Может ли сам человек управлять своими интересами. Важно, чтобы всё, чему человек уделяет внимание, расцветало. Квадрант управления эмоциями других

ЗАНЯТИЕ 25.

Тема: «Интересы и склонности в профессиональном выборе».

Цель: знакомство с признаками проявления интереса, со значением интересов в жизни человека; выявление особенностей своих интересов и склонностей; соотнесение области своих интересов и склонностей с требованиями различных профессий; формирование адекватной самооценки для определения профессионально важных качеств.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Знакомство с целью и темой занятия.

    Теоретическая часть.

Интересы и склонности и их учет в выборе профессионального труда

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия, которые встречаются и в труде.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно будет выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес - это не свойство вещи (книги, кинофильма и т.п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Если человек выбирает профессию, которая ему не интересна, то он никогда не получит удовлетворения от своего труда и маловероятно, что будет успешен в профессиональной деятельности.

    Практические работы по выявлению своих интересов и склонностей.

Задание 1. Выявите свои интересы.

Итог по результатам практической работы по выполнению теста Голланда на занятии «Межгалактическая вечеринка»:

а) назовите предпочтительный для вас тип профессий;

б) назовите профессии, которые относятся к этому типу;

в) какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий;

г) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям в вашем регионе.

Задание 2. Проверьте устойчивость своих интересов.

В течение 3 мин напишите в тетради как можно больше слов. Как можно больше!

А теперь опять-таки в течение 3 мин напишите как можно больше слов, относящихся к любимому занятию.

1. Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу.

2. Подсчитайте общее количество написанных слов, относящихся к любимому занятию. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу. Большое количество верно написанных слов свидетельствует об осознанности выбора вашей работы, о связи с результатами предыдущих анкет.

При анализе результатов выполнения обоих пунктов этого задания обратите внимание на следующее (при затруднении обратитесь за помощью к преподавателю):

а) насколько широко и разносторонне охватывают написанные слова предпочитаемую вами сферу деятельности или область знаний;

б) к какому аспекту деятельности (непосредственное выполнение или общение, руководство, подчинение, планирование и т д.) преимущественно относятся написанные слова;

в) насколько написанные слова взаимосвязаны между собой.

По данным заполнения карты самооценки склонностей (задание 2) и результатам выполнения этого задания можно сделать вполне определенные выводы. Например, если из предыдущего задания следует, что вас интересуют точные науки, а результаты задания 3 подтверждают этот интерес (наибольшее количество слов, связанных с занятиями точными науками), то можно сделать вывод о наличии у вас стойких профессиональных намерений и проявлении профессионального самоопределения. В случае расхождения результатов можно судить о поверхностных профессиональных намерениях и отсутствии сознательного отношения к выбору профессии.

Итог:

1. Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей:

а) область интересов... ; б) предпочтительный тип профессии.. ; в) любимое занятие....

2. Назовите профессии, которые одновременно относились бы и к области ваших интересов, и к предпочтительному для вас типу профессий, и к предпочитаемой вами сфере деятельности.

3. Какие требования предъявляют к человеку эти профессии?

  1. Как управлять интересами и склонностями

Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.

Может ли сам человек управлять своими интересами и если да, то как это делать? Обратимся к эпизоду из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда главный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли. И какой он нашел выход из положения? (Здесь этот отрывок приведен в сокращении.)

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался... тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

А, это ты Бен! Я и не заметил.

Слушай-ка, я иду купаться... да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну, конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

Что ты называешь работой?

А разве это не работа?

Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

Я дам тебе все яблоко - все что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее».

Конечно, дать однозначные рецепты, как делать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями, невозможно. Но вот некоторые соображения на этот счет.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и обязательно преодолимым.

2. Попробуем немного порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно. Действует установка, как, например, в цирке: выходит клоун, он еще ничего не сказал, не сделал, а нам уже весело, мы смеемся. Мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения,- это, кстати, доказано и учеными в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах! Вообразить! Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроиться на интересное, привести себя в хорошее настроение. И эту задачу можно решить. Надо вспомнить, как вы ведете себя, когда приступаете к любимому занятию, и поступить точно так же.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно, отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность - основной источник увлечения работой. Когда торопитесь, внимание распыляется: и работаете, и следите за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она окажется скучной, ибо интерес - это и есть сосредоточение внимания. Работать тщательно - значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты.

