Во глубине сибирских кто написал. Анализ стихотворения пушкина. Структурный анализ «Во глубине сибирских руд»

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут -- и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Переход на страницу .

Примечания

"Во глубине сибирских руд..." (стр. 165). Послание декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Очень многих из них Пушкин знал лично. Двое -- Пущин и Кюхельбекер -- были его лицейскими товарищами. В словах "Храните гордое терпенье" они могли услышать отзвук лицейской "Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея" Дельвига, исполнявшейся лицеистами хором на акте по случаю первого выпуска. В песне были такие слова: Храните, о друзья, храните Ту ж дружбу с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде -- да, неправде -- нет, В несчастье гордое терпенье, И в счастье -- всем равно привет! Свое послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них, А. Г. Муравьевой, уезжавшей из Москвы в начале января 1827 г. к мужу -- Никите Муравьеву -- в Сибирь. В своем ответе Пушкину декабрист А. И. Одоевский писал: Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И -- лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард, цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, -- И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы, Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. Стихи Пушкина и ответ Одоевского ходили в многочисленных списках по рукам и имели огромное революционизирующее значение. Слова Одоевского "Из искры возгорится пламя" В. И. Ленин взял эпиграфом для газеты "Искра". Переход на страницу

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...», анализ которого представлен в этой статье, обращено к тем из друзей, кто были единомышленниками лирического героя, «горевшего» желанием освободить родину от «гнета власти роковой». Послание «К Чаадаеву» (1818), содержавшее эти образы, становится реминисцентным фоном для него.

Временная дистанция, возникающая при сопоставлении двух посланий, важна для выявления постоянства в отношении к друзьям, верности идеалам юности. Новым аспектом является стремление подвести итог деятельности поколения, вписать современные, животрепещущие события в историю, показав значительность вклада единомышленников в развитие цивилизации. Они «братья» всех борцов за свободу, на их долю выпало принять «меч» у предшественников (образы из последней строфы послания «Во глубине сибирских руд...»), чтобы вступить в поединок с теми, кто обрекает людей на участь рабов, влачащих жизнь в «оковах», заключенных в «темницы» (там же).

Как и раннее стихотворение, послание к пребывающим в «каторжных норах», за «мрачными затворами» друзьям написано четырехстопным ямбом. За образом реальной неволи просвечивает обобщенный смысл. Она становится ценой за «дум высокое стремленье», конкретные проявления которого можно восстановить, прислушавшись к откровенным признаниям лирического героя вольнолюбивой поэзии Пушкина. Он одушевлен просветительскими идеалами, согласившись с тем, что свобода — естественное право каждого, соблюдать которое призван закон. Его попрание власть имущими воспринимается им как личное оскорбление.

Новаторством Пушкина является ощутимость в передаче бедственных обстоятельств, в которых оказались наследники радищевского «мстителя» (строфы 13, 16). Как и в оде Радищева, в послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина превалирует жизнеутверждающий пафос, возвышаются непримиримость к пороку и злу, бунтарство, готовность отдать все силы и саму жизнь за наступление желанной поры. Лирический герой стремится утвердить единомышленников в вере в то, что она придет, и ничего из нравственных и действенных проявлений их мировоззрения не пропадет даром:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Придет желанная пора!

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут...

Однако вход в царство свободы — это абстрактный образ, «братья меч... отдадут», возвращая его тем, кто первым поднял оружие против власти, в воображении, виртуально (слово «виртуально» существовало еще в античности, происходило от лат. «возможный, появляющийся при определенных условиях»). В реальности новые «мстители» (образ из оды Радищева) в Сибири, на каторге, в «мрачном подземелье», погружены в тяжкие, скорбные переживания. Перед ними выстроены «затворы», препятствующие тому, чтобы им были доступны выражение привязанности, эстетическое наслаждение. Свободный голос поэта может пробиться сквозь препятствия, и в нем узники должны услышать подтверждение своей правоты, признание высокого смысла своих страданий. Он может донести «любовь и дружество», пробудить бодрость духа, напомнить о надеждах юности:

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Разбудит бодрость и веселье...

