Опыт работы «Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи. Тема: Математическое развитие детей с помощью дидактических игр

Педагогическая статья "ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Доценко Олеся Сергеевна

Рассматриваемая в данной статье проблема формирования представлений о размерах и величине предметов остро актуальна, так как отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Решение задач умственного развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные приемы, среди которых особую роль занимают сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Преимущество сюжетно-дидактических игр заключается в том, что благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел) , игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания, поэтому все виды сюжетно-дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

Формирование, игровая деятельность, обучение, игровые отношения.

Сюжетно-дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов сюжетно-дидактической игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер сюжетно-дидактической игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в сюжетно-дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Сюжетно-дидактическая игра – это игра, в которой дети, играя в различные профессии, обыгрывая проблемные ситуации, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых и одновременно учатся точному выполнению игровых правил и математических действий.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу сюжетно-дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку, но не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним из составных элементов сюжетно-дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими принятых ролей. В сюжетно-дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Усвоение и выполнение детьми правил в сюжетно-дидактической игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносить его с поведением товарищей по игре. Иногда нет необходимости напоминать о правилах или вводить дополнительные. Достаточно чуть изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указаний: многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.

Имеются сюжетно-дидактические игры серьезного познавательного содержания, а решение игровой задачи, игровые действия и правила приводят детей к интересным «открытиям» . Начинаются многие игры с рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, дает игровой настрой, побуждает к действию.

Список литературы

  1. Волина В. Веселая математика. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1998. – 300 с.
  2. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М., 1997. – 160 с.
  3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984. – 191 с.
  4. Смоленцева А.А. Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх. Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 1992. – 61 с.
  5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим со-держанием. - М., 1987. – 97 с.
  6. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980. – 207 с.

Консультация для воспитателей.

Тема: Математическое развитие детей с помощью дидактических игр

1. Содержание ……………………………………………………..2

2. Сущность дидактических игр как средства обучения.…. 3

3. Основные функции дидактических игр. …………………... 5

4. Шаги в математику. …………………………………………...8

5. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. ………………………………………………..…11

6. Проверка знаний и умений детей с помощью дидактических игр. ………………………………………………………………16

7. Заключение……………………………………………………. 17

8. Литература. ………………………………………………….....18

9. Приложение. …………………………………………………19

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

Вот задача первоначального обучения.»

1. Сущность дидактических игр как средства обучения

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, от­вечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педаго­гикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народ­ные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразитель­ности, внимании.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф, Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разра­ботанные им игры были скорее сухими, скучными упражнения­ми, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его ж e взглядам на игру как свободную твор­ческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль

Разработавшей ряд игр для зна­комства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. В советской дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались многие

специалисты (, и др.). Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражаю r против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: н e только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.

Дидактические игры - это разновидность и с правилами, специально. создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они

направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется в oc питательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в

школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Вы­готским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она. имеет сое внут­реннее продолжение в школьном обучении и труде». Отсюда следует, опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произ­вольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти­ческие игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив,

с которым ребенок приходит в школу, не свя­зан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содер­жание учебной деятельности н e соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе: Существуют значительные трудности адаптации. при поступлении ребенка в школу (освоение им. новой роли - роли ученика, установление вза­имоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению y казанных трудностей.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные..

Оценивая роль дидактической" игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способ­ствовала бы общему развитию ребенка ». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

2. Основные функции дидактических игр

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов).

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей

Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, ребенок учится различать и называть размер, форму; цвет и другие признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом" развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях: Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произволь­ному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравствен­ным. Решение дидактической задачи всегда служит и упраж­нением воли. Выполнение правил игры r требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. Добро­совестное выполнение, правил приучает к честности, справед­ливости.

Содёржание дидактических игр помогает формированию мо­ральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в ко­торых надо определять, «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В играх со словом они учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Из понимания значения дидактических игр вытекают сле­дующие требования к ним:

1. каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодо­ления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную дея­тельность, облегчает выполнение задачи.

3. Шаги в математику

В детском саду накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления математических представлений. Дидактические игры и игровые упражнения в повседневной жизни в ряде случаев несут основную учебную нагрузку, например в развитии пространственной ориентировки.

