Политический режим: сущность, критерии, типы. Что включают в себя критерии типологии политических систем

Критерии, которые были сформулированы при определении категории политического режима, могут быть использованы и как основание при их классификации или типологизации. Существует множество подходов к выделению типов политических режимов17. Например, Р. Даль в работах "Полиархия" и "Режимы и оппозиция. Введение" на основе двух критериев, конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление, выделяет два основных полюса или архетипа политических режимов: гегемонию (или автократию) и полиархию, между которыми и располагаются все переходные формы18.

Наиболее распространенной в современной политологии является типология политических режимов по шкале "демократия - автократия", на основе которой выделяются их три основных типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Рассмотрим вначале демократический политический режим. Его признаками являются верховенство представительных органов власти, широкое распространение институтов самоуправления, провозглашение и защита прав и свобод личности, правовой характер государства. Вместе с тем можно выделить две разновидности такого режима: демократический политический режим в развитой форме и ограниченно демократический режим.

В настоящее время с демократическим политическим режимом в наиболее развитой форме мы встречаемся в таких странах, как Великобритания, Швеция, Италия, Португалия, Швейцария и другие19. Ограниченно демократический политический режим сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не всегда в полной мере. Несмотря на то что в целом в США действует зрелый демократический режим, до настоящего времени в 10 штатах сохраняется запрет на регистрацию коммунистической партии в качестве легальной политической партии, сохраняются некоторые элементы расовой дискриминации (хотя определенные силы борются с расовой дискриминацией более ста лет и добились по сравнению с ситуацией середины XIX века значительных успехов). Не получила достаточной поддержки и не вступила пока в силу поправка к Конституции, закрепляющая равноправие женщин и тому подобное. В недалеком прошлом в США также наблюдались определенные ограничения демократии, например, так называемый "обезьяний процесс" в 20-е годы - судебное осуждение сторонников дарвинизма, "охота за ведьмами", шпиономания и гонения за различные демократические и миротворческие организации в период "маккартизма" в 50-е годы и тому подобное.

В ФРГ также случались отдельные ограничения демократии, в частности, в практике "запретов на профессии". С 1956 по 1968 год в этой стране под запретом находилась компартия, запрет на которую был наложен Федеральным конституционным судом. В его решении осуждалась вообще всякая коммунистическая деятельность как антиконституционная. Затем органы власти не стали расширительно толковать это решение, формально относя его лишь к той компартии КПГ, которая действовала до 1956 года, в результате чего была создана уже новая коммунистическая партия (ГКП).

В то же время в условиях демократического политического режима в любом случае самым главным является активное и достаточно эффективное, во многом все определяющее воздействие гражданского общества на деятельность государства, на весь его механизм управления.

Для авторитарного политического режима характерна большая самостоятельность государства по отношению к гражданскому обществу. Гражданское общество сохраняется и стремится влиять на действия государства, но такое влияние ограничено, поскольку государство в условиях такого режима ищет опору не в гражданском обществе, а в самом себе. Признаками авторитарного политического режима являются существенное ограничение полномочий или полное отсутствие представительных органов власти, преобладание по своей значимости в механизме реализации власти государственных органов, сформированных на основе назначения, по наследственному принципу, в результате выдвижения узкой олигархической группой, большее или меньшее ограничение прав и свобод граждан. Крупный специалист по авторитарным режимам "третьего мира" Ф. Риггс отмечает, что подобные режимы в Европе и Северной Америке постепенно эволюционировали к демократии, достигая способности контролировать свою бюрократию единовременно или даже до того, как появятся мощные бюрократические структуры в этих странах. По большей части они оказались в состоянии сохранить контроль над государственными бюрократическими структурами, необходимыми для осуществления возросшего управления, проведения в жизнь социальных мер и обеспечения страны. В отличие от этого государства "третьего мира" не имели необходимого времени и возможности подготовиться к решению новых задач и институционального опыта, а их лидеры вынуждены были прибегать к авторитарным способам управления для достижения национальных целей20.

