Запасы поваренной соли в мире. Добыча каменной соли. Использование каменной соли

Соль бывает разной по вкусу, размеру, форме, цвету и степени солёности. Всё это на самом деле зависит от её происхождения. Охватить всё множество видов соли невозможно, но редактор раздела «Еда» The Village Анна Масловская решила разобраться в вопросе и классифицировать основные.

Происхождение

Морская соль добывается из концентрированного солнцем рассола, который образуется на месте участков, заливающихся солёной водой. Её соскребают, высушивают, иногда перекристаллизовывают. Ещё один способ получения морской соли - вымораживание. Не выпаривание воды, а помещение морской воды в холод.

Садочная соль добывается подобным морской соли способом: выпариванием воды из подземных соляных источников или выпариванием воды на солончаках. В этих местах солёная вода застаивается на поверхности земли, но происходит не из моря, а из иных источников.

Каменная, она же минеральная, соль добывается в шахтах. Образуется она за счёт протекания засолённых источников или, например, на месте высохших морей. До недавнего времени, наряду с вываренной морской солью, минеральная была самой популярной в мире.

Соль, в зависимости от способа её добычи, потом либо мелют, либо просеивают. Таким образом разделяют её по калибрам: от мелких до крупных.

Мелкая поваренная соль

Она же пищевая соль. Как правило, имеет происхождение каменное или садочное. Максимально чистым считается второй вариант. Получается путём неоднократной перекристаллизации рассола и, кроме соли, мало что в себе содержит - белая поваренная соль имеет чистоту не менее 97 %. В то время как каменная может содержать существенное количество примесей, влияющих на вкус. При её просеивании можно обнаружить микроскопические кусочки глины и камней. В России самые большие места добычи поваренной соли - это озеро Баскунчак в Астраханской области и озеро Эльтон в Волгоградской области.

Поваренная соль имеет максимально чистый солёный вкус, это одновременно её достоинство и недостаток. Главный плюс - она позволяет точно дозировать количество при приготовлении. Минус - вкус её плоский и одномерный. Поваренная соль - один из самых дешёвых видов соли наравне с минеральной.

Кошерная соль


Частный случай обычной поваренной соли. Отличается тем, что размер гранул у неё крупнее, чем у обычной соли, и форма кристаллов иная. Не кубики, а гранулы, плоской или пирамидальной формы, полученные благодаря особому процессу выпаривания. Благодаря форме количество соли проще чувствовать пальцами, именно поэтому в Америке, где эта соль производится в больших количествах, она превратилась в промышленный стандарт на профессиональных кухнях. По вкусу почти не отличается от обычной поваренной соли, но есть нюанс: её никогда не йодируют.

Соль называется кошерной потому, что именно её используют для кошерования мяса, то есть натирания туши для удаления остатков крови.

Каменная соль

Иранская голубая соль

Поваренная пищевая каменная соль помола № 1


Это большое семейство, чаще всего под названием которого понимается белая поваренная соль, добытая шахтенным способом. Например, соль, добытая в Артёмовском месторождении на Украине, поставки которой в Россию сейчас ограничены в связи с санкциями. Как правило, она белая, но иногда имеет чуть серый или желтоватый оттенок. Соли с более яркими примесями часто приобретают собственные названия. Например, чёрная гималайская соль, речь о которой пойдёт ниже. Каменная соль также используется в технических целях - например, подсолить бассейн или посыпать дорогу.

Морская соль

Морская йодированная соль из Адриатического моря

Морская гавайская соль Black Lava


Видов её множество в силу происхождения. Так как все моря разные по химическому профилю, это отражается на вкусе и составе соли. Иногда эту соль перекристаллизовывают, чтобы получить чистую поваренную соль. Ценность её в разнообразии вкусов и наличии дополнительных примесей, обогащающих вкус.

Fleur de sel

Fleur de sel с озера Рё

Шведские соляные хлопья


Соль хлопьями очень ценится как шеф-поварами, так и обычными потребителями. В зависимости от происхождения, она отличается формой, внешним видом, влажностью и степенью солёности. Традиционное название её - fleur de sel. Как правило, это морская соль, кристаллы которой растут на краях соляных ванн, в процессе медленного испарения воды обрастающих красивыми наростами, которые, как правило, собирают вручную на определённой стадии роста. То есть с одного и того же источника можно получить как крупнокристаллическую соль, так и соль хлопьями.