4. Интерес сразу не сформируется, поэтому возникает вопрос: сколько же времени надо работать, следя за собой, тщательно и с психологической установкой на интерес?

Теоретически даже единственный опыт останется в памяти человека, один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели, т. е. двадцать один день. Единого мнения на этот счет нет.

Так сколько же дней надо продолжать опыт по формированию у себя интереса? Вернее всего, до первого успеха и дальше. Успех окрыляет человека и дает ему силы, ведет к увлечению.

5. И последнее. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес или склонность, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности к какой-то области знаний или практической деятельности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно же, хорошо.

    Рефлексия.

Вопросы и задания.

1. По каким признакам судят о наличии интересов к определенной области у человека?

2. Как различаются интересы?

3. Что такое склонности и как они проявляются?

4. Может ли сам человек управлять своими интересами?

5. Какую роль играют интересы и склонности в выборе профессии?

6. Если человек занимается неинтересным делом, проигрывает не только он, но и общество в целом. Почему?

7. Вместо точек в нижеприведенном тексте вставьте пропущенные слова:

а) Применительно к выбору профессии интересы – это … отношение к определенной области труда, стремление к … и деятельности.

б) В том случае, когда с интересами связаны … планы, говорят о профессиональных интересах.

в) Интерес – это не свойство вещи, а свойство …

8. Подумайте, у кого из кратко описанных учащихся более ярко выражены склонности к практическому преобразованию окружающей общественной среды.

Ученик А. Проявляет повышенный интерес к событиям в стране и за рубежом. Много читает, хорошо играет в шахматы, и в летнем лагере был назначен старостой шахматного кружка. На занятиях кружка хорошо объясняет и показывает позиции, ведет учет посещаемости. Часто увлекается игрой сам. Работает в основном с теми, кто хорошо играет, а от непосед и шалунов старается отстраниться, избавиться.

Ученица Н. Хорошо учится, активна в учебе, в труде и спорте, в художественной самодеятельности, хотя ни в одном из этих видов деятельности не выделяется среди других. Н.- большой реалист. Когда на школьном совете обсуждали вопрос об организации комбината «Своими руками», она встала и минут пять, загибая пальцы, перечисляла, что нужно сделать. Когда же ей поручили организовать группу сильных мальчиков для переноски столов, а самый сильный из ребят отказался, Н., высказалась: «Сейчас соберу одних девчонок и ребят из младших классов, они посильнее некоторых, что с гантелями». Слово сработало.

1. Цели , которые мы ставим перед собой, должны быть достижимыми.

2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна . Действует установка , например, как в цирке. Клоун только вышел, а мы уже смеемся. Потому что у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Потому что тщательность – основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, она покажется скучной, т.к. интерес – это и есть сосредоточение внимания.

4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес ? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого успеха и дальше.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в работе . Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные . Это, конечно, хорошо, и в первую очередь, для тебя же самого.

Советы

Отношения с родителями

Ø Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

Ø Постарайся объясняться с родителями человеческим языком - это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

Ø Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.



Ø Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

Ø Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

Ø Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

Ø Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

Ø Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

Ø Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

Ø Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

Ø Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

Ø Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

Ø Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

Ø Возвращение домой к определенному времени - это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

Ø О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

Ø Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

Ø Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

Ø Если родители решили разводиться, конечно, - это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать - самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное - запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

Школа и ты

Ø Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

Ø Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

Ø Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

Ø Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

Ø Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

Ø Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

Ø Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

Ø Если ребята убегают с урока всем классом, постарайся убедить их, что необходимо остаться (контрольная завтра, позже будет интересный урок и т. д.). Однако если не получилось, оставаться в классе одному не имеет смысла, а уж тем более жаловаться учителю.

Ø Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

1. Цели , которые мы ставим перед собой, должны быть достижимыми.

2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна . Действует установка , например, как в цирке. Клоун только вышел, а мы уже смеемся. Потому что у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Потому что тщательность – основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, она покажется скучной, т.к. интерес – это и есть сосредоточение внимания.

