Готовые исследовательские работы по экологии. Творческие проекты учащихся по экологии

В настоящее время слово «экология» звучит достаточно часто. Эта важная и сложная наука привлекает к себе не только именитых ученых, но и начинающих исследователей. Для того чтобы сделать хороший проект на тему «Экология окружающей среды», ребенок должен овладеть навыками исследовательской работы.

Актуальность исследований

После введения образовательных стандартов второго поколения в детские сады и школы обязательным элементом каждой учебной программы стало участие детей в проектной и исследовательской работе. Вовлечение подрастающего поколения в подобную деятельность способствует формированию активной гражданской позиции. на тему «Экология моего города» может стать началом большой творческой работы, направленной на улучшение качества жизни в своем родном городе.

Как определиться с темой

Самым сложным этапом для детей является выбор материала для проведения собственных опытов и экспериментов.

Именно поэтому темы исследовательских проектов по экологии часто предлагает педагог-наставник. Так как данная наука связывает сразу несколько областей, в рассматриваемых детьми работах используются знания по математике, физике, экономике, химии, биологии, обществознанию.

Элементы работы

Любой проект на тему «Проблемы экологии моего города» предполагает постановку цели, задач исследования, гипотезы, выбор методики. Для того чтобы оценить новизну создаваемого материала, выдвигается гипотеза (предположение) работы.

К примеру, проект на тему «Экология и экономика» предполагает подбор эффективных средств улучшения экологической ситуации. Сложно представить себе качественный материал по этой проблеме без математических расчетов, поэтому данная тема подходит для старшеклассников.

Проект на тему «Экология города» доступен ученикам начальной школы. Его можно оформить в виде красивой презентации, используя для этого ИКТ.

Темы проектов по экологии, выбираемые школьниками, должны быть интересными самим исследователям. В противном случае трудно будет вести речь о результативном и качественном эксперименте.

Примеры

Рассмотрим темы проектов по экологии, которые могут использовать в своих научных изысканиях современные школьники:

  1. "Человек и окружающая среда".
  2. "Воздействие углекислого газа на здоровье человека".
  3. "Эффективное средство для профилактики простудных заболеваний".
  4. "Сколько денег теряет государство из-за плохой экологии".
  5. "Негативное воздействие громкой музыки на психику подростков".

Темы проектов по экологии могут быть и другими, выше приведен лишь небольшой их перечень. Прежде чем приступать к собственному эксперименту, молодой ученый вместе со своим наставником формулирует задачи и продумывает план работы.

В зависимости от темы проекта по экологии, подбирается определенная методика проведения экспериментов и опытов. Помимо проведения самой работы, важно уделить внимание оформлению ее результатов.

Некоторые темы проектов по экологии предполагают создание документальных роликов, компьютерных презентаций, поэтому от автора потребуется владение современным цифровым оборудованием.

Здоровье человека

Интересный проект на тему «Экология и человек» можно сделать на основе анонимного социологического опроса. К примеру, если воспользоваться несложной методикой, можно определить уровень гигиены полости рта у школьников. Предлагаем проект на тему "Экология и человек», выполнить который может старшеклассник.

"Зубы очень важны для нормальной жизни и деятельности человека. С их помощью происходит механическая обработка пищи. Это дает человеку возможность использовать разные по плотности продукты питания. Если в желудок будет поступать пища, которая не прошла нормальное измельчение, это приведет к серьезным болезням желудочно-кишечного тракта.

Человечество научилось беречь свое физическое здоровье, оставаться дееспособным до глубокой старости. Благодаря ведению здорового образа жизни, хорошему развитию медицины, люди стали намного более выносливыми и активными.

Естественным фактором, который позволяет противостоять кариесу зубов, является эмаль. Природа позаботилась о том, чтобы защитить человека от разных «агрессоров» и обеспечить устойчивость тканей зуба к негативному действию химических соединений органического и неорганического происхождения. Но хорошо ли мы заботимся о своих «белоснежных бриллиантах»?"

Цель и задачи работы

Цель заключается в оценке качества чистки зубов у школьников разного возраста.

