Когда в древней греции никто не воевал. « Путешествие по Древней Греции» – история, уроки. Тема урока " Путешествие по Древней Греции"

Цели:

а) подвести итог в изучении темы “Древняя Греция”;
б) повысить интерес к изучению истории;
в) систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции;
г) на примере истории Древней Греции, её культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе конкурса – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;
д) выявить уровень знаний учащихся параллельных классов.

Участники: учащиеся 5-х классов - команды по 5 человек.

Проводить конкурс лучше всего в просторном классе. На переднем плане – столики для участников. Справа у стены – стол жюри, слева – стол для карточек с вопросами и т. д. Зрители размещаются у противоположной стены.

Программа конкурса

1. Вступительное слово ведущего.

а) Представление команд и жюри. (Девиз, речёвка, приветствие соперникам и жюри)

б) Приветствие “богини Клио”.

2. Историческая разминка.

Цифры и факты

Вставь пропущенные цифры и слова

3. Конкурс капитанов. “Можешь ли ты быть оратором?”

4. Конкурс “Памятники истории и культуры”

5. Домашнее сочинение. Темы сочинений:

  • Подвиг Леонида.
  • Народное собрание в Афинах.
  • Достижения и ценности Афин.
  • Спарта - родина доблестных воинов.

6. Конкурс художников.

7. Викторина для болельщиков. Загадки.

8. Вопросы из ящика.

9. Юмор и история. Команды разыгрывают сценки из жизни древних греков, (домашние заготовки).

10. Подведение итогов.

11. Награждение победителей.

Ход игры-конкурса

1. Ведущий сообщает цель конкурса, порядок и правила его проведения. Представляет членов жюри.

а) команды представляют себя, дарят друг другу песню, стихи или пожелание успеха в прозе. Это нужно для создания теплой дружеской атмосферы.

б) с приветствием к участникам конкурса обращается “богиня Клио”.

Вам, пришедшим сюда,
К состязанию готовым,
Слово привета свое обращаю.
Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки.
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза Истории - Клио -
Вас приглашает.

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА, “ЦИФРЫ И ФАКТЫ”

Ведущий поочередно раскладывает перед командами на стол карточки с цифрами. Через минуту команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.

776 г. до н. э. - в Греции состоялись первые Олимпийские игры.

323 г. до н. э. - внезапная смерть Александра Македонского.

146 г. до н. э. - римляне установили свою власть над Грецией.

42 км - расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами.

16 - македонская фаланга состояла из 16 рядов.

12 - столько подвигов, по преданию, совершил Геракл.

11 - одиннадцатиметровая статуя Афины была установлена в Парфеноне.

10 - столько лет юла война между греками и троянцами.

7 - столько девушек и юношей посылал царь Эгей на остров Крит в дар Минотавру.

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ЦИФРЫ И СЛОВА.

Команды по очереди вставляют пропущенные цифры и слова.

Природа разделила Грецию на. . . . . части, (3)

Гомер написал. . . . поэмы. (2)

Солон провел реформы в. . . . веке до н. э. (6)

В греческом алфавите было. . . . буквы. (24)

Перикла избирали на высшую должность. . . . лет подряд. (15л.)

Война между Афинами и Спартой длилась. . . . лет. (27)

Беседка с колоннами, защищающая от солнца, называется. . . . (портик)

Греческий город - государство называется. . . . (полис)

Совет знати в Афинах называется. . . . (ареопаг)

Как называется здание с множеством запутанных ходов? (лабиринт)

Школа, где занимались гимнастикой, борьбой и бегом называется. . . (палестра)

Кто командовал греческим войском и флотом? (стратег)

Илотами в Спарте называли. . . . ? (рабов)

Учителем Александра Македонского был. . . . ?(Аристотель)

3. КОНКУРС КАПИТАНОВ “МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ БЫТЬ ОРАТОРОМ”

Представьте, что встретились афинянин и спартанец, и каждый пытается убедить другого, что порядки в его государстве лучше. Вы должны подобрать факты, которые убедят не только спорщиков, но и зрителей.

4. КОНКУРС “ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ”

Блиц - опрос команд.

Каково главное достижение и открытие греков в письменности?

(алфавит из 24 букв)

На чем писали греки? (на пергаменте)

Кто такой Геродот? (отец истории)

Какие науки создали греки? (история, физика, ботаника)

Какой греческий ученый создал геометрию? (Евклид)

Назовите 2 греческие поэмы. (“Иллиада”, “Одиссея”)

Какие вазы называются краснофигурными?

