Какие страны относятся к католическому миру. Почему православные страны менее развиты и богаты, чем страны католические и протестантские

Является самым крупным направлением в .

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения "католицизм"

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора ( признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций , подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — .

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioque - и от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом. Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих. Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

. ISBN 978-0-19-510071-6 .

  • Kirkwood, Burton (2000). History of Mexico. Westport, CT: Greenwood Publishing Group, Incorporated. pp. 101-192. ISBN 978-1-4039-6258-4 .
  • Koschorke, Klaus; Ludwig, Frieder; Delgado, Mariano (2007). A History of Christianity in Asia, Africa, and Latin America, 1450-1990. Wm B Eerdmans Publishing Co. ISBN 978-0-8028-2889-7 .
  • Kreeft, Peter (2001). Catholic Christianity. Ignatius Press . ISBN 0-89870-798-6 .
  • Hans Kung. The Catholic Church: A Short History (Modern Library Chronicles)
  • Lahey, John (1995). «Roman Curia». in McBrien, Richard; Attridge, Harold. HarperCollins . ISBN 978-0-06-065338-5 .
  • Le Goff, Jacques (2000). Medieval Civilization. Barnes & Noble. ISBN 0-631-17566-0 .
  • Leith, John (1963). Creeds of the Churches. Aldine Publishing Co. ISBN 0-664-24057-7 .
  • MacCulloch, Diarmaid (2010). Christianity: The First Three Thousand Years. Viking. ISBN 978-0-670-02126-0 . origine publikigita en 2009 fare de Allen Lane, kiel A History of Christianity
  • MacCulloch, Diarmaid (2003). The Reformation. Viking. ISBN 0-670-03296-4 .
  • MacMullen, Ramsay (1984), Christianizing the Roman Empire: (A.D. 100-400). New Haven, CT: Yale University Press , ISBN 978-0-585-38120-6
  • Markus, Robert (1990), «From Rome to the Barbarian Kingdom (339-700)», en McManners, John, The Oxford Illustrated History of Christianity , Oxford University Press , pp. 62-91, ISBN 0-19-822928-3
  • Marthaler, Berard (1994). Introducing the Catechism of the Catholic Church, Traditional Themes and Contemporary Issues. Paulist Press. ISBN 0-8091-3495-0 .
  • Marvin, John Wade (2008). «The Occitan War: a military and political history of the Albigensian Crusade, 1209-1218.» Cambridge University Press . ISBN 0-521-87240-5
  • Richard P. McBrien, ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • McDonough, Elizabeth. (1995). «Cardinals, College of». en McBrien, Richard; Attridge, Harold. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. HarperCollins. ISBN 978-0-06-065338-5 .
  • J. L. McKenzie. The Roman Catholic Church
  • McManners, John (1990). «The Expansion of Christianity (1500-1800)». en McManners, John. Oxford University Press. ISBN 0-19-822928-3 .
  • Morris, Colin (1990). «Christian Civilization (1050-1400)». en McManners, John. The Oxford Illustrated History of Christianity. Oxford University Press . ISBN 0-19-822928-3 .
  • Murray, Chris (1994). Dictionary of the Arts. Helicon Publishing Ltd. ISBN 0-8160-3205-X .
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry (2005). Western Civilization. Houghton Mifflin Company. ISBN 978-1-84603-075-8 .
  • Norman, Edward (2007). The Roman Catholic Church, An Illustrated History. University of California Press . ISBN 978-0-520-25251-6 .
  • O’Collins, Gerald; Farrugia, Maria (2003). Catholicism. Oxford University Press . ISBN 978-0-19-925995-3 .
  • John O’Grady. Roman Catholic Church: Its Origin & Nature
  • Payne, Stanley G (2008). Franco and Hitler: Spain, Germany and World War II. Yale University Press. ISBN 0-300-12282-9 .
  • Phayer, Michael (2000). The Catholic Church and the Holocaust, 1930-1965. Indiana University Press . ISBN 0-253-33725-9 .
  • Pollard, John Francis (2005). Money and the Rise of the Modern Papacy, 1850-1950. Cambridge University Press . ISBN 978-0-521-81204-7 .
  • Rhodes, Anthony (1973). The Vatican in the Age of the Dictators (1922-1945). Holt, Rinehart and Winston. ISBN 0-03-007736-2 .
  • Riley-Smith, Jonathan (1997). The First Crusaders. Cambridge University Press . ISBN 978-0-511-00308-0 .
  • Ring, Trudy; Salkin, Robert M; La Boda, Sharon (1996). International Dictionary of Historic Places Volume 3: Southern Europe. Chicago: Fitzroy Dearborn. p. 590. ISBN 978-1-884964-02-2 .
  • Schama, Simon (2003). A History of Britain 1: At the Edge of the World?. BBC Worldwide.
  • Католичество в жизни Западной Европы вплоть до XVI века доминировала римско-католическая церковь. Догматических и литургических отличий католицизма от православия немного. Православие иначе трактует троицу (считает, что святой дух исходит только от бога-отца), не признаёт чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, причащает хлебом (причём не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 году.