  • проанализировать методику определения индекса гигиены;
  • рассмотреть основные функции разных зубных паст;
  • определить индекс гигиены у школьников различного возраста;
  • провести анализ полученных результатов;
  • сделать выводы по итогам исследования, дать некоторые рекомендации

Гипотеза эксперимента: индекс гигиены определяется возрастом школьников.

Теоретическая часть

Индивидуальный проект на тему «Экология и человек» характеризует особенности зубной эмали. Она является твердой минеральной субстанцией, в которой допускаются незначительные органические соединения. У зубной эмали высокая механическая прочность. Этот материал отличается стойкостью к воздействию органических кислот. Низкая растворимость поясняет незначительный уровень обменных взаимодействий. Такие свойства дают эмали возможность выдерживать существенные температурные скачки. Обменные процессы в эмали объясняются химическими и физическими законами.

В кристаллах зубной эмали есть специальная органическая сеть, цементирующая их. Благодаря такому особенному строению межкристаллического вещества, особенностям самого кристалла, в эмали активно протекают осмотические и диффузионные процессы.

Примерно один процент ее состава - это вода. Она вместе с минеральными и органическими веществами формирует лимфу. При ее систематической циркуляции обеспечивается проницаемость эмали, появляется возможность попадания внутрь органических и минеральных солей.

Факторы риска

С возрастом наблюдается снижение обменных процессов и проницаемости зубной эмали. Именно поэтому существенно возрастает риск появления кариеса. Твердая пища и тщательное пережевывание укрепляют эмаль, повышают ее прочность и кислотоустойчивость.

Для того чтобы не допустить серьезных неприятностей, важно укреплять зубную эмаль, повышать ее стойкость. Среди эффективных мер профилактики, которые позволяют решать эту проблему, отметим употребление витаминного комплекса, использование солей кальция. К примеру, употребление карбоната и гидрокарбоната кальция способствует образованию защитной оболочки.

Также в качестве профилактических средств применяют вещества, в составе которых есть фтор, иные микроэлементы.

Фтор с зубной эмалью образует прочное соединение, что существенно снижает ее растворимость, придает ей прочность по отношению к углеводам, разнообразным бактериям. Безусловно, прежде чем приступать к профилактике, необходимо получить консультацию у врача-стоматолога.

Зубные пасты гигиеничны, не стирают твердых тканей зубов, не инфицируются при хранении. Пасты хорошо очищают зубы. Они удаляют зубной налет, препятствуют образованию зубного камня.

Правильный уход за своими зубами, который дополняется полезным, рациональным питанием, здоровым образом жизни, обязательно принесет положительные результаты. Такое поведение - прекрасный вариант профилактики кариеса. Отметим, что в настоящее время в мире существенно возросло производство зубных порошков и паст.

Основными стоматологическими заболеваниями все же являются кариес зубов и заболевания пародонта. Под словом "кариес" следует понимать существенное размягчение и нарушение твердости зубной ткани, появление полости.

В качестве основных причин появления кариеса специалисты отмечают разрушение слоя эмали под воздействием агрессивным веществ.

Развитие данного заболевания зубов является результатом сразу нескольких факторов: действия микроорганизмов, нарушения питания, неустойчивости зубной эмали. Микроорганизмы, которые скапливаются на поверхности, в процессе гидролиза углеводов образуют кислоту, разрушающую зубы.

Профилактика

Программа предотвращения кариеса предполагает определенные действия:

  • ограничение употребления сахара, особенно в периоды между основными приемам пищи;
  • качественный уход за полостью рта, благодаря которому своевременно удаляется зубной налет;
  • дополнительное обогащение организма препаратами фтора при недостаточном его содержании в питьевой воде и продуктах питания.

Зубная эмаль является совокупностью соединений неорганического состава. С химической точки зрения ее можно рассмотреть как представителя группы апатитов. Среди ста различных природных соединений апатита к зубной эмали более близок фторапатит. Именно поэтому так важно, чтобы организм не испытывал недостатка фтора.

Фторапатит формируется в эмали зубов только тогда, когда препараты фтора в оптимальном количестве поступают в организм. Это и гарантирует устойчивость зубов к появлению кариеса. Первым признаком болезни считается возникновение меловидного белого или желтого пятна на поверхности здорового зуба. Оно появляется в результате постепенного растворения зубной эмали. На этой стадии кариозного процесса болевые ощущения полностью отсутствуют или выражены незначительно: может проявляться небольшая чувствительность к сладкому, кислому или температурным раздражителям (холодному или горячему).

Чувствительность столь незначительна, что, как правило, на нее не обращают внимания. Правильная гигиена полости рта является неотъемлемой частью комплекса всех профилактических мероприятий, направленных на обеспечение снижения заболеваний зубов и пародонта.

Особенности средств

В настоящее время производители предлагают целый спектр разнообразных зубных паст. Основными их компонентами являются абразивные (очищающие), гелеобразующие, а также образующие пену вещества, которые существенно улучшают ее вкусовые качества. Абразивные вещества позволяют полировать и очищать зубы от налета.

Лабораторными исследованиями было установлено, что абразивные вещества вступают в химическое взаимодействие с неорганическими веществами эмали зуба. Именно поэтому, помимо мела, вводят в зубные пасты дигидрат дикальцийфосфата, оксид алюминия.

Часто производители стараются использовать сразу несколько компонентов, что существенно повышает качество готового продукта.

У любого абразивного соединения есть некая степень твердости, а также определенные химические свойства. Именно от них напрямую зависит механическая прочность, а также стойкость к химическим компонентам производимого готового продукта.

В зубных пастах часто применяют пенообразующие вещества. К примеру, это могут быть поверхностно-активные соединения. Аналогично другим химическим компонентам они способны негативно воздействовать на слизистую оболочку ротовой полости. Используемые соединения не должны воздействовать на вкусовые параметры пасты, ее внешний вид, механические характеристики.

Выводы

После проведения эксперимента были сделаны следующие выводы:

  1. Плохой индекс гигиены говорит о том, что дети недостаточно ухаживают за своими зубами.
  2. Гипотеза, поставленная в начале работы, не подтвердилась. В ходе эксперимента удалось выяснить, что прямой зависимости между гигиеной полости рта и возрастом нет.
  3. Также на качество очистки зубов может влиять незнание школьников о правильных методах чистки зубов.

Для того чтобы избежать неприятностей с зубами, предлагаем:

  • проводить специальные беседы для учащихся о том, как важно ухаживать за своими зубами, как это делать правильно;
  • для ухода за полостью рта необходимо использовать те зубные пасты, которые посоветует стоматолог, исходя из индивидуальных особенностей пациента, а не рекламируемые средства.

Представленный выше материал можно использовать как проект по биологии на тему «Экология и человек» при выполнении практического задания олимпиады.

Учащиеся 4 класса МБОУ "Средней школы №2" город Гагарин

Исследовательская работа группы "Экологи"

Тема исследования: "Как решить экологические проблемы нашего города"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа группы «Экологи» Тема исследования: «Как решить экологические проблемы нашего города»

Гипотеза: мы предполагаем, что изучив экологические проблемы нашего города, мы будем поступать так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.

Цель исследования: формирование экологической воспитанности людей. Задачи: находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать отрицательное влияние человеческой деятельности на природу; учиться быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами нашего города.

Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Этапы работы 1.Изучить экологические проблемы нашего города. 2. Подумать, что приводит к возникновению этих проблем. 3. Наметить пути решения этих проблем. 4. Предложить, что может сделать каждый из нас, чтобы в нашем городе было экологическое равновесие? 5. Выводы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Какие экологические проблемы существуют в н ашем городе? 1.Загрязнение воздуха. 2.Загрязнение воды. 3. Мусорные свалки.

Загрязнение воздуха заводы машины курение сигарет вырубка леса Как решить экологическуюпроблему? Контролировать выбросы фабрик. Поставить очистные фильтры. Создавать машины не наносящие вред экологии. Запретить курение сигарет. Контролировать вырубку леса. Сажать деревья.

Загрязнение воды заводы с точные воды мусор нефтепродукты Как решить экологическую проблему? Ставить очистные фильтры. Не выбрасывать мусор вблизи водоемов. Не мыть машины вблизи водоемов. Следить за выбросом сточных вод.

Что приводит к загрязнению воды в нашем городе? 1.Коммунальные службы не вывозят мусор своевременно. 2.Низкая культура жителей нашего города. 3.Нет мусороперерабатывающих комбинатов.

Пути решения проблемы. 1.В городе должен быть построен мусороперерабатывающий комбинат. 2.Должны быть мусорные контейнеры для разного вида мусора. 3.Люди не должны бросать мусор мимо мусорных контейнеров.

Как экологические проблемы влияют на жизнь человека? Экологические проблемы влияют на здоровье людей. В нашем городе очень часто болеют дети. В некоторых водоемах нашего района нельзя купаться. Во многих населенных пунктах нашего района вода не пригодна для питья.

Что может сделать каждый из нас? 1.Ты можешь стать личным примером каждому. 2.Собирать и сдавать использованную бумагу. 3. Собирать и сдавать ненужные металлические изделия. 4. Сажать деревья. 5. Следить за чистотой. 6. Оберегать животных и растения.

Исследуя данную проблему мы сделали следующие выводы: 1.Все экологические проблемы влияют на жизнь и здоровье человека. 2.Чистота нашего города зависит от каждого из нас. 3.Мы должны беречь и охранять природу, чтобы сохранить жизнь на земле.

Ресурсы Фон слайдов. http://goo.gl/guFQI 2. Изображение планеты Земля. http://goo.gl/hlVP6 3. Картинки экологических проблем. http://goo.gl/p0e9E 4.Экологические проблемы города Гагарин Смоленской области http://goo.gl/J9pBZ 5.Экологические проблемы современности. votedeath.ru

Экологическое исследование «Экологический смысл в русских народных сказках»


Описание. Исследовательская работа по экологии, направленная на поиск экологического смысла в русских народных сказках. Автор участвовала с ней в районном экологическом конкурсе-выставке «Экология и сказки», где заняла 2 место, выступала перед учащимися оздоровительных лагерей учреждений образования Слуцкого района в рамках экологической программы «Экология и фольклор». Данная разработка будет полезна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателей учреждений дошкольного образования для воспитания любви к природе через русские народные сказки.
Автор: Жук Ирина, 12 лет, учащаяся объединения по интересам «Экологический туризм: следопыты», ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Руководитель: Ясенецкая Светлана Вадимовна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Введение
«Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок!»
Хоть сказки и кажутся развлечением, в них есть глубокий воспитательный смысл. Сказки возникли как устное народное творчество еще задолго до возникновения различных наук. Но уже в те далекие для нас времена люди одухотворяли природу и поклонялись ее величию, осознавая, что их жизнь напрямую зависит от Матушки-природы. И пусть нередко человек наделял Природу сверхъестественной силой – это только еще больше подчеркивало их взаимозависимость.
В настоящее время очень важно объяснить ребенку экологические проблемы доступным для него языком. И в этом могут помочь сказки, где герои не нарушают экологических законов и Природа относится к человеку так, как сам Человек относится к природе.
Цель : поиск экологического смысла в русских народных сказках
Задачи:
1. Проследить отношение наших предков к природе через изучение сказок.
2. Показать экологический смысл, заложенный в славянских народных сказках
3. Воспитать любовь к сказкам и бережное отношение к природе.
Предмет исследования: русские народные сказки
Методы исследования:
1) информационный поиск;
2) аналитический.
Гипотеза: русские народные сказки несут в себе экологические знания.

Основная часть

Исследование «Экологический смысл в русских народных сказках»


Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В ней можно повстречать не только людей, но и зверей, а зачастую – и дружбу между ними.
Сказка «Гуси-лебеди»
Вспомним сказку «Гуси-лебеди». Идет сестрица искать братца, которого унесли гуси-лебеди. Встречает Яблоньку на своем пути и просит у нее помощи. И что же говорит ей Яблонька?

А вот что:
- Поешь моего лесного яблочка – скажу.
Тяжело деревцу, плодов много на нем.
А девочка что отвечает?
- У моего батюшки и садовые не едятся.
Не помогла девочка Яблоньке – и Яблонька не помогла ей.
И с Речкой и с Печкой было то же самое.
А вот на обратном пути, когда девочка с братцем убегала от
гусей-лебедей, ей помогли и Печка, и Речка, Яблонька. А все почему? Да потому что и девочка помогла им: и киселя попила, и пирожок съела, и яблоко лесное отведала.
Типичная картина взаимопомощи!


Сказка «Царевна-лягушка»
Давайте вспомним еще одну сказку, где также четко прослеживается взаимопомощь между человеком и животными – «Царевна-лягушка».
Шел Иван-Царевич на поиски своей невесты. Повстречал Медведя – пощадил, не сделал зверю ничего плохого.
Повстречал Зайца и Утку – пощадил.
Спас Щуку от верной гибели на берегу моря.
А чем животные отплатили Ивану? Помогли они добыть иглу, в которой смерть Кощея была. Далее по тексту сказки становится понятно, что в природе нет ничего лишнего, что всякий зверь, от медведя до зайца несет какую-то пользу.
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
А вот в сказке «Иван-царевич и Серый волк» ситуация вышла такая: съел волк коня царевичева……да потом, чтоб вину свою загладить, сам носил Ивана по лесам и горам.


Сказка «Репка»
А вот сказка «Репка» нам указывает на то, что иногда необходимо стать и зверям, и людям на одну сторону, объединиться, чтобы достичь единой цели. На основе этой сказки можно увидеть, что как сейчас, в наше время, всем живым существам необходимо стать на одну сторону, чтобы спасти нашу Землю! Если немного пофантазировать при обсуждении сказки «Репка»: вместо репки у нас будет весь земной шар. Планета наша – Земля! А жители домика на приусадебном участке выступят в роли обитателей всей планеты. Вот какая картина, получается: видят жители планеты, что она в опасности и надо что-то делать.
Заметил первым это один человек (дед) и понял, что сам он не справится, надо помощь. Объединило усилия всё человечество (дед, бабка, внучка) планеты – спасают Землю! Да никак спасти не могут! А, вот, когда все живые существа (дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка) объединились - они спасли Землю (репку)!
Заключение
Проведя исследование нескольких русских народных сказок, можно сделать вывод: народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и содержат глубокий экологический смысл. Они учат нас любви к природе, к заботе о братьях наших меньших.
***
Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
(Е. Степанова)

Презентация на тему: Экологический смысл в русских народных сказках

Исследовательский проект "Защитим родную природу!"

Мухина Светлана Николаевна
Описание работы: предлагаю вашему вниманию проект на природоохранную тематику, загрязнение города бытовыми отходами.
Тема: "Защитим родную природу!"
Цель: Привлечь внимание горожан к проблеме бытового загрязнения города и направить их действия на предотвращение данной ситуации.
Задачи: Изучить мнение горожан о проблеме бытового загрязнения.
Собрать и проанализировать информацию о размещении урн и мусорных баков на территории города.
Провести беседы и мини-лекции с детьми и подростками 5-17 лет с целью информирования их о проблеме бытового загрязнения города.
Провести среди подростков акции «Чистый берег», «Чистый лес», «Чистый город».

«Именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека» В.В.Путин.
Актуальность: глобальные масштабы бытового загрязнения.
Причины загрязнения территории города:
1.количественная нехватка урн на улицах города;
2.невоспитанность, безответственность горожан.
Гипотеза: борьба с бытовым мусором на улицах города поможет сохранить чистоту окружающей среды, физическое и нравственное здоровье человека.
Противоречия:
-между привитием экологической культуры подрастающему поколению и безнравственным, безответственным поведением ряда взрослых людей;
- между ростом производства высокотехнологичных материалов и отставанием в их переработке.

Было проведено анкетирование:"Мой вклад в поддержание чистоты и порядка в родном городе."
Было опрошено 100 человек.
Результаты опроса:
1. Вы согласны с утверждением, что граждане нашего города поддерживают чистоту и порядок на улицах? (Да -42, Нет – 58)
2. Всегда ли Вы выбрасываете бытовой мусор в отведенные для этого места? (Да – 84, Нет –16)
3. Оставляли ли Вы когда-нибудь бытовой мусор в подъезде своего дома? (Да –3, Нет – 97)
4. Следите ли Вы за чистотой в своем подъезде? (Да –59, Нет –41)
5. Всегда ли Вы пользуетесь уличными урнами, или можете себе позволить бросить окурок, бумажку на землю? (Да –74, Нет –26)
6. Как Вы считаете, Вы вносите свой вклад в поддержание чистоты и порядка на улицах города? (Да –65, Нет – 35)
7. Удовлетворяет ли Вас эстетичный вид улиц нашего города?(Да –45, Нет –55)

Основные характеристики бытового мусора:
Пищевые отходы;
Макулатура;
Консервные банки;
Фольга;;
Изделия из пластмасс, не содержащих хлор;
Изделия из хлорсодержащих пластмасс;
Батарейки.

Время гниения мусора на свалках.
Транспортный билет 1 месяц
Банановая кожура до 6 месяцев
Шерстяной носок 1 год
Деревянная палка 4 года
Вощёный стакан 5 лет
Крашеная доска 13 лет
Жестяные баночки 100 лет
Аллюминевые баночки до 500 лет
Пластиковые бутылки до 500 лет
Стеклянные банки НИКОГДА

Вмести с подростками, обучающимися объединений, были проведены акции "Чистый берег", "Чистый город", "Чистый лес", мы создали буклеты о вреде бытового мусора и распространили их среди жителей города. Мы считаем, что люди, которые сами приняли участие в благоустройстве города, сами мусорить больше не станут, а возможно и остановят тех, кто захочет выбросить на землю фантик от конфет или бутылку из-под лимонада.
Любите и берегите свой город!


Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. “Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу” – сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния.

Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”, – говорит народная пословица.

Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.

На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ “Охрана природы” имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека.

Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.

Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях.

На уроках географии и биологии мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.

В каждом учебном году в нашей школе проводится месяц экологии. Этот месяц посвящен охране птиц, анализу экологического состояния и озеленению окружающей среды.

Исходя из всего изложенного выше, мы составили проект нашей деревни. Перед собой поставили задачу – улучшить экологическое состояние территории нашей деревни.

Экологическое состояние деревни

Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для сельской местности это оборачивается большим употреблением ядовитых препаратов и удобрений, увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте.

Мы, учащиеся Село Чуринской средней школы, несколько лет ведём эффективную работу по охране природы: изучаем экологию вокруг нашей школьной территории, нашей деревни, делаем выводы по проделанной работе, стараемся улучшить окружающую нас среду в лучшую сторону.

В этом году в данной работе участвовали ученики 6-9 классов, т.е. 36 человек. Чтобы итог нашей работы был точным, исследование проводилось с 7 часов утра до 9 вечера. Она велась в месяце феврале и марте. Было взято учет количества деревьев на территории с. Село Чура. Недалеко от села проходит трасса Кукмор – Казань. Учащиеся исследовали, на каком расстоянии находятся жилые дома от трассы и какие машины обычно проезжают. Было рассмотрено расстояние между жилыми домами и животноводческими фермами, машинно-тракторным парком, заправочной станцией, складами, где хранятся ядовитые химикаты, скотным кладбищем, свалками и др. Обратили внимание на то, какие отбросы были на свалках. Кроме этого исследовали загрязнение снега, питьевой воды.

Исследовав, сделали вывод: автомобильная трасса Кукмор – Казань проходит на Ю-ЮВ в 70 метрах от с. Село Чура. В зимние месяцы проходят примерно 16 грузовых и 19 легковых автомобилей в час, а в весенние дни это количество увеличивается до 23 грузовых и 24 легковых автомобилей. По теории 1 легковой автомобиль выбрасывает 1 кг дыма в сутки (41,6 г в час). В составе дыма имеется 30 г угарного газа, 6 г азотного оксида, серы, свинцовой примеси. А грузовые же машины выбрасывают в 3 раза больше ядовитых веществ. Исходя из этих данных, мы вычислили, сколько пыли выбрасывают машины, которые проезжают по нашей трассе. Итак, легковые и грузовые машины в час выбрасывают 3868,8 г дыма, отсюда 2790 г угарного газа, 558 г азотного оксида, и др. вещества, которые ядовиты для нашего организма. Если иметь в виду, что в сутках 24 часа, в году 365 суток, то не трудно представить, сколько ядовитых веществ выбрасывается в воздух. А мы все дышим этот воздух. Так же надо добавить, что 1 автомобиль, который проедет 1000 км, употребит тот воздух, которым бы 1 человек дышал целый год. Нужно иметь в виду, что 1 машина в год выпускает 5–8 кг резиновой пыли.

Растения очень быстро распознают уровень загрязнения атмосферы. Например: хвойные деревья – очень хорошие биоиндикаторы. На одном из уроков мы проследили за елями, которые растут вблизи нашего села и заметили, что на деревьях имеются коричневые пятна – плесень. Это говорит о том, что в атмосфере имеется большое количество серного диоксида. И действительно, рядом с этими елями расположены 3 кочегарки и автотрасса. Значит, каждый час из котельной выбрасывается в воздух газ, который богат серным диоксидам, ещё к этому добавляется дым автомобиля. Но не только они загрязняют нашу окружающую среду. В 150 м от жилых домов к Ю-ЮВ расположен машинно-тракторный парк и заправочная станция. Мы исследовали здешние места и определили, насколько загрязнена поверхность снега. Проверили состав снега, взяв снег из парка, центральной улицы, пришкольного участка. Растопив снег, проверили кислотность. В итоге оказалось, что в нем имеются кислотные ионы, но их больше всех оказалось в машинно-тракторном парке.

В 90 м к Ю-ЮВ расположены фермы, в 450 м к С-ЮЗ – химические склады (аммиак), в 700 м к С-ЮВ – скотное кладбище, в 1000 м к Ю и в 50 м к С-ЮЗ две свалки (<Рисунок 1 >, <Рисунок 2 >), в добавок такие же свалки для мусора имеются и в деревне в 3 местах. Среди мусора имеются железо, стекло, полиэтилен, бумага и др. А ведь бумага – 2, склянки – 90, полиэтилен – 200, стекло – 1000 лет не распадаются.

Хорошо, что посажены разные деревья и посадки вокруг деревни. На границе села к С-ЮЗ в 1000 м имеются хвойные деревья – сосны, к С-ЮЗ в 700 м находится березовая роща, к С-СЗ в 500 м растут сосны, к Ю-ЮЗ в 500 м березовая роща, на ЮЗ в 800 м – сосны. Вдоль трассы Кукмор-Казань посажены деревья, которые оберегают нас от выхлопных газов. Помимо всех этих деревьев имеются и кустарники. На территории с. Село Чура всего имеются 4595 деревьев и кустарников. По статистике вяз поглощает 23 кг пыли за одно лето. В итоге деревья и кустарники, растущие вдоль деревни, за лето поглощают 74,1 т пыли. Но их все равно не хватает.

Мы так же проверили через микроскоп чистоту и жесткость воды. Вода, которая была взята из колодца и колонки оказалась чистой, а в воде, которую взяли из артезианского колодца текущую в комплекс крупнороготых скотов имеются очень маленькие микроорганизмы. По жесткости вода из колонки – средняя, из колодца – мягкая, а из артезианского колодца – жесткая, т.к. там имеются много анионов и катионов. Прокипятили воду. В воде, взятой из колодца, соль растаяла, а в других источниках она до конца не растворилась. Отсюда вывод, вода – жесткая.

Осенью был проведен опыт с родниковой водой. Мы проверили температуру, вкус, сероводород и железо, жесткость родниковой воды. Выводы оказались следующие: температура воды +1 0 С, прозрачная, несоленая, в составе воды имеются железо, а сероводорода нет, жесткость низкая, объем воды 1,3 л/сек. (Приложение 1 )

Заключение

Экологическая проблема с каждым годом обостряется. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, почва с каждым днем все больше и больше загрязняются. По нашим исследованиям видно, что транспорт загрязняет воздух, количество родников и колодцев с каждым годом становится меньше, а количество свалок наоборот увеличивается. Сельскохозяйственные автомобили и фермы загрязняют воду. Для этого нам необходимо на территории деревни и за ее пределами проводить субботники, очищать все вокруг от мусора, уменьшить количество свалок и посадить деревья для озеленения.

Растения нас оберегают от разных грязных ядовитых газов. Поэтому мы должны озеленять окружающую нас территорию. По просьбе работников лесничества каждый год учащиеся нашей школы 10–15 га площади высаживают саженцы деревья. В прошлом году мы посадили около 20 га площади деревьев. На территории леса выживают 95–99% посаженных молодых саженцев, а в посадках вдоль дорог 85–90%.

Невозможно достичь охраны природы только одними силами учащихся. Поэтому мы стараемся, чтобы каждый человек нашей деревни принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь нашу планету от экологической катастрофы.