Добывается соль в виде хлопьев в разных местах в мире, но есть три самых известных месторождения: соль с французского острова Рё, молдонская соль с юго-востока Англии и соль, добытая в крупном месторождении в Португалии.


Maldon - очень известная соль вида fleur de sel, добываемая в районе Maldon в графстве Эссекс на юго-востоке Англии с конца XIX века. Правильно говорить «Молдон», хотя в России успело прижиться «Малдон». Молдонская соль - отдельно стоящий вид соли, который отличается от fleur de sel тем, что кристаллы её больше, до сантиметра. Также она несколько более солёная, чем классическая fleur de sel. Будучи морской солью и имея форму в виде плоских кристаллов, она нежная, создаёт приятные ощущения, взрываясь на языке солёными искорками. Это делает молдонскую соль универсальным средством для финиша блюд.

Чёрная гималайская соль


Розовая гималайская соль


Минеральная соль крупного помола, цвет которой обусловлен наличием примесей хлористого калия и оксида железа. Всего соль содержит около 5 % всевозможных примесей. Используется в ручных мельницах для финиша блюд, то есть не только для соления блюда, но и для украшения.

Добывается розовая гималайская соль большими блоками, которые потом выпиливаются, в регионе Пунджаб, в основном в трогах Гималаев, в Пакистане и в Индии. Блоки соли используют даже для интерьерных работ.

Розовая гавайская соль


Осадочная морская соль, которую сначала собирали на Гавайях. Сейчас основное производство её происходит в Калифорнии. Яркий розово-коричневый цвет среднего размера кристаллам соли придают включения глины. Дорогой продукт, имеющий слегка железистый привкус. По некоторым данным, считается особенно полезной. Но с чем точно не поспоришь, так это с тем, что она красивая, из-за чего идеально подходит сервировки блюд.

Интересный факт

В иностранной литературе под термином «розовая соль» подразумевается специальный продукт на основе соли с добавлением нитрита натрия, использующийся для производства мясных изделий.

Ароматизированные виды соли

Чёрная четверговая соль


Видов ароматических солей множество, и все они придуманы и сделаны человеком. Такая соль может быть любого происхождения, главное в ней - сочетание двух функций: соления блюда с его ароматизацией. Для этого в соль помещают добавки или над самой солью производят нужные манипуляции, например копчение. Добавки могут быть любыми: цветы, специи, травы, ягоды и даже вино.

Четверговая соль стоит в этом списке особняком, потому что она - результат довольно сложных манипуляций. Изначально эта соль была ритуальной (как и розовая гавайская соль), сейчас она чаще используется из-за своих необычных вкусовых качеств. Готовят эту соль так: поваренную соль смешивают в равной пропорции с квасной гущей или ржаным хлебом, вымоченным в воде; ставят в печь (иногда закапывая в пепел), духовку или перекаливают на сковороде. После монолитный кусок раскалывают и толкут в ступе.

Интересный факт

Соль с углём используется во многих кулинарных традициях, например в Японии и Корее. Так же как и четверговая, она сделана руками человека. Похожий пример из Кореи - бамбуковая соль: м орскую соль буквально запекают в бамбуке.

Однако, соль не только ингредиент для приготовления пищи, но и ценный компонент в большом количестве отраслей промышленности.

Добыча соли – это большой производственный сегмент, который можно поставить в один ряд с добычей полезных ископаемых, таких как уголь, нефть.

Откуда берется соль?

В древности соль добывали путем вымачивания растений в морской воде, а затем растения сжигались на костре, а получившуюся золу использовали в качестве приправы.

Позже люди начали выпаривать, варить морскую воду для получения сухого остатка. Отсюда и пошло название поваренная соль.

На юге России много солеварен которые были построены в VI веке.

В современном мире добыча соли происходит промышленным способом:

  • Добыча из соленых шахт – каменная соль
  • Бассейновая добыча – морская соль
  • Карьерная добыча – соленые озера и карьеры
  • Вакуумная добыча

Основные запасы соли

Большие запасы соли сосредоточены под землей – именно из них грунтовые воды вымывают растворяющуюся соль, и питают ее моря и океаны

Их можно найти в Северо-Германской и Днепро-Донецкой впадинах, в Прикаспии и т.д. На многих соляных шахтах используются мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, самоходные буровые установки, горнопроходческие комбайны (самая надежная горная техника) и электровозы.