    Определение католичества Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». «Экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь». Именно эти слова входят в оригинал Никео-Константинопольского Символа веры: «Верю… в соборную Церковь…».

    Католическая Церковь.

    Католическая Церковь значит всеобщая, вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Нынешний папа Иоанн Павел II был избран в 1978 году. Католическая церковь, согласно учению, несла в себе «запас добрых дел» и божественную благодать, которые помогали достичь спасения, снять грехи с души человеческой. Католицизм занял ведущее место во многих странах Европы и Америки. С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием

    2. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью [текст]:- Кн. 1.-М.:Пропилеи, 1995.- 228с.

    Правда, церковная традиция, культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной части рукописного наследия античной культуры. Возрождённое с помощью арабов учение Аристотеля, значительно подкорректированное церковью, стало даже (наряду с Библией) своего рода высшим и чуть ли не последним словом духовной культуры. Однако многое было безвозвратно утеряно, и, прежде всего, духовная свобода. Католические священники (дававшие обет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, целиком отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали еретиков, к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо смел отклониться от официального учения. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах “святой” инквизиции, а остальным, запуганным и смирившимся “грешникам”, церковь охотно продавала за немалые деньги индульгенции отпущения грехов.

    Римский католицизм

    Неримский католицизм

    Маргинальный католицизм

    Католицизм латинского обряда

    Старокатолицизм : Старокатолическая церковь Германии , Старокатолическая церковь Австрии , Старокатолическая церковь Нидерландов , Христианско-католическая церковь Швейцарии , Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки

    Апостольский католицизм : Католическая апостольская церковь (Германии и Англии ), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.)

    Католицизм восточного обряда : греко-католики (в частности, украинские ), марониты , сиро-католики , сиро-малабарцы, коптские католики , эфиопские католики, армянские католики , халдеи и др.

    Консервативный католицизм : Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старoроманская католическая церковь Франции , Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения ), Национальная католическая апостольская церковь

    Либеральный католицизм : Православная католическая церковь, Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 - во Франции), Либеральная католическая церковь США

    Реформированный католицизм : Филиппинская независимая церковь, Чешская гуситская церковь

    Англороманский католицизм (англокатолицизм ) : Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии , Африканская православная церковь Зимбабве , Африканская православная церковь ЮАР

    Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами («episсорi vagantes») : Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Пессак, Жиронда, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция)

    Статистические данные и география католицизма.

    Сокровенную суть католической веры, конечно, нельзя постичь с помощью цифр, однако они могут дать хотя бы общее представление о деятельности Католической Церкви. Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн., католиков, что составляет около 15% планеты. В Латинской Америке 90% населения - католики, В Европе их около 40%, в Северной Америке только 25%, в Африке 13%, а в Азии не больше 2,5%, причем две трети из них живут на Филиппинах. В мире существует несколько крупных католических сообществ, живущих и развивающихся по своим, особым законам. Например, в странах Латинской Америки стремительно растет население. Священников не хватает, однако миссионерская деятельность евангелизация - идет непрерывно, и именно там Католическая Церковь становится подлинно народной «церковью для бедных». Наоборот, в западноевропейских, традиционно христианских странах, католиков становится все меньше, соответственно сокращается и число католических священников. В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако с начала 90-х годов в этих странах существует право свободного выбора вероисповедания. В мусульманских государствах к немногочисленным католикам относятся по-разному в зависимости от уровня веротерпимости в данной стране. Сегодня католическая церковь провозглашает необходимость поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни и достоинства человеческой личности.

    Реформация и католицизм в первой половине XVI века.

    Реформаторское общественное и религиозное движение, направленное на изменение самых основ устройства церкви и связанное с мировоззрением нарождавшейся буржуазии, привело к тому, что от католицизма откололись обширные районы Центральной, Западной и Северной Европы. Возникшее антифеодальное движение оказалось направленным и против католической церкви. Вожди реформации в Германии и Швейцарии Лютер, Жан Кальвин и Цвингли обвинили католическую церковь в искажении подлинного христианства, резко выступили против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом. Единственным посредником между людьми и богом Реформация признавала Христа. Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к помощи контрреформации, католическая церковь сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой инквизиции» и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм следом за протестантской церковью вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», то есть весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от ее вмешательства и оценки. Это, естественно, не означало, что роль церкви была сведена почти к нулю. И все же отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в судьбах Западной Европы, в успешном развитии ее по капиталистическому пути.

    1. Поликарпов, В.С. История религий. Лекции и хрестоматия [текст]: учебное пособие/ В.С. Поликарпов.- М.: 1997.- 164с.

    . ISBN 978-0-19-510071-6 .

  • Kirkwood, Burton (2000). History of Mexico. Westport, CT: Greenwood Publishing Group, Incorporated. pp. 101-192. ISBN 978-1-4039-6258-4 .
  • Koschorke, Klaus; Ludwig, Frieder; Delgado, Mariano (2007). A History of Christianity in Asia, Africa, and Latin America, 1450-1990. Wm B Eerdmans Publishing Co. ISBN 978-0-8028-2889-7 .
  • Kreeft, Peter (2001). Catholic Christianity. Ignatius Press . ISBN 0-89870-798-6 .
  • Hans Kung. The Catholic Church: A Short History (Modern Library Chronicles)
  • Lahey, John (1995). «Roman Curia». in McBrien, Richard; Attridge, Harold. HarperCollins . ISBN 978-0-06-065338-5 .
  • Le Goff, Jacques (2000). Medieval Civilization. Barnes & Noble. ISBN 0-631-17566-0 .
  • Leith, John (1963). Creeds of the Churches. Aldine Publishing Co. ISBN 0-664-24057-7 .
  • MacCulloch, Diarmaid (2010). Christianity: The First Three Thousand Years. Viking. ISBN 978-0-670-02126-0 . origine publikigita en 2009 fare de Allen Lane, kiel A History of Christianity
  • MacCulloch, Diarmaid (2003). The Reformation. Viking. ISBN 0-670-03296-4 .
  • MacMullen, Ramsay (1984), Christianizing the Roman Empire: (A.D. 100-400). New Haven, CT: Yale University Press , ISBN 978-0-585-38120-6
  • Markus, Robert (1990), «From Rome to the Barbarian Kingdom (339-700)», en McManners, John, The Oxford Illustrated History of Christianity , Oxford University Press , pp. 62-91, ISBN 0-19-822928-3
  • Marthaler, Berard (1994). Introducing the Catechism of the Catholic Church, Traditional Themes and Contemporary Issues. Paulist Press. ISBN 0-8091-3495-0 .
  • Marvin, John Wade (2008). «The Occitan War: a military and political history of the Albigensian Crusade, 1209-1218.» Cambridge University Press . ISBN 0-521-87240-5
  • Richard P. McBrien, ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • McDonough, Elizabeth. (1995). «Cardinals, College of». en McBrien, Richard; Attridge, Harold. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. HarperCollins. ISBN 978-0-06-065338-5 .
  • J. L. McKenzie. The Roman Catholic Church
  • McManners, John (1990). «The Expansion of Christianity (1500-1800)». en McManners, John. Oxford University Press. ISBN 0-19-822928-3 .
  • Morris, Colin (1990). «Christian Civilization (1050-1400)». en McManners, John. The Oxford Illustrated History of Christianity. Oxford University Press . ISBN 0-19-822928-3 .
  • Murray, Chris (1994). Dictionary of the Arts. Helicon Publishing Ltd. ISBN 0-8160-3205-X .
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry (2005). Western Civilization. Houghton Mifflin Company. ISBN 978-1-84603-075-8 .
  • Norman, Edward (2007). The Roman Catholic Church, An Illustrated History. University of California Press . ISBN 978-0-520-25251-6 .
  • O’Collins, Gerald; Farrugia, Maria (2003). Catholicism. Oxford University Press . ISBN 978-0-19-925995-3 .
  • John O’Grady. Roman Catholic Church: Its Origin & Nature
  • Payne, Stanley G (2008). Franco and Hitler: Spain, Germany and World War II. Yale University Press. ISBN 0-300-12282-9 .
  • Phayer, Michael (2000). The Catholic Church and the Holocaust, 1930-1965. Indiana University Press . ISBN 0-253-33725-9 .
  • Pollard, John Francis (2005). Money and the Rise of the Modern Papacy, 1850-1950. Cambridge University Press . ISBN 978-0-521-81204-7 .
  • Rhodes, Anthony (1973). The Vatican in the Age of the Dictators (1922-1945). Holt, Rinehart and Winston. ISBN 0-03-007736-2 .
  • Riley-Smith, Jonathan (1997). The First Crusaders. Cambridge University Press . ISBN 978-0-511-00308-0 .
  • Ring, Trudy; Salkin, Robert M; La Boda, Sharon (1996). International Dictionary of Historic Places Volume 3: Southern Europe. Chicago: Fitzroy Dearborn. p. 590. ISBN 978-1-884964-02-2 .
  • Schama, Simon (2003). A History of Britain 1: At the Edge of the World?. BBC Worldwide.