Авторитарный политический режим можно подразделить на две разновидности: авторитарно-либерализированный и радикально-авторитарный политические режимы. Авторитарно-либеральный политический режим характеризуется стремлением к преобладанию ненасильственных методов управления (хотя это не значит, что от насилия совершенно отказываются, в случае угрозы правящей группировке насилие применяется самым решительным образом), к учету мнения различных слоев гражданского общества, предоставлением гражданам определенных прав и свобод. Но авторитаризм тем и отличается от демократии, что сроки представления и дозировку прав и свобод, степень их гарантированности определяет само государство, а не общество, причем государство считает себя вправе ликвидировать предоставленные права и свободы в том случае, когда это покажется ему необходимым. Авторитарно-либерализированный политический режим существовал, например, в России в период реформ 60-70-х годов XIX века.

Радикально-авторитарный режим стремится опираться, прежде всего, на силу. И если авторитарно-либерализированный режим в какой-то мере стимулирует развитие гражданского общества, хотя государство стремится делать это дозированно и под своим неусыпным контролем, то радикально-авторитарный режим терпит гражданское общество как необходимость, с которой государство справиться не может, хотя и старается поставить его под свой жесткий контроль.

При реакционно-авторитарном или военно-диктаторском режимах гражданское общество сохраняет свою самостоятельность и даже активность, правящая группировка оказывает на него серьезное воздействие, налагает определенные ограничения, но полностью под свой контроль авторитарными методами поставить не может.

Только в условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданский характер Государство подминает под себя общество, пронизывает все его поры, подвергает огосударствлению все стороны его жизнедеятельности. При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства, возглавляемого вождем, над обществом используется целый комплекс мер и средств. Насилие же здесь является самым главным инструментом. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия. Но репрессии являются естественным следствием концентрации власти в руках одного человека, выражающего интересы достаточно узкой олигархической группировки и подчиняющего при помощи государственного и партийного аппарата все общество. Репрессиям подвергаются прежде всего те, кого не удалось подчинить другими методами. При этом различными как ненасильственными, так и насильственными методами на определенном этапе тоталитарному режиму удается создать достаточно массовую социальную опору. Поэтому в условиях этого режима иногда проводят плебисциты и референдумы как доказательство наличия такой массовой опоры.

Основные черты тоталитаризма были выделены западными политологами в работах X. Арендта "Истоки тоталитаризма" (1951), Д. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1956) и К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956)21. Характерными чертами тоталитарного политического режима являются сосредоточение власти в руках одного человека, пришедшего к власти недемократическим путем и сохраняющего свою власть в течение длительного времени, хотя возможны и перевороты внутри олигархии, установление принудительной, как правило, однопартийной системы, сращивание государственного аппарата и аппарата правящей партии, превращение представительных органов и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (то есть наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод, за исключением соизволения самого государства.

В этих условиях все люди превращаются в винтики огромного всеобъемлющего государственного механизма. Тоталитарное государство без колебании расправляется с теми людьми, которые, по его мнению, не выполняют или плохо выполняют функции винтика или сделали уже все, на что были способны. При этом могут пострадать и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти группировки в целом. Возможность подчинения государством общества заключается в относительной самостоятельности первого, хоть это и вызвано объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и в конце концов к краху тоталитарного режима, хотя он не падает сам собой, поскольку для его уничтожения требуются активные действия его противников.

Тоталитарные режимы существуют в течение более коротких исторических периодов по сравнению со временем существования других политических режимов, поскольку для общества такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств.

Рекомендуемая литература:

Арын Е., Абен Е., Тасмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы. 1996.

Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2005.

Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. Составитель Ж.Баишев. Алматы, 1997.

Конституция Республики Казахстан.

Прокопов М.В. Политология: Курс Лекций. Учебное пособие. – М., 2000.

Нысамбаев А.Н. Человек и открытое общество. Алматы, 1998.

Права и свободы человека в Казахстане. Алматы, 1998.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие политического режима, критерии

Демократический режим

7.1. Понятие политического режима, критерии. Наряду с понятием политической системы для прояснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и граждан используется понятие «политический режим», определяемое как качественное состояние политической системы. Термин режим (фр. Regime или лат. Regimen) буквально переводится как порядок управления .

