Психологические особенности поведения индивида в толпе. Социальное поведение

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего орга­низма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психоло­гическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом. Поведение индивидов в организации определяется теми правила­ми и ограничениями, которые действуют в ней для достижения постав­ленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I E) - где: П- поведение, функция природных свойств личности, обуслов­ленная внешним окружением в результате социализации; I- особен­ности индивида, его природные свойства и характеристики; Е - среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации. Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправлен­ность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение опреде­ляется целью, для достижения которой индивид совершает опре­деленного вида действия. Поведение мотивировано - в любом пове­дении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы - возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем опре­деленного вида работу. С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как вир­туальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и теат­рального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. ВП - проекция из виртуаль­ной реальности на реальность, что определяет его двойственную при­роду. Внутренний слой ВП - естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой - театральное поведение, которое в качестве таково­го также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необхо­димой для достижения цели скрытого естественного поведения. ВП существует благодаря возможности ошибки принять теат­ральное поведение за естественное. Есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различ­ного вида сообществом. Условиями существования ВП является представление контраген­та о существовании «подлинного» поведения. ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным по­ведением. Цель ВП - добиться от контрагента определенного естест­венного поведения, достижения реальной цели. ВП основывается на определенной информации о правилах естест­венного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведе­ние других людей. Особенности ВП: « иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели; » ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным; » закон ВП - закон иллюзий; » ВП - способ управления реальным поведением; » природа ВП имеет двойственный характер.

Психологические особенности поведения индивида в толпе.

· Анонимность. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

· Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации, способность к наблюдению и критике.

· Бессознательность . В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

· Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности.

· Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения.

· Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности.

· Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

· Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

· Безответственность . В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

· Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

3.7.5. Мотивы поведения в толпе.

· Суеверие - упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком.

· Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Социальная иллюзия - своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет.

· Предрассудки - ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.


Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в россии и. П. Павловым.
и. П. Павлов ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей
Достаточно условно можно привести формулу поведения:
П = f (I, E),
где П - поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I - особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E - среда, окружающая индивида, те организации, где происходит процесс его социализации
Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность Поведение имеет причины, т е любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивированно - в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы, - можно измерить отдельные составляющие поведения, например насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу, присутствием или отсутствуем на рабочем месте
КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Поведение сотрудников является определяющим в деятельности организации и входит составной частью в такой обобщающий показатель деятельности, как компетенция персонала. Понятие «компетенция» используется в современном менеджменте для обозначения характеристик персонала, необходимых для успешной реализации выбранной стратегии организации. Компетенция представляет собой совокупность следующих факторов: знаний (результатов образования личности), навыков (результатов опыта работы и обучения), навыков поведения и общения (умения вести себя в организации, общаться с людьми и работать в группе) персонала Компетенция приобретает практический смысл лишь по отношению к действию, относится к конкретной ситуации, комбинирует и соединяет динамичным образом составляющие ее элементы для адаптации к требованиям должности.

Для определения содержания компетенции необходимо: проводить детальный анализ всех видов деятельности, осуществляемых на данной должности, и выявлять различные составляющие требуемых знаний, навыков; построить иерархию компетенции с учетом развития всех ее составляющих; выявлять составляющие компетенции, общие для различных направлений деятельности
Поддержание компетенции на требуемом уровне определяет необходимость управления ею. Управление компетенциями представляет собой процесс развития и поддержания компетенций на уровне, необходимом организации для реализации ее основных задач в соответствии со стратегией развития. Если не вносить управляющих воздействий, компетенция из стадии эффективного использования перейдет в стадию угасания, и специалист может стать не конкурентоспособным, а организация начнет нести убытки (рис. 8.6) . В этой связи необходимо: постоянное развитие компетенции (повышение квалификации, поддержание трудовых навыков, навыков общения); расширение (смена) вида деятельности, переход на новый вид деятельности и приобретение дополнительных компетенций.
Управление поведением персонала - система мер по формированию моделей компетенций сотрудников организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами
Реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, т е управление их поведением Другим фактором, во многом определяющим поведение индивида в социуме, является понятие «Восприятие» .