Особенное внимание уделяется дидактическим играм с математическим содержанием при работе с детьми слабо усваивающим новые знания.

В младшем и среднем дошкольном возрасте педагоги используют игры по счету с воспроизведением движений по образцу и по названному числу. Например: «Присядь столько раз, сколько кружков на карточке», «Угадайте сколько раз я велела Мише подбросить мяч!».

Доказано, что дети усваивают те или иные знания лучше, если одновременно участвуют в работе несколько анализаторов, да еще и в игровой форме. Важно, чтобы в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

Помимо занятий по формированию математических представлений профессионалы-практики давно используют математические досуги, игры по типу «Что? Где? Когда?», «КВН для малышей» и т. п. Опытные педагоги, следя за внешней формой, не упускают содержательной стороны и эмоциональной положительной окраски деятельности. Для этого используется множество приемов, особое внимание уделяется словесным. Достаточно порой умело сформулировать задание, и тогда не надо дополнительных дидактических средств, чтобы привести ребенка в состояние поиска. Например: «Спроси меня о количестве мячей в корзине?», «Докажи, что 4 больше 3», «Найди четырехугольник и скажи, чем он отличается от других фигур».

Современны педагог знает, что индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми преобладают над фронтальными. Поэтому индивидуальные дидактические задания, игры с подгруппой детей, наблюдения математического характера широко используются. Использование разнообразных форм работы с детьми математического содержания помогает им радоваться, делать открытия, приобретать новые знания.

Приступая к обучению детей, особенно трехлеток, главное – организовать занятие таким образом, чтобы для ребенка это было увлекательной игрой или любимой деятельностью.

Например, знакомя с эталонами формы, можно на плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Далее можно предложить ребенку каждого «человечка» положить в свою кровать («кроватка» - контурное изображение круга, квадрата, треугольника, овала) Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку. (Приложение 1).

Играя, дети даже не подозревают, что осваивают способы обследования предметов, сопоставление эталонов между собой.

Следующее задание может быть таким – подари каждому человечку платочек, нарисуй каждому человечку свой домик. Такие задания можно усложнять и усложнять (налетел ветер - домики перепутались, разложи их по форме, цвету, размеру и т. д., т. д.)

Сначала детям предлагаются простые задания – «найди все фигуры как эта», «найди не такую фигуру по цвету (форме, размеру), как эта».

Игра «Цепочка» От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочек:

Чтобы рядом не было одинаковых по цвету;

Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету;

Чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по цвету (форме).

И т. д.

Подобные игры можно придумывать вместе с детьми.

Такие дидактические игры, как выкладывание геометрических фигур из палочек, помогают детям развивать смекалку (см. ниже). Например:

Из 7 палочек выложить два квадрата.

Из 5 палочек – два равных треугольника.

Из 9 палочек – четыре равных треугольника

position:absolute;z-index:-44;left:0px;margin-left:0px;margin-top:25px; width:624px;height:372px">font-size:14.0pt;line-height:150%;color:black">Иногда значение дидактических игр умаляется от того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребенок выполняет действия, остальные ждут своей очереди) или дидактическая игра подчас превращается в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается и самостоятельность детей.

Дидактическими играми можно упражнять детей по всем разделам математики.

Так игра «В каком ряду детей больше» упражняет детей в количественном счете.

«Какой по счету синий (красный, желтый) флажок» - порядковый счет.

«Танаграм» - усвоение геометрических форм (Приложение 2).

«Домино» - закрепление формы, цвета, размера.

«Театр», «Где я живу» - ориентировка в пространстве.

«Какая фигура лишняя», «Какой фигуры не хватает» - логическое мышление, поиск закономерности (Приложение 3).

В зависимости от материала дидактические игры можно раз­делить на три вида: игры с предметами, (игрушками, природ­ным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стрем­лению ребенка действовать с вещами и таким образом знако­миться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

4. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекатель­ные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космо­навтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод, колхоз. Этим сюжетно-ролевым, творческим, играм присуща свобод­ная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность , насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно­-ролевой игре знания детей н e только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспро­изведения преобразовываются, качественно изменяются, приобре­тают сознательный и обобщенный характер Отражая в играх деятельность взрослых, в ко­торой ребенок практически еще не может участвовать, он воспроизводит наиболее для него интересные, запечатле­вающиеся трудовые процессы взрослых.