4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес ? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого успеха и дальше.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в работе . Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные . Это, конечно, хорошо, и в первую очередь, для тебя же самого.

СОВЕТЫ

Отношения с родителями

Ø Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

Ø Постарайся объясняться с родителями человеческим языком - это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

Ø Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

Ø Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

Ø Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

Ø Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

Ø Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

Ø Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

Ø Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

Ø Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

Ø Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

Ø Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

Ø Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

Ø Возвращение домой к определенному времени - это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

Ø О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

Ø Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

Ø Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

Ø Если родители решили разводиться, конечно, - это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать - самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное - запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

Школа и ты

Ø Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

Ø Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

Ø Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

Ø Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

Ø Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

Ø Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

Ø Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

Ø Если ребята убегают с урока всем классом, постарайся убедить их, что необходимо остаться (контрольная завтра, позже будет интересный урок и т. д.). Однако если не получилось, оставаться в классе одному не имеет смысла, а уж тем более жаловаться учителю.

Ø Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.


РЕЗЮМЕ

Резюме - информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.

Как правильно составить резюме:

Текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на компьютере;

Текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, двух страницах;

Будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание личных профессиональных возможностей создаст о вас неопределенное впечатление;

Опишите, какой опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;

Опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;

Не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;

Проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;

План составления резюме

Фамилия, имя, отчество

Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения)

Образование (последнее место учебы: название учебного заведения,
время обучения с... по...)

Дополнительные навыки:

дополнительное образование (курсы);

знание языков (родной, иностранный);

компьютерная грамотность (какие программы знаешь);

участие в конференциях и семинарах и др.

Навыки и умения, которые приобретены в процессе учебы:

Основные черты характера, которые Вы цените в себе. Награды, гра­моты, звания

Для связи: домашний адрес и телефон

Дата и подпись.


Автобиография начинается со слов «Я, фамилия, имя, отчество,...». Да­лее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:

  • автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем раз­вернутой, отражающей основные события нашей жизни;
  • важно, чтобы информация, указанная и автобиографии, помогла, вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;
  • при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте ука­зать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, ко­торые были сделаны после этого события;
  • текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качествен­ной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком;
  • автобиография должна быть подписана и датирована. Если она за­нимает несколько листов, то подписывается каждый лист.

Инструкция для учащихся

Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные пред­ложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии. План написания автобиографии:

  • Фамилия, имя, отчество
  • Родился(-лась) день, месяц, год, место рождения
  • Образование (класс)
  • Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье...)
  • Дошкольное детство
  • Чем увлекался(-лась) в дошкольном возрасте, ходил(а) ли в детский сад
  • Любимые игрушки
  • Детские мечты, желания
  • Школьная жизнь
  • Первое впечатление о школе
  • Самое яркое событие, связанное со школой
  • Кем я хотел(а) быть в 7-9 лет и почему
  • Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)
  • Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)
  • Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта
  • Человек, оказавший на меня большое влияние
  • Переломный момент в моей жизни (краткое описание)
  • Отношения с родителями в детстве и в настоящее время
  • Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми.

Профильное обучение.

Вы не одиноки! Многим из нас не хватает настойчивости. Мы боимся задеть чьи-нибудь чувства, разочаровать кого-то, показаться невежливым…

Можно быть настойчивым, соблюдая баланс между честностью перед собой и своими интересами.

Научившись быть настойчивее, вы начнете жить более счастливой жизнью, которая будет лучше соответствовать вашим интересам.

Исследования показывают, что люди, которые отстаивают свои интересы, достигают лучших результатов в карьере и отношениях и вообще добиваются большего – и при этом у них больше свободного времени!


Три главных элемента настойчивости:

  • Знать, чего вы хотите
  • Знать, что вы желаете того, что хотите
  • Иметь смелость, чтобы выражать свои нужды

Вы можете развить эти навыки при помощи метода Сильва ! Изучайте упражнения на воображение, в которых вы четко визуализируете желаемый результат. Перепрограммируйте саморазрушительные убеждения, такие как «я не достоин…». При помощи таких техник, как техника Трех пальцев развивайте смелость, чтобы выражать свои потребности. Программируйте себя на то, чтобы быть более спокойным и более уверенным, прежде чем из-за нехватки этих качеств у вас возникнут проблемы. Со временем вы привыкнете отстаивать свои интересы без чувства стыда или вины.

