Презентация "методические рекомендации по написанию самоанализа". Структура самоанализа профессиональной деятельности педагога Реальная ценность урока

«Анализ урока» - Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. Деятельность учителя на уроке. Санитарно-гигиенических условий урока. 3. Степень достижения поставленной цели. Осуществляется на основе структурного. Анализ, структуры и организации урока. Анализ современного урока. Схема полного анализа урока.

«Эффективность урока» - Формы и виды организации деятельности учащихся на уроке. Рефлексия – один из способов проверки результативности урока. Расскажи – и я забуду Покажи – и я запомню Дай мне действовать самому – и я научусь. Задание. От чего зависит эффективность урока? Результативность урока – уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся.

«Самоанализ урока» - Лекция Экскурсия Игра Семинар Беседа Компьютерный урок Урок-путешествие. Виды анализа урока. Виды уроков. Каков полученный результат? Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Какова общая самооценка урока? Как соотносятся между собой на уроке целевой, содержательный и технологический компоненты?

«Рефлексия учащихся» - Формирование реальной самооценки. Дерево успеха. Поляна. Таблица фиксации знания и незнания. Виды учебной рефлексии. Рефлексия содержания учебного материала. Поезд. Что такое рефлексия. Плюс. Лесенка успеха. Рефлексия настроения. Рефлексия. Тигрёнок весёлый и грустный. Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе.

«Рефлексия» - Виды рефлексии. Прием рефлексии «Солнышко». Прием рефлексии «Выбор». Прием рефлексии «Незаконченное предложение». Прием рефлексии “Светофор”. Прием рефлексии «Яблоня». Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения. «Цветовая миниатюра». Прием рефлексии «Оцени себя на уроке». Синквейн. Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно».

«Анализ урока в школе» - Какая общая оценка урока. Тема урока. Сформировать представление о… Научить уч-ся распознавать… Научить формулировать (проводить анализ)… Виды урока Урок-лекция. Урок знакомства с новым материалом. Самоанализ (2 этап). Повысить эффективность и результативность учебного занятия. Цели урока. Урок проверки и оценки знаний.

Самоанализ урока

Формы анализа и самоанализа урока: 1) краткий (оценочный) анализ; 2) структурный (поэтапный) анализ; 3) системный анализ; 4) полный анализ; 5) структурно-временной анализ; 6) комбинированный анализ; 7) психологический анализ; 9) аспектный анализ; 10) комплексный анализ. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока

  • Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока
Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
  • Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
- комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся
  • Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся

«Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты».

Данный проект затрагивает вопросы, актуальные на современном этапе нашей жизни. Данный проект затрагивает вопросы, актуальные на современном этапе нашей жизни. Проект побуждает к размышлениям, способствует созданию мотивации ведения ЗОЖ и формированию навыков культурного питания. Проект дает возможность приобрести навыки проектной деятельности, навыки и умения применения информационных технологий. Проект способствует повышению мотивации к учебной деятельности и самостоятельности, личной ответственности за выполнение творческой работы. ЦЕЛЬ: определить влияние витаминов на здоровье человека. ЗАДАЧИ:

  • Выяснить происхождение слова «Витамин».
  • Узнать в каких продуктах содержатся витамины.
  • Оценить значение витаминов для человека.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ:
  • Узнать о происхождении и значении слова «витамин».
  • Найти информацию о витаминах, в каких продуктах они содержатся, какое значение имеют для человека.
  • Разработать таблицу о содержании основных витаминов в продуктах питания.
  • Организовать конкурс рисунков
  • «Витаминная страна» и выпустить альбом.
ВЫВОД: В ходе исследования мы выяснили, что витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, D. Мы выяснили, какие продукты более богаты витаминами и доказала, что витамины влияют на все системы человеческого организма: они важны для работы сердца, делают крепкими наши кости, улучшают зрение, помогают быстрее справиться с простудой. Таким образом, наша гипотеза - верна. ЛИТЕРАТУРА:
  • Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2004- 272с.
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность [текст, иллюстрации] – СПб.: Детство – Пресс, 2006-30с.
  • Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. 30 уроков для первоклассников [Текст]- М.: Творческий центр, 2003- 58с.
  • Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке [Текст] – М.: Росмен, 2005-112с.
  • Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание [Текст, иллюстрации] – М.: Колос, 1995-335с.
  • Картинки сайт www.viri.rdf.ru

Спасибо за внимание

Творческих Вам успехов!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Шпак Светлана Валерьевна Зам. директора по УМР

Методические рекомендации по написанию самоанализа г.Курган
  • ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8 VIII вида
  • Самоанализ – это основной источник информации
  • о личности педагога
  • и направлениях его деятельности
  • для осуществления экспертной оценки
  • Изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
  • Развитие интеллектуально-творческого потенциала педагога как условие успешной самореализации личности в современном обществе
  • Миссия самоанализа
  • Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации
  • Достигается это с помощью следующих факторов:
  • в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
  • в умении творчески решать педагогические задачи,
  • в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания,
  • в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы,
  • в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (педагогических работников),
  • в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
  • в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.
  • Требования к подготовке
  • самоанализа
Объем самоанализа – от 2 до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).
  • Объем самоанализа – от 2 до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).
  • Оформление титульного листа:
  • вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – Ф.И.О., занимаемая должность.
  • в середине листа – название темы
  • в конце страницы – год подготовки работы.
  • На втором листе – оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.
Структура самоанализа : определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
  • определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
  • Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.
  • Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении работы и лежат в основе методических находок.
  • Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности обучающихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей воспитанников, уровень их развития на начало работы.
Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии обучающихся. Остановитесь на особенностях программы. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
  • Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии обучающихся. Остановитесь на особенностях программы. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
  • Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.
  • Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии обучающихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.
  • Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).
  • Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале.
  • Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность.
  • Вопросы для подготовки самоанализа педагогом:
  • Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  • 2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
  • 3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  • 4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности?
  • Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
  • 6. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его?
7. Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности?
  • 7. Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности?
  • 8. Насколько они соотносятся с потребностями обучающихся?
  • 9. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?
10. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемому Вами предмету?
  • 10. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемому Вами предмету?
  • 11. Какие методы оценки деятельности обучающихся Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие воспитанников в оценке их учебной деятельности?
  • 12. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
13. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  • 13. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  • 14. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
  • 15. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
  • 16. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.
  • Дополнительные рекомендации
  • по написанию самоанализа
Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.
  • Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.
  • Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.
Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:
  • Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:
  • качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.: как Вы сами оцениваете МТБ);
  • качеством информационного обеспечения (есть ли учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты и т.д.);
  • качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);
  • качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);
  • позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).
Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений воспитанников и т.д.).
  • Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений воспитанников и т.д.).
Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения обучающихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии воспиатнников и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).
  • Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения обучающихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии воспиатнников и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).
Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:
  • Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:
  • возможные улучшения моей деятельности;
  • тревоги, препятствия.
  • При подготовке
  • самоанализа
  • следует помнить:
  • самоанализ – это
  • не статистический
  • отчет!
  • а анализ и интерпретация собственной деятельности.
  • Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании самоанализа
  • 1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
  • 2. Избыток фактов и цифр.
  • 3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.
  • При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.
Умение видеть
  • Умение видеть
  • существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.
Помните:
  • Помните:
  • написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
Список использованных источников информации
  • http://www.uroki.net/docdir/docdir90.htm
  • socobraz.ru/images/e/ea/Самоанализ.doc
  • http://progim.admsurgut.ru/Dlpedagogof/at/sam/
  • https://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/bogomaz
  • http://sinludmila.ru/news/metodicheskie_rekomendacii_po_samoanalizu_peddejatelnosti/2010-10-05-15
  • http://www.pskovedu.ru/?project_id=902&pagenum=6210
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00044845_0.html
  • http://urokfiziki.ucoz.ru/index/samoanaliz_raboty/0-9
  • http://art-lk.ucoz.ru/publ/dlja_pedagogov/pedagogicheskoe_masterstvo/samoanaliz_pedagogicheskoj_dejatelnosti_metodicheskie_rekomendacii/16-1-0-57
  • http://festival.1september.ru/articles/526297/
  • www.need4soft.ru
  • http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/
  • http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/2-shablony-dlya-powerpoint.html
  • http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/folder/49473/
  • http://14geografi.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij/shablony_dlja_prezentacij/shablony_dlja_prezentacij/24-1-0-35

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ учителя СБО

специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Комаровой Галины Александровны

Я – Комарова Галина Александровна, работаю учителем социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе - интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска. Мой педагогический стаж составляет 25 лет, из них 6 лет работаю с детьми – сиротами. Образование средне-специальное, окончила Иркутское педагогическое училище №2.

Образовательный процесс организую по программе «Социально-бытовая ориентировка» В.И.Романиной и Н.П.Павловой из сборника «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9классы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенной МО РФ.

Настоящая программа направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Для успешного выполнения образовательной программы, систематически работаю над повышением своего профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации:

  1. 2008г. ИПКРО г.Иркутск «Основные аспекты коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»(72часа);
  2. 2009г. курс подготовки по программе превентивного обучения «Полезные навыки» ЦПРК – 16ч.;

Большое место в повышении уровня своего мастерства я отвожу самообразованию. Согласно программе развития наша школа-интернат своей конечной целью ставит формирование личности, обладающей комплексной компетентностью, необходимой для жизни в современном обществе. Для этого в школе создана система сопровождения воспитанников и профессионального взаимодействия педагогов в коррекционно-образовательном процессе, которая представлена Центрами. Я вхожу в состав Центра социально-трудового развития и работаю над созданием условий для формирования соответствующей (т.е. социально – трудовой) компетентности воспитанников. Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Формирование социально-трудовой компетентности у обучающихся старших классов через развитие бытовых умений при взаимодействии учителя СБО и воспитателя».

Выбор моей методической темы обусловлен не только основными направлениями развития школы-интерната, но и особенностями развития наших воспитанников. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении бытовыми навыками и умениями. У них наблюдается неустойчивость мыслительных операций, узость и недостаток внимания и восприятия, нарушения памяти, недоразвитие устной речи. Дети школы-интерната не могут полностью и самостоятельно понимать, осмысливать и использовать полученные знания в решении социальных и бытовых задач. Время, отведенное на изучение СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера, отсутствует полноценное закрепление многих знаний и умений. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Следовательно, необходима организация дополнительной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке. Поэтому мною создана учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «Мир, в котором я живу». Их цель - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из обыденных проблемных ситуаций. На данных занятиях обучение и воспитание идет по следующим разделам: «Питание», «Жилище», « Одежда и обувь», «Личная гигиена».

Методическое и дидактическое обеспечение разделено по блокам: тематические планы, конспекты занятий; занимательный материал; сюжетно-ролевые игры; операционные, технологические и инструкционные карты; мультимедиа и диагностический материал. Диагностику результативности данных занятий осуществляю по параметрам: навыки по уходу за помещением, навыки стирки и утюжки, приготовления пищи и сервировки стола, культурно-гигиенические навыки и уровень самостоятельности учеников при выполнении новых учебных и трудовых заданий Данные по параметрам на каждого воспитанника заносятся в индивидуальную карту сформированности социально-бытовых навыков (1 раз в четверть). Исходя из результатов диагностики, определяю направление индивидуальной работы. Условно выделяю три уровня сформированности умений и навыков:

1-й уровень – низкий, потенциальный;

2-й уровень – средний, реальный;

3-й уровень – высокий, актуальный;

Занятия провожу совместно с воспитателем (один раз в четверть). Они имеют игровую и занимательную форму, ведущих персонажей и направлены на обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков, и применение их в обыденных ситуациях.

В течение двух лет апробирования учебно-методической разработки произошел отбор содержания материала, определены задачи для каждого раздела и предполагаемый результат, подобран педагогический и диагностический инструментарий. Занятия позволяют развивать творческие, познавательные способности учащихся, их положительную мотивацию к урокам СБО.

Мониторинг результативности данной разработки показывает положительную динамику.

П\п

Раздел

2008-2009у.г.

2009-2010у.г.

Динамика

5-ый класс

6-ой класс

Навыки по уходу за помещением

Навыки стирки и утюжки

Навыки приготовления пищи и сервировки стола

Культурно-гигиенические навыки

Уровень самостоятельности

Опыт работы по данному направлению был представлен в 2008году на областном семинаре «Формирование социально-трудовой компетентности воспитанника специальной (коррекционной) школы-интерната в процессе психолого-педагогического сопровождения»; педагогическом совете в 2009 г. «Взаимодействие учителя и воспитателя в формировании коррекционно-образовательной среды школы».

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ). Наиболее эффективными методами и приёмами считаю те, которые требуют включения различных анализаторов, как слуховых, так зрительных и тактильных (например, при изучении в 6 кл темы «Крупы. Виды блюд из круп» не только показываю сами крупы, проговаривая их названия, но и даю их пощупать, понюхать, определить цвет). Для реализации коррекционного компонента разработала и использую задания и упражнения по коррекции и развитию зрительно-пространственного восприятия (например, среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш;Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн), памяти («Цепочка» например, называю одно транспортное средство, ребенок повторяет его и добавляет свое и т.д.), внимания (например, «Посмотри и запомни», с вариантами усложнения игры, в которых предлагаю неверный ответ);

координации движений (например, упражнение на пришивание различными способами пуговиц, плетение различных видов косичек) , речи (например, б еру три слова из темы урока, ученики составляют как можно больше предложений, включающих эти слова) ; мышления («найди товар, неверно завезенный в магазин» - например, карандаши, тетради, тарелка, пластилин; найди и исправь ошибку в плане работы по наложению заплаты)

Для формирования положительной мотивации к изучению материала урока, психологического настроя на работу применяю занимательный материал - загадки, кроссворды, использую игровые, коммуникативные технологии - ситуационные задачи, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Для формирования понимания необходимости уроков СБО, для лучшей ориентировки в быту, формирования умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости ведутся рабочие тетради воспитанников, которые называются «Энциклопедия ведения домашнего хозяйства». После окончания школы ученик забирает тетрадь и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник.

Игровые технологии, помогают мне осуществлять обучение в более доступной и привлекательной форме, сделать его более активным. Использую режиссерские игры, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них; сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.); имитирующие игры, когда имитируется какой-то процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Использую лабораторный метод, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Используя программированный метод обучения, применяю созданные мною таблицы и алгоритмы; перфокарты, дающие возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, позволяющие осуществить самопроверку и взаимопроверку; перфоконверты развивают письменную речь и способствуют выработке навыков самоконтроля.

Используя технологии дифференциации и индивидуализации (индивидуальная работа, в парах, группах), я включаю в урок задания различной сложности по содержанию и объему материала; провожу разноуровневые, вариативные контрольные работы, тесты. С целью приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и развития их творческого потенциала я практикую разные типы творческих заданий: рефераты, сообщения.

На уроках использую здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии: кинезотерапию, позволяющую активизировать межполушарное взаимодействие; физминутки; упражнения для глаз (на концентрацию «Письмо носом», для отдыха, движения в различных направлениях «сквозь пальцы»); комплексы пальчиковых гимнастик; комплексы дыхательных упражнений.

Успешному обучению способствует полноценная предметно-развивающая среда, созданная в школе – интернате. Кабинет СБО оформила с максимальной приближенностью к домашней обстановке, организовала различные зоны для практической и теоретической работы.

Я провожу различные внеурочные мероприятия и занятия. Это и участие в традиционном конкурсе «Мисс осень» в этапах «Хозяюшка», «Модельер одежды»; инсценирование сказок («Сказка о девочке-грязнуле», «Заюшкина избушка»); праздники («Чудо овощ - картофель», «Парад овощей»); конкурсы стенгазет и рисунков («Чистота – залог здоровья», «Нет - сигаретам»).

Реализуя принцип межпредметной связи, практикую интегрированные уроки: например, СБО+ОБЖ («Правила поведения на воде» в 6кл.), СБО+ русский язык («Учреждения и организации.Трудоустройство»в 9кл.) СБО+математика («Бюджет семьи» в 8кл.), СБО+ биология (« Лекарственные растения » в 7кл), СБО+история («Одну меня не съешь никогда,а без меня не вкусная еда. Соль» в 9кл), СБО+география («Родными тропами. Путешествие по родному краю» в 9 кл); РКИ+СБО («Питание. Приготовление блюд из рыбы», «Рецепты приготовления блюд русской кухни»; «Чайные посиделки») «Имидж молодого человека», «Береги платье снову». Занятия с использованием современных информационных технологий содержат в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, интерактивные задания-упражнения, справочные материалы, диагностические, обучающие и игровые задания. Я подобрала ряд учебных и развивающих компьютерных программ («Электронная кулинарная книга», «Дизайн одежды», «Иллюстрированная энциклопедия молодого человека», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Одежда. Человек и его здоровье» «Домоводство»).

Для мониторинга результативности коррекционно-образовательного процесса применяю технологию Галеевой Н.Л., наблюдая динамику изменений основных параметров учебной зоны развития учащихся: сформированность ОУУН (мыслительные, коммуникативные, организационные и информационные), уровень обучаемости (4группы по В.В.Воронковой), степень обученности (СОУ). Для определения уровня владения учащимися мыслительными ОУУН ежегодно провожу специальные КМС.Остальные ОУУН оцениваю по результатам наблюдений на уроках. Группу обучаемости ученика определяю, исходя из итогов КМС, спроектированных мною. Степень обученности каждого воспитанника определяю соответственно группе обучаемости. Все эти данные заношу в Карту индивидуального стиля учебной деятельности

Проводя качественный и количественный анализ контрольных работ, выявляю типичные и нетипичные ошибки учащихся, исходя из этого строю последующую работу: фронтальную и индивидуальную. Отслеживаю результативность своей работы, проводя сравнительный анализ по годам.

показатели

Классы

2007 – 2008г.

2008 – 2009г.

2009 – 2010г.

Динамика

СОУ

5класс

74,6%

75,9%

80,9%

6,3%

6класс

75,9%

77,8%

84,8%

8,9%

7класс

75,8%

12,2%

8класс

82,5%

90,5%

9класс

82,9%

85,9%

91,2%

12,8%

итого

78,4%

80,4%

8,6%

% кач -ва

5класс

100%

100%

6класс

100%

100%

100%

7класс

100%

8класс

100%

3,5%

9класс

100%

итого

91,4%

94,5%

100%

8,6%

ОУУН

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

итого

Таким образом, применение различных технологий, методик, методов и приемов на уроках дает постоянные неплохие показатели по различным параметрам мониторинга коррекционного обучения.

Сотрудничаю с коллегами, принимаю участие в предметных неделях, в рамках которых провожу открытые уроки и занятия, выпуск газет, ежегодные выставки и ярмарки работ воспитанников. Мои ученики - участники городского конкурса «Пожарным можешь ты не быть» -2 место 7-й класс: Полозов Иван, Ушакова Екатерина, Райкова Дарья (2007г.); городской конкурс «Юные поварята» - 2 место 9-ый класс: Новикова Ольга, Семенова Кристина, Богдан Анна(2008г); городской конкурс «Безопасное колесо» 6-й класс-1 место - Дубинина Анастасия, 2 место - Бабаев Роман (2008г.); городской конкурс заготовок овощей «Дары осени» - дипломант – ученица 9 класса Коробкова Жанна (2009г.); 2009г. - диплом за активное участие в городском конкурсе кулинаров, посвященный Дню Защитников Отечества – 8-ой класс: Шмакова Елена, Комисарова Яна, Люкшин Иннокентий, Шептаев Александр; городская выставка сувениров на тему «Рождество Христово» 3-е место 7-й класс Устюжин Марк, Курганов Сергей – 2010г.

Являюсь классным руководителем 8 класса. На данный момент уровень психологической атмосферы оценивается как благополучный (по результатам социометрического опроса). Большинство ребят входят в благополучные статусные категории (звёзды, принимаемые). Есть и те, которые не получили выбора, но несмотря на это, все ребята удовлетворены взаимоотношениями (КУВ высокий- 72,7%) и свой класс они оценивают как дружный (по результатам анкеты «Межличностные отношения»). Изучила интересы, склонности и личные качества учащихся своего класса (анкета «Твои увлечения», игра «Путешествие по морю любимых занятий») и составила карту интересов и увлечений. Для формирования классного коллектива провела мастерскую общения «Давайте жить дружно!», классный час «Погружение в мир своего Я», оформляем альбом-эстафету «Наш класс». Для создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы класса провожу праздники именинников, походы на природу, купание в бассейне, экскурсии на выставки, в музеи, еженедельные «Часы общения» в соответствии с тематическим планированием.

Ученики моего класса активно участвуют в региональных, областных, городских и школьных конкурсах, соревнованиях: региональный туристический слет «Земляничная поляна» команда 6 класса 1место (2007г); городские соревнования по тяжелой атлетике (2, 3 место) 2008г.; областные соревнования по боксу – Токарь Игорь -1место, Решетников Дмитрий – 3место(2008г.); региональные соревнования по боксу г.Томск –Токарь Игорь 4место (2008г.); городская спортивно–патриотическая игра «Зарница» 2009г - 3 место; городские соревнования по плаванию – Устюжин Марк, Дубинина Анастасия – 2,3 места (2007-209гг.); региональный конкурс «Воспитатель года» команда 7 класса «Экипаж» - 1 место (2010г); команда класса - призер областных соревнований по легкой атлетике на приз губернатора; городские соревнования по футболу среди образовательных учреждений (2 место) 2010г.;

Активно распространяю свой педагогический опыт. Выступала с докладами и сообщениями на методических объединениях, педсоветах: 2007 г. «Экскурсии как средство расширения социокультурного опыта воспитанников школы-интерната»; 2008 г. «Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников школы - интерната».

Основной проблемой для учителя СБО, на мой взгляд, является отсутствие методических, информационных материалов, программ, пособий для работы с данной категорией детей. Приходится корректировать и адаптировать существующий материал по технологии, домоводству и ОБЖ для общеобразовательных школ.

Перспективы моей дальнейшей деятельности:

  1. доработка учебно-методической разработки «Мир, в котором я живу» для обучающихся 7 -9 классов;
  2. апробация и рецензирование учебно-методической разработки;

    Подписи к слайдам:

    Презентация учителя СБО специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска Комаровой Галины Александровны

    В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект

    Учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

    Занятия провожу совместно с воспитателем 1 раз в четверть.


    главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и чётко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного? 6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала. 7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся. 8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности. 9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока. 10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура общения учителя с классом. 11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки. 12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока. 13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?