Значение термина: сублимация. Сублимированный - это качественный продукт, сохранённый на долгий срок благодаря высоким технологиям

Сублимация – это один из видов психологической защиты, который был открыт Зигмундом Фрейдом. Это преобразование низших видов энергии в высшие. Например, сексуальную энергию можно преобразовать в творческую деятельность, использовать для достижения жизненных целей.

  1. Высвобождение психики от преобладающих инстинктов.
  2. Трансформация эмоций и переживаний, которые сопровождают человеческую деятельность.
  3. Преобразование низких видов энергии в формы, приемлемые для общества.

Сублимация в философии

Несмотря на то, что термин «сублимация» был открыт врачом-психиатром, он широко используется в философии. О сублимации в своих работах писал Юнг Штиллинг и немецкий философ Шопенгауэр. Интерес философов к психиатрическому термину связан с тем, что он затрагивает культурные аспекты. Это преобразование инстинктов в социально приемлемые формы энергии.

Сублимация в психологии

В психологической науке сублимация — это понятие, которое рассматривается как защитный механизм, помогающий человеку сохранять «человеческий облик». Благодаря сублимации человек, лишенный возможности удовлетворения базовых потребностей, не становится агрессивным и дезадаптивным. Он использует сексуальную энергию для достижения жизненных задач, создания творческих проектов и т.д. Психологи доказали, что любой неприемлемый мотив можно преобразовать в конструктивную деятельность.

Сублимация в других науках

В физике сублимация — это понятие, которое рассматривается как переход из твердого состояния в газообразное. Именно из физики этот термин «перешел» в другие науки, поскольку означает переход из одного состояния в другое. Слово сублимация есть даже в кулинарии. Например, если высушить какого-либо приготовленный продукт, то мы получим его сублимированный вариант. В искусстве сублимация означает перенос изображения на иную поверхность при помощи специальных технологий. В эзотерике сублимацией называется перенос энергии, высвобожденной из чакр, в творческое начало.

Примеры сублимации

Как проявляется сублимация? Приведем несколько примеров:

  • Работа хирургом – преобразование склонности к садизму.
  • Работа в полиции – преобразование склонности к насилию.
  • Работа патологоанатомом – преобразование скрытого интереса к трупам и смерти.
  • Творческие достижения – сублимация неудовлетворенной сексуальной энергии.

Сублимация по Фрейду

Зигмунд Фрейд стал первым, кто начал использовать этот термин. Он рассматривал его в рамках своей теории – психоанализа. В понимании Фрейда сублимация – это превращение инстинктов в социально важные формы деятельности. Агрессивная энергия может получить выход в спорте или строгих способах воспитания, а эротизм – в дружеских отношениях и творческой деятельности. Главная цель сублимации – это снизить сексуальную потребность, «переключиться» на другие виды деятельности.

Сублимация в искусстве

Зигмунд Фрейд и все последователи психоанализа считают, что все выдающиеся произведения искусства были созданы благодаря сублимирующей энергии, которая высвободилась в результате безответной любви и неудовлетворенности в сексе.

В качестве примера Фрейд приводит Леонардо да Винчи. Этот выдающийся человек сделал огромное количество открытий. За что бы он не брался – у него получалось достигать отличных результатов. Это благодаря тому, что он полностью отказался от половой жизни.

Свою колоссальную работоспособность Фрейд также объяснял тем, что в 40 лет прекратил заниматься сексом. Сделал это он осознанно, поэтому такой переход он назвал осознанной сублимацией. Фрейд был атеистом, но при этом разделял религиозные взгляды относительно половой жизни. Он считал ее допустимой только в случае, если человек хочет иметь детей. К 40 годам Фрейд уже был отцом 6 детей, поэтому не видел смысла в сексе.

Теория сублимации

Т. Адорно установил взаимосвязь между сублимацией и телевизионным манипулированием. При просмотре телепередач человек ищет удовлетворения не в художественных порывах, а удовлетворении вытесненных потребностей. Например, человек, который вытесняет любые акты насилия в повседневной жизни, удовлетворяет бессознательные потребности в просмотре криминальных телепередач и детективных сериалов. Ученые доказали, что демонстрация актов насилия на экранах значительно снижает количество преступлений в реальной жизни.

Как сублимируют женщины

Трансформация сексуальной энергии у каждого человека проходит по-разному, потому что все мы имеем разные профессии и предпочтения. Есть некоторые особенности сублимирования и у женщин. К сожалению, у представительниц прекрасного пола есть не так много вариантов преобразования сексуальной энергии.

Если женщина не получает достаточное количество секса, она может увлечься творчеством, заняться спортом, домашней уборкой, «удариться» в воспитание детей. И если первые 3 вариант приносят пользу не только женщине, но и окружающим, то последний способ сублимации может обернуться плачевными последствиями. Изучая и применяя новые методы воспитания, женщина рискует «залюбить» ребенка, в результате чего он либо быстро съедет, либо вырастит инфантильным человеком, не способным принимать самостоятельные решения.

Как сублимируют мужчины

У мужчин вариантов сублимации больше, чем у женщин. Вот некоторые из них:

  1. Строят карьеру. Они с «головой окунаются» в работу, поэтому физические резервы они используют для профессиональных достижений.
  2. Находят себя в творчестве. У мужчин в такие периоды получается создавать настоящие шедевры.
  3. Активно занимаются спортом. Физические нагрузки постоянно увеличиваются, становятся ежедневными.
  4. Находят любимое дело или полностью «отдаются» какому-либо увлечению. Это может быть рыбалка, охота, футбол, игра на музыкальных инструментах и т.д.

Правила сублимации

Большинство людей сублимируют неосознанно, поэтому и жизнь их может менять как в лучшую, так и в худшую сторону. Если вам не хватает секса, преобразуйте неиспользованную энергию грамотно. Так вы достигнете хороших результатов и сможете качественно улучшить свою жизнь. Для этого достаточно следовать правилам сублимирования:

  1. Займитесь развитием воображения: читайте книги фантастического жанра, хотите на выставки художников, займитесь любым видом творчества. Благодаря этому вы сможете сделать большое количество открытий, воплотите в жизнь самые смелые мечты.
  2. Каждый день воспринимайте как божественный подарок. Старайтесь как можно чаще общаться с новыми людьми. Это подарит вам новые впечатления.
  3. Доверяйте интуиции. Она поможет вам сделать невероятные открытия, подарит новые идеи, которые улучшат качество вашей жизни.
  4. Используйте «эффект черной дыры». Его часто используют ученые, изобретатели, художники, писатели и другие люди творческих профессий. Чтобы полностью сконцентрировать внимание на поставленной задаче, закройтесь на несколько часов в темной комнате. Когда вы абстрагируетесь от внешнего воздействия, вас могут посетить гениальные идеи.
  5. Чувство влюбленности схоже с любым эмоциональным подъемом. Поэтому старайтесь любую ситуацию проживать «по максимуму». Занимайтесь делами, которые приносят вам радость и удовольствие, общайтесь с позитивными людьми.

Как как сублимировать сексуальную энергию?

Сублимация — это трансформация, которая может быть полезна в разных аспектах жизни. Лучший способ сублимации потребности в сексе – занятие творчеством. Секс – это один из самых доступных и мощных видов энергии. Если в этой области что-то меняется, то меняется и человеческая жизнь в целом. Мир воспринимается иначе, улучшается самочувствие, налаживаются отношения с окружающими. Чтобы не терять всего этого, специалисты и советуют заняться творчеством. Когда художники и писатели говорят о своих музах, они подразумевают сексуальный объект, который и помог им трансформировать половые потребности в творческую энергию. Многие творческие люди, осознав силу сублимации, специально лишают себя секса, чтобы достичь лучших результатов в профессии.

Как преобразовать агрессию?

Нарушение инстинкта агрессии приводит к самоуничтожению, благодаря которому человек поддерживает свою жизнь. Агрессию нельзя «копить» в себя, нужно обязательно найти способы «разрядки». Вот некоторые из них:

  1. Сублимация агрессии методами психоанализа.
  2. Перенос эмоциональных переживаний на неживые предметы.
  3. Занятие спортом. Лучший вариант – виды спорта, где есть аспект соревнования.
  4. Занятие творческими видами деятельности.

Слово «сублимация» употребляется во многих науках. Сублимация — это преобразование, трансформация. В широком смысле оно означает переход из одного состояния в другое. Однако чаще всего этот термин используется в психологии, где он рассматривается как вариант психологической защиты. Сублимация помогает человеку трансформировать агрессию и сексуальные порывы в социально приемлемые формы энергии. Благодаря этому человек может жить гармоничной жизнью и достигать высоких результатов.

О сублимации много и вроде бы подробно написано в различных книгах по психоанализу, но все это кажется тем более запутанным, чем более подробно излагается.

Вот что говорит Словарь по психоанализу:

"Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
…На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений:
…Сублимация - часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли".

…Вообще Фрейда обвиняют в пансексуализме не только оттого, что он ВСЕ выводил из сексуального влечения (в конце концов, это один из наиболее ярких примеров работы человеческого бессознательного), но во многом еще и потому, что он как раз продвигал эту теорию сублимации: мол, любое творчество - есть реализация невостребованной сексуальной энергии (либидо). И возможно, подобный "энергетически-сексуальный" подход оттолкнул очень многих от РАЗУМНЫХ основ фрейдовского психоанализа…
Поэтому рискну поговорить относительно сублимации несколько "в ином ключе": не с точки зрения сексуальности (по крайней мере сразу), а для начала - с точки зрения биологии.
И как ни странно, разговор о сублимации мы начнем с разговора об амебе.

  • Присмотримся внимательнее к движенью амебы (которое иначе называется таксис). В частности, к такой разновидности, как хемотаксис - направленное движение амебы, вызванное наличием в некоей точке окружающей среды того или иного химического раздражителя.
    Если создать подобную неравномерность концентрации - скажем, капнуть "на краешек" наблюдаемой емкости немного кислоты - амеба от этого места будет "убегать" (так называемый отрицательный хемотаксис). Если вместо кислоты капнуть некоей белковой субстанции (являющейся для амебы пищей) - мы получим приближение к этому месту (или положительный хемотаксис).Так вот, позволю себе предположить, что даже на уровне амебы между раздражителем внешней среды и действием (реакцией) есть некое "промежуточное звено", заставляющее живой организм на самом "примитивном уровне" избегать "неприятного" воздействия и "прибегать" к приятному. И по крайней мере есть некий "центр", который определяет это "приятное и неприятное" и заставляет добиваться первого и отдаляться от второго.
    Таким образом весьма вероятно, что все живое (и человек в том числе) наделено некими "центрами удовольствия и неудовольствия", которые как раз и определяют поведение особи - избегать неудовольствий и двигаться к удовольствиям (а точнее говоря - избегать ОЩУЩЕНИЙ неудовольствия и двигаться к ОЩУЩЕНИЯМ удовольствия).

Понятно, что когда биологическая организация становится сложнее, чем у амебы:), тогда эти "центры" превращаются в более сложную систему, появляются более разветвленные связи, но основа все равно остается примерно такая же.
Причем ПРИЯТНЫМ оказывается не только жизненно необходимое действие (например, тот же прием пищи), но еще и процессы, его обеспечивающие (например, добывание пищи).

  • Вот один пример: как известно, волку, для того, чтобы раздобыть еду, надо побегать (говорят не зря, что волка ноги кормят). Так что если волку охота кушать, прежде ему надо активно подвИгаться. Но самое интересное - многие биологи отмечали, что в подобных случаях животное бегает не потому, что у него живот подвело и "голод не тетка": ему приятен сам процесс активного движения при добыче еды! По крайней мере - особь, для того, чтобы выжить, просто должна получать удовольствие от самого по себе процесса спонтанного бега по лесу, в том числе на голодный желудок…
    А неприятные действия - это любые действия, ведущие к ухудшению "личной безопасности", увеличивающие риск гибели особи (или вида) и страдания в той или иной форме. Подобные действия сами по себе вызывают "внутреннее неудовольствие" и "стимулируют" отдаляться от таких действий, избегать их. Причем это все на бессознательном, инстинктивном, "животно-биологическом" уровне, когда еще не задействованы печально известные "общественное бессознательное и социальная среда". В том числе и поэтому животные, как известно, не употребляют алкоголь и не курят:)

И можно сказать, что именно "на животном уровне" должны быть приятны все процессы (причем сами процессы как таковые, а не только их результаты), итоги которых ведут к выживанию и сохранению вида.
Так, само по себе приятно спаривание, именно как "средство воспроизводства". И эта "приятность" просто необходима для выживания вида, - по той причине, что при размножении результат отделен от "процесса" на какое-то временнОе расстояние (у человека это девять месяцев), и биологически сложно было бы обустраивать схему реагирования "делай вот это только потому, что ПОТОМ от этого появится то, что тебе приятно". Но возникает иная схема: "Делай это, потому что тебе это приятно само по себе". Точно так же как волку приятно в принципе побегать за едой, хотя отдельно приятно когда-то в конце беготни получить саму еду…
Да и кормить детенышей, как правило, приятно (не только грудью) - тоже пример, как приятен САМ ПРОЦЕСС, а не ожидание того, что из этого детеныша лет через 20 вырастет нечто - вот оно будет, мол, потом приятно!

И надо сказать, что подобная связка "процесс спаривания - удовольствие" формировалась в течение… не ошибиться бы… последних двух-трех МИЛЛИАРДОВ лет. То есть до человека разумного, скажем так, сексуальность "дошла" как стимул удовольствия. Но в то же время, причем на основе того же механизма, пошло движение в обратном направлении, своего рода эксплуатация "безусловно приятного ощущения", связанного с процессом человеческого спаривания, в нерепродуктивных целях. Особенно этому способствовало то, что человек, в отличие от животных, оказался готов к осуществлению процесса спаривания с пубертата и до глубокой старости, и причем все время. В итоге оплодотворение как результат, ради чего, собственно, три миллиарда лет назад был сделан приятным сам процесс совокупления, несколько потеряло актуальность (у людей овуляция в итоге не имеет внешних проявлений, как у животных), и половой акт стал как бы самостоятельным процессом "удовольствия ради удовольствия" и даже в какой-то степени неосознанным символом удовольствия!.. И в частности, уже вполне могла расцениваться как отдельное удовольствие совокупность ритмичных движений - фрикций. То есть в итоге - ритмичных движений как таковых.

  • Вот еще пример. Первобытный человек, для того, чтобы выточить каменный топор, должен произвести достаточно много ритмичных движений - ударов по камню. То, что в результате этих движений получится удобное орудие - это само по себе может оказаться приятно (буквально так - приятная неожиданность:)). Но опять же: не очень-то надежно "заставлять совершать неприятный процесс ради приятного результата": гораздо "надежнее биологически" сделать на уровне ассоциативных связей приятным САМ ПРОЦЕСС. А именно - ритмичные движения, воспринимаемые на глубинном уровне как часть априори приятного процесса совокупления. И если в результате этих приятных движений у первобытного человека не получится ничего - то и ладно, он эти движения, приятные ему сами по себе, повторит как-нибудь еще раз. А когда однажды у него в итоге получится полезный каменный топор - действие со временем закрепится как обучающее и развивающее не только интеллект, но и техническую оснащенность гомо сапиенса.

Точно так же монотонные ритмичные взмахи каменной мотыги были приятными не "ради будущего урожая" (о котором наши предки могли и вообще не знать, ибо так далеко пока не заглядывали), а опять же сами по себе. А "неожиданное появление урожая" постепенно закрепляло, что махать надо именно вот тут и именно тогда-то…
И так далее, и тому подобное. Тут и удовольствие от ритмично раскачивающихся качелей (в том числе и кроватки, и колыбели), и народные танцы (которые в большинстве своем достаточно ритмичны), и даже некоторые трудовые процессы: взмахи, наклоны… А известный греческий "сиртаки" - тот откровенно символизирует процесс отжимания винограда на вино ногами.
И вообще можно отметить, что человеку на "глубинном уровне" приятно все ритмическое: орнаменты, музыка, даже "красивые формулы". Можно вообще сказать, что "любовь к ритмическому" привела человечество к созданию ЭВМ! :)

Таким образом, ради сохранения и развития вида вовсю шла определенная эксплуатация центра удовольствий, в частности, давно закрепленной связки "удовольствие - спаривание". Понятно, что по мере развития интеллекта эксплуатация центра удовольствий становилась все более разнообразной. Но в любом случае этим центром "поощрялись", скажем так, "сексуально-подобные действия". От ритмичных движений и некоторой степени мышечной нагрузки ("радость движения") до труда и творчества - именно как СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫХ видов деятельности. То есть центр удовольствий начинает поощрять человека за действия, напрямую не связанные с размножением, не приводящие к непосредственной репродукции - но приводящие к развитию вида, к укреплению его устойчивости во всех отношениях! А в итоге подобной "эволюции центра удовольствий" человек начал получать удовольствие и от "несексуальной" деятельности - трудовой и\или творческой. Причем не столько от результата, сколько от процесса!

Да, известно, что "творческие люди" часто не застревают на результатах творчества - что называется, "пишут в стол". Ясно, что тут многое зависит еще и от личностных акцентуаций и мотиваций (оно и понятно - тут работает не один центр удовольствий, ведь опять же, человек не амеба); но все равно зачастую именно ПРОЦЕСС творчества становится приятным, причем в данном процессе у той или иной личности "центр удовольствий" бывает порой задействован настолько сильно, что собственная сексуальная активность такой личности как раз и уменьшается (тут и говорят, что, мол - сублимируется).
Однако хочу отметить - активность УМЕНЬШАЕТСЯ, но не исчезает! Грубо говоря, если у такой личности была внутренняя потребность в получении удовольствия от процесса интимной близости раз в день, то в период всплесков творчества она может упасть… ну, к примеру, до раза в два дня, или раза в неделю (тут все индивидуально, конечно).

Отдельный разговор - если у данной личности по тем или иным внутренним причинам вообще не ощущается НИКАКОГО удовольствия в сексе, и тогда этот человек просто вынужден "добирать" с помощью того же творчества или иных "социально одобряемых" (то есть поощряемых его современным, высокоорганизованным центром удовольствий) процессов: домашнего хозяйства, зарабатывания денег, и т.п. И наоборот: если центр удовольствий человека подает сигнал "все хорошо и ничего больше не надо" (тот случай, о котором Пушкин ехидно говорил "всегда доволен сам собой, своим обедом и женой"), тогда и стимула к творчеству или тому же бизнесу может не быть. Да и либидо, кстати, тоже может быть не сильно выражено…

Однако мы забыли про "центр неудовольствий"; а он тоже есть, никуда от него не денешься. И опять же - "много хорошо тоже нехорошо", или говоря научными словами, и в этой области должен быть гомеостаз, или равновесие. Потому что если у человека "все ощущается как хорошо", он может либо деградировать интеллектуально (когда у него самого нет стимула поддерживать это свое "хорошо" , по крайней мере, думать о том, как это обеспечить), либо начать "искать на свою голову всяких приключений". В частности, по принципу "часто мы счастья не замечали, было как небо обычно оно".

Но тогда получается - для того, чтобы "не отупеть и не вляпаться в историю", нужно где-то брать неудовольствия?
Как правило, специально их брать нигде не надо. Агрессивных факторов ВНЕШНЕЙ среды вполне достаточно для современной личности. Причем чем разностороннее контакт с этой окружающей средой - тем таких факторов больше. Соответственно, получается, что деградировать интеллектуально имеет все шансы тот человек, который по тем или иным причинам живет "под стеклянным колпаком", которого ограждают от ЛЮБЫХ контактов с внешней средой и знай рассказывают и показывают, "как у него в его ограниченной жизни все на самом деле хорошо". Точно так же человек, которого закармливают одними только пирожными, рискует получить диабет.
Но тем людям, которые вынуждены лицом к лицу встречать "агрессивные факторы внешней среды" - от стихийных бедствий до всей проблематики мегаполисов с их стрессами, скученностью и тому подобными вещами - нужно таким образом что-то непременно "класть на чашу удовольствий" для достижения гомеостаза. И если брать для этой цели сексуальность как "безусловно приятный процесс" - можно было бы "уравновесить впечатления", кабы не возникшие трудности из-за "усложнения схем работы центра удовольствий современной личности"…

Прежде всего, для приятного процесса спаривания человеку нужен партнер, а в современном мире с его многослойными социальными взаимодействиями поиски партнера и процесс общения с ним могут вызвать вовсе не приятные ощущения, а наоборот, сложности. И станут дополнительными гирьками на чаше неудовольствий - плюс к тому, что там уже лежит. Даже купить партнера за деньги - многим само по себе неприятно и неприемлемо.
Не забудем еще и то, что сама по себе человеческая сексуальность стала процессом очень сложным психологически, и начала выполнять много других "несексуальных" функций (в общем призванных принести все то же удовольствие). Но отдельная проблема может возникнуть, когда у двух партнеров не совпадут "назначения процесса"… И получится тоже скорее неудовольствие.
При подобных ситуациях человек, у которого в данных сферах оказывается много "потенциальных неудовольствий", как раз и заменяет "парную сексуальную функцию" на одиночную - ту же трудовую или творческую, которая принесет ему в общем "такое же удовольствие, продуцируемое тем же самым центром", но потенциальных дополнительных хлопот доставит куда меньше.

И поскольку у современного человека все больше "горя от ума", то получается, что для гомеостаза требуется все больше "факторов удовольствия". И наряду с сексом (как процессом в общем-то продуктивным) человек начинает привлекать и другие, уже непродуктивные "факторы потенциального удовольствия или точнее ОЩУЩЕНИЯ удовольствия" - тот же алкоголь , никотин , наркотики . Да, как уже говорилось выше, "на животном уровне" употребление подобных веществ - опасно для здоровья и потому неприятно, но человек устроен сложнее, и ему становится ПРИЯТНО то "анестезирующее интеллект" воздействие (пусть временное), которое оказывает тот же алкоголь, или те социальные выгоды или ощущение "срабатывания сосательного рефлекса", которые (пусть тоже временно) дает курение. Здесь на биологическом уровне может возникнуть деструктивный процесс снижения чувствительности к опасным последствиям, и потому будет проявляться не столь выраженное биологическое неудовольствие..

Но если опять возвращаться к сублимации как к "альтернативному источнику получения удовольствия помимо секса как такового", то по сути в ней нет ничего страшного, ибо на самом деле, как говорится, "не сексом единым". И глупо было бы говорить об успешном творце или бизнесмене, что, мол, "это он потому так продуктивно работает, что у него в постели ничего не получается". Это достаточно "простое" и потому соблазнительное объяснение. Другое дело, когда "иные виды деятельности, приносящие удовольствие" ПОЛНОСТЬЮ замещают секс и при этом человек от этого СТРАДАЕТ. Вот тогда можно говорить о ПРОБЛЕМЕ. Но не ранее. Потому что многих людей, как говорится, "хватает" и на секс, и на творчество (бизнес, домашнее хозяйство и т.п.). Просто это разные источники "одного и того же удовольствия", которого человеку может требоваться много, и ему живется тем интереснее, чем из более разнообразных источников он эти удовольствия черпает. Потому что удовольствие "одного происхождения", даже самое приятное, может очень скоро надоесть и перестать выполнять свою функцию в деле обеспечения гомеостаза!

…В принципе, тема сублимации очень большая. Некоторые психоаналитики говорят о разновидностях сублимации (то бишь получении альтернативного удовольствия) "по мужскому и по женскому типу" - то есть от результата и от процесса. Вроде как мужчине в сексе нравится "сам процесс", а женщина "непременно настроена на результат, то есть на ребенка". Вот уж, извините, глупости: "сам процесс" вполне может любить и женщина (и при этом предохраняться , - то бишь не расценивать секс лишь как способ получить ребенка), а удовольствие от рождения малыша может получить и мужчина (более того - некоторые мужчины и на секс как таковой идут нередко только ради зачатия).
А иные психоаналитики склонны, наоборот, полагать, что для мужчин чаще стимулом к творчеству становится как раз результат - якобы потому, что "женщина рожает ребенка, а у мужчины на этом месте комплекс, и он ради устранения ощущения такого дефекта "рожает" разные идеи, проекты, бизнес-планы и т.п." Но опять же - сколько угодно мужчин, которые "складывают идеи в стол", и достаточно женщин (особенно там, где нет давления двойной морали), которые хотят не просто работать, а именно делать карьеру!

И еще к слову о процессе и результате: когда человек вынужден делать какую-то нелюбимую, противную работу исключительно ради необходимых ему больших денег - это не сублимация:) Или, если не брать крайности, а сказать мягче - можно вспомнить слова одного известного сатирика, у которого спросили, откуда он, столь "плодовитый" в своем творчестве, берет это "постоянное вдохновение"? На что он ответил: "Откуда, откуда… Денег нет - вот и вдохновение" :)
Так что вот такая плодовитая работа - это уже не "сублимация в чистом виде", хотя такие "перегрузки ради денег" тоже могут негативно сказываться на либидо - но это уже больше от рабочего переутомления.

…Но вообще должен вам сказать, что отрыв сексуального удовольствия от процесса размножения действительно еще не закончен (почему у психоаналитиков и возникают подобные ассоциации с родами и детьми). Ведь процесс связывания удовольствия с самим процессом совокупления, а не только с оплодотворением и репродукцией как результатом, длился опять-таки 3 миллиарда лет, а обратный процесс - отрыв собственно сексуального удовольствия от факта размножения - длится всего-то примерно 300 тысяч лет (если уж быть совсем точными - он начался где-то от 500 до 300 тысяч лет назад, и похоже, максимум его развития - как раз сейчас, в эпоху НТР). Так что нам сейчас доводится наблюдать развитие этого процесса собственными глазами. Кстати, пути этого разобщения могут быть достаточно вариабельные (один из деструктивных примеров - получение "сублимированного удовольствия" от убийства, например).
Таким образом, "эволюция сублимации" идет полным ходом и вовсе не закончена. Возможно, и потому психоаналитикам пока сложно сформулировать в отношении нее "связные теории"; собственно, и данная статья не претендует на теорию, скорее уж на гипотезу!

© Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик

Сублимация , сублимирование (от лат. Sublimare - возносить) - процесс, механизм и результат преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующиеся заменой сексуальной цели на цель "более отдаленную и более ценную в социальном отношении" (Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций). Автор этого понятия, З. Фрейд, в общем, характеризовал С. как процесс, происходящий с объектом либидо, суть которого заключается в отвлечении от сексуального и переориентации влечения на цели, далекие от сексуального удовлетворения (Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности).

В качестве основных форм проявления действия С. З. Фрейд выделял различные творческие процессы (творческую деятельность).

З. Фрейд считал, что способностью к С. обладают все люди, но при этом многие из них обладают данной способностью лишь в незначительной степени (Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции). В общем С. может быть понята как один из фундаментальных защитных механизмов личности.

В. И. Овчаренко

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. sublimare – возносить), в психоанализе З. Фрейда – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации является...

Философский словарь

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

Философский словарь

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. "Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати...

Философский словарь

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один...

Философский словарь

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в...

Философский словарь

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но...

Новейший философский словарь

СУБЛИМАЦИЯ (СУБЛИМИРОВАНИЕ) - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную в социальном отношении С - процесс, происходящий с объектом либидо, и состоит в том, что влечение...

Сублимация (от лат. превозносить) представляет собой защитный механизм психики, который отвечает за устранение внутренней напряженности и перенаправление энергетических потоков на достижение каких-либо высот в определенной сфере деятельности (искусство, поэзия, спорт и т. д.)

Впервые об этом термине общество узнало от З.Фрейда в 20 веке. Изначально понятие сублимации выражало нравственное возвышение . Особое значение процессу сублимации уделяется в детской психологии и психологии творчества.

Этот термин в разных науках трактуется по-разному :

  1. Технология удаления льда вакуумным путем с помощью продуктов питания или биологических компонентов.
  2. Переход вещества из твердого состояния в газообразное.
  3. Способ переноса изображения на различные поверхности (используется в полиграфии)
  4. Переход из либидозной энергии в творческую.

Фрейд в своей теории о сублимации представлял защитный механизм как отклонение от биологических потребностей человека (половое влечение, которое должно перенаправляться на социально приемлемые задачи). Но он рассматривал сублимацию как положительный феномен, так как ее защитные реакции легко снимали внутреннее напряжение индивида.

Очень часто методы сублимации используют в психоанализе. Концепция психоанализа по Зигмунду Фрейду рассматривает понятие о сублимации как вид трансформации внутреннего либидо .

В современной психологии понятие о сублимации может иметь несколько интерпретаций. Но единым остается понятие о том, что она является источником перенаправления нежелательных импульсов и имеет несколько форм.

Пример

  • При хирургических методах лечения можно сублимировать возможные садистские наклонности.
  • Если вы предпочитаете заниматься изобразительным искусством или юмористическими рассказами, то есть возможность сублимирования чрезмерного влечения к занятию любовными утехами.
  • Агрессивные позывы могут быть преображены в значимые увлечения боксом.

Мы видим, что когда человек не может найти разрядку своим естественным инстинктам, он на подсознательном уровне ищет тот вид занятий, который высвобождает данные импульсы.

Для Фрейда любое творчество – это процесс сублимации либидозной энергии в творческие процессы.

Сублимация - это плохо или хорошо?

Каждый тип личности по-разному воспринимает творчество и его конечный итог. Для людей с демонстративной направленностью в творчестве характерно наслаждаться реакцией людей, которые следят за их деятельностью. Интровертам наибольшее удовольствие приносит сам процесс сублимации. Зачастую они не стремятся получить одобрение от окружающих и продолжают работать над несколькими творческими проектами. Но в обоих случаях индивиды действуют по тем же принципам, которые используют в своей сексуальной жизни.

Если же у человека возникают долгожданные серьезные отношения, которые не придают ему чувства гармонии, то он может получить недостающие ощущения от творческих занятий. Если в отношениях полностью отсутствует физическое удовлетворение, то он может абстрагироваться от этого и реализовать себя без сексуальных отношений. В большинстве случаев такие люди не будут менять свои интимные недостатки, и менять что-то в лучшую сторону.

Благодаря равновесию, которое постоянно сохраняется в каждом организме, наша энергия либидо находится под полным контролем. Это дает возможность реализовать свои желания в одной из сфер (творческую или сексуальную) или равномерно распределить ее во всех сферах жизни.

Многие люди опасаются процесса сублимации, и они не проявляют дальнейшего интереса к изучению психоанализа. Но нашлись и те, которые не побоялись допустить правдивость данной теории и в итоге нашли для себя положительные стороны в культурном побуждении личности.

СУБЛИМАЦИЯ (от лат, sublimo - возвышаю) - переключение части энергии с низменных, социально и культурно неприемлемых целей на возвышенные, социально и культурно приемлемые. Идея С. нашла отражение в одном из произв. нем. писателя Г. Юнга Штиллинга, опубликованном в 1785 г., а также в работах нем. философов Шопенгауэра и Ницше. В конце XIX- нач. XX в. понятие «С.» широко использовалось создателем психоаналитического учения о человеке и культуре Фрейдом. В его концепции иск-ва С. рассматривалась в качестве осн. источника и первопричины творческих процессов, худож. произв., духовной культуры вообще (Фрейдизм и художественное творчество). Согласно Фрейду, смысл С. заключается в том, что природное влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в нравственно одобряемую и соответствующую эстетическим нормам об-ва, в частности в энергию, связанную с худож. творчеством. В соответствии с таким пониманием возможностей переключения природных влечений человека и их направленности на высшие цели, психоаналитическая трактовка иск-ва граничит с абсолютизацией деятельности бессознательного в создании худож- ценностей. Последователи Фрейда нем. психологи О. Ранк и Г. Закс полагают, напр., что из сублимированной инстинктивной силы «эдипова комплекса» (возникающего в детстве полового влечения к родителю противоположного пола) почерпнуты образцовые произв. всех времен и народов. Др. нем. психолог В. Штеке считает, что всякое творчество представляет собой «сублимированную эротику». Подобная трактовка_иск-ва находит отражение в работах мн. совр. западных искусствоведов, литераторов, представителей худож. интеллигенции. Психоаналитическая теория С., считающая худож. освоение мира преобразованной энергией первичных влечений сексуального характера, сводит в конечном счете социальное к биологическому. Эта теория не в состоянии объяснить особенности и специфику ни иск-ва вообще, ни процессов худож. творчества в частности. В качестве одного из возможных объяснительных принципов худож. творчества механизм С. может быть использован в том случае, когда автор делает предметом осмысления и отображения в худож. произв. свои индивидуально-личностные переживания. Однако неправильно сводить худож. творчество исключительно к С., игнорируя связь иск-ва с характером эпохи, воздействие социально-исторических условий жизни людей на формы и способ худож. освоения мира.

Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СУБЛИМАЦИЯ" в других словарях:

    СУБЛИМАЦИЯ - (хим.) операция, состоящая в отделении летучих плотных тел, напр. нашатыря, пирогаллола, бензойной кислоты, от нелетучих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СУБЛИМАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    сублимация - (от лат. sublimo возношу) процесс и один из основных защитных механизмов психики преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».… … Большая психологическая энциклопедия

    Сублимация - Сублимация ♦ Sublimation Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение… … Философский словарь Спонвиля

    СУБЛИМАЦИЯ - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие З. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют… … Философская энциклопедия

    СУБЛИМАЦИЯ - (от латинского sublimo возношу), возгонка, переход вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости. Сублимация фазовый переход 1 го рода. Процесс сублимации идет с поглощением энергии, называемой теплотой сублимации. Обратный … Современная энциклопедия

    Сублимация - (лат. sublimo возвышать, возносить) Психологическая категория, активно вошедшая в гуманитарные науки XX в. во фрейдистской (см.: Фрейд) интерпретации. Согласно Фрейду, С. это психический процесс, в результате которого энергия природных… … Энциклопедия культурологии

    СУБЛИМАЦИЯ - (от лат. sublimo высоко поднимаю, возношу), возгонка, переход в ва из крист. состояния непосредственно (без плавления) в газообразное; происходит с поглощением теплоты (фазовый переход I рода). С. одна из разновидностей парообразования, возможна… … Физическая энциклопедия

    сублимация - возгонка, возношение, дистилляция, дистиллирование, перегонка, трансформация, превращение, изменение; криосублимация, сублимирование Словарь русских синонимов. сублимация сущ., кол во синонимов: 4 возгонка (9) … Словарь синонимов

    сублимация - и, ж. sublimation f. <, лат. sublimatio. 1. хим. Непосредственный переход вещества при нагревании из твердого в газообразное состояние (минуя жидкую фазу) ; возгонка. МАС 2. Вычищение камфоры выжиганием (sublimation). АИ 1781 3 521. ♦… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СУБЛИМАЦИЯ - (психологическое), психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов… … Современная энциклопедия

    СУБЛИМАЦИЯ - в психологии психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Сублимация , Анатолий Маляров. Если существует столь необязательный род литературы – фантастика, столь фантастический – сказка, то почему бы не посвятить себя весьма ответственному виду прозы– былям. Забавным,…