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Друзья снова вместе, общность мироощущения остается важнейшим фактором, позволяющим не чувствовать себя одиноким. Однако судьба единомышленников лирического героя оказалась отличной от его свободного будущего, они пострадали за свои убеждения, переживают «несчастье», объединившее их (для лирического героя, не отделяющего себя от единомышленников, важно подчеркнуть, что никто не в праве присоединять свое имя к братству мучеников — «Не пропадет ваш скорбный труд...», «ваши каторжные норы», «...и свобода/Вас примет радостно у входа...»). Делом они доказали могущество духа, преодолевающего слабости, побеждающего судьбу. До прекрасного будущего остался шаг, их победа несомненна: «оковы... падут», «темницы рухнут», нужно лишь сохранить «гордое терпенье». Но жизнь человека коротка, и не всем удастся войти в царство свободы.

Трагический отсвет падает и на предшественников, все борцы против неволи — герои, сознательно выбравшие скорбную судьбу. Трагический герой — особое понятие, термин, акцентирующий, что главным в участи персонажа становятся не положение жертвы обстоятельств, а волевое усилие, направленное на борьбу с ними, хотя ему известно об их силе, о том, что она превосходит возможности человека. Вступая в безысходный конфликт с судьбой, герой демонстрирует исключительность натуры. В стихотворении Пушкина «Во глубине сибирских руд...», анализ которого мы проводим, участники политических возмущений имеют характеристику трагических героев. В отличие от романтических произведений, максимализм, «дум высокое стремленье» каждого из них не превращает его в одинокого мечтателя или бунтаря. Это общее для всех «братьев» настроение, разделяемое единомышленниками в прошлом, настоящем и будущем, оно становится основой для создания образа, продолжающего представление Радищева о единстве «рати... бранной», поднимающейся на борьбу с «пороком, лжой и клеветой» (строфа 16 в его оде «Вольность»).

В послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина приметы «желанной поры» обрисованы обобщенно, как отсутствие насилия, неволи. Конкретику вносят переклички с другими произведениями — одой «Вольность» Радищева и вольнолюбивой лирикой самого автора. Они вызывают ассоциации (от лат. «соединение», связь между образами, понятиями, качествами, возникающая при определенных условиях, в искусстве по воле автора), способствуют появлению аллюзий (от лат. «намекать», соотнесение с известным литературным, историческим, мифологическим явлением), реминисценций (от лат. «смутное воспоминание», отзвук образа другого автора, вызывающий сопоставление). Автореминисцентный фон послания 1827 г. составляет стихотворение, написанное почти за десять лет до этого,— «К Чаадаеву» (1818).

Лирический герой послания «К Чаадаеву» также обращается к друзьям-единомышленникам, утверждая необходимость веры в будущее торжество прекрасных идеалов. Но в раннем стихотворении многие аспекты конкретизированы: поколение «любовников» свободы настолько остро воспринимает общественную несправедливость, что она вызывает потребность мести за поруганные идеалы; кроме этого, для него любовь к родине затмила все человеческие привязанности, оно слышит только ее «призыванье», стремясь освободить ее от «гнета власти роковой»; наконец, радость и наслаждение молодые бунтари находят только в борьбе, душа каждого из них нетерпеливо жаждет столкновения, томится в предчувствии победы, которая видится как «сладкое свиданье» с осуществленной мечтой. В послании «К Чаадаеву» проясняется и вопрос, какой награды за свой отказ от личных устремлений ждут борцы с самовластьем: «минута вольности» сама по себе станет «святым», сокровенным переживанием, а кроме того, в памяти потомков они останутся навсегда, так как именно им принадлежит честь («Пока сердца для чести живы...» — «К Чаадаеву») разрушения твердыни самовластья, на обломках которой будут означены их имена.