Какие вазы назывались чернофигурными?

По каким видам спорта состязались на Олимпийских играх?

(бег, прыжки, метание, борьба)

Какой храм в Акрополе посвящен Афине? (Парфенон)

Назовите выдающихся греческих скульпторов? (Фидий, Мирон, Поликлет)

5. ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Подвиг Леонида;

Народное собрание в Афинах;

Достижения и ценности Афин;

Спарта - родина доблестных воинов.

6. КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.

От каждой команды выделяется “художник”

Он должен нарисовать одно или несколько занятий древних греков. Пока “художники” рисуют, конкурс продолжается среди зрителей.

7. ВИКТОРИНА ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.

В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (в Китае)

Когда в Древней Греции никто не воевал? (в период Олимпийских игр).

Когда войну выиграла лошадь? (Троянский конь).

Чьи законы отменил Солон? (Дракона).

В каком возрасте Александр Македонский вступил на престол? (в 20 лет)

Какой вопрос Народное собрание решало открытым голосованием? (выборы стратега)

Сколько городов получили название в честь Александра Македонского? (более 20)

Что означает по-гречески “театр”? (место для зрелищ)

Объяснить термины и крылатые выражения:

Демократия

Граждане;

Палестра;

Фаланга;

Лаконичная речь;

Ахиллесова пята;

Пиррова победа;

Троянский конь.

Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его. . . (Гермес)

Под землей на троне
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут. . . (Аид)

Своей наружностью пугает всех невест.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице. . . (Гефест)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта. . . (Афродита)

На фронте Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости. . . (Афина)

Он меткий стрелок и на лире играет.
Девять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он -
Брат Артемиды, бог. . . (Аполлон)

8. ВОПРОСЫ ИЗ ЯЩИКА.

От каждой команды выделяются по два человека. Из ящика они поочередно тянут номера вопросов и отвечают на них.

1. Что такое монархия?

2. Как называлась и для чего использовалась тщательно обработанная кожа телят и ягнят?

3. Как греки называли свою страну?

4. Кого называли Цербером?

5. Название величественного храма в честь богини Афины?

6. Как Геракл вычистил конюшни Авгия?

7. Спутников Диониса называли?

8. Как считали годы в Греции?

9. Однажды Фидия обвинили в нечестности, как он доказал свою невиновность?

10. Второе название города Троя - . . . ?

11. Военным вождем троянцев был. . . ?

12. Самым храбрым воином среди греков был. . . ?

13. На родине Одиссея долгие годы ждала жена - ?

9. ЮМОР И ИСТОРИЯ.

Команды разыгрывают сценки из жизни древних греков, (домашние заготовки)

Пришедший на состязания Диоген, увидев неумелого стрелка из лука, уселся прямо возле самой мишени со словами:

Это самое безопасное место.

Однажды Фалес, рассматривая звезды по дороге домой, так увлекся, что свалился в яму. Проходившая мимо старуха помогла незадачливому астроному выбраться, сказав при этом:

Что же ты, Фалес, можешь узнать на небе, когда не видишь, что у тебя под ногами?!

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

На сегодняшнем занятии мы с вами говорили о Древней Греции, о том, что она дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский: “для полного счастья человеку необходимо славное Отечество”. От вас зависит будущее и слава нашего Отечества.

11. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Учитель всем выражает благодарность за показанные знания. Объявляет итоги конкурса. Победителям вручаются лавровые веточки. В журнал можно выставить оценку “5”.