Рис. 8.6. Жизненный цикл компетенции сотрудника

ВОСПРИЯТИЕ И УСТАНОВКИ
Восприятие - процесс, посредством которого индивид придает значение элементам и явлениям внешней среды. Восприятие происходит на основе ощущения. Восприятие включает следующие этапы (рис. 8.7):
отражение или регистрацию в сознании человека предметов или явлений (информации); интерпретацию - формирование картинки действительности в сознании личности, которая может существенно отличаться от действительности. установление обратной связи, формирование собственно поведения или установки личности

Рис. 8.7. Этапы восприятия индивида

Восприятие используется индивидом для выбора, хранения и интерпретации информации в значимую и логически построенную картину мира. Одна и та же информация воспринимается каждым индивидом по-разному в зависимости от особенностей восприятия, а ее интерпретация определят дальнейшее поведение индивида. Важно не что происходит, а как воспринимается (см. рис. 8.7) .
Еще одним фактором, определяющим поведение, является внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ», ее самовосприятие. Суть данной концепции состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «я», того, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция была предложена американским психологом К. Р. Роджерсом (1902-1987 гг.) . Она формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции поведения Я-концепция определяет относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании которой индивид строит свои взаимоотношения с остальными людьми (рис. 8.8) .
Стабильность «Я-образа» является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям В ряде случаев люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют сложившемуся «Я-образу»
В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я», они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического «комфорта» личности Вместе с тем, эти же

механизмы могут затруднить восприятие, например, критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.
Составляющее «Я-образа»

Рис. 8.8. Составляющие Я-концепции

На основании восприятия индивид формирует свои установки. Установка - постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-то предмету, личности, ситуации. Не всегда сотрудники приходят в организацию с теми установками, которые соответствуют ее целям и задачам: опаздывают, не достаточно эффективно выполняют порученные задания, занимаются в рабочее время личными делами и т. д. Возникает необходимость разработки способов воздействия на сотрудников для изменения их установок. Существует ряд способов по влиянию на установки работников: предоставление новой информации, воздействие страхом (среднего уровня), приведение в соответствие установок и поведения (устранение диссонанса), привлечение к сотрудничеству, влияние коллег, компенсации и др. Результативность этих способов бывает различной и зависит от значимости интересов у работников, на которых оно основано

Еще по теме § 8.1.2. ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ:

  1. Глава 2. Социально-правовая защита индивида и семьи - определяющий фактор решения демографических проблем

В психологии личность понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общности. Это понятие отражает общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, понимания сущности индивида.

При изучении специфики индивидуального поведения в организации важно акцентировать внимание на таких факторах поведения, как возраст (50-летние не так часто проявляют активное недовольство руководством из-за опасения увольнения), пол (женщины вынуждены больше, чем мужчины, уделять внимания семейным проблемам), физические возможности (работа людей с ограниченными возможностями имеет свою специфику), принадлежность к этнической группе (например, в американских компаниях в структуре рабочей силы растет доля латиноамериканцев, азиатов).

Существуют базовые детерминанты развития личности. Это, прежде всего, наследственность и факторы окружающей среды. С тем, что наследственность влияет на личность, согласны далеко не все. Всегда возникают вопросы, что определяет агрессивное поведение подростка: возраст, гены, проблемы в семье, влияние улицы и т.п. Но вероятно наследственность устанавливает некие границы возможностей человека (склонность к языкам, точным наукам, к искусству), а уже окружающая среда либо способствует развитию талантов человека, либо препятствует. Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду культурные факторы (нормы, верования, ценности), социальные факторы (семью, референтные группы, группы членства, рабочие группы), ситуационные факторы.

Важно обращать внимание на психические свойства личности (характер, воля, память и др.). Характер - индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей действительности. Характер формируется в течение жизни человека. На характер ребенка влияют и родители, и школа, и сверстники, и книги. Воля - это способность индивида совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей (иногда преодоления себя). Мы можем оценивать выдержку человека, решительность, целеустремленность. При оценке персонала необходимо обращать внимание на воображение человека (особенно, если мы ищем человека творческого, мыслящего нешаблонно), его память, эмоциональность (умение контролировать или проявлять свои эмоции).

Изучая индивида, менеджеры обращают внимание на следующие характеристики личности.

Самооценка. Это собственная оценка своей значимости, отношение к самому себе. Основу самооценки составляет система ценностей индивида, набор личностных смыслов. Самооценка выполняет функции регуляции поведения и самозащиты, влияя на поведение индивида, его взаимоотношения с окружающими. Самооценка зависит от ситуации, мнения других людей, личной удачливости. Самооценка сильно воздействует на поведение человека в организации, например, в плане выбора профессии, постановки целей. Высокая самооценка предполагает больший риск при выборе профессии, постановку более сложных целей и задач, а низкая самооценка порождает неверие в собственные силы, излишнюю зависимость от влияния окружающих. Довольно часто мы встречаемся с искаженной самооценкой: либо излишне завышенной (что часто бывает при чрезмерной опеке и создании "культа личности" ребенка слишком заботливыми и честолюбивыми родственниками), либо излишне заниженной самооценкой (когда ребенок с детства слышит фразы, подобные таким: "откуда у тебя руки растут", "вот Маша какая умная девочка, а с тебя что взять", "растяпа" и др.). Очень важно формировать адекватную самооценку личности.

Локус контроля. Дж. Роттер предложил свою теорию локуса контроля для оценки того, насколько индивид чувствует себя в состоянии контролировать свою собственную жизнь. Где находится источник контроля над судьбой человека - внутри него самого или все определяется внешними силами? Внешний (экстернальный) локус контроля характеризуется тем, что индивид объясняет жизненные события влиянием внешних сил и обстоятельств. От человека мало что зависит: "мы все - заложники судьбы", "я опоздал, потому что пробки, а не потому, что не выехал заранее", "я не успел ничего сделать, так как заболела моя любимая бабушка". Экстерналы более экстравертированы и в большей степени ориентированы на мир вокруг них. Интернал (человек с внутренним локусом контроля) считает, что человек сам может влиять на ход своей жизни, все, что происходит - это результат собственных решений ("мы - хозяева своей судьбы"). Прежде всего, надо спрашивать с себя: все ли ты сделал для того, чтобы добиться чего-либо. Интересно, что локус контроля имеет в том числе и культурную обусловленность. Так, американцы в подавляющем большинстве являются интерналами (что объясняется системой воспитания - это твоя жизнь, твои решения, твой выбор и т.д.), а русские, итальянцы, латиноамериканцы отличаются большей экстернальностью (в Москве вообще практически любые неудачи можно при желании связать с пробками).

Экстерналом и интерналом управляют по-разному. Экстернал лучше работает в условиях директивного управления, его поведение в организации сильно зависит от поощрений (внешнее стимулирование), для интернала прежде всего важна удовлетворенность трудом, самостоятельность, отсутствие жесткого внешнего контроля. Интерналы более настойчиво собирают информацию, они более независимы и полагаются на свои собственные суждения.

Авторитаризм - это модель поведения, основанная на убеждении, что в организации обязательно должны существовать статусные и властные различия, власть и контроль - это то, что держит организацию как единое целое. Люди с высокими показателями авторитаризма очень почтительны с людьми более высокого статуса, пренебрежительны к подчиненным, всегда следуют правилам. Считают, что любые правила, законы, инструкции, предписания необходимо соблюдать вне зависимости от субъективного мнения об их содержании. Для таких сотрудников начальник всегда прав, он все знает лучше и не может ошибаться.

Макиавеллизм. Название происходит от имени итальянского философа и политика Никколо Макиавелли и понимается, как искусство манипулирования и сохранения контроля над окружающими. Данная черта характеризует человека крайне прагматичного, ориентированного на карьеру. Такой индивид не "обрастает" привязанностями, всегда сохраняет эмоциональную дистанцию с коллегами, стремится к манипулированию ими. Другие для него - лишь средство для достижения своих целей.

Ориентация на достижение. Человек с такой потребностью стремится выполнять поставленные задачи лучше, чем он это делал раньше, преодолевая препятствия (правда, небольшие). Легкие задачи неинтересны (нет преодоления, нет чувства гордости за себя), очень трудные задачи - тоже плохо, так как высока вероятность не добиться поставленных целей. Человек ставит задачи средней сложности, но при их выполнении испытывает чувство глубокого удовлетворения. Индивид с выраженной ориентацией на достижение стремится все свои дела доводить до конца, чтобы "поставить очередную галочку".

Догматизм - это отсутствие сомнений в собственной правоте, неспособность переоценить то, что сделано. Это вера в некие незыблемые истины, неизменные правила и др.