Для добычи каменной соли строится соленая шахта глубиной до 5 км. и производится разработка соленого пласта

Более 25 миллионов лет назад, образовались основные крупные месторождения соли. Эти месторождения расположены в Прикаспийской низменности, на Урале и в районе Донбасса. К примеру, пласты соли, мощность которых равняется 50 метрам, можно встретить на Артемовском месторождении (Донбасс). Именно в этой зоне соляная выработка является одной из наибольших во всем мире. А после выемки соли, под землей начинают образовываться высокие и просторные пещеры, которые очень напоминают сказочные хрустальные залы.

Большое количество соли добывается из морей и соленых озер – на солеварнях

Виды добываемой соли

В основном вся добываемая соль имеет большое количество посторонних примесей

  • В морской соли – это органика
  • В каменной минеральные отложения

По этому изначально добытая соль является технической – галлит

Однако при добыче может быть использован уникальный технологический процесс, который дает возможность добывать соль высокого качества – это вакуумная добыча.

В толщу солевого слоя, которая залегает под землей, нагнетают пресную воду с помощью скважин, которые бурятся к месту залегания соли,(солевая пешера или пласт). В результате подачи воды соль растворяется, а наверх откачивается соляной рассол. Рассол очищают от посторонних примесей, а затем отправляют в камеры, в которых и создается вакуум (пониженное давление). В условиях низкого давления, рассол начинает закипать низкой температуре. Вода испаряется, а кристаллы соли начинают выпадать в осадок. Концентрированный раствор соли помощью центрифуги, отделяют от воды. И таким образом, добывают поваренную соль, которая имеет тонкий помол, известная нам как «Экстра»

При этом получается соль класса “Экстра”

Соль является важным компонентов для систем водоподготовки,

Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.

2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.

3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.

4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, - основной источник соли в мире.

5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЩНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна, -щно; мощнее.

1) Очень сильный по степени своего проявления, своего действия. М. удар. М. порыв ветра. М. прибой.

2) Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий, свидетельствующий о большой силе (о человеке, животном). М. человек. М. конь. Мощные плечи.

3) Большой величины, массивный, толстый. М. пласт угля. Мощные льды Севера.

4) Способный выполнить большую работу за какое-то время (о механизме, устройстве). М. двигатель. М. вентилятор.

5) Значительный по силе воздействия на мысли, чувства человека (разг.). Мощная статья.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

озлОбить

подЕленный

ободрЁнный

красивейший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой. Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.

Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее - две бедноватые хаты, за ними чернел лес.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отряд ПАРТИЗАН

ЛОЖИТЕ на стол

ТОНЧАЙШИЕ нити

предъявите на входе ПРОПУСКА

по ОБЕИМ сторонам

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ф. А. Васильевым в Крыму.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, были написаны

2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».

3) Прочитав эту книгу, мне кажется, что она будет полезна многим.

4) Саша обидится на друга и не захотел с ним разговаривать.

5) Те, кто хотя бы раз любовался цветущей сакурой, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.

7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.

9) Когда герой опомнился. Было уже поздно.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обор..няться

в..ртуозный

иде..лист

р..продукция

выск..чить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ятия, в..юга

нед..варил, поз..был

пр..зидент, пр..стиж

пр..терпеть, пр..чуда

бе..ценно, не..дешний

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

алюмини..вый

откле..ваться

подчёрк..вать

решётч..тый

улыбч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

грохочущий

клокоч..щий

(родители) щекоч..т

тащ..щий (на буксире)

(дела) движется

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Калитка оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА.

Скотинин был далеко (НЕ)ВЕЖЛИВЫМ человеком.

Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

В душе заботливо хранит он (НЕ)РАЗГАДАННЫЕ чувства.

А. К. Толстой, (НЕ)ЖЕЛАЯ оставаться в стороне, во время Крымской войны поступил на службу в армию.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Есть (НЕ)ЧТО совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов (В)КОНЦЕ лета.

В романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

(НЕ)СМОТРЯ на футуристические эксперименты, в ранней лирике В. Маяковского всё же преобладает чувство, ЧТО(БЫ) ни утверждали его соратники.

Стиль В. Маяковского с первых стихотворений неоднозначен и (ПО)ТОМУ, (В)СИЛУ привычки публики к классической поэзии, трудно объясним.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Многие совреме(1)ики причисляли А. К. Толстого к сторо(2)икам «чистого искусства», однако такое мнение ничем не обоснова(3)о: в творчестве поэта много стихотворении, наполне(4)ых злободневным обществе(5)ым звучанием.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно ставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты

4) Дружинник мог положиться на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Низкий дом с голубыми ставнями (1)

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года...

Восхищаться (2) уж (3) я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но (4) наверно (5) навеки имею (6)

Нежность (7) грустную русской души.

(С. Есенин)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коляска подъезжала к усадьбе барыни (1) о жестокости и жадности (2) которой (3) в округе (4) ходили невероятные слухи.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Попробуйте вспомнить любой свой день минуту за минутой (1) и вы убедитесь (2) что (3) если восстановить весь этот поток времени (4) можно написать целую книгу.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, - теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной - землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

(По А. Н. Толстому)

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Общая беда заставляет людей объединиться ради спасения своей Родины.

2) Родина - это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.

3) Земля оттич и дедич была отвоёвана нашим пращуром у вражеских племён, пришедших туда жить навечно.

4) Устная литература, созданная народом, является всего лишь плодом народного досуга.

5) Русское искусство оказало большое влияние на развитие мировой культуры.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 5 поясняет то, о чём говорится в предложении 4.

2) В предложении 10 содержится описание.

3) В предложении 13 представлено описание.

4) Предложения 21-23 содержат рассуждение.

5) В предложении 29 представлено повествование.

23. Из предложений 8-9 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)___ („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В)___ („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г)___ (предложения 22, 23)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) диалектизм

4) книжные слова

5) фразеологизм

6) цитирование

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) анафора

26.Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Вариант 5

Проблема

Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)

Родина - это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. Родина - это основа жизни каждого человека, это его родное гнездо.

Вариант 5

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

воединочтобы

1245 или любая комбинация
этих цифр

поделённый

145 или любая комбинация
этих цифр

кладите или положите

1234 или любая комбинация
этих цифр

выскочить

дать или подготовить

президентпрестиж

125 или любая комбинация
этих цифр

алюминиевый

134 или любая комбинация
этих цифр

раньшетеперь

неразгаданные

Задание 1.

(1)Торжественный (риторический) стиль ставит целью вызвать у слушателей или читателей чувство уважения по отношению к величию описываемых событий, личностей. (2)Он находит место и в публицистике, и в художественных произведениях, реже при общих оценках достижений науки и деятелей культуры. (3)В языковом отношении для него характерны, <...>, широкое использование лексики с эмоциональной окраской, яркая образность, обработанный синтаксис с чертами упорядоченности, ритмичности, симметрии синтаксических элементов.

1) Встречающийся в публицистике и художественной литературе торжественный (риторический) стиль, который характеризуется языковой выразительностью, призван вызвать у читателей и слушателей уважение к описываемым событиям и личностям.

2) Торжественный (риторический) стиль характерен для научных текстов, главной задачей которых является использование эмоциональной и образной лексики с целью вызвать у читателей чувство восхищения наукой.

3) В торжественном (риторическом) стиле использование эмоционально окрашенной, образной лексики и упорядоченного синтаксиса вызывает восторг читателей и слушателей.

4) Величие событий, личностей необходимо передавать торжественным (риторическим) стилем, чтобы использовать разнообразные выразительные средства языка.

5) Торжественный (риторический) стиль, характеризующийся языковой выразительностью и встречающийся в основном в художественной литературе и публицистике, ставит целью вызвать у читателей и слушателей уважение по отношению к величию описываемого.

Задание 2.

(1)Носовые гласные, свойственные фонетической системе старославянского языка, где они обозначались специальными буквами - юсами Ѫ (о носовое) и Ѧ (э носовое), и сохранившиеся до настоящего времени в польском и кашубском языках, некогда были присущи всем славянским языкам. (2)Образовавшисъ ещё в праславянский период, впоследствии они во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, в разное время подверглись утрате, переходу в неносовые чистые. (3)<...> изменение носовых гласных в неносовые не было одинаковым в славянских языках, а это говорит о том, что произношение их в разных славянских языках было неодинаково.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фонетической системе старославянского языка были свойственны носовые гласные, которые обозначались специальными буквами - юсами Ѫ (о носовое) и Ѧ (э носовое).

2) Изменение носовых гласных в неносовые в славянских языках происходило примерно одинаково, что лишний раз подтверждает идею существования праславянского языка - предка всех славянских языков.

3) Процесс перехода носовых гласных, существовавших во всех славянских языках и сохранившихся лишь в польском и кашубском, в неносовые гласные не был одинаковым, что свидетельствует о различном произношении носовых гласных в разных славянских языках.

4) Носовые гласные сохранились до настоящего времени лишь в двух славянских языках: в польском и кашубском, унаследовавших фонетическую систему старославянского языка.

5) Произношение носовых гласных, утраченных во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, было неодинаково, о чём свидетельствует различие в изменении носовых гласных в неносовые в славянских языках.

Задание 3.

(1) Кораллы, - это не растения, а животные, которых можно обнаружить лишь в определённых зонах Мирового океана, в основном в мелководных тропических морях. (2) Распространены кораллы неравномерно - <...> они очень взыскательны, для их существования необходимы особые условия: определённая солёность воды и температура не ниже 20,5°С. (3) Везде, где обеспечечены такие условия и глубина моря невелика, рифообразующие кораллы могут начинать возводить свои постройки.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Рифообразующие кораллы - растения, которые неравномерно распространены в зонах Мирового океана из-за требования особых условий для существования.

2) Рифообразующие кораллы - животные, которые начинают возводить свои постройки только при определённых условиях на небольшой глубине моря, поэтому территория их распространения неравномерна.

3) Определённая температура воды и достаточная солёность обеспечивают рифообразующим кораллам жизнь во всех зонах Мирового океана, способствуя их размножению.

4) Территория распространения рифообразующих кораллов неравномерна, потому что эти животные начинают возводить свои постройки лишь при определённых условиях там, где глубина моря невелика.

5) Равномерность распространения коралловых рифов в Мировом океане связана с наличием определённых условий существования этих животных на больших глубинах.

Задание 4.

(1)Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) <...> понуждает сама природа художественного творчества. (3)Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог - диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Рассмотрение художественного творчества в контексте культурной и личностной коммуникаций обусловлено самой природой творчества как диалога между тем, кто воспринимает произведение, художником, его создавшим, и самим произведением.

2) Читатель, зритель, слушатель, подчиняясь самой природе художественного творчества, рассматривает любое художественное произведение в контексте культурной и личностной коммуникаций.

3) Замысел произведения помогает читателю, зрителю, слушателю вступить в диалог с автором художественного произведения.

4) При обращении к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения происходит диалог культур, диалог сознаний.

5) Сама природа художественного творчества заставляет науку рассматривать творчество не изолированно, а в контексте культурной и личностной коммуникаций между художником, самим произведением и тем, кто это произведение воспринимает.

Задание 5.

(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, <...> соль оказалась в сотнях метров под землёй.

1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.

2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.

3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.

4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, - основной источник соли в мире.

5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.

Задание 6.

(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)Этот стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что, <...>, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Научный стиль речи имеет черты, которые проявляются независимо от характера самих наук и различий между жанрами высказывания.

2) Наряду с общими чертами, определяемыми спецификой научного стиля, тексты из разных научных областей имеют различия в характере изложения.

3) Тексты точных и естественных наук существенно отличаются от текстов из гуманитарных наук прежде всего характером изложения.

4) Тексты научного стиля имеют как общие черты, определяемые спецификой научного стиля, так и особенности, связанные с конкретной научной областью.

5) Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, что определяет ряд общих условий его функционирования и языковых особенностей.

Задание 7.

(1)В середине XVI века картофель был завезён из Южной Америки в Испанию, а оттуда клубни этого растения распространились по всей Европе. (2)<...> поначалу экзотическое растение выращивали ради цветков и долго не понимали ценности картофеля как продукта питания. (3)Произошло это из-за того, что пробовали использовать в пищу зелёные мелкие и ядовитые плоды, а на клубни обратили внимание гораздо позже.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Завезённый в Южную Америку из Европы картофель сначала не использовался как продукт питания, так как люди пытались пробовать мелкие ядовитые плоды, а на клубни не обращали внимания.

2) Клубни картофеля, завезённого в середине XVI века из Южной Америки в Европу, сразу начали использовать как продукт питания, а позже обратили внимание и на красоту его цветков.

3) Картофель, завезённый в середине XVI века из Южной Америки в Европу, сначала не использовался в пищу, поскольку пробовали зелёные плоды, а не клубни, на которые обратили внимание позже.

4) Клубни картофеля являются ядовитыми, поэтому это растение не стали использовать как продукт питания в Южной Америке, а в Европе стали очень популярны цветки.

5) Ценность картофеля, завезённого в середине XVI века в Европу из Южной Америки, была осознана не сразу, так как сначала пытались использовать в пищу зелёные плоды этого растения, а не клубни.

Задание 8.

(1)Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2)<...> более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, - хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней, в отличие от других планет земной группы, есть жизнь, которая возникла свыше миллиарда лет назад.

2) Следы первых живых организмов, обнаруженные в горных породах, свидетельствуют о том, что жизнь на планетах земной группы зародилась более миллиарда лет назад.

3) Наряду с Землёй к планетам земной группы относят ещё три планеты Солнечной системы: Меркурий, Венеру и Марс, - так как они наиболее благоприятны для возникновения жизни, чем похожи на Землю.

4) Несмотря на общее сходство с Меркурием, Венерой и Марсом, Земля отличается от них наличием гидросферы, которая возникла более миллиарда лет назад.

5) Планета Земля уникальна в первую очередь потому, что на ней уже более миллиарда лет существует жизнь, которой нет на других планетах земной группы.

Задание 9.

(1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) - важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3)<...> он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Изучая новые слова, человек испытывает приятные эмоции, что обусловлено, по мнению учёных, действием стриатума - важного отдела мозга, подкрепляющего мотивацию к запоминанию нового материала.

2) В ходе экспериментов учёные выявили, что стриатум (полосатое тело) - это важный отдел головного мозга, который имеет непосредственное отношение к мотивации.

3) Учёным удалось доказать, что стриатум не имеет отношения к языковой функции, так как он не расшифровывает значения слов и не запоминает их - для этого в коре головного мозга есть особые лингвистические центры.

4) Освоение новых слов, как считают учёные, стимулирует активность важного отдела мозга - стриатума, который подкрепляет мотивацию к изучению языка приятными эмоциями.

5) Изучив данные, полученные учёными в ходе экспериментов, можно предположить: удовольствие от освоения новых слов стало причиной того, что человечество научилось пользоваться речью.

Задание 10.

(1)3адача науки - нахождение объективных законов природы, и поэтому результат не должен зависеть от личных качеств учёного. (2)Однако у каждого учёного свой стиль исследования, свой подход к решению стоящих перед ним задач: один физик может стать примером теоретика, другой работает с сознательно упрощёнными моделями явления, третий строит теорию таких явлений, которые вскрывают самые глубинные свойства физического мира и т. д. (3)<...> индивидуальность учёного проявляется так же, как индивидуальность архитектора, стремящегося к общей цели в рамках решения своей утилитарной задачи.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Учёный подобен архитектору: и тот и другой, сохраняя индивидуальность, стремятся к внутренней гармонии с природой.

2) Учёные, обладая индивидуальным стилем исследования и имея собственные подходы к решению стоящих перед ними вопросов, работают над общей задачей - нахождением объективных законов природы.

3) Нахождение объективных законов природы - задача, стоящая перед учёными, которые проявляют индивидуальность в достижении общего результата деятельности.

4) Результат деятельности учёных не должен зависеть от их личных качеств, поэтому в науке недопустимо иметь собственный стиль и свой подход к решению тех или иных задач.

5) Индивидуальность учёных проявляется в том, что один физик становится примером теоретика, другой работает с упрощёнными моделями явления, третий строит теорию о глубинных свойствах физического мира.