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? 2. Когда в Древней Греции никто не воевал? 3. В какой библиотеке были несгораемые книги? 4. Когда вулкан помог людям? 5. Когда войну выиграла всего одна лошадь? 6. В каких странах были длинные стены? 7. Когда в истории в особом почете была обувь? 8. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? 9. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «по-жирали людей»? 10. Кто «основал» государство, которого никогда не было? 11. Каково расстояние между Царьградом и Константинопо-лем? 12. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? 13. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пира-там и работорговцам? 14. Кто был изобретателем печатного станка? 15. По какой лестнице никто никогда не ходил? 16. Когда в истории воевали цветы? 17. Как называлась самая продолжительная война в мире? 18. Кто первый из европейцев морским путем достиг берегов Индии? 19. Как называлось восстание крестьян во Франции по самому распространенному мужскому имени? 20. Кому принадлежат изречения: «Государство - это я», «Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности?» 21. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? 22. Ян Гус и римский папа были противниками или союзника-ми? 23. Как назывался по-древнеславянски хлеб? 24. Каждые 10 тыс. воинов назывались у монголов «тьмою», а во главе их стоял... 25. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение кресть-ян? 26. Верхняя одежда на Руси, называвшаяся заимствованным у татар словом. 27. У какого русского города был «злой характер»? 28. Откуда произошло слово «брюки»? 29. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства? 30. Какую фамилию носил Петр I? 31. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? 32. Какой город «стоит обедни»? 33. Что такое «греческий огонь»? 34. Какой русский царь любил плотничать? 35. Какая ракета мчалась со скоростью 6-8 км/ч? 36. Кто был королем «денежных мешков»? 37. У каких людей были круглые головы? 38. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой»? 39. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? 40. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном ве-ке, стали национальными героями своей страны и имели одинако-вые имена. Кто это? 41. Когда Русью правил «денежный мешок»? 42. Когда в военной истории опасность представляла свинья? 43. Как проехать из Дерпта в Юрьев? 44. Какую станцию железной дороги в России называют по имени отчеству? 45. Как по-славянски называлась община? 46. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? 47. Кто был назван «бунтовщиком хуже Пугачева»? И за что? 48. Как назывался журнал, главным редактором которого явля-лась Екатерина II? 49. Где и когда можно было встретить «псов господних»? 50. Когда в истории в особом почете была метла? 51. Кто правил раньше: Генрих IV Бурбон или Генрих VII Тю-дор? 52. Когда в России правил Кровавый царь? 53. Правитель какого огромного по территории государства жил в «сарае»? 54. Где жили «грызуны» и «оборванцы»? 55. Что такое «арабески»? 56. Два исторических деятеля России были земляками, имели одинаковую судьбу. Их разделяет период в сто лет. Кто это? 57. В какой стране законодательный орган был самым длин-ным? 58. Кто сказал эти слова: «Минералы сами на двор не прихо-дят»? 59. Что означает выражение «Зарубить на носу», какова его ис-тория? 60. В честь каких важных исторических событий построены Храм Василия Блаженного и Христа Спасителя? 61. Кому и где поставили памятник «Благодарная Россия»? 62. Когда и где заваривали чай прямо в море? 63. Против кого воевали луддиты? 64. Чай, кофе, табак, кукуруза. Что объединяет эти предметы? 65. В какой стране жили «бешеные»? 66. Советский поэт К. Симонов писал в стихотворении, что битва произошла «на голубом и мокроватом Чудском потрескивавшем льду в шесть тысяч семьсот пятидесятом от сотворения году». О какой битве он писал? Почему лед был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату? 67. Национальный гимн Франции был сочинен в одном городе, а свое название получил по имени другого города. Почему так по-лучилось? Где и кем сочинен этот гимн? Как он называется? 68. Кто сказал: «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением»? 69. Что означает выражение «Кричать во всю ивановскую», ка-кова его история? 70. Что общего между названием американского бального тан-ца и восстанием североамериканских колоний против английских налоговых обложений? 71. Кто сказал: «Создание своей собственной промышленности -это есть коренная не только экономическая, но и политическая за-дача»? 72. Как называлась столица древлян, сожженная княгиней Оль-гой в качестве мести за убийство ее мужа князя Игоря? 73. Что означало на Руси слово «кутафья»? 74. Что такое «сулицы»? 75. Кто такие были «отроки» в Древней Руси? 76. О ком А. С. Пушкин сказал: «Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вя-земский: «Сфинкс, неразгаданный до гроба...»? Кого они имели в виду? 77. Как называлась политика большевиков в годы гражданской войны? 78. Что означает выражение «Тарабарская грамота»? 79.Как звали царя в России, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых. 80. Что общего между природным явлением, романом И. Эрен-бурга и правлением Н. Хрущева. 81. Кто такие диссиденты? 82. Какая птица на Руси с незапамятных времен стала символом отваги и удали? 83. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? 84. Каких «экзотических» животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? 85. Кто такая кавалерист-девица? 86. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Се-верный полюс из Москвы в Портланд (США)? 87. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям? 88. Чем знаменит Дом Пашкова? 89.В одном источнике указано: «Бородинское сражение нача-лось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «7 сентября 1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав? 90. Какой период русской культуры Н. А. Бердяев в своей рабо-те называет «Русский культурный ренессанс»? 91. Что означает выражение «Сарынь, на кичку!»? 92. Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии в XV в., а затем - курьером и полицейским? 93. Какие исторические события запечатлены в картинах Сури-кова В. И. «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни». 94. Чем «урочные лета» отличались от «заповедных лет»? 95.Как в России называлась первая печатная книга, вышедшая в 1564 г.? 96. Кто такие Барма и Постник, и чем они знамениты? 97.«Диктатурой сердца», «бархатной диктатурой», «политикой пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внут-риполитический курс... Кого? 98.Баронесса всегда была верна своему лакею. И даже вслед за ним последовала на эшафот. О каких событиях идет речь? Баронес-са и ее лакей - кто это? 99.Что означало явление, называвшееся ленд-лизом? 100. Что означает выражение «Красной нитью"?

