Тайны молитвы «отче наш» — то, о чём многие не знали…. Молитва Отче наш — текст, толкование. Толкование молитвы Отче наш святителя Иоанна Златоуста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, в Евангельском отрывке, который мы с вами сегодня слышали за Божественной Литургией, Иисус Христос дает нам образец молитвы, и, пользуясь случаем, хотелось бы сегодня сказать несколько слов об этом.

Молитва Господня, более привычно для нас называемая «Отче наш», упоминается двумя евангелистами - ап. Матфеем и ап. Лукой. Во второй год своей проповеди Христос во время Нагорной беседы, продолжая разговор о молитве, отвечает ученику, который спрашивает Его: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн учил своих учеников». На эту просьбу Иисус дает конкретный пример молитвенного обращения к Богу - молитву «Отче наш». Давайте еще раз повторим ее вместе со словами Христа: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11:2-4).

Как нас любит Господь, что Сам дает нам конкретный текст обращения к Нему. Эта молитва особо значима для каждого из нас, так как дана нам самим Христом. Обращаясь в этой молитве к Богу, мы обращаемся к Нему как к Отцу, указание на небо дает устремление нашей душе, как говорили раньше «горе» - туда вверх, ввысь, прочь от житейских соблазнов и грехов.

Да будет воля Твоя, один из основных принципов христианства - это свобода выбора, либо следовать воле Божией, либо противиться ей. И вот мы просим, чтобы Господь управил нас и дал нам понимание, что Его Божественный промысел для нас лучше, чем собственные потуги и упорство.

Как при отсутствии питания человек со временем погибает от голода, так и при отсутствии духовной пищи погибает наша душа

После этого мы молимся: Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день, прося благополучия в настоящий день, так как не знаем, будем ли живы завтра, не строя долгосрочные планы на безбедную старость и т.д. Однако не только еды и крыши над головой просим мы в этих словах. Христос называет Себя Хлебом Жизни и говорит, что тот, кто ест этот Хлеб, будет жить вечно. Как важно для христианина приступать к Божественной Евхаристии, причащаться Телу и Крови Христовым. Как при отсутствии питания человек со временем погибает от голода, так и при отсутствии духовной пищи погибает наша душа. Дальше просим мы у Бога отпущения грехов, сравнивая их с долгами, которые можно отпустить. Уповая, что Господь, словно тот добрый заимодавец, отпустит нам наш долг и не будет нас наказывать. Однако не всегда наша жизнь беззаботна и спокойна, часто мы впадаем в разные искушения, испытания, причиняемые нам нечистыми силами. И вот в заключении молитвы мы и молимся, чтобы Господь не вводил нас в искушение, но избавил нас от лукавого. Так как под властью диавола все живое погибает духовно и со временем физически.

Молитву Господню знают, наверное, все люди, хоть как-то связанные с христианской культурой. И порой мы совершенно автоматически и машинально говорим эти слова. Один известный в определенных кругах литургист и священник Сергий Желудков говорил, что нам следует и в домашней молитве, и в молитве церковной, четко и вдумчиво произносить самую главную молитву - «Отче наш». И тогда, познавая снова и снова ее глубину, мы будем обращаться к Богу искренно и всем сердцем. Будем, дорогие друзья, этому учиться.

После слов молитвы Господь приводит притчу о том, как один друг пришел к другому, чтобы одолжить немного еды для угощения пришедшего к нему гостя. Но друг, к которому он обращался, уже уютно отдыхал в кругу семьи, и ему совершенно не хотелось выходить и что-то делать. Однако поддавшись настойчивому стуку в дверь и просьбам, он все-таки выходит и дает просящему столько то, что он просит.

Христос приводит этот пример не просто так. Рассказывая эту историю, он дает нам пример того, как надо просить. Обычно в коробку с каким-нибудь предметом, особенно техникой или лекарством, кладут инструкцию по применению. Так вот в нашем случае именно эта история и есть инструкция по применению молитвы, данной ранее.

В наше суетное время нам так не хватает усидчивости и усердия. Зачастую все мы делаем быстро и не всегда качественно. Эта проблема есть и в молитвенном делании. Просим мы мимолетно, не всегда искренно и не часто, а лишь в проблемное для нас время. Обращаясь к римлянам, ап. Павел говорит: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12:11). Надо учиться просить. Молитва нужна человеку в решающие и трудные моменты жизни, требующие концентрации всех душевных и физических сил. Молитва нужна человеку и в период особо сложных жизненных ситуаций, для правильного решения особо ответственных трудных вопросов. В таких ситуациях под влиянием молитвы укрепляется воля, проясняется рассудок, очищаются помыслы, появляется терпение и настойчивость для того, чтобы достойно выдержать серьезные жизненные испытания.

