Использование икт в деятельности воспитателя доу. Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада. Конспект организованной образовательной деятельности

Лена Маслова
Использование ИКТ в ДОУ.

Современный век называют веком информационных технологий..

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, заключается в следующем:

подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; обмен опытом;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

создание электронной почты, ведение сайта;

создание презентаций в программе Power Point.

Такие специалисты в области дошкольного образования как., Комарова Т. С., Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с дошкольниками.

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений.

К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Основные направления развития ИКТ:

1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

4. ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Основными направлениями использования ИКТ должны подчиняться следующей цели: приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения должно позволять стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Задачи проекта:

Создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.

Обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

Разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

Создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно, воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением - создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

Привлекать пассивных детей к активной деятельности;

Делать НОД более наглядными, интенсивными;

Активизировать познавательный интерес;

Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

Реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

Создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т. п.

Использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Средства ИКТ в системе образования:

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор - радикально повышает:

уровень наглядности в работе учителя,

возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок (для сельских школ - прежде всего, спутниковая связь) - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести диктантное обучение, вести переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения, а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.

Позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

«Информационно-коммуникационные технологии

в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Павлей Анна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

    предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

    ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

    привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

    поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;

    развивать у дошкольников исследовательское поведение;

    расширять творческие возможности самого педагога.

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.

Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, ведения сайта ДОУ, своего персонального сайта.

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.

Направления работы с педагогами: организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.; организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете и т.п.

Для педагогов была проведена серия обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов. Некоторые овладели некоторым компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader. Теперь в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Я разработала сайт детского сада, являюсь его администратором. Теперь это позволяет не только мне, но и педагогам детского сада разместить свою информацию для родителей, познакомить их с детсадовскими мероприятиями.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.

Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.

Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор и DVD -проигрыватель. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта управления от DVD .

Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим - нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

Я составила ряд интересных презентаций «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников» для старших дошкольников, «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие для младшего и среднего возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Наша Родина - Россия», «Художественные промыслы России», «Путешествия по сказкам», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике».

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.

Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.

С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.

Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.

Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.

Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:

    ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;

    знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;

    широко использовать показ репродукций картин художников;

    «посещать» крупнейшие музеи;

    прослушивать записи музыкальных композиций;

    активизировать учебный процесс.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

    Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.

    Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.

    Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.

В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов - появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

«Путешествие по стране Математике»

Задачи:

    Повышать интерес к изучению математики;

    Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно и с помощью товарищей;

    Уточнить представления в геометрических фигурах; уметь их сопоставлять с предметами соответствующей формы;

    Уточнить знания о цифрах и сопоставлять их с количеством предметов;

    Закрепить знание дней недели, упражнять в назывании их последовательно;

    Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, чувство коллективизма, взаимопомощи.

    Создавать положительный эмоциональный настрой.

Материал:

    Презентация;

    Экран, проектор, мольберт, магниты, магнитные цифры, логические таблицы, игра «Сложи квадрат», заготовки для изображения кораблика, фломастеры, конверт с письмом.

Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

НОД:

(Дети стоят около воспитателя)

Воспитатель . Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Я предлагаю открыть конверт и узнать, что же там написано.

«Здравствуйте, ребята!

Пишут Вам жители страны «Математики». У нас случилась беда. Злой колдун похитил наши весёлые цифры и спрятал их в своём замке.

Чтобы освободить цифры необходимо собрать пять ключей, которые откроют дверь замка. Каждый ключ – это геометрическая фигура. Колдун разбросал все ключи по разным островам нашей страны. Чтобы найти их, надо побывать на каждом острове и выполнить задание колдуна.

Мы думаем, что Вы справитесь со всеми заданиями, получите ключи, откроете дверь замка и освободите цифры. В помощь Вам посылаем карту страны «Математики» и загадки-подсказки, которые помогут Вам в пути.

Удачи! Жители страны «Математики».

Воспитатель . Ребята, а вот и карта страны (Слайд №2).

На чем же мы будем путешествовать? (ответы детей). Садитесь за столы. Сейчас мы узнаем, на чём отправимся в страну «Математику».

(Дети садятся за столы)

Воспитатель. На столах находятся листочки с точками. Если вы соедините точки по-порядку от 1 до 7, то узнаете, на чем мы будем путешествовать.

Воспитатель. Ребята, что у вас получилось? (Кораблик).

Правильно путешествовать мы будем на кораблике (на слайд №2, появляется анимационный кораблик).

Воспитатель. Что же, можно отправляться в путь. Посмотрите на карту. Сколько островов, куда же нам плыть? Давайте воспользуемся первой подсказкой:

ЗАГАДКА_ПРЯМОУГОЛЬНИК

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Молодцы! Значит, нам надо плыть к прямоугольному острову (на слайде №2 появляется стрелка к прямоугольнику) . Тогда полный вперед!

Воспитатель. Пока мы плывем, ответьте на вопросы:

    Сколько дней в неделе?

    Какой день недели стоит за вторником?

    Который день по счету пятница?

    Сколько выходных дней?

    Назовите все дни недели

Воспитатель. Вот мы и на острове (на слайде №2 кораблик подплывает к прямоугольнику) . Это остров сравнений (Слайд №3) . Посмотрите на экран, что здесь изображено (цветы, на них сидят бабочки).

Воспитатель. Правильно. А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы: На каком цветке бабочек больше? На каком – меньше? На сколько меньше? Можно ли сразу легко ответить на этот вопрос? (нет). Что нужно сделать, чтобы ответить точно? (Провести линии между бабочками на разных цветках).

Тогда давайте подойдем к столам и выполним это задание, а Маша выполнить это же задание на мольберте.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с первым заданием, и получаете первый ключ. Какой он по форме? (прямоугольный). Дети получают синий прямоугольник.

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Воспитатель . Правильно, мы поплывем на остров-квадрат (на слайде № 2 появляется стрелка к квадрату) . А чтобы вы не скучали, пока мы плывем, давайте выполним небольшое задание: из нескольких частей составим квадраты Нам это пригодится в дальнейшем, а сейчас тренировка.

(На столах конверты с игрой «Составь квадрат» (по Никитиным)

В оспитатель. Вот и остров (на слайде №2 кораблик подплывает к квадрату) . Это остров логических таблиц (Слайд №4).

Подойдите к столам. На столах у вас есть таблицы, но не все клеточки заполнены. Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие кораблики. Если вы выполните задание правильно, кораблики появятся на экране в пустых клетках.

(Дети выполняют задание и делают проверку, получают еще один ключ – голубой квадрат, возвращаемся на слайд №2).

Он похожий на яйцо
Или даже на лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал)

Воспитатель. Правильно, нам нужен остров в виде треугольника (на слайде №2 появляется стрелка к овалу) . Пока наш кораблик плывет, я предлагаю выйти на ковер и поиграть (проводится физкультминутка, затем дети проходят на места), (на слайде №2 кораблик подплывает к овалу).

Воспитатель. Вот и остров «Считай-ка» (Слайд №5). Вам необходимо сосчитать геометрические фигуры и поставить к ним соответствующие цифры.

(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – зеленый овал, возвращаемся на слайд №2)

Воспитатель. Давайте послушаем еще одну подсказку и узнаем, куда плыть дальше:

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Воспитатель. Молодцы! (на слайде № 2 появляется стрелка к кругу) .

Пока мы плывем, решим задачку-шутку:

«У девочки живет две кошки и одна собака. Сколько лап у двух кошек?»

(На слайде №2 кораблик подплывает к треугольнику)

Воспитатель. Вот и остров «Все по-порядку» (Слайд №6)

Давайте вспомним известную сказку «Репка». Вам необходимо поставить всех персонажей по-порядку. Кто будет стоять первым? Какой по счету будет бабка? Кто будет третьим? Дети называют персонажей, ставят их на положенное место и называют порядковый счет.

Задание было простым, поэтому нас не пропускают дальше. Нам предлагается самим встать по-порядку и найти свое место согласно номеркам, которые вы возьмете в тарелочке на столе.

(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – красный круг, возвращаемся на слайд №2)

Воспитатель. Вот еще одна подсказка:
Слушаем следующую подсказку:
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
Воспитатель. Правильно, и мы плывем к круглому острову (на слайде №2 появляется стрелка к кругу).

Чтобы нам не было скучно ответьте на следующие вопросы:

    Сколько месяцев в году?

    Какие вы знаете весенние месяцы?

    Какие вы знаете летние месяцы?

(На слайде №2 кораблик подплывает к кругу)

Воспитатель. Мы подплыли к острову фигур (Слайд №7) . Посмотрите внимательно на экран и найдите «родственников» данных фигур.

(Дети выполняют задание и получают последний ключ – красный круг, возвращаемся на слайд №2)

Воспитатель. Осталась последняя подсказка и последний остров:

(На слайде №2 появляется стрелка к кругу и подплывает кораблик)

Воспитатель. Вот и остров (Слайд №8) , на котором находится замок колдуна. Мы собрали все ключи, теперь надо открыть дверь замка, а для этого необходимо все ключи – геометрические фигуры сложить так, чтобы получился прямоугольник. У вас на столах лежат эти фигуры, соберите прямоугольник.

(Дети выполняют задание, затем проверяем на слайде №9 )

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с этим заданием и открыли дверь замка (Слайд №10).

Весёлые цифры и жители страны «Математика» благодарят вас.

Оксана Зоткина
Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике , так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок .

Активное привлечение педагогами дошкольных образовательных учреждений возможности современных информационно-коммуникационных технологий позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога . Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование . Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога .

Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ , педагог решает следующие задачи :

1. Повышение профессионального мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.

2. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей .

3. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование . Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Для повышения профессионального мастерства существует множество курсах по ИКТ. Использование сети Интернет позволяет распространять собственный опыт работы , перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Так же Интернет дает возможность создать библиотеку электронных ресурсов : мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии ООД, подборка демонстрационного материала по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому и художественно-эстетическому развитию).

Сеть Интернет предоставляет также возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, форумах социальной сети .

Одно из современных направлений работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. Ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как : списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе . Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас .

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень ИКТ-компетентности, что выливается в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования » , на портале «О детстве» , на «MAAAM.ru» .

Очень положительно влияет на повышение дошкольного образования использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками . Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Именно информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы . К таковым можно отнести электронную библиотеку, которая включает в себя презентации на разные темы, физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу , лабиринты для развития мелкой моторики. Данная медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации используются флеш-карты , диски.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности , но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании . Разумное использование в воспитательно- образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы , демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать организованную образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности , активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями . Использование ИКТ значительно сокращает время подготовки и проведения родительских собраний , помогает расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях .

В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель не всегда может уделить должного внимания родителям. Поэтому необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Выход из данной ситуации легко найти, используя сайт ДОУ или группы . Использование ИКТ в работе с родителями даёт большие преимущества :

Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;

Информация изучается родителями в удобное для них время;

Возрастают потоки информации;

Индивидуальный подход в подаче информации;

Наличие сайта ДОУ и группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей группы.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе :

1. Способствует повышению профессионального уровня педагога , активизирует его на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей педагога .

2. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

3. Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни ДОУ и группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее –.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы

Письменный отчёт. Об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.

Боушевой Натальи Альбионовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида № 20.

Об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я освоила компьютер, программы Word, Excel, Power Point, Outlook, Nero Smart. Совершенствуюсь в области применения информационных технологий. Как и многие педагоги, являюсь участником современных интерактивных проектов. Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещать конспекты НОД на страницах интернет- сообществ в «Социальных сетях образования педагогических работников» , «13 Всероссийский интернет –педсовет», Maaam.ru.
Свои достижения в области информационно-компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, семинарах и методических объединениях.
Так в 2012 – 2013 учебных годах провела в МБДОУ детский сад № 20 открытые занятия с использованием мультимедийного оборудования:
- Интегрированное по теме «Пузыри» НОД «Художественное творчество»/рисование/, «Музыка». 19.04.2012года;
- Развлечение совместно с родителями на тему «Зимние развлечения» Образовательная область «Познание», «Музыка». - 15.02.2012года.
- НОД по теме: «Путешествие» Образовательная область «Физическая культура» «Музыка». 20.03.2013года.
- НОД по теме: «Зелёный остров» Образовательная область «Физическая культура» 23.10.2010года.

20. 01.13 «На зарядку становись» Образовательная область «Физическая культура».
Имею положительные отзывы педагогов города на эти занятия (всего – 5отзывов).
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность получать интересную информацию, которую я, обработав, использую в НОД и в повседневной жизни. Так же использование ИКТ позволяет мне выполнять быструю смену дидактического материала, что способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, а также повысить качество воспитания и обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
В педагогическом процессе мной применяются различные средства ТСО, помогающие управлять процессами запоминания и понимания, контролировать результаты обучения. Мною применяются следующие виды ТСО: информационные и комбинированные. К ним относятся: диапроэктор, DVD , телевизионный комплекс, компьютер, магнитофон с аудиокассетами и дисками, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон.
Технические устройства использую в разных видах деятельности, в том числе и образовательной. Применение компьютерной техники позволяют оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность.
Применение компьютера на занятиях помогает решить:
- дефицит наглядных пособий;
- вызвать интерес и желание трудиться на занятии;
- задействовать как визуальный канал восприятия, так и аудиальный (цветовая палитра плюс звуковые файлы, что позволяет детям лучше усвоить материал);
- интенсифицировать процесс коррекции, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельности работы ребенка.
С помощью компьютера я:
- оформила различные пособия для НОД, создаю коллажи, карточки;
- так же я выполнила анкеты при подготовке к родительским собраниям;
-оформила информационные стенды.
Активно использую возможности интернета:
Для этой деятельности я создала Мини-сайты:
-в «13 Всероссийском интернет-педсовете» nsportal.ru. Pedsovet.org.
-в «Социальных сетях образования педагогических работников» Wed-сайта: nsportal.ru/ Natalya-albionovna-bousheva, где разместила свои наработки и имею сертификаты и свидетельства подтверждающие эти данные: nsportal.ru/node/ 45920 , : nsportal.ru/node43275
-maaam.ru/
1. Сертификат о размещении в электронном СМИ «Всероссийский интернет-педсовет» sert.alledu.ru.№10203Pedsovet.org.
maaam.ru/detskjsad/proekty.html.
При применении информационно- коммуникационных технологий не забываю о здоровье сберегающих технологиях. Использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Использование коммуникационных технологий носит развивающий и стимулирующий характер, компьютер становится необходимым средством обучения. Использование различных методов и приёмов, средств, форм современных образовательных технологий позволило мне сформировать у детей интерес к образовательной деятельности.