Петербургская школа карла мая. Гимназия и реальное училище К. Гимназия К. И. Мая

В начале поста я поставлю цитаты в качестве священного текста,пусть это будут такие мантры...
Это часть принципов которым следовала школа.
"-Сперва любить - потом учить.
-Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета личности, степени развития учеников и учителей
-От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
-Пример преподавателя - самое действенное средство воспитания.
-Дисциплина - ещё не воспитание.
-Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
-От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия.
-Увлечение какими-либо занятиями и усердие к ним достойны поощрения, а неосторожная задержка может привести к апатии ученика.Давайте -ученикам истинное знание, так как только оно имеет непреложное значение и истинную силу.
-Пусть пути будут различны, но образование и воспитание во всяком случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания."

Цитаты эти взяты из принципов Школы Карлы Мая. Об этой школе и пойдет дальше речь.Посетила я ее благодаря проекту "Открытый город".
Здание школы и ее знаменитый знак

Перефразирую пословицу - Красна изба пирогами, а школа выпускниками. А вот тут есть что "заявить миру" ,не побоюсь большого списка..

Форма поступления в школу была общедоступная,принимались все категории граждан без ограничения,состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку и вероисповеданию, был разнообразен. Без какой-либо дискриминации здесь учились дети швейцара,извозчика,слесаря и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём, во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии. Своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа - 25 членов этого клана учились «у Мая».
Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 30 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств. Среди учившихся в школе три члена Государственного совета -ректор Университета Д.Д. Гримм, губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее - министр юстиции А.А. Макаров; министр внутренних дел Д.С. Сипягин, ректор Университета Э.Д. Гримм, военачальники - генерал от инфантерии Н.А. Епанчин, генерал-майоры С.В. Белов, В.В. Волков, В.Г. Рожков, В.А.Сухотский, вице-адмирал Е.И. Волобуев, контр-адмиралы И.В. Коссович, В.А.Петровский, П.В. Римский-Корсаков, деятели культуры – члены объединения «Мир Искусства» художники А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а также художники О.Г. Верейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е. Каплянский, композиторы В.И. Цытович, Ф.Д. Шевцов,писатели Г.И. Алексеев, В.С. Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский, В.П.Прокопьев, Л.В. Успенский, О.А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.А. Ливеровский,театральные деятели Ф.Н. Курихин, П.П. Подервянский, М.Ф. Стронин,кинорежиссеры С.В.Бирюк, Д.Д.Месхиев (мл). Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик - дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко. Надо также отметить, что О.Д. Хвольсону в числе первых было присвоено в 1926 г. звание Героя труда, а три выпускника - В.В.Волков, Д.С. Лихачёв и В.В. Новожилов были удостоены звания Герой Социалистического труда, шесть выпускников школы -
В.В. Беломорец, М.А.Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Наливкин, М.М. Четвертаков и В.В. Новожилов стали лауреатами Ленинской премии. Но и этот список далеко неполный.

Начну с того чье имя носит школа.

Перенесемся во времена Мая в Петербург. После появления манифеста Екатерины II о приглашении колонистов в Россию значительная часть иностранцев приехавших в Петербург были немцы. Селились они в основном в районе Казанского собора, а на Васильевском острове практически каждый пятый был немцем. Так в России оказался и Карл Май. Обучался он в первой школе города Петершуле, ныне школа 222, что находится за Петерскирхе. Еще в юности многие отмечали педагогические способности Мая и он выбрал для себя эту область. Стал преподавать в Лесотехнической академии географию.

В середине 19 века у немцев появилась потребность в частной школе и они пригласили Мая.

Основным лозунгом школы стали слова Яна Коменского: Сперва Любить, Потом Учить. То есть если не можешь отдавать душу,сердце, время без остатка ученикам, то следует искать другую профессию.

