Что такое черта оседлости для евреев. Еврейские корни

Черта оседлости, черта еврейской оседлости, черта постоянной еврейской оседлости /ивр. תְּחוּם הַמּוֹשָׁב, тхум ха-мошав / ─ граница территории в Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1917 гг. запрещалось постоянно проживать евреям.

Это явление возникло вследствие указа Екатерины II от 23 октября 1791 г., после присоединения земель Речи Посполитой вместе с её еврейским населением, для которого определялась территория России, где евреям дозволялось селиться и торговать, эта территория охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа ( и местечки) значительной части Польши, Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и Новороссии. Указом от 23 июня 1794 г. список территорий, включенных в черту оседлости был несколько расширен (в основном, за счет украинских земель) Евреям, проживавшим на этих землях, предписано записаться в мещанское и купеческое сословия, приписаться к и местечкам, что означало для них фактическое запрещение постоянно проживать в сельской местности.

Окончательное юридическое оформление черты оседлости зафиксировало «Положение об устройстве евреев» 1804 г., которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. Официально в состав черты оседлости включены следующие губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская (включая Себежский и Невельский уезды, Велижский уезд и три Инфляндских уезда), Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилёвская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская (включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды).

Размеры черты оседлости в дальнейшем менялись незначительно, они то расширялись, то сужались в зависимости от господствовавших в то или иное время в высших правительственных кругах настроений и взглядов на евреев. Так, в 1827 г. впервые из черты оседлости частично исключался г. Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях ); с 1833 г. им запретили селиться и владеть имуществом в области Войска Донского; в 1837 г., в соответствии с устным распоряжением Николая I, евреям запретили селиться в Ялте; по указу 1843 г. им запрещено проживать в пятидесятиверстной полосе вдоль границ Австрии и Пруссии.

Евреям разрешалось временное пребывание за пределами черты оседлости лишь с особого разрешения местной администрации. Для нескольких категорий евреев в 40 ─ 50-х гг. ХІХ в. были сделаны исключения. Постоянное проживание за пределами черты оседлости разрешено евреям из числа купцов І гильдии, почетных граждан, лиц «свободных профессий» (с высшим образованием), а также военнослужащим, государственным служащим и некоторым категориям ремесленников. Временное проживание за чертой оседлости разрешалось студентам и учащимся государственных учебных заведений. При этом правительство неоднократно проводило кампании по выселению евреев из Москвы и Петербурга. Для евреев, принявших крещение (выкрестов) все ограничения снимались.

Указом императора Николая І от 20 ноября 1829 г. предписано выселить всех евреев из городов Николаева и Севастополя. Таким образом, оба города исключались из состава черты оседлости (фактическое выселение евреев из Николаева затянулось до 1837 г.), что нанесло огромный вред экономическому развитию г. Николаева, в т.ч. и развитию судостроения.

Правительственным постановлением от 29 июня 1859 г., для оживления экономической жизни города, евреям-купцам вновь разрешено селиться в г. Николаеве. Б.А. Глазенап, который в 1860 г. назначен Николаевским , заботясь о развитии города, неоднократно обращался в правительственные инстанции с предложениями о снятии всех ограничений на проживание евреев в городе. Распоряжением императора от 1 июня 1861 г. разрешено проживание в городе евреям ─ ремесленникам-мещанам. Указом от 26 марта 1866 г. окончательно сняты ограничения на право постоянного проживания евреев все сословий в г. Николаеве. При этом ни один из упомянутых законодательных актов официально так и не включил г. Николаев в состав черты оседлости, что давало возможность местной администрации высылать отдельных евреев за пределы города.

В 1903 г. принят «Устав о паспортах», где в приложении 1 к ст. 68 указано, что г. Николаев изъят из числа местностей, где евреям «дозволяется постоянное жительство». В документе указано: «Николаев, в отношении местностей, в которых вообще евреям жительство дозволено, занимает особое положение и не принадлежит к числу местностей черты еврейской оседлости. Ввиду этого, сенатом признано, что еврей с выбытием из купечества г. Николаева, как имеющий право и обязанность избрать род жизни, может быть причислен лишь к обществу в черте постоянной еврейской оседлости, но не к Николаеву, который к числу мест этой черты не относится». Пользуясь этим положением и другими правительственными постановлениями, местные власти в период с 1907 по 1911 гг. предпринимали неоднократные попытки по выселению евреев из горда, а также ужесточали порядок получения разрешения на временное посещения Николаева для евреев.