Связь между двумя посланиями выявляется не только на содержательном уровне (сходство в проблематике, обращенность к представителям одного поколения, близость мотивов самоотверженного служения и радости борьбы), но и в связи с фоническими (звуковыми) соответствиями. Эта поэтическая особенность придает сходству характер органичной, непосредственной, внутренней близости. Достигается впечатление с помощью одинаковых ассонансов. В послании «К Чаадаеву» основным звуковым повтором был звук «а» (на нем построены рифмы и первых трех четверостиший, и пятистрочного финала): славы, обман, забавы, туман, желанье, призыванье, упованья, свиданья; она, снаг, имена. В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» он слышен во второй и третьей строфах: сестра, пора, до вас, глас. Ассонанс выделяет слова, значимые в создании эмоционального настроя.

Однако обращение к декабристам проникнуто не только радостной жаждой борьбы, но и скорбным переживанием. Поэтому звуковой повтор "а" сочетается с другим ассонансом. Мрачные эмоции передаются звуком «у» (руд, труд — первая строфа). Однако у него есть и другой смысл, так как из каторжных застенков совершается прорыв к неземному счастью, которое приносит вера в осуществление прекрасной цели (в послании 1827 г. ответом на «прекрасные порывы» юности, которые лирический герой посвящает освобождению отчизны — «К Чаадаеву», становится радостная встреча победителей: свобода «примет радостно» своих защитников у входа в отвоеванное ими для нее царство).

Внимательно вслушиваясь в звучание стихотворения «Во глубине сибирских руд...», вы заметите, что на фоническом уровне проявляется динамика чувств лирического героя: от скорби к уверенности в правоте дела, которому он и его друзья отдали молодость. Во второй и третьей строфах послания «Во глубине сибирских руд...» ударный «у» акцентирует те слова, где смыслом является вера в будущее (разбудит, дружество, дойдут). В четвертом четверостишии слова с ассонансом на «у» выделяются в сознании читателя, в связи с тем что составляют опоясывающую рифму. Это не случайно, так как они важны, выражая в полной мере исторический оптимизм лирического героя (падут, отдадут). Их дополняет еще одно слово, где звучит «у», находящееся на интонационно значимой позиции — на нем завершается восходящая интонация перед выводом (рухнут). В отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивающегося восклицанием («напишут наши имена!»), в послании «Во глубине сибирских руд...» последняя строчка, также имеющая значение желаемого итога, эмоционально нейтральна, в конце стоит точка («И братья меч вам отдадут.»). Волнение лирического героя обрывается на утверждении, которое передается словом с ассонансом на «у», звучащим в последней мужской рифме. Он неожиданно становится выражением не мрачных ощущений, а «бодрости и веселья» от предчувствия «желанной поры». Так на фоническом уровне появляется возможность зафиксировать мысль, кажущуюся преждевременной и неоправданно оптимистичной в скорбной действительности: декабристы войдут в историю не как преступники, обреченные закончить жизнь в темницах, а в образе героев, смысл бытия которых — в прорыве через борьбу и бедствия к победе и счастью. Наступит день, когда падут оковы неволи, пусть это будут не реальные цепи, не ощутимая весть освобождения для попавших в сибирские тюрьмы, но тем, чьи думы всегда имели «высокое стремленье», этот день принесет осуществление заветной мечты:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Последняя строчка послания — свидетельство восстановления исторической справедливости: для потомков битва за свободу будет восприниматься как единый процесс. Еще долго будет сверкать меч в руках тех, кто не может смириться с властью порока и зла, но взойдет «Звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), наступит «избраннейщий» день (образ из оды Радищева «Вольность»), и оружие вернется к первым мстителям. Такова историческая миссия необыкновенного поколения, из которого вышли борцы за честь родины и свободу мира («Хочу воспеть свободу миру...» — Пушкин. «Вольность»).

