Ход войны

Поражение русской армии в войне с Японией в 1904-1905г.г., позорный мир, заключенный по ее итогам, первая русская революция и антипатриотические настроения, царившие в тогдашнем русском обществе оставили без внимания саму войну, в частности, один из важнейших и героических ее эпизодов - оборону Порт-Артура.

Вся история той далекой, теперь уже всеми забытой войны до сих пор вызывает много вопросов, сомнений и споров среди исследователей, да и просто любителей военной истории.


Из различных источников известно, что Порт-Артур так и не успели должным образом подготовить к обороне, главную причину сложившегося положения связывают с отсутствием необходимого государственного финансирования, в те времена, русскую армию преследовали такие же проблемы с финансированием, как и сейчас.

Согласно планов военного ведомства, полностью завершить все строительные работы и другие мероприятия по приведению крепости в полную боевую готовность планировалось только к 1909 году, однако выделять деньги на строительные работы царский минфин начал только с началом войны, всего успели выделить около 4,5 млн. рублей из 15 млн. запланированных, что составляло примерно менее одной трети от необходимого.

В результате, к началу боевых действий в крепости было выполнено лишь немногим более половины всех работ, причем наибольшее внимание было обращено на приморский фронт, то есть от врага собирались обороняться в основном со стороны моря, а не с сухопутья.

Другим просчетом при строительстве Порт-Артура считается то обстоятельство, что его оборонительная линия слишком тесно примыкала к городу и гавани, это давало японцам в дальнейшем возможность подвергать артобстрелам большую часть крепости, практически с самых первых дней осады, в том числе и саму морскую гавань с боевыми кораблями флота.

Получалось, что в военно-инженерном отношении Порт-Артур просто не подходил по своим инженерным параметрам к нормативам тогдашней современной крепости типа Вердена или Брест-Литовска, так называемым классическим крепостям. Порт-Артур являлся не крепостью, а скорее всего, представлял из себя комплекс различных оборонительных позиций и сооружений. Русское военное командование, прекрасно осознавая все слабые места обороны Порт-Артура, всю систему основных крепостных сооружений строило, опираясь на довольно выгодный для обороны рельеф местности.

Большая часть укреплений, в основном, сооружались на господствующих высотах, напротив которых к северу от крепости находилось сравнительно ровное пространство, которое по мере его приближения к укреплениям переходило в открытую покатую местность, вся данная местность, была превращена обороняющимися в зону сплошного артиллерийского и ружейного огня. Задние склоны высот служили хорошим прикрытием для людей и орудий.

С началом боевых действий возведение укреплений ускорилось, работы велись днем и ночью. В крепость до самого последнего момента продолжали прибывать эшелоны с войсками, артиллерией, пулеметами и боеприпасами. Но полностью выполнить все инженерные и строительные работы за пять месяцев, которые рассчитывались на пять лет, так и не удалось.

Из различных источников также известно, что уже к июлю 1904 г. на вооружении порт-артурской крепости было всего 646 артиллерийских орудий и 62 пулемета, из этого общего числа 514 орудий и 47 пулеметов было установлено на сухопутном фронте.


Снарядов имелось из расчета около 400 на каждое орудие. Для перевозки грузов, материальной части, боевого запаса, продовольствия и т.д. в крепости было свыше 4,5 тыс. лошадей.

К началу оборонительных боев гарнизон Порт-Артура был обеспечен продовольствием, в т.ч. мукой и сахаром на полгода, мясом и консервами только на один месяц. Затем пришлось довольствоваться кониной, запасов зелени было мало, из-за чего во время осады в гарнизоне было очень много случаев заболевания цингой.

Общая численность гарнизона крепости насчитывала 41 780 солдат и 665 офицеров. Кроме того, в бухте Порт-Артура стояло 6 броненосцев, 6 крейсеров, 2 минных крейсера, 4 канонерских лодки, 19 миноносцев и минный транспорт "Амур".

Личного состава на эскадре и Квантунском флотском экипаже числилось до 8 тысяч человек, это была по настоящему хорошо подготовленная, кадровая армия, состоящая из солдат по призыву, средний возраст которых составлял не старше 30-ти лет, поэтому бойцы из состава гарнизона Порт-Артура, в отличии от солдат армии Куропаткина, состоявшей в своем большинстве из запасников, воевали профессионально, с минимальными собственными потерями, нанося при этом максимальный урон врагу.

Оборону Порт-Артура возглавлял генерал А. М. Стессель, которому подчинялись все сухопутные и инженерные войска, а также крепостная артиллерия. Однако что было интересно отметить, флот, который базировался в бухте крепости, подчинялся не Стесселю, а главнокомандующему, который находился в Маньчжурии и не мог им реально управлять.

Даже при отсутствии достаточного количества долговременных, хорошо укрепленных сооружений Порт-Артур встретил врага организованной обороной и, как показали дальнейшие события, стал настоящей могилой для японской сухопутной армии.

Японцы стремились к захвату Порт-Артура, прежде всего, в целях уничтожения его как основной базы русского военного флота, то есть сухопутная армия действовала в интересах флота, события войны показали, что японский флот воевал гораздо лучше, чем сухопутные войска. Для осады и взятия Порт-Артура японцы сформировали специальную 3-ю армию, которая состояла из трех пехотных дивизий, двух резервных бригад, одной полевой артиллерийской бригады, двух отрядов морской артиллерии и резервного саперного батальона.

На начальном этапе осады, не считая специальных войск, командующий генерал Ноги имел под своим командованием свыше 50 тысяч штыков, более 400 орудий, из них 198 стволов специальной осадной артиллерии.

В дальнейшем, осадная группировка японских войск постоянно наращивалась и вскоре достигала уже порядка 100 тыс. солдат, и это не считая резервов, вместе с которыми японцы держали у Порт-Артура до 200 тыс. солдат и офицеров.

Боевые действия за Порт-Артур начались в первой половине мая 1904г. на дальних к нему подступах, с так называемого сражение при Паньшане. Это место называлось Цзиньчжоуский перешеек шириной около 4 км (самое узкое место Квантунского полуострова) позиции оборонял усиленный 5-й Восточно-Сибирский стрелковый полк 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, который всего насчитывал около 3 тысяч 800 человек при 65 орудиях и 10 пулеметах. В течение 13 часов полк противостоял частям японской 2-й армии, это около 35 тысяч человек при 216 орудиях и 48 пулеметах. Японцы вначале действовали по шаблону, пытались в лоб штурмовать высоты, шли буквально по трупам своих убитых солдат, 8 последовательных атак были отбиты русскими без особого труда.


В конце концов, не получив подкреплений, полк вынужден был отступить с занимаемой им тактически выгодной и хорошо укрепленной позиции. В результате первого боя, войска генерал-лейтенанта Ясукаты Оку потеряли 4,5 тыс. из 30 тысяч человек, участвовавших в сражении. Потери русских войск составили около 1 тысячи человек. Это было только начало, основные жертвы осады ждали японцев еще впереди.

Далее штурмы непосредственно укреплений Порт-Артура производились японцами в строгой очередности, словно по расписанию, так, например,
штурм, проведенный в период с 19 по 24 августа, окончился полным поражением японцев, одной из причин которого стала замечательная по меткости ночная стрельба русской артиллерии. Итог штурма - за две недели беспрерывных боев японцы положили только убитыми более 15 тысяч своих солдат, некоторые подразделения, а то и целые части генерала Ноги, просто перестали существовать или были больше небоеготовными, русские войска также понесли серьезные потери приблизительно около 3 тысяч человек.

В период с 15 по 30 сентября, генерал Ноги нанес свой очередной плотный массированный фронтальный удар, на этот раз удачно. Японцам даже удалось захватить некоторые второстепенные позиции, однако ключевой пункт всей оборонительной системы - высота 203 - отразила все атаки. Ударные колонны сметались вниз снова и снова, пока склоны холма не покрылись трупами японских солдат. В этом сражении японцы потеряли 7 тысяч 500 челочек, русские - около 1 тысячи 500 человек.

Особо удачно и эффективно при отражении всех этих японских штурмов действовали подразделения русских пулеметчиков, очередь за очередью они косили несметные цепи японцев, отправляя их десятками, а то и сотнями на небеса к своим японским богам, стволы раскалялись до красна и не успевали остывать, от интенсивной эксплуатации, пулеметы выходили из строя, подносчики еле успевали подносить патроны с лентами, вокруг стоял грохот боя, навалом лежали трупы врага, японские солдаты, словно зомби, продолжали идти вперед, а впереди их ждала только смерть.

В ноябре состоялось очередное так называемое «пятое генеральное» наступление японцев и опять оно было отбито русскими на всех позициях и стоило японцам более 12 тысяч жизней.

И только, наконец, то 22 ноября (5 декабря) противник полностью занял высоту 203 (гору Высокую). Общие потери японцев при штурме горы составили около 10 тыс. человек. Русские войска потеряли 5тыс. солдат и офицеров, это были самые большие единовременные потери русских войск за всю оборону Порт-Артура.


С захваченной горы японцы стали корректировать огонь тяжелых осадных орудий по русским кораблям. Вскоре большая часть кораблей 1-й Тихоокеанской эскадра была потоплена на рейде Порт-Артура. Участь крепости была предрешена. Неудача постоянных штурмов, а также и всей осады крепости в целом резко усложнили обстановку в осадной армии японцев. Во многих соединениях был превзойден «предел так называемой устойчивости», в результате чего моральный дух японских войск резко понизился.

Имели место случаи неповиновения и даже попытка бунта, и это среди всегда дисциплинированных японцев, имеющих свою особенную от всех народов философию жизни и смерти, которые, как говорят знатоки-японисты, ни когда не боялись умереть за своего императора, видно не все так - боялись и еще как боялись. Интересно и поведение самого японского высшего командования, которое бросало прямо как на убой десятки тысяч своих солдат, можно прямо сказать японцы буквально трупами своих солдат завалили защитников крепости.

По различным данным, известно, что в ходе осады Порт-Артура японская армия потеряла убитыми, ранеными, умершими от ран и болезней от 90 до 110 тыс. своих солдат, - это были поистине ужасающие потери. Русские потери составили всего 15 тыс. погибших, из них непосредственно боевые потери составили 7800 солдат и офицеров.

23 декабря 1904 (5 января 1905г.) была заключена капитуляция, согласно которой гарнизон в составе 23 тыс. человек (считая с больными) сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения.

В те времена еще действовали рыцарские традиции и русским офицерам японцы разрешили вернуться на Родину. Тем, кто согласился дать при этом честное слово, что не будут участвовать в военных действиях.

До сих пор остается спорным вопрос, мог бы и далее продолжать сопротивление Порт-Артур, или силы сопротивления гарнизона действительно были полностью исчерпаны? Кем является начальник гарнизона генерал Стессель - преступником, сдавшим крепость врагу или заложником сложившихся обстоятельств. Одни исследователи утверждают, что дальнейшее сопротивление защитников крепости было бесперспективным, полностью блокированный с моря и суши, без боеприпасов и достаточного количества продовольствия Порт-Артур был обречен, и действия Стесселя как командующего были оправданными, они позволили спасти оставшихся в живых защитников крепости. Есть и другое мнение, что Стессель совершил предательство, так как сдал японцам всю артиллерию, а это не менее 500 ед. артиллерийских орудий различных калибров и систем, большие запасы провианта и других материальных ценностей, которые на момент капитуляции продолжали оставаться в крепости.

Стессель все же предстал перед военным трибуналом, который приговорил его к смертной казни за сдачу крепости и порта. Суд установил, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил её к сдаче. Однако, приговор потом заменили 10-летним заключением, но уже в мае 1909 года он был прощён царем. Обществу тогдашней России были совсем не интересны подробности проигранной войны, студентов и курсисток тогда больше интересовали бомбисты и революционеры различных мастей, а героическая оборона Порт-Артура, находящегося аж на другом конце света, война с какими-то японцами, - все это воспринималась большой частью общества скорее как экзотика и не более того.




Одним из самых крупных противостояний считается русско-японская война 1904-1905. Причины ее будут рассмотрены в статье. В результате конфликта были применены орудия броненосцев, дальнобойной артиллерии, миноносцев.

Суть этой войны состояла в том, какая из двух воюющих империй будет главенствовать на Дальнем Востоке. Император России Николай Второй считал своей первоочередной задачей усилить влияние своей державы в Восточной Азии. В то же время император Японии Мэйдзи стремился получить полный контроль над Кореей. Война стала неизбежной.

Предпосылки конфликта

Понятно, что русско-японская война 1904-1905 (причины связаны с Дальним Востоком) началась не мгновенно. У нее были свои предпосылки.

Россия продвинулась в Центральной Азии до границы с Афганистаном и Персией, что затрагивало интересы Великобритании. Не имея возможности расширяться в этом направлении, империя переключилась на Восток. Там был Китай, который из-за полного истощения в опиумных войнах и вынужден был передать России часть территории. Так она получила под свой контроль Приморье (территория современного Владивостока), Курильские острова, частично остров Сахалин. Для соединения дальних рубежей была создана Транссибирская магистраль, которая по линии железной дороги обеспечивала связь между Челябинском и Владивостоком. Помимо железной дороги, Россия планировала торговать по незамерзающему Желтому морю через Порт-Артур.

В Японии в это же время происходили свои преобразования. Придя к власти, император Мэйдзи прекратил политику самоизоляции и начал модернизацию государства. Все его реформы были настолько успешными, что спустя четверть века после их начала империя смогла всерьез задуматься о военной экспансии на другие государства. Первыми ее целями стал Китай и Корея. Победа Японии над Китаем позволила ей заполучить в 1895 году права на Корею, остров Тайвань и другие земли.

Назревал конфликт между двумя сильными империями за господство в Восточной Азии. Результатом оказалась русско-японская война 1904-1905 гг. Причины конфликта стоит рассмотреть более детально.

Основные причины войны

Для обеих держав было крайне важно показать свои боевые достижения, поэтому развернулась русско-японская война 1904-1905. Причины этого противостояния кроются не только в притязаниях на территорию Китая, но и во внутриполитических ситуациях, которые к этому времени сложились в обеих империях. Удачная кампания в войне не только дает победителю экономическую выгоду, но и повышает ее статус на мировой арене и заставляет умолкнуть противников существующей в ней власти. На что рассчитывали оба государства в этом конфликте? В чем заключались основные причины русско-японской войны 1904-1905? Таблица, приведенная ниже, раскрывает ответы на эти вопросы.

Именно из-за того, что обе державы стремились к вооруженному разрешению конфликта, все дипломатические переговоры не приносили результатов.

Соотношение сил на суше

Причины русско-японской войны 1904-1905 были как экономическими, так и политическими. На Восточный фронт из России была отправлена 23-я артиллерийская бригада. Что касается численного преимущества армий, то лидерство принадлежало России. Однако на Востоке войско ограничивалось 150 тысячами человек. При этом они были разбросаны по обширной территории.

  • Владивосток - 45000 чел.
  • Маньчжурия - 28000 чел.
  • Порт-Артур - 22000 чел.
  • Охрана КВЖД - 35000 чел.
  • Артиллерия, инженерные войска - до 8000 чел.

Наибольшей проблемой российской армии была отдаленность от европейской части. Связь осуществлялась телеграфом, а доставка - линией КВЖД. Однако по железной дороге можно было доставить ограниченное количество грузов. К тому же у руководства не было точных карт местности, что негативно отразилось на ходе войны.

Япония перед войной имела армию численностью 375 тысяч человек. Они хорошо изучили местность, имели достаточно точные карты. Армия была модернизирована английскими специалистами, а солдаты преданны своему императору до смерти.

Соотношения сил на воде

Помимо суши, бои проходили и на воде Руководил флотом Японии адмирал Хэйхатиро Того. Его задачей было блокировать эскадру противника вблизи Порт-Артура. В другом море (Японском) эскадра Страны восходящего солнца противодействовала Владивостокской группе крейсеров.