Цель: - выявление самого умного ученика школы.

Задачи: - повторить основные темы из курсов гуманитарных предметов;

Почерпнуть новые знания;

Развивать интерес к гуманитарным наукам;

Воспитывать уважение к своей стране.

Правила проведения игры : В игре участвуют 8 учащихся с 8 по 11 классы. К концу игры должен определиться победитель. Набравший в каждом туре меньшее количество баллов ученик выходит из игры. Игроки отвечают по очереди друг за другом. Если игрок не знает ответ, то отвечает любой другой игрок. Если игроки не знают ответа на вопрос, отвечают зрители.

1 тур: Викторина (8 чел.) 1 балл.

Русский язык

    Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)

    Определите значение слова ДЕСНИЦА (правая рука)

    Что означает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

    (мудрый, знающий)

    Назовите создателей славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

    Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? (мужской)

    Поставьте знак препинания так, чтобы наследники не разорились.

Завещание правителя.

«Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)

    Какие слова состоят из ста согласных? (СТОГ, СТОЛ, СТОН, СТОП)

    Подберите синоним к слову ПОЛЕМИКА (дискуссия, спор)

Литература

    Какое выражение из басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» стало поговоркой о стоящем на месте деле? (А воз и ныне там)

    Псевдоним этого американского писателя взят из терминов речной навигации, в юности он был помощником лоцмана на Миссисипи. Его самая известная книга – «Приключения Тома Сойера». (Марк Твен)

    Его знают почти все. Герой книги Н. Носова был художником, поэтом, музыкантом, доктором, путешественником, даже летал на Луну. Кто он? (Незнайка)

    Продолжите афоризм Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым - …(будь им)».

    «Есть ещё порох в пороховницах», - говорит этот герой повести Гоголя (Т. Бульба)

    Кто из русских писателей был убит на дуэли? (Лермонтов)

    Какие произведения русской литературы названы именем собаки? (Муму, Каштанка)

Иностранные языки

    Какие европейские праздники справляют в России? (Хеллоуинг, день Святого Валентина)

    Кто сейчас канцлер ФРГ? (Ангеле Меркель)

    Назовите популярные музыкальные группы Германии и Англии. (Рамштайн, Скорпионс, Биттлз, Пинк флойд)

    Кто приносит подарки детям в канун Рождества в странах Западной Европы? (Санта Клаус)

    Назовите имена великих классиков немецкой, английской и мировой художественной литературы. (Гёте, Шиллер, Гейне, Байрон, Шекспир)

    Какая гора изо льда? (Айсберг, айс- лёд, берг- гора)

    Какую фамилию носит королева Великобритании Елизавета 2 (Винзор)

История

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр)

    С именем какой императрицы связано открытие первого университета в России? (Елизавета Петровна)

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся, где их изобрели? (Арабские, изобрели в Индии)

    Кого называют «отцом истории»? (Геродот)

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Разные названия одного города)

    Когда в военной истории опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище построение немцев в виде клина)

    Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)

Обществознание

    Что появилось раньше: мораль или право? (Мораль)

    Назовите три ветви власти (Законодательная, исполнительная, судебная)

    Что в переводе с греческого означает ДЕМОКРАТИЯ? (Власть народа)

    Как называется наука о морали? (Этика)

    Что называют законом высшей юридической силы? (Конституцию)

    Как называется парламент в России? (Федеральное собрание)

    Кто основал государство, которого никогда не было? (Томас Мор, государство Утопия)

    Что нужно для того, чтобы стать президентом нашего государства?

(Возраст 35 лет, не менее 10 лет проживания в России, высшее образование

Дополнительные вопросы

      Как называлась династия первых русских князей? (Рюриковичи)

      Как называется парламент нашего государства? (Федеральное Собрание)

      Назовите памятники архитектуры в Англии, Германии.