Говорить «да», на самом деле думая «нет» — привычка, если вы делаете это нередко. Вы можете использовать упражнения для Контроля привычек, чтобы сформировать привычку озвучивать свои истинные нужды и желания! Привычка – это попросту мысль (или действие, или фраза), которая постоянно повторяется и в итоге автоматизируется. Так что для того, чтобы сформировать привычку говорить «нет» , если так будет лучше для вас, нужно верить, что вы заслуживаете результата, который получите, сказав «нет», и можете говорить свое «нет» без чувства вины.

У вас есть полное право удовлетворять свои нужды!

Кстати, о чувстве вины… Труднее всего отстаивать свои интересы перед друзьями и родственниками! Это самые важные люди. Те, кому мы хотим угодить. Мы часто делаем то, чего не хотим, просто чтобы избежать конфликта или разочарования.

Все мы хотим быть готовыми прийти на помощь и хотим, чтобы нас считали такими. Но если вы не выражаете своих нужд и не уважаете их, это лишь приводит к серьезному стрессу , который угнетает вашу способность помогать другим!

Как научиться отстаивать свои интересы:

  • Не вдавайтесь в долгие объяснения. Не нужно рассказывать просящему историю своей жизни или готовить извинительную речь. Вы поступаете правильно для себя, говоря «нет». У вас есть полное право так сделать, так что вам не нужно за это извиняться. Да, вы можете искренне сожалеть о том, что не можете помочь, но, тем не менее, вы не обязаны говорить: «К сожалению, я не могу – я обещал своей тете помочь ей с тем-то и тем-то, потом мне нужно отвезти детей на уроки игры на фортепиано, потом то-то, то-то…» Будет достаточно первых пяти слов: «К сожалению, я не могу».
  • Разрушайте шаблоны. Какая-либо форма ублажения начальника, партнера и т. д. может легко стать привычным делом. Так что вместо того чтобы прямо сказать «нет» (сразу же), предложите альтернативу. «Я обожаю ходить с тобой на футбол, но я очень хочу поехать кататься на лыжах в эти выходные».
  • Используйте я-утверждения. Когда вы говорите «я», вы выражаете свои нужды – на которые у вас есть полное право. Когда вы говорите «ты» (или «вы»), это вызывает у собеседника оборонительную реакцию. Скажите: «Я очень стеснен в средствах, и поэтому не потяну поездку в Пуэрто-Рико». – Вместо: «Ты постоянно приглашаешь меня в Пуэрто-Рико, хотя знаешь, что я не могу себе этого позволить!»
  • Просите в правильное время. На работе у вас могут быть трудности с тем, чтобы попросить прибавку, даже если вы работаете сверх нормы. Лучшее время для этого – после какой-нибудь «победы», то есть после того, как вы достигли чего-то заметного. Будьте готовы обсудить свой вклад в общее дело, а также рассказать о том, как организации помогут ваши будущие усилия. Если вам откажут, сразу же попросите устроить пересмотр оплаты через два месяца.

Говорите «нет» чаще. Уважайте свои потребности и желания!

Что касается отношений, не говорите с партнером о его проблеме, когда он пребывает в стрессовом состоянии. Подождите, пока страсти утихнут, чтобы партнеру не казалось, что вы лишь подливаете масла в огонь.

  • Выражайте свои нужды просто и емко. Люди, которым не хватает уверенности, часто говорят либо слишком много, либо недостаточно. В результате основная мысль теряется в куче других мыслей или выражается не до конца.
  • Знайте факты и предвидьте ответы. Когда вы знаете факты и необходимые детали, вы можете излагать свои соображения более уверенно. Предвидьте поступки и реакции других людей на ваши действия. Работайте над своими собственными реакциями.
  • Самосовершенствуйтесь. Управляйте своими мыслями. Управляйте своими эмоциями. Достигните в чем-нибудь высокого уровня – наработайте навыки, накопите знания и уверенность в себе. Чем больше вы управляете собой, тем лучше вы себя чувствуете, когда отстаиваете свои интересы.
  • Выигрышная комбинация: нужды, сочувствие и я-утверждения.

