Общее недоразвитие речи 4 уровня с мдр. ОНР IV уровня речевого развития. ОНР III уровня речевого развития

Четвертый уровень общего недоразвития речи у детей выделяют не все специалисты. Некоторые считают, что такой диагноз можно поставить практически всем детям, а то и взрослым, которые не умеют говорить чистым литературным языком или неправильно произносят некоторые звуки. И все-таки в последнее время многие логопеды предпочитают говорить о том, что четвертый уровень при ОНР все же существует.

ОНР четвертого уровня

Дети с четвертым уровнем ОНР говорят понятно для окружающих, у них достаточно развита речь, большой словарный запас. Но несмотря на то что при произношении звуков у них нет сильных нарушений, многие звуки слышны нечетко. К дефектам у таких детей относят не очень внятную дикцию, вялую артикуляцию - то, что учителя иногда называют «кашей во рту».

В отличие от детей с нормальным развитием речи дети с четвертым уровнем ОНР с трудом употребляют сложные слова в речи. У них проявляются и ошибки, относящиеся к лексическим. Они могут заменять слова похожими по значению, например «мама строчит заплатку» вместо «мама пришивает заплатку». В их речи встречается смешение признаков предметов, например, «толстый шар» вместо «круглый шар».

С точки зрения грамматики дети с таким диагнозом путаются, если нужно сказать существительные множественного числа в родительном и винительном падежах, например «в огороде гуляло много гусев» вместо «в огороде гуляло много гусей». Они не всегда правильно употребляют прилагательные при согласовании их с существительными, например «Маша играет синий лентом» вместо «Маша играет синей лентой». Ребенок может не всегда говорить так, а лишь время от времени, как будто малыш не замечает, как именно он говорит.

Важный диагностический критерий для детей четвертого уровня ОНР: если им сказать два варианта предложения, правильный и неправильный, то они выберут правильный.

Основные дефекты речи у детей с четвертым уровнем ОНР

  • недостаточная дифференциация при произношении звуков «р-рь», «л-ль», «ш-ч-щ», «с-сь-ц-ть»;
  • нарушение структуры слогов, перестановка их местами друг с другом: «вопродоводчик» вместо «водопроводчик»;
  • неумение удержать в памяти то, как звучит слово, при полном осознании его смысла;
  • постоянное повторение в словах одного и того же слога (персеверация), например, «блибиотека» вместо «библиотека»;
  • потеря гласных звуков в словах, где они следуют друг за другом (элизия): «клаватура» вместо «клавиатура»;
  • замена слогов (парафазия): «автобобилист» вместо «автомобилист»;
  • периодически встречающееся пропускание слогов: «бучная» вместо «булочная»;
  • добавление лишних звуков или слогов в словах: «гиголка» вместо «иголка».

В 2001 году Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень ОНР. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии в основном в сокращении звуков, в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаютс

я парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечетка дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.

Также у этих детей Т.Б. Филичева обнаружила отдельные нарушения смысловой стороны речи. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, растений, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков.

Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для мужского и женского рода: одни дети называют одинаково их, другие предлагают свою форму словообразования, не свойственную русскому языку. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Образование слов с помощью увеличительных суффиксов также вызывает значительные затруднения.

Стойкими остаются ошибки при употреблении: уменьшительно – ласкательных существительных, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных.

Отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов.

Значительное количество ошибок наблюдается на образование существительных с суффиксами эмоциональной оценки, единичности, деятеля. Обнаруживаются стойкие трудности в образовании отыменных прилагательных, отглагольных, относительных прилагательных, а также сложных слов.

Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточного легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета, пространственную противоположность, оценочную характеристику. Трудности проявляются в выражении антонимических отношений. Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов.

Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.

В отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными.

Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.

При четвертом уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.

Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными.

По Т.Б. Филичевой, отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Второй подход – клинический, представлен в работе Е.М. Мастюковой (1997). Она выделила три основных группы детей с ОНР.

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.

Ко второй группе Е.М. Мастюкова относит тех детей, у которых ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатических синдромов. Это – осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, синдромы двигательных расстройств.

Могут наблюдаться также неврозоподобные синдромы в виде тиков мышц лица, преходящего или стойкого энуреза, а также субклинические эпилептические проявления.

По Е.М. Мастюковой, исследование высших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, что подтверждается данными нейропсихологического обследования.

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.

Указанные нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями слож-ных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе-ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов-ность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонети-ки, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существитель-ными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных пред-ложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет ми-микой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым не-доразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от де-тей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. У умственно отсталых детей по-добной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигоф-ренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыс-лей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициа-тивность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточ-ная критичность к своей речи.

Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз рече-вой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неодно-значный.

Значительная ограниченность активного словарного запаса про-является в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосоче-танием ребенок обозначает несколько разных понятий ("биби" - са-молет, самосвал, пароход; "бобо" - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот ("адас" - карандаш, рисовать, писать; "туй" - сидеть, стул).

Характерным является использование однословных предложе-ний. Как отмечает Н.СЖукова, период однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господ-ствующим только в течение 5-6 месецев и включает небольшое количест-во слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов ("дай хеба" - дай хле-ба), которые могут соседствовать - с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим недоразвитием речи на-блюдается расширение объема предложения до 2 - 4 слов, но при этом синтаксические конструкции остаются полностью неправильно оформленными ("Матик тиде туя" - Мальчик сидит на стуле). Дан-ные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом раз-витии.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представле-ния об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 - 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру ко-личество слогов сокращается до 2 - 3 ("ават" - кроватка, "амида" - пи-рамида, "тика" - электричка). Фонематическое восприятие грубо на-рушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Переход к II уровню речевого развития (начатки общеупотреби-тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще-употребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматиче-ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет поют) и относящим-ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но-сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре-чи у данных детей проявляется достаточно выражено.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе-речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст-вий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на ко-ротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грам-матического строя речи легко обнаруживается при усложнении рече-вого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разно-образных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словес-ного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначе-нию или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситу-ации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обознача-ются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса под-тверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транс-портные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей живо-тных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предме-тов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются заме-ны названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1) замены падежных окончаний ("катался-гокам" - катается на горке);

2)ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов ("Коля питяля" - Коля писал); при изменении существительных по числам ("да памидка" - две пирамидки, "дв кафи" - два шкафа);

3) отсутствие согласования прилагательных с существительны-ми, числительных с существительными ("асинь адас" - красный ка-рандаш, "асинь ета" - красная лента, "асинь асо" - красное колесо, "пат кука" - пять кукол, "тиня пато" - синее пальто, "тиня кубика" - синий кубик, "тиня кота" - синяя кофта).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена предлогов ("Тетатка упая и тая" - Тетрадь упала со стола).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мяг-ких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих ("тупаны" - тюльпаны, "Сина" - Зина, "тява" - сова и т.п. ); гру-бые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов ("тевики" - снеговики).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобле-ния слогов, сокращения звуков при стечении согласных ("ровотник" - воротник, "тена" - стена, "виметь" -медведь).

Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недо-статочность фонематического слуха, их неподготовленность к освое-нию навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - IIIуровень речевого развития, что позво-ляет расширить - их речевое общение с окружающими.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развер-нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствую-щие пояснения ("Мамой ездила асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак" - С мамой ез-дила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).

Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи зву-чат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), ког-да один звук заменяет одновременно два или несколько звуков дан-ной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с ("сяпоги" вместо са-поги), ш ("сюба" вместо шуба), ц ("сяпля" вместо цапля).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частя-ми речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные пред-ложения ("Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка" - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знако-мых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ ("Кошка пошья куеуке. И вот она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куица. Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоеша, она погана кошку" - Кошка пошла к курице. И вот она хочет цыпляток есть. Они бежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Сама стоит. Курица хорошая, она прогнала кошку).

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позво-ляет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компо-нентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются "обходить" трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испыты-вают большие трудности при самостоятельном составлении предло-жений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами ("Миша зяпякаль, ато-му упал" - Миша заплакал, потому что упал). При составлении пред-ложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предме-тов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на значительный количественный рост словарного за-паса, специальное обследование лексических значений позволяет вы-явить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, бесед-ка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - "часы", донышко - "чайник");

б) подмена названий профессий названиями действия (балери-на - "тетя танцует", певец - "дядя поет" и т.п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот, (воробей - "птичка"; деревья - "елочки");

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -"большой", короткий - "маленький").

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагатель-ными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предме-тов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненор-мативные ("столенок" - столик, "кувшинка" - кувшинчик, "вазка" - ва-зочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относитель-ных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами пи-тания, материалами, растениями и т.д. ("пухный", "пухавый", "пуховный" - платок; "клюкин", "клюкный", "клюконный" - кисель; "стекляшкин", "стекловый" - стакан и т.п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существитель-ными в роде, числе, падеже ("Книги лежат на большими (большие) столах" - Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существительны-ми ("три медведем" - три медведя, "пять пальцем" - пять пальцев; "двух карандаши" - двух карандашей и т.п.);

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание ("Ездили магазин мамой и братиком" - Ездили в магазин с мамой и братиком; "Мяч упал из полки" - Мяч упал с полки);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного чис-ла ("Летом я был в деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гу-си").

Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжа-ют наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, на-рушения слоговой структуры в наиболее трудных словах ("Гинасты выступают в цирке" - Гимнасты выступают в цирке; "Топовотик чинит водовот" - Водопроводчит чинит водопровод; "Такиха тет тань" - Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готов-ность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не по-зволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопе-да.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского са-да общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.
Нарушения речи у детей. – М., 1993.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.



ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя “предпосылки” недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.


Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.



На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).



Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

Основные симптомы:

  • Лепет вместо слов
  • Нарушение в построении слов
  • Нарушение ведения умственной деятельности
  • Нарушение концентрации внимания
  • Неправильное произношение звуков
  • Нерациональное применение предлогов и падежей
  • Неспособность распознавать похожие звуки
  • Ограниченность запаса слов
  • Отсутствие интереса к познанию нового
  • Отсутствие понимания разницы между числами
  • Расстройство логического изложения
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Трудности с построением предложений

Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.

Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.

Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.

Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.

Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.

Этиология

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.

Привести к подобному расстройству может несколько факторов:

  • внутриутробная , которая приводит к поражению ЦНС;
  • конфликт резус-факторов крови матери и плода;
  • асфиксия плода во время рождения – такое состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти;
  • получение ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности;
  • пристрастие беременной к вредным привычкам;
  • неблагоприятные условия труда или проживания представительниц женского пола в период вынашивания плода.

Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.

Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:

  • частые острые заболевания различной этиологии;
  • наличие каких-либо хронических недугов;
  • перенесённые черепно-мозговые травмы.

Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:

  • ринолалия;

Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.

Классификация

Существует четыре степени речевой недоразвитости:

  • ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:

  • неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
  • осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
  • общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.

Симптоматика

Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.

Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:

  • нарушение памяти;
  • снижение умственной деятельности;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • утрата внимания.

У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:

  • вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
  • общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
  • ограниченный запас слов;
  • нарушение в построении слов;
  • расстройство в произношении звуков;
  • ребёнок не может различать звуки.

Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:

  • наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
  • словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
  • дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
  • отсутствие понимания разницы между числами;
  • нерациональное применение предлогов и падежей;
  • звуки произносятся с множественными искажениями;
  • фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
  • неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.

Параметры ОНР третьего уровня:

  • наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
  • затруднение с построением сложных фраз;
  • увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
  • допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
  • незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.

Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:

  • наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
  • уровень фонетического понимания понижен;
  • допущение ошибок во время словообразования;
  • широкий словарный запас;
  • расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.

Диагностика

Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.

Определение патологии и её степени тяжести состоит из:

  • определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
  • оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.

В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.

Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Лечение

Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.

Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:

  • недуг 1 уровня – активизация самостоятельной речи и развитие процессов понимания того, что говорят к ребёнку. Помимо этого, уделяется внимание мышлению и памяти. Обучение таких пациентов не ставит перед собой цели в достижении нормального фонетического оформления речи, но учитывается грамматическая часть;
  • ОНР второго уровня – выполняются работы не только над развитием речи, но и над пониманием произносимого. Терапия направлена на улучшение звукопроизношения, формирование осмысленных фраз и разъяснение грамматических и лексических тонкостей;
  • Заболевание 3 степени – осуществляется корректировка осознанной связной речи, усовершенствование сторон, связанных с грамматикой и лексикой, усвоение произношения звуков и фонетического понимания;
  • ОНР 4 уровня – терапия направлена на коррекцию возрастной речи для последующего беспроблемного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:

  • ОНР 1 и 2 уровня – в специально предназначенных школах;
  • ОНР 3 уровня – в общеобразовательных учреждениях с условием коррекционного обучения;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – в общеобразовательных школах.

Осложнения

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченым ОНР.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития подобного недуга необходимо:

  • женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
  • родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
  • как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.