Понимая причины русско-японской войны 1904-1905, держава Мэйдзи подготовилась к боям на воде основательно. Важнейшие корабли ее Соединенного флота были произведены в Англии, Франции, Германии и существенно превосходили российские судна.

Основные события войны

Когда в феврале 1904 года японские силы начали переправляться в Корею, российское командование не придало этому значения, хотя им были понятны причины русско-японской войны 1904-1905.

Кратко про основные события.

  • 09.02.1904. Исторический бой крейсера «Варяг» против японской эскадры близ Чемульпо.
  • 27.02.1904. Японский флот атаковал российскую Порт-Артур без объявления войны. Японцы впервые применили торпеды и вывели из строя 90% Тихоокеанского флота.
  • Апрель 1904. Столкновение армий на суше, которое показало неготовность России к войне (несоответствие формы, неимение военных карт, неумение фехтовать). Из-за наличия у русских офицеров белых кителей, японские солдаты их легко вычисляли и убивали.
  • Май 1904. Взятие японцами порта Дальний.
  • Август 1904. Успешная оборона русскими Порт-Артура.
  • Январь 1905. Сдача Порт-Артура Стесселем.
  • Май 1905. Морской бой под Цусимой уничтожил русскую эскадру (во Владивосток вернулся один корабль), при этом ни один корабль Японии не пострадал.
  • Июль 1905. Вторжение японских войск на Сахалин.

Русско-японская война 1904-1905 гг., причины коей имели экономический характер, привели к истощению обе державы. Япония стала искать пути разрешения конфликта. Она прибегла к помощи Великобритании и США.

Сражение при Чемульпо

Состоялось знаменитое сражение 09.02.1904 у берегов Кореи (город Чемульпо). Двумя русскими кораблями командовал капитан Всеволод Руднев. Это были крейсер «Варяг» и лодка «Кореец». Эскадра Японии под командованием Сотокити Уриу состояла из 2 броненосцев, 4 крейсеров, 8 миноносцев. Они заблокировали русские корабли и вынудили вступить в бой.

Утром в ясную погоду «Варяг» с «Корейцем» снялись с якоря и попытались выйти из бухты. В честь выхода из порта для них заиграла музыка, но спустя всего пять минут на палубе пробили тревогу. Поднялся боевой флаг.

Японцы не ожидали таких действий и рассчитывали уничтожить русские корабли в порту. Эскадра противника в спешке подняла якоря, боевые флаги и начала готовиться к бою. Началось сражение с выстрела из «Асамы». Далее шел бой с применением бронебойных и фугасных снарядов с обеих сторон.

В неравных силах «Варяг» был сильно поврежден, и Руднев решил повернуть назад к якорной стоянке. Там японцы не могли продолжать обстрел из-за опасности повредить корабли других государств.

Опустив якорь, команда «Варяга» принялась к исследованию состояния корабля. Руднев тем временем отправился за разрешением на уничтожение крейсера и перевод его команды на нейтральные корабли. Не все офицеры поддержали решение Руднева, однако спустя два часа команда была эвакуирована. «Варяг» решили потопить, открыв его шлюзы. Тела умерших моряков при этом оставили на крейсере.

Лодку «Кореец» было решено взорвать, эвакуировав перед этим команду. Все вещи оставили на судне, а секретные документы сожгли.

Моряки были приняты французским, английским и итальянским кораблями. После проведения всех необходимых процедур они были доставлены в Одессу и Севастополь, откуда их расформировали по флоту. Им по договоренности нельзя было продолжать участие в русско-японском конфликте, поэтому на Тихоокеанский флот они не допускались.

Итоги войны

Мирный договор Япония согласилась подписать при полной капитуляции России, в которой уже началась революция. По Портсмунскому мирному договору (23.08.1905) Россия обязана была выполнить следующие пункты:

  1. Отказаться от притязаний на Маньчжурию.
  2. Отказаться в пользу Японии от Курильских островов и половины острова Сахалин.
  3. Признать за Японией право на Корею.
  4. Передать Японии право на аренду Порт-Артура.
  5. Выплатить Японии контрибуцию за «содержание пленных».

Помимо этого, поражение в войне имело для России негативные последствия в экономическом плане. Начался застой в некоторых отраслях промышленности, поскольку сократилось их кредитование со стороны иностранных банков. Жизнь в стране существенно подорожала. Промышленники настаивали на скорейшем заключении мира.

Даже те страны, которые вначале поддерживали Японию (Великобритания и США), поняли, насколько тяжела ситуация в России. Войну необходимо было прекратить, чтобы направить все силы на борьбу с революцией, которой одинаково сильно опасались мировые государства.

Начались массовые движения среди рабочих и военнослужащих. Ярким примером является восстание на броненосце «Потемкин».

Причины и итоги русско-японской войны 1904-1905 понятны. Осталось выяснить, каковы были потери в человеческом эквиваленте. Россия потеряла 270 тысяч, из которых 50 тысяч были убиты. Япония потеряла такое же количество солдат, но убитых было более 80 тысяч.

Оценочные суждения

Русско-японская война 1904-1905 года, причины коей носили экономический и политический характер, показала серьезные проблемы внутри Российской империи. Об этом же писал и Война раскрыла проблемы в армии, ее вооружении, командовании, а также промахи в дипломатии.

Япония не была в полной мере довольна исходом переговоров. Государство потеряло слишком много в борьбе с европейским противником. Она рассчитывала получить больше территории, однако США в этом ее не поддержали. Внутри страны стало назревать недовольство, и Япония продолжила путь милитаризации.

Русско-японская война 1904-1905, причины коей рассматривались, принесла много военных хитростей:

  • использование прожекторов;
  • применение проволочных заграждений под током высокого напряжения;
  • полевая кухня;
  • радиотелеграф впервые позволил управлять кораблями на расстоянии;
  • переход к нефтяному топливу, которое не производит дыма и делает корабли менее заметными;
  • появление кораблей - минных заградителей, которые стали производиться с распространением минного оружия;
  • огнеметы.

Одним из героических сражений войны с Японией является битва крейсера «Варяг» при Чемульпо (1904). Вместе с кораблем «Кореец» они противостояли целой эскадре врага. Бой был заведомо проигран, но моряки все же совершили попытку прорваться. Она оказалась неудачной, и чтобы не сдаваться в плен, экипаж во главе с Рудневым потопили свой корабль. За мужество и героизм они были удостоены похвалы Николая Второго. Японцев же настолько поразили характер и стойкость Руднева и его моряков, что они в 1907 году наградили его орденом Восходящего Солнца. Капитан затонувшего крейсера принял награду, но никогда ее не надевал.

Существует версия, по которой Стессель сдал японцам Порт-Артур за вознаграждение. Насколько эта версия верна, проверить уже невозможно. Как бы там ни было, из-за его поступка кампания была обречена на провал. За это генерал был осужден и приговорен к 10 годам в крепости, однако он был помилован спустя год после заточения. Его лишили всех званий и наград, оставив при этом пенсию.

Крупнейший вооруженный конфликт конца XIX - начала ХХ в. Являлась результатом борьбы великих держав - Российской империи, Великобритании, Германии, Франции и стремившейся к роли доминирующей региональной державы Японии за колониальный раздел Китая и Кореи.

Причины войны

Причиной возникновения русско-японской войны следует признать столкновение интересов России, проводившей экспансионистскую политику на Дальнем Востоке, и Японии, предпринимавшей попытки утвердить свое влияние в Азии. Японская империя, осуществившая модернизацию общественного строя и вооруженных сил в ходе «революции Мэйдзи», стремилась превратить в свою колонию экономически отсталую Корею и принять участие в разделе Китая. В результате японо-китайской войны 1894-1895 гг. китайские армия и флот были быстро разгромлены, Япония заняла остров Тайвань (Формозу) и часть Южной Маньчжурии. По заключенному мирному договору в Симоносеки Япония приобрела острова Тайвань, Пэнхуледао (Пескадорские) и Ляодунский полуостров.