Может ли количественная сторона действительности стать со­держанием сюжетно-ролевой игры? Ha первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую н a себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает пред­меты, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.;, в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д.

Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смо­делировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок н e может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. Ha этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взя­тую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно н e сталкивается с необходимостью практического исполь­зования этих отношений, и потому они н e отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспи­тателя.

Счет и измерение - действия взаимозависимые, они должны выполняться н e приблизительно, а точно, правильно и в опреде­ленной последовательности. Поэтому в творческой игре, где используются счет или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Однако при авторитарном руководстве воспитателя возникает опас­ность нарушения самостоятельного характера детской игры. Сле­довательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возни­кала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для прояв­ления самостоятельности и инициативы детей.

При организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно

условно выделить три этапа. Руководство игрой н a этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.

Ha первом этапе игра носит сюжетно-дидактический харак­тер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.

Ha втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном н a второстепенных ролях.

Третий этап характеризуется возникновением самодеятель­ных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря н a себя какую-либо роль.

Рассмотрим эти этапы и организующую роль воспитателя в целях вовлечения всех детей в сюжетно-дидактические игры.

В сюжетно-дидактической игре при непосредственном участии взрослого создаются весьма благоприятные, соответствующие возрасту детей условия для счета разных объектов в различных ситуациях. В процессе практического счета, который присутствует в играх, отражающих трудовую деятельность взрослых, дети осозна­ют значение математических действий для жизни человека, их последовательность и взаимозависимость. Они достигают более высокого уровня в овладении программным материалом по матема­тике и п o ознакомлению с окружающим, в частности с содержанием труда людей разных профессий.

Однако воспитателю необходимо помнить, что процесс овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно.

Н а первом этапе дети практически, наглядно действуют с предметами счета. Пересчитывание, отсчитывание, сравнение этих объектов происходит развернуто He только зрительно, но и осязательно: ребенок переставляет предметы, дотрагивается до них и т. п. Затем, когда в игре создается необходимость сообщить партнеру, сколько и чего ему нужно, реальные предметы заменяют их услов­ными изображениями (кружки, палочки, позднее цифры), которые выполняют роль опоры для мышления и помогают ребенку обозна­чить требуемое число предметов. Ha этом этапе большинство детей нуждается в помощи и контроле со стороны воспитателя, выпол­няющего ведущую роль.

Ha в т о р о м э т а п е дети считают предметы н a расстоянии, взором, вслух произнося числительные и пользуясь указательным жестом. Затем множества, обозначенные числом, начинают сравнивать устно, сначала вслух, затем шепотом, позднее про себя. Так постепенно от действий с предметами дети переходят к действиям счета п o представлению. Однако в случае сомнения в правильности полученного результата они возвращаются к развернутым прак­тическим действиям с предметами или условными изображениями. Ha этом этапе дети становятся более активными, самостоятель­ными и внимательными к действиям счета, выполняемым сверст­никами: задают им вопросы, проверяют правильность счета, рассуждают, доказывают и т. д. Некоторые ребята не только решают задачи без всякой наглядной опоры, но и самостоятельно придумывают новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и других детей.

Сюжетно-дидактические игры, проводимые с детьми помогают развить у ребят память, внимание, а в старшем возрасте и более абстрактные формы мышления.

Помимо основных задач, направленных на развитие у детей количественных представлений, в каждой игре решаются и нравст­венно-воспитательные задачи: игры знакомят дошкольников с трудом людей разных профессий, воспитывают у них уважение к труду и к взрослым, его выполняющим; в процессе этих игр дети учатся быть организованными, активно взаимодействовать, играть вместе, дружно, помогать товарищам и т. д. и тем самым готовят себя для подлинно коллективной учебной и практической деятельности.

Сюжетно-дидактические игры под контролем педагога целесообразно проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно в эти игры дети могут играть и в другие дни.

Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно-дидактической, требует большого педагогического мастерства и такта. Руково­дящая роль воспитателя в играх, включающих счет и измерение, обусловлена самой спецификой этих игр.

