Славянская мифология. Бесы. Будут судими на великом суде. Прочие случаи изгнания Иисусом

  • Левит 17:7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их.
  • Втор. 32:17 приносили жертвы бесам , а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
  • 2Лет. 11:15 и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.
  • Пс. 105:36; Матф. 4:9; Луки 4:7; 1Кор. 10:20,21; 1Тим. 4:1; Откр. 13:4;

Запрет поклонения

  • Лев. 17:7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их.
  • Зах. 13:2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.
  • Откр. 9:20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

Одержимость Саула

  • 1Сам. 16:14-23 14. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. 15. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; 16. пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя. 17. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. 18. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним. 19. И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. 20. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу. 21. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. 22. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. 23. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
  • 1Сам. 18:10-11; 19:9-10

Двое мужчин из Гергесинской страны

  • Мат. 8:28-34 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
  • Марк. 5:2-20 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4. потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5. всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6. увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7. и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. 10. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. 11. Паслось же там при горе большое стадо свиней. 12. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. 13. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. 14. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. 15. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. 16. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. 19. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. 20. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Немой

  • Матф. 9:32-33 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. 33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

Слепой и немой

  • Матф. 12:22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
  • Луки 11:14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

Дочь Хананеянки

  • Матф. 15:22-29 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
  • Марк. 7:25-30 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; 26. а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. 27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. 29. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. 30. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Мальчик эпилептик

  • Матф. 17:14-18 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
  • Марк. 9:17-27; Луки 9:37-42

Мужчина из синагоги

  • Марка 1:23-26 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. 26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
  • Луки 4:33-35 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 34. оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 35. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

Мария Магдалена

  • Марка 16:9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
  • Луки 8:2-3 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Стадо свиней

  • Матф. 8:30-32 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Прочие случаи изгнания Иисусом

  • Матфея 4:24 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
  • Матфея 8:16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
  • Марк. 3:22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
  • Луки 4:41 41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Власть изгонять бесов дана Апостолам

  • Матф. 10:1 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
  • Марк. 6:7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
  • Марк. 16:17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

Изгнаны учениками

  • Марк. 9:38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
  • Луки 10:17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Петром

  • Деян. 5:16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

Павлом

  • Деян. 16:16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. 17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
  • Деян. 19:12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Филиппом

  • Деян. 8:7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

Ученики не могли изгнать

  • Марк. 9:18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
  • Марк. 9:28-29 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Сыновья первовященника Скевы пытаются изгонять

  • Деян. 19:13-16 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. 14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. 15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? 16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.

Притча о человеке, в которого вернулись нечистые духи

  • Матф. 12:43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Иисус ложно обвинен в одержимости Бесами

  • Марк. 3:22-30 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; 25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. 27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. 30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
  • Иоан. 7:20; 8:48; 10:20;

Бесы свидетельствуют о том, что Иисус Сын Божий

  • Матф. 8:29 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
  • Марк. 1:23,24 В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
  • Марк. 3:11; 5:7; Луки 8:28; Деян. 19:15

Враги человека

  • Матф. 12:45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Отправлен разжечь вражду между Авимелехом и между жителями Сихема

  • Суд. 9:23 И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху,

Лживый дух в устах пророков

  • 3Цар. 22:21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. 23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

Веруют и трепещут

  • Иак. 2:19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Будут судими на великом суде

Наказание

  • Матф. 8:29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
  • Матф. 25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
  • Луки 8:28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
  • 2Пет. 2:4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
  • Иуды 1:6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
  • Откр. 12:7-9 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Языческие "божества" суть бесы
Ничтожная суть язычества очень сильно отражена в житие святых Киприана и Иустины. Сии святые есть истинные (не вымышленные) исторические персонажи жизненные события которых сохранены для наших (и будующих) времён.
В 3 веке по Рождестве Христовом в Антиохии жил известный философ и маг Киприан, родом из города Карфагена. Родители его были язычники. Они посвятили Киприана для служения Аполлону.
С семилетнего возраста Киприан учился у чародеев. В девять лет родители послали его для приготовления к жреческой должности на гору Олимп. Язычники считали Олимп жилищем богов. Там были многочисленные идолы, и в них обитали бесы.
На Олимпе Киприана научили разнообразным видам колдовства. Он знал имена всех нечистых духов и облик, в котором они являются. Киприан мог с помощью бесов изменять свойства воздуха, призывать гром, дождь или снег, наносить вред садам, полям и виноградникам, наводить на людей болезни. Киприану являлись многочисленные полчища бесов, с самим князем тьмы во главе. Одни из нечистых духов прислуживали своему господину, другие - были посылаемы в мир для совращения людей и для причинения им другого вреда.
Он вызывал разные призраки и привидения, и беседовал с ними. Киприану являлись и те бесы, которые принимали образы языческих богов и богинь.
Киприан, когда служил нечистым духам, пребывал в самом строгом сорокадневном посте. Лишь однажды, после захода солнца, он съедал немного дубовых желудей.
Достигнув пятнадцати лет, Киприан слушал уроки семи самых знаменитых языческих жрецов. После - он отправился собирать яыческую ученость по всему свету. Киприан, в дополнение к прочим своим уменьям, научился вызывать из могил мертвецов и заставлял их говорить. В 20 лет - Киприан учится в египетской столице Мемфисе. В 30 лет - осваивает астрологию под руководством вавилонских жрецов.
Киприан вернулся в Антиохию и здесь служил идолам. Ему вновь явился сатана. Князь бесов был милостив к магу, потому что тот часто приносил ему жертвы. Киприан рассказывал: "Обещал он мне поставить меня князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни - во всем помогать мне; при этом дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил, он обратился ко мне со словами: "мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай меня - и пускай все бесовские старейшины удивляются тебе". Множество злых духов различных степеней покорно стояли у его престола. И я, подобно им, всего себя отдал ему, повинуясь всякому его велению".
Во время жизни в Антиохии, Киприан причинил людям множество вреда. Одних - он соблазнил ложным языческим учением, других - прельстил колдовскими чудесами. Он приготовлял яды и губил человеческие жизни чародейством. В жертву бесам он закалывал юношей и девушек. Язычники почитали Киприана как главнейшего жреца и великого мудреца. Они обращались к Киприану со своими нуждами, и он содействовал им - в гневе, вражде, мести, зависти, и во всех других порочных чувствах.
В то время в Антиохии жила девушка по имени Иустина. Отец ее был языческий жрец.
И вот, однажды, Иустина сидела у окна в своем доме. Мимо проходил диакон по имени Праилий. Он сказал Иустине о Христе - Его Рождестве, Распятии и Воскресении. Эта проповедь пала на добрую почву. Иустина стала ходить в церковь. Слушая Слово Божие, она укрепилась в вере Христовой, а потом - убедила и свою мать Клеодонию, и престарелого отца Едесия. Едесий и сам давно уже размышлял о том, что не могут быть богами идолы, не имеющие ни души, ни дыхания, и сотворенные человеческими руками.
Однажды ночью Едесий увидел сон: великий сонм светоносных Ангелов, а посреди них - Христос. Христос сказал Едесию:
- Придите ко Мне, и Я дам вам Царство Небесное.
На другой день Едесий и его жена и дочь пошли к епископу Оптату. Они просили научить их Христовой вере и совершить Святое Крещение. Едесий рассказал о видении. Епископ возрадовался, наставил все семейство в правилах веры, крестил и причастил Святых Тайн Христовых. Когда Едесий укрепился в вере - епископ поставил его в пресвитеры. Едесий прожил в вере полтора года, и тихо почил.
Иустина же полюбила Христа более, нежели все земное. И диавол стал вредить Иустине, видя ее добродетельную жизнь.
Аглаид, сын богатых и знатных родителей, увидел Иустину, когда она шла в церковь. Аглаид был пленен ее красотой, а диавол вложил в сердце юноши нечистые намерения. Аглаид стал повсюду встречать Иустину и говорить ей льстивые речи. Но девушка избегала его, и даже не разговаривала. Аглаид просил ее выйти за него замуж. Но Иустина отвечала:
- Мой жених - Христос. Ему я служу и ради Него храню чистоту. А Он - и душу мою, и тело охраняет от всякой скверны.
Аглаид, обуянный страстью, хотел похитить девушку насильно. Он подговорил нескольких безрассудных юношей. Они подстерегли Иустину на пути в церковь, схватили и потащили в дом к Аглаиду. Иустина стала громко кричать и бить похитителей. Соседи выбежали из домов и отбили девушку у похитителей. Аглаид считал себя оскорбленным. Он пришел к Киприану и просил у него помощи, обещая большую плату. Киприан заверил, что девушка в скором времени сама будет искать Аглаида.
Юноша ушел обнадеженный, а Киприан привел одного из нечистых духов. Киприан был уверен, что этот демон сумеет разжечь страстью сердце Иустины.
Бес обещал исполнить это, и сказал горделиво:
- Для меня это нетрудное дело - заразить нечистой страстью девушку. Я не раз потрясал города, разорял дома, производил отцеубийства и детоубийства, поселял вражду и великий гнев между людьми, и многих целомудренных людей научил жить по вожделениям плоти.
Он дал Киприану сосуд со снадобьем и велел окропить из него дом Иустины. Киприан отдал снадобье Аглаиду, Аглаид окропил дом, и ночью бес вошел туда, чтоб склонить душу Иустины к рабству страстям.
Иустина в это время стояла на молитве. Она вдруг услышала в своем теле бурю телесной похоти. Она поняла, что это диавольское наваждение, и стала молиться Христу:
- Сохрани твою овцу, Добрый Пастырь, и не предай на съедение зверю, который хочет поглотить меня. Даруй мне победу на злое вожделение моей плоти.
Иустина молилась всем своим существом - и бес с позором бежал от нее. Страсть оставила девушку, а посрамленный бес пришел к Киприану.
- Я не мог одолеть ее, потому что видел на ней знамение, которого устрашился, - сказал бес волшебнику.
Киприан тогда направил к Иустине более злобного беса. Но Иустина возложила на себя трудные подвиги. Она носила власяницу и строго постилась. И второй бес, равно как и первый, не имел никакого успеха.
Тогда Киприан призвал одного из бесовских князей. Тот принял вид женщины, вошел в Иустине и стал говорить ей о супружестве. Бесовский князь говорил, что Священное Писание прославляет брак, потому что он установлен Самим Богом.
Иустина узнала обольстителя. Она осенила себя знамением Креста Господня и все сердце свое обратила ко Христу. Бесовский князь исчез и явился Киприану.
- Неужели и ты, бесовский князь, не можешь одолеть девушку? - спросил Киприан.
- Мы не можем смотреть на Крестное знамение, - ответил нечистый дух, - Оно, словно огонь, опаляет нас.
- Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас, - сказал Киприан в великом гневе.
Тогда бесовский князь принял образ Иустины и пришел к Аглаиду, чтобы утешить его. Но едва лишь Аглаид произнес имя девушки - бесовский князь исчез. Самое имя Иустины сделалось страшным для бесов.
Киприан обратил Аглаида в птицу, чтобы тот проник в дом Иустины. Но едва лишь Иустина взглянула в окно - бес испугался и оставил Аглаида, и тот оказался на краю крыши, и не разбился лишь потому, что молитва Иустины спасла его. Киприан и сам обращался - то в женщину, то в птицу, но сила оставляла мага, едва лишь он достигал дома Иустины. Он наводил всевозможные бедствия на дом Иустины, ее родственников, и поразил ее тяжкой болезнью.
Мать плакала над девушкой, но та утешала ее словами пророка Давида: "Не умру, но жива буду, и повем дела Господни".
Киприан, продолжая злобствовать, навел на город тяжелые болезни. Пошли слухи, что жрец мстит Иустине за отказ выйти замуж за Аглаида. Граждане убеждали девушку не противиться жрецу, но та ответила, что бедствия скоро кончатся. По ее молитве, прекратились болезни в городе, и все больные выздоровели. Многие люди уверовали в Христа, а над недавно страшным магом Киприаном - открыто смеялись.
А Киприан убедился, что нет силы, которая бы могла преодолеть силу Креста Господня и Имени Христова.
- Ныне я понял, что ты ничтожество, - сказал Киприан диаволу. Диавол принялся бить бывшего чародея. Киприан тогда вскричал:
- Боже Иустины, помоги мне!
Он осенил себя Крестом - и диавол отскочил, словно пущенная из лука стрела.
Более он не смел приблизиться к Киприану, устрашенный Именем Божиим.
Киприан сжег все свои колдовские книги и крестился. Иустина же благодарила Бога за обращение Киприана.
Епископ Анфим, видя великую преданность Киприана Христовой вере, принял его в церковный клир. В скором времени Киприан стал епископом, а Иустина - диакониссою.
В 268 году Киприан и Иустина были казнены за исповедание своей веры и причислились к сонму мучеников за Христа.

Автор темы награждён орденом Таланта.

Ничтожная суть язычества очень сильно отражена в житие святых Киприана и Иустины. Сии святые есть истинные (не вымышленные) исторические персонажи жизненные события которых сохранены для наших (и будующих) времён. Ниже я привожу "суть темы"...

===старт===
В 3 веке по Рождестве Христовом в Антиохии жил известный философ и маг Киприан, родом из города Карфагена. Родители его были язычники . Они посвятили Киприана для служения Аполлону.

С семилетнего возраста Киприан учился у чародеев. В девять лет родители послали его для приготовления к жреческой должности на гору Олимп. Язычники считали Олимп жилищем богов. Там были многочисленные идолы, и в них обитали бесы.

На Олимпе Киприана научили разнообразным видам колдовства. Он знал имена всех нечистых духов и облик, в котором они являются. Киприан мог с помощью бесов изменять свойства воздуха, призывать гром, дождь или снег, наносить вред садам, полям и виноградникам, наводить на людей болезни. Киприану являлись многочисленные полчища бесов, с самим князем тьмы во главе. Одни из нечистых духов прислуживали своему господину, другие - были посылаемы в мир для совращения людей и для причинения им другого вреда.

Он вызывал разные призраки и привидения, и беседовал с ними. Киприану являлись и те бесы, которые принимали образы языческих богов и богинь.

Киприан, когда служил нечистым духам, пребывал в самом строгом сорокадневном посте. Лишь однажды, после захода солнца, он съедал немного дубовых желудей.

Достигнув пятнадцати лет, Киприан слушал уроки семи самых знаменитых языческих жрецов. После - он отправился собирать яыческую ученость по всему свету. Киприан, в дополнение к прочим своим уменьям, научился вызывать из могил мертвецов и заставлял их говорить. В 20 лет - Киприан учится в египетской столице Мемфисе. В 30 лет - осваивает астрологию под руководством вавилонских жрецов.

Киприан вернулся в Антиохию и здесь служил идолам. Ему вновь явился сатана. Князь бесов был милостив к магу, потому что тот часто приносил ему жертвы. Киприан рассказывал: "Обещал он мне поставить меня князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни - во всем помогать мне; при этом дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил, он обратился ко мне со словами: "мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай меня - и пускай все бесовские старейшины удивляются тебе". Множество злых духов различных степеней покорно стояли у его престола. И я, подобно им, всего себя отдал ему, повинуясь всякому его велению".

Во время жизни в Антиохии, Киприан причинил людям множество вреда. Одних - он соблазнил ложным языческим учением, других - прельстил колдовскими чудесами. Он приготовлял яды и губил человеческие жизни чародейством. В жертву бесам он закалывал юношей и девушек. Язычники почитали Киприана как главнейшего жреца и великого мудреца. Они обращались к Киприану со своими нуждами, и он содействовал им - в гневе, вражде, мести, зависти, и во всех других порочных чувствах.

В то время в Антиохии жила девушка по имени Иустина. Отец ее был языческий жрец.

И вот, однажды, Иустина сидела у окна в своем доме. Мимо проходил диакон по имени Праилий. Он сказал Иустине о Христе - Его Рождестве, Распятии и Воскресении. Эта проповедь пала на добрую почву. Иустина стала ходить в церковь. Слушая Слово Божие, она укрепилась в вере Христовой, а потом - убедила и свою мать Клеодонию, и престарелого отца Едесия. Едесий и сам давно уже размышлял о том, что не могут быть богами идолы, не имеющие ни души, ни дыхания, и сотворенные человеческими руками.

Однажды ночью Едесий увидел сон: великий сонм светоносных Ангелов, а посреди них - Христос. Христос сказал Едесию:

Придите ко Мне, и Я дам вам Царство Небесное.

На другой день Едесий и его жена и дочь пошли к епископу Оптату. Они просили научить их Христовой вере и совершить Святое Крещение. Едесий рассказал о видении. Епископ возрадовался, наставил все семейство в правилах веры, крестил и причастил Святых Тайн Христовых. Когда Едесий укрепился в вере - епископ поставил его в пресвитеры. Едесий прожил в вере полтора года, и тихо почил.

Иустина же полюбила Христа более, нежели все земное. И диавол стал вредить Иустине, видя ее добродетельную жизнь.

Аглаид, сын богатых и знатных родителей, увидел Иустину, когда она шла в церковь. Аглаид был пленен ее красотой, а диавол вложил в сердце юноши нечистые намерения. Аглаид стал повсюду встречать Иустину и говорить ей льстивые речи. Но девушка избегала его, и даже не разговаривала. Аглаид просил ее выйти за него замуж. Но Иустина отвечала:

Мой жених - Христос. Ему я служу и ради Него храню чистоту. А Он - и душу мою, и тело охраняет от всякой скверны.

Аглаид, обуянный страстью, хотел похитить девушку насильно. Он подговорил нескольких безрассудных юношей. Они подстерегли Иустину на пути в церковь, схватили и потащили в дом к Аглаиду. Иустина стала громко кричать и бить похитителей. Соседи выбежали из домов и отбили девушку у похитителей. Аглаид считал себя оскорбленным. Он пришел к Киприану и просил у него помощи, обещая большую плату. Киприан заверил, что девушка в скором времени сама будет искать Аглаида.

Юноша ушел обнадеженный, а Киприан привел одного из нечистых духов. Киприан был уверен, что этот демон сумеет разжечь страстью сердце Иустины.

Бес обещал исполнить это, и сказал горделиво:

Для меня это нетрудное дело - заразить нечистой страстью девушку. Я не раз потрясал города, разорял дома, производил отцеубийства и детоубийства, поселял вражду и великий гнев между людьми, и многих целомудренных людей научил жить по вожделениям плоти.

Он дал Киприану сосуд со снадобьем и велел окропить из него дом Иустины. Киприан отдал снадобье Аглаиду, Аглаид окропил дом, и ночью бес вошел туда, чтоб склонить душу Иустины к рабству страстям.

Иустина в это время стояла на молитве. Она вдруг услышала в своем теле бурю телесной похоти. Она поняла, что это диавольское наваждение, и стала молиться Христу:

Сохрани твою овцу, Добрый Пастырь, и не предай на съедение зверю, который хочет поглотить меня. Даруй мне победу на злое вожделение моей плоти.

Иустина молилась всем своим существом - и бес с позором бежал от нее. Страсть оставила девушку, а посрамленный бес пришел к Киприану.

- Я не мог одолеть ее, потому что видел на ней знамение, которого устрашился, - сказал бес волшебнику.

Киприан тогда направил к Иустине более злобного беса. Но Иустина возложила на себя трудные подвиги. Она носила власяницу и строго постилась. И второй бес, равно как и первый, не имел никакого успеха.

Тогда Киприан призвал одного из бесовских князей. Тот принял вид женщины, вошел в Иустине и стал говорить ей о супружестве. Бесовский князь говорил, что Священное Писание прославляет брак, потому что он установлен Самим Богом.

Иустина узнала обольстителя. Она осенила себя знамением Креста Господня и все сердце свое обратила ко Христу. Бесовский князь исчез и явился Киприану.

Неужели и ты, бесовский князь, не можешь одолеть девушку? - спросил Киприан.

Мы не можем смотреть на Крестное знамение, - ответил нечистый дух, - Оно, словно огонь, опаляет нас.

Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас, - сказал Киприан в великом гневе.

Тогда бесовский князь принял образ Иустины и пришел к Аглаиду, чтобы утешить его. Но едва лишь Аглаид произнес имя девушки - бесовский князь исчез. Самое имя Иустины сделалось страшным для бесов.

Киприан обратил Аглаида в птицу, чтобы тот проник в дом Иустины. Но едва лишь Иустина взглянула в окно - бес испугался и оставил Аглаида, и тот оказался на краю крыши, и не разбился лишь потому,что молитва Иустины спасла его. Киприан и сам обращался - то в женщину, то в птицу, но сила оставляла мага, едва лишь он достигал дома Иустины. Он наводил всевозможные бедствия на дом Иустины, ее родственников, и поразил ее тяжкой болезнью.

Мать плакала над девушкой, но та утешала ее словами пророка Давида: "Не умру, но жива буду, и повем дела Господни".

Киприан, продолжая злобствовать, навел на город тяжелые болезни. Пошли слухи, что жрец мстит Иустине за отказ выйти замуж за Аглаида. Граждане убеждали девушку не противиться жрецу, но та ответила, что бедствия скоро кончатся. По ее молитве, прекратились болезни в городе, и все больные выздоровели. Многие люди уверовали в Христа, а над недавно страшным магом Киприаном - открыто смеялись.

А Киприан убедился, что нет силы, которая бы могла преодолеть силу Креста Господня и Имени Христова.

Ныне я понял, что ты ничтожество, - сказал Киприан диаволу. Диавол принялся бить бывшего чародея. Киприан тогда вскричал:

Боже Иустины, помоги мне!

Он осенил себя Крестом - и диавол отскочил, словно пущенная из лука стрела.

Более он не смел приблизиться к Киприану, устрашенный Именем Божиим.

Киприан сжег все свои колдовские книги и крестился. Иустина же благодарила Бога за обращение Киприана.

Епископ Анфим, видя великую преданность Киприана Христовой вере, принял его в церковный клир. В скором времени Киприан стал епископом, а Иустина - диакониссою.

В 268 году Киприан и Иустина были казнены за исповедание своей веры и причислились к сонму мучеников за Христа.
===финский===

...хочу слышать мнение язчников (и не только их).

Это сообщение отредактировал vi-arr - 21-11-2017 - 13:47

Люди рано или поздно задумываются о существовании темных сил этого мира — бесов, демонов или чертей. Существуют ли бесы и демоны на самом деле? Что говорит ?

Цель каждой Библейской школы - укрепление в вере через библейские знания. Но, нам так же важно понимать, что знания сами по себе не могут дать веру. Мало того, без правильного основания они могут быть причиной гордости. Так сказано в 1-е Коринфянам 8:1(б).

Поэтому важно иметь верное духовное основания и крепкую веру перед тем, как мы будем получать информацию. Я предлагаю помолиться. Сегодняшняя тема достаточно интересна по четырем причинам:

  • Важно понять причины активизации демонических сил во времена Христа
  • Оценить сегодняшнюю ситуацию на поле духовной битвы
  • Проследить некоторые существующие суеверия в череде времени.
  • Сформировать отношение к современной практике экзорцизма.

Конечно, за час-полтора мало, что можно успеть. Но поскольку наши познания носят академический, а не экспериментальный характер, то мы постараемся уложиться в отведенное нам время. Плюс ко всему, всем желающим мы подарим текст сегодняшней библейской школы.

Вера в бесов стоит над многими суеверными учениями, которые сегодня существуют в мире и в нашей стране. Но для начала давайте посмотрим на суеверия, которые бытовали в античности.

Греки и их верования в отношении бесов и демонов

Начнем с Плутарха. Он жил около 45 - 127 года н.э. Неоднократно в своих трудах он говорит, что слово демон (бес) имеет пять основных значения.

  • Бог, божество.
  • Души умерших существ, которые переходили на различные ступени бытия.
  • Духи предков, заинтересованные в наших делах. (Сегодня актуально в Африке).
  • Обозначение посредников. Некое духовное существо между миром небесным и земным. И эти посредники могли быть добрыми и злыми. Хотя в большинстве даже греки верили, что они злые. В христианстве всегда люди воспринимали этих посредников, как злых духов. В языческой мысли демон мог творить добро и творить зло.
  • Демон - личный дух хранитель. Это тоже распространенная точка зрения сегодня. В христианстве это трансформировалось в понимание личного ангела-хранителя. Он наблюдает и надзирает за человеком.

Иудеи говорили о существовании злых духов. Грекоговорящие иудеи восприняли слово - демон. Но даже они использовали чаще термин - злой дух. Иудейская литература постветхозаветного периода давала различные идеи происхождения духов. Одна апокрифическая книга - 1я книга Еноха дает такое объяснение.

Ангел сказал мне: «Это то место, где оканчивается небо и земля; оно служит темницей для звёзд небесных и для воинства небесного. И эти звёзды, которые катятся над огнём, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в своё определённое время. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, - в год тайны». И Уриил сказал мне: «Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с жёнами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам,- будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведён великий суд, пока не постигнет их конечная участь. Енох 4:21-24

Некоторое толкователи связывают рождение демонов в виде великанов с их падением и той же связью с земными женщинами. Бытие 6:1-4

Считалось, что духи этих великанов не только искушали, но так же обвиняли людей в грехах и брали на себя ответственность за наказание людей.

Вторая книга Еноха говорит о восстании, которое произошло среди ангелов. И бунт ангелов был связан с понимание позиции человека, которое он занимал в творении.

Именно данная позиция, отчасти заимствованная у греков и язычников легла во многие, в том числе церковные традиции. И поэтому понятно почему уже во второканонической книги Товит говорится о допустимом использовании магических средств, что бы защитить себя от злых духов.

«А путники вечером пришли к реке Тигру и остановились там на ночь. Юноша пошел помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу. Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; и пошли дальше и дошли до Екбатан. И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится». Товит 6:2-9

Это явно было заимствованно из язычества, так как даже в ничего подобного нет. Единственно, что упоминается как мера воздействия на Саула и его злого духа - игра на гуслях. 1-я Царств 16:14-16

Хотя даже в этом моменте ничего не говорится об автономии действий злого духа. «Злой дух от Господа возмущал Саула». И в этой истории нет ничего о целях Давида по изгнанию злого духа из Саула.

Поэтому очевидно, что идеология автономности злого Духа или демона стало очевидна в межзаветный период. Вместе с этим только небиблейские и языческие тексты предлагают идею различных суеверных действий для изгнания этого влияния.

Другими словами была сформирована идея, что магия - защитное средство от влияния злых духов. Мы знаем, что в Кумране нашли свитки Мертвого моря. Некоторые из них выражают концепцию: У человека два духа. Один добрый, другой злой. Первый побуждает творит доброй, другой зло.

Но все они соглашались с тем, что бесы не были созданы как творения, обладающие злой силой. Они стали злыми, по собственной воле, решив последовать за дьяволом. Все понимали дилемму. Да есть всего один Бог, но так же и существует зло.

Единственным логическим объяснением в их глазах было понимание, что в один момент некоторые ангелы отвернулись от Бога. Т.е. дьявол и зло не является равноценным началом и вечной константой (в отличии от языческого учения). И сам дьявол не может сделать того, что может сделать Бога. К примеру, он не может творить вечные вещи.

Так же в раннехристианском понимании бес - это злое, порочное существо.

Ориген (в начале 3 столетия), образованный человек того времени, написал: «По нашему представлению все называемые бесами являются злыми силами».

В христианской терминологии слово ангел чаще используется в отношении добрых, духовных существ. Ангелы были духовными посредниками. Бесы - были теми, кто взбунтовался против Бога. И они отвечали за большее количество зла в мире.

Тертулиант 200 г.н.э; «Вся деятельность бесов направлена на разрушение человечества».

Иустин Мученик 150 упоминает, что дела бесов - убийство, распущенность, войны…. Но не только зло, но и - результат действия бесов. Считалось, что темные силы побуждают, провоцируют человека на грех. Однако же обман и другие дела сатаны имеют силу лишь над теми, кто соглашается с их влиянием, с теми, кто идет им на встречу. Авторы постоянно утверждают понятие свободы воли человека.

Ориген: «Даже сам дьявол не может ничего поделать с теми, кто полагается на Бога», «И ангелы и бесы лишь могут предложить, но не могут заставить».

Описывая ситуацию гонений во времена римской империи ранние христиане предписывали факт гонений так же влиянию бесов. Плюс к этому христианские авторы объясняли наличие ересей и лжеучений действию бесов. То же самое утверждал и апостол Павел (1-е Тимофею 4:1-3).

Часто высказывается связь бесов с магией и волшебством. Авторы первого - третьего века не отвергали, что колдуны имею силу. Но всегда утверждали, что это сила сатаны и бесов. Они учили основывать свои утверждения не на фактах способности делать чудеса, а исходя из нравственно состояния человека. И так же оценивать результат жизни человека.

Соучастие в победе над бесами приходит при крещении. Продолжение христианского образа жизни, отторжение греха, отторжение искушение ослабляет работу злых сил в мире.

Все признавали, что распространение христианства привело к уменьшению влиянию злых сил. Мхристианские страдания Христа то же были фактом победы над их влиянием. И из истории это видно. Там где проповедовалось Писание, влияние сатаны уменьшалось.

Если вернуться немного назад, то мы увидим, что раввинистическая литература описывает демонов с человеческими характеристиками. Она говорит, что демоны ниже ангелов, но возвышаются над людьми. Но прим этом, уже в Ветхом Завете очевидно осуждение тем, кто поклонятся подобным явлениям.

«Народ Господний стал поклоняться другим богам, и прогневили они Господа. Господу ненавистны идолы, но народ Его сделал идолов и прогневил Господа. Они приносили жертвы бесам, которые не были истинными богами, приносили жертвы богам, которых не знали и которым не поклонялись ваши предки. Вы отвернулись от твердыни, породившей вас, забыли Бога, давшего вам жизнь». (Второзаконие 32:16-18)

Литература раввинов так же отождествляет демонов с божествами языческих народов.

И если в Ветхом Завете хоть и есть примеры демонизации общества, но мало. То, мир, в котором родился - это мир наполненный демонами. Так считали большинство людей того времени. И поэтому неудивительно, что Иисус на страницах Н.З. часто встречается с демонами и бесами.

«И отплыли они в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда Иисус вышел из лодки на берег, к Нему подошёл человек из города, одержимый бесами, который долгое время не носил никакой одежды и жил не в доме, а в гробницах. Увидев Иисуса, бесноватый упал перед Ним ниц и громким голосом закричал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Прошу Тебя, не мучь меня!» И приказал Иисус бесу выйти из этого человека. Бес много раз вселялся в этого человека, и хотя его заковывали в цепи и оковы, и держали под стражей, он каждый раз рвал цепи и, гонимый бесом, убегал в пустыню. Иисус спросил его: «Как твоё имя?» Тот ответил: «Легион», ибо он был одержим многими бесами. И они молили Иисуса не отправлять их в бездну. Неподалёку от этого места в горах паслось стадо свиней, и бесы стали просить Иисуса, чтобы Он разрешил им вселиться в свиней. И Он позволил им сделать это. Тогда бесы вышли из этого человека и вселились в свиней, и всё стадо кинулось вниз по крутому склону прямо в озеро и утонуло в нём. Пастухи же, увидев такое, убежали в страхе, и рассказали о происшедшем в городе и по всей округе. К Иисусу со всех сторон стали стекаться люди посмотреть, что происходит, и нашли они человека, из которого вышли бесы, сидящим у ног . На нём была одежда, и он был в полном рассудке, и люди испугались, увидев это. Видевшие рассказали другим о том, как был исцелён одержимый бесами. Жители страны Гадаринской и окрестностей просили Иисуса уйти из их краёв, ибо великий страх объял их. И Он снова сел в лодку и возвратился туда, откуда приплыл. Человек, из которого вышли бесы, молил Его, чтобы Он взял его с Собой, но Иисус отослал его прочь, сказав: «Возвращайся к себе домой и расскажи всем о том, какое великое дело сделал для тебя Бог». И тот человек ушёл и по всему городу рассказывал о том, какое великое дело сделал для него Иисус». (Евангелие от Луки 8:26-39)

Эта история содержит множество элементов, которая содержит популярную демонологию того времени.

  • Считалось, что бесы и демоны живут в пустынных местах, особенно на кладбищах.
  • Считалось, что демон может всецело овладеть человеком. И вот тогда он вел себя как тот, кто потерял рассудок, так как другая личность поселилась в нем. Мы видим контраст до того как он получил исцеление и после.
  • Считалось, что демон может давать ненормальные способности тому, кто им одержим.
  • Так же считалось, что знание личного имени давало контроль над личностью, которое носит это имя. Так же считалось, что могут быть случаи изгнания бесов из человеков.
  • Считалось, что бесы могут быть не только в людях, но и в животных.
  • Окончательное место куда должны были попасть бесы - бездна.

В Евангелии от Луки очень много таких историй. Мы не будем рассматривать все стихи подробно. Я просто предоставлю вам результат анализа стихов, которые упоминают данные истории.

Иисус воспринимал бесов как реально существующих, а не просто снисходительно относился к доминирующему представлению народа.

Демоны часто ассоциировались с физическими заболеваниями. Но заболевания и одержимость различались. (Евангелие от Луки 6:18)

Демоны являлись духовными существами, у которых была сверхчеловеческая способность знать что-то. И сверхчеловеческая сила. (Евангелие от Луки 4:34).

Демоны представляются как нечистые, злые духи. Духовные существа, которые находятся в состоянии бунта против Бога. (Евангелие от Луки 4:33)

Люди были полем битвы, где происходила борьба между Иисусом и бесами. Иисус относился к одержимости так же как к любой болезни. Но Иисус не считал, что у бесов есть какое-то законное право захватывать человека.

Демоны действовали под руководством сатаны и являлись представителями Его Царства. (Евангелие от Луки 13:11,16. 11:14,18). Но что выделяется, когда мы рассматриваем встречи Иисуса и бесов, так это какой властью Он обладал над ними. Подчинение бесов не является окончательной победы над силой зла, но является предвкушение окончательной победы. (Евангелие от Луки 11:20-22). Благодаря власти, которую Иисус проявил над бесами, можно не сомневаться в окончательной победе Бога. (Евангелие от Луки 10:17-20, Матфея 8:29, 25:41). Не только Иисус обладал властью над бесами. Но он давал эту власть своим ученикам.

Всякое место, где есть Дух Святой там нет места бесам. (Евангелие от Луки 11:24-26).

Иисусу была дана власть благодаря Его полному подчинению воли Отца. Точно такое же наше подчинение Богу дает полномочия и власть. (Евангелие от Марка 9:29, Матфея 7:21-23)

Христианам не нужно бояться бесов и их влияния. Мы служим Господу, который превосходи все духовные силы. И Он дает нам власть над ними.

Касаемо последней встречи Иисуса и бесов. Он говорит, что есть вещи гораздо более важные, чем встреча с бесами. Это подчинение Богу и исполнение заповедей. Иисус послал своих учеников для проповеди евангелия, они вернулись радуясь… Иисус подводит некое заключение на то, что от них услышал. (Евангелие от Луки 10:20).

Но сколько бы не было важно превосходить злых духов. Есть гораздо более важные вещи - имена ваши записаны на небесах, говорит Иисус. (Евангелие от Матфея 7:21-23).

Могли ли люди, не следовавшие за Иисусом изгонять бесов - вопрос дискуссионный. И он не спорил с ними, но это не служит доказательством их духовной силы. Исполнять волю Отца. Возможно, эти слова являются руководством в разговоре с теми, кто говорит, что творит чудеса и являет магическую силу. Но лучший подход - кто исполняет волю Отца.

Бесов связали с идолопоклонством. (1-е Коринфянам 10:19-21)

Они связывались с лжеучением (1-е послание Тимофею 4:1)

Павел не часто использует слово бес. Он на этот же духовный феномен ссылается используя другие слова. Как мы читали он называет их начальствами, мироправителями века сего….

Дьявол искуситель, но он не имеет никакой силы без согласия человека с этим искушением.

Иакова 1:14, Иакова 4:7-8

Когда мы читаем об искушении Иисуса, мы понимаем, как дьявол может нас искушать. В нашей власти противостоять искушениям. И это благодаря превосходству Иисуса над дьяволом.

Ефесянам 1:19-23, Колоссянам 1:16, 2:15

Превосходство Христа над всеми силами. Победа ассоциируется с проповедью Евангелия. Другими словами там, где Евангелие проповедуется, там духовная битва с демонами выигрывается.

Ефесянам 3:8-11, Римлянам 8:37-39

Твердое утверждение о победе. Ничто не может отлучить нас от любви во Христе. Книга Откровения учит об обреченности дьявола и его роковой судьбе. Его власть обречена. Мы вовлечены в духовный конфликт, но в исходе этой войны не стоит сомневаться. Мы служим Господу, который через крест и воскресение совершил победу над силами зла и грехом. Поэтому окончательная наша победа гарантированна.

Выводы:

1. Существуют ли бесы сегодня? Если да, то чем они занимаются?

На этот вопрос есть четыре ответа, которые я встретил в различной литературе:

  • Бесов никогда не существовало. Наличие отрывков об изгнании бесов объясняется как снисходительное отношение Христа к ментальности того времени.
  • Бесы существовали и существуют и осуществляют туже саму работу, что и во времена Христа
  • Бесы существовали. Но Христос нанес сокрушительно поражение, и их нет сегодня.
  • Бесы существуют, но их силы весьма ограничены сегодня.

Очевидно, что первая точка зрения не имеет права на жизнь. Мы не встречаем даже намека на его несерьезное восприятие по борьбе с бесами и демонами. Он воспринимал данную практику так же всерьез, как и практику идолослужения.

Поэтому я верю в существование личностных сил зла, которые борются с Богом и искушают человека.

С другой стороны утверждать, что они имеют такую же силу как и раньше - неверно. Это то же само, что опровергать победу Христа над силами зла. (Послание Колоссянам 2:13-15)

Плюс ко всему не стоит забывать о том, что сегодня христианство - это практика многих народов. Евангелие ширится и силы зла проигрывают битву за битвой.

На мой взгляд, четвертая точка зрения наиболее приемлема. Силы бесов ограничены и их окончательное поражение предопределено.

Библия ясно учит нас, что дьявол и его приспешники не могут победить человека, если только он сам этого не позволит.

Нам важно не сдаваться в борьбе за свою праведность и продолжать расширять пределы Божьего Царства делясь своей верой с людьми!

2. Является ли актуальной существующая практика экзорцизма

Для непосвященных я объясню суть. Экзорцизм (латинизированный вариант греческого слова?) - обряд «изгнания демонов» - существующая в различных культурах и религиях практика изгнания злых духов, бесов из человека, избавление человека от одержимости ими с помощью заклинаний, молитв и других обрядовых действий, проводимая специально подготовленным священником-экзорцистом. При этом, считается, что бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения. В православии экзорцизм также называется «отчитка».

Для ответа на этот вопрос нам стоит вспомнить Писание и те выводы, которые мы уже сделали.

  • Иисус одержал победу над силами зла. Он даже спускал и «…Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1-е Петра 3:19, 1-е Иоанна 3:8). Сегодня их влияние ограничено в силу проигранной битвы и из-за распространения христианства. Бесы больше не действуют, так как в первом столетии.
  • Силы тьмы не могут войти в человека без его желания.
  • Бесы не живут в христианах, так как в них живет Дух Святой.
  • Господь запрещал говорить бесноватым, и раннехристианские авторы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
  • Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановлени апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются .
  • Практика экзорцизма существует во всех языческих культах. Что безусловно опровергает идею, что этот феномен может быть в жизни благочестивых . Ведь если бесы борются за души христиан, то в чем их смысл борьбы в душах утвержденных язычников. И как языческие шаманы изгоняют бесов и очищают души тех, кто и не планировал принимать Христа?
  • Борьба с бесами должна проходить по плану предложенному Христом. «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Матвея 17:21). Другими словами, если человек желает победы над тьмою, ему важно уверовать, и . И Бог обещает, что Дух Святой войдет в него и уже не будет места дьяволу.

Итак, современная практика экзорцизма как минимум сомнительна, как максимум является жалкой имитацией духовной борьбы уводящих людей в сторону от истинной победы через веру, покаяние и крещение во Христа.

3. Современные суеверия

Большинство бытующих суеверий, бытующих в России, связанны с неадекватным и искаженным восприятие веры. Все это совершается без осознания духовной борьбы, которая идет за наши души.

Все суеверия делятся на несколько групп.

К наиболее значительной группе принадлежат языческие суеверия.

Эти суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Бога, отвергают Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.

Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью может обладать лишь Создатель человека, Который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.

Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной. Не объяснив вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.

К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй, который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера.

К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.

Менее значительные суеверия - это суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания.

Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку. Вместе с тем эти суеверия несомненно связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной фрагмент языческого мировоззрения или языческое отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.

Самое интересное заключается в том, что практически не существует универсальных примет и суеверий, которые бы были одинаковыми во всех странах и народах. В действительности дело обстоит совсем наоборот. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую - совершенно противоположное. Это показывает противоречивость примет и суеверий.

Рассмотрим этот факт на примере суеверий, связанных с кошками:

  • Черные коты приносят удачу и достаток. - Английское поверье.
  • В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу. - Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.
  • Черный кот на крыльце - достаток в доме. - Шотландская примета.
  • Остерегайтесь людей, которые не любят котов. - Ирландская пословица.
  • Дом без кота или собаки - это дом скряги. - Португальская пословица.
  • Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость. - Надпись на древних могилах.
  • Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники. - Старая английская пословица.
  • Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным. - Поверье моряков.
  • Если черная кошка чихнет недалеко от невесты - молодым счастье. - Английское поверье.
  • Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию. - Русское народное поверье
  • Козерог с 22 декабря по 20 января. Талисман: черный кот, дьявол. - Современная книга по астрологии «Звезды и судьбы».
  • Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.

Такая противоречивость в толковании тех или иных примет свидетельствует о том, что всё это ни что иное, как обыкновенные человеческие суеверия и предрассудки, недостойные нашего внимания, и уж тем более - нашего поклонения. Ведь страх перед суевериями, в которые мы верим, является ничем иным, как одной из форм поклонения.

Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия.

Например, использование богослужебной практики с нехристианскими (недушеспасительными) целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия - всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение.Божье Слово всегда противилось и обличало подобные грехи:

Левит 19:26-31, 1 Царств 15:23, Малахия 3:5, Второзаконие 18:9-13.

Нам нужно помнить слова Иеремии 10:2: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся».

И хотя он говорит о «знамениях небесных», а не о черных кошках, возвращениях, лестницах и канализационных люках, но он особенно подчеркивает суеверные обычаи язычников в противовес четкому учению Библии. А Библия действительно нигде не учит бояться того, чего боятся суеверные. Библия не учит ни о сглазах, ни о наговорах, ни о несчастьях, связанных с тем или иным поведением животных или людей, а тем более отдельных предметов. Библия совершенно не учит, что плевки или постукивания по дереву способно отвести какое-либо зло и так далее. Не учитесь путям язычников и не страшитесь того, чего они страшатся - вот слова Господа каждому из нас.

Ст. 5-6 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:5–6) . Так как он сказал, что идол – ничто и нет другого Бога, а между тем были и идолы и так называемые боги, то, чтобы не подумали, что он отвергает очевидное, присовокупляет: «ибо хотя и есть так называемые боги» : хотя и есть (боги), не просто (боги), а так называемые, т. е. не действительно существующие, а только так называемые. «Или на небе, или на земле». На небе разумеет солнце, луну и остальной хор светил, потому что язычники поклонялись и им; а на земле – бесов и всех обоготворенных людей. «Но у нас один Бог Отец» . Прежде не употребил слова: Отец, когда сказал: «нет иного Бога, кроме Единого» ; А теперь, когда решительно отверг их (языческих богов), прибавляет и это слово. Потом приводит важнейшее доказательство божества, именно: «из Которого все» . Отсюда видно, что эти (идолы) – не боги: «боги , – говорит (Писание), – которые не сотворили неба и земли, исчезнут» (Иер.10:11) . Далее предлагает и другое не менее важное (доказательство): «и мы для Него» . Словами: «из Которого все» он указывает на сотворение и приведение из небытия в бытие; а словами: «и мы для Него» указывает на веру и соединение с Ним, как он говорил и выше: «от Него и вы во Христе Иисусе» (1Кор.1:30) . Мы от Него двояким образом: по бытию и по вере, которая также есть творение, как он говорит в другом месте: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека» (Еф.2:15) . «И один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» . Сказанное надобно опять разуметь и о Христе; чрез Него род человеческий приведен и из небытия в бытие, и от заблуждения к истине, так что выражение: «Которым» не значит – без Христа; мы сотворены Им чрез Христа. Самые названия, употребленные апостолом, не надобно разуметь так, будто бы исключительно принадлежали – Сыну название Господь, а Отцу название Бог.

В Писании часто употребляется одно вместо другого, например, когда говорится: «сказал Господь Господу моему» (Пс.109:1) ; и еще: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой» (Пс.44:8) ; и еще: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим.9:5) . И во многих других местах эти названия употребляются одно вместо другого. Если бы каждое из них исключительно принадлежало одному Лицу, если бы Сын не был Богом и таким Богом, как Отец, а был бы только Сыном, то Павел, сказав: «но нам один Бог» , напрасно прибавил бы слово: Отец, для означения Нерожденного, потому что для этого достаточно было бы сказать слово: Бог, если бы оно принадлежало Ему одному. Не только это, но и другое еще можно сказать. Если же бы ты сказал, что Бог назван единым, а следовательно имя Бога не свойственно Сыну, то смотри: и о Сыне сказано то же самое; и Сын назван единым Господом; однако мы не говорим, что поэтому имя Господа свойственно Ему одному. Потому, какое значение имеет слово: один по отношению к Сыну, такое же и по отношению к Отцу; как то, что Сын называется одним Господом, не препятствует Отцу быть Господом и таким же Господом, как Сын, так и то, что Отец называется одним Богом, не препятствует Сыну быть Богом и таким же Богом, как Отец. Если же кто спросит: почему (апостол) не упомянул о Духе? – то мы ответим: потому, что он говорил к идолослужителям и опровергал их учение о множестве богов и множестве господ. Потому Он и назвал Отца Богом, а Сына Господом. Если же он не решился здесь назвать Господом Отца вместе с Сыном, чтобы не думали, что он признает двух Господ, равно назвать Богом Сына вместе с Отцом, чтобы не подумали, что он признает двух Богов, то удивительно ли, что он не упомянул о Духе? Он здесь имел в виду язычников и доказывал, что мы не признаем многобожия; потому и повторяет часто слово: «один» : «нет , – говорит, – иного Бога, кроме Единого» , и: «нам один Бог и один Господь». Отсюда видно, что он, из снисхождения к немощи слушателей, употребил такой образ речи и из-за этого не упомянул о Духе. А если бы не так, то и в других местах не следовало бы упоминать о Духе и поставлять Его наравне с Отцом и Сыном. Если бы (Дух) не был равен Отцу и Сыну, то особенно не следовало бы поставлять Его наравне (с Ними) в крещении, в котором преимущественно открывается достоинство Божества и сообщаются такие дары, которые сообщать свойственно одному Богу.

Таким образом я показал причину, почему здесь умолчано (о Духе). Если же не так, то ты скажи: почему Он поставляется наравне (с Отцом и Сыном) в крещении? Не можешь указать другой причины, кроме той, что Они равночестны. Потому (и Павел), когда нет подобной надобности, смотри, как поставляет Их вместе, говоря: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор.13:13) . И еще: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же» (1Кор.12:4–6) . А здесь он обращает речь к язычникам, и притом к слабейшим из язычников, и потому пока умалчивает (о Духе). То же делают и пророки по отношению к Сыну: они нигде ясно не упоминают о Нем по немощи слушателей.

Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози и господие мнози

Аще бо и суть , не на деле суть, а суть глаголемии , именуются так, называют их так: боги, а на деле они не суть то.– На небеси боги,– или воображаемые мечтательные существа, или солнце, луна, звезды.– На земли боги – земные твари или люди, чем-либо прославившиеся и почитаемые за богов.– Якоже суть бози мнози и господие мнози . Опять суть не на деле, а почитаются такими. Этим говорится как бы: ибо вот смотри, сколько богов и господ чтится всюду. Боги и господы – не высшие и низшие боги, а одно и то же значат: кому-кому не воздают божеской чести? – И все это – мечты. Святой Златоуст говорит: «Так как он сказал, что идол есть ничто и нет другого Бога,– а между тем были и идолы, и так называемые боги,– то, дабы не подумали, что он отвергает очевидное, присовокупляет: аще и суть глаголемии бози – хотя и есть боги, не просто боги, а глаголемии, то есть не действительно существующие, а только так называемые. Или на небеси, или на земли . На небе разумеет солнце, луну и прочие светила, ибо язычники поклонялись и им; а на земле бесов и всех обоготворенных людей».– Феодорит пишет: «Еллины утверждают бытие многих богов, их же именуют и господами, но они вовсе не существуют, известны же по одним именам. По еллинскому баснословию, одних богов называли небесными, как то: Дия, Аполлона, Иру, Афину, а других земными, как то: источники, реки, так называемых нимф, Иракла, Диониса, Асклипия и тысячи других».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо хотя и есть предметы, коим воздается богопочтение, на небе или на земле , как уже сказал я, так как на небе солнце и луна называются богами, и другие также предметы на земле, - но для нас один Бог Отец, из Коего все создано, и один Господь Иисус Христос, чрез Коего все создано.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него

Поскольку сказал, что нет иного Бога, между тем, как эллины говорили, что богов много, то, дабы не почли его явно противоречащим, говорит: хотя и есть так называемые боги, то есть которых называют так, но которые по истине не суть боги. Или на небе , как то: солнце и луна и прочие звезды, которые были боготворимы эллинами. Или на земле , как то: некоторые из людей, признанных ими за богов. Но у нас один Бог Отец, из Которого все : этим указывает на то, что Он Творец; и мы для (εις) Него : этим указывает на веру в Него и на усвоение Ему. Как бы так сказал: и мы обратились к Нему и привязались к Нему.

И один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Все приведено в бытие чрез Сына, и мы также чрез Него приведены в бытие и в благополучие, то есть сделались верующими, и перешли от заблуждения к истине. Слыша слова один Бог Отец и один Господь Иисус Христос , не подумай, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа Сыну. Ибо безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог (Рим. 9:5); равно и Отец называется Господом, например, в словах: сказал Господь Господу моему (Пс. 109:1). Но поскольку у апостола речь с эллинами, чтящими многих богов и многих господ, то он ни Сына не назвал Богом, чтобы они, привыкшие к многобожию, не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, дабы не подумали, что и у нас много господ. По этой же причине, то есть щадя немощь слушателей, не упомянул здесь и о Духе, подобно как пророки ясно не упоминали о Сыне по немощи иудеев, дабы они не подумали о рождении страстном. Поэтому постоянно прибавляет: один; говорит: нет Бога, кроме Единого ; и: один Бог ; и один Господь . Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодор Мопсуестийский

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много

Прекрасное дополнение - так называемые . Ибо оно показывает, что «боги» это не подлинное их наименование, и на самом деле они таковыми не являются.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Здесь Ап. несколько ограничивает свою мысль о ничтожестве язычества. Есть так называемые боги . Фантазия язычников населила божествами и небо и землю, с ее горами, морями, источниками и лесами. Но это боги - только по названию, по имени; существование их - мнимое! Они существуют (есть) - только в воображении их почитателей. - Так как есть много богов и господ много . Здесь Ап. хочет сказать, что если отдельные мифологические божества есть не иное что как только образы, созданные человеческой фантазией, то все-таки за этими образами стоят действительно существующие силы, с которыми приходится считаться. Что же это за силы? Ап. смотрит на язычество вообще как на дело злых духов, которые отклонили человечество от Бога и образовавшуюся после этого в сердцах людей пустоту заполнили ничтожными и нечистыми образами фантазии. Он говорит поэтому, что жертвы свои язычники приносят бесам (X:20) , что бесы - мироправители тьмы века сего (Еф VI:12) , что сатана есть бог этого мира (2Кор. IV:4) . Таким образом, выражение: много богов может обозначать у Апостола высших духов царства тьмы, а выражение: господ много - духов низшего разряда, стоящих в распоряжении первых - Не противоречит ли высказанный здесь Апостолом взгляд на происхождение язычества той теории, какую мы находим в 1-й главе послания к Римлянам? Нет, противоречия тут нет, а есть только пополнение к той теории. Там Ап. объясняет происхождение язычества чисто психологически, не упоминая о влиянии в этом деле злых духов. Он делает это для того, чтобы выяснить греховность самого человечества, которое все было проникнуто грехом и создало потому такое греховное дело как идолопоклонство. Здесь же, для того чтобы дать некоторые практические указания коринфянам, он указывает прежде всего на бесовское влияние в деле создания язычества. - Но у нас … этим богам и господам, существующим только в воображении и однако имеющим за собою известную реальность, Ап. противопоставляет Единого Бога и Единого Господа. - Отец - по отношению ко Христу и верующим. - Из которого все , т. е. все происходит только от Бога. - И мы для Него (εις αυτόν) т. е. в Нем мы имеем цель своего существования. Ап. хочет здесь показать не величие и совершенство Божии, а разъяснить, что ничего не может осквернить верующих (даже и мясо принесенное в жертву идолам ср. 10). В самом деле, как может что-нибудь происшедшее от Бога воспрепятствовать человеку в исполнении своего назначения, своего служения Богу? - И Один Господь … Как Бог противопоставляется языческим главным божествам, так и Христос противополагается божествам второго разряда, являющимися посредниками между этими высшими божествами и миром. - Которым все . О Боге было сказано, что из Него (εξ αυτου̃) все, о Христе - чрез Него (δι ου̃). Но как там, так и здесь речь идет о творении мира, где Бог был Первовиновником, а Сын Божий - орудием, исполнителем (ср. Ин I:3; Кол I:15-17). - И мы Им . Здесь слово мы представляет собою противоположение слову все . Ап. здесь указывает на духовное творение или на искупление (ср. Кол I:18-22). Таким образом, по его представлению, в физическом отношении мы - от Бога и чрез Христа, а в духовном - чрез Христа и для Бога. - Это место важно как доказательство того, что Апостол имел уже в раннее время то же представление о Христе, какое он высказывает в своих позднейших посланиях (Колоссянам, Ефесянам, Филиппийцам).