Молитва благодарственная также несомненно важна для христианина. Но как же быть услышанным Богом? Свт. Иоанн Златоуст дает нам такой совет: «Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога — недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны». Будем просить полезное для нас, просить усердно и также усердно благодарить. И тогда, Господь, видя нашу настойчивость и усердие, видя и нашу искреннюю благодарность, подаст нам просимое.

Давайте же, друзья дорогие, повторять слова молитвы Господней, освящаться и утешаться ими. Хочется в заключение привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Молитва ценнее всего; она делает возможным - невозможное, легким - трудное. Невозможно, чтобы человек, который молится, был способен грешить». Пусть наши сердца горят в любви к Богу, и пусть подогревает их усердная молитва. Аминь.

В минуту, жизни, трудную
Теснится в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

Как вы, наверное, догадались, сегодня у нас речь пойдет о молитве. Казалось, бы, ну что еще можно добавить к тому, что мы и так хорошо знаем. Ведь каждый понимает важность молитвы, каждый знает, как совершать молитву, каждый это практикует.
Но, знаете ли, при всем нашем познании, истина Божия не стоит на месте, в том смысле, что Господь постоянно открывает нечто новое к тому, что нам уже открыто. Кроме, этого вы же понимаете, что повторение это «мать учения». И если в течении ближайших 30-ти минут вы не узнаете чего то нового, считайте, что сегодня было просто повторение пройденного материала.

