Факторы формирования государственной идентичности. Формирование идентичности. Семейная динамика "

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории,
философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск

В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н. Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим .

По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.

К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) .

Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:

  • когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
  • ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
  • эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
  • деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.

Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране.

Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.

Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:

  • цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
  • содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
  • эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
  • возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).

Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.

Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:

  • индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
  • уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
  • семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
  • возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).

Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника .

Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:

  • компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
  • готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
  • создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).

Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
  3. Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
  4. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.

Сегодня в условиях введения новых государственных стандартов образования и принятия Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 г.г. формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое и существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах, символах;

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая);

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране.

Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура, спорт, массовая информация), но первичной средой, которая формирует представление о Родине, родной культуре, о поведении, является семья.

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентации в их функциях и целях;

Эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения, желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны;

Ценностно-ориентировочной (аксиологической)уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества.

Деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения, в общественно-политической жизни страны, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять ассоциальным поступкам и действиям, ответственность за принятие решения.

Глава 2 основные формы и методы формирования гражданской идентичности учащихся

2.1. Особенности формирования гражданской идентичности в современном обществе

Изучение процесса формирования гражданской идентичности затруднено в связи с тем, что в России гражданское общество мало развито, практически отсутствует, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации. Объектами идентификации при формировании гражданской идентичности (особенно в детстве) могут быть герои сказок, литературные и исторические персонажи. При этом очень важно, чтобы в их содержании были раскрыты общечеловеческие ценности, специфические культурные и гражданские эталоны. Глубокие изменения социальной ситуации, ценностных ориентиров, преобладающие в современном обществе, нарушили его стабильность. Но культура и искусство остаются неизменными, даже когда меняется быт, мировоззрение и т.д. Поэтому культура и может восстановить связь времен. Культура позволяет найти точку опоры в изменяющейся действительности и восстановить целостность восприятия мира и себя. Связь с позитивным прошлым, с культурой дает возможность позитивно воспринимать новые идеи, новые формы активной деятельности.

Важнейшим условием в формировании гражданской идентичности является наличие позитивной этнической идентичности. Только позитивная этническая идентичность сможет обеспечить толерантные взаимоотношения между представителями различных этнических групп в нашем поликультурном обществе. Но позитивная идентичность может быть сформирована только на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников. Особенно значимой проблема гражданской идентичности становится для поколения, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом. Поэтому основной задачей школы по формированию гражданской идентичности является формирование очень важных характеристик личности, таких как:

Гражданский патриотизм;

Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

Установка на владение универсальными способами познания мира.

До подросткового возраста мы смотрим на себя исходя из следующего набора ролей: друг, враг, студент, футболист, гитарист, а также на основе членства в кликах, клубах или в компаниях. В этот период наши более широкие когнитивные возможности (глава 11) позволяют нам их проанализировать, выявить в них элементы несовместимости и конфликтности и реорганизовать эти роли, постепенно продвигаясь к своей идентичности. Иногда мы отказываемся от предшествующих ролей; в некоторых случаях мы устанавливаем новые отношения с родителями, братьями, сестрами и сверстниками. Эриксон (Erikson, 1968) видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое должны преодолеть подростки для успешного перехода во взрослость. В идеальном случае они осуще-

526 Часть III. Подростковый возраст

ствляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям.

Факторы, оказывающие влияние на идентичность. Многие идеи подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.

Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматическим в детстве, - в семье, компании по соседству или, например, в религиозной общине, больше не является столь уютным или удовлетворительным, как это было ранее. Часто подросток ощущает конфликт лояльности к семье, сверстникам и другим референтным группам.

Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.

Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером).



Концепция идентичности Эриксона. Эриксон большое внимание в своих исследованиях уделял проблемам подростков и молодых взрослых. Его работы о процессе установления «внутреннего чувства идентичности» оказали огромное влияние на психологию развития. Согласно Эриксону, формирование идентичности часто является длительным и сложным процессом самоопределения. Оно обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. Оно примиряет склонности и таланты самого индивида с предшествующими ролями, которые дали родители, сверстники или общество. Помогая человеку понять свое место в обществе, оно предоставляет также основу для социального сравнения. В итоге чувство идентичности способствует обеспечению направления, цели и смысла жизни (Erikson, 1959,1963,1968; Waterman, 1985).