Напомним, какие особенности характерны для игр, в содержа­нии которых отражаются количественные отношения предметов реального мира. Это, во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных математическим содержанием. Во-вторых , математические знания, усвоенные на занятиях, естественно вклю­чаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определенную игровую роль, помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения. В-третьих , в сюжетно-дидактических играх разви­вается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. И, наконец, в-чет­вертых , игры этого вида носят коллективный характер.

Все игры даются no сле­дующей схеме: название игры, ее цель, подготовка к игре, материал (с описанием его изготовления), ход игры, усложнение заданий в процессе игры, дальнейшее развитие сюжета и содержания игры и ее результативность. Такая схема описания игр поможет воспитателю более успешно организовать детскую игру. (Приложение 5).

5. Проверка знаний и умений детей с помощью дидактических игр.

Каждого воспитателя, работающего с детьми шести лет, должны волновать вопросы: Как будут дети учиться в I классе? Достаточ­но ли у них знаний и умений, необходимых для успешного обучения

в школе? Каков общий уровень их умственного развития (умеют ли они сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы)? Насколько хорошо усвоена ребятами программа детского сада по математике? Какова роль сюжетно-дидактических игр в овладении элементарными математическими знаниями и умениями?»

Чтобы ответить на эти вопросы, воспитатель организует провер­ку знаний и умений детей в форме дидактической игры, когда выявляется уровень знаний всей группы в целом, или в форме индивидуального опроса, когда выявляются умения каждого ребенка.

Приведем пример дидактической игры, в которой решение задач осуществляется с использованием новых объектов и в новых усло­виях - условиях соревнования, что заставляет участников кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

Математический КВН

Ц е л ь и г р ы. Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

И г р о в а я з а д а ч а. Получить большее количество очков.

П р а в и л а и г р ы. Группу детей делят на две равные команды, им предлагают одни и те же задания, правильность выполнения которых каждым ребенком и командой в целом оценивает жюри. Выполнять задания надо самостоятельно и быстро no сигналу веду­щего – «начали». Каждый участник «КВН» за правильный ответ получает фишку (что дает возможность оценить успехи каждого участника игры), а команда за большее количество правильных от­ветов получает флажок.

М а т е р и а л. Карточки с цифрами, картинки, шашки, ленты, крупа, мерки.

Задания:

1- порядковый счет. «Лягушонок сел на седьмую кочку».

2- Установление связей между числами натурального ряда «Покажи число больше на 1 названного».

3- Состав числа из двух меньших

4- Зависимость числа от величины мерки «Измерь длину ленты» и т. д.

6. Заключение.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т. д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

Место дидактической игры в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Они уместны и на занятиях непосредственно в их содержании, как одно из средств реализации программных задач, а также могут использоваться и как самостоятельные задания и упражнения в повседневной жизни группы. для закрепления ранее изученного материала, активизации умственной деятельности дошкольников, систематизации знаний детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет. Форма. Количество». - М. 1984г.

2. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях». – М. 1986 г.

3. и др. «Дети, в школу собирайтесь». - М. 1996г

4. . «Дошкольная педагогика». – М. 2002г.

5. «Что должен знать руководитель дошкольного учреждения». – М. 2002г.

6. «Воспитателю о детской игре». – М. 1982г.

7. «Математика в детском саду». – М. 1977г.

8. « Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М. 1985г.

9. Смоленцева А. А «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием». – М. 1987г.

10. .Фидлер М. «Математика уже в детском саду» - М. 1981г.

Приложение 1



?

Приложение 4

УСТНЫЙ СЧЕТ

Цель: отработка навыков устного счета.

Пять малышей - медвежат

5 – 1 = 4 Мама уложила спать

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится?

* * *

Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала

2 + 6 = 8 Двое спряталось в траве,

Шесть – под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно!

* * *

Семь малюсеньких котят,

7 + 1 = 8 Что дают им все едят.

А один сметаны просит.

Сколько же всего котят?

* * *

В кузове моем лежат

2+5+2=9 Два опенка, пять маслят,

Пара рыжиков румяных,

Сколько всех грибов, ребята?

* * *

Ветер дунул – лист сорвал.

1+1+5=7 И еще один упал.

А потом упало пять.

