Поэт Михаил Светлов: биография, творчество, память. Светлов, михаил аркадьевич

Светлов Михаил Аркадьевич - (наст. фамилия - Шейнкман) (1903-1964), русский советский поэт, драматург. Родился 4 (17) июня 1903 в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в бедной семье, отец - ремесленник. С 1914 по 1917 учился в четырехклассном училище, работал у фотографа и на бирже «мальчиком».

В 1919 Светлов вступил в комсомол, который многое определил в его духовном мире и творчестве. Первые годы существования этой организации отмечены искренним оптимизмом, наивно-утопической верой в возможность переделать весь земной шар, чувством товарищества, жертвенностью и романтизмом. Светлов не просто стал «комсомольским поэтом», как именовали впоследствии и его самого, и его товарищей М.Голодного, А.Ясного, А.Жарова, А.Безыменского и некоторых других: он стал выразителем идей этой новой человеческой категории, с ее идеалами, чаяниями и стилем жизни.

Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.

Светлов Михаил Аркадьевич

Начальный период жизни Светлова также по-своему типичен. В 1920 он доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка, затем редактор журнала «Юный пролетарий», заведующий отделом печати Екатеринославского губкома Коммунистического союза молодежи Украины. В 1922 переехал в Москву, учился на рабфаке, потом на литературном факультете 1-го Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова. Первое стихотворение опубликовал еще в 1917 в газете «Голос солдата». В Москве стал членом литературной группы «Молодая гвардия», объединившей литераторов, воспевавших революционную переделку мира. При этом в 1924-1925 входил в литературную группу «Перевал», вокруг которой группировались «попутчики».

Ранние сборники поэта Рельсы (1923), Стихи (1924), Корни (1925) еще мало обещали его будущее творчество, в них нет особой, «светловской» интонации, хотя уже в то время рождались произведения, составившие эпоху в советской поэзии, навсегда оставшиеся в литературе.

Стихотворение Гренада (1927), запечатлев определенный человеческий тип - бескорыстного бойца гражданской войны, создало идеал для подражания, которым руководствовалось несколько поколений довоенной молодежи. Украинский хлопец, с его наивной верой в интернационализм, оставил родной дом, чтобы в далекой Гренаде отдать землю испанским крестьянам, и сложил голову во имя идеи. Сродни ему и героиня стихотворения Рабфаковке, скромная девушка двадцатых годов, чье негероическое, ежедневное самопожертвование сравнивается с подвижничеством Жанны Д`Арк. Неожиданная образность, сложные сюжетные повороты в стихах, близких к балладам, делают стихи этого периода абсолютно самобытными. Поэт утверждал свой особый нравственный императив, высказанный не без иронии, но совершенно определенно.

Начавшийся вскоре творческий спад, заметный уже в книге Ночные встречи (1927), продлился несколько десятилетий. Исключением стали Песня о Каховке (1935, муз. И.О.Дунаевского), написанная для кинофильма Три товарища, и крылатая строка песни Если завтра война, если завтра в поход из одноименного кинофильма, соавтором сценария которого был Светлов. В годы Великой Отечественной войны поэт был военным корреспондентом газет «Красная звезда», «На разгром врага» и «Героический штурм». Лучшее произведение военной поры - стихотворение Итальянец (1943), категорически утверждавшее: «…нет справедливости // Справедливее пули моей!».

О новом подъеме свидетельствовали сборники Горизонт (1959), Охотничий домик (1964) и Стихи последних лет (1967), за который автору посмертно была присуждена Ленинская премия. Здесь трагическое осознание близкого конца (Светлов знал, что неизлечимо болен) еще сильнее оттеняет иронию, причудливые образы сближают их, скорее, не со стихами прежних лет, а со светловскими афоризмами, фрагментами из записных книжек.

Если стихи и поэмы получили всеобщее признание, то пьесы, хотя и ставились в различных театрах, особого успеха не имели, возможно, потому, что режиссеры не нашли подхода к романтическим по тональности произведениям. В разные годы Светловым были написаны Глубокая провинция (1935), Сказка (1939), Двадцать лет спустя (1940), так и не поставленный Мыс Желания (1940), Бранденбургские ворота (1946), Чужое счастье (1953), С новым счастьем (1956) и вариация на тему К.Гоцци Любовь к трем апельсинам (1964).

17 (по старому стилю 4) июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) в семье ремесленника.

Публиковаться начал с 1917 года (стихотворение в газете "Голос солдата"). В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году Михаил Светлов в качестве добровольца присоединился к составу 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвовал в боях. В 1921 Светлов перебрался в Харьков , где работал в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов "Рельсы". В 1922 году он переехал в Москву, где поступил учиться сначала на рабочий факультет, а затем в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова.

В столице Светлов стал членом литературной группы "Молодая гвардия", объединившей литераторов, воспевавших революционное переустройство мира, в 1924-1925 годах входил в литературную группу "Перевал". В это время были опубликованы два сборника его стихотворений: "Стихи" (1924) и "Корни" (1925). В 1926 вышла книга Светлова "Ночные встречи" и в этом же году им была написана знаменитая "Гренада", которую Владимир Маяковский читал наизусть на своих поэтических вечерах. На слова "Гренады" написали музыку около 20 композиторов в разных странах.

В 1928 "за троцкизм" Светлов был исключен из комсомола. В 1930-е было создано другое знаменитое произведение поэта — "Каховка", которая вслед за "Гренадой" также стала популярной песней. В конце 1930-х годов Светлов обратился к драматургии: им была написана романтическая пьеса "Сказка" (1939), а в 1940 году он снова вернулся к событиям Гражданской войны в пьесе "Двадцать лет спустя".

Во время Великой отечественной войны Светлов был военным корреспондентом сначала газеты "Красная звезда" в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), затем — газет 1-й ударной армии Северо-Западного фронта "На разгром врага" и "Героический штурм". На войне Светлов писал стихи, корреспонденции, листовки, и впервые в жизни — очерки. Так, известен его очерк о девушке-санинструкторе "Дружинница". Огромную популярность получило его стихотворение "Итальянец". Впечатления о войне нашли отражение и в пьесе послевоенного периода "Бранденбургские ворота". За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Светлов был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В послевоенные годы поэтическое творчество Светлова было в негласной опале, ему не разрешали выезжать за границу. Светлов занялся преподаванием. В эти годы он вновь вернулся к драматургии и создал пьесы: "Чужое счастье" (1953), "С новым счастьем" (1956) и вариацию на тему Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам" (1964). Также больше количество времени Светлов уделял переводческой работе: с белорусского, туркменского, украинского, грузинского, литовского языков.

Лишь после 2-го съезда писателей (1954), на котором в защиту Михаила Светлова выступили Семен Кирсанов и Ольга Берггольц, о поэте вновь заговорили открыто. После значительного перерыва появился сборник стихов Светлова "Горизонт" (1959), "Охотничий домик" (1964) и последняя книга поэта — "Стихи последних лет" (1967), за которую Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. Умер Михаил Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, оставив незаконченной работу над пьесой об Антуане Сент-Экзюпери.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография Михаила Светлова - советского поэта, драматурга и журналиста - включает жизнь и творчество во время революции, гражданской и двух мировых войн, а также в период политической опалы. Каким человеком был этот поэт, как сложилась его личная жизнь и каким был путь творчества?

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман) родился 4 (17) июня 1903 года в Екатеринославе (современный Днепропетровск). Отец Михаила - еврейский ремесленник - растил сына и дочь Елизавету в атмосфере трудолюбия и справедливости. Способность говорить метко и емко, любить правду и хотеть донести ее - все это Михаил получил, благодаря своей честной и работящей семье. О своем детстве Светлов, шутя, рассказывал, что его отец как-то принес целую стопку книг русских классиков, чтобы делать кульки для продажи семечек. "Мы с отцом заключили договор - сначала я читал, а уже потом он кульки сворачивал", - говорил поэт.

С 14 лет, увлеченный коммунистическими идеями, ярый сторонник и противник участия России в Первой мировой войне, юный Михаил издавал свои первые публикации в местной газете "Голос солдата".

Первые шаги в творчестве

В 1919 году 16-летний Михаил был назначен заведующим в комсомольском отделе печати Екатеринослава. В это же время он впервые использовал псевдоним "Светлов".

Уже в 1920 году, не желая оставаться в стороне от революционной деятельности, юноша записался добровольцем в Красную армию, проявив себя смелым и бесстрашным солдатом в Гражданской войне. В 1923 году в Харькове был издан первый поэтический сборник Светлова - "Рельсы", но он имел успех только в узком кругу знакомых поэта. После переехал в Москву, участвовал в литературных группах "Молодая гвардия" и "Перевал", выпустил еще два поэтических сборника под названиями "Стихи" в 1924 году, и "Корни" в 1925 году.

Гренада

29 августа 1926 года в "Комсомольской правде" были напечатаны стихи 23-летнего Михаила Светлова. Биография его как известного поэта началась именно с этого события. Это было стихотворение "Гренада":

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные,

Прощайте, друзья -

"Гренада, Гренада,

Гренада моя!"

Стихи моментально разнеслись по стране и были буквально у всех на устах - их читал даже сам Владимир Маяковский на одном из своих выступлений. А Марина Цветаева в одном из своих писем к Борису Пастернаку назвала "Гренаду" своим любимым стихом из всех, что она читала за последние годы.

Популярность стихов не угасла и спустя десятилетие - в 1936 году советские летчики, участвующие в Испанской войне, пели положенную на музыку "Гренаду", пролетая над Гвадалахарой. За ними мотив подхватили европейские бойцы - стихотворение стало интернациональным.

Во время войны в нацистском лагере смерти под названием "Маутхаузене" заключенные в качестве гимна свободы хором пели "Гренаду". Михаил Светлов говорил, что именно в этом стихотворении он открыл себя как настоящего поэта.

Оппозиция

С 1927 года, во время учебы в МГУ, в биографии Михаила Светлова наступил период, когда он решил стать представителем левой оппозиции. В его доме располагалась нелегальная типография оппозиционной газеты "Коммунист", вместе с поэтами Голодным и Уткиным он устраивал поэтические вечера, деньги с которого поступали оппозиционному Красному кресту и оказывали материальную помощь семьям арестованных троцкистов. За это в 1928 году Светлова исключили из Комсомола.

В 1934 году Светлов отрицательно высказывался о недавно созданном Союзе писателей СССР, назвав его деятельность "пошлой официальщиной", а в 1938 году - о Московском процессе антисоветского "право-троцкистского" блока, назвав его "организованными убийствами". Поэт был разочарован тем, как сталинской властью были искажены все революционные и коммунистические идеи. "Коммунистической партии нет давно, она переродилась во что-то ужасное и не имеет ничего общего с пролетариатом", - смело высказывался Михаил Светлов.

В военные годы, когда творчество Михаила Светлова было на устах и у военных, и у простых людей, поднимая боевой дух, а сам он служил в рядах Красной армии, на "антисоветские" высказывания поэта закрывали глаза. Он даже был награжден двумя орденами Красной звезды и различными медалями. На фото ниже Михаил Светлов (справа) с фронтовым товарищем в поверженном Берлине.

Но в послевоенные годы поэзия Светлова закономерно оказалась под негласным запретом - его не печатали, о нем не говорили, у него был запрет на выезд за границу. Это продолжалось вплоть до 1954 года, когда в защиту его творчества выступили на Втором съезде писателей. После в биография Михаила Светлова произошли изменения - его творчество официально "разрешенным", о нем наконец заговорили открыто. В это время вышли поэтические сборники Светлова: "Горизонт", "Охотничий домик", "Стихи последних лет".

Личная жизнь

Михаил Светлов был женат дважды. О первой жене не сохранилось никакой информации, второй брак был с Родам Амирэджиби, сестрой известного в Грузии писателя Чабуа Амирэджиби. В 1939 году у Михаила и Родам родился сын Александр, также известный как Сандро Светлов, малоизвестный сценарист и режиссер. На фото ниже Михаил Светлов с женой и сыном.

Память

Михаил Аркадьевич Светлов скончался от рака легкого 28 сентября 1964 года, в возрасте 61 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. За последний поэтический сборник "Стихи последних лет" ему была присуждена Ленинская премия посмертно, а впоследствии - премия Ленинского комсомола.

Библиография поэта Михаила Светлова включает огромное количество произведений, среди которых стихи, песни, очерки и театральные пьесы. Помимо "Гренады", наиболее известными произведениями являются стихи "Итальянец", "Каховка", "Большая дорога", "Славный товарищ мой" и пьесы "Сказка", "Двадцать лет спустя", "Любовь к трем апельсинам" (по мотивам одноименного произведения Карло Гоцци).

В октябре 1965 года именем поэта была названа Московская юношеская библиотека, по сей день известная под названием "Светловка". В 1968 году Леонид Гайдай назвал именем Михаила Светлова круизный лайнер в своем фильме "Бриллиантовая рука", в память о поэте, которого очень уважал. Настоящий корабль - речной теплоход с именем Светлова - был спущен на воду только в 1985 году. Во многих городах бывшего СССР и сегодня сохранились улицы, названные в честь поэта, а в воспетой им Каховка в его честь назван центральный микрорайон (Светлово).

Открытый и веселый Михаил Светлов прославился благодаря произведению «Гренада», которое в свое время знал практически каждый. Афоризмы, цитаты и эпиграммы Светлова мгновенно становились культовыми. В нём видели поэта, который отражал мысли современных молодых людей того времени. Имя Светлова стало легендарным, потому что молодежь увидела в нем поэта, понимающего душевные переживания каждого.

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Шейнкман, который в будущем взял псевдоним Светлов, родился 17 (4 по старому стилю) июня 1903 года в городе Екатеринославе (сегодня – город Днепр) в семье бедного еврейского буржуа. Исходя из автобиографии Михаила, отец и 10 знакомых евреев покупали пуд гнилых груш и распродавали его по фунтам. Полученный доход шел на образование мальчика, который в то время учился в высшем начальном училище. Что касается национальности, Михаил – еврей.

До этого мальчик учился у меламеда, которому платили 5 рублей. Однажды отец узнал, что в соседнем селе берут 3 рубля, пришел и сказал меламеду, что согласен на 5 рулей, но попросил дополнительно научить мальчика русской грамоте.

Как говорил Михаил, его культурная жизнь началась в тот момент, когда отец принес в дом мешок с сочинениями классиков. Это добро стоило 1 рубль 60 копеек, но книги вовсе не предназначались для мальчика. Дело в том, что мама Михаила, Рахиль Ильевна, славилась на весь город производством жареных семечек, а бумага нужна была для кульков. Но упорный мальчик хотел их прочитать и добился своего: книги шли на кульки только после прочтения.


Шейнкманы жили очень бедно, гонорар от первой публикации Михаил потратил на большую буханку белого хлеба, чтобы вся семья смогла вволю его наесться. Это событие было так непривычно, что запомнилось навсегда.

Начальное городское училище юноша закончил в возрасте 14 лет, после устроился работать на товарную биржу и в частной фотографии. Из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции будущий поэт не смог продолжить образование. После, в 1919 году, Михаил одним из первых вступил в комсомол. В возрасте 16 лет он уже занимал должность главного редактора журнала «Юный пролетарий» и заведовал отделом печати Днепропетровского губкома комсомола.


Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Мария Гольдберг

В первый раз Михаил посетил Москву в 1920 году вместе с друзьями М. Голодным и А. Ясным как делегат Первого Всероссийского совещания пролетарских писателей. В то время юноши придумали себе псевдонимы, без сомнения, подражая и Бедному.

Михаил недолго жил в Харькове, откуда через 2 года переехал в Москву и поступил учиться в 1-й МГУ. Там и произошло знакомство с Эдуардом Багрицким, который стал для Михаила другом на долгие годы.

Литература

Стихи мальчик начал писать в 1917 году, первое стихотворение Михаила Светлова опубликовала газета «Голос солдата» в этом же году. После переезда в столицу один за другим выходили сборники Светлова: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Двое», «Рабфаковка», «В разведке». В произведениях прослеживается героизм и романтика во времена гражданской войны.


В стихотворениях о войне проявилась вся романтичность дарования Светлова. В 1926 году было создано уникальное произведение «Гренада», представляющее собой романтично-революционную историю в форме стихотворения-баллады. Произведение «Гренада» опубликовано в газете «Комсомольская правда» 29 августа 1926 года, тогда имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну. Этот день автор считал своим поэтическим днем рождения.

Его «Гренада» пришлась по душе даже и . Оглушительный успех этого произведения грозил Светлову стать поэтом одного стихотворения, ведь «Гренаду» знала вся страна. Это произведение читалось в общежитиях, казармах, на площадях, его даже пели на популярные мотивы.

Евгений Князев читает стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

В 1936 году началась война в Испании. В знаменитой «Гренаде» Михаил Светлов буквально предвидел испанское несчастье. Стихотворение-баллада было переведено на множество языков, а очень скоро его пела вся Европа. Публицистический фильм о событиях того времени назвал «Гренада, Гренада, Гренада моя».

Следующая книга, «Ночные встречи», опубликованная в 1927 году, отразила тревогу и смятение тех лет. Но и это кризисное время было по-своему плодотворно для Михаила. Автор углубляет представление о романтизме, соединяя его с шуткой. С течением времени ирония стала неотъемлемой особенностью творчества и поэтической манеры автора.


Скепсис Михаила относительно перехода в НЭП, усиливающийся карьеризм партийных чиновников и обращение поэта к образам беспомощных и несчастных людей привели к постоянной критике его творчества. В 1928 году Михаила Светлова исключили из комсомола «за троцкизм».

В 1935 году Михаил Светлов создал ещё один шедевр – стихотворение «Каховка», которое в будущем также стало песней. К этому времени Михаил, уже признанный лирический поэт, обращается к драматургии. Первую его пьесу «Глубокая провинция», жестоко раскритиковала «Правда». В 1941 году поставлена пьеса «Двадцать лет спустя», которую до последнего показывали советские театры.

Кирилл Плетнев читает стихотворение Михаила Светлова «Итальянец»

В 1941 году Светлов пробивался на фронт через запреты, так как не хотел оставаться в стороне от всеобщего бедствия. О том, что Михаил искал место службы, свидетельствуют его автобиографические записки. В годы ВОВ Светлов занимал должность корреспондента газеты «Красная звезда», а после работал во фронтовой печати 1-й ударной армии.

Известнейшим стихотворением военных лет стало произведение «Итальянец», созданное в 1943 году. Из-за войны была написана и пьеса «Бранденбургские ворота». В своем творчестве Михаил много говорил о революции, о любви и о войне.


В середине 50-х годов, после значительного перерыва, Светлов испытывает прилив творческих сил. Для произведений этого времени характерен переход от лирики к естественной разговорности. Последней работой автора стала книга «Охотничий домик», выпущенная в 1964 году.

После того как Светлов занял должность преподавателя в Литературном институте, писателя постоянно окружали студенты. Но, несмотря на людей в округе, автор был одиноким человеком. С течением времени романтика поэта столкнулась с реальностью.

Личная жизнь

По некоторым источникам, в личной жизни Михаила были три любимые женщины. Первой стала Валентина, которой в 1927 году он посвятил стихотворение. После Михаил встретил Елену, девушку чаще называли Леночка, будущая жена работала у писателя машинисткой. Выйдя за него замуж, женщина окончила правовой факультет. В 1936 году молодые люди разошлись, детей у пары не было.


Встреча с последней женой – Родам Ираклиевной Амирэджиби – произошла в 1938 году. В столицу, на праздник Первомая, красивую девушку в составе грузинской делегации направили для преподношения дара с родины товарищу .

В последний момент всплыли спорные факты из биографии девушки: княжеское происхождение, отец репрессирован и скончался в тюрьме. Тем не менее, по Красной площади Родам все же прошлась, но к Сталину её так и не подпустили.


Женщина обладала удивительной красотой, в Грузии девочек называли её царским именем. Она работала ассистентом режиссера, занимала должность преподавателя во ВГИКе и писала сценарии. В 1939 году у Родам и Михаила родился сын – Александр (Сандро) Светлов, который в будущем стал сценаристом и режиссёром. Впоследствии Родам вышла замуж за физика Бруно Понтекорво.

Смерть

Жизнь Михаила Аркадьевича Светлова поистине была полна парадоксов. Светлов всегда находился в тени, не любил помпезности и президиумов. Все заработанные средства мужчина раздавал людям и порой оставался без денег. Он всю свою жизнь печатал на требующей ремонта машинке. Автора не привлекала известность, он любил людей, но сам старался держаться в стороне из-за присущей ему скромности.


Долгие годы пристрастия к табаку не прошли даром – Светлову диагностировали рак лёгкого. Даже супруга Родам не могла повлиять на упрямого Светлова и заставить его бросить курить. Будучи ироничным человеком, он шутил даже о своей болезни, потому что не хотел расстраивать близких. Находясь в больнице, однажды он попросил Лидию Лебединскую принести ему пива, «а рак у меня уже свой есть!» - сказал Светлов.

Поэт скончался 28 сентября 1964 года в Москве, оставив недописанной пьесу, посвященную . Михаил Аркадьевич похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 3 года после кончины Светлову посмертно присудили единственную профессиональную награду – Ленинскую премию по разделу «Поэзия».

Память

  • 1964 - Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича».
  • 5 октября 1965 - Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это - Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова, известная как «Светловка».
  • 1968 - Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука».
  • 1985 - Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия). Фото можно найти в Интернете.

Теплоход «Михаил Светлов»
  • 1985 - Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым»
  • 2003 - Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов»
  • Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка.
  • Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов московского гостиничного комплекса Измайлово корпуса «Дельта-Гамма».
  • В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица, на которой он находится, носит имя М. Светлова.

Библиография

  • 1923 – «Рельсы»
  • 1923 – «Стихи о ребе»
  • 1924 – «Стихи»
  • 1925 – «Корни»
  • 1927 – «Ночные встречи»
  • 1927 – «В разведке»
  • 1928 – «Большая дорога»
  • 1929 – «Книга стихов»
  • 1929 – «Избранные стихи»
  • 1930 – «Гренада»
  • 1931 – «Горнист»
  • 1936 – «Глубокая провинция»
  • 1939 – «Сказка»
  • 1942 – «Двадцать восемь»
  • 1942 – «Отечество героев»
  • 1942 – «Стихи о Лизе Чайкиной»
  • 1957 – «Стихи и пьесы».
  • 1958 – «Яблочко-песня»
  • 1959 – «Горизонт»
  • 1962 – «Я - за улыбку!»
  • 1964 – «Любовь к трём апельсинам»
  • 1964 – «Охотничий домик»