Полная ликвидация черты оседлости и отмена всех законодательных ограничений по отношению к евреям в России произошли после Февральской революции 1917 г. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление, которым отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности».


Сегодня принято считать, что черта оседлости — это чуть ли не законодательная репрессивная мера, направленная против иудеев в Российской империи в период с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Якобы иудеи были выделены в отдельную касту людей «низшего сорта» и против них законодательно была закреплена запретительная мера по проживанию в ряде регионов империи. Чуть ли не резервации были созданы для них. Термин «черта оседлости» сегодня принято воспринимать, как синоним политики антисемитизма в царской России. Но это абсолютная неправда!

Начнём с того, что законодательное ограничение в праве передвижения и свободного избрания места жительства в XVIII веке существовало абсолютно для всех сословий, проживающих в России, включая дворян, вне зависимости от их вероисповедания. Таким образом обеспечивалась стабильность империи на всех её территориях. Наличие на них представителей всех сословий позволяло иметь относительную равнораспределённость людских ресурсов, что, в свою очередь, создавало устойчивый социально-экономический фундамент благополучия страны. Таким образом, скажем, купцы имели право записываться в гильдии лишь в пределах тех территориальных образований, жителями которых они являлись.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, к России были присоединены территории современной Белоруссии до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, Подолье и Волынь. На тот момент население этих территорий включало в себя около 2 млн. иудеев. Россия вышла на первое место среди европейских государств по численности еврейского населения, проживающего на территории страны. В отличие от того социально-правового состояния, в котором иудейские кагалы находились при польском протекторате, в России евреи получили все права граждан империи, что было ознаменовано указом «о правах евреев» от 1786 года.

Начиная с этого периода последовали массовые нарушения новыми гражданами империи российского законодательства. Так иудеи, вопреки закону, начали переселяться в крупные города, особенно в Москву и Перербург, где стали записываться в местное купечество. Это вызвало широкое недовольство коренного одноимённого сословия, представители которого искали поддержку у властей и получали её.

Однако, еврейская элита, непонятным образом сочла правомерными свои претензии на права и привилегии, приближавшие её статус к статусу дворянства. Так в 1788 году витебский еврейский купец Цалко Файбишович подал прошение на имя Екатерины II в котором высказывал недовольство политикой местных властей. Как и многие другие представители еврейской элиты, он просил исключительных прав для еврейского населения, формально ставящих их выше остальных граждан империи. Такие прошения поступали ко двору всякий раз, когда в крупных городах пришлых иудеев местные власти принуждали к соблюдению закона.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для того, чтобы 23 декабря 1791 года (3 января 1792) Екатериной II был издан указ, в котором декларировалось о том, что императрица не считает нужным делать исключение для евреев в ограничении права передвижения и свободного избрания места жительства, действующего для всех граждан страны. Указом также были определены территории, где дозволялось селиться и торговать евреям, в которые включались места их прежнего проживания в значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также дозволялось селиться на территории Новороссии, недавно присоединённой к империи. То есть, фактически данный указ расширял права исключительно евреев по отношению к остальным гражданам, позволяя им по желанию переселяться в южные губернии. Эти территории общей площадью 1,2 млн. км 2 и стали известны, как «черта оседлости». Таким образом, законодательное закрепление мест расселения евреев на территории Российской империи, стало вынужденной итоговой реакцией правительства на массовые нарушения действующего законодательства исключительно еврейским населением.

Расхожее мнение о том, что черта оседлости была отменена коммунистами после революции 1917 года, также не соответствует действительности. Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции.

Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативную окраску, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная граница.

Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что за этой границей находилась не узкая полоска земли, а площадь в 1 224 008 кв. км, то есть, по сути, целая страна, превосходившая по территории Молдову, или Белоруссию, или Украину. Для сравнения: территория Израиля - 22 072 кв. км.

Евреи и Екатерина II

Большинство евреев оказалось в Российской империи после разделов Польши (1772-1794 гг.). В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Россию перебрались около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфику уклада их жизни. За евреями были сохранены права на публичное отправление веры и владение собственностью.

Ограничивать в правах евреев начала Екатерина II, но до радикализма конца XIX века и погромов было ещё далеко. В 1795 году черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина); Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь); Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

Защита от внешних влияний

Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане или изгои?»