Приложение 5

Сюжетно-дидактическая игра «магазин»

Цель игры. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображении (палочек, кружков) в преде­лах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Зна­комство с правилами поведения в магазине.

П о д г о т о в к а к игре. С детьми организуется экскурсия в ближайший магазин с целью понаблюдать, что продают в магазине, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры. Дети вместе с воспитателем могут купить небольшое количество кондитерских изделий, в процессе чего они узнают, сколько надо платить, чтобы купить килограмм конфет или печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и дает сдачу, как взве­шивает товар продавец.

В последующих беседах с продавцами, повторном наблюдении за работой сотрудников магазина и за тем, как подвозят товар и сгружают его, дети узнают, что магазины бывают разные: продо­вольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает no 2-3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п.

Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание об­ращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д.

М а т е р и а л. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; «пекут» хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родит e лей оформляются красивые витрины , полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые халаты, шапочки, чеки, «деньги», кор­зины, целлофановые пакеты, подносы.

Игровые роли и правила. В игре выделяются роли за­ведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.

Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предпола­гает обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать поку­пателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими могут быть все желающие) перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их коли­чество: Продавец раньше, чем выдать товар покупателю; должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя no чеку правиль­ность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотруд­ников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин, какие покупки они хотят сделать и сколько и т. д.). Шоферы достав­ляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.

Елена Елтуховская
Использования сюжетно-дидактических игр при формировании количественных представлений у старших дошкольников

«Особенности использования сюжетно » Сюжетно -дидактическая игра является неким синтезом, объединяя сюжетно -ролевую и дидактическую игру. Почему же возникла необходимость в этом слиянии.

Сюжетно -ролевая игра – это игра, основой которой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им игровой обстановке.

В сюжетно -ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

Но может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры ? На первый взгляд ответ прост : да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр , а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности : быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия.

Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?

А. А. Смоленцева отмечает, что для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры , смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений , то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может . Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений , и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Счет и измерение - действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности . Поэтому в творческой игре, где используются счет или измерение , воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них : во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет , включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные предлагаться ребенку в виде игровых правил. Именно обучающая дидактическая игра реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила, а развернутый сюжет , включающий разнообразные роли присущ сюжетно-ролевой игре . Таким образом, возникает некий вид игры, который можно определить как сюжетно –дидактическую игру .

Структура сюжетно -дидактической игры строится на основе структуры дидактической игры. Игра, используемая в целях обучения , должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме , которая достигается определёнными игровыми действиями .

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей.

Таким образом, обязательными структурными элементами сюжетно -дидактической игры являются : обучающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» . Определяя обучающую задачу для сюжетно -дидактических игр с математическим содержанием, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные способности в связи с этим развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами данной игры.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре . Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли , умения обращаться со сверстниками.

Игровые действия, в свою очередь, направляют, контролируют выполнение игровых правил.

Чтобы развернуть сюжетно -дидактическую игру со старшими дошкольниками , важно знать принципы её организации. К таковым относятся :

1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр .

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений , а затем к операциям с числами.

Руководство сюжетно направлениях

В подготовку к сюжетно -дидактической игре входит :

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения : углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и др. ;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы ;

определение наиболее удобного времени проведения сюжетно-дидактической игры ;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате; определение количества играющих ;

подготовка необходимого игрового материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы , картинки, природный материал);

подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение сюжетно -дидактических игр включает :

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре ;

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение : детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают ) ;

на усмотрение воспитателя показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей , уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.

подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения : какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, что поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Напомним, какие особенности характерны для игр, в содержании которых отражаются количественные отношения предметов реального мира . Это, во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей , наполненных математическим содержанием. Во-вторых, математические знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определенную игровую роль , помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения. В-третьих, в сюжетно -дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. И, наконец, в-четвертых, игры этого вида носят коллективный характер.

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры , в которых дети стали бы использовать счет и измерение , необходимо наполнить «старые » , бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению с уже известным детям трудом взрослых, в необходимости показать, что качество и результат их деятельности зависят от применения счета и измерения. А для этого требуется создать такие игровые ситуации и условия, в которых бы возникало осознание практической необходимости в математических действиях.

