, используется для нарезания борозд. Существует три типа окучников - с фиксированной шириной захвата, с переменной шириной захвата и дисковый.

Это навесное оборудование для мотоблока значительно упрощает сбор картофеля, не повреждая при этом клубни. Принцип работы картофелекопателя следующий: приспособление поднимает куски почвы, она осыпается, и картофель отделяется.

Используется для среза травы. Есть два типа косилок: роторные и ножевые. Первые обладают большей производительностью, но они менее безопасны в использовании. Вторые более маневренны и могут использоваться даже между грядок.

Это приспособление необходимо для того, чтобы лучше обеспечить почву влагой и кислородом. Принцип здесь следующий: в земле прокалывается много небольших отверстий - это способствует насыщению почвы кислородом, удобрением и влагой даже на глубоких слоях, у корней растений.

Роторная щетка

Позволяет использовать мотоблок в качестве машины для уборки снега или мелкого мусора.

Бульдозерный нож

Позволяет убирать снег, землю или же перемещать насыпи небольших размеров. Действует по принципу бульдозера.

Позволяют обеспечить хорошее сцепление с грунтом. Зачастую используются для машин небольшой мощности.

Используется для перевозки грузов весом, как правило, от 250 до 550 килограмм (грузоподъемность зависит от модели). Для удобства оператора тележка оснащается сиденьем.

Обратите внимание, что навесное оборудование необходимо подбирать к каждой конкретной модели мотоблока. Перед покупкой убедитесь, что приспособление возможно установить на Вашу модель.

Видео

Загородная жизнь прельщает многих, кроме чистого воздуха, еще и возможностью получить в свое распоряжение земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако, качественная обработка земли – это всегда очень нелегкий труд, связанный с немалыми физическими усилиями. Орудуя только «верными помощниками»: лопатой, граблями, мотыгой, добиться серьезных результатов, особенно если участок размером все-таки не с «носовой платок» - чрезвычайно сложно. Тем более что современный человек еще и научился ценить время – отдавать весь световой день без остатка только работам на огороде нравится уже далеко не каждому.

Что делать? Загонять время от времени за отдельную плату на свой участок настоящую тяжелую сельхозтехнику бывает невыгодно экономически, а нередко – и вовсе невозможно. Но выход есть – в обработке земли поможет мотоблок.

Появление и широкое распространение подобных механизмов, без особого преувеличения, можно назвать своеобразной революцией в индивидуальной сельскохозяйственной деятельности. Но чтобы техника не подвела, полностью оправдала вложенные в нее средства, ее нужно правильно выбирать. Поэтому есть смыл осветить вопрос - какой лучше мотоблок приобрести для конкретных условий эксплуатации.

Прежде всего – что же подразумевается под понятием «мотоблок».

Это – самоходная сельскохозяйственная машина на одноосном шасси, оснащенная механическим приводом, который создаёт тягловое и рабочее усилие. На мотоблоке устанавливается оборудование пассивного (работающего только от перемещения) или активного (подразумевающего вращение рабочего механизма) типа различной функциональности. Количество возможных агротехнических функций зависит от класса мотоблока и степени его оснащённости.

Цены на популярные мотоблоки

Одним словом, его можно с некоторой долей условности считать мини-трактором, позволяющим выполнять сельскохозяйственные работы в тех условиях , когда применение крупной техники нерентабельно, непродуктивно или вовсе невозможно.

Рабочее или тягловое усилие создается на мотоблоке с помощью установленного двигателя.

  • Не имеют особо широкого распространения, но все же представлены в продаже мотоблоки с электрическим двигателем. Их точнее будет назвать культиваторами, так как функциональные возможности их невелики, ограничиваются поверхностной обработкой почвы и борьбой с сорняками. Тем не менее, для небольших участков , расположенных в непосредственной близости от дома, они вполне пригодны. Тем более без них трудно обойтись тем, кто занимается тепличным хозяйством. Использовать в закрытом помещении мотоблок с двигателем внутреннего сгорания, то есть с выхлопом продуктов сгорания топлива – все же далеко не самый разумный вариант.

Естественно, для работы с такой техникой необходимо предусматривать наличие подключения к электросети. Тянущийся вслед за агрегатом сетевой шнур преподносит массу неудобств работнику, тем более что «соседствует» с острыми вращающимися фрезами. Этот недостаток устранён в моделях электрических культиваторов, оснащенных двигателем, работающим от аккумулятора.

Нет слов - очень удобно. Однако, функциональность невысока, ограничивается лишь поверхностной обработкой почвы в совсем небольшой полосе. И длительность работы от одной зарядки весьма ограничена – обычно не превышает часа. То есть в роли серьезной агротехнической машины рассматривать такие агрегаты все же не стоит.

  • Самыми распространенными и востребованными потребителями являются мотоблоки с бензиновыми двигателями.

На легкой технике такого предназначения чаще устанавливаются двухтактные двигатели, требующие особой подготовки топлива (смешивания в определённой пропорции с моторным маслом).

Достоинствами двухтактных двигателей можно считать их компактность, простоту устройства, неприхотливость. Но на длительную серьезную нагрузку они все же не рассчитаны. Это предопределяет ограниченность функций мотоблоков с подобным приводом.

Четырехтактные находят применение в мотоблоках среднего и тяжелого класса, допускающих использование навесного оборудования, требующего отбора мощности. Более сложное устройство, отдельная система смазки, значительно более высокая цена. Но зато - и возможность развития немалых усилий, уже совсем другие показатели по допустимой длительности и разнообразию выполняемых операций.

Именно мотоблоки с бензиновым четырехтактным двигателем можно назвать наиболее популярными среди владельцев земельных участков.

К общим достоинствам всех бензиновых двигателей можно отнести неприхотливость в работе при любых погодных условиях, в том числе – и при отрицательных температурах воздуха.

  • Наиболее мощными, и в то же время – демонстрирующими наивысшие показатели экономичности в работе являются мотоблоки с установленными на них дизельными двигателями .

Такая техника отличается очень впечатляющими показателями моторесурса. Никакой другой мотоблок не сравнится с дизельным по экономичности расхода топлива, то есть по произведенной работе, пересчитанной на единицу энергоносителя.

Уникальной способностью дизельных двигателей является возможность устойчивой работы на малых оборотах с развитием большого тяглового усилия, что особо важно при обработке «тяжелых » грунтов. Как правило, такие мотоблоки являются монофункциональными машинами с системой отбора мощности и возможностью установки разнообразного оборудования самого разного назначения .

Недостатками дизельных приводов является сложность в обслуживании, которое требует исключительно квалифицированного подхода. Известная проблема дизелей – сложность запуска при отрицательных температурах. Но главное , что ограничивает их широкое распространение - это высокая стоимость. То есть приобретение такого мотоблока должно быть полностью оправдано экономически, и будет иметь смысл при постоянной обработке крупных участков земли. По сути, подобные агрегаты уже вполне можно отнести к мини-тракторам.

Условная классификация мотоблоков по предназначению

Ассортимент предлагаемых потребителям мотоблоков – очень широк. Разнообразие прослеживается во всем – габаритах, массе, мощности и типу двигателя, наличия имеющихся функций и возможностей их расширения, стоимости, и т.п . И если владельцы земельного участка пришли к мысли о необходимости приобретения подобной техники, то необходимо уже заранее довольно четко очертить планируемый круг ее «обязанностей».

Существует условное подразделение мотоблоков на несколько классов, предопределяющих сферу их применения.

  • «Нижнюю ступень» занимают сверхлёгкие мотоблоки. Хотя, конечно, по эксплуатационным возможностям их правильнее будет отнести лишь к мотокультиваторам, так как само понятие «блок» подразумевает наличие широкого функционала .

Такие машины обычно не превышают по массе 15÷20 кг, оснащаются двухтактными двигателями мощностью до 3 лошадиных сил. Обычное для них «вооружение» - это фрезы для неглубокой (не более 80÷100 мм) поверхностной обработки грунта – рыхление, прополка сорняков. Фрезы устанавливаются соосно с колесами . Впрочем, у очень многих моделей такого класса колесный ход и вовсе не предусмотрен. Переключения скоростей, как правило, нет, то есть они работают в одном режиме.

Ширина обработки такими культиваторами составляет порядка 200÷300 мм, что позволяет хорошо орудовать между грядками.