В ответ на агрессивные действия Японии в Китае русское правительство во главе с взошедшим на престол в 1894 г. императором Николаем II, сторонником экспансии в этой части Азии, активизировало собственную дальневосточную политику. В мае 1895 г. Россия вынудила Японию пересмотреть условия Симоносекского мирного договора и отказаться от приобретения Ляодунского полуострова. С этого момента вооруженная конфронтация между Российской империей и Японией стала неизбежной: последняя стала осуществлять планомерную подготовку новой войны на континенте, приняв в 1896 г. 7-летнюю программу реорганизации сухопутной армии. При участии Великобритании стал создаваться современный военно-морской флот. В 1902 г. Великобритания и Япония заключили союзный договор.

С целью экономического проникновения в Маньчжурию в 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк, а в следующем году началось строительство Китайско-Восточной железной дороги, проложенной через китайскую провинцию Хэйлунцзян и призванной соединить Читу с Владивостоком по кратчайшему пути. Эти мероприятия проводились в ущерб освоению слабо заселенного и экономически развитого русского Приамурского края. В 1898 г. Россия получила в аренду у Китая на 25 лет южную часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром, где было решено создать военно-морскую базу и крепость. В 1900 г. под предлогом подавления «восстания ихэтуаней» русские войска оккупировали всю Маньчжурию.

Дальневосточная политика России в начале XX века

С начала ХХ в. дальневосточную политику Российской империи стала определять авантюристическая придворная группа во главе со статс-секретарем А.М. Безобразовым. Она стремилась распространить влияние России в Корее, используя для этого лесозаготовительную концессию на реке Ялу, и не допустить экономическое и политическое проникновение Японии в Маньчжурию. Летом 1903 г. на Дальнем Востоке было учреждено наместничество во главе с адмиралом Е.И. Алексеевым. Проведенные в том же году переговоры между Россией и Японией о разграничении сфер интересов в регионе не дали результатов. 24 января (5 февраля) 1904 г. японская сторона заявила о прекращении переговоров и разорвала дипломатические отношения с Российской империей, взяв курс на развязывание войны.

Готовность стран к войне

К началу военных действий Япония в основном завершила программу модернизации вооруженных сил. После мобилизации японская армия насчитывала 13 пехотных дивизий и 13 резервных бригад (323 батальона, 99 эскадронов, свыше 375 тыс. человек и 1140 полевых орудий). Японский Соединенный флот состоял из 6 новых и 1 старого эскадренного броненосца, 8 броненосных крейсеров (два из них, приобретенные у Аргентины, вошли в строй после начала войны), 12 легких крейсеров, 27 эскадренных и 19 малых миноносцев. План войны Японии предусматривал борьбу за господство на море, высадку войск в Корее и Южной Маньчжурии, захват Порт-Артура и разгром главных сил русской армии в районе Ляояна. Общее руководство японскими войсками осуществлял начальник Генерального штаба, впоследствии -- главнокомандующий сухопутными войсками, маршал И. Ояма. Соединенным флотом командовал адмирал Х. Того.

В начале ХХ в. Российская империя обладала крупнейшей сухопутной армией в мире, но на Дальнем Востоке в составе Приамурского военного округа и войск Квантунской области располагала крайне незначительными силами, разбросанными на огромной территории. Они состояли из I и II Сибирских армейских корпусов, 8 Восточно-Сибирских стрелковых бригад, с началом войны развернутых в дивизии, 68 батальонов пехоты, 35 эскадронов и сотен кавалерии, всего около 98 тыс. человек, 148 полевых орудий. К войне с Японией Россия не была готова. Малая пропускная способность Сибирской и Восточно-Китайской железных дорог (по состоянию на февраль 1904 г. - 5 и 4 пары воинских поездов соответственно) не позволяла рассчитывать на быстрое усиление войск в Маньчжурии подкреплениями из Европейской России. Русский военно-морской флот на Дальнем Востоке имел 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера, 7 легких крейсеров, 2 минных крейсера, 37 эскадренных миноносцев. Главные силы составляли Тихоокеанскую эскадру и базировалось на Порт-Артур, 4 крейсера и 10 миноносцев находились во Владивостоке.

План военных действий

Русский план войны был подготовлен во временном штабе наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева в сентябре-октябре 1903 г. на базе планов, разработанных независимо друг от друга в штабе Приамурского военного округа и в штабе Квантунской области, и утвержден Николем II 14 (27) января 1904 г. Он предполагал сосредоточение главных сил русских войск на линии Мукден-Ляоян-Хайчен и оборону Порт-Артура. С началом мобилизации на помощь вооруженным силам на Дальнем Востоке из Европейской России предполагалось отправить крупные подкрепления - Х и XVII армейские корпуса и четыре резервные пехотные дивизии. До подхода подкреплений русские войска должны были придерживаться оборонительного образа действий и только после создания численного превосходства могли перейти в наступление. От флота требовалось вести борьбу за господство на море и помешать высадке японских десантов. Главнокомандование вооруженными силами на Дальнем Востоке с началом войны было возложено на наместника адмирала Е.И. Алексеева. Ему подчинялись командующий Маньчжурской армией, которым стал военный министр генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин (назначен 8 (21) февраля 1904 г.), и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров, сменивший 24 февраля (8 марта) безынициативного вице-адмирала О.В. Старка.

Начало войны. Военные действия на море

Военные действия открылись 27 января (9 февраля) 1904 г. внезапным нападением японских миноносцев на русскую Тихоокеанскую эскадру, стоявшую без надлежащих мер охранения на внешнем рейде Порт-Артура. В результате атаки из строя вышли два эскадренных броненосца и один крейсер. В тот же день японский отряд контр-адмирала С. Уриу (6 крейсеров и 8 миноносцев) атаковал находившиеся в корейском порту Чемульпо в качестве стационеров русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Получивший тяжелые повреждения «Варяг» был затоплен экипажем, а «Кореец» взорван. 28 января (10 февраля) Япония объявила войну России.

После атаки японских миноносцев ослабленная Тихоокеанская эскадра ограничилась оборонительными действиями. Прибывший в Порт-Артур вице-адмирал С.О. Макаров начал готовить эскадру к активным действиям, но 31 марта (13 апреля) погиб на эскадренном броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах. Принявший командование морскими силами контр-адмирал В.К. Витгефт отказался от борьбы за господство на море, сосредоточившись на обороне Порт-Артура и поддержке сухопутных войск. В ходе боевых действий под Порт-Артуром значительные потери понесли и японцы: 2 (15) мая на минах погибли эскадренные броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

Военные операции на суше

В феврале--марте 1904 г. в Корее высадилась 1-я японская армия генерала Т. Куроки (около 35 тыс. штыков и сабель, 128 орудий), которая к середине апреля подошла к границе с Китаем на реке Ялу. К началу марта русская Маньчжурская армия закончила свое развертывание. Она состояла из двух авангардов - Южного (18 батальонов пехоты, 6 эскадронов и 54 орудия, район Инкоу-Гайчжоу-Сеньючен) и Восточного (8 батальонов, 38 орудий, река Ялу) и общего резерва (28,5 батальона пехоты, 10 сотен, 60 орудий, район Ляоян-Мукден). В Северной Корее действовал конный отряд под командованием генерал-майора П.И. Мищенко (22 сотни) с задачей вести разведку за рекой Ялу. 28 февраля (12 марта) на основе Восточного авангарда, усиленного 6-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизией, был сформирован Восточный отряд во главе с генерал-лейтенантом М.И. Засуличем. Перед ним стояла задача затруднить противнику переход через Ялу, но ни в коем случае не вступать с японцами в решительное столкновение.

18 апреля (1 мая) в бою у Тюренчена 1-я японская армия нанесла поражение Восточному отряду, отбросила его от Ялу и, продвинувшись до Фынхуанчэна, вышла во фланг русской Маньчжурской армии. Благодаря успеху у Тюренчена противник овладел стратегической инициативой и 22 апреля (5 мая) смог начать на Ляодунском полуострове у Бицзыво высадку 2-й армии генерала Я. Оку (около 35 тыс. штыков и сабель, 216 орудий). Южная ветвь Китайско-Восточной железной дороги, ведущая из Ляояна в Порт-Артур, оказалась перерезанной врагом. Вслед за 2-й армией должна была высадиться 3-я армия генерала М. Ноги, предназначавшаяся для осады Порт-Артура. С севера ее развертывание обеспечивалось 2-й армией. В районе Дагушаня велась подготовка к высадке 4-й армии генерала М. Нодзу. Она имела задачу совместно с 1-й и 2-й армиями действовать против главных сил Маньчжурской армии и обеспечить успех 3-й армии в борьбе за Порт-Артур.