Прежде всего, скажите, как сильно вам что-то нравится, затем сформулируйте проблему, а затем зароните зерно решения.

Допустим, например, ваша подруга просит вас присмотреть за ее детьми – не изредка, а настолько часто, что это можно счесть злоупотреблением вашей добротой. Скажите: «Мне очень нравится, когда твои дети играют у меня дома, но когда они приходят, мои дети не могут делать уроки. Мне нужно больше времени проводить с ними наедине, чтобы мы могли сфокусироваться на учебе».

Вы озвучиваете свои потребности и прямо намекаете своей подруге на правильное решение.

Затем, если она не поймет намека, проявите сочувствие: «Я знаю, что трудно заниматься кучей домашних дел, когда вокруг бегают дети, так что ты понимаешь, каково мне, когда у меня дома не только мои, но и твои дети!»

Затем добавьте я-утверждение: «Мне сложно сфокусироваться на обучении в атмосфере, похожей на детский сад».

А если ничего не работает… «К сожалению, я не могу присмотреть за твоими детьми».

Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва

P.S. А вам легко говорить «нет»? Легко ли вам дается отстаивание своих интересов?

10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ

Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.

Мужчина, руководствуйся собственными целями!

Александр Бирюков


Беда современного мужчины заключается в том, что он не умеет жить собственными интересами. Он даже не знает, что это за интересы такие – собственные. С малолетства и до самой старости окружающие трамбуют его мозг требованием соответствовать их ожиданиям. Мужчина должен жить интересами бабушки, мамы, учительницы мариванны, соседки лены, девушки наташи, друга пети, коллеги сергея, даже соседского кота мурзика, но только не собственными. Общество утверждает, что у мужчины нет и не может быть собственных интересов. Это расходный материал, что-то среднее между моторным маслом и бумагой для принтера. Я не призываю быть эгоистом. Но...


Ты вышел во двор с новой игрушкой и хочешь вдоволь наиграться ею, но девочка марина вырывает у тебя её из рук? Не смей сопротивляться, она же девочка!!! Она маленькая, слабенькая и такая миленькая, а ты негодный мальчишка! Никогда не забывай об этом! Её интересы приоритетнее твоих.

Ты отлично играешь на гитаре и создал школьную группу, которая неплохо смотрится не только на школьной дискотеке. Но твоя мамочка всегда мечтала о сыне-юристе. Ещё когда тебя не было в помине, она грезила увидеть сына с адвокатской папочкой. Ты же благодарный сын и не хочешь наступить на горло материнской песне, не так ли? Что? У тебя нет способностей к работе юриста? Не смей даже думать об этом, мамочка лучше знает, что хорошо для её сыночка. Твой десятый класс начинается в школе, которая готовит к поступлению на юрфак.

У тебя склонности к физике, ты конструируешь модели самолётов, которые отлично летают, но твоя мама мечтала о сыне-враче. Мужчина в белом халате – это так красиво, лирично и романтично, а главное - солидно! С эдакой вот причёской, ручка из кармана, серьёзный вид… ах! «На что жалуетесь?» Мечта, а не сын. Твои документы взяты из бауманки и поданы в мед. Твой номер шестнадцатый, ты существуешь для того, чтобы исполнять мечты любимой мамочки. Она дала тебе жизнь, и теперь может делать с тобой, что захочет.

Помни, что с 20-22 лет ты обязан жить один. Отдельно от родителей, братьев, сестёр и прочих родственников. Снимать квартиру на пару с другом допустимо только в студенчестве, да и то не комильфо. Ты говоришь, что живя с сестрой у тебя гораздо меньше времени уходит на быт, а денег – на арендную плату? Ты говоришь, что это время можно потратить на свои задачи, а деньги заставить работать и приносит доход? Всё с тобой ясно. Ты лох, нищеброд и неудачник. А все твои доводы – это нелепые отговорки.