Следование этому лозунгу и вышеназванным принципам предопределило тот самый неповторимый дух этой школы. На постоянном уважении к ученикам основывалась деятельность школы. Карл Май каждый день стоял перед началом учебного дня у лестницы и каждому жал руку. Ели кто то допускал провинность, то основным принципом было: наказание не должно превышать провинность. Если кто то совершил что то неподобающее, то Карл Май в качестве наказания не здоровался рукопожатием с данным учеником, а после данного ученика приглашал в кабинет. Если кто в коридоре подставил подножку или еще что нибудь сделал,его подводили к этому зеркалу и говорили посмотри на себя, вот как ты мог так поступить

Хочу замолвить слово о музее школы и о его хранителе, основателе и директоре музея истории школы К. Мая, авторе книг о школе Благово Н.В.,

"Добрый Петербургский осенний день, с радостью приветствую вас" так начал сегодняшнюю встречу с нами Никита Владимирович. И как преамбула: "Очень благодарен что вы пришли. Я переступил порог этой школы в 1944 году,учеником 5 класса.До войны учился в школе на улице 9-й Советской. Обычной кирпичной школе.Поэтому сразу как только вошел меня заинтересовали интерьеры школы Мая." Он понял что значительная история кроется за этими стенами.

Пройдемся по музею и его экспонатам

Эволюция школьной парты

Жорж Борман тоже был учеником этой школы

Экспонаты,связанные с ним

Фисгармония, с ее игры и молитвы начинался учебный день

Первый набор школы

Космонавты -выпускники школы

Всем известныйдизайн обертки от сгущенки тоже работа выпускника школы

Печальная страница в истории школы

Раздел сайта "Музейистории школы Карла Мая" содержит информацию об истории возникновения и развития музея, его текущей работе, проблемах, событиях и о . Жизнь музея отражена так же в альбомах на страницах сайта . В этом же разделе Вы можете познакомиться с , экспозицией и экспонатами музея, альбомами фотографий учеников и педагогов школы

В подразделе сайта можно узнать о недавних и наступающих событиях в жизни музея, размещенной на страницах сайта новой информации, знаменательных датах и новых контактах.

В подразделе сайта мы говорим о своих проблемах, размещаем информацию о поиске информации, книг, фотографий, журнальных статей. Музей всегда с радостью отзовётся на любое предложение о сотрудничестве. Нам постоянно нужны добровольные помощники для обработки фондов, подготовки и ввода информации на сайт, работ в архивах, реставрации экспонатов, обновления экспозиции и решения многих других проблем музейной жизни.

В подразделе сайта Вы можете узнать о расписании и тематике планируемых экскурсий, порядке посещения музея. При необходимости можно оставить заявку в .

В подразделе сайта приводится информация о книгах, журналах, аудио и видео дисках, которые можно приобрести в нашем музее.

В подразделе сайта мыпубликуем слова благодарности своим добровольным помощникам, дарителям и спонсорам музея.

В подразделе сайтап риводится информация о людях, благодаря помощи и энтузиазму которых музей был создан и существует поныне.

История возникновения и развития музея.

Музей истории школы Карла Мая расположен в историческом здании гимназии и главной своей целью видит сохранение исторической памяти о славном учебном учреждении. Когда-то, более полутора веков назад, благодаря воле и энергии немецкого Учителя Карла Мая возникла уникальная Школа человеческого духа и творчества. Спустя много лет благодаря энергии нескольких энтузиастов история этого педагогического шедевра не канула в Лету и стала нашим бесценным достоянием. Видимо, настолько сильна была энергетика первого импульса, что Школа сохранила себя в памяти благодарных потомков и смогла выжить пусть в своем новом скромном воплощении – Музее ИсторииШколы Карла Мая. Слово «выжить», к сожалению, не является в данном случае красивой метафорой – что бы понять насколько хрупкой является субстанция музейной жизни достаточно вспомнить историю первого музея Школы, созданного руками и инициативой педагогов и учеников 5-ой школы в середине 60-х годов ХХ века. Конечно, первый музей во многом носилидеологическую печать своего времени, но именно тогда, впервые в новой истории, была отдана дань не только советскому, но и дореволюционному периоду школы, приведены фотографии Карла Мая, майский жук (эмблема школы), альбом интерьеров школы 1914 года. Однако, чрезмерное на взгляд вышестоящих инстанций «увлечение вопросами краеведения» не пришлось по вкусу руководителям РОНО и директору школы. Завуч школы, Антонина Степановна Батурина, которой совместно с пионервожатой Н.В. Чувашовой принадлежала идея создания школьного музея, была снята с должности. Вынуждена была уйти и пионервожатая. Школьный музей пришёл в упадок, встречи выпускников выпали из разряда школьных приоритетов, экспозиция не развивалась и не пополнялась. Окончательный удар по музею был нанесен в 1976 году при катастрофическом переезде школы в новое здание на 13 линии. Почти все экспонаты музея были утеряны или уничтожены.

В 1990 г. с благословения академика Д.С. Лихачёва будущим директором музея, Н.В. Благово, в соавторствес Д.С. Лихачёвым была написана первая скромная книга об истории школы . Маленькая синяя книжка в мягком переплете не прошла незамеченной для всех ценителей отечественной истории. Для многих «майцев» она стала поддержкой и ориентиром в сложное и трудное время.Благодаря счастливому стечению обстоятельств эта книга попала в руки Рафаэля Мидхатовича Юсупова, руководителя Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (следует отметить, чтос 1978 г. и поныне СПИИ РАН занимает историческое здание школы на 14 линии). Рафаэль Мидхатович предложил Никите Владимировичу бескорыстную помощь в организации музея. В ясный прохладный день 12 мая 1995 г. старейший ученик школы академик Д.С. Лихачёв открыл мемориальную доску, барельеф майского жука, возрождённый скульптором С.Н.Смирновым, и музей. Группе активистов создания музея были вручены памятные знаки «Майский жук», специально изготовленные по этому случаю Б.К.Чесноковым. Знак номер один был вручен академику Д.С.Лихачеву. Через два дня на здании появилась ещё одна доска, увековечившая память о пребывании здесь 6‑й Специальной артиллерийской школы

Ковремени открытия экспозиция музея представляла собойнесколько скромных стендов и витрин в маленьком огороженном участке комнаты. Трудно сейчас представить какой объем работы пришлось проделать группе энтузиастов во главе с Н.В. Благово для того, чтобы вдохнуть жизнь в музейное пространство, наполнить его свидетельствами времен ушедших, собрать и подготовить к экспонированию бесценные фотографии, книги, личные вещи, школьную атрибутику. Каждый предмет, который сейчас находитсяна витринах музея, может рассказать свою долгую и трудную историю. Личные вещи третьего директора школы А.Л. Липовского, подлинник исторической фотографии четырех директоров гимназии, отреставрированный лабораторный шкаф, подлинные приборы из кабинетов химии и физики.

Благодаря постоянной поддержке руководства СПИИ РАН и энтузиазму хранителей «майских» традиций в музее произведен фундаментальный ремонт, воссоздающий исторический интерьер зала заседаний Педагогического совета и кабинета директора школы, фасаду здания возвращён первоначальный вид с исторической надписью «ГИМНАЗ I Я И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ».

Хочется поблагодарить главных хранителей школьной истории – Н.В. Благово,Р.М. Юсупова, А.М. Буха­лову, бывших учеников и их потомков, таких как С.А. Кожин, А.П. Просандеева (выпускники 1935 г.), Б.Ф. Янус (вып.1929 г.), Т.С. Блецко, М.Т. Валиев, Н.Б. Валиева, В.Н. Звездина, Т.К. Кудрявцева, Т.А. Лазарева (Ли­повская), А.П. Минина и О.П. Минина, Т.Л. Модзалевская, Б.Ю. Мосенжник, И.В. Но­вожилова, А.В. Тяжелов, Е.В. Петровская, А.О. Поляков, Д.К. Поляков, О.К. Поляков, М.И. Фо­мина, Т.А. Дробышева (Шимкевич), М. Лачинова и Н. Лачинова, Ю. Тавастшерна, А. Клебанова, волонтеров И.Л. Лейнонен, В.П. Каганер, О. Краснослободцева, а также сотрудников СПИИРАН – Д.В. Бакурадзе, Л.М. Горскую,Н.Д.Горского, В.Е. Мар­лея, А.Ф. Ткача, Б.К. Чеснокова. Их стараниями создана экспозиция из 15 витрин и 25 стендов, отражающая все основные этапы 150-летней истории школы. Численность фондов музея составляет теперь более 4000 единиц хранения - предметов, документов, фотографий, аудио- и видеокассет, компакт-дисков. К 10-летию музея в 2005 г. художественное училище им. Н.К.Рериха подарило музею бюст К.И. Мая, воссозданный скульптором И.В. Волле. В 2006 г. в отдельном помещении создана специальная экспозиция, посвященная академикам Н.К.Рериху и Д.С.Лихачеву, воспитанникам школы, деятельность которых была направлена на сохранение и развитие отечественной и мировой культуры. Здесь, в частности, представлена модель памятника Н.К. Рериху (скульптор В.В. Зайко) и бюст Д.С. Лихачева (скульптор М.В. Семенова). На разных этапах важную помощь в совершенствовании экспозиции оказали также Санкт-Петербургский Научный Центр РАН, Государственный музей истории Петербурга, Институт «Открытое общество», фонд имениД.С.Лихачева.