Евреи, проживавшие за чертой оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном. Они восприняли нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.

Черта оседлости была не только формой дискриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.

Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им дозволялось заниматься многими видами деятельности, в том числе винокурением и пивоварением, разрешалось работать ремесленниками и мастеровыми. После появления черты оседлости не все евреи ограничивались в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших высшие учебные заведения, приказчиков евреев-купцов первой гильдии.

20 марта 1917 года на заседании Временного правительства по представлению министра юстиции А.Ф. Керенского было принято Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Это и было тем актом, который де-юре дезавуировал 126-летний позор императорской России, — черту еврейской оседлости, или просто черту. Но ни выражение «черта оседлости», ни слово «евреи», по просьбе представителей «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России», в тексте даже не назывались.

Черта оседлостиэта своего рода клетка для российского еврейства — была главным символом государственного антисемитизма и дискриминационной антиеврейской политики царской России. Самой последней среди европейских стран полиэтническая Россия разомкнула наконец наручники на запястьях пятого по численности своего народа и признала элементарное — достоинство и равноправие своих еврейских сограждан.

«Черта постоянной еврейской оседлости» — это ареал, открытый для легального и постоянного проживания в Российской империи тех, кто исповедует иудаизм, то есть евреев как конфессии. За пределами ее периметра проживание евреев строго воспрещалось и преследовалось, за исключением «выкрестов» (крещеных евреев) и тех категорий конфессиональных евреев, для которых делались целесообразные исключения. Как институт власти черта оседлости неотделима от репрессий против нарушителей ее режима, причем главной формой наказания являлась высылка.

Ограничения имелись и внутри самой черты, например, на проживание евреев в сельской местности.

Как таковая черта в России была введена в царствование Екатерины II, на которое пришлись все три раздела Польши (1772, 1793 и 1795), каждый из которых добавлял империи на Западе обширные земли, плотно заселенные евреями или, по-польски, «жидами».

Де-юре это произошло в конце 1791 года, а де-факто — существенно раньше: по одной версии — в 1780 году, когда в Могилевской и Полоцкой губерниях купцов-евреев уравняли в правах с неевреями, а по другой — в 1790-м по инициативе московских купцов, всерьез напуганных еврейской конкуренцией. 72 купца-еврея с семьями были тогда обвинены в демпинге и контрабанде, изгнаны из Москвы и Смоленска с ограничением их правожительства Белоруссией и Новороссией: по сути, это была первая внутрироссийская депортация евреев.

В 1795 года Екатерина приказала выселить евреев из деревень. Тогда же, в 1795 году, был забит и первый «внутриеврейский» клин в России — между евреями-ашкеназами как дискриминированным контингентом, для которого, собственно, и вводилась черта оседлости, и горскими евреями и караимами как полноправными и свободными гражданами страны.

После 1818 года в России оказалось сосредоточено около половины всего мирового еврейства, причем всех их империя чистосердечно потчевала традиционными еврейскими кушаньями: удвоенным налогообложением например.

Периодами относительной либерализации в еврейском вопросе были царствования Павла I и Александра II.

Именно Александр II с первых дней своего царствования, пусть и не всегда последовательно, взял курс на либерализацию статуса вверенных ему евреев. При нем правомочие на постоянное пребывание вне черты получили купцы I и II гильдии, выпускники вузов, лица со степенью доктора или магистра, мастеровые и ремесленники, в т.ч. механики, винокуры и пивовары, отставные рекруты, помощники аптекарей, дантисты, фельдшеры и повивальные бабки.

Престолонаследник же, Алек-сандр III, став царем, зарекомендовал себя убежденным контрреформатором и, пожалуй, самым яростным антисемитом во всей династии Романовых. С его воцарением по России прокатилась первая из трех больших волн еврейских погромов — в 1881—1884 годах (две другие — 1903—1906 и 1917—1921 годов — выпадут на властвование Николая II и на безвластие Гражданской войны). Нет, он не давал указаний погромщикам, но его отношение превосходно характеризует пассаж из письма варшавскому генерал-губернатору И.В. Гурко: «Сердце мое радуется, когда били евреев, но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская ». (Впрочем, любой цинизм лучше фанатизма, и даже такое отношение — прогресс на фоне максимы Елизаветы I: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»!).

Быть может, самым страшным для евреев при Александре III оказалось даже не изменение правового поля, а устрожение правоприменения. В 1891-1892 годах из Москвы, например, было выселено около 40 тысяч евреев. Излюбленной мишенью стали жены евреев, имевшие не личное, а косвенное, то есть замкнутое на их мужей, правожительство: стоило мужу выехать по делам хотя бы на короткое время, как жена оказывалась в зоне риска.

Толерантности позднего Александра III едва-едва хватало на то, чтобы прощать С.Ю. Витте, своему министру финансов, свободное от антисемитизма и сугубо прагматичное отношение к евреям. Вот сценка из воспоминаний Витте, относящаяся ориентировочно к 1893 году: «В первые годы моего министерства при Императоре Александре III, Государь как-то раз меня спросил:«Правда ли, что вы стоите за евреев?» Я сказал Его Величеству, что мне трудно ответить на этот вопрос, и просил позволения Государя задать Ему вопрос в ответ на этот. Получив разрешение, я спросил Государя, может ли Он потопить всех русских евреев в Черном море? Если может, то я понимаю такое решение вопроса, если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им возможность жить, а это возможно лишь при постепенном уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставление евреям равноправия с другими подданными Государя.

Его Величество на это мне ничего не ответил и остался ко мне благосклонным и верил мне до последнего дня своей жизни ».

Царствование Николая II явилось продолжением отцовской, а не дедовской, линии. Этот последний русский царь, этот будущий православный святой с якобы мироточащим в сегодняшнем Симферополе бюстом, — верил не только в Распутина и его байки, но и в «Протоколы сионских мудрецов», а когда выяснилось, что «Протоколы» — фальшивка, не постеснялся сожалеть об этом. Открыто симпатизируя «Союзу русского народа», он искренне, как и все черносотенцы, полагал, что в погромах сами жиды и виноваты.

Не забудем и введенную в 1886 году при министре народного просвещения И.Д. Делянове и обер-прокуроре Священного Синода К.К. Победоносцеве numerus clausus для государственных гимназий и университетов, более известную как «трехпроцентная норма». На самом деле норма эта заново устанавливалась ежегодно и фактически колебалась вокруг следующих квот: в черте оседлости — не более 10%, на остальной территории России — не более 5%, а в Москве и Санкт-Петербурге — не более 3%. «Нормы» эти, как правило, полностью выбирались медалистами, что фактически закрывало остальным дорогу к отечественному высшему образованию и толкало их или в заграничные университеты, или к вынужденно-циничному крещению.

Как писал Бенедикт Лившиц, «университетский диплом в руках еврея был, кроме того, овеществленным оскорблением, нанесенным государственному строю, символом победы, одержанной над сводом законов, над рогатками черты оседлости и, свидетельствуя об особенном упорстве и настойчивости обладателя документа, становился волчьим паспортом ».

Не случайно в царствие Николая II по России с грохотом прокатился новый вал погромов, начавшийся в апреле 1903 года с кишиневского. После чего погромы и черта оседлости сделались предметом не только внутренней, но и внешней политики, став камнем прет-кновения на переговорах с иностранными державами о новых займах России. Так, в 1904—1905 годах президент США Рузвельт несколько раз делал представления России, жестко требуя от нее изменений в еврейском вопросе и строгого соблюдения Русско-Американского соглашения о торговле и навигации 1832 года. Но пароксизмы и миазмы антисемитизма были царю дороже, в его голове жила такая сюрреалистическая схема: коль скоро договор подразумевает подчинение американских граждан в России российскому законодательству, то, стало быть, к американским евреям применим… режим черты оседлости! Он как бы мысленно расширил черту, включив в нее и США! Штаты подождали немного — и денонсировали в 1911 году соглашение 1832 года.

Еврейские погромы в Кишиневе, 1903 год. Фото: РИА Новости

Политическое бесправие и депортации привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России, а погромы ее многократно усилили: в 1881—1914 годах только в США из России эмигрировало более 1,5 млн человек, причем экономически и творчески наиболее активных и продвинутых. Эта мощная волна еврейской эмиграции из России привела к тому, что ее возможности и шансы богатеть благодаря своим еврейским согражданам ощутимо сузились, тогда как у стран их принимавших, — прежде всего у США и Палестины, — ощутимо расширились.