Самоконтроль. Проявляется в способности адаптировать свое поведение к требованиям ситуации, умении держать свои чувства и эмоции под контролем. Люди с высокой степенью самоконтроля скрывают свое истинное отношение к тем или иным событиям, людям и явлениям. Они умело подстраиваются под поведение окружающих, склонны к конформизму (особенно, если им выгодно не выражать свое мнение, отличное от других). Люди с выраженным самоконтролем гибко меняют свой стиль поведения и управления в зависимости от ситуации, типа подчиненных, задач.

Это - основные черты, интересующие руководство при оценке персонала и определяющие специфику поведения сотрудника в организации.

Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств. С позиции социологии индивид является характеристикой человека, как отдельного репрезентанта биологического вида людей. Индивид представляет собой единичную особь представителей Homo sapiens. То есть это отдельное человеческое существо, которое объединяет в себе социальное и биологическое и определяется уникальным набором генетически запрограммированных качеств и индивидуального социально приобретенного комплекса черт, характеристик, свойств.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Социальный индивид

В отличие от детенышей животных, индивид практически лишен врожденных адаптационных инстинктов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития он нуждается в общении с себе подобными. Ведь только в социуме ребенок сможет воплотить в действительность свой врожденный потенциал, стать личностью. В независимости от того, в каком социуме индивид рождается, он не сможет обойтись без опеки взрослых и научения с их стороны. Для полноценного развития ребенку необходимо длительное время, чтобы он смог вобрать в себя все элементы, детали, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни в качестве взрослого члена социума. Поэтому ребенку с самых первых дней жизни необходимо иметь возможность коммуникаций со взрослыми.

Индивид и общество неразделимы. Без общества индивид никогда не станет личностью, без индивидов общество просто не будет существовать. В начальном периоде жизни взаимодействие с социумом заключается в первичных мимических реакциях, языке жестов, при помощи которых малыш сообщает взрослым о своих надобностях и проявляет свое удовлетворение или неудовлетворение. Ответные реакции взрослых членов социальной группы становятся ему понятными также из мимики, различных жестов и интонаций.

По мере взросления ребенка и его обучения разговорной речи, язык жестов и мимики понемногу отходит на второстепенный план, однако никогда в течение всей взрослой жизни индивида не теряет своей значимости полностью, трансформируясь в важнейший инструмент невербальных коммуникаций, который выражает чувства порой не меньше, а иногда и больше, чем привычные слова. Это связано с тем, что жесты, мимика и позы в меньшей степени контролируются сознанием, чем речь, а потому обладают, в некоторых случаях даже большей информативностью, говоря социуму то, что индивид желал скрыть.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что социальные качества (например, коммуникация) должны формироваться только в процессе взаимодействия с социумом в целом и общения с другими людьми в частности. Любое общение, вербального или невербального характера, является необходимым составляющим условием того, чтобы человек стал социализированным. Социальные качества индивида являются его способностями к социальной деятельности и процессу социализации. Чем раньше начинается процесс социализации, тем проще он будет происходить.

Существуют различные формы научения, посредством которых происходит социализация индивида, однако они всегда должны использоваться в комплексе. Одним из методов, которые взрослые сознательно используют для приучения ребенка к социально правильному и одобряемому поведению является научение закреплением. Закрепление реализуется при помощи направленного использования метода поощрений и наказаний для того, чтобы продемонстрировать ребенку, какое его поведение будет желаемым и одобряемым, а какое порицательным. Таким способом ребенка учат соблюдать элементарные, действующие в обществе требования гигиены, этикета и др.

Некоторые элементы повседневного поведения индивида довольно сильно могут входить в привычку, что приводит к образованию прочных ассоциативных связей – так называемых условных рефлексов. Одним из каналов социализации является образование условных рефлексов. Таким рефлексом, например, может быть мытье рук перед едой. Следующим методом социализации является научение посредством наблюдения.

Индивид учится тому, как вести себя в социуме, наблюдая за поведением взрослых и пытаясь им подражать. Многие детские игры основаны на подражании поведению взрослых. Ролевое социальное взаимодействие индивидов также является научением. Приверженец данной концепции Дж. Мид полагает, что овладение социальными нормами и правилами поведения происходит в ходе взаимодействий с другими людьми и при помощи различных игр, особенно ролевых (например, игры в дочки–матери). Т.е. происходит научение через взаимодействие. Участвуя в ролевых играх, ребенок воплощает в жизнь результаты своих собственных наблюдений и своего начального опыта социального взаимодействия (посещение врача и пр.).

Социализация индивида происходит при помощи воздействия различных агентов социализации. Самым важным и первым таким агентом в процессе социального становления индивида является семья. Ведь она является первым и самым близким «социальным окружением» индивида. В функции семьи относительно ребенка входит забота о его здоровье, защита. Семья также удовлетворяет все насущные потребности индивида. Именно семья изначально знакомит индивида с правилами поведения в социуме, учит коммуникациям с другими людьми. В семье он впервые знакомится со стереотипами половых ролей и проходит половую идентификацию. Именно семья вырабатывает первичные ценности индивида. Однако, в то же время, семья является институтом, который может принести наибольший вред процессу социализации индивида. Так, например, низкий социальный статус родителей, их алкоголизм, конфликты в семье, социальное отчуждение или неполнота семьи, различные девиации в поведении взрослых – все это может привести к неисправимым последствиям, наложить неизгладимый отпечаток на мировоззрение ребенка, его характер и социальное поведение.

Школа является следующим после семьи агентом социализации. Она является эмоционально нейтральной средой, чем принципиально разнится от семьи. В школе к малышу относятся как к одному из многих и в соответствии с его реальными характеристиками. В школах дети познают практически, что такое успех или неудача. Они учатся преодолевать сложности или привыкают сдаваться перед ними. Именно школа формирует у индивида самооценку, которая, чаще всего, остается с ним на всю взрослую жизнь.

Еще одним немаловажным агентом социализации является окружение сверстников. В подростковом возрасте ослабевает влияние родителей и учителей на детей, наряду с этим растет влияние сверстников. Все неуспехи в учебе, отсутствие внимания родителей компенсирует уважение сверстников. Именно в среде своих сверстников ребенок учится решать конфликтные вопросы, общению на равных. А в школе и семье все общение построено на иерархии. Отношения в группе сверстников позволяют индивиду лучше понять самого себя, свои достоинства и недостатки.

Потребности индивида также лучше понимаются через групповое взаимодействие. Социальная среда сверстников вносит свои коррективы в ценностные представления, привитые в семье. Также взаимодействие со сверстниками позволяет ребенку отождествлять себя с другими и, вместе с тем, выделяться среди них.

Так как в социальной среде взаимодействуют различные по принадлежности коллективы: семья, школа, сверстники – индивид сталкивается с некоторыми противоречиями. Так, например, семья индивида ценит взаимопомощь, а в школе доминирует дух соперничества. Поэтому индивиду приходится ощущать на себе воздействие разных людей. Он пытается вписаться в разное окружение. По мере того, как индивид взрослеет и интеллектуально развивается, он учится видеть такие противоречия и анализировать их. Вследствие чего ребенок создает свой собственный набор ценностей. Сформированные ценности индивида позволяют более точно определить собственную личность, обозначить план жизни и стать инициативным членом социума. Процесс формирования таких ценностей может являться источником значимых социальных перемен.

Также среди агентов социализации нужно выделить средства массовой информации. В процессе своего развития индивид и общество беспрерывно взаимодействуют, что обуславливает успешную социализацию личности.

Поведение индивида

Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.

Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации).

Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.

Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.

В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.

Поведение индивида обладает следующими признаками:

— уровнем активности (инициативность и энергичность);

— эмоциональной выразительностью ( и интенсивность проявляемых аффектов);

— темпом или динамичностью;

— стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;

— осознанностью, основанной на понимании своего поведения;

— произвольностью (самоконтроль);

— гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.

Индивид личность индивидуальность

Индивид является живым существом, которое принадлежит к человеческому виду. Личность является социальным существом, которое включено в общественные взаимодействия, участвующим в социальном развитии и выполняющим конкретную социальную роль. Термин индивидуальность предназначен для акцентирования неповторимого образа человека. Это то, чем образ человека отличается от других. Однако, при всей разносторонности понятия индивидуальность, оно все же, в большей степени, обозначает духовные качества личности.

Индивид и личность не являются тождественными понятиями, в свою очередь, личность и индивидуальность образуют целостность, но не идентичность. В понятиях «индивидуальность» и «личность» заключаются разные измерения духовного естества человека. Личность чаще описывается, как сильная, независимая, тем самым выделяя ее деятельностную сущность в глазах других. А индивидуальность, как – яркая, творческая.

Термин «личность» отграничивают от терминов «индивид» и «индивидуальность». Это связано с тем, что личность развивается под воздействием социальных взаимоотношений, культуры, окружения. Ее формирование также обусловлено биологическими факторами. Личность в качестве социально-психологического феномена предполагает конкретную иерархическую структуру.

Личность является объектом и продуктом общественных взаимоотношений, ощущает социальные влияния, и преломляет их, трансформируя. Она выступает в качестве совокупности внутренних условий, посредством которых видоизменяются внешние воздействия социума. Такие внутренние условия являются соединением наследственно-биологических качеств и социально-обусловленных факторов. Поэтому личность является продуктом и объектом социального взаимодействия, и активным субъектом деятельности, коммуникаций, самопознания и сознания. Формирование личности имеет зависимость от деятельности, от степени ее активности. Поэтому она проявляется в деятельности.

Роль биологических факторов в становлении личности довольно велика, однако нельзя пренебрегать влиянием социальных факторов. Есть определенные качества личности, на которые особенное влияние оказывают социальные факторы. Ведь личностью нельзя родиться, личностью можно только стать.

Индивид и группа

Группа – это относительно изолированная совокупность индивидов, которые находятся в довольно устойчивом взаимодействии, а также осуществляют совместные деяния на протяжении долгого промежутка времени. Группа – это также совокупность индивидов, которые разделяют социальные определенные характеристики. Совместное взаимодействие в группе основано на определенном общем интересе или связано с достижением конкретной общей цели. Она характеризуется групповым потенциалом, который ей позволяет вступать во взаимодействие с окружающей средой и приспосабливаться к трансформациям, которые происходят в окружении.

Характерные особенности группы заключаются в идентификации каждым ее членом себя, а также своих действий с коллективом в целом. Следовательно, во внешних обстоятельствах каждый выступает от имени группы. Еще одной особенностью является взаимодействие внутри группы, которое имеет характер прямых контактов, наблюдения действий друг друга и др. В любой группе вместе с формальным разделением ролей, обязательно будет складываться неформальное разделение ролей, которое обычно признается группой.

Выделяют два вида групп: неформальные и формальные. Вне зависимости от вида группы, она будет оказывать существенное воздействие на всех членов.

Взаимодействие индивида и группы будет всегда носить двойственный характер. С одной стороны, индивид своими действиями помогает решению групповых задач. С другой – группа оказывает огромное влияние на личность, помогая ей удовлетворять свои определенные потребности, например, потребность в безопасности, уважении и т.п.

Психологами было замечено, что в коллективах с позитивным климатом и активной внутригрупповой жизнью, индивиды имеют хорошее здоровье и моральные ценности, они лучше предохранены от внешних влияний, работают активнее и действеннее, чем индивиды, которые находятся в обособленном состоянии, или же в группах с негативным климатом, которые поражены неразрешимыми конфликтными ситуациями и нестабильностью. Группа служит для защиты, поддержки, для обучения и умения решать задачи, и требуемым нормам поведения в группе.

Развитие индивида

Развитие бывает личностным, биологическим и психическим. Биологическим развитием называется формирование анатомо-физиологических структур. Психическим – закономерные трансформации процессов психики. Психическое развитие выражается в качественных и количественных переустройствах. Личностным – образование личности в процессах социализации и воспитания.

Развитие индивида ведет к видоизменениям свойств личности, к зарождению новых качеств, которые психологи именуют новообразованиями. Трансформации личности от одного возраста к другому протекают в таких направлениях: психическое, физиологическое и социальное развитие. Развитие физиологическое заключается в формировании скелетно-мышечной массы и других систем организма. Психическое развитие заключается в становлении когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие. Социальное развитие заключается в формировании нравственности, моральных ценностей, усвоении социальных ролей и др.

Развитие происходит в целостности социального и биологического в человеке. Также посредством перехода количественных трансформаций в качественные переустройства психических, физических и духовных качеств личности. Развитие характеризуется неравномерностью – каждый орган и система органов развиваются в своем темпе. Оно происходит более интенсивно в детстве и пубертатном периоде, во взрослом возрасте замедляется.

Развитие обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние среды и семейное воспитание – это внешние факторы развития. Склонности и влечения, совокупность чувств, волнений индивида, возникающих под воздействием внешних условий – это внутренние факторы. Развитие и становление индивида считается результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов.