Конспект НОД "Единица измерения длины" план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему. Измерения с помощью условной мерки. НОД «Условная мерка для линейных измерений Конспект занятия по фэмп условная мерка

Конспект НОД по математики в старшей группе

по теме: «Единицы измерения длины»

Цель: познакомить детей с единицей измерения длины- метр.

Задачи:

Образовательные:

Показать, что в метре 100 см;

Упражнять в измерении предметов разнообразными измерительными приборами;

Познакомить с измерительным прибором-рулеткой.

Развивающие:

Продолжать развивать мелкую моторику рук;

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к получению новых знаний.

Методические приемы:

Дидактическая игра «учимся измерять длину и высоту»; измерение с помощью гибкого сантиметра длины по кривой; упражнение на развитие мелкой моторики.

Материалы:

Рулетка, линейка, гибкий сантиметр, полоски картона по количеству человек (условная мерка), кубики, отрез ткани, деревянный метр.

Ход работы:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка).

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет) А почему?

Потому что у всех разные мерки, поэтому разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф «38 попугаев». Кто вспомнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

2. Основная часть.

Пока мы с вами будем придумывать, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Гимнастика для глаз.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка, деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Показать другие предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.

3. Заключительная часть.

Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Меня порадовала ваша работа на уроке. Вы были очень внимательные и с удовольствием узнавали новое.


Организация: ГБОУ СОШ № 74

Населенный пункт: г. Москва

Задачи: Совершенствовать умение измерять величину с помощью условной мерки. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Материалы: кукла, куски ткани: розовый 4*24см, желтый 9*18см; кусок мела; мерка 4*6 см и 3*18см, цифры от 1 до 20, кусок мела, фишки.

Ход занятия:

Организация детей

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть,

Сравнивать и измерять,

На вопросы отвечать!

Повторение числового ряда.

Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Цифры). Давайте вместе сосчитаем от 1 до 20. А теперь обратно от 20 до 1.

Объяснение темы занятия.

Ребята, нам необходимо сшить платье для куклы Даши. Для пошива платья необходим материал. Мы будем использовать материал разного цвета: розового и желтого. Для того, чтобы сшить красивое платье ткань нужно отмерить.

Сегодня мы с вами будем измерять ткань с помощью условной мерки. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат куски ткани. Точно такие же у меня в руках. Я предлагаю вам сравнить ваши куски. У всех ли они одинаковые?

Ребята, обратите внимание на доску. Сегодня я покажу вам способ измерения куска ткани меркой. Приложим мерку так, чтобы края мерки и куска ткани совпадали, с помощью мела проводим линию по краю мерки и откладываем одну фишку. Далее прикладываем мерку уже к линии отмеченной на ткани. А теперь я предлагаю вам самостоятельно измерить ваши куски ткани, не забывайте о том, что измерение начинается с края куска ткани.

Но, а сейчас настало время отдыха.

Физкультминутка.

Это легкая забава-

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно-

Там стена, а там окно. Повороты туловища вправо и влево.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видно уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. Приседания.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. Ходьба на месте.

Теперь давайте сосчитаем сколько фишек у вас получилось. Сколько раз ваша мерка полностью уложилась в полоски? (6 раз).

Сейчас мы измеряли розовый кусок ткани по длине. А теперь давайте измерим желтый кусок ткани по ширине с помощью другой мерки используя такой же способ измерения.

Самостоятельная работа детей.

Сколько раз ваша мерка полностью уложилась в куске ткани? (3 раза).

Молодцы! Итак длина розовой ткани 6 мерок, а ширина желтой ткани 3 мерки. Теперь мы сможем пошить кукле красивое платье, и ткани нам точно хватит.

«Измерение длинны с помощью условной мерки»

Цели и задачи:

Способствовать закреплению навыков сравнения предметов по длине путем зрительного соотнесения, методом наложения и приложения;

Обеспечить знакомство с методом измерения длины – использование условной мерки:

Подвести детей к выводу, как длина мерки влияет на их количество, необходимое для измерения (чем больше мерка, тем меньше их требуется, и наоборот);

Обеспечить применение на практике навыка устного счета в пределах 5, соотнесения количества с условным обозначением множества.

Оборудование и материалы:

5 штук змеек разной длинны, одинаковые змейки и по нескольку фигур попугаев, слонов, обезьянок, мелкие игрушки – счетный материал. Карточки с точками (счет до 5), мерки разной длины, музыка для физкультминутки.

Ход занятия

    Оргмомент.

Ребята, мы отправляемся с вами в Африку. Смотрите, сколько африканских зверей нас встречает.

    Устный счет.

Давайте посчитаем. Сколько слонов? (обезьян, крокодилов и т.д)

А теперь поиграем, к каждому из вас прибегут звери (раздаю карточки)

- Догадайтесь, сколько у вас будет зверей(сколько точек, столько и зверей)

    Основная часть.

- Смотрите, кто это к нам ползет (змейка)

- Сколько их? Они одинаковые? Чем отличаются? (длинной)

- Это какая? (показываю на самую длинную и самую короткую)

- А давайте построим змеек по порядку: от самой длинной до самой короткой.

Физкультминутка.

- Слышите, кто это нас зовет? Да это же африканские звери. Они решили с нами поиграть. (проводится под музыку)

- Ребята, а самая длинная змейка мне сказала, что у нее есть друг удав, и он чем – то расстроен. Давайте пойдем посмотрим, что же у него случилось? (садимся за столы)

На столе у детей выкладываем удавов по количеству детей.

Знакомство с меркой .

Ребята, удав говорит, что он очень длинный, а вот какой он длинны, не знает. Но умный попугай подсказал удаву, что его можно измерить, например попугаями или слонами, или мартышками. Давайте поможем удаву. Вот, например, как правильно нужно мерить.(показываю, как правильно накладывать «мерки» от головы до кончика хвоста.

Индивидуальная работа.

Предлогаю каждому ребенку измерить удава в слонах, мартышках, попугаях.

Сколько слонов поместилось в удаве? (обезьянок, попугаев)

Кого больше поместилось? Кого меньше?

А почему слонов поместилось меньше, а попугаев больше?

Закрепление:

- Ребята, но ведь не всегда под рукой есть мартышки, слоны и попугаи. Поэтому можно измерить длину с помощью другой мерки, например, вот такой (картонной полоски)

- Давайте попробуем. (измерение мерки)

- Сколько у тебя получилось мерок? А у тебя?

- Почему тебе понадобилось больше мерок, а тебе меньше?

4.Самостоятельная работа на листах (по теме « Длиннее – короче»)

5. Итог НОД:

- Молодцы! Все с заданиями справились. Удав нам говорит большое спасибо!

Конспект НОД в старшей группе
«ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ»
с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Цель: закрепление математических представлений у детей старшей группы.
Задачи:
создать условия для:
упражнения детей в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения;
закрепления умения увеличивать и уменьшать число на 1;
продолжения упражнения в различении и назывании геометрических фигур по двум признакам: цвету, форме;
активизации и обогащения словарного запаса детей;
развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;
воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
воспитывать культуру поведения на занятии.
Материал и оборудование:
две разные миски с молоком,
большая миска;
стакан, чашка, ложка;
мяч.
Раздаточный материал:
набор геометрических фигур разного цвета и величины;
карточки для выкладывания узора;
фишки.
Ход НОД
Структура НОД.Методы и приемы. Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент.
Момент неожиданности.
Рассматривание и сравнение.
Постановка проблемы.
Физминутка(игра с мячом)
Работа в парах с геометрическими фигурами.
Д/и «Скажи наоборот» (презентация) (индивидуальная работа).
Рефлексия. Воспитатель держит в руках двух игрушечных котят.
-Ребята, посмотрите, кого сегодня я нашла утром в группе.
- Какие они?
Перед детьми две банки разного объема, но с одинаковым количеством молока.
- Ребята, эти котятки немного поссорились, потому что, не знают одинаковое ли у них количество молока в банках? Как нам помочь это узнать?
- Чем будем измерять? - Что же может нам послужить меркой?
- Тогда давайте измерим молоко серого котенка стаканчиком, а молоко белого – поварешкой.
- Молодцы, не дали себя запутать! Вспомним правила измерения: как должна быть наполнена мерка?
- А что мы должны сделать, чтобы не запутаться и точно определить количество мерок?
- Дима, попробуй измерить молоко стаканом, а остальные у себя за столом откладывают фишки.
- Алиса, теперь ты попробуй измерить объем молока из второй миски. А ребята откладывают фишки зеленого цвета.
- Ребята, сколько получилось фишек красного цвета и сколько зеленого?
- Давайте попробуем измерить другой меркой, например, вот этой детской поварешкой.
- Почему количество поварешек молока больше, чем стаканов?
- Так значит, нашим котятам достанется одинаковое количество молока?
- Спасибо, что им помогли, теперь они не будут ссориться. - А давайте сейчас немного отдохнем?
Встанем дружно в кружок. Я буду кидать мяч, и называть число, а вы должны его увеличить на одну единицу, например - 1 - 25-7-
3-
5-
8-
(можно усложнить, делая шаг назад – круг расширяется)
- А теперь уменьшим на одну единицу:
5-3-10
(Уменьшаем – круг сужается)
- А сейчас выложим на карточке узор из геометрических фигур. Воспитатель с помощью жеребьевки выбирает ведущего, который диктует узор.
-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнено задание.
- Давайте посмотрим на экран и поиграем в игру, я говорю:
- Кустарник низкий,
- Дом низкий,
- Ветка тонкая,
- Река широкая,
- Гольфы длинные,
- Стул большой,
- Что на занятии вам понравилось больше всего?
- Какие геометрические фигуры вы сегодня выкладывали?
- Попробуйте дома с помощью мерки налить в разные чашки одинаковое количество чая (молока, сока) себе и маме. Дети сидят за столами.
Ой, это котята!
Маленькие, пушистые и т.д.Нужно измерить количество молока (объем).
Меркой.Любая емкость. Но удобнее будет измерять небольшим стаканом или детской поварешкой.
Нет, мерка должна быть одинаковой для обоих измерений.
Мерка должна быть полной.
Нужно каждую мерку отмечать фишкой.
Дети откладывают фишки.
И тех, и других фишек получилось по 5 штук. Значит, объем молока в мисках был одинаковым. Дети откладывают фишки.И в той, и в другой миске молока получилось по 10 поварешек.
Потому что в поварешку молока помещается меньше, чем в стакан, которым мы измеряли молоко раньше.
Да. Хотя миски и имеют разную форму, но количество молока в них одинаковое.
Да!

429
Дети выполняют задание в парах.
Дети выполняют проверку.
а дерево высокое.
а кран высокий.
а дерево толстое.
а ручей узкий.
а носки короткие.
а стульчик маленький.
Мне понравилось измерять объем воды!
А мне играть в игру «Скажи наоборот»!
Круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Конспект по проведению непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по математическому развитию в подготовительной группе.

«Измерение с помощью мерки»

Задачи:

Закрепление представлений о времени: последовательности дней недели, месяцев, времен года. Закрепление умения устанавливать последовательность различных событий: что было раньше(сначала), что позже(потом), определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Закрепление понятия, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, формы, их расположения. Формирование первоначальных измерительных умений - измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки. Закрепление умения измерять длину предметов с помощью условной мерки. Упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших. Закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Материалы, инструменты, оборудование:

Демонстрационный материал :

Календарь на октябрь, 1 ёмкость скрупой(в ней 6 стаканов),кастрюля из детской посуды, прозрачный стакан, столовая ложка; фишки (квадраты 10 шт); книга рецептов, костюм повара; салфетка; 6 кубиков; картонная мерка длинной 10 см, волшебная палочка(карандаш)

Раздаточный материал: фишки(кружки) –по 10 штук на каждого ребенка, картонные мерки длиной 10 см- по одной на каждого ребенка

ХОД НОД:

В верхней части доски заранее выложен ряд чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске все последующие дни.

I часть

Закрепление и упражнение в ориентировании во времени .

Воспитатель выясняет с детьми,какой сегодня день недели, какое число. Один из детей выделяет этот день на календаре. Все вместе определяют по календарю, какая неделя идет по порядку, сколько дней прошло с начала недели, сколько осталось до конца недели, сколько ещё недель будет в этом месяце.

Правильное обобщение числовых значений на основе счета. Закрепление понятия, что число не зависит от величины предметов, расстояния и формы, направления счета

На столе воспитателя лежат 6 кубиков- на небольшом расстоянии один от другого. Воспитатель спрашивает: « Сколько здесь кубиков?»

Дети хором: «Шесть»

Воспитатель : Как вы узнали?

Дети : Пересчитали

Воспитатель просит выйти ребенка и пересчитать вместе со всеми.

II часть

Формирование умения измерения сыпучих веществ при помощи мерки

Ёмкость с крупой, пустая кастрюля и стакан накрыты салфеткой.

Воспитатель : Ребята,сегодня повар нашего детского сада забыл дома очки, и он никак не может приготовить нам на завтрак кашу. Как нам быть?

Дети : Давайте ему поможем!

Тимур : Я могу быть сегодня поваром!(Воспитатель помогает одеть костюм повара)

Воспитатель : Я согласна с вами, но надо точно следовать рецепту.(Достает книгу рецептов и читает-рецепт)

После этого убирает кубики со стола и ставит ёмкость с крупой (важно, чтобы в ней было 6 полных, по ободок стаканов крупы).Кастрюля и стакан с меткой находятся под салфеткой).

Воспитатель :Ребята! Как можно узнать, сколько здесь крупы?

Дети : обычно отвечают- Надо посчитать.

Воспитатель : Как?

Дети высказывают предположения. Среди них «Надо взвесить»

Воспитатель : Но у нас не весов.

Воспитатель снимает салфетку (под которой стакан и кастрюля), берет стакан и спрашивает: «Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь крупы?»

Дети высказывают предположения

Воспитатель : Я покажу вам как. Мне нужны помощники.

К столу выходят два ребенка.

Воспитател ь: Нам надо договориться, надо условиться, сколько крупы мы будем насыпать в стакан.

Договариваются, что насыпать будут по метку на стакане. Воспитатель обращает внимание детей на то, что обязательно нужно следить за тем, чтобы крупы в стакане было именно столько. Чтобы не сбиться со счёта, воспитатель предлагает детям, которые сидят за столами,каждый отмеренный стакан с крупой откладывать одну фишку. Из вышедших детей (повар) будет насыпать(отмерять крупу) для каши, а второй откладывать фишки на доске. Договариваются,что фишку нужно ставить тогда, когда стакан с крупой уже пересыпан в кастрюлю.

Как условились, ребенок-повар насыпает в первый стакан крупу до отметки. Показывает наполненный стакан детям; сидящие дети и ребенок у доски- подтверждают правильность выполнения условия. После этогоповар пересыпает крупу в кастрюлю. Ребенок у доски ставит фишку на доску. Дети за столами откладывают свои фишки.

Повар наполняет второй стакан крупой.

Воспитатель : Мы так условились насыпать?

После утвердительного ответа детей повар пересыпает второй стакан в кастрюлю-дети ставят фишку.

В третий стакан (по договоренности с воспитателем) повар насыпает крупы меньше половины. Чаще всего бывает так, что дети тянутся за фишкой, чтобы её отложить. Воспитатель выясняет: Мы столько условились насыпать крупы в стакан?

Дети: Нет

Воспитатель : Что нужно сделать?

Дети : досыпать в стакан крупы до ободка.

Воспитатель вместе с поваром досыпают крупу до ободка и демонстрируют детям, что в третьем стакане крупы столько же, сколько было в первом и втором стаканах. Дети подтверждают, что все правильно. Крупу пересыпают в кастрюлю, дети ставят третью фишку.

Четвертый стакан насыпается согласно договоренности(по правилам) , и тоже пересыпается в кастрюлю.

В пятый стакан воспитатель насыпает(помогая повару) крупы с горкой, выше ободка. Дети следят, и останавливают тех, кто потянулся за фишкой.

Воспитатель : Что неправильно?

Дети объясняют, что крупы слишком много, её нужно отсыпать, чтобы было четко по ободок, то есть столько, сколько условились насыпать. Исправляется ошибка, после чего крупа пересыпается в кастрюлю, дети ставят очередную фишку.

Воспитатель (после того как вся крупа пересыпана)спрашивает:Сколько стаканов крупы было в нашей ёмкости?

Дети пересчитывают фишки за столами, а ребенок у доски считает их на доске.

Дети : Шесть стаканов крупы.

Воспитатель : А сколько крупы стало в кастрюле?

Дети : Шесть стаканов крупы.

Воспитатель : Что мы с вами делали?

Дети : Мы пересыпали крупу из ёмкости в катрюлю.

Воспитатель : Очень хорошо. Мы пересыпали, мы мерили, мы измерили и узнали, что у нас шесть стаканов крупы.

Воспитатель : А чем мы с вами мерили, чем измеряли?

Дети : Стаканом.

Воспитатель : Мы мерили стаканом.Как его можно назвать?

Дети затрудняются, говорят: «Стакан».

Воспитатель (как бы услышав правильный ответ) говорит: Правильно, мерили стаканом. Стакан- это мерка. Стакан можно назвать меркой.

Воспитатель (показывая детям ложку) :А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить крупу?

Дети: Можно, но долго.

Воспитатель : Молодцы, конечно можно. Вы правы, нам понадобится много времени. Да и в рецепте мы с вами прочитали, что нужно шесть стаканов крупы. И мы с вами точно знаем, что мы отмерили именно нужное количество. Мы помогли повару детского сада, а теперь отдадим ему нашу кастрюлю с крупой.Я думаю, что скоро все детки нашего детского сада будут восторгаться какую вкусную кашу они будут кушать на завтрак.

III часть

Игра «Волшебная палочка »(направленана повторение состава числа 5)

Воспитатель : Теперь мы будем с вами волшебниками. Одному из вас я даю волшебную палочку (Жене). Женя называет любое число до пяти,допустим: «У меня два»,-и показывает два пальца. Обращается к соседу по парте, например: «Ваня, сколько пальцев покажешь ты, чтобы у нас вместе получилось пять?» Ваня показывает три пальца и говорит: «Три». Хором: «Два и три –вместе пять» . После этого Женя передает палочку Ване. Игровые действия повторяются. Ваня придумывает свой вариант состава пять и выбирает,к кому обратиться по имени, передать палочку. Остальные дети следят за выполнением правил игры: верно ли составлено число пять, обратился ли водящий к партнеру по имени, передал ли палочку после устроившего его ответа. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка.

Выполняется на ковре (воспитатель с детьми).

Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к

Буду всех сильнее в мире, плечам.

Буду в цирке выступать. Изобразить движения клоуна.

Бегемота поднимать. Движение руками поднимают бегемота

Мы присядем столько раз, Приседания

Сколько бабочек у нас. с изображением ба­бочек.

Раз, два, три, четыре, пять. Ходьба на месте, указательным пальцем движение,

Можно все пересчитатьпохожее на пересчет детей

Сколько в комнате углов? Показать указательным пальцем на углы с поворо­тами туловища.

Сколько ног у воробьев? Приподниматьпоочередно ноги.

Сколько пальцев на руках? Раскрыть пальцы рук, движение считаем пальцы

Сколько пальцев на ногах? Присесть, коснуться носков ног.

Сколько в садике скамеек? Удивление(не знаем)

Сколько в пятачке копеек? Ладошка открыта –показать 5 пальцев

IV часть

Измерение длины ленты с помощью мерки.

После физкультминутки воспитатель рисует на доске ленту длиной 60 см. В руках у воспитателя плотная полоска картона длиной 10 см, а ширина её совпадает с шириной ленты(цвета ленты и полоски различны).

Воспитатель : Нам нужно узнать длину этой ленты. Показывает кусочек картона.

Воспитатель : Мы можем с вами условиться, договориться, что это наша мерка?

Дети соглашаются. Воспитатель просит двоих детей помочь ей измерить ленту. Один ребенок, под руководством воспитателя будет прикладывать мерку к ленте-отмечать на доске мелом, отмеренную часть ленты(отметки должны быть хорошо видны), а второй ребенок ставить фишку(на доске). В это время дети на своих местах проверяют и тоже ставят фишки. Прикладывая(вместе с первым ребенком) мерку, воспитатель обязательно проговаривает: «Мыприложили мерку, края мерки и ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?» Обращается к стоящему рядом ребенку: «Отметь мелом». Только после этого второй ребенок у доски ставит фишку, а дети, сидящие за столами, также откладывают фишку.

К отмеченной на доске линии снова прикладывают мерку, а ребенок отмечает конец мерки.

Перед третьим измерением воспитатель секретно, шепотом договаривается с детьми, стоящими у доски, что первый ребенок проведет следующую линию не там, где мерка кончается, а посередине её. Что и делается. Второй ребенок берет фишку, но не ставит её, а делает вид, что хочет поставить. Большинство детей в группе обычно откладывают очередную фишку. Возникает разговор: выясняется, соответствует ли отмеченный мелом на доске кусочек ленты выбранной мерке. Дети группы приходят к выводу, что это не так, что нужно отмерить этот кусочек вновь. Стоящие у доски стирают «неправильную» линию и прикладывают мерку снова.

Перед пятым измерением воспитатель снова шепотом договаривается со стоящими рядом детьми, что отметить надо не в конце мерки, а подальше. Первый ребенок отмечает, а второй делает вид, что хочет поставить фишку. Воспитатель продолжает держать мерку на ленте и спрашивает: «Правильно отмерили? Такой длины наша мерка?»

Дети : Нет

Воспитатель : Что нужно сделать?

Стоящие у доски стирают линию и проводят её снова там, где закончилась мерка. Все ставят фишку. Мерка прикладывается в шестой раз. Откладывается последняя фишка.

Воспитатель : Сколько раз уложилась наша мерка?

Дети считают и говорят: «Шесть раз»

Воспитатель показывает детям стакан, ложку, кусочек картона и говорит: «Мы измерили крупу, мы измерили ленту. Стакан, ложка, кусочек картона не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом?»

Дети задумываются.

Воспитатель: Можно их назвать меркой?

Дети соглашаются.

Воспитатель : Ребята! Мы сегодня с вами помогли нашему повару, отмерить крупу для каши. Дети нашего детского сада вместе с вами будут кушать вкусную кашу. Мы теперь с вами знаем, как правильно отмерить нужное количество крупы. Мы научились с вами измерять длину ленточки, ипознакомились с новым слово МЕРКА.

Это первое занятие, которое вводит детей в новую для них ситуацию- «измерение», поэтому воспитателю не следует торопиться, подгонять детей с действиями и ответами, а необходимо поощрять разговоры детей на заданную тему, обсуждать ошибки, потому это и есть путь к пониманию.

После занятия или во второй половине дня (во время индивидуальной работы) можно показать детям ипредложить им (поупражняться) измерить картонной меркой ширину и длину парты и т.д.