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина

Знаменитое событие 1825 г. прямым или косвенным образом нашло отражение во многих произведениях Пушкина. Большое количество ссыльных декабристов было близкими друзьями поэта. Ссылка в Сибирь в начале XIX века представлялась в сознании как отправка на край света, откуда уже практически невозможно вернуться. Пушкин очень сильно переживал за своих друзей и пытался насколько возможно их ободрить. С этой целью в 1827 г. он написал стихотворение «Во глубине сибирских руд…» и смог отправить его в далекую Сибирь через жену одного из декабристов – А. Муравьеву. Послание было благополучно доставлено. При жизни Пушкина стихотворение из-за своего очень резкого содержания так и не было издано, но получило большое распространение в списках, — почитатели переписывали его себе от руки.

Поэт призывает декабристов сохранять «гордое терпенье». «Сибирские руды» означают их невероятную заброшенность. Сибирь в то время оставалась, по сути, просто колонией России, источником сырья. Для образованного человека это был край, которого еще не коснулась цивилизация. Поэтому декабристам там было особенно тяжело. Пушкин напоминает ссыльным, что их великое дело не было напрасным. Сейчас они подвергаются всеобщему осуждению, но будущие поколения по достоинству оценят их подвиг. Восстание было практически не подготовлено, его участники не смогли скоординировать свои действия. Но они руководствовались «высоким стремлением» и, по крайней мере, подали пример.

Пушкин пытается вдохнуть в ссыльных оптимизм и веру в лучшее будущее. Он надеется на то, что «придет желанная пора». В этом образе поэт подразумевает свержение тиранической власти, которое будет означать торжество справедливости.

Пушкин отправляет свое стихотворное послание, несмотря на цензуру и жесткий контроль. Этим он подвергает серьезной опасности не только себя, но и А. Муравьеву. Его поступок был довольно-таки смелым шагом. В произведении он выражает надежду, что его письмо дойдет до адресатов и станет символом свободы, которую невозможно оковать цепями. Поэт сравнивает свое послание с «любовью и дружеством», которые нельзя закрыть на «мрачные затворы».

В финальных строках Пушкин предвещает скорое падение самодержавия и долгожданное освобождение пленников своими «братьями». Неизвестно, верил ли сам поэт в свое пророчество или просто пытался придать силы своим друзьям. После подавления восстания в России наступил крайне реакционный период. Мечты о близком свержении царизма были надолго забыты. В любом случае радостная весточка из России действительно обрадовала отчаявшихся декабристов и помогла им сохранять веру и надежду.

Выполняя анализ стихотворения Пушкина , нужно учитывать, что история создания этого произведения неразрывно связана с произошедшими в России событиями: декабрьским восстанием на Сенатской площади и казнью участников этого восстания. Это произведение — послание единомышленникам, друзьям, оказавшимся в сибирской каторге после неудавшейся попытки государственного переворота. Стихотворение, как и большинство других вольнолюбивых произведений Пушкина, распространялось в списках.

Два события подтолкнули Пушкина на написание этого произведения. Первое – годовщина восстания, и второе: он узнал об отъезде А.Г. Муравьевой. Велико было желание поэта поддержать людей, с которыми его связывала духовная близость, а с некоторыми из декабристов – дружба.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, но в нем присутствует идея гражданского долга. Тема стихотворения — дружба и свобода.

Послание написано эмоционально. Состоит из 4-х строф. Несмотря на эпитеты — скорбный, мрачный, тяжкие, каторжные, оно дышит верой в светлое будущее. В нем присутствует возвышенная лексика: оковы, свобода, глас.

В первой строфе поэт призывает осужденных на каторгу к терпению и вере в то, что все может измениться. В последующих строфах он показывает, какие могут произойти перемены: придет желанная пора; Любовь и дружество… дойдут сквозь мрачные затворы, и наконец,

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Когда Пушкин писал это стихотворение, он прекрасно понимал, что при существующей власти оно не может быть опубликованным в открытой печати. Своим посланием поэт стремился быть услышанным узниками царского режима. Он переживал от того, что в столь важный для страны день он не мог быть там, где была вся передовая молодежь Санкт-Петербурга.