В музее постоянно ведётся работа по подготовке новых изданий –подготовлены семь выпусков буклетов, содержащих информацию о развитии музея. Многолетние поиски в архивах, проработка сохранившихся школьных документов, общение с выпускниками и их потомками, собирание по крупицам мемуаров и газетных вырезок позволили Н.В. Благово к 2005 г. закончить работу над посвященной дореволюционному периоду истории Гимназии и Реального училища К. Мая. В 2006 г. издана удостоенная Международной премии имени Н.К.Рериха. В 2009 г.издана отражающая послереволюционный период истории школы . Количество журнальных и газетных публикаций с трудом поддаётся учёту.

В музее проводится большой объём экскурсионной работы. За 16 лет свыше 1000 групп, состоящих из школьников, педагогов, учёных, представителей различных объединений, просто жителей Петербурга и других городов России, а также гости из Берлина, Киля, Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена познакомились с историей школы, оставив в книге отзывов благодарные записи. Приведём некоторые из них.

Лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН академик Ж.И. Алфёров:

“Очень хорошо, что в наше жестокое время Академия Наук показывает реальный пример сохранения наших замечательных традиций в самой важной области – образовании и воспитании. Музей школы К. Мая – прекрасный пример, и я надеюсь, что ещё придет время, когда он, не поменяв адреса, будет Музеем в действующей школе К. Мая, а связи Института информатики и автоматизации РАН и школы сохранятся навсегда, и укреплять их будут выпускники школы.”

Ректор Университета, академик РАО Л.А. Вербицкая:

“Огромное спасибо всем, кто создал и сохраняет этот прекрасный музей. Школа даёт нашим детям самое главное - любовь к своему Отечеству и к наукам, одну из которых они уже в университете делают главным делом своей жизни. Эта удивительная гимназия Карла Ивановича Мая связана с Университетом тесными узами: без гимназии не было бы многих прекрасных наших выпускников.

Как бы хотелось, чтобы основные принципы, которыми руководствовались основатели гимназии, их последователи, учителя, стали бы основными принципами всех российских школ.

Образование и наука - должны стать приоритетными сферами деятельности руководства нашей страны, а История, в частности история этой гимназии, учит очень многому.

Спасибо большое за большую радость видеть, с какой любовью сохраняется память о прекрасных людях, прославивших Родину. Наверное, они были бы другими, если бы учились в другой гимназии”

Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН М.Б. Пиотровский:

“Спасибо большое всем, кто сберег и сберегает память об этой замечательной школе. В её истории - великий урок того, как добротой и заботой создаётся гордость нации. Это - та память, которую все мы должны передавать следующим поколениям. Успехов музею и всем его друзьям. Прошу числить Эрмитаж в числе этих друзей.”

Школа Карла Мая дала России множество выдающихся деятелей науки и искусства. В разные годы здесь учились Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Валентин Серов, Константин Сомов, Андрей Оль, Яков Френкель, Лев Успенский, Дмитрий Сергеевич Лихачев... В этих стенах зародилось творческое содружество «Мир искусства», здесь учились десятки будущих академиков, докторов наук, художников, композиторов, архитекторов, путешественников и государственных деятелей. Что ж, имеет смысл познакомиться с историей этой школы поближе...

Здание школы К. Мая на 14-й линии:

В 1856 году по инициативе нескольких немецких семейств, принадлежавших к биржевому купечеству, в Петербурге открылась новая школа для мальчиков. Школу возглавил Карл Иванович Май - талантливый педагог с двадцатилетним опытом работы.

Карл Иванович Май:

Май родился в Петербурге в 1820 году. В 1838 году юный Карл с отличием окончил старейшую школу Петербурга «Петришуле», а в 1845 - историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Университета; еще на школьной скамье, в возрасте шестнадцати лет, он начал давать платные уроки.

В своей педагогической практике Карл Май следовал учению Иоганна Песталоцци, Николая Ивановича Пирогова и в особенности Константина Дмитриевича Ушинского, книга которого "Человек как предмет воспитания" стала одним из главных руководств для К. Мая. Девизом новой немецкой школы стало изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Каменского «Сперва любить - потом учить».

«Карл Иванович твердо верил в то, что от юного существа можно всего добиться посредством высказываемого к нему доверия, - писал Александр Николаевич Бенуа. - Понятно, что среди нас было немало мальчиков, которые злоупотребляли добротой Карла Ивановича и даже за спиной издевались над этой доверчивостью. Но большинство уважало, любило своего директора...».

Заботой любого педагога у Мая было в равной степени развитие ума, нравственных качеств, эстетического чувства, воли и здоровья ученика. Май умел найти индивидуальный подход к каждому ученику. Он с первого же дня пребывания ребенка в школе отмечал склонности и способности ребенка, старался войти во все обстоятельства своего подопечного, стремился поддерживать связь с семьей ученика. Май был гостем на семейных торжествах, лично справлялся о здоровье заболевших, поддерживал учеников из неимущих семей дополнительным приработком: в зависимости от способностей юноши Май мог устроить его репетитором в какую-нибудь семью или просто поколоть дрова. «Влияние школы на наших детей ограничено, - говорил К. Май, обращаясь к родителям, - много условий должно содействовать, чтобы достичь намеченной вами цели - нравственного и умственного развития детей. Одно из главных влияний - семья; где она не помогает, там вся наша работа - напрасно потраченный труд».

Занятия с первыми десятью учениками начались 10 сентября 1856 года в квартире К.И. Мая в надворном флигеле дома Ершова (1-я линия). В 1860 году школа получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии» и переехала в здание по адресу 10-я линия 13. Несколько позже, в 1868 году, школа была разделена на гимназию и реальное отделения. Обучение в гимназии имело более гуманитарный характер, в учебную программу входили древние языки; здесь готовились к поступлению в Университет. Реалисты вместо древних языков обучались языкам современным, естественной истории, химии. Такая структура учебного заведения сохранялась до 1918 года.

Учебный класс:

Школа К. Мая не была «элитной». Здесь учились дети швейцара и сын министра просвещения, дети военных и интеллигенции, отпрыски аристократических семей и купцов. Разумеется, как и все дети, они шалили и проказничали. На переменах было разрешено бегать, прыгать, кричать и бороться друг с другом, но - не допуская драки, резкостей и ожесточения. Наказания в школе проявлялось сдержанно: провинившиеся записывались в «кондуит» и обязывались остаться после уроков в классе или выполнить некую общественно-полезную работу. Если кому-то из учеников удавалось особо рассердить директора, то на следующий день Май не подавал руки провинившемуся во время традиционного утреннего приветствия.

Сколь сдержанно проявлялись в школе наказания, столь сдержанно проявлялась и похвала: оценка «отлично» всегда выставлялась красными чернилами, в специальных отчетных бланках родителям сообщалось, что такой-то ученик такого-то класса «успевает по всем предметам».

К. Маю и его заместителям на посту директора школы удалось создать сильнейший коллектив педагогов. Лев Успенский писал в своих воспоминаниях: «... У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учитлей-черносотинцев, людей "в футлярах", чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одаренности».

Изначально преподавание в школе велось на немецком и русском языках. На русском языке - кроме собственно языка и литературы - преподавалась русская история, рисование и кое-какие из реальных дисциплин: арифметика, физика, химия, география. На немецком языке - собственно язык, германская литература, всеобщая история, алгебра, геометрия и древние языки. Также преподавались история искусств, пение, танцы, фехтование, столярное дело. В 1882 году гимназии были предоставлены права гимназий Министерства народного просвещения; при этом большая часть предметов стала преподаваться на русском, но по личному разрешению правящего императора было оставлено преподавание древних языков, всеобщей истории и географии на немецком.

Уроки начинались в девять часов и продолжались до полудня. С двенадцати до часу была большая перемена. Полчаса использовалось для гимнастики или подвижных игр «на воле» (взятие снежной крепости, городки, снежки, позже - футбол), а полчаса - на обеденный перерыв. Необходимо отметить демократичность обеда: ученики и учителя во главе с директором питались за одним столом и ели одну и ту же пищу. После большой перемены занятия продолжались до четырех часов.

Столовая в здании школы на 14-й линии:

Детей старались не нагружать домашними заданиями, чтобы у них оставалось как можно больше времени для внеклассной деятельности. Большое внимание уделялось школьным спектаклям. Одновременно могли ставиться сразу три пьесы: например, «Недоросль» Фонвизина, «Трехгрошовый день» Плавта на латинском языке и шиллеровский «Лагерь Валленштейна» на немецком. Однажды во время представления на сцену вышли герольды с изображением майского жука на стягах. Это очень понравилось Маю и с тех пор майский жук стал символом школы. Николай Константинович Рерих вспоминал: «Театр, волшебный фонарь и калейдоскоп были самыми ранними занятиями... В течении гимназических лет несколько раз участвовал в пьесах Островского и Гоголя. Тогда же рисовались и программы, как сейчас помню, с портретом Гоголя». Относительная дороговизна диапозитивов в те времена мешала проведению систематических уроков с «волшебным фонарем», тем не менее было прочитано немало наглядных лекций на темы «О землетрясении», «О Японии», «О лучах радия», «Опыты Герца и телеграфирование без проводов», «О машиностроении», «О Волге» и так далее.

Сцена из школьного спектакля «Женитьба» Н.В. Гоголя. В роли Агафьи Тихоновны - Андрей Оль:

В обучении вообще старались максимально использовать наглядность: в реальных дисциплинах - опыты (номенклатура приборов составляла более 180 наименований, в том числе - спектроскоп, модель паровой машины, различные динамо-машины и т.д.); для истории - карты, иллюстрированные книги, репродукции; на уроках рисования и лепки ученики могли руками «почувствовать» соответствующую историческую эпоху, рисуя присущие ей архитектуру, вооружение; часть занятий по истории искусств проходила прямо в Эрмитаже, Академии Художеств или в училище Штиглица... А вот как Николай Рерих описывал в своих воспоминаниях уроки географии: «В гимназии К. И. Мая чертили карты Азии. Желтой краской отмечали пески Гоби. Боком мягкого карандаша наносили хребты Алтая, Тарбагатая, Алтын-Тага, Кунь-Луня... Белили ледники Гималайские... Не только чертились богато расцвеченные карты, но и лепились цветными пластилинами рельефные изображения со всеми, так милыми нам горами...».

Исторический кабинет:

Кабинет химии:

Особое место всегда уделялось русской словесности и истории. Помимо учебной программы проводились литературные чтения по юбилейным датам и в начале каждого учебного года. Был в гимназической программе и такой предмет как выразительное чтение! Ни директор, ни преподаватели не уходили и от обсуждения событий государственной жизни. С учениками обсуждались сравнительные достоинства классической и реальной системы образования, реформы Александра II, события Крымской войны. Они учили критически оценивать происходящее вокруг, умению выслушать оппонента, внушали своим ученикам идею приоритета нравственного начала. Здесь уместно будет привести слова классного наставника Д. В. Ройтмана, который напутствовал своих учеников: «Будьте человечны! Стойте вне всяких партий и их интересов, в рамки которых не может уложиться широкая, разнообразная жизнь».

Помимо обязательных занятий в школе действовали различные кружки: литературный, выпускавший собственный журнал «Майский сборник», исторический, морской, спортивный, авиамодельный (его участники построили первую в России модель самолета). Ученики сами создавали кружки по интересам и это всегда находило поддержку у руководства: школа стремилась к тому, чтобы юноши были самостоятельными и умели применять свои знания на практике.

В школе К. Мая широко использовалось экскурсионное обучение. Ученики посещали Путиловский и Ижорский заводы, Государственную типографию, писчебумажную фабрику, Императорскую Публичную библиотеку, музеи Петербурга. Практиковались и поездки в другие города: Ригу, Ревель, Киев, Москву, Новгород, Выборг... Перед каждой экскурсией проводилось собрание, после поездки подводились итоги в форме совместной беседы или реферата. Помимо экскурсий были и настоящие походы: на Ижору, в Саблино, Лахту, Левашово, парк Лесного института. Известен, скажем, такой случай: летом 1868 года пятнадцать учеников во главе с директором Карлом Ивановичем Маем отправились в пеший поход в сопровождении крестьянина с телегой. Через Острова, Коломяги, Озерки и Парголово вышли в Юкки; там заночевали в училищном доме. Утром - снова в путь. Днем добрались до Токсово и остановились в местном пасторате. В Токсово купались, гуляли, ездили на лошадках, а на следующий день отправились через Юкки домой.

В походах и экскурсиях «майцы» стали формировать собственный музей. К 1918 году в собрании школьного музея была солидная коллекция минералов (в т.ч. самородного золота), монет, археологических древностей и произведений искусства, подаренных музею выпускниками, многие из которых стали именитыми художниками. Работа над музеем школы, совместная подготовка к спектаклям для общешкольных праздников - все это помогало достичь преемственности разных поколений выпускников, сближению детей разного возраста; так возникало особое чувство товарищества - «майский дух». Вот еще один интересный момент: семьям, которые имели собственные выезды (позже - автомобили), рекомендовалось не подвозить своих детей прямо к школе, а высаживать их за квартал, дабы все ученики независимо от социального положения их родителей приходили в школу пешком.

Всяческие всячности в Музее истории школы К. И. Мая:

В 1910 году по проекту академика архитектуры Гримма было построено новое школьное здание (заметим, что академик архитектуры Г. Д. Гримм - выпускник гимназии 1883 года - выполнил проект и осуществлял авторский надзор бесплатно). На участке по адресу 14-я линия 39 были устроены восемь прекрасно оснащенных предметных кабинетов: физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования, лепки и пения. Также в школе имелась столярная мастерская; мебель, сделанная учениками школы, охотно раскупалась жителями окрестных кварталов, что позволяло слегка пополнять бюджет школы. Школьная библиотека насчитывала 12 тысяч экземпляров на шести языках. Классы были укомплектованы отличной (даже по нынешним меркам!) мебелью; до наших дней сохранилась уникальная парта с регулировкой верхней плоскости по высоте (эта парта представлена в экспозиции Музея истории школы Карла Мая).

Столярный кабинет:

В 1918 году постановлением Народного комиссариата просвещения было введено совместное обучение мальчиков и девочек, в этом же году школа была национализирована. По введенному в 1922 году порядку нумерации учебных заведений она стала называться 217-й Единой Трудовой Школой. В течении последующих лет эксперименты новой власти с образованием в значительной степени разрушили ту стройную систему воспитания, что создавалась в течении нескольких десятилетий «майскими» педагогами. Окончательный удар был нанесен в 1929 году: статья в «Ленинградской правде» заклеймила школу как оплот аристократии и буржуазии, обвиняла педагогов во вредительстве и «воспитании детей в ненависти к Советской власти»; сами ученики обвинялись в «благородности лиц» и непролетарском происхождении. Вполне в духе того времени автор статьи безаппеляционно заявляла: «Гимназию Мая нужно орабочить. Орабочить не только учащихся, но и учащих...». И гимназию «орабочили»: был уволен директор и упомянутые в статье педагоги, была разорена библиотека, старшие классы были распределены по другим школам. Примечательно, что ненависть советских чиновников обрушилась и на само школьное здание: был уничтожен барельеф с майским жуком и надпись «Гимназiя и реальное училище К.Мая» на фронтоне.

Здесь мы должны прервать свой рассказ о школе К. Мая: у 217-й (ныне 5-й) школы своя славная история, но та, старая школа и ее традиции на многие десятилетия были прочно забыты. С 1978 года здание на 14-й линии занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). В его помещениях в 1995 году по инициативе директора института члена-корреспондента РАН Р. М. Юсупова был открыт музей, посвященный истории школы К. Мая.

Рабочее место третьего директора А. Л. Липовского в Музее истории школы К. И. Мая:

По материалам:
«Дома рассказывают», сост. И. И. Лисаевич, 1991
«Школа на Васильевском острове» части 1 и 2, Н. В. Благово, 2009
«Музей истории школы К. Мая», сост. Н. В. Благово, 2011
«St. Petrischule. Школа, что на Невском проспекте за кирхой: старейшая школа Санкт-Петербурга. 1709-2005», В. В. Смирнов, 2006
«Пятидесятилетие школы К.И. Мая. 1856-1906» , сборник материалов, 1907

Пришло-таки время мне сделать полноценный пост про Школу Карла Мая. Надо сказать, долго же я откладывала. Ну зато теперь...
Начинаю, как обычно, с начала:
Как прилежная ученица, всегда имевшая 5 по немецкому языку, я в 11 классе сдавала экзамен по немецкому языку рефератом.
Моя учительница сказала мне: "Вот тут в брошюре есть статья про какую-то гимназию К. Мая. Попробуй что-нибудь узнать по этой теме и бери её для реферата".
Это было в 2008 г. Я перерыла весь интернет, нашла несколько упоминаний о гимназии и недоделанный сайт, на котором были только адрес и телефон, всё остальное "в разработке". Ко всему прочему телефон не работал. После тщетных попыток склепать реферат из тех обрывков информации, которые я нашла, я решила заявиться по адресу (14 линия В.О. , д.39).Шла я туда фактически наугад.
Подхожу, смотрю - две таблички: СПИИРАН и Музей Школы К. Мая. Определив, что там всё-таки есть музей, я решилась зайти. Что вы думаете? Мне там обрадовались, как долгожданному гостю! Меня посадили смотреть фильм про школу на огромном экране, совершенно неподходящем для небольшой плотно заставленной комнаты. Меня провели по музею с экскурсией, мне разрешили фотографировать, с меня не взяли денег, меня подробно расспрашивали, откуда я взялась и для чего мне всё это надо, а потом посадили вырезать визитки. Когда я сказала, что пишу реферат, мне дали книжку "Школа на Васильевском" со словами "Может, что-нибудь почерпнёшь".Я вцепилась в книгу и стала судорожно выписывать цитаты, фамилии, даты, события. Тогда мне предложили книгу купить. Думаете, я сомневалась хоть секунду?
За реферат я получила 5. Наверное потому что безнадёжно влюбилась в выбранную тему. =)
Теперь поясняю, что же это за школа, и почему я так подробно о ней пишу. Знакомые знают, что когда я о ней говорю, у меня загораются глаза, я сыплю датами и именами и становлюсь похожа на фанатика, который хочет всех перетащить в свою веру.

Школа Карла Мая - уникальная по своему устройству гимназия, существовавшая в Санкт-Петербурге с середины ХIХ века до начала ХХ-ого.
Выпускниками этой гимназии были Н.К. Рерих, Д. С. Лихачёв, Л. В. Успенский, А.Н. Бенуа, Д.В.Философов, К.А.Сомов,В.А.Серов и ещё многие известные учёные и деятели культуры.
Эта школа действительно была уникальна.Она давала высочайшего уровня образование и воспитание. Созданная система предусматривала взаимное уважение учеников и учителей, взаимосвязь с семьёй, развитие нравственных качеств. Но основным отличием от других школ (как того времени, так и нынешних) являлось стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить.К каждому ученику был свой подход, и в то же время один ко всем. По словам выпускника Д. В. Философова, гимназия была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».
Система образования, атмосфера, "майский дух" несомненно были заслугой основателя гимназии - Карла Ивановича Мая. Э.Блессинг, выпускник, написал о нём "В своём отношении ко всем он был одинаков и справедлив, никто не мог похвастать его предпочтением или пожаловаться на пренебрежение". Другой выпускник Г. Гадд сказал: "Карл Иванович прекрасно постиг душу своих молодых питомцев и сумел внушить им любовь к правде, уважение к себе и преподавателям".

Почти год назад - 27 мая 2009 я создала группу в контакте, посвящённую ШКМ. Мне очень хотелось хоть как-то привлечь внимание к этой всеми забытой гимназии. Примерно полгода в ней участвовало 17 человек, из которых 15 - мои друзья, которые вступили только чтобы меня не обижать. Но я продолжала бороться - оставляла сообщения во всяких группах, схожих по теме или направлению (попросту пиарилась). Где-то полгода назад мне стало везти: о группе узнали сотрудники музея Рерихов, администратор оф. сайта М. Колодин, а также выпускники школы №5, которая находилась в здании ШКМ в советское время. На каникулах, когда я была в Питере, я встретилась с теми, кто узнал об истории школы через мою группу и посетила с ними музей.
Мне было безумно приятно познакомиться лично с директором музея Никитой Владимировичем Благово. Именно он написал ту книгу "Школа на Васильевском", о которой шла речь в первом абзаце.

Всем, кто увлекается историей этой школы, очень хочется её возрождения, создания новой современной Школы К. Мая. Однако, пока это невозможно, мы просто стараемся рассказать историю этого уникального заведения как можно большему количеству людей. На мой взгляд, это действительно была идеальная школа, совмещавшая образование, воспитание и творческое развитие.

Контакты музея ШКМ:

Адрес: 14 линия В.О., д.39
телефон: 323 37 10
Директор - Никита Владимирович Благово. О визитах лучше договариваться заранее.
Можно нагрянуть, как я, неожиданно, но не факт, что будет открыто.