Однако, как говорит статистика, в данной области существуют проблемы. Как то, в США было проведено исследование. Давно это было, еще в 80-х годах. Но, выводы, к которым пришли исследователи, заставил задуматься не только их.
С помощью анкеты было опрошено 17 000 человек. Это были христиане, которые небезразлично относились к своему духовному состоянию. Кроме прочих, в анкете был следующий вопрос: сколько времени вы, в течении суток, выделяете для молитвы?
Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Какие у вас показатели?
Так вот, опрашиваемые, а это были те, кто был обеспокоен своим духовным состоянием, в течении дня в среднем уделяли для молитвы менее 5 минут! Среди этих 17 000 верующих были 2 000- служителей. Им задали тот же вопрос. И оказалось что у них ситуация не намного лучше. 7 минут в сутки пасторы отводили для молитвы.
Как вы понимаете, за 20 лет ситуация не изменилась. Особенно в наше стремительное время, когда столько дел, так сложно выделить время для общения с Богом. Хотя, недостаток времени, это не аргумент. Сравните, сколько времени в день проводится возле телевизора, и вы обнаружите, как используется нами этот ресурс – время.
Но стремительный ритм тоже не может служить оправданием недостаточного внимания молитве. Мартин Лютер однажды сказал: «Сегодня мне предстоит так много сделать, я не могу потерять ни одной секунды сегодня; предстоит очень большая работа. И именно поэтому мне необходимо, по крайней мере, хотя бы 3 часа провести в молитве ».
Я, конечно же, не призываю вас столько времени молится, во время общественной молитвы после проповеди. Но вот повод задуматься, все же есть. Опять же, количество, не всегда означает качество. Мы понимаем, что иногда несколько слов Богу, особенно в какой-то критической ситуации, оказывают на нашу духовную жизнь большее влияние, чем полчаса молитвы в спокойное время. Однако у нас же не всегда бывает так, когда молитва это крик души, крик о помощи. Большую часть суток мы, слава Богу, проводим в спокойных условиях. И что мы в таком случае говорим Господу, каково содержание наших молитв?
Сегодня, я на примере молитвы «Отче наш», предлагаю проанализировать нашу молитвенную жизнь, содержание наших молитв, наше отношение и к молитве и к Господу.
Первое, что бросается в глаза в этой молитве, это обращение к Богу как к отцу. Нигде, в ВЗ мы не найдем примеры такого обращения. Никогда, на страницах ВЗ, мы не встречали случая, когда к Господу обращались таким образом. Есть моменты, когда Бог сравнивается с отцом, но это все. Дальше не пошел никто. Никто не позволил себе такими словами начать свою молитву.
В этом плане Иисус опять предложил народу несколько иначе взглянуть на привычные вещи. Каким мы себе представляем Бога? Особенно после всего того, что Он допускал в жизни израильского народа. Я имею в виду войны, плен, казни, голод. Бог, к Которому мы обращаемся, каков Он в нашем понимании? Если Он тот, Кто только и ждет того, чтоб наказать человека за его грехи, если Он Тот, Кто внушает страх, тогда, пожалуй, к Нему стоит обращаться официально.
Но если, мы видим, даже на страницах ВЗ, того Бога, Который столько времени, сил и даже нервов потратил на то чтобы из каждого израильтянина сделать человека, тогда и отношение к такому Богу будет совсем иным.
Вот, поэтому Иисус и предлагает к Господу обращаться не «Глубокоуважаемый Президент вселенной», а Отче наш. И в то же время данное обращение остерегает от слишком уж панибратского отношения к Господу. В израильском народе, в их культуре, как мы знаем, к отцу проявлялось уважение. Это не удивительно, ведь за постоянное непослушание вполне можно было схлопотать высшую меру наказания – побитие камнями. Не зря же отношение к родителям регулировалось даже одной из заповедей.
Поэтому в молитве «Отче наш» не предполагалось и намека на то, что можно подойти к Богу, ведь Он наш отец и, похлопав по плечу, сказать: папочка, а купи-ка ты мне новую машину.
Заметьте, выражение «отче» предполагает солидный возраст а, значит, и опыт, умудренность жизнью. Это, кстати, вполне, может означать то, что не все просьбы будут сиюминутно исполнены. Ведь мудрый родитель знает, когда и что давать своему ребенку, и стоит ли это давать вообще.
Какие крайности в отношении Бога мы наблюдаем сегодня? Одни люди постоянно проявляют фамильярность, без конца произнося имя Господа. Таким следует помнить, что израильтяне никогда просто так, даже в разговоре не произносили имени Бога. Если это было необходимо, имя Бога звучало с особенным почтением, тихонько. Всякий раз тот, кто переписывал Писание, должен был омыть тело, постирать одежду, и только после этого с особенным благоговением писать имя Бога.
Я не владею арамейским языком и, поэтому не читал ВЗ в оригинале, и не могу сказать о том, действительно ли Имя Господа встречается в древних Писаниях 7 000 раз. Но если это так, тогда «твоими же устами буду судить тебя, лукавый и ленивый раб ». То есть если в древности к имени Божьему относились с таким почтением, тогда почему сегодня, из уст некоторых, оно звучит без должного благоговения?
Другая крайность, связанная с обращением к Богу, это слишком панибратское к Нему отношение. Оно возникло от того, что некоторые люди говорят: раз мы дети Божьи, раз мы настолько дороги Ему что Он за нас умер, значит, мы вполне можем подойти к своему Небесному Отцу и сказать: папа, мне нужно то-то и то-то. Откуда возникает такая уверенность, граничащая с наглостью? Из-за того, что неверно истолковывается следующий текст: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи . Евр 4:16 И многие люди вполне сознательно считают, что раз мы Его дети, значит вправе рассчитывать на Его состояние.
Это приводит порой к комичным случаям.
В одной семье зять имел аллергию на работу. Тесть с тещей и уговаривали его и стыдили, но тот никак не хотел куда либо устраиваться. На вопрос, как же ты будешь кормить семью, зять неизменно отвечал: мне Бог пошлет все что нужно. Здесь я должен сказать что, молодой человек был приверженцем того вероисповедания, где нормальным было ткнуть пальцем в какое ни будь обетование Божье и сказать: так, Боже. Ты вот здесь обещал то-то и то-то, пожалуйста, исполни.
Чтобы Господь точно знал, что Ему нужно было послать молодой семье, зять прилепил к холодильнику записку следующего содержания: Боже, я хочу чтоб Ты положил сюда такие продукты; дальше следовал список.
Тесть с тещей всякий раз, приходя на кухню, посмеивались над чудачеством зятя.
Но однажды тесть взял, да и купил все что было указано в списке. Теща стала ругать его, дескать, так молодой человек никогда не пойдет работать. И, когда она спросила мужа, почему тот так поступил, то тесть ответил: дорогая, я так хотел хоть раз в жизни почувствовать себя богом.
И именно для того чтобы обращение «Отче» не было неправильно истолковано, Иисус и делает уточнение: «Сущий на небесах», то есть «Тот, кто стоит выше над всем творением, Который создал все». А раз так, то, значит, последнее слово останется за Ним.
Кроме этого, буквально в первом предложении этой молитвы содержится истина, которая красной нитью проходит через все Писание: да, Господь обитает в неприступном свете, на небесах, там, где находятся ангелы, где святость. Но, в то же время, Он является нашим Отцом, к Которому человек всегда может обратиться. Проблема сегодняшнего человека в том, что он верит в Бога, но вот Бог, в его представлении, Некто далекий, совершенно безразличный к судьбам простых людей.
Да святится имя Твое . Мы уже говорили, что имя Бога – свято, и данная просьба тому подтверждение.
Но здесь речь не только об этом, потому что Бог и все что с Ним связано всегда было святым. И всегда будет святым, независимо от того как к этому относятся люди. Но вот почему данное предложение звучит как просьба?
Очевидно, что Господа почитают и прославляют все и везде. Он пользуется уважением во всей вселенной и, все что наполняет ее, относится к Творцу с благоговением. Но есть маленькая точка во всем мироздании, где не все так благополучно. На планете Земля Господь не всегда удостаивается того, что Он заслуживает по праву, только здесь имя Бога не всегда святится. Причем имя, как в буквальном его значении, так и в том смысле, который оно имеет дополнительно, то есть характер Божий. Не всегда ко всему этому относятся с достойным уважением.
Но мы-то здесь причем? А притом, что наша жизнь может либо содействовать правильному представлению Бога этому миру, либо, наоборот, быть камнем преткновения для неверующих.
Мартин Лютер в своих трудах как-то задает такой вопрос: «Как святится имя Божие среди нас ?» И сам же отвечает: «Когда жизнь и учение - подлинно христианские ». Естественно, что сами мы не можем что то изменить в себе, потому что есть некто, кто сильнее нас, и кто толкает нас в грех. Вот поэтому Иисус и предлагает обращаться к Господу с просьбой о том, чтобы Он святился и в нашей жизни. Но как господь относится к таким просьбам?
«Очищение Христом прокаженного от его ужасной болезни наглядно изображает очищение души от греха. Человек, пришедший к Иисусу, был "весь в проказе". Эта смертельная болезнь распространилась по всему его телу. Ученики старались уберечь Учителя от прикосновения к нему, потому что тот, кто прикасался к прокаженному, сам становился нечистым. Но, возложив Свою руку на прокаженного, Иисус не осквернился. Его прикосновение обладало животворящей силой. Проказа сошла. Так обстоит дело и с проказой греха -укоренившейся, смертельной, от которой невозможно очиститься силами человека. "Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны" (Ис. 1:5,6). Но Иисус, принявший человеческую природу, не может заразиться. Его присутствие целительно для грешника. И всякий, кто падет к Его ногам и скажет с верой: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить", - услышит ответ: "Хочу, очистись" (Мф. 8:2, 3). ». ЖВ .
То есть Господь всегда идет навстречу тому, кто желает избавиться от порока, и на все просьбы такого типа всегда будет ответ, и Господь сделает все возможное со своей стороны, чтобы человек, действительно, святил Его своей жизнью.
К стати, следующая просьба из молитвы «Отче наш», Да придет царствие Твое , являются продолжением предыдущей. Они и звучат одинаково. Мф 6:9-10: да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ;
Опять же, разве Господь не царствует, разве не Его воля является главенствующей? Так и есть, но только не на Земле. Здесь люди все еще пытаются построить свое царство без Бога. Помните, «никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой», и чуть дальше: «мы наш, мы новый мир построим».
Только на земле творение желает жить без своего Творца, и только здесь творение пытается жить по собственной воле.
А то, что эти три просьбы объединены в одну, так это лишь особенность стиля мышления иудеев. Называется он «Параллелизм». Это когда одна мысль, одна идея, выражается несколькими похожими по смыслу выражениями, которые хоть и звучат по разному, но имеют одно направление. Данный прием используется для того, чтобы выделить что-то и усилить его.
Так что если Иисус одну и ту же мысль высказал тремя разными предложениями, следующими одно за другим, значит, Он хотел выделить нечто очень важное. В нашем случае важным является то, чтоб воля Божия распространялась и на нашу жизнь так, как она преобладает во всей вселенной. Там все довольны, всех это устраивает. Только на земле люди пытаются все сделать по-своему. Набивают шишки, ломают дрова, а потом в своих бедах обвиняют Бога.
Что же сделать для того, чтобы с легким сердцем сказать: да будет воля Твоя и в моей жизни?
Прежде всего, следует выяснить, что дает человеку жизнь по воле Божией. Писание нам говорит о том, что человек, которого ведет Господь, имеет огромные благословения. Речь идет скорее не о материальном, хотя этот момент то же присутствует. Идет разговор о том, что Бог лучше нас знает, что нам нужно на этот момент, и дает именно это. Мы лишь через время понимаем, что Господь допустил в нашей жизни именно то, нам и было необходимо на это время. И каждый раз, убеждаясь в том, что Господь держит руку на пульсе, нам легче доверить Ему следующий наш шаг.
Замете, как построена молитва «Отче наш».
Сначала идет почтительное и благоговейное обращение к Господу и прославление Его. Затем следует просьба о духовных благословениях: да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе . И только потом речь идет о личном. Не так как в том письме солдата: вышли сало, здравствуй мама.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день ; (11ст)
В свое время, когда делался перевод Писания, переводчики, дойдя до молитвы «Отче наш», встретили неизвестное им слово. Его перевели как «насущный», но, в действительности, до определенного момента, никто не знал, что подразумевало то слово, которое стояло в оригинале.
Но однажды археологи нашли документ, в котором это слово встретилось. К большому удивлению, найденный папирус, содержал список продуктов, покупаемых хозяйкой на один день. То есть в древности холодильников не было. Не было и технологий, позволяющих хранить продукты питания длительный период. Поэтому скоропортящиеся продукты (молоко, мясо, рыба и т.д.) покупались на один день. Делать запасы на неделю или на месяц смысла не было. И в том списке, который набросала хозяйка, был перечень того, что нужно было купить.
Не знаю как вы, а я тоже иногда пользуюсь записями при походе не рынок. Запишу дома, что нужно взять, и потом по списку все приобретаю. Это удобно. На рынке ты можешь что то забыть, а дома, в спокойной обстановке заранее составить список проще. В древности, оказывается, некоторые хозяйки делали так же.
Но в чем духовный смысл археологического открытия? Смотрите, хозяйка покупала только то, что необходимо было на один день. Она знала, что завтра у нее вновь будет возможность скупиться. То есть и на следующий день завезут свежую рыбу, и послезавтра будет ассортимент, и после послезавтра у нее будет возможность приобрести необходимое. Дефицита не будет, жара, холодильников нет, никто не придержит какой-то товар, что бы искусственно поднять цену как это делается сегодня и т.д.
Используя этот пример, Иисус хотел показать людям: заботьтесь только о сегодняшнем дне, просите только о том, что вам нужно на сегодня. В этом проявляется вера в то, что и завтра все необходимое будет послано Богом. Об этом Он еще раз скажет в той же Нагорной проповеди. С 31-го текста:
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
То есть Иисус предлагает просить Господа только о том, что необходимо сегодня, и при этом верить, что то, что понадобится завтра, Богом то же будет усмотрено.
Проблема нашего времени, это страх перед завтрашним днем. Никто не знает, чем закончатся выборы, когда будет принят бюджет, вступит ли Украина в НАТО, и чем это для нас обернется и так далее. Причин для страха у современного человека предостаточно. Но если разобраться, то многое из того что мы ожидаем, так никогда и не происходит. Но нервы были потрачены а, возможно не только нервы, но и деньги были вложены с учетом грядущего кризиса. Допустим, был приобретен мешок макаронных изделий. Но что потом? Потом в нем заводятся жучки и червячки.
В перестроечное время, когда вся жизнь была похожа на праздник, (в смысле: удалось купить колбасу – праздник, достал дефицит – опять праздник), в какой-то газете рассказывалось о том, как можно было консервировать колбасу. То есть это пример того, как люди порой со страхом ожидают завтрашнего дня, и это переходит уже в крайности.
Одного дачника спросили: как урожай картошки? Тот ответил: «средний. Хуже чем в прошлом году, но лучший чем в следующем».
Просьба о хлебе насущном на сегодняшний день не говорит о том, что теперь можно сложить руки и не думать о будущей пенсии, об образовании, о повышении навыков, необходимых для того, чтобы зарабатывать на жизнь и т.д. Просто Иисус побуждает человека уделять завтрашнему дню не больше внимания, чем тот заслуживает.
Кстати, просьба о хлебе насущном, если вы заметили, исходит не от первого лица: не дай мне, а «Дай нам». Это то же не случайно. Этим делается укор тем, кто думает только о себе.