12 (25) мая 1904 г. армия Оку вышла к позициям русского 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка на перешейке в районе Цзиньчжоу, прикрывавшего дальние подступы к Порт-Артуру. На следующий день японцам ценой огромных потерь удалось отбросить русские войска с занимаемых позиций, после чего путь к крепости был открыт. 14 (27) мая противник без боя занял порт Дальний, ставший базой дальнейших действий японских армии и флота против Порт-Артура. В Дальнем незамедлительно началась высадка частей 3-й армии. В порту Такушан стала высаживаться 4-я армия. Две дивизии 2-й армии, выполнившей поставленную задачу, были направлены на север против главных сил Маньчжурской армии.

23 мая (5 июня) под впечатлением от результатов неудачного Цзиньчжоуского боя Е.И. Алексеев приказал А.Н. Куропаткину отправить на выручку Порт-Артура отряд силой не меньше четырех дивизий. Командующий Маньчжурской армией, считавший переход в наступление преждевременным, направил против армии Оку (48 батальонов, 216 орудий) только один усиленный I Сибирский армейский корпус генерал-лейтенанта Г.К. фон Штакельберга (32 батальона, 98 орудий). 1-2 июня (14-15) 1904 г. в бою у Вафангоу войска фон Штакельберга потерпели поражение и были вынуждены отойти на север. После неудач у Цзиньчжоу и Вафангоу Порт-Артур оказался отрезанным.

К 17 (30) мая японцы сломили сопротивление русских войск, занимавших промежуточные позиции на дальних подступах к Порт-Артуру, и подошли к стенам крепости, начав ее осаду. Перед началом войны крепость была завершена только на 50 %. По состоянию на середину июля 1904 г. сухопутный фронт крепости состоял из 5 фортов, 3 укреплений и 5 отдельных батарей. В промежутках между долговременными укреплениями защитники крепости оборудовали стрелковые окопы. На приморском фронте находились 22 долговременные батареи. Гарнизон крепости насчитывал 42 тыс. человек при 646 орудиях (из них 514 - на сухопутном фронте) и 62 пулеметов (из них 47 - на сухопутном фронте). Общее руководство обороной Порт-Артура осуществлял начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант А.М. Стессель. Сухопутную оборону крепости возглавлял начальник 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Р.И. Кондратенко. В 3-й японской армии числились 80 тыс. человек, 474 орудия, 72 пулемета.

В связи с началом осады Порт-Артура русское командование приняло решение спасти Тихоокеанскую эскадру и увести ее во Владивосток, но в бою в Желтом море 28 июля (10 августа) русский флот потерпел неудачу и был вынужден вернуться обратно. В этом бою погиб командующий эскадрой контр-адмирал В.К. Витгефт. 6-11 (19-24) августа японцы провели штурм Порт-Артура, отбитый с большими потерями для атаковавших. Важную роль в начале обороны крепости играл владивостокский отряд крейсеров, действовавший на морских коммуникациях противника и уничтоживший 15 пароходов, в том числе 4 военных транспорта.

В это время русская Маньчжурская армия (149 тыс. человек, 673 орудия), усилившаяся войсками X и XVII армейских корпусов, в начале августа 1904 г. заняла оборонительные позиции на дальних подступах к Ляояну. В Ляоянском сражении 13-21 августа (26 августа - 3 сентября) русское командование не смогло использовать численное превосходство над 1-й, 2-й и 4-й японскими армиями (109 тыс. человек, 484 орудия) и, несмотря на то, что все атаки противника были отбиты с большими для него потерями, распорядилось отвести войска на север.

Судьба Порт-Артура

6-9 (19-22) сентября противник предпринял очередную попытку овладеть Порт-Артуром, которая вновь провалилась. В середине сентября с целью помочь осажденной крепости А.Н. Куропаткин принял решение перейти в наступление. С 22 сентября (5 октября) по 4 (17) октября 1904 г. Маньчжурская армия (213 тыс. человек, 758 орудий и 32 пулемета) провела против японских армий (по данным русской разведки - свыше 150 тыс. человек, 648 орудий) операцию на реке Шахэ, окончившуюся безрезультатно. В октябре вместо одной Маньчжурской армии были развернуты 1-я, 2-я и 3-я Маньчжурские армии. Новым главнокомандующим на Дальнем Востоке стал А.Н. Куропаткин, заменивший Е.И. Алексеева.

Бесплодные попытки русских войск разгромить японцев в Южной Маньчжурии и прорваться к Порт-Артуру решили судьбу крепости. 17-20 октября (30 октября - 2 ноября) и 13-23 ноября (26 ноября - 6 декабря) состоялись третий и четвертый штурмы Порт-Артура, вновь отраженные защитниками. Во время последнего штурма противник овладел господствующей над местностью горой Высокой, благодаря чему получил возможность корректировать огонь осадной артиллерии, представленной в т.ч. 11-дюймовыми гаубицами, снаряды которой прицельно поражали корабли Тихоокеанской эскадры, стоявшие на внутреннем рейде, и оборонительные сооружения Порт-Артура. 2 (15) декабря при обстреле погиб начальник сухопутной обороны генерал-майор Р.И. Кондратенко. С падением фортов №№ II и III положение крепости стало критическим. 20 декабря 1904 г. (2 января 1905 г.) генерал-лейтенант А.М. Стессель отдал распоряжение о сдаче крепости. К моменту капитуляции Порт-Артура в его гарнизоне числились 32 тыс. человек (из них 6 тыс. раненых и больных), 610 исправных орудий и 9 пулеметов.

Несмотря на падение Порт-Артура, русское командование продолжало попытки разгромить противника. В сражение при Сандепу 12-15 (25-28) января 1905 г. А.Н. Куропаткин провел повторное наступление силами 2-й Маньчжурской армии между реками Хуньхэ и Шахэ, которое вновь окончилось неудачей.

Сражение под Мукденом

6 (19) февраля - 25 февраля (10 марта) 1905 г. состоялось самое крупное сражение русско-японской войны, предопределившее исход борьбы на суше - Мукденское. В его ходе японцы (1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я армии, 270 тыс. че-ловек, 1062 орудия, 200 пулеметов) предприняли попытку обойти оба фланга русских войск (1-я, 2-я и 3-я Маньчжурские армии, 300 тыс. человек, 1386 орудий, 56 пулеметов). Несмотря на то, что замысел японского командования оказался сорванным, русская сторона потерпела тяжелое поражение. Маньчжурские армии отошли на Сыпингайские позиции (160 км севернее Мукдена), где оставались до заключения мира. После Мукденского сражения А.Н. Куропаткин был смещен с поста главнокомандующего и заменен генералом от инфантерии Н.П. Линевичем. К концу войны численность русских войск на Дальнем Востоке достигла 942 тыс. человек, а японских, по данным русской разведки, - 750 тыс. В июле 1905 г. японский десант захватил остров Сахалин.

Цусимский бой

Последним крупным событием русско-японской войны стало Цусимское морское сражение 14-15 (27-28) мая 1905 г., в котором японский флот полностью уничтожил соединенные русские 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского, отправленные из Балтийского моря на помощь порт-артурской эскадре.

Портсмутский мирный договор

Летом 1905 г. в североамериканском Портсмуте при посредничестве президента США Т. Рузвельта начались переговоры между Российской империей и Японией. Обе стороны были заинтересованы в скорейшем заключении мира: несмотря на военные успехи, Япония полностью исчерпала финансовые, материальные и людские ресурсы и больше не могла вести дальнейшую борьбу, а в России началась Революция 1905-1907 гг. 23 августа (5 сентября) 1905 г. был подписан Портсмутский мирный договор, завершивший русско-японскую войну. Согласно его условиям Россия признала Корею сферой японского влияния, передала Японии арендные права России на Квантунскую область с Порт-Артуром и южную ветку Китайско-Восточной железной дороги, а также южную часть Сахалина.

Итоги

Русско-японская война стоила странам-участницам больших человеческих и материальных потерь. Россия потеряла убитыми, умершими от ран и болезней около 52 тыс. человек, Япония - более 80 тыс. человек. Ведение военных действий обошлось Российской империи в 6,554 млрд. рублей, Японии - 1,7 млрд. иен. Поражение на Дальнем Востоке подорвало международный авторитет России и привело к прекращению русской экспансии в Азии. Англо-русское соглашение 1907 г., установившее разграничение сфер интересов в Персии (Иране), Афганистане и Тибете, фактически означало поражение восточной политики правительства Николая II. Япония в результате войны утвердилась в качестве ведущей региональной державы на Дальнем Востоке, укрепившись в Северном Китае и присоединив в 1910 г. Корею.

Русско-японская война оказала большое влияние на развитие военного искусства. Она продемонстрировала возросшее значение артиллерийского, ружейного и пулеметного огня. Во время боевых действий доминирующую роль приобрела борьба за огневое господство. Действия сомкнутыми массами и штыковой удар потеряли свое прежнее значение, основным боевым строем стала стрелковая цепь. Во время русско-японской войны возникли новые позиционные формы борьбы. По сравнению с войнами XIX в. выросли продолжительность и масштаб сражений, которые стали распадаться на отдельные армейские операции. Получила распространение артиллерийская стрельба с закрытых позиций. Осадная артиллерия стала применяться не только для борьбы под крепостями, но и в полевом бою. На море в русско-японскую войну широкое применение нашли торпеды, также активно использовались морские мины. Для обороны Владивостока русское командование впервые привлекло подводные лодки. Опыт войны был активно использован военно-политическим руководством Российской империи при проведении военных реформ 1905-1912 гг.

Атака японских миноносцев русской эскадры.

В ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и чтобы не затонуть выбросились на мель. Ответным огнем артиллерией русской эскадры были повреждены японские эсминцы IJN Akatsuki и IJN Shirakumo . Так началась Русско-японская война.

В этот же день японские войска начали высадку десанта в районе порта Чемульпо. При попытке выйти из порта и направиться в Порт-Артур канонерская лодка «Кореец» была атакована японскими миноносцами, вынудившими ее вернуться обратно.

9 февраля (27 января) 1904 года произошел бой при Чемульпо. В результате которого, ввиду невозможности прорыва, были своими экипажами затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».

В тот же день, 9 февраля (27 января) 1904 года, адмирал Иессен вышел во главе Владивостокского отряда крейсеров в море, чтобы начать военные действия для нарушения транспортного сообщения Японии с Кореей.

11 февраля (29 января) 1904 года под Порт-Артуром недалеко от островов Сан-шан-тао на японской мине подорвался русский крейсер «Боярин» .

24 февраля (11 февраля) 1904 года японский флот пытался закрыть выход из Порт-Артура путем затопления 5 судов, груженных камнем. Попытка оказалась неудачной.

25 февраля (12 февраля) 1904 года два русских эсминца «Бесстрашный» и «Внушительный» при выходе на разведку наткнулись на 4 японских крейсера. Первому удалось уйти, а второй был загнан в Голубую бухту, где был затоплен по приказу капитана М. Подушкина.

2 марта (18 февраля) 1904 года по приказу Морского Генерального штаба Средиземноморская эскадра адмирала А. Вирениуса (броненосец «Ослябя» , крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» и 7 миноносцев), направлявшаяся в Порт-Артур, была отозвана в Балтийское море.

6 марта (22 февраля) 1904 года японская эскадра обстреляла Владивосток. Урон был незначителен. Крепость была переведена на осадное положение.

8 марта (24 февраля) 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. Макаров , сменивший на этом посту адмирала О. Старка.

10 марта (26 февраля) 1904 года в Желтом море, при возвращении из разведки в Порт-Артур, был потоплен четырьмя японскими миноносцами (IJN Usugumo , IJN Shinonome , IJN Akebono , IJN Sazanami ) русский миноносец «Стерегущий» , а «Решительному» удалось вернуться в порт.

Русский флот в Порт-Артуре.

27 марта (14 марта) 1904 года была сорвана вторая попытка японцев блокировки входа в гавань Порт-Артура путем затопления брандеров.

4 апреля (22 марта) 1904 года японские броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima обстреляли Порт-Артур огонь из Голубиной бухты. Всего ими было произведено 200 выстрелов и орудий главного калибра. Но эффект был минимален.

12 апреля (30 марта) 1904 года японскими миноносцами был потоплен русский миноносец «Страшный».

13 апреля (31 марта) 1904 года на мине и затонул почти со всем экипажем во время выхода в море подорвался броненосец «Петропавловск» . В числе погибших был адмирал С. О. Макаров. Так же в этот день был поврежден взрывом мины и вышел из строя на несколько недель броненосец «Победа» .

15 апреля (2 апреля) 1904 года японские крейсера IJN Kasuga и IJN Nisshin обстреляли внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем.

25 апреля (12 апреля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров у берегов Кореи потопил японский пароход IJN Goyo-Maru , каботажное судно IJN Haginura-Maru и японский военный транспорт IJN Kinsu-Maru , после чего направился во Владивосток.

2 мая (19 апреля) 1904 года японцами, при поддержке канонерок IJN Akagi и IJN Chōkai , миноносцев 9-й, 14-й и 16-й миноносных флотилий, была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз использовав 10 транспортов (IJN Mikasha-Maru , IJN Sakura-Maru , IJN Totomi-Maru , IJN Otaru-Maru , IJN Sagami-Maru , IJN Aikoku-Maru , IJN Omi-Maru , IJN Asagao-Maru , IJN Iedo-Maru , IJN Kokura-Maru , IJN Fuzan-Maru ) В результате им удалось частично перекрыть проход и временно сделать невозможным выход крупных русских кораблей. Это способствовало беспрепятсвенной высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.

5 мая (22 апреля) 1904 года 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тысяч человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура.

12 мая (29 апреля) 1904 года четыре японских миноносца 2-й флотилии адмирала И. Мияко приступили к тралению русских мин в заливе Керр. При выполнении поставленной задачи миноносец №48 подорвался на мине и затонул. В этот же день японские войска окончательно отрезали Порт-Артур от Манчжурии. Началась осада Порт-Артура.

Гибель IJN Hatsuse на русских минах.

15 мая (2 мая) 1904 года на минном заграждении, выставленном за день до этого минным заградителем «Амур», подорвались и затонули два японских броненосца IJN Yashima и IJN Hatsuse .

Так же в этот день у острова Эллиот произошло столкновение японских крейсеров IJN Kasuga и IJN Yoshino , в котором второй от полученных повреждений затонул. А у юго-восточного берега острова Канглу села на мель авизо IJN Tatsuta .

16 мая (3 мая) 1904 года при проведении десантной операции к юго-востоку от города Инкоу столкнулись две японские канонерские лодки. В результате столкновения затонула лодка IJN Oshima .

17 мая (4 мая) 1904 года на мине подорвался и затонул японский миноносец IJN Akatsuki .

27 мая (14 мая) 1904 года не далеко от города Дальний налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец «Внимательный». В этот же день японское авизо IJN Miyako подорвался на русской мине и затонул в бухте Керр.

12 июня (30 мая) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в Корейский пролив для нарушения морских коммуникаций Японии.

15 июня (2 июня) 1904 года крейсер «Громобой» потопил два японских транспорта: IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru , а крейсер «Рюрик» двумя торпедами потопил японский транспорт IJN Sado-Maru . В общей сложности на трех транспортах находилось 2445 японских солдат и офицеров, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц.

23 июня (10 июня) 1904 года Тихоокеанская эскадра контр-адмирала В. Витгофта предприняла первую попытку прорваться во Владивосток. Но при обнаружении японского флота адмирала Х. Того, не вступая в бой, вернулась в Порт-Артур. Ночью того же дня японские миноносцы предприняли безуспешную атаку на русскую эскадру.

