Отношение православной церкви к масонским символам. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Казанский собор и Всевидящее Око

Знак всевидящее око, значение символа и его интерпретации интересуют многих ученых, аналитиков и простых ценителей всего тайного. Этот сакральный можно увидеть на древнем папирусе из Египта, рассмотреть на известных американских и украинских купюрах, обнаружить в христианской геральдике и старинных книгах по колдовству.

Почему всевидящее око так популярно и распространено у многих народов? Что означает этот загадочный рисунок?

Символ, выглядящий, как треугольник с глазом внутри, трактуется достаточно пространно. Этот знак расшифровывается, как «третий глаз», символизирующий интуицию.

Всевидящее око помогает подняться над завесой повседневности. Означает возвышение над собой и миром вокруг. Еще знак расшифровывается, как главная загадка вселенной, разгадка которой даст человеку абсолютную власть над планетой.

Значение в масонстве

Впервые данный знак был замечен в масонских трактатах. Там его описывали, как изображение, указывающее на Главного Архитектора Вселенной (Создателя).

Если по частям рассматривать всевидящее око, значение символа будет следующее:

  • треугольник – огненная стихия, отсылка к цифре 3 в масонстве;
  • глаз – молчаливый призыв к мудрости, первичность сущего, победа над злом.

Иногда всевидящее око изображают как лучезарную дельту (добавляя к символу ореол и лучи), и его значение становится отсылкой к масонским мировоззрениям.

Помимо масонства и христианства, всевидящее око играло большую роль у индейцев, скандинавов и кельтов. Детали изображения в разных странах могли отличаться друг от друга, но общий смысл толкования символа был схожим. Данный знак всегда вызывал трепет и уважение. И никогда не применялся по малозначительным поводам, особенно, если дело касалось колдовских ритуалов.

Всевидящее око в христианстве

В христианстве этот символ означает Святую Троицу. И еще то однозначное видение мира, которое присуще Богу, но утеряно у людей. Двуличие и иллюзии по христианским нормам – это вещи недопустимые. И всевидящее око служит напоминанием о том, что нужно стремиться проникать в суть вещей, а не смотреть поверхностно.

Создал все естественным и самодостаточным. И человек сначала жил в этом идеальном мире, постигая замысел Божий. Но затем рай для человека закончился, и он утратил те знания, которые могли бы сделать творцом его самого.

Всевидящее око служит напоминанием о той силе и тех резервах, которые скрыты у каждого внутри. Амулеты с этим знаком носят на шее как защиту, а также с целью усилить собственную проницательность и развить сильные стороны личности.

Данный древний символ окутан множеством легенд и суеверий. История его происхождения доподлинно не известна. Но само всевидящее око, значение символа и его изображение сквозь века несут в себе призыв, чтобы люди очнулись и постарались понять устройство мироздания, приблизились к божественному замыслу и максимально развили собственные способности.

Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.

Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.

Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.

Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.

«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике

Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).

Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.

«Всевидящее око Господне». Икона

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.

Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.

Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.

Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.

Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».

Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.

Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».

Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?

Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».

Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.

Дмитрий Марченко

Казанский собор в Санкт-Петербурге – одно из самых интересных архитектурных сооружений северной столицы. На его фронтоне расположен масонский символ Всевидящего Ока. У гостей города и людей, малосведущих в истории православия и архитектуры, нередко возникает вопрос, что этот символ там делает? Ответ на него гораздо ближе, чем кажется. Разберемся вместе, как масонские влияния сочетаются с классической архитектурой и православием.

Масонское веяние в России

Масонское движение пришло в Российскую империю несколько позже, чем зародилось во Франции – в середине 18-го века. По некоторым легендам, одним из основателей этого движения в нашей стране был император Петр I, однако фактических подтверждений подобные теории не имеют. Изначально влияние масонов на русские земли осуществлялось преимущественно иностранными членами общества: дипломатами, политиками, служившими в России. Но уже в пятидесятых годах 18-го века появилась первая «русская» ложа под руководством графа Романа Воронцова.