Существенное значение для организации и проведения сюжетно -дидактических игр имеет подготовка игрового материала. Воспитатель должен заранее продумать, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и как привлечь детей к его изготовлению. Участие ребенка в поделке нужных атрибутов для игры заставляет его задуматься над содержанием ролей, определить , какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество, терпение.

В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным , т. е. в играх должны использоваться вначале реальные предметы , затем их заменители, потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами.

Когда сюжетная линия подготовлена , а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя , так и по желанию самих детей. Поводом для ее развертывания могут стать и различные ситуации, создаваемые воспитателем.

В организации и проведении сюжетно

На первом этапе игра носит сюжетно сюжета

Условия сюжетно -дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счёт, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха.

Сюжетно -дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций и установления чёткой зависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.

Включение счёта и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникает необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли.

На первом этапе игры может оказаться, что некоторые её участники, выполняя роли, связанные со счётом, действуют привычным для них способом, т. е без счёта. Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнёров по игре дети находят эту причину (пересчитывают объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счёта и измерения.

При распределении ролей в сюжетно -дидактической игре необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очерёдность.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счёта, подключались все дети, даже малоактивные. Какие методы и приёмы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений ?

Воспитатель может действовать через роль, приглашая ребёнка в игру и предлагая ему для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. При этом, подчеркивая какие важные функции он выполняет, давая это понять другим ребятам, чтобы те, в свою очередь, приглашали малоактивного ребёнка в игру.

На втором этапе сюжетно сюжетно-ролевую

По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя.

Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно. Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетным действиям воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками) .

Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения , выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях : предметы вначале находятся непосредственно перед ребенком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме .

В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребенка. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать им необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постепенным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается вовлечение их в игру в роли учеников или помощников, тесно контактирующих, взаимодействующих с ребятами активными, умеющими играть и практически применять математические знания. То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.

Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета . Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы .

сюжетно -ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. Задача воспитателя сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т. п., подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.

Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить.

Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программою материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникают стихийно. То, что взрослый является участником игры, направляет и обогащает ее сюжет и содержание , используя разнообразные методы и приёмы приводит к тому, что сюжетно -дидактические игры перерастает в сюжетно-ролевые .

Рассматривая особенности использования сюжетно -дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста , можно сделать следующий вывод : что сюжетно -дидактическая игра – эта игра с развёрнутым сюжетом , включающим разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил, т. е сюжетно -дидактическая игра имеет такую структуру, обязательными элементами которой являются – обучающая задача, игровые действия и правила.

Руководство сюжетно -дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях : подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В организации и проведении сюжетно -дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.

На первом этапе игра носит сюжетно -дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета , следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.

На втором этапе сюжетно -дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую , которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно -ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель.

Зная этапы развития игры, включающей счет, важно подготовить детей к тому, чтобы сюжетно-дидактическая игра , организованная воспитателем, смогла перейти к самостоятельной детской игре, включающей счетные и измерительные действия, где воспитатель участвует в игре в качестве нейтрального лица; подсказывающего новые игровые ситуации и постепенно вовлекающего в игру всех детей группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 144с.

Волкова С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. - 1993, № 7.

Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1996, № 6.

Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. - М.: 2003. - 121 с.

Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \ Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. - Ульяновск, 1996. - 100 с.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. - СПб: Детство-Пресс, 2000.

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск: Народное образование, 1999.

Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: 1994. - 189 с.

Новиков А.М. Методология игровой деятельности - М.: Издательство «Эгвес», 2006. - 48 с.

Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. - М., 2004.

Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2005.

Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение. - 1998, 144 с.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. - М., 1995.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз - ступенька, два - ступенька. - М., 1996.

Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: 2001. - 225 с.

Рысьева Т. Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы / Сб. научн. тр. Вып. 2. - М.: Сигнал, 1999.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002.

Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М.: 1993. - 215 с.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издат. Центр «Академия», 2003. - 272 с.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1969. - 381с.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Определяем время по часам

Сначала сделаем муляж часов.

Для его изготовления прекрасно подойдет коробка из-под торта, торт. Сложность в другом: многие годы и многие дети привели нас к мысли, что обычные настенные часы являются ненужной учебной нагрузкой и эти занятия нужно упрощать и делать поэтапно.

Сначала мы делаем обычный циферблат, но минутные черточки мы оставляем "голыми", не определяя количество минут и минутную стрелку тоже упраздняем.

Время делится на:

Чуть больше часа,

Половина второго (или час с половиной),

Около двух,

Когда эта часть окончена и ребенок ориентируется по часовой стрелке совершенно уверенно, мы переходим к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа (60 минут), но это можно вести и параллельно.

Выбросьте минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет.

Только когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат. Не торопитесь с четвертями (четверь и без четверти), не торопитесь с без пяти, без десяти и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. А если мы давно уже даем все понятия и кажется, что победа близка, правильно ли идти дальше или все-таки вернуться к циферблату с часовой стрелкой? Думаем, что введение на какое-то время циферблата только с часовой стрелкой создаст у ребенка правильное ощущение времени и улучшит его отношения с часами.

Развитие конструктивных умений и счетной деятельности

Сложи из палочек:

Ребенок воспроизводит сложенные вами фигурки. Давайте им названия, предлагая ребенку придумать, на что это похоже. Пусть ребенок попробует сложить свою фигурку. Можно складывать буквы и называть их. В этот раз мы работаем только с тремя палочками. Обратите на это внимание ребенка:

Чем похожи все-все наши фигурки? Ты заметил? (Все сложены из трех палочек.)

Обучение решению конструктивных задач

Предлагаем ребенку:

Возьми теперь себе сам из коробки три палочки. Посмотри, на карточке у меня бабочка (показываете ребенку схематический рисунок на карточке):

Я сложу одно крылышко, а ты из своих палочек - второе крылышко.

Ребенок достраивает бабочку, ориентируясь на схематический рисунок. Если это не получается, сложите всю бабочку сами, а ребенка попросите сложить такую же по образцу.

Посмотри, как я бабочку переделаю в домик:

Сложи такой домик (количество палочек не изменяется).

Посмотри, как я переделаю домик в щетку:

Сложи такую же.

Посмотри, как щетку я переделаю в треугольник:

Сложи такой треугольник.

Сколько оладушек поместится внутрь треугольника?

Даем ребенку коробочку с пуговицами и предваряем работу вопросами:

Как ты думаешь, две поместятся? Бери, пробуй. Есть еще место? Еще одна поместится? Две? Бери, пробуй…

Много поместилось? Больше двух? Больше трех? Можешь показать столько пальцев, сколько поместилось "оладушек"?

Обучение детей сравнению предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия

Обучить сравнивать длины приемом приложения.

Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.

Покажи все короткие ленты.

Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:

Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?

Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:

На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:

«Математическая рыбалка»

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.

Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Игра «Найди цифру»

В таком виде: на геометрических фигурах написаны цифры: 1 2 3.

Единица написана на треугольниках (3 штуки), двойка на кружках (3 штуки), тройка на квадратах (3 штуки). Фигуры могут быть трех разных цветов (например, синего, зеленого и красного) и трех размеров (большой, средний, маленький).

Фигурки помещены в коробочку. Ребенок должен разложить их "по цифрам".

Найди все единицы!

Игру можно оформить сюжетом: Мартышка, Слоненок и Попугай делят фигурки. Мартышке - с единицей, Попугаю - с двойкой, Слоненку - с тройкой. (Если Вы знакомили ребенка только с цифрой 1 или только с цифрами 1 и 2, проводите игру с этими цифрами. Затем вводите новую цифру и проводите игру, включая ее распознавание.)

Задания идут последовательно: сначала надо выбрать все 1, затем среди оставшихся фигур предлагаем ребенку найти все 2, затем 3. На этом этапе ребенок может заметить, что тройки написаны на всех оставшихся фигурках, поэтому отбирать их специально не нужно.

Когда группировка выполнена, предлагаем ребенку вопрос: "Здесь у тебя все единицы, а что интересного еще можно сказать об этой кучке фигурок?" (Это все треугольники.)

Если ребенок это замечает, рассматриваем следующие две группы, делая обобщение: "Это все кружки. Это все квадратики".

Другому ребенку, если он был рядом, предлагаем сделать это же упражнение (предварительно все смешав), но выбрать сначала тройки и т. д.

Интересно, если второй ребенок учел результаты предыдущей работы и сразу отобрал все квадраты, зная, что только на них тройки и т. д.

Обучение детей сравнению предметов по размеру. Конструирование сюжета

Пуговицы трех размеров (разной формы и цвета) просим ребенка разложить в три коробочки также трех размеров (большая, средняя и маленькая). Вместо пуговиц можно использовать кружки из плотного картона.

Завершаем упражнение обобщением:

Какие здесь все пуговицы? (Большие.)

Какие здесь? (Здесь - все маленькие. А здесь - все побольше.)

Покажи мне самую большую коробочку. Поставь ее первой. Второй поставь среднюю коробочку. Третьей - самую маленькую. Сосчитай их по порядку. (Первая, вторая, третья.)

Закрой их крышками (ребенок должен подобрать подходящие крышки из нескольких). Коробочки должны быть одинаковой формы и отличаться только размерами. Удобно сделать набор таких коробочек из бумаги в стиле оригами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста. Условия организации дидактических игр. Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми детей. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2010

    Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры: структура и виды. Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания, любознательности, наблюдательности, познавательных и умственных способностей детей.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Особенности развития математических способностей, преимущества использования дидактических игр в процессе занятий. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам математики посредством дидактических игр и задач, оценка их эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2012

    Специфика развития математических способностей. Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление. Роль дидактических игр. Методика обучения счету и основам математики дошкольников через игровую деятельность.

    реферат , добавлен 04.03.2008

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями группы детей дошкольного возраста. Наблюдение и анализ руководства дидактическими и творческими играми, трудовым процессом дошкольников. Организация взаимодействия воспитателя с родителями.

    отчет по практике , добавлен 06.02.2011

    Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Понятие дидактической игры, её структура, особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Использование дидактических игр в разных возрастных группах.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.

    реферат , добавлен 03.09.2010

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Изучение понятия познавательной активности детей дошкольного возраста и путей ее активизации. Использование занимательного математического материала в непосредственно-образовательной деятельности как средства развития познавательной активности детей.

Надежда Балькина

В средней группе мы только начинаем осваивать сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием.

Особенность сюжетно – дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счёта и измерения.

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближённо, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

В какие же сюжетно – ролевые игры мы включили формирование элементарных математических представлений?

Игра «Магазин»

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5.

При подготовке к игре воспитатель может использовать разные поводы. Так можно воспользоваться приближением праздника или дня рождения кого – нибудь из детей. А можно и просто необходимостью что – либо купить.

Сегодня у Сони День рождение и к ней придут подруги. Она должна купить в магазине угощения.

Игра "Магазин" показывает, что ребенок обращается к счету в том случае, если в последнем появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в название конечного результата.

(Сколько купила бананов, конфет и т. д.) - заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета.

Игра "Путешествие по реке"

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5. Упражнять в умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: слева, справа, впереди, сзади.

Игра «В гости к бабушке»

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5. Закреплять понятие «Сколько», «Поровну».


Игра «Семья»

Цель – Закреплять понятия «Большая, средняя, маленькая». Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Игра «У бабушки в деревне»

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5. Упражнять в умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления далеко, близко.

Итак делаем вывод, что любая сюжетно - дидактическая игра может быть использована для формирования и закрепления элементарных математических представлений.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе Дидактическая игра «Найди и назови» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры:.

Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе. № 1 Игра «Замри» Дети выходят из-за столов на свободную территорию комнаты. Воспитатель уточняет правила игры и показывает пример. Воспитатель:.

Дидактические игры по математике в средней группе Дидактическая игра «Спортивная семья».Дидактическая задача. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, используя в речи определенные.

Я не буду говорить об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно. Мне хотелось более подробно остановиться.

Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы Среди множества занимательных приемов обучения дошкольников ЭМП, хочется обратить внимание педагогов на использование математических сказок.

Конспект ИОС с математическим содержанием «Путешествие снежинки» Тема: «Путешествие снежинки» Программное содержание: Уточнить знания детей о времени года, зимних месяцах. Закрепить навыки порядкового.

Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА Д/И «НАОБОРОТ» Цель: активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины.