О разном — Вопросы священнику. В: Как избавиться от "порчи, наведённой колдунами"? В женском монастыре

В: Что делать, если стесняешься своей веры перед членами семьи?

О: Да не смущается сердце Ваше от того, что Вы пока не готовы открыто исповедать свою веру перед сродниками. Это явление временное. Молитесь так, как Вам удобнее. Ведь Сам Спаситель в Евангелии призывал учеников молиться не по-фарисейски, напоказ, а смиренно: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 5-6). А когда укрепитесь в вере, тогда сердце Ваше, согретое любовью к Богу и ближним, уже не сможет утаить в себе тайну Божественной любви, и уста Ваши отверзутся для беседы о вере со своими ближними.

В: Как избавиться от "порчи, наведённой колдунами"?

О: Во-первых, начисто о ней забыть, Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посетившие нас, - от греховной жизни и есть действие благодати Божией, призывающей к покаянию. В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви, но не на уровне участия в "сеансах" исповеди, а с искренним желанием исцелиться от своих грехов, с намерением воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств Церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

В: А можно начать поститься вне какого-то расписания?

О: В духовной жизни христианина вся борьба идет за смирение. Чтобы стяжать эту добродетель, надо быть послушным сыном Церкви и по силам своим соблюдать ее установления, в том числе и в отношении к постам. Указывая на все это, один из древних подвижников говорил своим духовным чадам, что диавол тоже постится и даже совсем ничего не ест, а все остается гордым духом, противящимся Богу. Поэтому, чтобы Ваш пост был разумным и духовно полезным, надо поститься так и в такие сроки, как это установлено Церковным Уставом.

Если же ревность Ваша ищет более сильного и продолжительного поста, то на это надо получить благословение своего духовника или того священника, у которого Вы исповедуетесь.

В: Может ли обычный человек благословить другого?

О: Конечно, может и мирянин благословить кого-то из своих сродников или друзей (при их согласии на то). Но преимущественно право благословения принадлежит крестному отцу и родителям, которые могут благословлять своих детей. А в особенно значимых событиях такое благословение совершают иконой или крестом. Если же мирянин благословляет своей рукой, то персты ладони должны быть сложены не так, как это делает священник, но так, как мирянин обычно осеняет себя крестным знамением во время молитвы .

Лучшей молитвой во всех случаях будет молитва «Отче наш», которую Спаситель дал Своим ученикам и апостолам . Но если Ваш ум и сердце полюбили какую-то молитву из тех, которыми молится Церковь, то, конечно, можно молиться за себя и за друзей такой полюбившейся молитвой. Ибо Бог, обращаясь к нам, говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26).

В: Всегда ли нужно носить нательный крестик?

О: Для православного христианина традиционно носить крест всегда, кроме тех исключительных случаев, когда снять его требуется в силу медицинских обстоятельств или специфического характера трудовой деятельности. Никогда: ни когда Вы спите, ни когда Вы выполняете гигиенические процедуры, - снимать крест не надо.

В: Скажите, допустимо ли с точки зрения православия делать татуировки?

О: Нет! Недопустимо! Богу неугодно, чтобы мы меняли данную нам внешность. Лучше поменять греховную жизнь на жизнь праведную. Надо заниматься не украшательством внешности, а украшением души праведностью.

В: Не могу сосредоточиться на молитве во время Литургии или всенощной. Думаю о всяком, только не о Боге, и поэтому скучно стоять. Подскажите, пожалуйста, как поступать в такой ситуации?

О: В такой ситуации можно взять последование службы (существуют специальные удобные издания всенощной и Литургии небольшого формата) и следить за службой по тексту. Это должно помочь внимательнее участвовать в богослужении и не скучать.

В: По профессии я юрист. Свою работу люблю и хочу профессионально совершенствоваться, достичь успеха. Как сочетать такое желание с верой? Не является ли это грехом? Ведь это сугубо земное, материальное.