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Политический режим включает в себя следующие параметры:



1) степень политического участия народа и его включенность в процесс принятия государственных решений, отражающий меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления;

2) характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правам и свободам человека;

3) уровень возможного свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти;

4) соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны;

5) наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности средств массовой информации;

6) методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе.

С учетом всех этих параметров политический режим можно определить как определенный социальный механизм соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политической системы общества, преследуя цели ее стабилизации, воспроизводства, опираясь на социальные интересы и используя различные методы.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

1) по тому, в чьих руках власть;

2) по тому, как эта власть используется.

В современной политологической науке конкретный политический режим характеризуется соотношением институтов публичной власти с гражданским обществом, его субъектами: личностями, слоями, их ассоциациями и разнообразными общественными отношениями, мерой соответствия и несоответствия политической власти ценностям, признаваемым большинством народа.

Тоталитарный режим. Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalis» или «totalitas», что означает «весь», «целый», «полный». Не следует рассматривать термин «тоталитаризм» как негативно-оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.

Тоталитаризм – это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающееся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. С этой точки зрения тоталитаризм можно рассматривать как определенную форму диктатуры – режима правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

Наиболее характерные признаки тоталитарного режима.

Верховенство государства , носящее тотальный характер. Идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, раскрывая значение для данного режима тотального государства, писал: «Для фашизма все заключено в государстве».

Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов. Культ вождизма: вождь наделяется сверхъестественными, харизматическими качествами.

Монополия на власть единственной массовой политической партии, сращивание партийного и государственного аппаратов.

Максимальное сосредоточение власти в одних руках - автократия , ликвидирует принцип разделения властей. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в одних структурах, фактически отсутствует независимая судебная власть.

Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества, которые выражают и защищают интересы граждан, стоят между государством и индивидом.

Господство в обществе одной всесильной государственной идеологии , поддерживающей в массах убежденность в справедливо­сти данной системы власти и правильности избранного пути.

Централизованная система контроля и управления экономикой . В левых тоталитарных режимах эта система базировалась на полном огосударствлении собственности.

Полное бесправие человека . Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют.

Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью.

Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения – правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. В необходимых случаях для этих целей используется и армия.

Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие.

Подавление личности, обезличивание человека , превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т. д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм . Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов.

В современной политологической науке выделяется также султанический режим, как разновидность тоталитарного режима. Султанический режим характеризуется как иррациональная по природе власть, когда высший правитель опирается на произвол, а не руководствуется какой либо традиционной идеологией и правовыми категориями. Идеологию такой режим создает сам. Как обычно, здесь создаются и воспроизводятся неформальные, клановые образования, возрождаются наследственные элементы власти и ее санкции. Все виды власти подчиняются высшему правителю и его окружению. Например, режимы Кадафи в Ливии, в КНДР, в некоторых африканских странах.

Авторитарный режим. Демократический и тоталитарный режимы являются как бы двумя крайностями. Авторитарный занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами. Поэтому возможная его характеристика основана на сопоставлении с этими режимами – какие черты взяты от демократии, а какие от тоталитаризма.

1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества,

2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «все, что не разрешено запрещено».

3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности.

4. Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую и законодательной власти в руках главы государства.

5. Допускается политический плюрализм. Наряду с правящей партией могут действовать и оппозиционные партии.

6. Формирование органов власти , а также циркуляция правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры.

7. В обществе доминирует государственная идеология , но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящей элите.

8. Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизнедеятельности общества.

9. Существует цензура над издательской деятельностью и средствами массовой информации. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.

10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. Преобладают силовые методы воздействия, но без применения вооруженного насилия, постоянного террора, массовых репрессий.

11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка.

Ha основе вышеизложенного можно дать такое определение этого режима:

Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Слабые стороны авторитаризма : полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима : высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Монархии – уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии, в принципе, являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

В современных условиях в постсоциалистических странах «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

7.4. Демократический режим. Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако в политологической литературе существует множество мнений о принципах осуществления этой власти, так как современное понимание демократии можно выразить следующей мыслью, что это есть соединение двух идущих навстречу друг другу тенденций: от идеала к реальности, от реальности к идеалу. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства и ограничении контроля над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, защите интересов меньшинства и т. д.