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ; (12 ст.)
Здесь, как говорится, без комментариев: Боже прости нам наши грехи в такой же мере, в какой и мы прощаем тех, кто нас обидел. И нет никаких проблем, если мы легко забываем промахи наших ближних. Однако если у нас с этим проблемы, то все гораздо серьезнее. Как, если у меня зуб на брата, я могу рассчитывать на то, что Господь не вспомянет мое отступление?
Рассказывают такую историю.
Один рыцарь шел на поединок со своим обидчиком. На пути ему встретился священник. Рыцарь попросил его: «святой отец, благослови меня на бой». Без проблем, сын мой, ответил священник, повторяй за мной. «Отче наш, сущий на небесах…». Рыцарь слово в слово все повторил. «Да святится имя Твое…» повторил и это. И так далее. Дошли до слов: «и прости нам долги наши как …» Тут рыцарь призадумался. «Святой отец, давай сначала», попросил он. Не вопрос. «Отче наш»… Опять дойдя до слов «И прости…» рыцарь не смог их повторить. Так продолжалось несколько раз. В конце концов, рыцарь сказал: «Я все понял». Развернул свою лошадь и вернулся домой.
Я знаю людей для которых очень сложно оказалось простить кого-то. Причем речь идет не действительных обидах, а скорее о мнимых. И человек годами вынашивая в себе недовольство, сам того не замечая скатывался вниз. Как можно просить о прощении своих грехов, если в нас самих нет духа прощения? Причем, опять же, не всегда имеются в виду реальные проступки перед нами. Иногда какая-то муха раздувается до размеров слона.
.
О каком искушении идет речь? На первый взгляд, кажется, что Бог способен ввести человека в искушение, и попытаться заставить его согрешить. Но греческое слово, переведенное как «искушение», в оригинале означает «испытать». То есть смысл не в том, что бы подвести христианина к падению, а в том, что бы, наоборот сделать его сильнее. Так уж получается, что вера человека успешнее развивается не в тепличных условиях, а в трудностях, гонениях и переживаниях. Вот об этом и идет речь.
Давид как то обратился к Господу с такими словами: Пс 138:23-24 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Одной из причин тех трудностей, которые встречаются на нашем пути, является попытка Бога исправить в нас то, что мешает нашему полноценному служению. Бывает, что мы сами себе создаем проблемы. Но иногда в нашей жизни что-то происходит не по нашей вине и по независящим от нас обстоятельствам. Но в любом случае, если мы верим в то, что именно Господь руководит нашей жизнью, то все неприятности нами будут восприниматься как попытка Бога нечто сказать нам.
Словами: И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого . Молитва «Отче наш» заканчивается. В оригинале текст: Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь , отсутствует. Это так, для справки.

Что можно в итоге сказать об этой молитве? В ней даны общие рекомендации по тому, как построить свое обращение к Господу. Не в том смысле, что в ином порядке Бог не станет рассматривать нашу просьбу. Следует помнить, что данная молитва, была дана ученикам в ответ на их просьбу: Господи, научи нас молиться . Лк 11:1. Поэтому Иисус и дал такой образец. Ему очень хорошо были известны ошибки, которые совершают люди во время молитвы. Какие именно?
О них мы читаем в той же Нагорной проповеди.
1. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Мф 6:5
2. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; Мф 6:7
То есть первая ошибка, это показная молитва. Лицемерие никогда не приносило пользу. Если у тебя есть что сказать Господу, сделай это в тайной комнате за закрытой дверью. В таком случае ты можешь рассчитывать на ответ, потому что сам Иисус это обещал: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Но с этим более менее понятно. Интересует другое: о каком таком многословии говорил Христос? Особенно если учесть, что Он сам, порой, ночь напролет проводил в молитве.
У язычников, о которых упоминал Иисус, была такая проблема. Бога, к которому они обращались, нужно было задобрить словами, которые ему нравились. Но какие именно слова были по сердцу божеству, никто не знал, поэтому в своих молитвах язычники старались как можно больше произнести магических фраз в надежде, что хоть одна из них сработает.
Но причем здесь мы?
Знаете, в наших молитвах порой проскакивают слова, о которых мы сами не отдаем отчета. Например: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Где Иисус говорит, что нужно говорить так? «Чего ни попросите у Отца во имя Мое»… это есть. Но чтоб три личности Божества упоминались, этого нет. Тогда почему эта фраза иногда звучит? Для того чтоб уже наверняка, чтоб хоть один из них ответил?
Или вот. Как то в нашем городе пошла мода на то, чтоб молитву заканчивать такими словами: «все просим с верой, на добро». А разве иначе бывает? Разве просим не с верой, разве просим во зло?
Читал о таком комичном случае: один неверующий был приглашен на собрание. Посидел, послушал. Когда в конце его спросили, понравилось ли ему, он ответил, что все понравилось. Но потом задал вопрос: о каком козле вы молились, чтобы ему ничего не досталось?
Причем тут козел? Оказалось, что несколько человек заканчивали свою молитву такими словами: «Молим Тебя о том, что бы все это не было ко злу.»
То есть Иисус предупреждает нас о том, что бы в наших молитвах не было фраз, которым мы предаем магическое значение, считая, что они просто обязывают Господа ответить положительно.
И, кстати, если уж заговорили о многословии, то следует помнить одну важную вещь. Молитвы бывают личные и общественные. Последние имеют некоторые правила, одно из них - это краткость. В личной молитве, за закрытыми дверями, человек может молиться неограниченное время. Но общественная молитва должна длиться не более нескольких минут, и ее содержание должно быть по существу проповеди, молитвенного чтения или случая о котором собственно и возносится просьба.
В этом вопросе не следует быть эгоистом, потому что есть братья и сестры, которые стоят рядом и тоже хотят помолиться. Либо эти братья и сестры хотят уже сесть, потому что они уже устали стоять.
В одной общине была сестра, которая любила вознести долгие молитвы, во время которых она читала наизусть библейские тексты. Это происходило примерно так: «Господи, Ты знаешь, что записано там-то и там-то». С ней беседовали и рядовые члены церкви и пастор. Ничего не помогало. И вот, однажды сестра молилась своей обычной молитвой. Долго, с вдохновением, с чтением текстов и т.д. Все слушали с терпением. Первым не выдержал открывающий. Он обратился к собранию с такими словами: друзья, пока сестра читает проповедь Богу, споем псалом номер такой-то.
Шутки шутками, но в них есть свой смысл.
Итак, мы благодарим Бога за то, что Он не прячется от нас, что Он не оставил нас один на один с нашими проблемами и пороками. Наоборот, Господь побуждает нас к молитве. Есть много библейских обетований, воодушевляющих нас дальше двигаться в этом направлении. Мой любимый текст на эту тему это: Иез. 33:3 Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь . Есть много других текстов, поощряющих обращение к Богу. И в Духе Пророчества то же много говорится о молитве.
«Самые великие победы для дела Божьего одерживаются не в ожесточенных спорах, не с помощью современного оборудования, высокого авторитета или больших денег; они одерживаются в молитвенной борьбе с Богом в своей комнате, когда искренняя и отчаянная вера хватается за могущественную и сильную Руку». СЦ.т.4 стр. 444.
Там же мы читаем вот что: Многое может сделать усиленная, пламенная молитва, исходящая из глубины искреннего, верующего сердца. Бог не всегда отвечает на наши молитвы так, как мы ожидаем, ибо мы можем просить не о том , что служит нашему наивысшему благу; но в Своей безграничной любви и мудрости Он даст нам то, в чем мы больше всего нуждаемся. Стр. 531.
Завершить сегодняшние размышления хочу выдержкой из Д. Пр. СЦ т.4 стр. 516
Братья, молитесь дома, в семье, утром и вечером; ревностно молитесь в своей комнате и во время дневного труда возносите душу в молитве к Богу. Именно таким образом Енох ходил с Богом. Тихая, но пламенная молитва души будет восходить к престолу благодати, подобно святому фимиаму, и Бог примет ее так же, как если бы она была произнесена во святилище. Для всех, кто взыскивает Его таким образом, Христос становится скорым помощником в бедах. В день испытания эти люди будут сильны и непоколебимы.
Пусть Господь благословит нас, чтоб мы имели постоянство в молитве и веру.

Молитва Отче наш - это не просто главные слова для любого христианина. В этих строках содержится тайный смысл, понимание самого Бога и всего, что нас с вами окружает. С текстом этой молитвы связано много интересных фактов и даже тайн, которые дано постичь только истинному верующему.

История молитвы

«Отче наш» - это единственная молитва, которую даровал нам сам Господь. Считается, что она была дана человечеству Христом, а не была придумана ни святыми, ни обычными людьми, и именно в этом состоит ее великая сила. Текст самой молитвы звучит так:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Эти слова отображают все человеческие нужды, чаяния и стремления к спасению души. Смысл и тайна этой молитвы состоит в том, что она является универсальным божьим словом, которое можно использовать как для благословения своего пути, так и для защиты от нечисти, от болезни и от любой беды.

Истории спасения

Многие христианские деятели говорят, что чтение «Отче наш» в самые страшные моменты жизни способно помочь избежать ужасной участи. Главная тайна этой молитвы состоит в ее силе. Бог спасал многих людей, находящихся в опасности, читающих «Отче наш». Безвыходные ситуации, которые ставят нас перед лицом смерти - это наилучший момент для произнесения могущественных строчек.

Один из ветеранов Великой Отечественной Войны, некий Александр, писал письмо своей жене, которое ей не дошло.

Видимо, оно было потеряно, поскольку нашлось в одном из мест дислокации войск. В нем мужчина говорил, что был окружен в 1944 году немцами и ждал своей гибели от рук противника. «Я с раненой ногой лежал в доме, услышал стук шагов и немецкий говор. Я понял, что сейчас умру.

Наши были близко, но рассчитывать на них было просто смешно. Я не мог пошевелиться - не только потому что был ранен, но и потому что оказался в тупике. Ничего не оставалось, кроме как молиться. Я готовился к смерти от руки противника. Они увидели меня - я испугался, но не перестал читать молитву.

У немца не оказалось патронов - он начал о чем-то быстро говорить со своими, но что-то пошло не так. Они резко кинулись бежать, бросив мне под ноги гранату - так, чтобы я не смог до нее дотянуться. Когда я прочитал последнюю строчку молитвы, то понял, что граната не разорвалась».

Таких историй мир знает немало. Молитва спасала людей, которые встречали в лесу волков - они разворачивались и уходили прочь. Молитва ставила на праведный путь воров и разбойников, которые возвращали украденные вещи, прилагая записки о раскаянии и о том, что их надоумил на это Бог. Этот священный текст спасет от холода, огня, ветра и от любой напасти, которая может угрожать жизни.

Но главная тайна этой молитвы познается не только в горе. Читайте «Отче наш» каждый день - и это наполнит вашу жизнь светом и добром. Благодарите Бога этой молитвой о том, что вы живы, и вы всегда будете здоровы и счастливы.

Текст молитвы «Отче наш» следует знать и читать каждому православному верующему. Согласно Евангелию, Господь Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве.

Молитва Отче наш

О́т­че наш, И́же еси́ на Не­бе­се́х! Да свя­ти́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́р­ст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Не­бе­си́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., )

После прочтения молитвы её следует завершить крестным знамение и поклоном. Отче наш произносится верующими, например, дома перед иконой, или в храме во время службы.

Толкование молитвы Отче наш святителя Иоанна Златоуста

Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но - Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь - мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие.

Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

Да святится имя Твое, говорит Он. Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Сподоби нас, - как бы так учит нас молиться Спаситель, - так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке - это есть признак совершенной мудрости.

Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. - Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает прощения.

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но - от лукаваго,- и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.

Толкование молитвы Отче наш дано в сокращениях. «Толкование на святого Матфея евангелиста Творения» Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226

«Отче наш» - главная в христианстве и самая известная, даже среди неверующих, молитва. Считается, что она способна помочь в тяжелых жизненных ситуациях, миллионы христиан читают ее ежедневно. Что же делает ее уникальной и в чем ее отличие от других, расскажем ниже.

1. «Отче наш» - это универсальная молитва, она может быть общественной и читаться в Церкви, семейной, а так же и личной, когда верующий с помощью нее общается с Богом.

2. Она единственная встречается в Евангелиях как прямое указание к действию – когда ученики Иисуса Христа попросили Спасителя «научить их молится», Христос дал им эту молитву, поэтому ее так же называют Господней молитвой.

3. Дважды встречается в Священном Писании в разных Евангелиях: от Луки и от Матфея. Строка «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» присутствует в тексте евангелиста Матфея, где она входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Спаситель дарит ее ученикам по их просьбе.

4. Молитва распространена не только среди католиков и православных, многие протестанты практикуют ее. Даже люди неверующие могут воспроизвести текст «Отче Наш».

5. Каждое слово в молитве имеет свой символический и сакральный смысл, однако некоторые люди, не разбирающиеся в ее толковании, проговаривают «Отче Наш» машинально, без глубокого осмысления текста. Но в любой молитве важнее глубокая вера в Господа и искренность молящегося, чем подкованность в теологии.

6. Ее толкованием занимались Отцы Церкви и многие богословы древности: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан и многие другие.

7. Вся молитва носит небесный, неземной, экзистенциальный характер. Просьбы мирского характера нет – есть только упоминание о «хлебе» насущном, хотя в Евангелие от Матвея точный перевод звучит как хлеб "надсущный", то есть имеется в виду Евхаристия. Так что слово «хлебе» в молитве универсально, его можно понимать во всех смыслах. Все прочие прошения привязаны к Богу. Общая идея молитвы – это спасение души, а не тела.

8. Помимо вероучительного компонента, молитва Господня, имеет выраженный социальный и воспитательный мотивы: прощение должникам, способность контролировать свои пороки слабости – эти качества являются общечеловеческими ценностями.

9. Мотивы против гордыни читаются в первой же строчке – сразу читаем «Отче наш», не просто «Отче» и не «Отче мой». Эта молитва всех христиан и произносящий ее просит не столько за себя, сколько за спасение всякой души и мира.

10. Само обращение к Богу, не только как к Отцу сущего, но и как к своему собственному – нехарактерная особенность, присущая только христианству. Создатель через Иисуса Христа усыновляет христиан и все они имеют право обращаться к Создателю миров: «Авва Отче!». То есть через жертву Христа христиане усыновляются Богом Отцом.

11. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест:

Из черных букв без труда складывается «PATER NOSTER», что в переводе с латыни значит «Отче Наш». А оставшиеся две буквы – это «А» и «О», которые символизируют Альфу и Омегу, начало и конец сущего. В Апокалипсисе Иоанна Богослова так называл себя Господь.

12. Рыцари-храмовники (тамплиеры) читали эту молитву по канонам греко-православной церкви, а не римско-католической литургии. Отличие заключается в том, что в православном варианте сохраняются заключительные слова «Ибо Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь».

Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа.

13. «Отче Наш» - одна из пяти молитв, который должен знать каждый христианин. Так же православные выучивают наизусть Символ Веры, молитвы Святому Духу «Царю небесный», Божией Матери «Богородице, дево, радуйся» и «Достойно есть».

14. Священники рекомендуют при чтении молитвы быть вдумчивыми и искренними в своих прошениях, потому что тот, кто произносит слова «Отче наш» и не следует им (не прощает должникам, не готовится к приходу Царствия божьего) – поминает имя Господа всуе. Надо понимать, что Спаситель даровал людям возможность называть Создателя Отцом, поэтому христианам надо жить и поступать как сынам и дочерям Божиим.

15. Рекомендуется читать молитву в любым жизненных ситуациях: и в печали, и в радости, но без фанатизма и накала чувств. Иисус в Евангелиях прямо говорит: «Из сердца исходят убийства, кражи, блуд – всякая нечистота». Поэтому церковное литургическое чтение молитв бесстрастное и представляет собой своеобразный камертон. Апостол Павел объяснял такую позицию тем, что надо молится не только духом (сердцем), но и умом (осознавая, что происходит и контролируя эмоции.