Не забывай, что с 20-22 лет у тебя должна быть своя машина. Что ты сказал? Тебе до работы пять минут ходьбы, а больше ты нигде не бываешь, и она тебе не нужна? Это не повод нарушать устои! Запомни – мужчина без машины – это ! Какой ещё Дэу Матиз? Что-что? Говоришь, на ней можно так же добраться до магазина, как и на бэхе? Но-но, ты давай не придумывай тут! Ты можешь снимать койку у бабки-алкоголички за 50 километров от черты города, питаться бомжпакетами и экономить на туалетной бумаге, но тьолок подвозить ты обязан на крутой тачиле! Клёвые чики в матизы не садятся. Не их фасон. Не их центр тяжести. Э, друг, ты что ты сейчас сказал? Что на два миллиона можно открыть небольшое дело или внести первый взнос по ипотеке? Ты говори, да не заговаривайся! Тачила, брат. Тачила. Ты теперь властелин колец. Всё, капец.

Ты ещё скажи, что на метро гораздо быстрее, и в пробке не застрянешь часа на два. Я посмеюсь. Оправдания нищеброда. Которому… ну ты понял.

То же правило касается: часов, мобилы, ремня, ноубука и т.д., и т.п. Даже если аппарат А выполняет те же функции, что и аппарат В, но аппарат В статуснее, ты обязан купить именно В. Иначе ты лох, нищеброд и неудачник. Твои доводы о рациональности и функциональности никого не интересуют. Запомни: ты зарабатываешь деньги не для себя. Ты зарабатываешь их для людей. Совершенно чужих людей, ожиданиям которых ты обязан соответствовать.

На работе, дома, соседи и друзья вешают на тебя свои проблемы и заставляют тебя решать их? Так решай, иначе зачем ты коптишь небо? Что? Говоришь, это не даёт тебе заниматься своими делами? А какие, собственно, у тебя могут быть свои дела? Ты создан лишь для того, чтобы обслуживать окружающих. Ты должен быть удобен и прост в использовании.

Мужчина обязан ИСКАТЬ женщину. Не просто не избегать, интересоваться и присматриваться, а именно искать. Настойчиво. Ходить по улицам со включённым бабоискателем и прислушиваться к его сигналам. Ты обязан посещать а)тусовки, б)клубы, в)вписки, г) иные места скопления трезвого и не совсем трезвого народа. Всё с целью подцепить чику (дабы потом заполнить ею пространство твоей крутой тачилы). Всем наплевать на то, что ты можешь потратить это время на саморазвитие, хобби, карьеру, реализацию давней мечты. Не может у тебя быть никакой мечты, кроме чики. И тачилы с нею внутри. И ты обязан её настойчиво искать.

Нашёл? Отлично. . Да-да, ты не ослышался. Каждый уважающий себя мужчина обязан каждую проходящую мимо него женщину приглашать в ресторан. И ту. И вон ту, на остановке. И эту вот, которая… Ты не любишь душных помещений с массой народа? Ты хочешь погулять на нейтральной территории, дабы узнать человека? Ты не желаешь быть спонсором, хочешь, чтобы тебя любили за личные качества, а не за деньги? Не хочешь собирать меркантильных особ? Всё с тобой понятно. Ты лох, нищеброд и неудачнкин. Ты зарабатываешь деньги не для себя. Ты зарабатываешь деньги для женщин, а твои интересы никому не интересны. За каламбур не извиняюсь. Не заслужил.


Тебя заинтересовала некая маша-даша. Нет, ты не влюбился в неё, просто понял, что к этому человеку стоит присмотреться. Теперь , а она должна капризничать, вилять, динамить тебя и вытирать об тебя ноги. А ты мужчина! Ты обязан раз за разом бросаться на амбразуры, стараясь лбом разбить железобетон. Ты обязан упрашивать, умолять, унижаться. Ты мужчина! Твоё дело добиваться. Она женщина, её дело капризничать. Не забывай: тачила, ресторан. Ресторан, тачила (повторю ещё раз). Но этого мало. Чтобы доказать свою любовь, ты обязан добавить к этому набору а) драгоценности, б)круиз, в)дорогие тряпки. И не вздумай требовать взаимности! Она тебе не проститутка, ты её не купил! Она Свободная Сильная Женщина. Личность. А ты – нет. Ты обслуга.