      Какой частью речи являются слова мой, свой, ваш ? (местоимение)

      К кому обращался Вещий Олег со словами: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…»? (К коню)

      Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)

2 тур: «Что означают крылатые выражения» (7 чел.) 1 балл.

1 Жребий брошен (решительный шаг)

2. Сизифов труд (бессмысленный труд)

3.Соломоново решение (правильное решение, выход из трудного положения)

4. Прометеевы муки (бесконечные страдания)

5. Потёмкинские деревни (то, чего нет)

6. Кричать во всю ивановскую (громкое сообщение)

7.Отложить в долгий ящик (на неопределённый срок)

(Геростратова слава (печальная слава), петь дифирамбы (хвалить не в меру), суд Фемиды (беспристрастное, справедливое решение))

3 тур: «Портреты знаменитых людей» (6 чел.) 2 балла за 2 портрета, 1 балл за 1 портрет.

    А впереди, по звонким льдинам,

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.

(К.Симонов, Ледовое побоище)

    Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

и ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

(М.Ю. Лермонтов, Бородино)

    Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

(А.С.Пушкин, Полтава)

    Куда ты ведёшь нас?...не видно не зги! - ….

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути,

Но тем Михаила тебе не спасти!

(К. Рылеев, Иван Сусанин)

    С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала;

С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала.

(К.Рылеев, Смерть Ермака)

    Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Они готовили пожар

Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г.)

(7. Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

(Н. Кончаловская Минин, Пожарский, Смутное время)

5 тур: «Кот в мешке». С какими историческими событиями, произведениями литературы связаны эти предметы. (4 чел.) 2 балла за 2 ответа. 1 балл за 1 ответ.

    Яблоко (миф об Елене Прекрасной, миф о первых людях, Сказка

о мёртвой царевне и семи богатырях)

    Конь (Троянский конь, Сивка-бурка)

    Веретено и нитки (Спящая красавица, нить Ариадны)

    Гусь (гуси Рим спасли, гуси-лебеди)

6 тур: Закончите пословицы (3 чел.) 1 балл

    По одёжке встречают (по уму провожают)

    Знает кошка (чьё мясо съела)

    Красна река берегами (а обед пирогами)

    Не бравшись за топор (избы не срубишь)

    Не убив медведя (шкуры не продают)

    Назвался груздем (полезай в кузов)

(Твоими устами (да мёд пить). Какова пряха (такова на ней и рубаха). Не смейся горох (ты не лучше бобов)).

7 тур: Игра слов. (2 чел)

1. По какому предлогу можно плавать? (река По в Италии)

2.Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится славянская соседская община (верфь-вервь)

3.Если в названии слова, обозначающего сушёную траву, изменить одну букву, то получится название реки, на которой стоит город, «что стоит обедни»

4. Назовите русскую пословицу, аналогичную финской «Тот не заблудился, кто спрашивает» (Язык до Киева доведёт)

5. Если в названии физкультурного снаряда изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей (турник-турник)

Подведение итогов, награждение.

Тема урока " Путешествие по Древней Греции"

Цели и задачи урока:

Образовательные: выявить качество и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;

Развивающие: дальнейшее развитие умений формулировать свои мысли, отбирать главное, активизация мышления, памяти, эмоций;

Воспитательные: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Тип урока: обобщающее повторение.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточные листы, таблица "Древняя Греция", текст с ошибками.

Ход урока.

I Оргмомент

II Урок начинается с вводного слова учителя

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции. На пути вас ждет множество препятствий в виде различных заданий. Успешно справиться с ними вам помогут знания, полученные на уроках истории по теме "Древняя Греция". Итак, для начала вспомним, каково же географическое положение этого государства.

Работа с картой.(с.113)

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова

Каким знаком на карте на карте обозначены границы и название главных областей Греции? (красной линией)

Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским)

Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)

Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (о-в Крит)

Какой город является современной столицей Греции? (Афины)

Опишите природные условия Древней Греции? Как вы думаете, чем занимались древние греки?

Почему вы сделали такой вывод?

Сообщение уч-ся. Греция со всех сторон окружена морем. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные для мореходов бухты. С детских лет греки учились плавать, обращаться с веслами, ставить парус, бороться с волнами.

Греция - страна горная. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции - Олимп - расположена на северо-востоке. Греки верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды, глина и разнообразные породы строительного камня. В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало. Реки Греции непригодны для орошения полей, садов и огородов. Меж тем дожди в Греции идут в основном зимой, летом они очень редки. Земледельцы Греции страдали от засухи.

Отличия от природы Египта.