Все стихотворение построено на антитезах, то есть, на противопоставлениях: скорбный труд – высокое стремленье, несчастье – веселье, каторжные норы – свободный глас, темницы – свобода.

Ритмика стихотворения изложенного четырех степным ямбом, придает произведению энергичность, бодрость. Стопы двухсложные с ударением на втором слоге. В стихотворении применена комбинированная рифмовка: в 1-й строфе – перекрестная, во 2 и 4-й – охватная, в 3-й строфе использована смежная рифмовка.

Возвышенной энергетике стихотворения способствует также ассонанс и аллитерация – особая звуковая организация текста, при которой повторяются гласные (при ассонансе) и согласные (при аллитерации) звуки.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Аллитерация на звук «р» придает произведению твердости и решительности.

Основная идея стихотворения направлена на будущее. Будущее общества, страны, каждого из декабристов в отдельности.

Была ли нужна эта жертва стране? В какие социальные катаклизмы вылилось развитие освободительного движения, растянувшееся на сто лет, ни Пушкин, ни декабристы, ни Герцен, которого декабристы разбудили, никогда не узнали. Они просто верили в то, что действовали во благо страны и порабощенного народа.

Замечательный поэт, который известен всему миру. Его перу принадлежат самые лучшие произведения XIX века, которые продолжают волновать даже современное молодое поколение. Изучая историю восстания декабристов, каждый человек обязательно прочитает бессмертное творение Александра Пушкина - «Во глубине сибирских руд…».

История создания произведения

В 1825 году нарастало негодование против царского правления. Первыми на защиту прав народа встали дворяне. Их восстание произошло на Сенатской площади. Пушкин не участвовал в этом движении, так как считался «опальным» поэтом и в это время был в ссылке. Находясь в немилости у императора, Александр Сергеевич довольно долго был в изгнании .

Когда же в Михайловское дошли сведения о произошедших с его друзьями-декабристами событиях, Пушкин пожалел о том, что находился так далеко и не мог лично поддержать своих друзей. Поражение декабристов «опальный» поэт воспринял так, словно это была его личная трагедия.

Однажды и сам император, не выдержав, спросил у Александра Пушкина, где бы он был, если бы во время восстания декабристов находился в Петербурге. Пушкин, не задумываясь, сразу же ответил Николаю Первому, что был бы вместе со своими друзьями.

Но друзья великого поэта, волнуясь о его судьбе, старались не посвящать Александра Сергеевича в то, что должно было состояться 14 декабря. Они некоторое время состояли в тайном обществе, но поэта туда не приглашали из-за того, что он и так был в немилости у императора.

Личная трагедия автора

Все лицеисты, которые были дружны с «опальным» поэтом, сохранили хорошие и крепкие отношения до последних дней своей жизни. Для Александра Сергеевича это лицейское братство было дорогим воспоминанием его жизни, которое он свято берег.

На каждую годовщину их лицейского выпуска известный поэт писал новое стихотворное произведение, которое было посвящено его друзьям-лицеистам и их крепкой дружбе.

Среди лицеистов у Александра Сергеевича были друзья: Иван Пущин, который посещал его в ссылке, а также Вильгельм Кюхельбекер. Эти офицеры, бывшие лицеисты, как раз и вышли на Сенатскую площадь, после чего последовал приказ императора об их казни. Это событие стало личной трагедией поэта.

Когда же судьба участников декабрьского восстания была решена, и они были отправлены в Сибирь, Александр Пушкин решил поддержать декабристов и, проявив смелость, написал стих «Во глубине сибирских руд…». Поэт, который хотел своим посланием подбодрить декабристов , оказавшихся в Сибири, мечтал поддержать в своих лицейских друзьях дух свободы и веру в то, что свобода всё-таки придёт в их страну.

В своём произведении поэт обращается к своим друзьям, находящимся в ссылке, как товарищ, который ещё находится на свободе и полностью разделяет их мысли, думы и «высокие стремления». Написано было это стихотворное произведение практически через год после восстания, в январе 1827 года.