Виды формирования идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527

этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути.

Подростки, находящиеся в статусе предрешенности, приняли на себя обязательства, не пройдя через процесс принятия решения. Они выбрали профессию, религиозные взгляды, идеологию и другие аспекты своей идентичности. Однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее их родителями либо учителями, чем ими самими. Их переход к взрослости проходит ровно и сталкивается лишь с незначительными конфликтами, но в нем нет активного экспериментирования.

Молодежь, у которой отсутствует чувство направления, а возможно, и нет выраженного желания обрести его, находится в диффузном статусе. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали себе профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают столкновения с этой проблемой. Некоторые из них сосредоточены на сиюминутном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и видами поведения (Cote, Levine, 1988).

Подростки или молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена «поиском самих себя».

И наконец, достижение идентичности является статусом, достигаемым теми, кто прошел через кризис идентичности и принял свои обязательства. В итоге они сами выбрали себе работу и пытаются жить по самостоятельно сформулированному моральному кодексу. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус (Marcia, 1980).

Следствия статуса идентичности. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ Я и реакции на стресс у подростков. Кроме того, кросс-культурные исследования в Соединенных Штатах, Дании, Израиле и других странах позволяют предположить, что четыре статуса Марсиа являются частью сравнительно универсального процесса развития, по меньшей мере для культур, характеризуемых длительным подростковым периодом и индивидуалистической ориентацией. Давайте рассмотрим то, как четыре статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами подросткового возраста в таких культурах.

Тревога является господствующей эмоцией у молодых людей, находящихся в статусе моратория, вследствие того, что ими не были приняты решения. Они часто ведут борьбу с конфликтующими ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения со своими родителями; борясь за свободу, они при этом страшатся родительского неодобрения либо обижаются, когда те не удовлетворены их действиями. В статусе моратория находятся многие студенты колледжей.

Напротив, подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим. Молодые мужчины, находящиеся в статусе предрешенности, склонны оценивать

528 Часть III. Подростковый возраст

себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче их в чем-либо переубедить.

По всей вероятности, диффузный статус чаще всего встречается у тинэйдже-ров, сталкивающихся с отвержением или пренебрежением со стороны отстраненных или незаботливых родителей. Они могут бросить школу, начать принимать алкоголь или наркотики. Злоупотребление алкоголем наиболее распространено среди детей «равнодушных» родителей (глава 8).

У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее перегружен эмоциями в сравнении с подростками, находящимися в статусе моратория, и не сопровождается изоляцией и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом (Marcia, 1980).

Разумеется, число людей в статусе достижения идентичности с возрастом увеличивается. В старшей школе намного больше индивидуумов в диффузном статусе и статусе предрешенности, чем моратория и достижения идентичности. Статус идентичности может также различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: старшеклассник может находиться в состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии.

Тендерные различия. Марсиа и другие исследователи обратили внимание на существенное различие между мужчинами и женщинами в поведении и установках, связанных с различными статусами идентичности. Например, мужчины в статусах достижения идентичности и моратория обладают, как правило, высокой самооценкой. У женщин эти периоды характеризуются наличием большого числа нерешенных конфликтов, особенно относящихся к семье и выбору карьеры.

Дальнейшие исследования отчасти подтвердили первоначальные данные, но позволили получить более глубокое представление о проблеме. Например, Салли Арчер (Saly Archer, 1985) обнаружила, что по отношению к семье и выбору карьеры девочки-старшеклассницы чаще находятся в статусе предрешенности, а мальчики - в состоянии диффузии. Более того, девочки в статусах предрешенности и моратория проявляли большую неопределенность при улаживании конфликтов, связанных с карьерными и семейными предпочтениями. Однако как мальчики, так и девочки говорят, что они планируют вступить в брак, растить детей и делать карьеру. Девочки обычно чаще выражали свое беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. При вопросе о степени беспокойства, испытываемого респондентами, 75% мужчин и 16% женщин полностью отрицали его наличие, 25% мужчин и 42% женщин признали, что в некоторой степени ощущают его, в то время как 0% мужчин и 42% женщин заявили, что чувствуют сильное беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. Было также обнаружено, что хотя у мужчин развивается прежде всего внутриличностная идентичность, у женщин формируется сочетание как внутри-личностной, так и межличностной идентичности (Lytel, Bakken & Roming, 1997).

В других сферах интересов - религии и политических убеждениях - результаты оказались разнородными. По отношению к религии исследователи не нашли значимых тендерных различий. В отношении политических убеждений, по всей вероятности, существует значительное различие в статусе идентичности между

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 529

старшими подростками мужского и женского пола. Обнаружено, что мужчины намного чаще находятся в статусе идентичности, в то время как женщины - пред-решенности (Waterman, 1985).

Формирование идентичности, культура и окружающая среда. Как указано в главе 2, теория Эриксона уделяет основное внимание проблемам развития в западных обществах, направленных на индивидуальные достижения, а не групповые или коллективные. В наибольшей степени это относится к его представлению о формировании идентичности в подростковом периоде. Здесь можно видеть подтверждение особого внимания Эриксона к становлению индивидуальной, относительно автономной личности, а не сотрудничающего члена объединенной группы. Как правило, в коллективистских обществах польза личности соотносится с пользой всей группы. В этом случае под понятием «группа» может подразумеваться семья, сверстники, соседское окружение, город или общество в целом. Таким образом, в коллективистских обществах уделяется меньше внимания автономии и намного больше тому ребенку или подростку, который готов быть взаимозависимым от других (Matsumoto, 2000). Несомненно, что теория Эриксона в целом универсальна для каждой кризисной стадии; однако могут существовать большие различия в том, что именно данная культура считает наиболее предпочтительным при решении каждого кризиса (Matsumoto, 2000). Таким образом, идентичность - так же, как и Я-концепция, - имеет глубокие корни в культуре и окружающей среде (Adams, Marshall, 1997; Porters, Dunham & Castilio, 2000; Yoder, 2000).

Предположения Марсиа о статусах подростковой идентичности неоднократно подвергались проверке в последующих исследованиях (Marcia, 1966). Такая верификация продолжается и в наши дни. Хотя одни авторы уверяют, что эти статусы не представляют собой континуума явственно различных фаз или способов достижения идентичности (Meeus, ledama, Helsen & Vollenbergh, 1999), другие предполагают, что они по меньшей мере полезны для понимания состояния подростка и проблем взросления в обществах с относительно продолжительным периодом подросткового возраста (Jensen, Karlsen & Kroger, 1999). По всей видимости, от культуры зависят не статусы идентичности подростков. Согласно пред-

Контрольные вопросы к теме

«Задачи развития подросткового возраста»

Подростковый возраст в целом можно охарактеризовать как период «бури и натиска».

Независимо от культуры большинство подростков имеют хорошие отношения со своими родителями.

С точки зрения Эриксона, единственной и наиболее важной задачей подросткового периода является достижение автономии.

Статус диффузии, по Марсиа, является наименее адаптивным из четырех статусов идентичности.

Влияние статуса идентичности различно у мужчин и женщин.

Вопрос к размышлению Как различается формирование идентичности подростков в индивидуалистических и коллективистских культурах?

530 Часть III. Подростковый возраст

положению Алана Уотермена (A. Waterman, 1999), она оказывает влияние на время формирования статусов, их стабильность и тендерные различия. В результате многочисленных исследований было выявлено, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры и в особенности от идеологии и религии (например, Markstrom-Adams, Smith, 1996; Taylor, Oskay, 1995).

Семейная динамика "

На протяжении всего процесса формирования идентичности подросткам приходится соотносить свои собственные ценности и поведение с ценностями и поведением своей семьи. В свою очередь, основные задачи родителей часто выглядят парадоксальными. С одной стороны, успешные родители предоставляют своим детям чувство безопасности и опоры в любящем и принимающем окружении. С другой стороны, они поощряют детей становиться самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других.

То, как именно родители взаимодействуют с подростками, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости. Система семьи динамична: изменения в поведении одного ее члена влияют на всех остальных. Так как подростковый период является эпохой значительных и часто драматичных преобразований, семья как социальная система также испытывает изменения, как и природа общения между поколениями.

Выходные данные сборника:

ГОРОД В ПОВСЕДНЕВНОМ СОЗНАНИИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ивенкова Ольга Александровна

канд. филос. наук, доцент кафедры философии
Смоленского государственного университета,
РФ, г. Смоленск
.

THE CITY IN DAILY CONSCIOUSNESS: IDENTITY FORMATION FACTORS

Ivenckova Olga

candidate of Science , associate professor of philosophy
of Smolensk state university,
Russia, Smolensk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается важность повседневности как необходимого слагаемого факторов формирования городской идентичности. Рассматриваются стабильные, изменчивые и символические факторы, их взаимосвязь с повседневными представлениями людей об окружающей реальности. Показано, каким образом быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение ключевых механизмов коммуникации между индивидами влияют на повседневное сознание. Обозначена роль городской идентичности в поддержании его стабильности.

ABSTRACT

In article importance of daily occurrence as the necessary formation of city identity composed factors is considered. Stable, changeable and symbolical factors, their interrelation with daily ideas of people of surrounding reality are considered. It is shown how fast rates of sociocultural transformations, change of key mechanisms of communication between individuals influence daily consciousness. The role of city identity in maintenance of its stability is designated.

Ключевые слова : повседневность; повседневное сознание; городская идентичность.

Keywords : daily occurrence; daily consciousness; city identity.

Трансформационные процессы за истекший век глубоко проникают в общественные уклад и мировоззрение людей. Стремительно сменившие друг друга традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество видоизменяют важнейшие социальные институты, научные парадигмы, и, без сомнения, заставляют пересмотреть отношение к положению и роли личности в обществе. Урбанизация и глобализация, дополняя и усложняя этот процесс, делают проблемным отношение ко многим устоявшимся категориям. Повседневность же, являясь неотъемлемой и во многом системообразующей частью жизни человека, формирует поле взаимодействия индивида и социума как условие воспроизводства жизненно важных отношений. Соответственно, в периоды нестабильности, перелома или коренного изменения вектора социального развития резко обостряется проблема адекватной ориентации человека в окружающей действительности.

Наиболее быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение ключевых механизмов коммуникации между индивидами отмечаются внутри городского пространства. Город по своей сути является центром генерации идей социально образующего и преобразующего, культурного и идеологического характера. Социокультурное пространство города максимально ярко отражает трансформацию общественного сознания, происходившую под влиянием различных факторов окружающей человека среды, а также взаимодополняющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов. Это даёт толчок к развитию представлений о городской идентичности.

К современному пониманию феномена идентичности наука приходит во второй половине 1960-х гг., обращая особое внимание на образовавшуюся многослойность социальной структуры и новые основания социальной дифференциации. Формируется соответствующая научная интерпретация, выражающаяся в понимании критериев и механизмов функционирования социальных идентичностей. Урбанизация и неоднозначность роли современного города способствовали выделению такой дефиниции, как «городская идентичность». Можно выделить несколько групп факторов, влияющих на городскую идентичность: стабильные (местоположение, климат, история города), изменчивые (размер и население, внешний облик города, культурные традиции) и символические (городская символика, политический климат, культурные коды поведения жителей, знаковые события и личности, характер внутренних коммуникаций и пр.) .

Базовым, стабильным фактором является проживание в конкретном городском пространстве. Пространственные характеристики выражаются не только в конкретных географических условиях, в которых развивается местное сообщество, но и в определенных образах пространства, порождаемых повседневным сознанием. Посредством географических образов повседневное историческое сознание позволяет членам социокультурных общностей обживать окружающий мир, занимаемые ими территории не только в плане физической адаптации, но и в феноменологическом аспекте. Городская, или региональная идентичность в целом проявляется в существовании устойчивых образно-географических композиций, а освоенное пространство идентифицируется как система региональных и оригинальных образов . Повседневная практика жизнедеятельности также содержит в себе и механизмы формулирования, согласования, реализации и постоянной корректировки этих представлений.

Социальные отношения, сложившиеся на определенной территории и имеющие, соответственно, своеобразную узкорегиональную специфику, определяют вторую группу факторов формирования городской идентичности. Включенность в долговременные стабильные социальные группы определяет отношение индивида к группе и групповой принадлежности («свой»-«чужой»), групповые ценности, стереотипы, нормы и пр. Формируясь в результате социализации и адаптации в определённом территориальном поселении, городская идентичность представляет собой социокультурное образование, основанное на усвоении и воспроизводстве культурных символов, традиций, образа жизни жителей конкретного города. Субъект повседневности складывается и существует только на базе конкретного социального целого, причем связь индивида и сообщества носит исторический характер, обусловленный особенностями социальных отношений. Воспитание, трансляция правил и ценностей, социализация в целом обеспечивается в первую очередь повседневным межличностным общением. Т. о. повседневное сознание есть отражение особенностей условий жизни любой социальной общности, её интересов и стремления к самобытности. В процессе повседневной коммуникации человек раскрывает себя, самореализуется и становится объектом для привлечения опыта других людей и восприятия основных составляющих городской идентичности.

Непосредственная связь человека и города, выражающаяся в проживании на его территории, постоянных контактах с местным сообществом, восприятии и трансляции принятых норм и ценностей дает прямую возможность самоидентифицировать себя как элемент определенной системы. Но очень часто можно увидеть примеры сохранения черт городской идентичности даже у тех индивидов, которые в течение некоторого времени находились за пределами города. Данный аспект заставляет особое внимание обратить на символические факторы городской идентичности. Её основами, отражающимися в повседневном сознании, можно назвать городские мифы и мифологемы. В них выражаются представления жителей о прошлом, настоящем и будущем города с обязательным включением идеальных представлений о нем. Повседневное сознание наделяет «свой» город, его культурные традиции и историю, сугубо положительной оценкой, в то время как «чужие» зачастую оцениваются отрицательно. Эта же тенденция прослеживается в противопоставлении «коренные жители» - «пришлые», «понаехавшие», поскольку через принадлежность индивида к городу определяется степень принадлежности к общности.

К. Хюбнер в книге «Истина мифа» пишет: «Нация определяется согласно своей истории и пространству, в котором эта история отображалась» . Соответственно, городская топонимика тоже воспринимается через призму мифологии. Интересны в данном контексте топонимы, отражающие этническое прошлое региона. Примером служит село Русское (Шумячский район Смоленской области). Свое название оно получило потому, что вокруг него в недалеком прошлом располагались нерусские (белорусские) селения, что отражает повышенное стремление к самоидентификации и отграничении от соседнего этноса. Следует отметить, что название может качественно изменить отношение к пространству, что осуществляется через переименования улиц и ключевых пунктов города, сносе старых и возведении новых памятников.

Огромное значение для формирования городской идентичности имеют знаковые места - участки пространства, имеющие определенные семиотические характеристики, т. е. осмысляемые «с помощью историко-культурного, социального, политического, географического воображения на основе реальных или вымышленных событий» . Значение «знакового» место приобретает только в сознании людей, ассоциирующих себя с внутренними смыслами данного пространства. Способность воспринимать либо воспроизводить конкретные знания о месте, его образе необходима для поддержания собственной идентичности.

Знаковые места находятся в тесной связи с локальными мифами и историями, так как помогают воспроизводить и транслировать их в повседневном сознании, давая опору в виде регулярных и семиотически насыщенных топографических событий. Малоизвестные, на первый взгляд незначительные образы, заключающиеся в истории улицы, дома, человека, детали ландшафта, играют огромную роль в концентрации и интерпретации локальных событий в создании образа города, отражающегося в повседневном сознании.

Особую актуальность символическим факторам придают именно современные реалии, обусловленные глобализацией и распространением капиталистической экономики. Для повседневности же характерно напряженно бодрствующее состояние сознания, целостность личного участия в мире, представляющем собой совокупность самоочевидных, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Концепты нации, этноса, государства размываются, растет интенсивность горизонтальной социальной мобильности, что зачастую негативно сказывается на повседневной жизни общества. Городская идентичность позволит добиться стабилизации повседневности, возвращая ей основное качество - быть опорой человеческого бытия в меняющемся мире.

Список литературы :

  1. Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н.С. Дягилева // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 54-59.
  2. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. - 488 с.
  3. Замятин Д.Н. Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география: научный и культурно-просветительный альманах. Вып. 2. М.: Институт наследия, 2005. - с. 276-323.
  4. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. - 448 с.