Изначально тайное общество для представителей высших сословий быстро распространило свое внушение даже на членов правящей семьи. Известно, что императоры Петр III и Александр I тесно контактировали с масонами, при этом входили в число участников движения. Хотя изначально мотивы масонства кажутся достаточно мирными (они проповедовали мораль, принципы братской дружбы и любви), впоследствии многие члены общества использовали свое положение, чтобы влиять на государственные процессы.

Александр I запретил деятельность «тайного общества» в Российской Империи.Это было неслучайно, поскольку все его окружение (советники и люди, принимавшие решения о судьбе государства) были масонами. В 1822 году, спустя 11 лет после постройки Казанского собора, император издал свой указ, запрещающий тайным обществам работать на территории страны.

Значение Ока в православии

Прежде чем говорить об архитектурных решениях при постройке Казанского собора, разберемся с самим символом. Ошибочно считать, что знаменитый глаз в треугольнике – детище масонской фантазии. Известно, что свою символику масоны активно заимствовали из многих источников. Христианство не было исключением.

Равносторонний треугольник, окруженный лучами сияния, на самом деле является образом, символом Божественного Всеведения. Говоря вслед за Библией, мы можем назвать его Око Господне над боящимися, что раскинулось над уповающими на Него людьми. Изначально традиция этой символики проявилась в средние века в Византийской иконографии, а с 17-го века более активно распространилась на православие. Корни же у Всевидящего Ока уходят в Священное Писание, соответственно, являются естественными для христианской веры.


Что же оно означает для христианства? Во-первых, сама форма (треугольник) отсылает нас к одному из центральных Символов Веры – Святой Троице. Три стороны, три угла – это три ипостаси Бога. В самом же Оке заложен следующий смысл: Бог, единый в трех Своих лицах, следит не только за нашими земными делами. Он видит гораздо глубже, взирая и на наши душевные чаяния, замыслы и желания.

Как мы уже упомянули выше, масоны активно заимствовали символику из других религиозных и философских течений. По распространенной теории, Всевидящее Око попало к ним через орден Тамплиеров и западную традицию иконографии. У масонов оно означает Верховного архитектора Вселенной – и ни в коем случае недопустимо отождествлять его с Богом. Так обозначают сущность, в которую верят члены братства, а для каждого она своя. Многие считают, что для масонов этим архитектором является Дьявол. Таким образом, взяв исконный христианский образ, они извратили его смысл.

Казанский собор и Всевидящее Око

Конечно, если знать о христианских корнях этой символики, уже не возникнет вопроса, что масонский знак делает на здании такого крупного храма, как Казанский собор. В конкретном случае никаких масонских заговоров не происходило, и сияющий треугольник на бортике – не символ мирового господства. При этом менее интересной история Казанского собора не становится, и до сих пор это строение окружают теории. Любители таинственных смыслов не успокаиваются по сей день, пытаясь усмотреть в сооружении храма подтверждение активного влияния масонства на Россию.

Собор, возведенный в честь нерукотворной иконы Казанской Божьей Матери, очень нетипичный для православной архитектуры. Андрей Воронихин, автор проекта, по которому был возведен храм, вдохновлялся архитектурой классицизма. В частности он хотел повторить римский Собор святого Петра. Вытянутая крестовидная форма здания, обилие колонн, античных мотивов во внешнем и внутреннем убранстве – все это привычно для католического зодчества, но никак не для православия. Для сторонников теорий заговора подобные решения архитектора – лишнее подтверждение их правоты. Кроме привычных нам икон, в храме очень много статуй с изображениями святых. Это также естественно для итальянского Ренессанса, но в традиции православных славян поклонения статуям никогда не было.


Еще один аргумент в пользу «масонских» корней Казанского собора – принадлежность графа Александра Строганова, который инициировал постройку храма, при этом руководил этим процессом, к Великому востоку Франции. Это одна из крупнейших в мире масонских организаций, а сам граф принимал непосредственное участие в ее основании.

Никаких документальных подтверждений «таинственных замыслов» масонов не сохранилось. Узнать, правы ли конспирологи, уже не представится возможным за давностью лет. Казанский собор остается одним из красивых храмов России и центральной резиденцией Санкт-Петербургской епархии.