Море Горы Почвы Реки

Вывод: Греция - бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел, мореплаванию, рыбной ловле.

Первый этап. Историческая разминка .

Как называли себя древнейшие греки во II тысячелетии до н. э.? (ахейцы) Природа разделила Грецию на …. части. (3) Южная часть Греции называется? (Пелопоннес ). Самый богатый и могущественный город Древней Греции? (Микены ) Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр) Второе название города Троя (Илион ). Военным вождем троянцев был (Гектор ). Самым храбрым воином был (Ахилл ). На родине, Одиссея долгие годы ждала жена (Пенелопа ). Создатель поэмы "Одиссея" (Гомер ).

Учитель Итак, мы с вами не попадем впросак, зная что нас ждет в этой удивительной стране. Но все же не помешает вспомнить исторические термины, связанные с Грецией. Итак, будьте внимательны, я называю определение, а вы называете термин, который к нему относится.

2 этап. Терминологический диктант.

1. Греческий город-государство (Полис)

2. "Власть народа", или народовластие (Демократия)

3. Совет знати в Афинах (Ареопаг)

4. Здание со множеством запутанных ходов (Лабиринт)

5. 9 правителей (Архонты)

6. Командующий греческим войском и флотом (Стратег)

7. Рабы Спартанского государства (Илоты)

8. Краткая, яркая и точная речь (Лаконичная)

9. Все свободные жители Афин (Граждане)

10. Орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин (Народное собрание)

Разминка " Цифры и факты"

Ведущий поочередно раскладывает перед командами карточки с цифрами. Команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.

776 г . до н. э. - в Греции состоялись первые Олимпийские игры.

594 г . до н. э. - избрание архонтом Солона

490 г . до н. э. - Марафонская битва

1200 г . до н. э. - Троянская война

480 г . до н. э. - Саламинская битва

42 км - расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами.

16 - македонская фаланга состояла из 16 рядов.

12 - столько подвигов совершил Геракл.

10 - столько лет шла война между греками и троянами.

7 - столько девушек и юношей посылал Эгей на остров Крит в дар Минотавру.

3 Этап. Историческая перестрелка. Задания командам

Вопросы 1 команде

1. Сообщение уч-ся. " Полисы Древней Греции"

2. Выполнение задания "Графический диктант"

Аттика - область в Северной Греции. Главный город Аттики - Афины. Главным занятием жителей Аттики было земледелие. На склонах холмов Аттики, как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Власть в Афинах принадлежала знати. Демос участвует в правлении Афинами. На участках знатных людей стоял долговой камень. На холме. Посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ежегодно из числа богатых и знатных афинян ареопаг избирал девять правителей-архонтов. В Афинах были рабы должники. Законы Солона положили начало греческой демократии. Крестьяне, ремесленники, торговцы входили в состав аристократии Афин.

3. Организация власти в Афинах.

Вопросы 2 команде "Реформы Солона"

1. Работа с историческим документом.

2. Найти соответствия.

I. Афины до Солона

II. Афины после реформ Солона

Демос и аристократия. Аристократическая республика. Народ получал возможность участвовать в управлении государством. Народное собрание свободных граждан-мужчин выбирало архонтов. Архонтом мог стать богатый, но незнатный человек. Судили по обычаям, законов не было. Первые законы создал Дракон. Создан народный суд. Главные вопросы решало народное собрание. Заложены основы демократии.

Внимательно прочтите выписку из законов Солона.

Как вы считаете? в чьих интересах Солон провел свою реформу?

Почему он это сделал?

Назовите перемены в управлении Афинами.

Вопросы 3 команде

"Спартанское государство"

"Найди ошибки и исправь"

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

2. Найти соответствия. I. Афины. II. Спарта.

Законы Солона. Архонты. Илоты. Лаконика. Аттика. Совет старейшин. Мессения. Рабы-чужеземцы. Не было торговли. Ареопаг. Черные и белые камешки использовали в суде. Голосовали криком. Что собой представляло спартанское государство?

Учитель. Следующий конкурс "Черный ящик" или "Кому это могло принадлежать?"

В нашем бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, то решено их раздать тем, кто знает, кому они принадлежат, для чего служили, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Команды поочередно называют чьи это вещи.

Черная ткань.

Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей сбросился со скалы в море. С тех пор море зовется Эгейским.

Камень, завернутый в ткань.

Титану Кроносу предсказали, что его лишит власти собственный сын. Всех детей, которых рожала его жена Гея, Кронос тут же проглатывал. Когда она родила Зевса, то вместо младенца отнесла ему завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его. Так был спасен Зевс.