Демократия – это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:

1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве.

2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия народа в управлении государством является прямая, непосредственная демократия.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека.

4. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено разрешено ».

5. Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе.

6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима.

7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство – это правовое государство.

8. Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции.

9. Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского общества, развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в работе которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть – граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны перед народом во всех своих действиях.

При демократическом режиме обязательным элементом является политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий.

Политический плюрализм (множественность) дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология, существует свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение.

Полиция, спецслужбы и армия – важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества.

Власть в демократическом государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

Есть разные формы правления в демократических режимах. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства и главой правительства.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый тип может быть описан как однопартийное большинство в парламенте , т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство.

Второй тип – это парламентская коалиционная система , когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным . Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом . Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15% бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франкоговорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Демократия – всего лишь одна из разновидностей правления. Однако нельзя отрицать, что она продемонстрировала способность не только к выживанию, но и распространению ее там, где ее никогда не было или где она была уничтожена. Казахстан начал переход к демократии в составе СССР, но истинно демократические процессы стали развиваться в Республике только с обретением независимости. На коротком этапе демократического строительства была создана новая политическая система: принята демократическая Конституция, новая система выборов, проведены альтернативные президентские и парламентские выборы, начали функционировать демократические политические институты, формируется новая политическая элита и по мере того, как будет развиваться экономика будет уменьшаться государственный контроль, будет развиваться и усиливаться политическая демократизация.

Основные термины

политический режим фашизм

тоталитаризм национал- социализм

параметры политического режима

?!
Вопросы для самопроверки

1. Что такое политический режим?

С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

В начале статьи хотелось бы обратить внимание 11-классников на то, что модель ЕГЭ по обществознанию в 2014 году остается прежней. Экзаменационная работа по обществознанию, согласно демонстрационному варианту, как и ранее, состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и количеству заданий.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня.
Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня сложности (В4, В5, В6, В7).
В части 3 – два задания базового уровня (С1 иС2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9) 1 .

Но изменения в 2014 году все-таки будут.
1. Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение задания С5.
2. Изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (60 вместо 59). Дополнительный балл получается за счет повышения баллов за задание С5.

Рассмотрим изменения в С5 более подробно.
Напомню, что С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое всмысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Пример С5 из заданий прошлых лет

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о политическом режиме 2 .

Предполагаемый ответ:
1) смысл понятия, например: «Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество»; (может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Если был раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте, то ставилось 2 балла.

Если был раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия, то ставился 1 балл.

И третья ситуация: смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений, или раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, или смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или ответ неправильный, то – 0 баллов. Как мы видим, максимальный балл – 2.

В КИМ ЕГЭ 2014 г. задание С5 будет звучать иначе.

Пример С5 3 .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание стало сложнее, у выпускника выбора стало меньше. Новое требование задания – сформулировать предложения о двух конкретных аспектах понятия. Его введение, как считают разработчики, позволит более четко структурировать ответ.

Сначала определим смысл понятия «политический режим». Ответ может быть таким: «Совокупность средств и методов, припомощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество».

Далее требуется составить два предложения: одно с информацией о критериях выделения типов политических режимов, другое – об особенностях демократического режима. Обращаю ваше внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания. Являясь экспертом по проверке заданий части С, часто сталкиваюсь с тем, что очень много так называемых «пустых» предложений, т. е. неинформативных суждений.

Вспомним сначала классификацию политических режимов в зависимости от критериев.

Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям 4:
1) по тому, кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
2) по форме правления (монархические и республиканские);
3) по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
4) по составу правящих кругов – военные, гражданские, теократические и т. д.;
5) по доминирующим методам осуществления власти (диктаторскиеи либеральные).

Повторив теорию, теперь составим предложение синформацией о критериях выделения типовполитических режимов. Предложение может быть таким: «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина ». Обратите внимание, предложение должно включать в себя понятие «критерий ». Если вы напишите просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическими», такое предложение получит 0 баллов.

Вспомним особенности демократического режима.
Демократия:
1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности. 2. Поощряет активное участие народав политической жизни.
3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.
4. Создает условия для постоянногообновления властных структур. 5. Стимулирует многообразие общественной жизни.
6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов.

Составляем второе предложение: «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности ».

И снова обращаю ваше внимание на то, что в предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «особенность демократического режима ».

В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию указаны критерии такого задания.

Наименование Баллы
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию осоответствующих аспектах понятия. 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2

ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 3

Итак, еще раз сравним формулировку заданий С5 и правильность выполнения

2013 г. 2014 г.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующеевоздействие на общество;
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
два предложения:
«Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
два предложения:
«Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина». «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».

Мы выяснили изменения в формулировке задания С5. Теперь сравним критерии оценивания.

2013 г. 5 2014 г. 6
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. 2 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. 3
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.
1 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиемзадания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества икачества составленных предложений.
ИЛИ
Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, илиодно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено однопредложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве другихэлементов ответа. ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве другихэлементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2 Максимальный балл 3
Примечания:
1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4 Сорокина Е.Н., Поурочные разработки по обществознанию. Профильныйуровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. С. 134.
5 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
6 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Спецификация контрольных измерительных материалов дляпроведения в 2014 годуединого государственного экзаменапо обществознанию.
2. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

Политический режим (от фр. regime - управление) - это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

  • - характер и мера осуществления власти;
  • - механизм формирования власти;
  • - взаимоотношения общества и власти;
  • - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;
  • - характер существующих в обществе запретов;
  • - роль идеологии в жизни общества;
  • - характер политического лидерства;
  • - соотношение прав и свобод граждан;
  • - положение средств массовой информации;
  • - роль политических партий;
  • - соотношение между законодательной и исполнительной властью;
  • - роль и значение органов подавления;
  • - тип политического поведения.

Режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

роль и функции главы государства в системе политического руководства;

порядок формирования представительных учреждений;

положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

роль органов подавления в государстве;

наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - это режим, означающий полный контроль государства над всеми сторонами жизни общества и личности. Как тип политической системы, это феномен ХХ в. Сам термин происходит от лат. totalis - весь, целый, полный. Первым его применил в 1925 Муссолини для характеристики своего движения.

основные черты тоталитарного режима Его девиз: «Запрещено все, что не приказано».

  • 1. культ власти, ее восприятие как абсолютной ценности и смысла человеческой жизни. Чаще превращается в культ вождя, наделенного практически неограниченной властью и воплощающего не только власть, но и «дух нации» (как в фашизме) или «борьбу народа за коммунистические идеалы» (как в СССР при Сталине).
  • 2. монополия на власть одной-единственной партии - обязательный признак тоталитарного режима. Эта монополия не ограничена никаким законом. Партийный аппарат параллелен гос. аппарату, выполняет функции гос. власти, даже доминирует над гос. аппаратом и по сути срастается с ним. Во главе партии и государства стоят одни и те же лица.
  • 3. отсутствие автономных систем в обществе. Политика поглощает и экономику, и социальную сферу, и культуру. Общество предельно политизировано, и граница политики - это граница самого общества.
  • 4. нет разделения властей, причем оно отрицается как таковое, как неэффективное, ненужное.
  • 5. абсолютно запрещена оппозиция.
  • 6. особая роль идеологии в обществе, обосновывающей право тоталитаризма на существование. Идеология в тоталитарном обществе обязательна для всех. отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние покинутости, незащищенности. Человек превращается в изолированное существо, его сознание охвачено страхом, воля парализована. Люди, поглощенные чувством своей ничтожности и бессилия - благодатная почва для тоталитарных структур.
  • 7. наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия, репрессий в главное средство политической борьбы.
  • 8. монополия власти на информацию.
  • 9. в области организации интересов тоталитарные режимы не признают дифференцированных интересов общества, ориентируются на единый государственный интерес. Автономия личности не признается в принципе. Фактически свернуты права естественные, гражданские и политические, а на 1_е место выдвигаются социальные права (на труд, зарплату и др.), причем четко завязанные на обязанности.

Сила его - 1) в огромной возможности мобилизации ресурсов и 2) в харизматич. легитимности: массы готовы за эту власть пойти на большие жертвы и лишения. А слабость - 1) в потенциальной неэффективности (контролируя все и вся, политика резко снижает активность личности и работоспособность экономики, т.е. режим может обеспечить определенные достижения в определенных рамках - атомную бомбу, индустриализацию и т.д., но когда люди боятся перейти границу дозволенного и при этом все равно получают гарантир. зарплату, резко снижается эффективность режима, а самое страшное - падает уровень адаптации к экономике), 2) в том, что это режим страха и силы, поэтому огромные ресурсы направлены на укрепление силовых структур, 3) в том, что со сменой лидера снижается харизматич. эффективность режима, 4) и в том, что тоталитарный режим не трансформируется и ведет к краху государства. Единственная возможность трансформации этого режима - смена лидера.

По своему характеру близок к тоталитаризму, но имеет и ряд важных отличий. Авторитаризм - это режим, основанный на диктатуре лица или группы лиц. Он возникает чаще всего в переходную эпоху и опирается на силовые структуры. Авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным, хотя есть и примеры обратной трансформации (Ф. Кастро). Кризис тоталитаризма приводит к послаблениям и контроль власти над обществом перестает быть всеобщим, тотальным. Авторитарные режимы - самые распространенные в мире, в т.ч. и сейчас. От лат. autoritas - влияние.

Его девиз: «Разрешено все, кроме политики». Он не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества, поэтому значительной автономией обладают экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь, происходит разгосударствление этих сфер при переходе от тоталитаризма. И хотя власть может активно влиять на курс экономического развития, механизмы рынка при этом не разрушаются;

В сфере организации власти: при авторитаризме власть не формируется и не контролируется гражданами, а находится в руках одного человека или группы лиц (диктатора либо хунты), которые поддерживают баланс интересов в рамках правящей группировки или элиты;

Демократические процедуры и институты носят фиктивный характер, парламенту принадлежит второстепенная роль, широкими полномочиями наделены исполнительные органы, фактически нет разделения властей, авторитарному режиму присущ чрезмерный централизм, вертикальность;

опора на силу, на военно-карательный аппарат. Авторитаризм может даже пользоваться популярностью в народе, но не скрывает, что в случае необходимости может принудить к повиновению;

ограничение или запрещение легальной оппозиции, с угрозой ликвидации при попытке действовать. Партии могут существовать, но не играют никакой роли в политике, абсолютно лояльны к режиму и его поддерживают. Выбора нет, альтернативы нет.

обычно отсутствует культ личности. Диктатора не нужно любить,- главное, чтобы боялись.

В области легитимизации авторитаризм опирается на инструментальную, а не на эмоциональную поддержку, при этом - и на традиционную легитимность (если смог взять власть - правь). В целом такие режимы легитимностью не особо озабочены, они опираются на силу.

Идеологии у авторитарного режима нет или она рыхлая, размытая. Поэтому политологи называют авторитарный режим прагматической диктатурой, а тоталитарный режим - идейной диктатурой. Обычно в общество вбрасываются лишь идеи национализма или гос. патриотизма, да и то при необходимости.

В области реализации прав авторитаризм в целом равнодушен к правам человека. Он признает те права, которые не превращаются в политические требования. Свобода слова - при условии не трогать политику; церковь и профсоюзы самостоятельны, пока не трогают политику.

В чем сила и слабость авторитаризма? 1) Его сила в том, что он дает автономию экономической сфере. Поэтому авторитарный режим может быть эффективен, причем долго. 2) Он способен к трансформации, он гораздо более гибок, чем тоталитаризм. Он может даже способствовать зарождению демократических механизмов и стать со временем либерально-демократическим режимом (Япония, Испания, Португалия и др.), но здесь часто нужен толчок извне. 3) При модернизации общества авторитаризм может сдерживать насилием социальный взрыв. А слабость его в том, что 1) ему присуща низкая легитимизация (только ослабнет оружие, вспыхивает буря), 2) он опирается на силу, а на штыке неудобно сидеть, и 3) очень «повернут» на лидере или группе лидеров; если они уходят - кризис.

4. Демократический режим

Демократия - это режим, основанный на признании народа источником власти. От греч. «demos» - народ и «kratos» - власть. Яркое определение демократии дал А. Линкольн: «Government of the people, by the people, for the people» (Правление народа, избранное народом и в интересах народа). Хотя есть много определений демократии - с античных времен до наших дней - и она может принимать разные формы и в теории, и на практике, есть ряд особенностей, позволяющих определить режим как демократический:

  • 1) Верховенство закона во всех сферах жизни общества, юридическое равноправие граждан, наличие правового государства, гарантия прав и свобод граждан. Девиз режима - «разрешено все, что не запрещено законом», но при этом: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Значит - огромная роль судов и адвокатов.
  • 2) Суверенность народа (или того, что понимается под народом) как источника власти.
  • 3) Свободные выборы как выражение полит. права каждого гражданина избирать и быть избранным. Это гарантируется соблюдением 3 условий: свободы выдвижения кандидатур, свободы избирательного права (всеобщее и равное участие в выборах) и свободы голосования (тайное голосование и равенство в получении информации о выборах и в ведении агитации перед выборами).
  • 4) Постоянная и реальная работа избранных народом органов власти в центре и на местах, выборность всех должностей.
  • 5) Соблюдение принципа разделения властей на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную, действие механизма сдержек и противовесов.
  • 6) Существование легальной оппозиции, что гарантирует плюрализм мнений, многопартийность и представительство интересов меньшинства, не дает власти большинства перерасти в тиранию. На деле - тенденция к диктату меньшинства.
  • 7) Открытость и прозрачность власти, доступ любого гражданина к информации о том или ином вопросе. Здесь, тем не менее, не все так просто в реальности. Власть везде стремится быть скрытой.
  • 8) Конституционализм, т.е. безусловное уважение к конституции и ее верховенство.
  • 9) Равенство гражданина народа перед законом.
  • 10) В области легитимизации дем. Режим носит легально-рациональный характер; поддержка и эмоциональна, и инструментальна.

В современном мире очень мало стран, где все эти критерии соблюдаются. Если сила демократич. режима ясна из вышеперечисленного - 1) полноправие гражданина, 2)контроль общества над властью, 3) учет рахнообразн. интересов; то его слабость - в том, что 1) не всегда ясно, как ее защищать (неужели насилием?), 2) учет всех интересов размывает большинство, затрудняет принятие решений даже путем компромисса и тем самым снижает эффективность власти; 3) бурная социальная активность масс, поощряемая демократией, может иметь и деструктивный характер, может вести и к анархии, и к власти толпы (охлократии); и, наконец, 4) выборность может привести к власти непрофессионалов, демагогов, главное достоинство которых - умение нравиться избирателям, они дают лживые обещания, манипулируют обществ. мнением и при этом не могут эффективно править. Демократия в неразвитом гражданском обществе может проложить дорогу авторитаризму.

Вопреки многочисленным слухам о том, что в заданиях КИМ ЕГЭ 2014 произойдут изменения, связанные с переходом на базовый и профильный уровень, изменений в ЕГЭ не будет. Так заявил на интервью программе «Утро России» руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов.

Он также отметил, что задания будут защищены гораздо серьезнее, чем в предыдущие годы, будет усилена информационная безопасность. Каждый часовой пояс страны получит свои варианты. Что это означает для нас, ? Необходимо работать еще серьезнее и не надеяться ни на что, как только на свои знания!

Относительно содержания заданий КИМ напомню, что по сравнению с 2013 годом, история осталась совсем без изменений. В демо-версии по обществознанию 2014 года незначительно изменилась формулировка теоретического задания С5. Если раньше оно читалось бы так:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Возможный ответ:

1. Политологи различают демократический и не демократические режимы.
2. Среди не демократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный.

Теперь задание сугубо конкретизированно:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Возможность выбора выпускника сужена, задание, безусловно, стало сложнее.
Возможный ответ:

«Политический режим — совокупность методов и форм, используемых государством для управления населением.

1. Главным критерием выделения типов политических режимов является совокупность прав и свобод, предоставляемых населению государством и реализуемых на практике.