28 июня (15 июня) 1904 года в море снова для нарушения морских коммуникаций противника вышел Владивостокский отряд крейсеров адмирала Иессена.

17 июля (4 июля) 1904 года возле острова Скрыплева подорвался и затонул на японском минном поле русский миноносец №208 .

18 июля (5 июля) 1904 года подорвался на мине русского минного заградителя «Енисей» в бухте Талиенвань и затонул японский крейсер IJN Kaimon .

20 июля (7 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров через Сангарский пролив вышли в Тихий океан.

22 июля (9 июля) 1904 года отрядом был задержан с контрабандным грузом и отправлен во Владивосток с призовой командой английский пароход Arabia .

23 июля (10 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен и потоплен английский пароход с контрабандным грузом Night Kommander . Также в этот день были потоплены несколько японских шхун и германский пароход Tea , шедший с контрабандным грузом в Японию. А захваченный позднее английский пароход Kalhas , после досмотра, был направлен во Владивосток. Крейсера отряда так же направились в свой порт.

25 июля (12 июля) 1904 года с моря к устью реки Ляохэ подошла эскадра японских миноносцев. Команда русской канонерской лодки «Сивуч», ввиду невозможности прорыва, после высадки на берег, взорвала свой корабль.

7 августа (25 июля) 1904 года японские войска впервые с суши обстреляли Порт-Артур и его гавани. В результате обстрела поврежден броненосец «Цесаревич» , легко ранен командующий эскадрой контр-адмирал В. Витгефт. Также получил повреждения броненосец «Ретвизан» .

8 августа (26 июля) 1904 года отряд кораблей в составе крейсера «Новик» , канонерской лодки «Бобр» и 15 миноносцев участвовал в бухте Тахэ в артобстреле наступающих японских войск, причинив большие потери.

Бой в Желтом море.

10 августа (28 июля) 1904 года при попытке прорыва русской эскадры из Порт-Артура во Владивосток произошел бой в Желтом море . Во время боя контр-адмирал В. Витгефт был убит, русская эскадра потеряв управление распалась. 5 русских броненосцев, крейсер «Баян» и 2 эсминца в беспорядке начали отходить в Порт-Артур. Прорвались сквозь японскую блокаду лишь броненосец «Цесаревич», крейсера «Новик», «Аскольд» , «Диана» и 6 эсминцев. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик» и 3 эсминца направились в Циндао, крейсер «Аскольд» и эсминец «Грозовой» - в Шанхай, крейсер «Диана» - в Сайгон.

11 августа (29 июля) 1904 года Владивостокский отряд вышел на встрече русской эскадре, которая должна была прорываться из Порт-Артура. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик», эсминцы «Бесшумный» , «Беспощадный» и «Бесстрашный» прибыли в Циндао. Крейсер «Новик», погрузив в бункера 250 тонн угля вышел в море с целью прорваться во Владивосток. В это же день в Чифу китайскими властями был интернирован русский эсминец «Решительный» . Так же 11 августа командой был затоплен поврежденный эсминец «Бурный» .

12 августа (30 июля) 1904 года в Чифу двумя японскими миноносцами был захвачен ранее интернированный эсминец «Решительный».

13 августа (31 июля) 1904 года в Шанхае был интернирован и разоружен поврежденный русский крейсер «Аскольд».

14 августа (1 августа) 1904 год в Корейском проливе четыре японских крейсера (IJN Izumo , IJN Tokiwa , IJN Azuma и IJN Iwate ) перехватили идущих на встречу Первой Тихоокеанской эскадре три русских крейсера («Россия» , «Рюрик» и «Громобой»). Между ними произошел бой, который вошел в историю под названием Бой в Корейском проливе . В результате сражения был потоплен «Рюрик», а других два русских крейсера с повреждениями вернулись во Владивосток.

15 августа (2 августа) 1904 года в Циндао немецкие власти интернировали русский броненосец «Цесаревич».

16 августа (3 августа) 1904 года во Владивосток вернулись поврежденные крейсера «Громобой» и «Россия». В Порт-Артуре было отклонено предложение японского генерала М. Ноги о сдачи крепости. В тот же день в Тихом океане русским крейсером «Новик» был остановлен и досмотрен английский пароход Seltic .

20 августа (7 августа) 1904 года у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose . В результате боя «Новик» и IJN Tsushima получили серьезные повреждения. Ввиду невозможности ремонта и опасности захвата корабля противником, командир «Новика» М. Шульц принял решение затопить корабль.

24 августа (11 августа) 1904 года в Сайгоне французскими властями интернирован русский крейсер «Диана».

7 сентября (25 августа) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Форель» .

1 октября (18 сентября) 1904 года подорвалась на русской мине и затонула недалеко от острова Айрон японская канонерская лодка IJN Heiyen .

15 октября (2 октября) 1904 года из Либавы вышла на Дальний Восток 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского .

3 ноября (21 октября) подорвался на мине выставленной российским эсминцем «Скорый» и затонул в рядом с мысом Лунь-Вань-Тань японский эсминец IJN Hayatori .

5 ноября (23 октября) 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура после попадания японским снарядом сдетонировал боезапас русского броненосца «Полтава». В результате этого корабль затонул.

6 ноября (24 октября) 1904 года наскочила в тумане на скалу и затонула под Порт-Артуром японская канонерская лодка IJN Atago .

28 ноября (15 ноября) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Дельфин» .

6 декабря (23 ноября) 1904 года японская артиллерия, установленная на днем ранее захваченной высоте №206, начала массированный обстрел русских кораблей, стоящих на внутреннем рейде Порт-Артура. К концу дня ими был потоплен броненосец «Ретвизан» и получил тяжелые повреждения броненосец «Пересвет» . Для сохранения целыми, броненосец «Севастополь» , канонерскую лодку «Отважный» и миноносцы, вывели из под японского огня на внешний рейд.

7 декабря (24 ноября) 1904 года, из-за невозможности ремонта после полученных повреждений от японского артобстрела, был затоплен экипажем броненосец «Пересвет» в западном бассейне гавани Порт-Артура.

8 декабря (25 ноября) 1904 года японской артиллерией были потоплены во внутреннем рейде Порт-Артура русские корабли - броненосец «Победа» и крейсер «Паллада» .

9 декабря (26 ноября) 1904 года японская тяжелая артиллерия потопила крейсер «Баян» , минный заградитель «Амур» и канонерскую лодку «Гиляк» .

25 декабря (12 декабря) 1904 года IJN Takasago в ходе патрулирования подорвался на мине, выставленной российским эсминцем «Сердитый», и затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу.

26 декабря (13 декабря) 1904 года на рейде Порт-Артура огнем японской артиллерии была потоплена канонерская лодка «Бобр».

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке.

31 декабря (18 декабря) 1904 года во Владивосток из Санкт-Петербурга по железной дороге прибыли первые четыре подводные лодки типа «Касатка».

1 января 1905 года (19 декабря 1904 года) в Порт-Артуре по приказу командования экипажем были взорваны полузатопленные на внутреннем рейде броненосцы «Полтава» и «Пересвет» и на внешнем рейде был затоплен броненосец «Севастополь».

2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) командующий обороной Порт-Артура, генерал А. Стессель, отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура.

В этот же день, перед сдачей крепости, были затоплены клиперы «Джигит» и «Разбойник». 1-я Тихоокеанская эскадра была полностью уничтожена.

5 января 1905 года (23 декабря 1904 года) прибыла из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге подводная лодка «Дельфин».

14 января (1 января) 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из подводных лодок «Форель» , .

20 марта (7 марта) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского прошла Малакский пролив и вошла в Тихий Океан.

26 марта (13 марта) 1905 года из Владивостока на боевую позицию к острову Аскольд вышла подводная лодка «Дельфин».

29 марта (16 марта) 1905 года вернулась во Владивосток из боевого дежурства у острова Аскольд подводная лодка «Дельфин».

11 апреля (29 марта) 1905 года во Владивосток были доставлены торпеды к русским подводным лодкам.

13 апреля (31 марта) 1905 года 2-й Тихоокеанская эскадры адмирала З. Рожественского прибыла в бухте Камрань в Индокитае.

22 апреля (9 апреля) 1905 года из Владивостока к берегам Кореи вышла в боевой поход подводная лодка «Касатка».

7 мая (24 апреля) 1905 года из Владивостока вышли для нарушения морских коммуникаций противника крейсера «Россия» и «Громобой».

9 мая (26 апреля) 1905 года в бухте Камрань соединились 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова и 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. Рожественского.

11 мая (28 апреля) 1905 года во Владивосток вернулись крейсера «Россия» и «Громобой». За время рейда ими было потоплено четыре японских транспортных корабля.

12 мая (29 апреля) 1905 года для перехвата японского отряда к бухте Преображения было направлено три подводные лодки - «Дельфин», «Касатка» и «Сом». В 10 часов утра недалеко от Владивостока у мыса Поворотный произошел первый бой с участием подводной лодки. «Сом» атаковал японские миноносцы, но атака закончилась безрезультатно.

14 мая (1 мая) 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского вышла во Владивосток из Индокитая.

18 мая (5 мая) 1905 года во Владивостоке у причальной стенке от взрыва паров бензина затонула подводная лодка «Дельфин».

29 мая (16 мая) 1905 года в Японском море у острова Дажелет своей командой затоплен броненосец «Дмитрий Донской» .

30 мая (17 мая) 1905 года русский крейсер «Изумруд» сел на камни у мыса Орехова в заливе Святого Владимира и был взорван своей командой.

3 июня (21 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле американские власти интернировали русский крейсер «Жемчуг» .

9 июня (27 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле был интернирован американскими властями русский крейсер «Аврора» .

29 июня (16 июня) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят со дна русский броненосец «Пересвет».

7 июля (24 июня) 1905 года японские войска начали Сахалинскую десантную операцию по высадке десанта численностью 14 тысяч человек. В то время как русские войска насчитывали на острове всего 7,2 тысячи человек.

8 июля (25 июля) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят затопленный русский броненосец «Полтава».

29 июля (16 июля) 1905 года завершилась японская Сахалинская десантная операция капитуляцией русских войск.

14 августа (1 августа) 1905 года в Татарском проливе подводной лодкой «Кета» проведена безрезультатная атака на два японских миноносца.

22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США.

5 сентября (23 августа) в США в Портсмуте между Японской Империей и Российской Империей был подписан мирный договор. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год…

На фото выше крейсер “Новик”.

На фото ниже внутренний рейд Порт-Артура после нападения японских кораблей на русскую эскадру 22 января 1904 года.

«ПОРТ-АРТУР - китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия - около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.

Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками, и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы». Взято отсюда .

Чрезвычайно любопытная история о том, как путем взяток китайским чиновникам царская Россия получила военно-морскую базу на территории Китая. Правительственная коррупция и политическая беспринципность во всем своем блеске .

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год,

Ниже знаменитый крейсер 1-го ранга «Варяг».

Статья В.Д. Доценко, «Крейсер “Варяг” – неизвестные страницы истории». Приведен документ, подписанный командиром крейсера 1 ранга “Варяг” капитаном 1 ранга Рудневым .

Ниже канонерская лодка «Кореец», Порт-Артур, 1904 год. Та самая, которая приняла неравный бой наравне с «Варягом» в битве при Чемульпо.

Схема канонерской лодки «Кореец», чертежи модели и волнующая история .

«Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них - умерло. Еще 11 наших раненых моряков были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли - в Одессу».

Ниже на фото командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и командующий одесским военным округом генерал А.В. Каульбарс с группой моряков-героев.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,- промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

Ниже парад моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Группа офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», отличившихся в бою при Чемульпо. Сидят слева направо: священник М. Руднев, лейтенант П.Т. Степанов, капитан 2-го ранга Г.П. Беляев, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, капитан 2-го ранга А.И. Засухин, лейтенант Е.А. Беренс, лейтенант С.В. Зарубаев.

Ниже гибель флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». На нем погибли командующий русским флотом С.О. Макаров и великий русский художник-баталист В.В. Верещагин.

«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска он был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов.

Гибель «Петропавловска» была глупой и трагичной, как и многие события в этой войне.
Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О. Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

«На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду».

Ниже художник-баталист Верещагин. Он погиб на «Петропавловске». В наши дни так погибают военные корреспонденты.

Всю жизнь он был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) “учиться на живой летописи истории мира”, ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 × 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Потрясающий сайт, посвященный Верещагину и его картинам .

Ниже бронированный крейсер 1-го ранга «Аврора». Википедия . Во время «Гулльского инцидента» на нем был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. Кстати, это та самая «Аврора», сыгравшая позже определенную роль в Октябрьской революции.

Ниже крейсер (броненосец) «Громобой». Википедия . 14 августа 1904 г. во время боя в Корейском проливе крейсер получил серьёзные повреждения; потери в личном составе - 91 убитый и 185 раненых.

15 мая 1904 года он бестолково напоролся на камни в Амурском заливе и получил серьёзные повреждения. С большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте. Это спасло корабль и экипаж от гибели, но лишило их военной славы русского флота при обороне Порт-Артура. Впрочем, слава досталась «Богатырю» позже. Во время Первой Мировой войны 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Крейсер «Рюрик» погиб в бою с японскими кораблями героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

Ниже подбитые крейсеры «Победа» и «Паллада». Википедия .

Крейсер «Паллада» 8 февраля 1904 был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. Потом он вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого в основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 крейсер «Паллада» потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Ниже спуск на воду броненосца «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода.

На фото ниже – во время обстрела японских кораблей, русский крейсер «Паллада» и броненосец «Победа». Внутри рейда «Паллада».

Ниже эскадренный броненосец «Севастополь». Википедия .

Ниже эскадренный броненосец «Полтава». Википедия .

К концу ноября японцы захватили господствовавшие над Порт-Артуром высоты и стали прицельно обстреливать стоявшие в гавани русские корабли. Первой погибла «Полтава»: 22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками. Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра (около 2 т пороха), в результате чего были разрушены многие водонепроницаемые переборки и пожарные магистрали, погиб один нижний чин и ещё 10 было ранено (всего на корабле находилось порядка 50 человек). Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. Остатки экипажа приняли участие в последних боях за Порт-Артур.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (запись хираганой: たんご, катаканой: タンゴ, иероглифами: 丹後; так называется один из районов древней японской столицы Киото). В 1915 г. «Полтава»-«Танго» была выкуплена у Японии российским царским правительством, переименована в «Чесму», экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль зачислили в число гвардейских линейных кораблей Черноморского флота.

Ниже броненосец «Цесаревич». Ему удалось выжить во время обороны Порт-Артура. Драматическая история описана ниже по ссылкам.

Ниже минный заградитель «Амур».

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Однако, он не погиб. Корабль достался японцам, т.к. он оказался лежащим в доке в полузатопленном состоянии. Судьба «Амура» оказалась долгой и насыщенной событиями. Он участвовал в Октябрьской революции, в подавлении Кронштадтского восстания и даже участвовал в событиях начала Великой Отечественной войны в 1941-м г. История “Амура” ниже по ссылкам.

Ниже броненосец «Пересвет».

После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт. Он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения… Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки - разбиты вдребезги… Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала её крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привёл её в полную негодность. Всё закоптело и искорёжилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесённых японскими снарядами».

Ниже флагманский крейсер «Россия». Википедия .

Затонувший японский брандер и русский пострадавший при минной атаке брандеров в ночь на 14 марта.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затонувшие броненосцы.

Погружаясь в архивные фотографии, документы и исторические свидетельства очевидцев, мы приходим к субъективной картине прошлого. Массовый героизм простых воинов в таком аду, когда смерть уже перестает быть личной трагедией. Массовая расхлябанность и безответственность управляющей верхушки, при которой военные корабли оказываются не боеспособны. Реальные случаи поступков военной верхушки, за которые в мирное время надо судить, а в условиях войны принято расстреливать на месте. Горько и трагично. Понимаешь, что нынешние проблемы России имеют глубочайшие корни…

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012