Но прежде чем это послание попало к декабристам, оно было несколько раз переработано самим поэтом. В первоначальном варианте текст был размещён в альбоме княгини Евдокии Ростопчиной. Но, продолжая работу над стихотворением, автор изменил вторую и третью строфы, и это помогло Пушкину улучшить его, озарив и надеждой, и крепкой дружбой, и любовью.

В Сибирь попала уже вторая, переработанная версия стихотворного послания. Доставила в Сибирь письмо от Пушкина, в котором было стихотворение, Александра Муравьева, посетившая своего мужа-декабриста.

  • Свобода.
  • Надежда.
  • Любовь.
  • Несчастье.

Автор понимал, что его друзья, находящиеся в ссылке, лишённые свободы, достоинства и чести, нуждаются в его поддержке. Поэтому Пушкин осмелился написать это стихотворение в жанре послания и постарался все сделать для того, чтобы оно было доставлено его друзьям-декабристам.

В своём послании Александр Сергеевич обращается к ним, говоря о том, что «не пропадёт ваш скорбный труд». Он считает, что их идеи, «дум высокое стремленье» найдут своё воплощение в жизни. Известно, что идея свободы является основной в творчестве самого поэта .

Поэтическая тема

Основная тема стихотворения - это свобода и верность декабристским идеям. Эта тема прослеживается и в других поэтических трудах поэта:

  • «Арион»;
  • «Пророк»;
  • «Стансы».

Но ещё в стихотворном послании к декабристам воплощается мысль автора о героизме и мужестве его друзей. Для этого автор использует лексику, которая призывает к свободе:

  • Затворы - «мрачные».
  • Глас - «свободный».
  • Норы - «каторжные».

Другой поэт, Александр Одоевский, ответил на пушкинское послание декабристам своим стихотворением. Его строки «Из искры возгорится пламя!» стали девизом революционеров.

Александр Пушкин строит своё послание на противопоставлениях. В первой части стихотворения автор говорит о «мрачном подземелье», где находятся его товарищи, а вот во второй части, несмотря даже на темницу, он призывает к духовной свободе. Александр Сергеевич старается приблизить будущее для этих людей, приблизить их свободу.

Сначала автор говорит о важных духовных ценностях, а затем пытается сделать эту внутреннюю свободу реальной. Александр Пушкин рассказывает будущим поколениям о своих друзьях-декабристах, как о мужественных, стойких и смелых людях. Он показывает читателю, что если бороться за свои идеалы, идти в своей вере о свободе до конца, то человек становится непобедимым и в конечном счёте добьётся намеченного.

Выразительные средства

Несмотря на понимание автора стихотворного послания того, что из Сибири его друзья не вернутся, он пытался их поддержать и утешить. Поэтому он писал о том, что крепкая дружба и верная любовь дойдут к ним «сквозь мрачные затворы». Александр Сергеевич был уверен, что его друзья совершали настоящий подвиг, о котором будут помнить все последующие поколения. И в этом он не ошибся.

Но в своём послании Александр Пушкин всё-таки выражает надежду о том, что судьба окажется благосклонней к его друзьям, чем царь. Автор пишет о надежде на то, что оковы всё-таки падут, темницы «рухнут», и эти люди снова будут свободны. Пушкин надеется, что «свобода вас примет радостно». Но этому пушкинскому предсказанию так и не удалось сбыться, так как некоторые декабристы, выжив в ссылке, вернулись домой стариками, больными и истощёнными. Их дальнейшая жизнь не была счастливой, они были лишены всех дворянских привилегий и не имели больше никаких титулов.

Пушкин использует различные средства художественной выразительности:

  • Метафоры («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость»).
  • Эпитеты («гордое терпенье», «оковы тяжкие»).
  • Сравнения.
  • Ассонанс.

Размер произведения - четырехстопный ямб .

Своим прекрасным и трогательным стихотворением Александр Пушкин пытался донести до читателей свои переживания и волнения за судьбу своего народа и за судьбу своей страны.