Подобные агрегаты - довольно компактны, что позволяет даже перевозить их в общественном транспорте, то есть брать с собой на загородный участок по мере необходимости. Цены - в доступном диапазоне, но и моторесурс не отличается длительностью. То есть неплохой помощник для огородника-любителя, но ждать от него каких-либо чудес или реальной помощи, например, при весенней вспашке – не следует.

  • Легкие мотокультиваторы обладают массой до 40 килограмм, а мощность их бензинового привода уже может доходить до 4 лошадиных сил.

Функциональность у таких агрегатов тоже не особо выдающаяся. Тем не менее глубина обработки грунта уже может доходить до 150 мм, а ширина за один проход – от 400 до 600 мм. На мягких почвах это позволяет даже проводить вскапывание перед весенней посадкой овощных культур, эффективно и без предложения больших усилий бороться с сорняками. То есть подобный культиватор уже становится весьма действенным помощником на ухоженном участке площадью в несколько соток.

Нередко агрегаты такого класса уже имеют колесный ход, что позволяет в ряде случаев применять и прицепное оборудование. Например, это может быть окучник или небольшой лемех для нарезки борозд.

В легких мотоблоках уже может предусматриваться наличие нескольких передач, правда, реверса (заднего хода), как правило, нет. Это компенсируется наличием передней рукоятки, позволяющей работнику переместить культиватор назад, если в этом возникла необходимость.

Моторесурс двигателей невелик – обычно в пределах 300 часов. Впрочем, двухтактные бензиновые двигатели довольно легко поддаются ремонту с заменой основных деталей. Более слабым местом можно считать редуктор. У многих моделей он имеет неразборную конструкцию с подшипниками скольжения, и большой нагрузки долго не выдерживает. В этом плане лучше себя показывают разборные редукторы, которые позволяют проводить регулярное обслуживание – смазывание подшипников качения, замену пыльников и сальников. Долговечность таких агрегатов может быть ощутимо больше – в три-четыре раза.

Но все равно такую технику сложно рассматривать в качестве серьезного подспорья тем, кто или профессионально занимается сельским хозяйством, или отдает работе на участке большую часть своего свободного времени.

  • Мотоблоки среднего класса уже можно рассматривать как вполне функциональную технику, способную к выполнению множества агротехнических операций. Масса таких машин составляет до 100 кг, а мощность привода (чаще всего – бензинового, хотя встречаются и дизельные модели) – доходит до 6÷7 лошадиных сил.

Благодаря немалой массе и солидной мощности привода, фрезы таких мотоблоков способны провести обработку грунта на глубину 250÷300 мм, за один заход захватывая полосу в 800÷900 мм. Вибрация при работе уже не столь чувствительная, как у машин лёгкого класса. Естественно, куда надежнее у них и силовая передача – редуктор.

Чаще всего такие мотоблоки имеют уже несколько скоростей для перемещения вперед и задний ход. Наличие мощной рамы и пневматических колёс с характерным тракторным протектором позволяет выполнять работы по рыхлому грунту, использовать прицепное пассивное оборудование – плуг, окучник, картофелекопалку, борону, и т.п . В большинстве моделей предусмотрен дополнительный редукторный механизм отбора мощности (чаще всего — через ременную передачу). Это дает возможность применять некоторые типы съёмного оборудования, для работы которого требуется крутящий момент – например, сеялки, косилки и т.п .

Такие мотоблоки вполне подойдут для тех хозяев, кто всерьез занимается сельскохозяйственными работами на вполне приличных участках в несколько десятков соток.

  • Тяжелые мотоблоки по своей функциональности уже можно всерьез рассматривать как профессиональную технику, своеобразные мини-трактора, способные выполнять большой объем работ в течение продолжительного времени.

Масса таких агрегатов превышает 100 кг, что имеет определяющее значение для сельскохозяйственной техники. Естественна, такие весовые характеристики требуют и соответствующего привода. Так, мощность двигателей внутреннего сгорания (дизельных или четырёхтактных бензиновых) составляет не менее 8÷10, а иногда доходить до 16 и более лошадиных сил. Полоса одного прохода при вспашке или культивации может превышать 1000 мм.

Мощная рама мотоблока всегда оснащается надёжным прицепным устройством. Это дает возможность применять тяжелые прицепные механизмы для глубокой обработки земли – лемеховые или дисковые плуги, бороны, картофелекопалки. Использование специальной тележки позволяет превращать мотоблок в транспортное средство для перевозки вполне солидных грузов.

Высокая мощность привода наряду сочетается с наличием нескольких скоростей переднего и заднего хода. Это позволяет выбрать наиболее экономичный и производительный режим работы, в зависимости о состояния грунта и от выполняемой операции. Обязательное наличие коробки отбора мощности обеспечивает универсальность мотоблока, которой может использоваться, помимо чисто сельскохозяйственных функций, в качестве подметальной машины, мотопомпы, опрыскивателя, снегоуборщика с отвальным ковшом или роторным механизмом, садового измельчителя и даже дровокола.

Единственным условным недостатком тяжелых мотоблоков является высокая стоимость. Приобретение будет оправдано в том случае, если обработка земли является основным занятием хозяев и производится на довольно большой площади – от гектара и более. Но на таких площадях достичь чего-либо серьезного вручную – просто нереально, так что без подобной техники - не обойтись. Кроме того, широко применяются такие машины и в коммунальных службах.

Критерии выбора мотоблока для индивидуального использования.

При выборе мотоблока будущий владелец должен уметь оценивать свое приобретение, руководствуясь определенными критериями.

  • Понятно, что для начала следует определиться с классом мотоблока:

Если предполагается обработка совсем небольшого участка прямо около дома или на даче, порядка нескольких соток, то нет смысла приобретать дорогостоящий мощный агрегат. Вполне будет достаточно сверхлёгкой модели с шириной обработки до 300 мм мощностью в пару «лошадей» Это позволит без труда маневрировать между грядками, проводя поверхностную культивацию грунта или прополку. А весеннее или осеннее перекапывание небольшого участка можно выполнить и вручную. Наличие нескольких скоростей – не требуется.

Для участков площадью до 20 соток уже будет целесообразнее приобрести легкий культиватор, способный за проход обработать полосу до 600 мм, мощностью до 3÷3,5 лошадиных сил.

Территория до 60 соток потребует уже мотоблока с более высокими возможностями – это порядка 4 л.с . мощности и 800 мм полосы обработки. Таким агрегатам уже свойственно наличие нескольких скоростей при перемещении в прямом направлении и заднего хода.

Для обработки земельного участка площадью до гектара бывает достаточно мотоблока среднего класса, мощностью до 6÷7 л.с ., и шириной обработки до 900 мм. Недостаточность веса при работе на рыхлом грунте или при необходимости глубокой вспашки может компенсироваться установкой металлических колес с грунтозацепами или использованием специальных утяжелителей.

Наконец, при профессиональной обработке земли на площади более гектара сложно будет обойтись без действительно тяжёлого мотоблока – мини-трактора.

  • Рабочий объем двигателя, безусловно, напрямую связан с его мощностью и с развиваемым усилием на используемые орудия обработки. В продаже встречаются модели с объемом от 50 до 450 см³. и передаваемое усилие растет с ростом объема . Так, двигатели со 130 «кубиками» могут создавать усилие крутящего момента около 6 Нм, а если двигатель имеет объем порядка 300 см³, то это усилие возрастает уже до 20 Нм, что является очень существенным значением, позволяющим проводить обработку плотных грунтов на большой площади.
  • Система пуска двигателя. в мотоблоках лёгкого класса обычно – без вариантов, то есть ручной стартер с вытяжным тросиком. У агрегатов среднего и тяжелого классов нередко устанавливается электрический стартер с пусковой клавишей на рукоятке управления. Удобно, безусловно, особенно при необходимости частых остановок в работе., и особенно необходимо для дизельных двигателей.

Но наличие электрического стартера предполагает и наличие заряженного аккумулятор, а нередко – еще и генератора для подзарядки. Все это и усложняет конструкцию, и делает ее более дорогой. Впрочем, есть модели с ручным стартером, в которых опционально предусмотрена установка и электрического, так что можно взять, как говорится, «на будущее».

  • Важным параметром выбора является тип трансмиссии, то есть механизма передачи вращательного момента от двигателя на рабочие органы мотоблока.

— На агрегатах легкого класса чаще всего применяется зубчато-червячная схема. По сути, это два объединенных редуктора, с верней передачей вращения от двигателя – зубчатой, а нижней, нафрезы или колеса – червячной. Система сцепления, как правило, выполнена по принципу центробежной муфты, срабатывающей при повышении оборотов двигателя, то есть, по сути – ничем другим не управляемая .

— Мотоблоки среднего класса обычно оснащаются ременными, зубчатыми или цепными передачами (возможны их комбинации). Схема довольно надежная и производительная, доступная для регулировки, профилактических работ и ремонта. Система сцепления может представлять собой ременную передачу с прижимным роликом.

— Наконец, для тяжелых мотоблоков применяется либо цепная, либо даже чисто шестереночная система передач, способная выдерживать максимальные усилия вращающего момента. А система сцепления часто практически полностью аналогичная автомобильной – то есть с выжимной муфтой и дисками.

При любом раскладе оптимальным будет выбор такой трансмиссии, которая поддается ремонту. Неразборные редукторы, которые ставятся на некоторые модели, надёжностью, увы, не отличаются, и могут стать немалой проблемой и лишней потерей немалых денег.

  • Если мотоблок приобретается «с прицелом» на использование навесного активного оборудования, то следует обратить особое внимание на систему отбора мощности. По сути, встречаются две основных разновидности.

— Отбор мощности осуществляется через специальный шкив, на котором имеется свободный выделенный ручеек для установки ременной передачи.

— Более совершенной и безопасной в эксплуатации считается система отбора мощности через вал редуктора.

Естественно, все наверное оборудование должного соответствовать системе передачи. То есть иметьили «ответный» шкив ременной передачи, или систему соединения с валом, напрямую или через кардан.

Кстати, диаметр вала тоже очень важен. Так, выпускаются модели как самих мотоблоков, так и навесного оборудования под диаметры 25 и 30 мм.

  • Приобретение навесного оборудования – это отдельная «песня», и производится уже в соответствии с планируемыми агротехническими или общехозяйственными операциями. Но если на этот счет уже есть определенные задумки, то при выборе мотоблока следует сразу же уточнить, есть ли возможность применения с ним соответствующих агрегатов.
  • Стоит обратить внимание на диаметр и толщину протекторов колес . Особое значение это будет иметь, если работы планируется вести по рыхлому грунту. Чем шире колеса , тем меньше будет «самозакапыватсья » в землю сам агрегат. Никогда не лишним станет наличие в запасе пары металлических колес с грунтозацепами.
  • Следует оценить удобство работы с мотоблоком - расположение органов управления (пуска, акселератора, переключения передач и т.п .), доступность к ним в ходе работы. Очень хорошо, если имеется возможность регулировок управляющих рукояток – по высоте (для точной подгонки под рост работника), и в стороны, если операции связаны с движением оператора слева или справа.
  • Следует правильно понимать, что работа с мотоблоков – это вовсе не «легкая прогулка» по полю, и она все равно требует определенной физической готовности работника. Например, иногда требуется немало усилий для поворота или разворота машины, для ее «вытягивания» если она вдруг начинает «тонуть» в грунте. А это означает, что следует по возможности выбирать модели с несколькими скоростями в прямом движении, как минимум одной – заднего хода. Очень хорошим дополнением для средних и тяжелых мотоблоков является система разблокировки дифференциала. То есть при изменении направления имеется возможность блокировать левое или правое колесо для облегчения выполнения попорота или разворота.
  • Качественные мотоблоки оснащаются системами «самозащиты», например, аварийным отключением двигателя при недостаточности уровня масла или перегреве.
  • Наверняка вдумчивого покупателя заинтересуют гарантийные обязательства на выбираемую технику, наличие или доступность запчастей, развитость системы сервисного облуживания в регионе.
  • Неоднозначный вопрос – что лучше, отечественные или импортные модели. Мотоблоки известных западных производителей славятся хорошим качеством сборки, надежной механикой. Но у них может проявиться «капризность» к качеству топлива. Кроме того, цена на них - существенно выше.

Мотоблоки отечественного производства менее прихотливы к качеству бензина или солярки, более доступны по цене. Но моторесурс уже может быть пониже, правда, это часто окупается доступностью комплектующих и невысокой сложностью проведения ремонтно-восстановительных работ. Очень широкой популярностью пользуются модели под брендами «Нева» (Санкт-Петербург) и «Салют» (Москва). Вполне заслуживает всяческого доверия техника «Белорус»

Кстати, неплохим спросом пользуются отечественные мотоблоки с установленными качественными двигателями зарубежных компаний, например «Robin SUBARU EX» , «Lifan» , «Hitachi» , «B&S».

Некоторые зарубежные партнеры организовали производство мотоблоков на территории России, максимально адаптировав модельный ряд по особенности наших условий. В частности, в Воронеже выпускаются мотоблоки известного немецкого бренда «Sun Garden» , в Дзержинске – работает завод «Hitachi» .

Краткий обзор популярных моделей культиваторов и мотоблоков различного класса.

Модели суперлегкого и легкого классов

  • «Hyundai T 1500E»

Электрический мотокультиватор, простейший в обращении, вполне подходящий для обработки небольшого придомового участка или для работы в теплице

Основные характеристики:

— Масса – 13,5 кг.

— Мощность электропривода – 1500 Вт;

— Ширина полосы обработки за один проход – 300 мм;

— Количество фрез – четыре.

— Глубина обработки почвы – 150 мм.

— Регулировка управляющей рукоятки по высоте.

— Колесный ход (без привода на колеса ).

— Количество передач – одна вперед .

— Примерная цена – 7200 руб.

Цены на мотоблок Hyundai T 1500E

Достоинства модели:

— Удобство в работе, не требующей физических усилий, доступной даже людям пенсионного возраста.

— Высокая манёвренность.

— Широкая полоса обработки для моделей такого класса.

— Отсутствие выхлопа газов, довольно тихая работа.

— Вполне доступная цена.

Отмеченные недостатки:

— Требуется удлинитель, за которым приходится постоянно следить в ходе работы.

— Отсутствие реверса.

— Чувствуется недостаток мощности.

  • «Champion GC 243 »

Модель российской разработки, китайской сборки. Вполне приемлемый и недорогой помощник для небольшого участка

— Масса в рабочем положении – 18.2 кг.

— Двухтактный бензиновый двигатель мощностью 1.7 л.с ., объемом 42.2 см³.

— Ширина полосы обработки – 235 мм.

— Глубина обработки — 200 мм.

— Сцепление – неуправляемое, центробежная муфта.

— Редуктор – червячный.

— Емкость топливного бака – 1.3 л.

Примерная стоимость – 9500 руб.

Отмеченные достоинства:

— Невысокая цена.

— Простота эксплуатации, лёгкость в и понятность в управлении даже для неопытных пользователей.

— Легкий запуск двигателя.

Указанные недостатки:

— Довольно сильная вибрация.

— Нередко отмечается неважная регулировка центробежной муфты сцепления.

— Не берет плотную почву, то есть хорош для уже ранее обработанных грядок.

— Малый набор функций.

— Есть немало претензий к качеству сборки.

  • «Калибр МК-3,5 B&S»

Легкий мотокультиватор с высококачественным двигателем. Модель – российская, производство – Китай.

«Калибр МК-3,5 B&S» — надежный помощник на небольших ухоженных участках

Основные характеристики мотокультиватора:

— Масса в рабочем положении – 29.5 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный, компании «Briggs&Stratton», мощностью 3,5 л.с .

— Ширина обработки двумя установленными фрезами – 380 мм.

— Глубина обработки – 250 мм.

— Число передач – одна вперед .

— Редуктор – червячный.

— Емкость топливного бака – 0.8 л.

— Примерная цена – от 16500 руб.

Достоинства модели:

— Отличный двигатель, легкий в запуске и устойчивый в работе на любых оборотах.

— Наличие сошника для установки глубины обработки почвы.

— Удобная колесная тележка.

— Компактный, умещается в багажнике легковой машины – седана.

Отмеченные недостатки:

— Для плотного грунта – очень легкий , начинает вибрировать и скакать. Показывает свои качества на ранее хорошо обработанных участках. В корнях кустарника «вязнет»

— Фрезы не слишком…

— Греется редуктор даже при не особо большой нагрузке.

— Нет задней передачи.

Модели среднего класса

  • «Салют 5Л-6,5»

Хороший образец отечественного качества и отменной производительности.

Основные характеристики:

— Масса в рабочем положении – 76 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный фирмы «Lifan» , объемом 195 см³, мощностью 6,5 л.с .

— Ширина обработки за один проход – от 300 до 860 мм.

— Глубина обработки – до 250 мм.

— Сцепление – ременное ., с прижимным роликом.