Говоришь, глупо тратить время и деньги на человека, которая не делает встречных шагов, а только ломается и капризничает? Говоришь, что не хочешь женщину, которая продаёт тебе секс за деньги? Говоришь, что лучше все эти ресурсы вложить не в малознакомую особу, а в себя? Время потратить на саморазвитие, а деньги заставить работать и приносить доход? Ты лох, нищеброд и неудачкин. А ещё ты немужчина. У мужчин нет своих интересов. Неужели ты этого ещё не понял?

Если ты думаешь, что вышеперечисленное – это всё, что ты обязан, ты глубоко заблуждаешься. У тебя есть ещё один ресурс, на которое ты не имеешь никакого права. Время. Ты обязан по первому зову быть как часовой на посту. И даже без зова – настоящий мужчина без слов угадывает желания свое крошки. Ночь ли, день, работаешь ли ты или лежишь в лихорадке – ты обязан: а) развлечь, успокоить, поболтать, рассмешить, б) явиться и ликвидировать любые затруднения, будь то авария на дороге, перегоревшая лампочка, компьютерный вирус или блохи у кошки. Кошки подруги. Вернее, у кошки её парня. Да, ты обязан и парню подруги. Если ты услышал в трубке «мне скучно», то ты обязан прервать переговоры, закрыть контору, сбежать с операционного стола, остановить запуск ракеты. И мухой – МУХОЙ мчаться к своей крошке. Иначе он не уделял мне внимания. Оннеуделялмневнимания. Вот подлец! Лох, нищеброд и неудачкин…

Тебе улыбнулась несказанная, неслыханная удача, и маша-даша всего через год твоих усилий распахнула перед тобой ворота рая. Ты завоевал её! Гимн, фанфары, литавры и тимапаны! Хорус рвётся от голосов, славящих твою победу! Отпраздновал? Молодец. Не забывай, что все предыдущие повинности с тебя никто не снимал. Ты по-прежнему обязан приносить обильные жертвы на алтарь машидаши. Иначе богиня отвернётся от тебя. Но теперь ты должен узаконить ваши отношения. Да, вот так сразу. Чего время тянуть? Неделя – и хватит. Э, как это – присмотреться-притереться? Как это – проверить друг друга в горе и в радости? Ничего подобного. Мы обязаны положить к себе в постель государство. Прямо посередине кровати, ровно между нами. Или ты, холоп, не счастлив, что машадаша соблаговолила? А ну мухой за паспортом – и на учёт! Иначе что соседи скажут, а?! Ты разве забыл, что твоя обязанность – отчитываться перед каждым прохожим?

У тебя появились деньги, и ты хочешь откладывать их, дабы потом получать доход от вложений или открыть бизнес? Не вздумай. Ты обязан потратить их на клубы, женщин и ненужные дорогие безделушки. У тебя появились большие деньги, и ты надумал открыть своё дело или купить квартиру побольше? Не говори ерунды. Ты обязан купить на них крутую тачку, дабы катать тёлок. Ты работаешь, и тебе всего хватает? Устраивайся на вторую (третью) работу, чтобы ублажить киску и накупить ещё больше ненужных тебе гаджетов. У тебя есть свободное время, и ты решил получить второе образование, написать диссертацию, роман или открыть лекарство от рака? Даже не мечтай. Ты обязан найти женщину и всё свободное время завоёвывать её. У тебя есть возможность не работать, и ты решил наконец-то совершить то, о чём мечтал – путешествие к Северному Полюсу? Забудь. Ты обязан а)устроиться на три работы, б) найти женщину, в) выбросить в мусорку все свои мечты. И сделай это как можно раньше, чтобы не заставлять окружающих ждать, когда ты начнёшь оправдывать их ожидания.

……….

Если бы я взялся описывать всё то, чего требуют от мужчины окружающие, причём требуют во вред самому мужчине, то мне понадобилось бы две-три человеческие жизни. Поэтому остановлюсь на этом. Надо ли говорить, что всё это – только ничтожная часть того, чего ожидают от вас чужие люди? Я не призываю быть эгоистом. Но когда вас пытаются сделать ковриком для ног, стоит наконец сказать "нет". Я не призываю вас к скопидомству. Но отличать собственные желания от чужих манипуляций должен каждый здравомыслящий человек. У вас есть два выхода: жить по чужим командам, свисткам и нагоняям или руководствоваться собственными целями и своими интересами. Выбор за вами.