Всевидящее Око в иконописи


Самые древние изображения треугольника со вписанным в него Глазом Божьим, известные нам сегодня, датируются 6 веком нашей эры. Этот символ не был слишком распространен в византийской традиции иконографии, но все равно сумел перейти в православие. Изначально образ присутствовал в храмовой росписи, при этом был одним из элементов подкупольного пространства. С течением времени символика перешла на иконописные доски.

Самая знаменитая икона с этим элементом так и называется – «Всевидящее Око». В православии отношение к иконе весьма неоднозначно. Некоторые богословы выступали с критикой, подвергая сомнению соответствие иконы христианским канонам. Другая знаменитая икона, в которой можно встретить тождественные «Всевидящему Оку» элементы, – «Неопалимая Купина». Композиционно они очень похожи, имея в своей основе мотивы окружности с исходящими из неё четырьмя лучами.


Хотя аллегорически Око содержит в себе глубокий христианский смысл, оно не приобрело широкой популярности в православном зодчестве и иконописи. Виной всему именно неоднозначные мотивы, связывающие его с масонством. Когда деятельность масонов оказалась под запретом в императорской России, постепенно ушла традиция включения этого элемента в убранства храмов.

Где еще встречается Всевидящее Око в России

Искатели интересных деталей, связывающих историю Российской империи с масонскими ложами, должны обратить пристальное внимание на архитектуру конца 18 — начала 19-го веков.В этот период деятельность масонов в российском государстве приобрела широкий размах, соответственно, подобные мотивы, наряду с элементами классицизма и итальянского Ренессанса, часто встречались во внешнем оформлении строений той эпохи.

В поисках Ока обязательно посетите Исаакиевский собор северной столицы. Здесь треугольник с лучами – один из элементов богато украшенного оклада Тихвинской иконы Богоматери.


В Москве также не обошлось без Ока. Оно встречает нас в Андреевском зале московского Кремля. Расположен покрытый сусальным золотом символ прямо над престолом, взирая с высоты своей не только на простых людей, но и на властителей государства Российского.


Интересные факты:

  • Архитектурные сооружения, воздвигнутые в честь победы российских войск над Наполеоном в 1812 году, и медали, имеют скрытую символику Ока. Это не только упомянутый Казанский собор, являющийся храмом воинской славы России, но и Александровская колонна. На лицевой стороне пьедестала под колонной Око вписано в венок из дубовых листьев.
  • На гербе города Кушвы Свердловской области изображено Око на фоне голубого треугольника. Считается, что этот элемент был клеймом работников Кушвинского завода, при этом ставился на все стальные изделия, вышедшие из его цехов.

Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, обращайте больше внимания на старинные здания, возведенные в духе классицизма. Многие из них (в том числе Строгановский дворец) скрывают в себе неоднозначную символику Божьего Глаза.

Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.

Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.

Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.

Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.

«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике

Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).

Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.

«Всевидящее око Господне». Икона

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.

Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.

Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.

Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.

Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».

Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.

Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».

Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?

Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».

Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.

Дмитрий Марченко

Вас привлекается все необычное и таинственное?

Тогда этот рассказ для вас, ведь более загадочного и таинственного направления, чем масонство, сложно себе представить. Информации о масонах много, но она разрозненна и противоречива. Как будто кто-то нарочно запутывает следы!
Недавно я побывала на экскурсии «Знаки вольных каменщиков» в Москве проекта "Выход в город". В Москве много следов таинственных вольных каменщиков, надо просто знать, где искать и уметь читать эти знаки. Вместе с экскурсоводом Викторией Шеногиной мы выискивали тайные знаки масонов и пытались разгадать их смысл.

Экскурсия «По следам вольных каменщиков» довольно объемная и по времени и по информационной насыщенности. Прежде чем я расскажу о нашем маршруте, надо все же разобраться, кто же такие масоны и зачем они оставляли на строениях знаки. Хочу подчеркнуть, что вся информация, изложенная в этой заметке, может являться как вымыслом, так и правдой. На то они и «Тайные общества».

О масонстве

Масонство (или франко-масонство)- философское течение, которое зародилось, как принято считать, в Англии 18 века. Название «масон» или «франкмасон» происходит от французского franc-ma?on, буквальный перевод - вольный каменщик. Важно подчеркнуть, что масонство - это не религия, это именно объединение людей, увлекающимися высшими идеями саморазвития. Кроме этого, масоны известны своими многочисленными тайными ритуалами и особыми правилами поведения в Ложе. Административно все масоны в мире объединены в Ложи.
Исторически в масоны принимали только свободных мужчин, достигших 21 года, здоровых и самостоятельных. Обязательным требованием было настоящая набожность.
В масонстве было три основных ступени (градуса) развития: ученик, подмастерье и мастер.
Масонов можно разделить на оперативных (не владеющих строительными профессиями) и спекулятивных (строителей и архитекторов).

Истоки масонства

Есть несколько легенд о возникновении масонства. Самая распространенная рассказывает об архитекторе Хираме, которому царь Соломон поручил сооружение храма в Иерусалиме. Архитектор разделил рабочих на три класса, а для того, чтобы опознавать друг друга, была введена система знаков и прикосновений.
По другой версии, масонство на Востоке - это не что иное, как наследие ученых и жрецов Халдеи, Индии и Египта.
Третья легенда возвращает нас во времена ордена Тамплиеров (Храмовников), который со временем впал в ересь и был разгромлен французским королем Филиппом. Далее Орден ушел в подпольную и тайную деятельность.
Понятие «вольные каменщики» широко использовалось в средние века в Европе, так как эти строители могли легко передвигаться из города в город. А вот остальные ремесленники были намертво привязаны к своей гильдии и городу.

Знаки масонов

Масонские символы отражают в основном строительную тематику: угольник, молоток, топорик. Кроме этого, масоны собрали и более древние знаки, такие как шестиконечная и пятиконечная звезды, всевидящее око, наделив их своими тайными смыслами.
Архитекторы оставляли эти тайные знаки на зданиях, порой ничего не подозревающих владельцев, таким образом, передавая сообщения для других масонов. Поэтому, увидев на здании что-то напоминающее масонскую символику, надо изучать, кто был архитектором, а кто владельцем этого дома.

Итак, основные масонские символы:

Лучезарная дельта - один из самых древних символов, в христианстве знак «всевидящее око». Этот символ появляется на изображениях еще со времен Древнего Египта. У масонов знак напоминает о всепроникающем божественном взгляде, о присутствии Великого архитектора вселенной (Бога) во всех деяниях масонов
Две колонны (Яхин и Боаз) - «утверженный силой» и «утвержденный богом». Два медных или латунных столба, которые стояли в храме Соломона в Иерусалиме
Три кольца - триединство религий (иудаизм, христианство, античность)
Круг - символ вечности
Раковина и жемчужины - символы саморазвития, каждый человек как песчинка должен вырастить из себя жемчужину;
Фартук вольного каменщика - атрибут принадлежности к масонству
Линейка и отвес - равенство сословий
Циркуль - символ общественности
Дикий камень - грубая нравственность, хаос
Ветвь акации - бессмертие
Гроб, череп, кости - презрение к смерти, печаль об исчезновении истины
Мечь -карающий закон
Саламандра - древний алхимический символ
Химеры - несбыточная мечта, к которой нужно стремиться

Масонские храмы

В дореволюционной России были настоящие масонские храмы. Один из них находился рядом с гостиницей «Балчуг» (сейчас на доме табличка «Строительная компания»). Сегодня существуют масонские храмы в районе Савеловского вокзала и в районе Арбата.
В Америке и Англии можно найти храмы масонов, их можно узнать по циркулю и раскрытой книге на фронтоне здания. Масонский храм состоит из трех помещений: 1- комната размышлений (никаких надписей, украшательства), всегда лежит череп; 2- камера преддверия; 3- зал собраний.

Масоны в России

Принято считать, что масонство в Россию привез еще Петр I. Кто-то считает, что он и был первым русским масоном, но это вопрос спорный. Также некоторые знатоки масонства считают то еще до Петра первого создатель Архангельского собора Кремля, Аристотель Фиерованти, являлся масоном и оставил на известном соборе три огромные раковины.
Настоящего рассвета масонство в России достигает в 18-19 веках. К масоном причисляют поэта Чаадаева - друга Пушкина, Вяземского. Да и самого великого поэта тоже часто причисляют к масонам. Добрая половина декабристов являлись масонами.
В Настоящий момент по разным данным в России от 1500 до 2000 тысяч масонов. Две самые большие ложи: Великая ложа России (В.Л.Р.) и Объединенная ложа России (О.В.Л.Р). Кроме того, существуют и женские масонские ложи: «Кассиопея» и «Большая медведица».

Маршрут по местам, связанным с масонством

Места, связанные с масонами, разбросаны по всей Москве. Поэтому без транспорта совершить это путешествие затруднительно.

1. Здание бывшего Английского клуба (ныне Музей)
2. Особняк в Гагаринском переулке
3. Ресторан ЦДЛ «Центральный дом литераторов»
4. Храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках
5. Дом страхового общества "Россия"
6. Меньшикова Башня (Церковь Архангела Гавриила)
7. Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках
8. Донское кладбище
9. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Здание бывшего Английского клуба (ныне Музей современной истории)

Адрес: м. Тверская, Тверская ул., д.21
с левой стороны от центральной колоннады можно увидеть окно в обрамлении двух колонн (Йоахин и Боаз), Химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)

Здание относится к тем немногим, которые сохранились после большого пожара в 1812 году. В 1826 году было перестроено. В здании находился Английский клуб, где собирались только мужчины.Женщинам вход был заказан, разве что несколько раз в год на больших балах. Очень сложно провести грань между тем, кто все-таки собирался в английском клубе.
В этом доме сохранилось очень много интересных деталей: есть несколько картин, на которых изображены масоны, по стенам можно заметить фрагменты масонского фартука. Стоит обратить внимание на небольшую комнату прямоугольной формы, без окон. В деталях интерьеров можно увидеть канат, который опоясывает собой одну из комнат. Такая символика у масонов означала, что все масоны связаны между собой единой нитью. Второе значение - если ты один раз попал в этот круг, то выйти из него будет затруднительно.

Особняк Гагарина

Адрес: м. Кропоткинская Гагаринский переулок, д.11
На что обратить внимание на фасаде: сияющая дельта, строительные инструменты (треугольник, лопаточка, молоток), ракушки с жемчужинами, две палочки в круге, химеры.

Дом построил гражданский архитектор Палеев, далее князь Гагаринский покупает этот дом для себя и своей семьи. В 1817 году дом был перестроен, но когда именно здесь появились знаки: при Палееве или при перестройке неизвестно. По словам нашего гида, в 2011 году департамент культуры проводил пресс- показ этого здания. В здании сохранился шахматный мозаичный пол - также один из признаков масонской принадлежности.

Ресторан ЦДЛ «Центральный дом литераторов»

Адрес: м. Баррикадная, ул. Поварская, д.50
На фасаде масонских символов нет.

На улице Поварская стоит настоящий замок в стиле модерн романтического направления. Дом был построен архитектором Петром Бойцовым для князя В.В. Святополк- Четвертинского. Далее особняк приобретает графиня А.А. Олсуфьева, чей муж являлся известным масоном, которая прожила здесь вплоть до 1917 года. До революции здесь часто проводились собрания масонов. После революции (1928 году) в этом замок был передан Союзу писателей. Именно этот дом был прообразом массолита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1995 году в этом здании была зарегистрирована Великая ложа России. До 2000 года в дом попасть со стороны было практически невозможно, вход был только по книжечкам писателя. Сегодня попасть внутрь может практический каждый, заранее забронировав столик в ресторане ЦДЛ (Центральный дом литераторов).
Благодаря обаянию нашего гида, а также тому, что в ресторане не было днем посетителей, нам разрешили пройти внутрь и осмотреть шикарные интерьеры. Историю дома нам рассказал сам метродотель (гардеробщиком язык не поворачивается назвать этого импозантного мужчину в смокинге). Внутри дом поражает самое смелое воображение: в центральном зале со старинной деревянной лестнице от красоты просто захватывает дух. Интересны также потайная курительная комната и холл. В общем, настоятельно рекомендую посетить этот чудо ресторан, в котором время как-бы остановилось. Кстати, если договориться с официантами, они покажут все масонские знаки, которые сохранились в интерьере.

Храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках

Адрес: м. Менделеевская, Нововоротниковский пер., 3
На что обратить внимание на фасаде: икона «Благодатное небо» (перед входом с левой стороны).

На что обратить внимание внутри: ветка акации над главным иконостасом, икона «Благодатное небо» над иконостасом, плафон центрального зала оформлен в духе масонства (серафимы и звездное небо), икона на стекле (меняет изображение с трех точек осмотра), полотенца по периметру храма (под иконами).
Этот храм был для меня настоящим открытием, ведь я так часто проезжала мимо него и даже не подозревала, что скрывается внутри. Внутреннее убранство не похоже ни на один из известных мне храмов - интерьеры оформлялись по эскизам архитектора Шехтеля. Очень необычное цветовое решение для храма - он украшен в зеленой гамме. В общем, настоятельно рекомендую для посещения.

Здание страхового общества "Россия"

Адрес: м. Чистые пруды, Сретенский бульвар, дом 6/1
На что обратить внимание на фасаде: фигура вольного каменщика в фартуке, летучие мыши под балконом, две колонны рядом с окном, саламандра под балконом (чтобы увидеть нужно войти во двор с кованными воротами).

Дом страхового общества России на Сретенском бульваре является одним из красивейших памятников архитектуры. Знаменитый архитектор Ла Курбуазье говорил, что можно снести весь исторический центр Москвы, но обязательно оставить именно этот дом. Дом являлся уникальным для своего времени: в нем находилось всего 146 квартир, площадью об 400 до 600 метров; собственная система водоснабжения, отопления. Первыми жильцами дома были деятели культуры, затем военные. В советское время здесь был многочисленные коммуналки.
Снаружи дом украшен многочисленными изображениями чудных животных, а под одним из балконов спряталась огромная саламандра. Хочется отметить, что раньше дом был красного цвета. Колонны, которые обрамляют окна были выкрашены в белый и черный цвета («Яхин и Боаз»). Под самой крышей здания можно увидеть фигурку слона - символа победы Христа над смертью.

Меншикова Башня (Церковь Архангела Гавриила)

Адрес: м. Чистые пруды, Архангельский переулок, 15а
На что обратить внимание на фасаде: херувимы держащие в руках раскрытую книгу.

На что обратить внимание внутри: в первом ряду иконостаса, на крайней иконе слева можно увидеть знак лучезарной дельты; при выходе из храма по две стороны от двери можно увидеть апостолов Петра и Павла стоящих возле двух колонн (возможно это Йохин и Боаз).
Церковь Архангела Гавриила была построена для князя Меньшикова и находилась недалеко от дворца меньшикова. Создание первоначального храма связывают с мистической историей. Якобы Меньшиков, желая прославиться в очередной раз, построил башню, которая была на три метра колокольни Ивана Великого в Кремле, чего нельзя было категорически делать. Это повлекло за собой много слухов, мол храм не простоит долго. И во в один солнечный день, откуда не возьмись взялась молнию, и ударила в шпиль. Шпиль загорелся и в один момент все колокола с колокольни упали и придавили под своим весом огромное количество людей.
Старый храм был весь в масонской символике, но митрополит Филларет велел от нее избавиться. Так что сейчас. Кроме необычных украшений башни, ангелов, держащих открытую книгу, символов не сохранилось.

Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках

адрес: м. Китай-Город, Серебрянический переулок, дом 1а
На что обратить внимание на фасаде: лучезарная дельта.

Здесь маршрут нашей экскурсии заканчивался, где мы еще долго задавали вопросу нашему гиду.
В Москве есть еще целый ряд объектов, которые из-за ограниченности времени не вошли в наш тур.

Донское кладбище

Адрес: М. Шаболовская
Донское кладбище в рамках этой экскурсии мы не посещали. Но именно здесь захоронено огромное количество масоном, в том числе дядя А.С. Пушкина. Этому уникальному месту мы посвятим отдельный рассказ.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Адрес: м. Новокузнецкая, ул. Большая Ордынка, д.20
Это уникальный храм, где сохранилось огромное количество масонских знаков на полу, а также странный балдахин (напоминающей о балдахине мастера в масонском храме).

Весь маршрут на карте Москвы

Просмотреть Масонские знаки в Москве на карте большего размера

Экскурсию по Москве Масонской можно приобрести у наших партнеров здесь>>>