Еврейская же молодежь из числа остающихся изо всех сил рвалась сквозь бастионы черты оседлости и столь же массово уходила «в революцию», во все ее ответвления и рукава. Власть привыкла к покорным и трусливым евреям, а тут — такая борьба, такая самоотверженность, такая готовность к самопожертвованию, такое презрение к собственной смерти! Это напугало власть, заставило ее подумать не только о кнуте, но и о прянике, по возможности небольшом.

Общее бесправие, униженность, запертость в черте оседлости большей части еврейского населения, крупнейшей в мире, в том числе и по численности еврейских граждан, державы — державы, претендующей на свой высокий пюпитр в европейском «квартете» и глобальном «оркестре», — смотрелись вопиющим атавизмом, одновременно бельмом и бревном в российском глазу. Упрямое — вопреки всему — отстаивание черты оседлости подрывало международный авторитет Российской империи, тянуло ее вниз и назад, осложняло экономические связи с другими странами.

Неудивительно, что призывы к царям и правительствам об отмене черты оседлости и об уравнении евреев в правах звучали постоянно, и не только из еврейских кругов, но и от высокопоставленных российских чиновников и выдающихся гуманитариев: таких как Сперанский, А.Г. Строганов, Витте, Столыпин, Милюков и Лев Толстой. На стыке XIX—XX веков отмена черты оседлости стала частью программ большинства общероссийских партий, кроме черносотенных. Между левыми и центристами был консенсус, неплохо сформулированный Витте: «Я был бессилен заставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы, а в общем законы эти принципиально вредны для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас, русских, и для Российской Империи ».

Витте улавливал и провиденциальную связь между еврейской политикой царя, революцией и судьбой монархии: «Я убежден в том, что, покуда еврейский вопрос не получит правильного, неозлобленного, гуманного и государственного течения, Россия окончательно не успокоится ».

Но при всех царях, не исключая и Александра II, российское правительство упорно отказывалось от ликвидации черты, обещая взамен лишь медленное и постепенное расширение прав евреев — по мере прогресса их ассимиляции, без которой никакая их интеграция в российскую державу невозможна. 31 мая 1910 года евреи-депутаты Госдумы Н. Фридман и Л. Нисcелович при поддержке кадетов все же вынесли законопроект об отмене Черты на рассмотрение Думы. Их поддержали 166 депутатов, в том числе 26 от партии октябристов. Но правые добились передачи законопроекта в комиссию о неприкосновенности личности, где его благополучно замылили.

Развязка, однако, наступила иначе и как бы сама собой — во время и благодаря Первой мировой войне — этому геополитическому суициду Империи. Тупость ее развязывания и бездарность ведения — ровно того же происхождения, что бездарность и тупость в еврейской политике.

Так, в 1914—1916 годах по причине якобы их поголовной нелояльности, из западных прифронтовых губерний во внутренние губернии России было выселено 250—350 тыс. евреев, причем на сборы им давались всего лишь 24 часа.

Однако все отдельные выселения, как отмечал С. Вермель, посвятивший им серию обобщающих статей, «бледнеют перед грандиозным массовым выселением из Ковенской и Курляндской губернии» . Ввиду быстрого наступления немецкой армии 30 апреля 1915 года для Курляндской и 3 мая для Ковенской и, частично, Сувалкской и Гродненской губерний последовали распоряжения русской военной администрации о немедленной и поголовной депортации всех местных евреев. Всего из Курляндии тогда было выселено около 40 тыс. чел., а из Ковенской — 150—160 тысяч. Местами их нового поселения были назначены отдельные уезды Полтавской, Екатеринославской и Таврической губерний. В июне 1915 года выселение евреев продолжилось, захватив теперь уже Юго-Западный край — Подольскую и Волынскую губернии. И все это — невзирая на то, что почти в каждой еврейской семье кто-нибудь да воевал и что еврейскую молодежь, в том числе и из числа выселенцев, продолжали призывать в действующую армию! Приходится констатировать, что подход царского правительства к т.н. «враждебно-подданным интернированным» во многом предвосхитил страшные и бесчеловечные черты депортационной политики советского государства.

Едва лишь подув на черту оседлости, война фактически сдула, уничтожила ее: еврейские беженцы, эвакуированные и интернированные, расселились по внутренним губерниям далеко и широко. Признанием этого факта стал циркуляр очередного министра внутренних дел Н.Б. Щербатова от 15 августа 1915 года, изданный под давлением еврейских организаций и межпартийного Прогрессивного блока в Думе. Формально он не упразднял черту оседлости, но разрешал евреям жить (разумеется, временно!) во всех городских поселениях страны, кроме столиц и местностей, находившихся в ведении министерств Императорского двора (Москва, Петербург, Ялта, Царское Село, области казачьих войск, а также — по-прежнему — сельская местность). При обсуждении самой проблемы в правительстве министр иностранных дел С. Сазонов настаивал на принятии демонстративного акта по еврейскому вопросу, так как союзники крайне недовольны преследованиями евреев, о которых так много (и, очевидно, верно) говорит немецкая пропаганда.

Но Николай II так и не пошел на юридическое упразднение черты. Это сделало низложившее его Временное правительство.

Просуществовав де-юре 126 долгих и унизительных для евреев лет, черта навсегда осталась в российской истории несмываемым и дурно пахнущим пятном.

Впрочем, российский государственный антисемитизм вовсе не умер 20 марта 1917 года. На какое-то время он просто перестал быть державно-имперским. А с последовавшим затем крахом материка российской государственности, с распадом его на десятки постоянно перекраиваемых и воюющих друг с другом островов — эфемерных республик, гетьманств, директорий, эмиратов, ханств и прочих гуляй-полей — государственный антисемитизм растекся и возродился в большинстве из них, что вновь привело к погромам периода Гражданской войны, неслыханным до этого по своей жестокости в российско-еврейской истории.

С укреплением советской государственности, с ее постепенным переводом стрелок с де-юре классовых на де-факто национальные рельсы, антисемитизм вернулся и в государственную политику СССР. Еще бы! Как удобно иметь под рукой пассионарный контингент, на который всегда можно переложить ответственность за то или другое. Максимум доморощенного антисемитского энтузиазма в 1920-е и 1930-е годы наблюдался там, где евреев было особенно много, — в пределах бывшей черты, и в особенности на Украине. Заигрывание с «Джойнтом» 1 и ОЗЕТом 2 обернулось созданием в 1934 году Еврейской автономной области на Дальнем Востоке, в Биробиджане, на приамурских черноземах, такой карикатуры на Палестину и мечтательной заготовки Кремля для новой черты на востоке.

А война с фашизмом и Холокост обернулись вовсе не скорбью и солидарностью с евреями, а главпуровским их отрицанием в качестве главных жертв национал-социалистического этноцида, плавно перетекшим в «безродный космополитизм» уцелевшего еврейства. Миф же о гневе народном и о несостоявшейся депортации евреев в Биробиджан — это пик позднесталинского антисемитизма, отдаленно напоминающего антисемитизм поздней Екатерины II. При Хрущеве и Брежневе государственный антисемитизм напоминал скорее эпоху Александра III: все опустилось на уровень карьерной и образовательной дискриминации (та же numerus clausus, только гораздо худшая, потому что негласная и произвольная), а также борьбы с эмиграцией и правом на эмиграцию. При Горбачеве государственный российский антисемитизм сходил на нет, зато расцвел антисемитизм корпоративный и частный (общество «Память» и иже с ним). При Ельцине уже начали бороться и с корпоративным антисемитизмом, но тем не менее генералу Альберту Макашову с рук сходили любые высказывания, даже такое: «Евреи так нахальны потому — позвольте я по-своему, по-солдатски скажу, — потому, что из нас еще никто к ним в дверь не постучал, еще никто окошко не обоссал. Потому они так, гады, и смелы!» (сказано в феврале 1999 года на съезде казаков в Новочеркасске).

При Путине антисемитизм практически сошел на нет, и только на 18-м году его правления, после нескольких лет активной клерикализации государства и общества и агрессивной защиты даже не прав, а чувств и рефлексов условных «верующих» что-то, похоже, изменилось.

Традиционным запашком снова повеяло из Охотного Ряда — из думских уст. 23 января 2017 года вице-спикер от правящей партии Петр Толстой произнес: «Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Еще немного, и кто-то из нынешних охотнорядцев поведает нам о пархатых христопродавцах, об авторизованных протоколах закулисных мудрецов и о вкуснейшей маце на крови христианских младенцев.

Павел Полян —
для «Новой»

1 Международная еврейская благотвори-тельная организация.
2 Общество землеустройства еврейских трудящихся (1925—1938).

Возникновение черты оседлости


В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.


Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости


С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».



Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.



Холокост евреев и уничтожение черты


2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большие еврейские диаспоры планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии.