Что изучает фонетика? Зачем в школе изучают фонетику

Лекція № 1

ФОНЕТИКА КАК НАУКА О ЗВУКОВОЙ СТОРОНЕ

ЯЗЫКА

План лекции

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами.

Правила фонетической транскрипции.

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка.

Литература:

  1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
  2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
  3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
  4. Реформатский А.А. О сопоставительном методе. Русский язык в национальной школе, 1962, №5.
  5. Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
  6. Реформатский А.А. О соотношении фонетики и грамматики (морфологии). В кн.: А.А.Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  7. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.
  8. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1 979.

10. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка

На свете существует большое количество языков. Они разнообразны и по звуковому облику, и по словарному составу, и по грамматическому строю. Однако всем им присуще нечто общее: они выполняют одни и те же функции - при их посредстве выражаются какие-то мысли, передаются какие-то сообщения. Другими словами, язык выполняет функцию общения между людьми, является средством общения между ними. Каждый язык обязательно членится на какие-то элементы, повторяющиеся в определенных комбинациях друг с другом в составе других более крупных единиц. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Какими бы разными не были определения языка, в них можно обнаружить указание на его системный характер.

Общенаучное понятие системы при всем разнообразии или оттенках его использования всегда включает в себя представление о некотором объединении каких-либо объектов и об отношениях между этими объектами. Объекты, объединяющиеся в систему, обычно называются элементами этой системы.

«Если бы язык был свалкой разрозненных фактов - слов, форм, звуков, то он не мог бы служить людям средством общения. Все многообразие случаев и ситуаций общения, все разнообразие потребностей называния вещей и явлений, выражение разнообразных понятий люди могут превращать в общественную ценность только благодаря тому, что язык системно организован и управляется своими внутренними законами и в каждом языке - особыми. Эти законы группируют весь инвентарь языка в стройные ряды взаимосвязанных явлений, будь то система падежных или глагольных форм, классы частей речи в морфологии, ряды и пары консонантизма и вокализма в фонетике.

Все это в совокупности образует структурную модель языка, распределенную на ряд систем и подсистем, расчлененных и одновременно связанных друг с другом многими отношениями. Вне этих отношений любой факт, будь то слово, форма или звук, - еще не факт языка, как кирпич сам по себе вне своего места в стройке - еще не часть здания, а только строительный материал. Становятся эти элементы фактами языка лишь тогда, когда они подчиняются той или иной действующей в данном языке модели, т. е. когда становятся членами системы», - писал А.А. Реформатский.

Таким образом, язык представляет собой систему. Системна и его звуковая сторона. Это значит, что каждая фонетическая единица определяется своими отношениями к другим фонетическим единицам.

Какие же отношения существуют между единицами системы? В наиболее общем виде их можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические отношения.

Синтагматические отношения определяют соединение единиц в речевом потоке - (эти отношения ещё называют комбинаторными).

Парадигматические - это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировка единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств).

Иерархические - это отношения по степени сложности, или отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах «входит в...» или «состоит из...».

Фонетика как наука о звуковой стороне языка

Раздел науки о языке, занимающийся изучением его звуковой стороны, называется фонетикой. Фонетика как наука изучает «звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой и письменной формой языка».

Звуковая сторона языка включает две группы единиц: сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Сегментные - это такие фонетические единицы, которые являются кратчайшими отрезками речевого потока. Сегментные означает отрезок. Речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами - отрезками, сегментами речевого потока являются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг за другом, образуют последовательность, цепь, линию. Поэтому по-другому они называются линейными фонетическими единицами.

Кроме сегментных фонетических единиц, существуют суперсегментные (надсегментные, сверхсегментные) фонетические единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов и предложений. Для ударения сегментом является слово (или фонетическое слово), для интонации - предложение.

Звуковая сторона языка - очень сложное явление. Поэтому к ней можно подойти с различных точек зрения. Различают общую и частную фонетику.

Общая фонетика занимается изучением природы звука речи как единства физиолого-акустического и лингвистического аспектов, исследованием общих условий образования звуков речи и их акустических коррелятов, изучением общих закономерностей образования слога, общей теории ударения и интонации, изучением общих закономерностей развития фонетической системы (звуковые законы), общей теории графики и орфографии. Общая фонетика основывается на фактах многих языков.

Звуковая сторона конкретного языка изучается частной фонетикой. Например, фонетика русского языка является частной фонетикой.

Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка статически, вне развития. В этом случае мы имеем фонетику синхроническую или описательную. Например, нашим предметом является фонетика современного русского языка. Значит, эта фонетика синхроническая, описательная, она будет затрагивать вопросы звуковой стороны русского языка нашего времени, поэтому и называется фонетикой современного русского языка. Можно изучать звуковую сторону русского языка какого-то другого периода, скажем, древнерусского. Но и здесь факты языка рассматриваются статически, т.е. в застывшем виде, какими они были в тот период.

Звуковая сторона языка может изучаться диахронически или исторически, т.е. в развитии. Как единицы фонетики русского языка изменялись из периода в период, какие были звуки, что с ними стало, какие остались, какие изменились в другие звуки или совпали с другими звуками, какие вообще исчезли и т.п.? Например, в древнерусском языке были гласные [ъ] и [ь], со временем они в слабых позициях (напр., в конце слова) исчезли, а в сильных позициях перешли в другие звуки: сънъ = сон, дьнь = день (в древнерусск. языке [ъ] являлся гласным звуком непереднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [о], в слабой позиции - в конце слова исчез; [ь] являлся гласным звуком переднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [е], в слабой позиции - в конце слова исчез. Буква ь в конце слова день в современном русском языке является показателем мягкости предшествующего согласного [н"]).

Иногда бывает полезным для объяснения фонетических особенностей современного состояния русского языка пользоваться фактами исторической фонетики. Напр., почему сом -сома (род.пад.), а сон - сна (род.пад.), почему от сущ. стена образуется прилагательное стен-н-ой, а от сущ. смех образуется прилагательное смеш - н - ой и т. д.? Ответить на эти вопросы можно, только используя факты исторической фонетики. Например, в древнерусском языке слово сънъ в форме род.пад. съна в корне имел редуцированный гласный непереднего ряда [ ъ] , который в этом случае оказывался в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]) и выпадал; то же самое проис ходило с редуцированным гласным переднего ряда [ь], который в род. пад. слова дьнь, т.е. в форме дьня, оказавшись в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]), выпадал: сънъ [сон] - съна [сна]; дьнь [д"ен"] - дьня [д"н"а]. В современном русском языке эти гласные называются «беглыми гласными». Что касается прилагательного смешной, в котором на месте [х] появляется [ш], то такое изменение [х] в [ш] объясняется тем, что в древнерусском языке при образовании прилагательного смешной использовался суффикс -ьн- с начальным редуцированным гласным переднего ряда [ь]. Перед этим гласным все согласные смягчались, кроме заднеязычных [к,г,х], которые в этом положении переходили в мягкие шипящие [ч", ж", ш"]: рука - рук-ьн-ой - руч-ьн-ой - руч-н-ой; другъ - друг-ьн-ый - друж-ьн-ый - друж-н-ый; смехъ смех-ьн-ой - смеш-ьн-ой - смеш-н-ой. Как видно, только после изменения [к - ч], [г - ж], [х - ш], которое имело место перед гласным переднего ряда [ь], сам гласный [ь] выпал, и заднеязычные согласные оказались перед согласным [н].

Для глубокого объяснения фактов какого-то языка нередко обращаются к материалу других языков, в том числе родственных. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами

Какое место занимает фонетика среди других языковедческих дисциплин, изучающих другие разделы, уровни языка, как связана фонетика с лексикой, морфологией и синтаксисом?

Фонетика занимает среди других лингвистических дисциплин особое место. Лексикология, морфология и синтаксис, изучающие различные языковые категории и средства их выражения, имеют дело со смысловой стороной языка. Фонетика - это звуковая форма, в которой представлена грамматическая система языка, т.е. морфологические формы слов в их звуковом оформлении и фразы - во всем разнообразии их мелодического рисунка, с их фразовыми ударениями и т.д. Так, одним из средств выражения грамматических форм в русском языке является фонетика. Сюда входит различное звучание аффиксов (напр., вода - воды), чередование звуков (напр., чередование о/а: докончил - доканчивал), подвижное ударение (напр., руки с ударением на первом слоге и руки с ударением на втором слоге), мелодика (напр., повествовательная и вопросительная) во фразах, различающихся в определенных случаях только движением тона (напр., Ты пойдешь домой. Ты пойдешь домой?). В синтаксисе при характеристике типов предложения по цели высказывания обязательно учитывается интонация. Таким образом, поскольку наша речь всегда является звучащей речью, отношения между фонетикой и грамматикой обнаруживаются в связи между звуковой формой речи и ее грамматическим выражением.

Такова же связь между фонетикой и словарным составом языка, т. е. лексикой. Благодаря наличию тех или иных звуков, входящих в состав слова и составляющих его звуковой облик (напр., стол - стул, стал - стыл), благодаря разноместности ударения (замок - замок) опознается значение данного слова.

Таким образом, звуковой облик слова является той формой, в которую облечено его содержание. Как видно, связь фонетики со словарем сказывается прежде всего в том, что слово немыслимо вне его звукового облика. Поэтому различение слов осуществляется, как правило, через различие их звукового облика.

Правила фонетической транскрипции

Система письма неточно передает звучащую речь: один и тот же звук часто передается на письме разными буквами, а разные звуки могут обозначаться одной буквой. Так, в словах дуб и суп последний согласный звук одинаковый — [п], а пишутся разные буквы — б и п. В слове пир первый согласный звук — мягкий [п"], а пишется та же буква п, что и в слове пыл, в начале которого — твердый звук [п]. Чтобы более точно записывать звучащую речь, наука о языке выработала принципы так называемой фонетической транскрипции.

Фонетической транскрипцией называется система записи звучащей речи — слов или целых фраз — с использованием букв и особых условных обозначений. Транскрипция была придумана задолго до изобретения граммофонной и магнитофонной записи, которая позволяет абсолютно точно фиксировать звучание; благодаря удобству и практической доступности транскрипция широко используется и в научном описании звучащей речи, и в практике преподавания русского языка.

Для школьного преподавания русской фонетики обычно пользуются несколько упрощенной фонетической транскрипцией, которая отражает только основные признаки звуков русской речи. При транскрибировании слов и целых выражений нужно соблюдать ряд правил.

Показателем фонетической транскрипции являются квадратные скобки . В такие скобки заключается транскрибируемый текст или отдельное слово, звук.

  1. Каждому звуку языка в транскрипции соответствует только один транскрипционный знак — буква или специально введенное графическое обозначение звука либо фонетического признака звука.
  2. При транскрибировании используются все буквы русского алфавита, кроме гласных букв е, ё, ю, я и согласных букв щ (обозначает долгий мягкий звук [ш’:], например, щука [ш’:укъ]) и й.

Буква й иногда используется в школьном преподавании фонетики для обозначения особого согласного звука «йот», корый слышится в таких словах, как я [йа], юг [йук], моя [майа], пою [пайу], поёт [пайот], мой [мой], лей [л"эй] и др. Однако чаще всего в транскрипции для обозначения разновидностей этого звука используется латинская буква j («йот»): [ ja ], [ najy ], а также специальные транскрипционные знаки [и] или [ i ], которыми обозначается ослабленный вариант звука «йот» — звук «[и] неслоговой», например в конце слов: [май], [аткрои].

  1. Буквами ъ («ерь») и ъ («ер») в транскрипции обозначаются особые краткие (редуцированные) гласные звуки: [ь] — редуцированный гласный переднего образования, похожий на краткий звук [и], а [ъ] — редуцированный гласный непереднего образования, очень краткий звук, представляющий собой нечто среднее между звуками [а], [э] и [ы].
  2. Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о], используется условное обозначение [ Λ ].
  3. В транскрипции используются только строчные буквы (даже при записи произношения личных имен и первого слова фразы): [иван] Иван; [ ja к-вам п"ишу] Я к вам пишу... (П.).
  4. Специальными транскрипционными значками являются:

а) ["] — знак словесного ударения, который ставится над ударным гласным звуком в слове ;

б) [’] (апостроф) — показатель мягкости согласного звука:
[п’ат’] пять;

в ) [:] — знак для обозначения долготы звука: [ан:у] Анну
(В. п.); [иш:"у] ищу; рэж:"у] езжу; другой способ обозначения
долготы звука — черта над соответствующей буквой
;

г) [-] (дефис) — показатель слитности грамматических слов
в рамках одного фонетического слова: [у-вас] у вас; [читал-бы]
читал бы;

Д) [|] — показатель границы между синтагмами в рамках фразы (короткая пауза); [ ׀׀ ]– показатель границы между фразами (длительная пауза ) .

6. Фонетические слова отделяются в транскрипции пробелами, знаки препинания не ставятся, ср.: [што ja магу иш": o
сказат"] Что я могу еще сказать? (П.).

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение.

Любая лингвистическая (т.е. языковая) единица семантического уровня (напр., морфема, слово, предложение) имеет определенную материальную оболочку, определенное звучание. Благодаря постоянной связи звучания и значения языковая единица всякий раз опознается носителями языка именно как данная, а не какая-то другая единица.

Материальная оболочка морфем, слов, предложений создается из звуковых единиц. Система звуковых единиц языка образует его звуковую сторону.

Звуковая сторона языка является «природной материей» языка, языка слов. Поэтому изучение языка - его грамматического строя и словарного состава - само по себе уже предполагает изучение его фонетической системы. Фонетические единицы существуют не сами по себе и не сами для себя, а для обслуживания лексики и морфологии. Поэтому необходимо изучить функционирование фонем в составе словоформ данного языка, ибо без этого нельзя правильно оценить роль фонетических единиц и их противопоставленности в языке как средства коммуникации.

Фонетика - учение о звуковой стороне языка. Значение фонетики как научной дисциплины определяется прежде всего тем, какое значение имеет в языке его звуковая сторона.

Фонетика полезна во многих практических делах, но не менее важно ее теоретическое значение: она учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще, понятны на уровне фонетики, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики. Проверить новую теорию, испытать правильность новых лингвистических взглядов удобно на материале фонетики.

Звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет (и обычно слушает больше, чем читает). Сначала человек учится говорить и только потом - писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков устной и от них зависят.

Фонетика имеет большое практическое значение и используется в самых разнообразных областях.

  1. Прежде всего она служит основой для методики преподавания чтения и письма. Рациональное обучение грамоте возможно только при четком понимании различия между звуковой и письменной формой языка и при учете сложных связей, существующих между этими двумя формами языка.
  2. Потребности образования, публичной речи, радио ставят на очередь вопрос об установлении орфоэпических норм, что также является одной из важнейших практических задач фонетики.
  3. Необходимость создания письменности для бесписьменных народов, а также постоянного совершенствования орфографии старописьменных языков определяет практическое значение фонетики и в этом направлении.
  4. На фонетике базируется также логопедия, занимающаяся исправлением недостатков произношения, которые невозможны без ясного представления о механизме произношения и о языковой функции произносимого. Только учитывая эту функцию, можно отличить существенное от несущественного и найти правильный путь к устранению того или иного недостатка речи.
  5. На фонетической основе строится и обучение глухонемых - сурдопедагогика.
  6. Само собой очевидно значение фонетики для постановки произношения, для обучения выразительному чтению и т. д. Обучение может быть рациональным только тогда, когда преподаватель отдаст себе ясный отчет в том, каковы особенности произношения данного отдельного звука, слова, предложения.
  7. В процессе изучения фонетики:

а) закладываются основы научного понимания звуковой
стороны языка в отличие от графической;

б) выясняется система русской графики, т.е. система соотношений между буквами русского алфавита и звуками русского языка;

в) вырабатывается сознательное отношение к орфографии;

г) приводятся в систему и осмысливаются в свете фонетических закономерностей отдельные разрозненные сведения
по языку;

д) многие сведения современного русского языка получают историческое освещение;

е) расширяется лексический уровень знания языка и
обостряется языковое чутье.

Введение

При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не. С иной точки зрения нет речевого навыка, который не включал бы произносительных, потому что без артикуляционных движений вербального аппарата нельзя ни писать, ни говорить, ни слушать, ни читать. На этом основании можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Формировать произносительные навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.

Фонетика как наука. Содержание обучения фонетике

Фонетика. Предмет фонетики

Фонемтика (от греч. цщнЮ - "звук", цщнзенфйкьт - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Предмет фонетики.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Место фонетики в системе языка

Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

Изучение фонетики в ее фонологическом аспекте закладывает основы формирования научного мировоззрения филолога, будучи "опытным полем языкознания". Фонетика "учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще понять на фонетике, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики".

Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

фонетический навык средняя школа

в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

Фонетическая система языка

    Фонетика как наука.

    Акустический аспект в изучении звуков языка.

    Биологический аспект в изучении звуков языка.

    Фонетика как наука.

Фонетика - это наука о 1) звуковом материале языка, об 2) использовании этого материала в значащих единицах языка и речи и об 3) исторических изменениях в этом материале. Звуковой материал включает в себя звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления как ударение и интонация.

Аспекты изучения звукового материала

1) с точки зрения их физических (акустических) признаков

2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте

3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область - фонологию. Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только два первых аспекта исследования. В действительности, однако, все три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений теснейшим образом связаны между собой, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию - как ее неотделимую часть и организующее ядро. По существу, никакое фонетическое исследование не может быть успешным без определенной функциональной, фонологической перспективы, без выяснения того, несет или не несет изучаемое явление в данном языке функциональную нагрузку, и если несет, то какую именно.

Практическое значение фонетики

      Разработка правильной методики обучения письму и чтению

      Постановка произношения при изучении неродного языка

      Создание рациональной системы письма для бесписьменных языков

      Успешное лечение дефектов речи

Связь фонетики с другими разделами языкознания

Фонетика имеет огромное значение для развития всех отраслей языкознания. Ключевая роль фонетики в современной лингвистике объясняется тем, что фонетика имеет дело с языковой субстанцией. Звуковой материал представляет собой физическую данность. Ее можно регистрировать и измерять с помощью аппаратуры. Поэтому фонетика раньше и больше других областей языкознания продвинулась на пути превращения в точную науку. Фонетика располагает наиболее точными методами лингвистического исследования. Для других разделов языкознания она служит образцом точного изучения фактов.

    Акустический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть физическое явление - колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими свойствами. Их изучает раздел физики - акустика. Поэтому этот аспект фонетики называется акустическим.

Акустическими характеристиками звука являются сила, тон и тембр.

    Сила звука зависит от амплитуды колебания: чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук.

    Тон звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук. Колебания могут быть равномерными, периодическими, и тогда звук называют музыкальным тоном (или просто тоном), например, звук струны скрипки. Если колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом, например, звук удара молотком. В звуках языка используются и элементы тона и шума. Звуки речи классифицируются по преобладанию в них тона и шума (акустическая классификация звуков)

Акустическая классификация звуков

      Гласные - это тона, глухие согласные - это шумы;

      В звонких согласных сочетается тон и шум;

      В сонантах преобладает тон, в звонких шумных преобладает шум.

    Тембр - это окраска звука. Кроме основного тона, который создается колебаниями голосовых связок в целом, в звуки речи входят обертоны, которые создаются колебаниями отдельных частей голосовых связок. Сила обертонов мала по сравнению с силой основного тона, но когда они проходят через ротовую или носовую полость, то некоторые из них усиливаются. Происходит явление резонанса. Форма и объем ротовой полости может быстро меняться и усиливать то одни, то другие обертоны. Благодаря этому создается богатство звуков речи. Кроме того, ротовая и носовая полость совершенно индивидуальны, поэтому голос каждого человека имеет неповторимое своеобразие.

    Биологический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также результат определенной работы человеческого организма. Кроме того, звук воспринимается на слух, что также связано с определенными процессами в организме человека. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее:

    Из головного мозга посылается определенный импульс. Импульс исходит из так называемого моторного центра речи - зоны Брока. Она находится в 3-ей лобной извилине левого полушария.

    Импульс передается по нервам к органам, выполняющим данную команду.

    Создается воздушная струя. В ее создании участвуют легкие, бронхи, а также диафрагма и грудная клетка.

Большинство звуков, используемых в языках мира, в норме произносится на выдохе, т.е. с помощью воздуха, выдыхаемого из легких. Наряду с этим возможно произнесение тех же звуков на вдохе (например, в русском языке - в некоторых междометиях, иногда во взволнованной речи). В ряде языков существуют особые «щелкающие» согласные, образуемые не с помощью дыхания, а при всасывании воздуха в результате сокращения различных мускулов в полости рта (в русском языке «щелкающий» согласный используется в междометии сожаления, передаваемой на письме как ц-ц-ц!)

      Вступают в работу произносительные органы.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи.

Артикуляционная классификация звуков речи:

    членение на гласные и согласные. Гласные образуются в том случае, если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий. Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук.

    Гласные классифицируются по нескольким признакам. 1) По работе языка: учитывается ряд и степень подъема языка. 2) по работе губ: различают огубленные и неогубленные гласные. 3) в ряде языков гласные классифицируются по работе небной занавески (неносовые и носовые). Кроме того, гласные могут классифицироваться по долготе и другим признакам.

    Классификация согласных более сложна: 1) по работе голосовых связок: звонкие/глухие; 2) по способу образования шума (по характеру преграды) согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты и дрожащие; 3) по активному артикулирующему органу выделяются губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие признаки согласных: палатализация (смягчение), веляризация (сближение задней части языка с мягким небом), лабиализация (огубление).

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Эти изменения называют позиционными. Позиционные изменения подразделяются на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между звуками, находящимися в непосредственном или близком соседстве; 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце.

1) среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация - изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. Пример: при произнесении слова «дам» мы заранее, еще в момент произнесения гласного, опускаем небную занавеску, что нужно нам для последующего М.

Ассимиляция - влияние согласного на согласный, или гласного на гласный. Например: звонкие согласные оглушаются перед глухими (лодка).

Диссимиляция - явление, противоположное ассимиляции. Похожие звуки заменяются на различные. Оно встречается сравнительно редко. Контактная диссимиляция происходит между смежными звуками (в словах легко, мягко , где вместог произноситсях). Дистантная диссимиляция возникает между звуками, которые разделены другими звуками (в просторечии говоритсяколидор вместокоридор ).

2) К собственно-позиционным изменениям относятся редукция гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Редукция - это ослабление гласного (пример: мал, малыш, малыши ). Степень редукции может быть различной, вплоть до полного исчезновения гласного в безударном слоге и даже всего слога. Полная редукция подразделяется на 1) апокопу - отпадение конечного гласного или конечной части слова (Петь ,чтоб ) и 2) синкопу - выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова (Иваныч ).

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой происходит потому, что голосовые связки возвращаются в состояние покоя преждевременно, еще до конца произнесения слова. В некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным - оглушается только конец согласного. Иногда оглушаются и сонанты (в русском языке - в позиции после глухого согласного: вопль ).

С биологической точки зрения можно рассматривать как процессы, происходящие в организме при произнесении звуков, так и процессы, происходящие при восприятии звуков. Во втором случае это - перцептивный аспект изучения звуков. Он разработан значительно слабее, чем произносительный. Известно, что звуки речи воспринимаются механизмами слуха, сигналы передаются в головной мозг, в сенсорный центр речи. Он расположен в так называемой зоне Вернике, около первой височной извилины левого полушария.