— Редуктор – зубчатый.

— Тип коробки передач – механическая ступенчатая.

— Возможность отбора мощности через ременный шкив.

— Пневматические колеса .

— Емкость топливного бака – 3.6 л.

— Примерная цена – от 28000 руб.

Достоинства мотоблока:

Удобство в управлении, возможность установки рулевых рукояток в оптимальное для пользователя положение.

— Отличная проходимость штатных колёс.

— Лёгкий запуск двигателя.

— Варьирование количеством фрез.

— Безотказность в работе.

Недостатки:

Несмотря на то что модель нельзя назвать новой, и на ее уже многолетнюю эксплуатацию, особых недостатков пользователи и не указывают. Есть пару замечаний на качество приводных ремней (если они китайские) Но после замены на отечественные – претензии исчезли.

Цены на мотоблок Салют 5Л-6,5

Культиватор Салют 5Л-6,5

  • «Нева МБ- 2 Б-6.5 Pro»

Еще один образец добротной, конкурентоспособной отечественной модели.

Мотоблок «Нева МБ- 2 Б-6.5 Pro» — отличный выбор для любителей и профессионалов

— Масса в рабочем положении – 93 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный, компании «Briggs&Stratton», модель Vanguard 6.5. Мощность 6,5 л.с . при объеме 205 см³. ручной стартер, воздушное охлаждение.

— Глубина обработки почвы – 250 мм.

— Ширина полосы обработки – до 1270 мм.

— Количество передач – 4 вперед и 2 назад.

— Редуктор – цепной.

— Коробка передач – механическая ступенчатая.

— Отбор мощности – через ремённый шкив .

— Возможность разблокировки дифференциала.

— Регулировка рукояток по высоте и положению

— Объем топливного бака – 3,6 л.

— Широкие пневматические колеса .

— Примерная цена – от 40000 руб.

Достоинства модели:

— Высокое качество сборки.

— Отличный двигатель.

— Достояние показатели мощности.

— Возможность перевозки в прицепной тележке до 400 кг груза.

Отмеченные недостатки.

— Претензии к качеству ремней.

— Не вполне удобное переключение передач и управление топливной заслонкой («газом»).

— Встречаются гневные комментарии по поводу не вполне продуманной системе переключения передач.

  • «Патриот Урал»

Продукция бывшего американского бренда, ныне принадлежащего России – качественный производительный мотоблок среднего класса.

Основные характеристики мотоблока:

— Масса – 78 кг.

— Двигатель – бензиновый четырехтактный, P175 , объемом 220 см³, мощностью 7,8 л.с ., ручной стартер, воздушное охлаждение.

— Ширина обработки – до 900 мм.

— Глубина вспашки – до 300 мм.

— Количество передач – 4 вперед и 2 назад.

— Редуктор – цепного типа , в литом чугунном корпусе.

— Сцепление – ременное .

— Возможность отбора мощности через шкив.

— Диаметр колес – 480 мм.

— Брызговики для защиты работника.

— Примерная стоимость – от 34000 руб.

Отмечаемые достоинства:

— Усиленная рама, защищающая двигатель сверху и с боков.

— Удобная конструкция сцепного устройства.

— Очень удобное расположение органов управления, возможность регулировки рукояток по высоте и положению.

— Очень интересная цена для мотоблоков такого класса, на фоне высокого качества модели.

— Высокая проходимость штатного колесного хода.

Недостатки:

По самому мотоблоку претензий не высказано. А вот к качеству сборки штатных фрез имеются вопросы. Нелишним будет произвести подтяжку их всех резьбовых соединений перед первичным использованием.

Видео: Приведение мотоблока «Патриот Урал» в рабочую готовность

Мотоблоки тяжелого класса

  • «CARVER MT-900 DE»

Мощный тяжелый мотоблок российской разработки.

Основные характеристики модели:

— Масса в рабочем состоянии – 173 кг.

— Дизельный четырехтактный двигатель фирмы «Weima» , объемом 406 см³, мощностью 9 л.с .

— Глубина вспашки грунта – до 350 мм.

— Ширина полосы обработки за один проход – от 800 до 1200 мм.

— Шестерёнчатый редуктор.

— Количество передач – две вперед и одна назад.

— Подключение активного навесного оборудования через вал отбора мощности.

— Электрический стартер.

— Примерная стоимость – от 57000 руб.

— Отличные показатели мощности при вспашке даже очень тяжелых грунтов .

— Удобная система управления.

— Стабильная работа двигателя на пониженных оборотах.

— Хорошо продуманная система защиты двигателя и работника.

— Разборный редуктор.

Отмеченные недостатки.

— Довольно высокая сложность самостоятельной сборки мотоблока после его доставки из магазина.

— Нет механизма разблокировки дифференциала.

  • «Aurora SPACE-YARD 1350D»

Тяжелый дизельный мотоблок российской разработки и российского или китайского производства (встречаются оба варианта).

Основные характеристики модели:

— Масса в рабочем положении – 170 кг.

— Двигатель – дизельный четырехтактный, объемом 406 см³, мощностью 9 л.с .

— Электростартер, аккумулятор ёмкостью 36 Ач .

— Количество передач – две вперед и одна назад.

— Глубина обработки почвы – до 300 мм.

— Ширина полосы обработки – от 850 до 1350 мм.

— Количество штатных фрез – до 40 шт. собранных в блоки по 8 шт.

— Объем топливного бака – 5 л.

— Подключение навесного активного оборудования – через вал отбора мощности.

— Примерная стоимость – 65000 руб.

Отмеченные достоинства модели:

— Отличный колесный ход высокой проходимости.

— Удобное расположение органов управления с возможностью настройки высоты и положения рукояток.

— Отличные показатели работы на плотных и целинных грунтах.

Недостатки:

Недостатки несущественны, но все же:

— Встречается невысокое качество внешней окраски деталей мотоблока.

— Шумность в работе, несколько более высокая, чем у других аналогичных дизельных мотоблоков.

— Отсутствие механизма разблокировки дифференциала.

— Несколько завышенный расход моторного масла.

Как, наверное, читатель заметил, в обзоре моделей основной упор делался на мотоблоки российского производства. Ничего странного – качественный агрегат профессионального класса обойдется всего в 30÷50 тысяч рублей. Тогда как, например, мотоблок французской компании Caiman (да, действительно, это очень классная техника) с примерно такими же функциональными возможностями перевалит в стоимости за 200 тысяч. Есть над чем подумать!

И в завершение публикации, наверное, читателю будет интересно посмотреть на сравнительный обзор трех популярных моделей мотоблоков.

Видео: «Соревнование» мотоблоков «Нева», «Ока» и «Целина»

Вопрос о том, как выбрать мотоблок для обработки дачного участка, является довольно сложным и ответственным. Правильно подобранная техника позволит выполнять большой объем работ на грунте без существенных затрат сил и средств. Кроме этого, качество механической обработки земли значительно превышает результат, полученный при копании лопатой. Современный рынок сельскохозяйственного оборудования насыщен мотоблоками и мотокультиваторами, которые отличаются различными торговыми марками, характеристиками и возможностями. Чтобы знать, как правильно выбрать мотоблок для облагораживания сада, двора и огорода необходимо ознакомиться с основными характеристиками этих изделий и спецификой выполняемых ими задач.

Рассмотрим, в чем сходство и различие между мотокультиватором и мотоблоком. Изделия первой категории отличаются небольшими размерами, весом и ограниченной функциональностью. С их помощью можно рыхлить верхний слой почвы, при условии отсутствия в ней корней растений. Выбор мотоблока для дачи позволяет выполнять широкий спектр работ, которые не ограничиваются рыхлением или копанием.

Купив мотоблок для дачи, можно использовать его для таких действий:

  1. Вспашка дачного участка под посадку цветов, ягод или овощей. Обработка проводится навесным плугом. Тяжелое оборудование способно поднимать целину, обрабатывать тяжелую глинистую и каменистую почву. Недорогой и надежный агрегат делает траншеи глубиной до 40 см для прокладки различных коммуникаций, строительства заборов, укладки бордюров, создания котлована под фундамент.
  2. Обработка вспаханной почвы. Для улучшения доступа к садово-огородным культурам влаги и кислорода проводится боронование, культивация и окучивание грядок. Попутно удаляются сорняки и крупный мусор.
  3. Окультуривание и уборка территории. С помощью специальных насадок осуществляется уборка снега, покос газонов, сбор скошенной травы и попутное рыхление верхнего слоя грунта.
  4. Посадка и сбор овощных культур. Специальные насадки дают возможность сажать и выкапывать картофель, лук, чеснок и зерновые культуры. Прицепной бункер удобно использовать для равномерного внесения удобрений в землю.
  5. Перевозка различного имущества. Для этого нужно мотоблок выбрать такой, у которого предусмотрена возможность крепления переднего и заднего адаптеров, телеги или зимних саней. Чтобы транспортировать тяжелый прицеп (до 500 кг), агрегат должен обладать достаточной мощностью и весом.

Необходимо учесть все эти аспекты перед тем, как принять решение, какой мотоблок приобрести для сада. Рассмотрим нюансы, на которые нужно обратить внимание, чтобы подобрать наиболее подходящую модель агрегата, какие показатели необходимы для выполнения разнообразных работ на участке.

Как определиться с мощностью и весом

Мощность является определяющим показателем в производительности машины. Чем он выше, тем более тяжелый грунт можно поднять и больший по площади участок обработать. От веса оборудования напрямую зависит степень его сцепления с грунтом.

Выбираем агрегат из имеющихся сегодня в продаже 3 категорий:

  1. Легкие. Такие машины весят в пределах 55-75 кг, двигатель имеет мощность 3-5 л.с. Выбирают приспособления этого класса для обработки участка площадью до 10 соток. Функциональность легкой техники невелика, ее используют для рыхления почвы, покоса и сбора травы. При наличии ухоженных огородов легкие машины применяются для окучивания и боронования рядков.
  2. Средние. Средний класс мотоблоков имеет более широкую сферу применения. Они имеют мощность 5-8 л.с. и весят 80-125 кг. На таких машинах можно подвешивать практически все виды вспомогательного оборудования. Ими можно без проблем поднимать тяжелый грунт, делать траншеи глубиной до 20 см, окучивать грядки, собирать снег и скошенную траву.
  3. Тяжелые. Данное оборудование по своим возможностям приближается к легкому колесному трактору. Тяжелый мотоблок прочен и надежен. Вес без оснастки составляет 150-300 кг, мощность — 8-12 л.с. Техника этого класса может выполнять весь комплекс сельскохозяйственных работ, включая поднятие целины, планирование территории и транспортировку грузов до 500 кг на прицепах и санях. С помощью адаптеров двухосная машина превращается в полноценный трактор с фарами и зеркалами заднего вида. За 1 заход тяжелый агрегат способен обработать участок площадью до 3 га.

Перед тем как выбрать мотоблок для огорода, необходимо взвесить свои финансовые возможности относительно расходов на топливо. Если легкие машины расходуют 2-2,5 л за час работы, то у тяжелых машин этот показатель может доходить до 8-10 л.

На первый взгляд может показаться, что этот вопрос не принципиальный. Но это не совсем так, функциональные возможности дизельных и бензиновых моторов сильно разнятся, о чем свидетельствуют отзывы пользователей.


Рассмотрим по порядку плюсы и минусы различных типов силовых установок.

  1. Бензиновые моторы. Отличаются простой и надежной конструкцией, к которой привыкла большая часть автолюбителей. Имеют компактный размер, достаточную мощность, легкие в обслуживании. Работают в широком температурном диапазоне. Несомненным плюсом является доступная стоимость даже зарубежных моделей. К числу недостатков относится низкая производительность, большой расход топлива и ограниченный моторесурс.
  2. Дизельные моторы. Отличаются высокой надежностью, долговечностью и экономичностью. Как правило, устанавливаются на машинах среднего и тяжелого класса, так как имеют большой вес. К недостаткам дизельной силовой установки относится ее высокая стоимость и дороговизна обслуживания. Кроме того, для работы при минусовых температурах необходимо использовать специальное арктическое топливо, которое не всегда есть в продаже.

Для обработки небольших участков целесообразно приобретать легкие и средние бензиновые модели. Тяжелые дизельные агрегаты незаменимы для работы в трудных условиях и на больших площадях.

Выбор системы запуска

Некоторым этот нюанс может показаться второстепенным и не заслуживающим особого внимания. Однако отзывы пользователей говорят о том, что от правильного выбора типа стартера зависит сама возможность использования агрегата по назначению.


Рассмотрим особенности систем запуска двигателей мотоблока:

  1. Ручная. Представляет собой маховик, на который накручен шнур с рукояткой. Шнур может быть съемным или закрепленным на стартере. Плюсом такой системы является автономность и независимость от внешних источников питания. Недостаток состоит в том, что необходимо приложить немало усилий, чтобы запустить двигатель, особенно зимой.
  2. Электрическая. Электростартер делает процесс запуска силовой установки легким и быстрым процессом. Минусом является необходимость заряженного аккумулятора. Если агрегат долго стоял без работы, то источник энергии разряжается, а для приведения его в рабочее состояние может потребоваться несколько часов.
  3. Комбинированная. Такая система устанавливается на современных моделях мотоблоков. Для предотвращения разряда батареи на них устанавливаются генераторы, обеспечивающие и освещение в темное время суток. Подобная комплектация имеет довольно высокую стоимость.

Сделать правильный выбор поможет оценка своих физических способностей и состояния кошелька.

Комплектация и дополнительные функции

При выборе мотоблока целесообразно поинтересоваться наличием дополнительных опций, которые расширяют его функциональность, повышают уровень безопасности и упрощают управление.

К числу таких опций относятся:

  • гнезда для крепления адаптеров — позволяют превратить агрегат в полноценный мини-трактор с сидением для оператора;
  • регулировка рулевых штанг — дает возможность устанавливать их в удобном положении под комплекцию работника;
  • подвеска под рулевым управлением — снижает вибрацию от двигателя и нагрузку на оператора;
  • система аварийной остановки — блокирует и выключает двигатель при перегревании, критическом уровне топлива и масла;
  • наличие защитных кожухов — останавливают летящие из-под рабочей зоны камни, ветки и прочие твердые предметы.

Покупая мотоблок, следует сразу приобрести вспомогательное оборудование. Это решение оправдано как с практической, так и финансовой стороны.

Для работы на садовом участке могут потребоваться:

  • сменные стальные колеса с лопастями;
  • отвал для планирования территории и уборки снега;
  • роторный снегоуборщик для чистки дорожек;
  • газонокосилка для окультуривания зоны отдыха;
  • картофелекопалка для сбора урожая корнеплодов.

Для перевозки грузов на небольшое расстояние незаменимым приспособлением будет колесная тележка и сани.

Отечественные или импортные агрегаты

Считается, что техника иностранного производства по всем показателям лучше отечественных агрегатов. Во многом такое мнение оправдано, так как опыт эксплуатации иностранных изделий говорит в их пользу. Однако сегодня российские производители выпускают технику, которая практически не уступает по всем показателям импортным аналогам. Это касается не только эксплуатационных характеристик, но и внешнего дизайна. При этом цены изделий отечественного изготовления в несколько раз ниже импортных агрегатов.


Некоторые модели оснащаются силовыми установками известных во всем мире производителей (Mitsubishi, Honda, Robin-Subaru, Briggs&Stratton, Lombardini, Minsel).

Что касается импортных моделей, то стоит обратить внимание на:

  • китайские Zirka, KDT, Forester, Aurora, Зубр, Кентавр;
  • итальянские Meccanica Benassi, Oleo-Mac, Goldoni, Grillo, Bertolini;
  • немецкие Solo, Gardena, MTD, Huter;
  • шведские Stiga, Husqvarna.

Данную продукцию целесообразно покупать в качестве перспективного вложения капитала. Несмотря на высокую стоимость, агрегаты этих марок служат десятилетиями без поломок и ремонта.

Отзывы пользователей мотоблоков

Вячеслав, 37 лет, Воронеж.

Как только приобрел дачный участок 30 соток, сразу решил купить мотоблок. Остановил свой выбор на Неве с японским мотором 6 л.с. Набрал полный комплект навесного оборудования, включая прицеп. Техника отличная, копает, косит, сажает и убирает. Расход топлива тоже радует: канистры 20 л хватает на то, чтобы обработать участок по весне и осени. Была проблема, связанная с пробуксовкой при обработке тяжелого и влажного грунта. Решил ее просто: установил железные колеса и придавил агрегат утяжелителем.

Егор, 44 года, Райчихинск.

После нескольких лет копания лопатой и махания косой решил механизировать труд на даче. Поддержал отечественного производителя и купил Форзу 150 с движком 9 л.с. Машина оправдала все ожидания — мощная, тяжелая и производительная. Кроме землеройного агрегата, используется как транспортное средство для перевозки грузов на небольшие расстояния. Недостатки, свойственные всей российской технике, — плохая подгонка деталей, сильная вибрация и протекания.

Андрей, 51 год, Волгоград.

Долго изучал вопрос и пришел к выводу — лучше купить мотоблок отечественного изготовления. Основанием для такого решения послужили доводы в пользу доступной стоимости и наличия дешевых запчастей. Приобрел тяжелый агрегат Русич с полным комплектом навесного и прицепного оборудования. В целом покупкой доволен, несмотря на то, что агрегат угловатый, сильно шумит и вибрирует. Однако агрегат надежный, выполняет любые задачи в самых сложных погодных условиях. Все обслуживание заключается в периодической замене масла и подтяжке болтовых соединений.

Какой лучше покупать мотоблок?

Для покупки мотоблока нужно обратиться непосредственно в магазин, где есть возможность визуально оценить внешний вид агрегата и проконсультироваться со специалистами насчёт технических характеристик понравившейся модели. Чтобы иметь представление о том, на какие критерии обращать внимание при выборе агрегата, рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

Что такое мотоблок? Принцип работы, функции

Мотоблок – это самоходный одноосный агрегат, который относится к разновидности малогабаритных тракторов. Предназначен для замены ручного труда в фермерском хозяйстве. У мотоблока большое количество функций, которые ограничиваются лишь имеющимся на вооружении навесным оборудованием.

Тяговое усилие, которое создаётся колёсами или гусеницами, является основным условием в осуществлении работы мотоблока.

Применяют мотоблок для вспашки и окучивания небольших площадей сельскохозяйственных угодий, травокоса, снегоуборки, перевозки грузов в буксируемых прицепах.



Большинство мотоблоков имеют разные схемы агрегатного функционирования и могут комплектоваться следующими орудиями (они приобретаются отдельно):
  • тяжёлый – несъёмными колёсами, плугом, бороной, культиватором, фрезой, которая приводится валом отбора мощностей, косилкой, снегоочистителем, граблями, бульдозерным отвалом, полуприцепом;
  • средний – съёмными колёсами и фрезой, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом;
  • лёгкий мотоблок – фрезой, окучником.

В чём разница между мотоблоком и культиватором?

Разница заключается прежде всего в мощностях и функциональности этих агрегатов. Мотоблок занимает промежуточное звено между моторизованным культиватором и мини-трактором.

В самом начале цепи стоит , который, как правило, используют на подготовке и рыхлении почвы. Кроме механизированных моделей, снабжённых мотором, есть и ручные разновидности культиваторов. Они в основном применяются для взрыхления и прополки маленьких участков (грядок и т.п.). У культиватора орудие труда (грунтозацеп, фреза и т.п.) является ведущей осью, которое устанавливается вместо колёс.

Затем идёт более мощный агрегат – мотокультиватор . Ранее его называли почвенной фрезой, так как агрегат слабо укомплектован навесными орудиями, их практически нет за исключением одной фрезы. По силе и массе он уступает мотоблоку, который занимает следующее звено этой цепи.

Может быть укомплектован самыми различными навесными инструментами – в этом заключается его главное отличие от предыдущих агрегатов. Вместе с тем, нужно отметить, что некоторые мотокультиваторы могут быть по функциональности приближены к мотоблокам.

Виды мотоблоков, их преимущества и недостатки

Ниже в таблице приведены разновидности мотоблоков с их основными плюсами и минусами.
Вид агрегата Преимущества Недостатки Общая характеристика
Мотоблок лёгкий Хорошие скоростные данные, эффективно обрабатывает почву, требует сравнительно немного топлива. Проводит не очень глубокую пахоту почвы. Оптимальное решение для тех, кто трудится на дачных участках и в ЛПХ. Может управлять плугом, окучником, другими орудиями и приспособлениями.
Мотоблок средний Вал отбора мощностей, дифференциал, скорость, надёжность узлов. Сравнительно высокая стоимость, неглубокая вспашка, небольшая ширина захвата, недостаток мощности для некоторого навесного оборудования. Наиболее удачный баланс стоимости и функциональности. Рекомендуется для работы в небольших хозяйствах. Можно использовать со многими навесными приспособлениями.
Мотоблок тяжёлый Эффективная и скоростная работа по обработке площадей, использует широкий ассортимент навесного, есть дизельные модификации. Достаточно высокие цены не только на сам агрегат, но и затраты на расходные материалы (горючее и т.п.). С успехом используется как в средних, так и крупных фермерских хозяйствах.

Мотоблоки классифицируются также по типу движка:
  • Бензиновый. Главное отличие – топливо воспламеняется искрой свечи. Как правило, такой агрегат покупают для обработки маленьких участков земли. Его главным плюсом является низкая цена. Он отличается небольшой массой, прост в управлении, свободно заводится при любой погоде, не требует больших затрат на обслуживание и ремонт. Мощность достаточно высока – 6-9 л.с. Менее шумный, чем агрегат с дизелем, и более экологичен по количеству выхлопов газов в атмосферу. Среди недостатков можно назвать использование 92 бензина.
  • Дизельный. Для воспламенения применяются свечи накаливания. По цене значительно превосходит своих собратьев – и это при той же мощности, показателях обработки земли, скорости вращения движка. Объясняется это тем, что такой мотоблок имеет большую проходимость, способен «вкалывать» непрерывно на больших и сложных участках, употребляя меньше горючего, к тому же дизтопливо по стоимости уступает бензину АИ-92. Неслучайно дизельный агрегат выбирают профессионалы для работ на фермерских полях, а безиновый – дачники.
  • С валом отбора мощности (ВОМ). Отличие – универсальность. Отличается широким набором функций, которые помогают механизировать ручной труд. Такие агрегаты участвуют в посадке газонов, различных сельскохозяйственных культур, могут выступать в качестве мусоросборника, выполнять другие коммунальные функции. Большинство моделей имеет 4-х тактные одноцилиндровые движки, а также механизмы ВОМ, позволяющие применять активное навесное оборудование посредством шлицевого вала.

У популярных производителей, как правило, налажен выпуск как бензиновых, так и дизельных агрегатов.

На что обратить внимание при выборе мотоблока?

Покупая агрегат, нужно ориентироваться на основные параметры: вид работ и площадь земельного участка. Кому-то нужно вспахать огород на трёх сотках, а кому-то – обработать 1-2 гектара, провести разрыхление, посадку, окучивание. Соответственно запросам следует обращать внимание и на характеристики мотоблока.

Редуктор

От его качества будет зависеть срок эксплуатации и эффективность работы оборудования в целом. Данное устройство способствует передаче мощностей с вала двигателя к рабочим узлам агрегата. Лёгкие и недорогие модели могут не иметь разборного редуктора, значит, его нельзя будет ремонтировать.

Двигатель

Существует условное подразделение двигателей по классам:
  • профи;
  • полупрофессиональные;
  • бытовые.
Отличия между ними состоят в мощности и моторесуре. Лёгкие агрегаты, как правило, комплектуются двухтактными двигателями, мощные – четырёх, при этом в независимости от того, бензиновые они или дизельные. Первые – менее мощные, больше шумят и выбрасывают выхлопных газов. Четырёхтактные – лучше по всем показателям, однако и цены на них выше.

Вал отбора мощности

Способствует увеличению диапазона возможностей, делает агрегат многофункциональным. Благодаря валу устанавливается оборудование, которое за счёт движка выполняет функции в активном режиме. Например, не только выбрасывает картофель, но очищает от земли и по транспортеру доставляет в специальное хранилище.

Спектр возможностей навесного оборудования широк:

  • подметает;
  • сеет;
  • поливает;
  • рубит;
  • измельчает;
  • косит и т.д.
Важность ВОМ очевидна, вместе с тем и цена его иногда больше самого мотоблока.

Прицеп

У некоторых моделей есть возможность цеплять тележки, тем самым превращая агрегат в своеобразный мини-трактор. Это требует наличия в КПП хороших передаточных соотношений – без них импровизированный агрегат будет передвигаться не более 2км/ч. Будет хорошо, если производитель агрегата выпускает и тележки.

Лучшие модели мотоблоков

Предлагаем десятку лучших по надежности агрегатов отечественных и зарубежных производителей, разной стоимости, модификации и конструктивным возможностям.

№10. КаДви Ока МБ-1Д1М10

В агрегате прежде всего привлекает наличие вала отбора мощности, крепкого корпуса и мощного редуктора.

Другие отличительные особенности:

  • отличная ходовая, скорость – 9 км/ч;
  • надёжный бензиновый двигатель, бензобак – 3,6 литра (несколько часов работы);
  • ширина обрабатываемой области – 0,72-1,13 м, фрезы – 3,6 м;
  • механическая КПП, 4 передачи (2 – вперёд);
  • мощность 6.5 л.с.;
  • масса – 100 кг.
Среди недостатков можно отметить следующее:
  • агрегат достаточно шумный – 92 дБ;
  • не достаточно крепкое ременное сцепление;
  • ограниченный выбор навесного оборудования.
Цена мотоблока КаДви Ока МБ-1Д1М10 – 410 у.е.

Смотрите видеообзор этого агрегата:

№9. Нева МБ-23Б-10.0

Отечественный лицензионный бренд. Агрегат среднего класса. Очень надёжный редуктор, шестеренчатый привод, который устанавливается в СУ, 6 передач.

Другие особенности:

  • ширина обработки – 0,86-1,27 м, глубина – 0,2 м;
  • 6 фрез, скорость вращения – 20-160 оборотов в минуту;
  • бензиновый двигатель «Briggs and Stratton» – 10,6 л.с.;
  • масса – 105 кг.
Среди недостатков:
  • высокая цена для такого типа агрегата, составляющая 778 у.е., но судя по отзывам, она вполне себя оправдывает;
  • мотоблок шумен и немного тяжеловат.

№8. CAIMAN Vario 60S

Лёгкий вариант мотоблока. Сразу бросается в глаза наличие ВОМ, что для этого класса нетипично.

Другие технические данные:

  • 6 фрез прямого направления;
  • ширина обработки почвы – 0,3-0,9 м;
  • двигатель бензиновый Sudaru-Robin EP 17 OHC, четырёхтактный, одноцилиндровый, цепной редуктор;
  • бензобак – 3,4 л;
  • реверсивное движение;
  • масса – 57 кг.
Минусы:
  • сильно шумит;
  • стоит для такого класса недёшево (802 у.е.)
Рекомендуется для использования на небольших, рыхлых участках. Можно использовать для различных функций благодаря совокупности технических данных.

Смотрите проморолик с обзором главных преимуществ этого мотоблока:

№7. Беларус 09Н-01

Этот агрегат имеет полноценный вал отбора мощностей, который напрямую соединяется с движком и придаёт значительный потенциал оборудованию.

Мотоблок оснащён:

  • двигателем бензиновым «Хонда», мощностью 9,38 л.с.;
  • механической трансмиссией;
  • 6 (4 передних) скоростями;
  • пневмоколёсами.
Имеет небольшой расход горючего, ширина обработки – 0,45-0,7 м. Считается самым быстроходным в своём классе, максимальная скорость – 11 км/ч. при снаряжённой массе 175 кг. Способен обработать любой тип почвы.

Недостатки:

  • большая шумность;
  • ременное сцепление;
  • высокая цена – 1050 у.е.
Предлагаем к просмотру видеообзор основных характеристик мотоблока и дополнительного оборудования к нему:

№6. Скаут GS 81D

Мотоблок тяжёлого класса. Основная особенность – дизель и ВОМ прямого соединения, 8 скоростей. Мотоблок оснащён фарами на корпусе, устойчивом к коррозии, имеет надёжную пневматическую подвеску.

Технические параметры:

  • мощность – 8,8 л.с.;
  • механическая трансмиссия;
  • фрикционное сцепление;
  • шестерёнчатый редуктор;
  • масса – 213 кг.
Легко обрабатывает твёрдую каменистую землю, в том числе суглинки. Ширина обработки – 0,90м. Обратное вращение фрез – редкая конструктивная особенность.

Недостатки:

  • тяжёлый вес;
  • цена – 1010 у.е., которая компенсируется солидным набором возможностей.
Обзор этого агрегата представлен в следующем видео:

№5. PRORAB GT 80 RDKe

Популярность этому тяжёлому мотоблоку принесла отличная взаимозаменяемость элементов. Кроме крепкого корпуса с фарами и пневматической подвески, агрегат снабжён:
  • электростартером;
  • механической КПП, цепным редуктором, 8-ю скоростями;
  • четырёхтактным дизелем 402 куб.см;
  • бензобаком – 5,5 л.


Агрегат способен обрабатывать участок по ширине – 0,7 м, на глубине – 0,25 м. Диаметр фрезы – 3 м, мощность – 8 л.с., масса – 190 кг.

Среди недостатков, кроме шума и высокой стоимости (1300 у.е.), отмечаются проблемы с запуском в холод.

№4. Целина МБ-600

Мотоблок среднего класса. По ценовым и производственным показателям опережает конкурентов. Снабжён пневматическими колёсами, автоматической трансмиссией, ВОМ, редуктор обеспечивает 4 передачи.

Другие характеристики:

  • двигатель «Лифан» – 196 куб.см;
  • мощность – 6,5 л.с.
  • лёгкий для этого класса вес – 98 кг.
  • хорошо продумано управление;
  • низкий расход бензина – 395 г/ч.
  • топливный бак объёмом 3,6 л обеспечивает 4 часа работы;
  • ширина обработки – 0,7-1,1 м, глубина – 0,30 м.
Подвеска и прочный силовой агрегат гарантируют продолжительный тайм работы. Рекомендуется на усреднённых землях.


Минусы:
  • не комплектуется фрезой;
  • шумность при эксплуатации (92 дБ);
  • редуктор нуждается в повышенном контроле.
Цена – 460 у.е.

№3. Мобил К Ghepard CH395

Средний агрегат с пневматической подвеской и устойчивым к коррозии корпусом. Основная особенность – в непосредственном соединении ВОМ с силовым механизмом.

Другие параметры:

  • 4-хтактный бензиновый ДВС Kohler Command 277 куб.см;
  • мощность – 24 л.с.;
  • механическая трансмиссия, 7 передач;
  • топливный бак объёмом 7,3 литра;
  • вес – 129 кг.
Ширина обработки – 0,5-0,7м, глубина – 0,2м. Хорошо берёт твёрдую почву.

Недостатки – стоимость самого агрегата (2650 у.е.) и его обслуживания.

Смотрите видеоролик с основными характеристиками этого мотоблока:

№2. Агат БС-6,5

Средний агрегат. Имеет шкивное сцепление вала с силовым устройством. Основное достоинство – шестерёнчатый редуктор.

Другие показатели:

  • трансмиссия – механическая;
  • трёхскоростной;
  • бензобак – 3,75 л (при умеренной нагрузке хватает в среднем на 10 часов работы);
  • масса – 87,5 кг;
  • скорость – 7 км/ч;
  • захват по ширине обрабатываемой площади – 0,6 м, глубина – 0.30 м;
  • 4 фрезы;
  • 4-х тактный бензиновый двигатель.


Минусы:
  • как и все агрегаты аналогичного класса, издаёт высокий гул во время эксплуатации;
  • отмечается слабость в сцеплении, поэтому нужен контроль.
Стоимость мотоблока – 480 у.е.

№1. ЗиД Фаворит (WY 170F)

Оптимально сбалансированный, не требующий доработок мотоблок является лидером Топ-10. Относится к лёгкому типу агрегатов, но обладает массой достоинств:

Три десятилетия назад вопрос, вынесенный в заголовок статьи, просто не существовал. Мотоблоки в те годы промышленность серийно не выпускала.

Колхозы не нуждались в средствах малой механизации и обрабатывали землю мощной колесно-гусеничной техникой.

Редкие умельцы приспосабливали стартерные двигатели тракторов на самодельные шасси, чем вызывали удивление и зависть у немеханизированных дачников.

Сегодня настал «золотой век» мотоблоков. Эти универсальные машины активно используются на крестьянских подворьях и в небольших фермерских хозяйствах, заменяя два-три вида обычной техники.

Тот, кто видел в работе мотоблок, наверняка высоко оценил его возможности и не прочь приобрести такого «конька-горбунка» для своего участка.

Перед покупкой подобного механизма нужно понять , что даст вам применение мотоблока, поскольку его нередко путают с мотокультиватором. По сравнению с ним мотоблок может выполнить намного больше рабочих операций.

Кроме культивации и окучивания, им можно пахать землю, использовать для перевозки грузов, чистки снега и выкашивания травы. Уборка картофеля и полив огорода – еще две востребованные функции данного механизма, реализуемые при покупке дополнительного оборудования.

Конструктивно мотоблок отличается от культиватора тем , что тяговое усилие у него создают колеса. Мотокультиватор «тянет» по земле фреза, установленная на ведущий вал. Кроме этого, мотоблок отличается от культиваторной установки более мощным двигателем (от 4 л.с.), и солидным весом (от 70 кг).

Некоторые модели мотоблоков имеют сцепное устройство для буксировки прицепа и вал отбора мощности, который позволяет агрегатировать их с навесным оборудованием.

Разновидности мотоблоков

Классифицирующими признаками, влияющими на выбор мотоблока, являются их вес и мощность мотора.

Различают три разновидности этих агрегатов – легкие, средние и тяжелые. Первые две категории рассчитаны на бытовое применение. Вес таких машин находится в диапазоне от 50 до 100 килограмм, а мощность двигателя не превышает 8 л.с. Многие из них оснащаются редуктором с двумя передними и одной задней скоростью.

Тяжелые мотоблоки предназначены для фермерского хозяйства. Они весят более 100 килограмм, имеют коробку передач и двигатель мощностью более 8 л.с. Такие машины можно дооснастить навесным оборудованием, существенно расширяющим их возможности.

Рассмотрим более детально процесс выбора мотоблока, исходя из условий его работы: типа почвы, площади обработки и количества функций.

Тип почвы

Отвечая на вопрос, как выбрать мотоблок, первым делом нужно обратить внимание на плотность почвы, которую вам предстоит обрабатывать. Чем тяжелее земля, тем более мощный и тяжелый механизм потребуется. Мотоблок массой до 70 кг без пробуксовки потянет окучник или плуг только по легкой земле. Для целины и тяжелых почв его вес должен начинаться с 95 кг.

Говоря о силовой установке мотоболока, следует отметить, что дизельный двигатель для обработки тяжелой земли лучше бензинового. У него более высокое тяговое усилие, большой моторесурс и низкий расход топлива. Недостатком такого мотора является затрудненный запуск при температуре воздуха ниже +2С.

Мотоблоки весом менее 150 кг при работе с окучником, плугом или картофелекопателем должны быть снабжены грунтозацепами – металлическими колесами.

Площадь обработки

Этот показатель влияет на мощность выбираемого механизма и ширину обработки им почвы за один проход. Если площадь участка не превышает 15 соток, достаточно купить средний мотоблок с двигателем от 3,5 до 4 л.с. и шириной обработки до 800 мм.

Если пахотный надел составляет от 15 до 40 соток, потребуется мотоблок с двигателем не менее 7 л.с. и шириной обработки земли 900 мм.

Для работы на участке большой площади (от 40 соток до 1 га) понадобится агрегат мощностью от 9 л.с. и шириной захвата до 1000 мм.

Глубина обработки

В соответствии с требованиями агротехники оптимальная глубина культивации почвы мотоблоком должна находиться в пределах от 20 до 30 см.

Дополнительные функции

Перечень дополнительного оборудования для оснащения мотоблоков довольно широк, но выбирать нужно только те устройства, которые чаще всего будут вам необходимы.

Без вала отбора мощности функции мотоблока сводятся лишь к культивации почвы и вспашке участка . К валу отбора мощности можно подключить роторную газонокосилку, снегоотбрасыватель, мотопомпу, картофелекопатель и другие навесные механизмы.

Если есть необходимость в использовании мотоблока для транспортировки грузов, нужно выбрать модель, оснащенную прицепным устройством и большими пневматическими колесами (диаметр не менее 45 см).

Для очистки участка от снега лучше купить агрегат с карбюраторным брендовым двигателем, поскольку он лучше заводится и устойчиво работает при низкой температуре. Для привода снегоотбрасывателя одинаково хорошо подходит не только вал отбора мощности, но и обычный шкив.

Возможность регулирования рукояток по высоте – полезная опция, повышающая удобство при работе. Для транспортировки груза обязательным условием является возможность разворачивать рукоятки мотоблока на 180 градусов.

Двигатель, редуктор и сцепление

Двигатель – наиболее дорогой и ответственный узел мотоблока. Поэтому экономить на нем – значит, каждый сезон заниматься ремонтом вместо продуктивной работы.

Наиболее качественные и экономичные моторы для данных агрегатов выпускают компании Гринфилд (GreenField), Субару (Subaru), Хонда (Honda), Форза (Forza) и BRIGGS & STRATTON. Неплохо зарекомендовали себя китайские силовые агрегаты Lifan, выпускаемые по лицензии Honda.

Практически все производители мотоблоков сегодня комплектуют свои машины двигателями перечисленных фирм. Поэтому нет смысла покупать «чистую» Хонду, которая обойдется в несколько раз дороже агрегата, на котором стоит хондовский мотор.

Относительно количества тактов двигателя можно уверенно заявить, что четырехтактные моторы предпочтительнее двухтактных, как с точки зрения экономичности, так и по уровню надежности.

Сцепление мотоблока может иметь многодисковую либо однодисковую конструкцию, а также реализовано в виде ременной передачи. Первые два типа сцепления более надежные, поэтому используются для установки на тяжелых машинах.

Редуктор мотоблока имеет большое значения для его безаварийной работы, поэтому на него нужно обязательно обратить внимание при выборе. На дешевые агрегаты ставят неразборные редукторы, которые в случае поломки приходится полностью менять.

Разборный обслуживаемый редуктор в этом отношении выгоднее, особенно если он изготовлен из литого чугуна, а не из алюминия.

Лучшими конструктивными вариантами редукторов являются шестеренчатые и шестеренчато-цепные. Червячный редуктор сильно нагревается при работе с полной нагрузкой. Это приводит к необходимости останавливать мотоблок через каждые 20-30 минут.

Производители и ориентировочные цены

Получив представление о технических параметрах и возможностях данных агрегатов, намного легче ответить на вопрос какой мотоблок лучше купить. В этом случае нам остается только сравнить цены в выбранном классе этих машин.

Среди легких мотоблоков сегодня пользуется спросом российский бренд Салют .Пользователи этой техники в своих отзывах пишут, что самый лучший мотоблок данной компании тот, на котором стоит 4-х тактный японский бензиновый мотор мощностью 5 л.с., шестеренчатый редуктор и клиноременное сцепление. Его цена составляет от 31 тыс. руб.

Его конкурент – мотоблок Нева МБ 3С (вес 70 кг) оснащен двигателем Subaru мощностью 5,7 л.с. При стоимости в 34 тыс. руб. данный агрегат оптимален для работы на приусадебных и фермерских участках.

Стоимость средних мотоблоков французского бренда Кайман (Caiman) начинается с 46 тыс.рублей. Такую сумму вам придется заплатить за 6-сильный агрегат с двигателем Robin-Subaru. Он оснащен 2 передними и одной задней передачей. Максимальная глубина обработки почвы у него составляет 32 см при ширине захвата до 90 см.

Отечественные средние мотоблоки Нева, Каскад с такими же рабочими характеристиками и надежными американскими моторами Briqqs&Stratton обойдутся в более скромную сумму – от 34 до 39 тыс. руб. Ценник на китайский бензиновый Кентавр (7 л.с.), способный вспахать почву до глубины 30 см при ширине прохода в 100 см не превышает 26 тыс. руб.

В категории тяжелых дизельных мотоблоков по соотношению цена-качество уверенным середнячком является техника Скаут. Мотоблоки с почвофрезой от этого производителя мощностью 8 л. с. (такие как 81 D) можно приобрести от 59 тыс. руб, более мощные модели (101 DE, 15 DE) обойдутся уже около 80-85 тыс. рублей.

Скаут 15 DE

Более подробно познакомиться с линейкой бренда «Скаут» в России можно у официального дилера — в компании Гарденшоп .

Также следует обратить внимание на бренд МТЗ Беларус и китайский Зубр. Эти машины оснащаются дизельными двигателями Honda и Briqqs&Stratton мощностью 9-10 л.с., имеют дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор.

Четыре передние и две задние скорости позволяют не только качественно пахать тяжелую землю, но и перевозить грузы на прицепной тележке. Цена таких мотоблоков стартует с отметки в 70 тыс. руб.

В отзывах о тяжелых мотоблоках Зубр можно найти нарекания на невысокое качество изготовления, необходимость подтяжки соединений перед началом эксплуатации и шумность в работе. Этот агрегат уступает бренду МТЗ, но при этом намного дешевле белорусского аналога (цена агрегата мощностью 12 л.с. находится в пределах 42-46 тыс. руб.)