Пакет сока "Нектар"

Напиток богов на Олимпе.

3 яблока

Эти яблоки вечной молодости, которые Геракл добыл в саду Гесперид.

Соль.

Греки решили отправиться в поход на Трою. Только Одиссею не хотелось покидать прекрасную Пенелопу. Притворившись помешанным, он запряг в плуг осла и вола и стал пахать свои поля и засевать их солью. Однако его хитрость разгадали.

Воск.

Проплывая мимо острова сирен - полуптиц, полуженщин, которые свои сладким пением заманивали мореходов и пожирали их, Одиссей приказал заклеить уши товарищей воском. Сам же привязался веревкой к мачте, чтобы послушать сирен и уцелеть.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

1. В VII в. до н. э. Греки стали переселяться в другие страны. Почему?

Назовите причины переселения греков в другие страны.

Не хватало плодородных земель для простых греков

Не хватало продуктов питания

Борьба знати и демоса

Развитие торговли

ЧТО ТАКОЕ "ЭЛЛИНСКИЙ МИР"?

    Какие признаки раскрывают это понятие?

Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом где бы ни жили греки - они говорили на одном языке. Пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, Грецию - Элладой. Так формировался "Эллинский мир"

3. Греко-персидские войны. Сравните 3 битвы. Что между ними было

общего, в чем было различие?

Почему Греция - небольшая по размерам страна сумела дать отпор моущественной Персидской державе?

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять вою независимость.)

Закрепление материала.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Сценарий КВН для 5-х классов

I. Приветствие команд.

Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, обращается с приветствиями к болельщикам, соперникам или судьям.

II. Конкурс «Разминка».

Каждой команде задается пять вопросов по истории стран Древнего Востока и Греции. На подготовку ответов отводится 1 минута.

Вопросы команде «Олимпийцы» (5 «А»):

  1. Какой дикий зверь стал источником жизни для многих поколений жителей Азии? (Тигр)
  2. В какой стране на гербе помещено изображение трех львов? (В Индии)
  3. Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр)
  4. Какого мыслителя древности называли «Просветленным»? (Будда)
  5. На какой день творения по Библии Бог создал человека? (на шестой)

Вопросы команде «Спартанцы» (5 «Б»):

  1. В какой стране находилась самая длинная стена? (В Китае)
  2. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке Ашшурбанапала)
  3. Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянскую войну)
  4. Какой город в древности современники называли «городом крови» и «городом обмана»? (Ниневия)
  5. Кто был отцом Геракла? (Зевс)

Вопросы команде «Титаны» (5 «В»):

  1. В какой стране появилось выражение «писать с красной строки»? (В Египте)
  2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Арабские, изобрели в Индии)
  3. Из-за какой женщины началась Троянская война? (Елена)
  4. Где были изобретены бумага и фарфор? (В Китае)
  5. Кого бог сотворил раньше – мужчину или женщину? (мужчину)

Подсчет результатов: за каждый правильный ответ начисляется один балл.

III. Конкурс “Сделай сам”.

От каждой команды выбирается по два человека, которые на время из различных предметов (палки, веревки, камень и т. д.) должны сделать орудие труда.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота, аккуратность исполнения работы.

IV. Конкурс “Мумия”.

От каждой команды выбирается по два человека. На время (кто быстрее) один человек из команды должен обмотать другого участника своей команды туалетной бумагой, т. е. превратить в “мумию”.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота, аккуратность исполнения.

V. Конкурс капитанов.

Каждый капитан поочередно называет слова, относящиеся к истории древнего Египта. Капитан, который совершил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто назвал больше слов. Капитан имеет право обратиться один раз за помощью к болельщикам или к своей команде.

Подсчет результатов: победитель получает три балла.

VI. Конкурс “Наскальная живопись”.

Участник команды за 10 мин. должен нарисовать какое-нибудь древнее ископаемое животное, на которое охотился первобытный человек.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота и художественное исполнение рисунка.

VII. Конкурс болельщиков.

Болельщикам загадываются загадки. Тот из болельщиков, кто наберет больше правильных ответов, получает приз - значок «Мудрую сову».

VIII. Конкурс “Бюро находок».

Ведущий объявляет о том, что в «Бюро находок» накопилось много разных вещей. Эти вещи надо вернуть тем, кому они принадлежат, а заодно вспомнить для чего служили эти вещи, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Для команды «Олимпийцы» (5 «А»):

  1. Черная ткань. (Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей бросился со скалы в море. С тех пор это море зовется Эгейским.)
  2. Камень, завернутый в ткань. (Титану Крону предсказали, что его лишит власти собственный сын. Как только у его жены Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Когда Рея родила Зевса, она решила обмануть супруга и отнесла ему вместо младенца завернутый в пеленки камень. Крон не заметил подмены и проглотил камень. Так был спасен Зевс.)
  3. Пакет сока «Нектар». (Напиток богов на Олимпе.)

Для команды «Спартанцы» (5 «Б»):

  1. Лошадь. (После десяти лет осады Трои греки пошли на хитрость, которую придумал Одиссей. Греки сделали вид, что уплывают из-под стен Трои, а в своем лагере оставили для троянцев подарок – огромного деревянного коня. Троянцы внесли коня в город. Для того, чтобы он пролез в ворота, пришлось разобрать часть городской стены. Ночью же, когда город спал, открылась дверца в брюхе коня. Внутри его прятался отряд во главе с Одиссеем. Так захвачена была древняя Троя.)
  2. Три яблока. (Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. Эти яблоки давали человеку вечную молодость.)
  3. Молот и клещи. (Это орудие труда неутомимого труженика бога – кузнеца Гефеста.)

Для команды «Титаны» (5 «В»):

  1. Сандалии с крылышками. (Такая обувь была у посланца богов Гермеса, чтобы он мог мгновенно перенестись в любое место.)
  2. Клубок ниток. (Когда Тесей направился в лабиринт, чтобы сразится с чудовищем Минотавром, Ариадна – дочь царя Микен Миноса – дала ему меч и клубок ниток, чтобы Тесей, разматывая клубок ниток, мог найти обратный путь из лабиринта.)
  3. Трезубец. (Бог морей Посейдон в руках держал трезубец, которым волновал море.)

Подсчет результатов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

IХ. Домашнее задание.

Каждой команде надо было инсценировать один из мифов Древней Греции .

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается исполнение, содержание, костюмы, артистизм.

X. Общий подсчет результатов.

Объявление команды-победительницы.

Награждение самого знающего болельщика почетным дипломом «Лучшему ученику богини Клио».

Задания для конкурса болельщиков

Загадки

В долинах Нила вырос он,

И солнцем и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд

И много лет затем хранят. (Папирус. )

Это чудное созданье

Сделано нам в назиданье

Египтянами давно.

Славится века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом всех своим пугает. (Сфинкс.)

Ему построили в угоду

Гробницу, что стоит сейчас.

И видят все ту пирамиду.

Она всех выше без прикрас! (Пирамида Хеопса .)

Царь в Азии когда-то жил

Могущественным, властным слыл.

Законы первым учредил

От рабства подданных всех защитил. (Царь Хаммурапи .)

На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать,

Просто стали се писать.

Кто же знал? Их алфавит

Все народы покорит. (Финикия .)

Назови-ка ты всем сам,

Первый из людей …. (Адам .)

Этих слуг повсюду гнали,

Жить в деревне запрещали.

Те в лачугах жалких спали, на судьбу свою роптали. (Неприкасаемые .)

Много Одиссей страдал,

Многих чудищ он познал.

Назови-ка ты одно,

На змею похожее

И с собачьей головой,

Да с шестью, а не одной.

И зубов там три ряда.

Не погиб герой тогда,

Когда та змея чуть было

Их корабль не проглотила. (Сцилла. )

Скажи-ка, что это за пес,

Что царство мертвых охраняет?

Кто без Аида вход найдет,

Того чудовище съедает. (Цербер .)

Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал,

А тот кого он выбирал,

Перед людьми отчет держал? (Демократия. )

Как область Греции назвали,

Где нет нигде большой реки.

И хлеба всем там не хватало.

Оливы на горах росли.

Там главный город греков был –

Он знаменитостью прослыл? (Аттика .)

Знать совет свой создала,

Управляла всем всегда.

Как же звался тот совет –

Выдай правильный ответ. (Ареопаг. )

Архонтом избран был,

Жестоким и коварным слыл,

Законы написал,

В них смертью всех карал. (Драконт .)

Есть остров в море-океане,

Где злые чудища живут.

Они певуньями слывут.

Кто к ним на остров заплывет,

Назад домой не попадет. (Сирены .)

Он уваженье всех снискал

За то, что был умен и честен.

Отечество свое он спас

От разоренья земледельцев.

Он рабство греков отменил

И демосу власть подарил. (Солон .)