О: Нельзя абсолютно противопоставлять работу, как нечто материальное, - духовному. Задача человека -постоянно жить в присутствии Бога, перед лицом Божиим. Потому не может быть ничего абсолютно чуждого духовному. Даже в работе есть определённое духовное измерение. Стремление к совершенству в профессиональной деятельности не является грехом, даже наоборот, оно похвально. Но очень важно помнить, что в жизни человека на первом месте должен быть Бог, что в первую очередь нужно стремиться к Царству Небесному (Мф. 6, 33). Стремление к совершенству в работе не должно отодвигать Бога на второй план. Более того, стремление к совершенству в работе должно питаться в первую очередь стремлением и на работе более совершенно служить Богу.

В: В молитве "Отче наш" есть слова: "да будет воля Твоя..." Почему же так горько и больно, когда случается что-то непредвиденное, чего не ожидаешь? Неужели так Господь постоянно испытывает веру - и в горе надо искать силы не роптать, а принимать всё" как данность?

О: Это происходит из-за того, что мы всегда хотим, чтобы всё происходило по-нашему, как хотим именно мы. Но вера в Бога состоит из полного подчинения своей воли Богу. Если посмотреть на те скорби, которые нам посылает Господь, не с позиции нашего хочу, а с позиции полезности для нашей души, то эта скорбь окажет благотворное влияние на воспитание нашей души. Господь не испытывает нашу веру, Господь воспитывает в нас нашу веру. И только в полном предании себя в волю Божию никогда не будет ни ропота, ни скорби, потому что мы верим и знаем, что Господь как милосердный Отец воспитывает и спасает, а не мстит и наказывает.

В: Что можно просить у Бога? Можно ли множество раз обращаться по одному поводу или надо просить только один раз? Как знать, услышал ли Господь наши слова?

О: По определению преподобного Иоанна Дамаскина, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично» (Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. XXIV). Мы можем просить в молитвах все благое - небесное и земное, но на первом месте в наших молитвенных прошениях должно быть спасение. Нужно вырабатывать в себе навык постоянного молитвенного обращения к Богу. Сам Господь дает нам образ неустанной и упорной молитвы в притче о вдове. «В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему [судье], говорила: защити меня от соперника моего, Но он долгое время не хотел.

А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 3-7). Нашу молитву особо возвышает постоянное благодарение Бога. Мы должны делать это, не только получив просимое. Уже сама возможность общения со своим Небесным Родителем есть великое благо. Если ребенок лишен возможности общаться с отцом и матерью, то он печалится и страдает. Господь все наши слова молитвы слышит, а исполняет прошения по Своей Премудрости. Надо молиться и верить. Узнаем мы о том, что Господь принял наши прошения, по плодам нашей молитвы. Если даже не получили того, что просили, но обрели внутреннее спокойствие и мир душевный, значит, молитва не осталась бесплодной.

В: Грешно ли искать "лучшей жизни"?

О: Желание улучшить жизненные условия не является греховным, когда человек испытывает нужду. Хроническая необеспеченность отвлекает силы и время, влияет на настроение. Но если основные потребности удовлетворяются, то лучше не искать большего. Нужно дорожить внутренней свободой и не впрягать себя в повозку мирских попечений. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим.6:6-8).


Приходской вестник храма Воскресения Христова в Сокольниках, № 7, 8, 9, 10, 2011 год.

Церковь, после многолетнего вынужденного молчания, постепенно возвращается к апостольским и святоотеческим принципам катехизации.

О катехизации - древняя Церковь

Древняя Церковь смотрела на катехизацию именно как на совместную работу духовенства и мирян. В Новом Завете мы видим не только благовествующих апостолов, но и проповедующих мирян, игравших важную роль в церковной жизни апостольского века. Это и красноречивый Аполлос, который, по преданию, хоть и стал впоследствии епископом, но в поле зрения автора книги Деяний попадает как проповедующий мирянин, горящий Духом (см. Деян. 18: 24 - 19: 1). Это и Акила с Прискиллой, верные сподвижники апостола Павла (см. Деян. 18: 2, 3, 26). С первого века в Церкви действовал институт диаконисс, в обязанность которых входило наставлять в вере желающих креститься женщин. Обратив взгляд во второй век церковной истории, нельзя не сказать о мученике Иустине Философе, организовавшем в Риме катехизическую школу, а также о первом учителе Александрийской огласительной школы Пантене. В третьем веке на великое поприще христианского учительства выходит знаменитый Ориген, который, несмотря на свои ошибки, тем не менее сделал очень много для проповеди христианства в мире языческой образованности.

Список миссионерствующих, проповедующих мирян можно приводить из любого века церковной истории. А сколько еще и неизвестных нам тружеников, не имевших духовного сана, но посвятивших всю свою жизнь распространению Евангелия! И сегодня, слава Богу, Церковь также благословляет на этот священный труд всех тех верных, которые имеют желание, призвание и соответствующие знания.

Мирянин на амвоне: за и против

Однако, сказанное относится к служению катехизатора. А может ли мирянин проповедовать с церковного амвона? До III века Церковь давала, скорее, положительный ответ на этот вопрос. В древнехристианском памятнике «Апостольские постановления» об этом говорится так: «Учитель, хотя бы и из народа, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит; ибо "все будут научены Богом" (кн. 8,32)». Однако мнение «Апостольских постановлений» не было единственным взглядом на эту тему.

В этом отношении очень показательна скандальная история рукоположения Оригена. «Во время погромов Каракаллы в 216 году Ориген вынужден был покинуть Александрию и некоторое время провести в Палестине. Тамошние епископы обратились к нему, в то время еще мирянину, с просьбой прочесть проповеди их пастве... По понятной человеческой слабости “папа” Деметрий, глава Александрийской Церкви, проникся завистью к Оригену и стал писать о нем пасквили в другие епархии, осуждая его, в частности, за то, что он, будучи мирянином, позволил себе проповедовать в присутствии епископов. По мнению Деметрия, подобная дерзость была в церковной практике чем-то неслыханным. В Палестине, очевидно, главы Поместных Церквей придерживались иного мнения» (Диакон Павел Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви, ч.3).

Как мы знаем, впоследствии Ориген был рукоположен его друзьями-епископами именно для получения права беспрепятственно проповедовать на богослужении. Но нас здесь интересует другое. Начиная с этого времени, церковный взгляд на проповедь мирян с амвона начинает меняться. «После... случая с Оригеном учительство мирянина в церкви исключается из практики. Таким образом, в III веке древнее обыкновение допускать до проповедования слова Божия всех способных без различия - иерархическое ли то лицо или нет - приходит в забвение, устраняется... Клир, стремясь отчуждить себя от прочего общества и создать из себя корпорацию с высшими преимуществами, присваивает исключительное право учительства в церковных собраниях. Это было в III веке новостью, которой не знали ни век апостольский, не эпоха послеапостольская... Правда, миряне и после этого могли быть учителями в катехизаторских школах, а также миссионерами, но это далеко не то, что право раскрывать смысл христианской религии с церковной кафедры» (А.П.Лебедев. Духовенство древней вселенской Церкви. Отдел 3).

Итак, начиная с III века, в церковном сознании постепенно утверждается запрет на проповедь мирянина за богослужением. Окончательную точку в этом деле ставит Трулльский собор VII века. «Не следует мирянину, - говорится в 64-м правиле этого собора, - держать речь или учить всенародно и таким образом брать на себя учительное достоинство, но (следует) повиноваться преданному от Господа чину, отверзать слух по отношению к приявшим благодать учительского слова и от них поучаться божественному».

Проповедники-миряне в нашей Церкви

Однако в Церкви, как известно, действует принцип акривии и икономии. Любое правило рождает исключения из правила. В нашей Церкви довольно часто были и есть случаи, когда по благословению правящего архиерея образованным мирянам дозволялось произносить проповедь с амвона. Например, однажды митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на Литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии митрополит Московский Платон); его преемник - студенту Дроздову (впоследствии св. митрополит Филарет). В русских духовных академиях и семинариях издавна был обычай поручать ученикам старших классов, посвящённым в стихарь, произносить проповеди в академических и семинарских церквях.

В Киеве до революции существовала традиция проповедей профессоров Киевской академии из мирян на великопостных «пассиях». В первой половине XIX века в киевских храмах блестяще проповедовал Яков Космич Амфитеатров, магистр КДА, преподаватель русской словесности и гомилетики. В ХХ веке в Москве проповедовал с амвона академик С. Аверинцев. В Киеве сегодня говорят проповеди за богослужением проф. КДА В.М. Чернышев, известный катехизатор А.М.Берлянд, а также проповедники храмов в честь свт. Луки Крымского и прп. Агапита Печерского.

При упомянутых храмах уже несколько лет действует специальный клуб проповедников, основанный прежним настоятелем протоиереем Андреем Ткачевым. Цель клуба состоит в подготовке мирян к проповеди слова Божьего в храме. Стоит подробно остановиться на методике работы клуба, разработанной отцом Андреем и изложенной в его книге «Проповедь о проповеди».

Клуб проповедников в Киеве

Мирянин, желающий учиться проповедовать (конечно же, мы говорим только о мужчинах), приносит в клуб написанную проповедь. Темой может быть приближающийся праздник, выбранное апостольское чтение (на Евангелие, как правило, говорит священник), житие какого-либо святого, или же иная тема церковной жизни. Текст обсуждается участниками клуба, под председательством настоятеля. Устраняются возможные ошибки, вносятся коррективы. На следующее заседание клуба проповедник приносит исправленный вариант, который вновь рассматривается присутствующими. Если проповедь не вызывает возражений, в следующий раз она уже произносится наизусть, в том же клубе. Если мирянин свободно излагает текст, не стесняясь аудитории, настоятель выпускает его на амвон в назначенный день, благословив одеть стихарь. Обычно это делается в будний день, или же в субботу, когда на службу собирается немного прихожан.

Таким образом, за несколько лет существования клуба были прекрасно подготовлены для проповеди тогдашние пономари, а теперь уже приходские священники. Сейчас в храме проповедуют прихожане, учащиеся в Киевской семинарии. Методика дает свои плоды.

Хотелось бы заметить, что церковная проповедь вообще является мощным рычагом катехизации. Приведем пример из истории все тех же храмов. За время настоятельства прот. Андрея Ткачева (с 2006 по 2014 гг.) на приходе не было специальной катехизаторской школы. Но при этом как был, так и остается высокий уровень церковной образованности прихожан. Почему? Потому, что за каждой службой о.Андрей говорил по две-три полноценные проповеди, всегда объясняя какие-то особенности православного вероучения. Постоянное напоминание основ веры в проповедях совершило свою работу: за редкими исключениями, все прихожане знают, во что веруют, даже если не проходили специального катехизаторского курса.

Конечно, такая интенсивность проповедования не каждому священнику под силу, по причине занятости. Бывает также, что батюшка, имея ряд других дарований, по природе своей не силен в слове. Но тут как раз и может прийти на помощь обученный мирянин, поддержанный и благословленный священником. Учтем, что мирянин часто имеет гораздо больше времени и возможности для подготовки проповеди, чем священник, в силу все той же вечной занятости пастыря. Подумаем также, насколько такая методика, в случае ее распространения, повысила бы уровень церковного образования, и сколько молодых людей зажглись бы священным желанием послужить Христу в проповеди. Поймем и то, как много протестантов вернулось бы в Православие, имея возможность «переквалифицироваться» и говорить о Христе уже православно.

Подумаем. А подумав и решившись, осторожно попробуем приступить и к конкретным действиям.

Вопросы священнику О разном

О разном

Дата: 19.01.2010 в 16:57

Здравствуйте, батюшка!
С Праздником Крещения Господня Вас!
Я бы хотел узнать:
1. Если при игре в компьютерную военную игру, я, нападая на один из городов соперника нечаянно разрушил храм, то это грех? Если да, то как его правильно на исповеди назвать?
2. Если тебя мирянин благословляет с крестным знамением, то нужно преклонять голову? А если он благословляет иконой, то нужно ли креститься, а потом делать поклон?
3. Может ли мирянин благословлять Крестом, Евангелием?
4. Священник может совершать малое водоосвящение в любой день, если его попросить?
5. Какими словами мирянин может благословлять другого мирянина? Можно ли теми словами, которыми благословляет священник?
6. Можно ли священнику сказать "Храни Вас Господь!"?
Извините, что так длинно. Спасибо! Спаси Вас Бог!

Спасибо большое, и Вас с Праздником!
1. Думаю, просто больше так не делайте, и сами попросите у Господа прощения.
2. Думаю, да - преклонитесь немного, а когда иконой - перекреститесь, поклонитесь и поцелуйте.
3. Смотря кого и в каких случаях. Родители могут благословлять своих чад и т.п.
4. Да.
5. Как священник - не следует, можно просто сказать: "Благослови тебя Господь!"
6. Да, можно. Спаси Господь!

Строка поиска: акафисты

Найдено записей : 96

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов (часто встречаю в Ваших ответах), если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? (Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда). Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения. А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ.

Наталья

Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, скажите, пожалуйста, все ли можно читать в молитвослове мирянину, там есть разделы, такие как песнопения из служб или акафисты, кондаки, величания, я читал, что только молитвы читаются, и всё, а все остальное как бы только для священника, правда ли это?

Никита

Здравствуйте, Никита. Все, что напечатано в молитвослове, помещено для чтения мирянами. Тропари чтобы их текст иметь к празднику или отдельно почтить святого, акафисты - чтобы помолиться отдельно, кроме утренних и вечерних молитв. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

От меня ушёл муж почти 5 месяцев назад, развелся со мной, я его очень люблю, за это время поняла, что он моя половинка, Богом данная, очень тяжело на душе, страдаю, хожу в храм, молюсь, свечки ставлю, немного легче становится, но понимаю, что не могу без него, очень люблю, и мне горько, и со временем мои страдания не облегчаются. Скажите, можно ли молиться за его возвращение, я молюсь Матронушке, читаю акафисты, очень тяжело на душе... Прошу, помолитесь за нас, раба божьего Романа и Фотинию.

светлана

Света, к сожалению, Вы не написали, как и почему ушел муж. Что такого сделали Вы, что совершил он? Он ушел к другой женщине? Объясните ситуацию, тогда буде ясно о чем и кому молиться.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. К Церкви я пришла недавно, но вопросов скопилось много. 1. Смогу ли я замаливать свои грехи после смерти? Если сейчас я не успею как следует раскаяться? 2. Я стараюсь ежедневно читать утренние и вечерние правила, акафисты и душеполезную литературу, исповедоваться и причащаться. И мне кажется, что я могу сделать большее, я делаю недостаточно. Это нормально? 3. Акафисты чаще всего я читаю в дороге, когда еду на работу. Иногда стоя, иногда сидя, внимательно вчитываюсь. Правильно ли так делать? Спасибо.

Мария

Здравствуйте, Мария. 1. Да, но сила и действенность покаяния будет уже минимальна. Поэтому, надо сейчас учиться покаянию. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Если бы мы могли совершенно очиститься, то нам и Спаситель не нужен был. Мы же можем только увидеть свою нечистоту, и из этого сознания вопить о помиловании. Это и есть покаяние, которое дает возможность Господу нас спасти. А Он именно этого и желает. 2. Не умножайте без меры и необходимости правила. Даже очень полезная вещь, например, лекарство, принятое сверх меры, становится ядом. Ваше утреннее правило должно занимать 15-20 минут, вечернее до 30-ти минут. Для правила этого довольно. Духовное чтение должно быть обязательно из святых отцов, преимущественно тех, что писали для всех христиан вообще, а не для монашествующих только. Все писания свт. Иоанна Златоуста, преп. Аввы Дорофея, прав. Иоанна Кронштадтского. К акафистам отношусь скептически. Больше пользы от чтения Псалтыри. С неспешным вниманием, с размышлением, еще лучше, с толкованиями святых отцов. Так же, ежедневное чтение Евангелия с толкованием бл. Феофилакта. Настроение души надо беречь и возгревать его в течение дня краткой молитвой: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня". Желание увеличивать труды веры, когда это не отражает потребностей, необходимого душе, в основе своей содержит гордость. Это же и к третьему пункту относится. Вижу, у Вас искреннее влечение к духовной жизни, изучите "Аскетические опыты" свт Игнатия Брянчанинова, лучшего учителя нет. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день. Пишет Вам раба Божья Юлия. Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист Киприану и Иустине без благослоения священника? Дело в том, что у меня заболела сестра, в один миг стало болеть все. Мы знаем, что наша родная бабушка занималась колдовством. После смерти папы мы с ней перестали общаться. Пожалуйста, ответьте, батюшка, можно ли читать акафист без благословения? Спаси Вас Господи!

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Акафисты как раз для домашних молитв и писались, специально брать благословение на их чтение не нужно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли молиться об одной и той же проблеме разным святым (читаю акафисты) в один день?

марина

Знаете, лучше молиться меньше, да лучше. «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6,7-8) – говорит Господь.

диакон Илья Кокин

Читаю акафист Неупиваемая Чаша примерно два года, правд, каждую субботу, а не каждый день. Недавно мне подарили акафист Помощница в родах, т.к. я сейчас на 6 месяце беременности. Начала его читать, потом узнала, что надо взять благословение у батюшки и читать надо стоя.Это обязательно так? Я не брала благословение на чтение первого акафиста и читала всегда сидя. Как мне быть? Продолжать читать, или нет? Я в растерянности.

Ирина

Дорогая Ирина, по состоянию здоровья, по силам, можно и сидя продолжать читать акафисты. Хорошо будет, когда в храм пойдете, лично спросить благословения на чтение этих акафистов. Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть. Мы с мужем оба с высшим, хорошим образованием. А достатка в семье нет. Особенно хочется, что бы хорошая работа была у мужа, ведь он глава семьи. Мы венчанные. Муж очень хороший специалист, но с работой не везет. Платят мало и с большими задержками (по 2-3 месяца). А у нас сын на платном образовании, и другой на следующий год заканчивает школу. Сыновья очень хорошие, старательные, оба учатся на отлично. Я читаю акафисты, молюсь, причащаюсь, но, конечно, и грешу, знаю за собой все, что делаю не так, и прошу у Господа прощения. Высокооплачиваемой работы для мужа у Господа прошу ради детей, их образования и жилья, и чтобы помочь материально нашим родителям, побаловать их, и только в последнюю очередь для себя. Подскажите, как быть.

Людмила

Дорогая Людмила, в трудных ситуациях хорошо начать с молитвы, а потом делать все, что в наших силах. Вы все так и делаете. Ничего другого, как просить помощи у Господа и искать подходящую работу, не сделаешь. Да подаст Вам Господь просимое!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно читать утренние, вечерние правила, Псалтырь, Евангелие, акафисты дома? Мне сказали, что тихо нельзя: либо в голос, либо про себя. Живу не одна, и вся семья некрещеная. И еще, при чтении акафиста Спиридону Тримифунтскому после "аллилуия", можно произносить имена, за кого молишься? Спасибо вам за ваше неравнодушие и терпение к нам, простым и неграмотным мирянам. Помолитесь за рабов Божьих Ольгу и Бориса. Храни вас Господь!

Ольга

Ольга, утреннее и вечернее правила нужно читать ежедневно, и каждый день желательно читать по одной главе Евангелия. Акафисты и все остальное - читайте по желанию. Читать в полголоса и тихо можно, и про себя тоже можно – как Вам самой удобней, и молиться можно, за кого хотите. Дома вообще можно молиться за всех, в том числе и за некрещеных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка Сергий Осипов, добрый день, прошу Вас, объясните мне. У меня много лет большие проблемы с позвоночником и ногами, можно ли мне читать акафисты сидя, когда я их покупала в нашей церковной лавке, мне сразу же сказали, что акафисты читать только стоя, и никак иначе. Всем батюшкам сайта крепкого здоровья, спаси вас всех ГОСПОДИ.

Елена

Дорогая Елена, Такие правила чтения акафиста - обязательно стоя - написаны для здоровых людей. По болезни же приходится приспосабливаться иначе, и читать, например, сидя. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Разрешите задать по порядку: 1) За отчима, который растил меня лишь несколько лет в раннем детстве, нужно молится наравне так же, как и за отца, который хоть и не растил вовсе, но дал жизнь? 2) Можно ли читать не по 150 "Богородице Дево...", а по 50, или же нужно внимание уделять все же не счету, а читать столько, сколько хочется сердцу? Но если есть большое желание прочитать 150 раз, но дети отвлекают, можно ли читать не подряд, а разделить в течение дня на части? 3) Одна неправославная родственница заявила нам: как же вы можете Богородицу называть так, она ведь родила не Бога, а сын Божий пришел в мир. Я задумалась, т.к. и сама не знаю, как сама смогла бы ответить ей на данное утверждение... 4) Можно ли перед компьютером читать акафисты и молитвы, которых нет у меня? Вообще же, если нет возможности в доме молиться перед иконами по какой-либо причине, допустимо ли молиться, например, у окна или мысленно при работе в саду? Спаси Господи!

Людмила

Людмила, попробую ответить так же, по порядку: 1)Наравне молиться или нет - это пусть Вам подскажет Ваше чувство благодарности к этому человеку; не секрет ведь, что люди нам неродные, делают иногда для нас даже больше близких родственников, так почему же о них не помолиться усерднее? 2) В этом вопросе лично я сторонник такой практики: лучше уж разделить на несколько частей, но прочесть полностью; 3) Похоже, что та женщина не считает Господа Иисуса Христа Богом, как же с ней вообще разговаривать тогда? 4) Перед компьютером лучше духовные тексты не читать, тем более молитвы; если нет никакой возможности помолиться у икон, в крайнем случае, мне думается, молиться так можно.

игумен Никон (Головко)

татьяна

Татьяна, можно молиться разным святым одновременно, акафисты также можно читать несколько, и разным святым поочередно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Прочитала, что акафисты нельзя читать сидя, только стоя. У меня сложная беременность (сейчас я на 8-м месяце). Неделю назад вышла из больницы. У меня (по возможности) постельный режим. Могу я читать акафисты сидя? Также хотим с мужем пойти исповедоваться и причаститься - могу я во время служб сидеть? Заранее спасибо за ответ!

Анастасия

Дорогая Анастасия, такие правила, как, например, обязательность чтения акафиста стоя, относятся к обычной ситуации. Дамы в положении не должны их соблюдать. Можно и полулежа читать, и в храме сидеть, - делайте все, как требует режим. Да благословит Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Добрый день. Подскажите, можно ли каждый день читать акафисты Нектарию Эгинскому и Пресвятой Богородице, именуемой Всецарица, при раковом заболевании? Спасибо.

Виктория

Виктория, как сказано в Священном Писании, молится нужно непрестанно. Поэтому читать акафисты можно всегда, хоть каждый день - по возможности.

иеромонах Викторин (Асеев)

Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал - во всем этом уже видно священника.

Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.

Все святое способно вырождаться и выдыхаться при неправильном пользовании. Благословение духовенства со стороны принимающих его мирян (или в режиме от архиерея - священнику) может превратиться в аналог «Здрасьте» при встрече низшего с высшим. Увидели Владыку, чуть согнулись в спине и вместо приветствия - «благословите». Вот так прямо и бывает: говорим «благословите», подразумеваем - «Здрасьте. Как мы рады вас видеть!». А со стороны дающего благословение это и вовсе бывает некое помахивание ручкой в воздухе и позволение затем ее поцеловать. Это особенно заметно там, где духовенства и церковного народа много: в семинариях, в епархиальных управлениях, в церковных лавках, в крупных обителях и проч. Там происходит, чаще, чем где-либо, вредная стилизация православия из-за спешки, толкотни и смеси панибратства с подхалимством. При этом, что касается благословений, нет собственно «благого» + «словения», то есть никакие благие и священные слова могут вовсе не произноситься. Все совершается на уровне манипуляций и имитации поцелуев. Между тем Писание изначально предполагает одним из служений священства - благословение народа, а само благословение - произнесением вслух священных слов. «Благословляйте сынов Израилевых, говоря им : Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)

Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав - настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это - исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.

Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:

«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.

Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.

Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться - замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно - освящающего действия благодати при призывании Господа.

Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он - священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение », а не просто священная жестикуляция.

Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.